Научная тема: «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПАТЕРНАЛИЗМА И ПАРТНЕРСТВА В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ»
Специальность: 12.00.02
Год: 2015
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Государственный патернализм на современном этапе можно определить как основанную на национальной традиции и воле народа суверенного государства в целом государственно-властную, ответственную политику в отношении отдельных категорий населения и этнических групп в целях обеспечения права на развитие, сохранения и совершенствования дополнительных мер защиты прав заинтересованных категорий граждан.

Современное осмысление патернализма в свете конституционно-правовых идей социального государства диктует насыщение новым содержанием, трансформацию его «сакрализованных» форм в конституционные, но без изменения сущности патернализма, понимаемого как забота, помощь, поддержка и защита:

  • вектор приобретения прав как «дарения» изменяется в корне, приобретая значение признания и уважения, неотъемлемости и неотчуждаемости;
  • устраняется главная опасность - недостаточность самостоятельности и ответственности за свое жизнеобеспечение самими сообществами коренных народов;
  • ограничиваются рамки контроля за личной жизнью представителей коренного населения и вмешательства в нее, подчинения (иерархии) как деструктивных форм проявления патернализма;
  • появляется пространство для активной инициативы под гарантии сильного государства в отношениях с третьими лицами, но сохраняются установленные гарантии за значительный объем рисков;
  • возникает конституционно-правовой механизм доступа к ресурсам;
  • дополняются формы соучастия коренных жителей в форме публичного обременения (делегирования полномочий) в области защиты исконной среды своего обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

2. Конституционно-правовое признание самобытности коренного народа и необходимость широкомасштабной государственной помощи в его позиционировании, охраны и обеспечения развития - основа патернализма, в своем содержании понимаемого как конституционная обязанность государства проявлять заботу и опеку в отношении как коренного малочисленного народа в целом, так и его представителей в частности.

Самобытность как правообразующий фактор находит свое выражение в следующих аспектах:

  • во-первых, в религии, языке, традициях, культурном наследии;
  • во-вторых, в особенностях их социально-правового бытия: образе жизни, отличного от других групп национального сообщества; особой правовой среде жизни; особой организационной структуре сообщества;
  • в-третьих, в непростой исторической судьбе, обусловленной их колонизацией, лишением исконных земель, территории и ресурсов, а также нахождении под воздействием значительных угроз (дискриминации; ассимиляции (этноцида) и его видов как уничтожение культуры или лишение культурных ценностей, лишения этнической идентичности (утраты самоназвания, исторической памяти, языка как носителя культурного богатства) и т.п.);
  • в-четвертых, в социальной практике коренных народов, основанной на неотъемлемом сочетании и абсолютной необходимости специальных индивидуальных и коллективных прав.

Признание самобытного характера коренных народов, уникальности многовекового опыта гармоничного сосуществования с природой, обладание богатым культурным наследием, традиционными знаниями жизнеобеспечения и выживания диктуют обязанность государства формировать среду, находящуюся в состоянии защищенности от различных внешних и внутренних угроз.

3. Российская Федерация, реализуя конституционную обязанность заботы и защиты самобытной общности, его материальной и духовной культуры, устанавливает специальные права, льготы и компенсации коренным малочисленным народам. Однако, в контексте политики патернализма они не должны рассматриваться только как носители прав и односторонних притязаний. Если государство обременяется обязательствами, то у противоположной стороны также должны формироваться обязательства по отношению к Российской Федерации в области соуправления (соучастия) в природоохранной деятельности.

Подробное исследование форм патернализма и партнерства допускает их сочетание при реализации государственной политики Российской Федерации, а именно при создании условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

Каналами вовлечения общин и иных форм этнического самоуправления в соуправление публично-правовыми сферами могут быть передача отдельных государственных полномочий органам национальных муниципальных образований, соглашения, посредством которых коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, их общины могут быть привлечены к содействию и соучастию в природоохранной деятельности.

4. Одним из принципиальных изменений в свете соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права является признание в ряду принципов государственной политики России идеи партнерства государства и коренных малочисленных народов.

Государство должно создать систему общих (федеральных) принципов, учитывающих как интересы коренных малочисленных народов, так и  интересы хозяйствующих субъектов, но важнейшим механизмом становления партнерства малочисленных этносов должно быть юридическое закрепление механизма соуправления государственных институтов и коренных народов по вопросам охраны окружающей природной среды, в том числе участия последних в юридическом (неюрисдикционном) процессе. Наделение (обременение) форм этнической самооорганизации строго определенными в законодательном либо договорном порядке полномочиями по экологическому мониторингу и контролю в состоянии уравновесить положение аборигенов в «партнерских» отношениях с бюрократией и хозяйствующими организациями. Безусловно, реализация таких полномочий должно осуществляться в строгом соответствии с установленным процессуальным порядком.

5. Отсутствие в Российской Федерации общепризнанных концепций партнерства государства и коренных малочисленных народов - серьезный недостаток конституционно-правовой политики. Вместе с тем, анализ теории договорных отношений, практики заключения и реализации соглашений с участием представителей малочисленных этнических общностей позволяет выявить цели партнерства, сферы общественных отношений, объекты, формы.

