Научная тема: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И ВНУТРИЛИТЕРАТУРНЫЙ СИНТЕЗ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА 50-80-Х ГГ. ХХ ВЕКА»
Специальность: 10.01.01
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Специфика претворения синтеза в русской детской литературе 1950- 1980-х годов обусловлена основными тенденциями и характером литературного и культурного развития времени, поставившего перед детскими писателями двуединую задачу глубокого постижения правды истории и творческого освоения традиций русской классики. Для детской литературы рассматриваемого периода в целом наиболее характерным стало чувство глубокой исторической обусловленности жизненных явлений.

2. Формирование жанров прозы для детей и подростков изучаемого периода находится в прямой и непосредственной связи с ключевыми тенденциями развития феномена культуры детства. Она понимается в единстве двух аспектов. С одной стороны, литература, адресованная детям и подросткам, создает художественные формы, побуждающие их к свободному интеллектуальному, эмоциональному, художественному, нравственному развитию личности. С другой стороны, в детской литературе воплощается принцип преемственности литературно-художественного опыта классической прозы.

3. Составным элементом художественного целого произведения, адресованного детям, становится игра. Ее роль и значение в качестве «жанрового фермента» именно детской прозы трудно переоценить, она рассматривается как основа для синтеза, коррелируется с законами построения литературного произведения. Особенно значима роль игры в сказочно-фантастических произведениях: жанр фантастического рассказа/повести открывал широкие возможности для создания новых вариаций формы через объединение образов и сюжетов, традиционно закрепленных за соответствующими жанрами. Кроме того, атмосфера игры в конечном счете содержала в себе условия для формирования конструктивной жизнестроительной доминанты в сознании читателя.

4. Художественный синтез (Вяч. Иванов), представляющий собой взаимодействие литературы с широким контекстом искусств, также получил, начиная с рубежа 1950-60-х годов, новые творческие импульсы. Обращение детских писателей к возможностям живописно-изобразительных приемов, в частности экфрасиса, а также к музыкальным цитатам и аллюзиям в произведении предоставляет возможности для расширения художественных горизонтов прозы и ее новых жанрово-стилевых форм.

5. Литература, адресованная детям, испытала на себе существенное влияние возникшей на рубеже 1950-60-х годов лирической или лирико-философской тенденции в литературе. Детская проза этого времени обрела новое лирико-философское звучание. Лирико-философская тональность возникала вследствие усиления разных художественных составляющих - названия произведения, способа развертывания внутреннего мира героя, углубления психологизма, особого «лирического» присутствия автора в тексте, его взаимоотношения с персонажами произведения.

Более того, в это время в прозе происходит перенос повествовательно- описательных акцентов: наряду с динамичным событийным планом повествования, реализуемым сюжетом, особая роль отводится художественному конфликту, развитие которого в произведении обогащало словесность новыми смыслами, усиливало роль психологического портрета персонажа, заостряло идею, способствовало более живому восприятию художественного текста.

Благодаря новому балансу соотношения повествовательного (сюжетного) и описательного (изобразительного) компонентов происходило ассоциативно-смысловое обогащение прозы. Не утрачивая живости сюжетной интриги, оно углубляло смысл за счет привнесения лирико-философской и лирико-психологической компонент, а также за счет «конфликтообразующего фермента».

6. Художественный синтез служил взаимообогащению литературных произведений и произведений других видов искусства, привнося в прозу «портреты» других искусств. Факторами взаимодействия различных видов искусств на поле художественной словесности стали личные музыкальные, живописные, кинематографические пристрастия авторов, обращение к темам, культивировавшимся в литературе серебряного века. Нередко писатель и сам сочинял музыкальные произведения, увлекался живописью, что привносило в прозу живописное, музыкальное и др. содержание.

7. Художественный и внутрилитературный синтез, с одной стороны, стали частью общего процесса обновления стилей и жанров, идейного и тематического обогащения отечественной литературы. С другой стороны, он объяснялся спецификой аудитории, к которой было обращено произведение. Целеполагающая задача рассматриваемого явления состояла в создании литературы, способствующей нравственному, духовному и интеллектуальному воспитанию ребенка и подростка.

Список опубликованных работ
Монография

1. Челюканова, О.Н. В.В. Медведев и детская проза 60-80-х годов ХХ века [Текст] / О.Н. Челюканова: монография. – Арзамас: АГПИ, 2014. – 190 с. – 12 п.л.

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных положений докторских диссертаций

2.Челюканова, О.Н. Симультанный хронотоп в русской детской прозе 50-80-х гг. ХХ века [Текст] / О.Н. Челюканова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7(19). – С. 88-90. – 0,7 п.л.

3.Челюканова, О.Н. Лиризация и драматизация прозы как проявление внутрилитературного синтеза в романе Валерия Медведева «Свадебный марш» [Текст] / О.Н. Челюканова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3(22). – С. 76-79. – 0,7 п.л.

4.Челюканова, О.Н. Стиль и синтез в творческом наследии Валерия Медведева [Текст] / О.Н. Челюканова // Вестник Российского государственного университета дружбы народов. Серия Литературоведение. Журналистика. – 2011. – № 2. – С. 27-34. – 0,7 п.л.