Исходя из того, что любое партнерство основывается на вкладе каждой из сторон, необходимо таковым признать традиционные знания коренного населения. Следовательно, с учетом специфики данных знаний, предметом партнерства должны стать:

  • соучастие в контроле за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
  • соучастие в контроле за соблюдением режима территорий традиционного природопользования, режимов особо охраняемых природных территорий;
  • соучастие в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания;
  • соучастие в предупреждении негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и содействие в проведении государственной экологической экспертизы и т.д.

6. Создание территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока федерального значения должно предшествовать обсуждению и инициированию вопросов объединения субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают данные народы. Гарантированное обладание землей и доступ к иным, в том числе возобновляемым, природным ресурсам является живительным источником особого типа цивилизации, культурной и бытовой модели жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Этот императив настоятельно требует своего воплощения в этническом законодательстве.

7. Наиболее перспективная модель осуществления власти населением на территориях (местностях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока кроется в сопряжении местных и этнических интересов. Этническое самоуправление невозможно рассматривать как самостоятельный публично-властный институт наравне с местным самоуправлением. Однако первое должно стать полноценной составной частью второго, имеющей гарантии учета особенностей организации и осуществления. Только такое положение будет способствовать развитию народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, преодолению конфликта интересов, формированию общих цивилизационных ценностей.

8. Роль и значение общин коренных малочисленных народов исходит из его этнообразующего характера, а сущность находит свое выражение в интересах, аккумулированных и выражаемых в процессе ее деятельности. Государство должно не только признавать права и законные интересы общин, но и должно нести обязательства, направленные на создание в общинной жизни условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В данном контексте необходима разработка и утверждение федеральных стандартов качества жизни в общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и федеральных стандартов качества обеспечения трудовой занятости лиц, относящихся к малочисленным народам и осуществляющих традиционное хозяйствование и промыслы.

Список опубликованных работ
I. Монографии, научно-практические комментарии

1.Гоголев П.В. Конституционно-правовые основы государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России: Монография. /П.В. Гоголев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. – 336 с. (21,0 п.л.).

2.Гоголев П.В. Местное управление народов Якутии: история, традиции, современность: Монография. Электронное издание. / П.В. Гоголев. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 156 с.

3. Гоголев П.В. (в соавторстве). Комментарий к Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия) / А.С. Антонов и др.; под науч. ред. Д.Н.Миронова. – Якутск: Бичик, 2011. – 272 с. (16,0 п.л.; авторских листов – 0,5 п.л.).

4. Гоголев П.В. Традиционное местное управление якутов (XVII – начало ХХ в.). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 98 с. (5,3 п.л.).

II. Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации

5.Гоголев П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России: проблемы терминологической определенности. // Правовое государство: теория и практика. 2014. Том 3. № 37. С. 60 – 64 (0,25 п.л.).

6.Гоголев П.В. (в соавторстве) О некоторых аспектах правового развития инородцев Севера, Сибири и Дальнего Востока России (конец ХIХ – начало XX века). // Право и государство: теория и практика. 2014. № 12 (120). С. 150 – 152. (0,4 п.л.; авторских листов – 0,2 п.л.).

7.Гоголев П.В. Об автономии и территориальных интересах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на современном этапе. // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова. 2014. Том 11. № 3. С.118 – 124. (1,0 п.л.).

8. Гоголев П.В. Патернализм и партнерство как сочетаемые принципы конституционно-правовой политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России // Юридический мир. 2014. №11 (215). С. 54 – 58. (0,5 п.л.).

10. Гоголев П.В. Федеральные гарантии и стандарты в структуре государственной политики жизнеобеспечения и развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. // Право и государство: теория и практика. 2014. № 8 (116). С. 24 – 27. (0,5 п.л.).

11.Гоголев П.В. Коренные малочисленные народы в конституционно-правовой политике России: патернализм, протекционизм, партнерство. // Конституционное и муниципальное право. 2014. №7. С. 24 – 33. (1,0 п.л.).

12.Гоголев П.В. Партнерство государства и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока как принцип конституционно-правовой политики России. // Право и государство: теория и практика. 2014. № 6 (114). С. 18 – 21. (0,4 п.л.).

13. Гоголев П.В. Международно-правовое признание и охрана самобытности коренных народов. // Международное публичное и частное право. 2014. № 6. С. 3 – 5. (0,5 п.л.).

14. Гоголев П.В. Юридическое признание и противодействие угрозам сохранения и развития коренных малочисленных народов. // Право и государство: теория и практика. 2014. № 5 (113). С. 49 – 52. (0,4 п.л.).

15. Гоголев П.В. Местное самоуправление и этническая самоорганизация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России: перспективы взаимодействия. // Юридическая мысль. 2014. № 3 (83). С. 86 – 95. (1,5 п.л.).

16.Гоголев П.В. Политико-правовые аспекты развития инородцев Севера, Сибири и Дальнего Востока России в XIX веке. // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 3. С. 31 – 33. (0,4 п.л.).

17.Гоголев П.В. Община коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока как форма сочетания публичного и частноправового интересов. // Местное право. 2014. № 2. С. 9 – 24. (1,0 п.л.).

18.Гоголев П.В. Север России и коренные малочисленные народы как объекты государственного интереса: правовые аспекты. // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 8. С. 39 – 47. (1,6 п.л.).

19.Гоголев П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: от терминологии к политике. // Юридическая мысль. 2013. № 6 (80). С. 38 – 45. (0,75 п.л.).

20. Гоголев П.В. Этнические интересы (притязания) коренных малочисленных народов Севера как правообразующий фактор. // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 28 – 32. (0,9 п.л.).

21.Гоголев П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока как объект конституционно-правовых исследований. // Юридическая мысль. 2013. № 5 (79). С. 29 – 36. (0,75 п.л.).

22.Гоголев П.В. Этническое самоуправление: проблемы формирования. // Местное право. 2013. № 3. С. 13 – 30. (1,0 п.л.).

III. Иные научные публикации

23. Petr V. Gogolev. Public-Private Partnership in Russia: Experience in Lawmaking and Law Model Analysis. // Science and Education in the 21 Century: University”s role for Innovative Development of the Region/ Editors Evgenia I. Mikhailova Ducksoo Kang / Yakutsk, October 25-26, 2012. – Seoul, Republic of Korea, 2014. (0,25 п.л.).

24.Гоголев П.В. Устав об управлении инородцев в правовом развитии коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. // Проблемы российского и международного права: сборник статей Международной НПК (г. Уфа, 19 февраля 2014 г.) / Отв. ред. А.А. Сукиасян. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 25 – 28. (0,25 п.л.).

25.Гоголев П.В. Отдельные аспекты определения понятия «коренные малочисленные народы России». // Зимние юридические чтения: международная конференция, 15 февраля 2014 года., Санкт-Петербург: Фонд развития юридической науки. – СПб., 2014. (0,25 п.л.).

26.Гоголев П.В. Влияние традиций патернализма на формирование государственной политики в отношении малочисленных народов Севера. // Арктическая зона Российской Федерации: северо-восточный вектор развития: сборник материалов Международ.НПК, посвященной 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. 28 – 30 ноября 2012 г., Санкт-Петербург. Часть II /Науч.ред. О.А. Лазебник. – СПб.: КнигоГрад, 2013. С. 214 – 217. (0,25 п.л.).

27.Гоголев П.В. (в соавторстве) Местное самоуправление и защита прав малочисленных коренных народов Севера Российской Федерации. // Народовластие и права человека. Мат. IV международ. НПК. – М.: РАП, 2012. С. 269 – 281. (0,5 п.л.; авторских листов – 0,25 п.л.).

28. Гоголев П.В. (в соавторстве) Территориальное общественное самоуправление и общины коренных малочисленных народов Севера в системе местного самоуправления России. // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права. Сб. статей, посвященных 75- летию со дня рождения академика О.Е.Кутафина / отв. ред. В.И. Фадеев. – М.: ООО Издательство «Элит», 2012. С. 341 – 353. (0,5 п.л.; авторских листов – 0,25 п.л.).

29. Гоголев П.В. (в соавторстве) Вiдповiдальнiсть правового характеру у правовiй системi Росii. // Правова вiдповiдальнiсть: доктрина та практика застосуванна. Збрник тез доповдей учасникв Мжнародного науково- практичного круглого столу (Киiвський нацiональний унiверситет iменi Тараса Шевченка, 2 червня 2011 р.) – К., 2011. С. 26 – 29. (0,2 п.л.: авторских

листов – 0,1 п.л.).

30. Гоголев П.В. О правовой защите интересов населения муниципальных образований при предоставлении недр в пользование. // Сборник научных статей преподавателей юридического факультета СВФУ имени М.К.Аммосова. Вып. 8. – Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2010. С. 81 – 84. (0,25 п.л.).

31. Гоголев П.В. О дефектах и пробелах в правовом регулировании вопросов территориальной доступности местной власти. // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: Мат. Международной НК. Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, 28-31 марта 2007 г./Под ред. проф. С.А. Авакьяна. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 2008. С. 652 – 657. (0,3 п.л.).

32. Гоголев П.В. (в соавторстве) О проблемах территориальной организации местного самоуправления в Республике Саха (Якутия). // Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия): правовые, социально- экономические и финансовые проблемы. Мат. НПК 15-16 апреля 2004 г. – Якутск, 2004. С. 175 – 178. (0,4 п.л.; авторских листов – 0,2 п.л.).

33. Гоголев П.В. (в соавторстве) О некоторых вопросах территориальной организации местного самоуправления на современном этапе. // Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия): правовые, социально-экономические и финансовые проблемы. Мат. НПК 15-16 апреля 2004 г. – Якутск, 2004. С. 181 – 183. (0,2 п.л.; авторских листов – 0,1 п.л.).