5. Челюканова, О.Н. Симфоничность и импрессионизм как центральные сюжетоообразующие доминанты повести Р. Погодина «Красные лошади» [Текст] / О.Н. Челюканова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6(25). – С. 42-45. – 0,7 п.л.

6.Челюканова, О.Н. «Скрытая камера» как принцип отражения жизни в романе Валерия Медведева «Свадебный марш» [Текст] / О.Н. Челюканова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 1(26). – С. 30-32. – 0,7 п.л.

7.Челюканова, О.Н. Игра как стержнеобразующий фактор в сказочно-фантастическом цикле Кира Булычева «Приключения Алисы» [Текст] / О.Н. Челюканова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 5(30). – С. 293-295. – 0,7 п.л.

8.Челюканова, О.Н. Лирико-фантастическая доминанта повести Бориса Рахманина «Часы без стрелок» [Текст] / О.Н. Челюканова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение. – 2012. – № 2 (Вып. 62). – С. 126-129 – 0,7 п.л.

9.Челюканова, О.Н. Внутрилитературный синтез в повести С. Георгиевской «Лгунья» [Текст] / О.Н. Челюканова // Вестник СурГПУ. – 2013. – № 5(26) – С. 135-141. – 0,6 п.л.

10.Челюканова, О.Н. Способы воплощения музыки в литературе для детей и юношества во второй половине ХХ века (на материале романа Валерия Медведева «Свадебный марш») [Текст] / О.Н. Челюканова // Приволжский научный вестник. Арзамасские филологические чтения. – 2013. – № 8(24). – Том 2. – С. 114-119. – 0,7 п.л.

11.Челюканова, О.Н. Шарж как основа синтеза в повести Юрия Коваля «Недопесок» [Электронный ресурс] / О.Н. Челюканова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – Режим доступа: www.science-education.ru/118-14005.

12.Челюканова, О.Н. Творческие открытия Аркадия Гайдара в стиле прозы для подростков 1950-х – 1970-х годов [Текст] / О.Н. Челюканова // Обсерватория культуры. – 2014. – № 5. – С. 118-123.– 0,7 п.л.

13.Челюканова, О.Н. Способы организации социально-нравственного содержания и внутренняя форма повести Михаила Алексеева «Карюха» [Электронный ресурс] / О.Н. Челюканова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/119-14575.

14.Челюканова, О.Н. Жанровый синтез как способ разрешения жизненного конфликта в фантастической повести Ю. Томина «А, Б, В, Г, Д и другие» [Текст] / О.Н. Челюканова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. – 2014. – № 11. Ч. 1. – С. 200-203. – 0, 5 п.л.

15.Челюканова, О.Н. Проза для детей и юношества в 1950-1970 гг.: переосмысление стилевых открытий Горького [Электронный ресурс] / О.Н. Челюканова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/119-14844.

16. Челюканова, О.Н. Юмористическая составляющая и синтез жанров в прозе для детей второй половины ХХ века [Электронный ресурс] / О.Н. Челюканова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9 (часть 12). – С. 2802-2805. – Режим доступа: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004707.

Публикации в научных изданиях, в сборниках трудов и материалов научных конференций

17. Глазова, О.Н. Медведев Валерий Владимирович [Текст] / О.Н. Глазова // Русские детские писатели ХХ века: библиографический словарь. – М.: Наука, 1997. – С. 270-274. – 0,3 п.л.

18. Глазова, О.Н. Сказочное как «память жанра» в повести В.В. Медведева «Сверхприключения сверхкосмонавта» [Текст] / О.Н. Глазова // Первая нижегородская сессия молодых ученых гуманитарных наук. – Н. Новгород,

1998. – С. 106-109. – 0,2 п.л.

19.Глазова, О.Н. Каноническое и авторское в поэтике сказочной повести В.В. Медведева «Баранкин, будь человеком!» [Текст] / О.Н. Глазова // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. – М.: МПГУ, 1998. – Вып. 3. – С. 60-64. – 0,3 п.л.

20.Глазова, О.Н. Модификация сказочной функции превращения в повести В.В. Медведева «Сверхприключения серхкосмонавта [Текст] / О.Н. Глазова // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. – М.: МПГУ, 1998. – Вып. 3. – С. 64–66. – 0,2 п.л.

21.Глазова, О.Н. Философский роман для детей и юношества («Свадебный марш» В.В. Медведева) [Текст] / О.Н. Глазова // Наука молодых: проблемы, поиски, решения. – Арзамас: АГПИ, 1999. – С. 141-146. – 0,3 п.л.

22.Глазова, О.Н. Сказочная поэтика в повести В.В. Медведева «Сверхприключения сверхкосмонавта» [Текст] / О.Н. Глазова // Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы на современном этапе. – Пенза-Самара, 1999. – С. 189-191. – 0,2 п.л.

23.Глазова, О.Н. Жанровая модификация литературной сказки в трилогии В.В. Медведева «Фантазии Баранкина» [Текст] / О.Н. Глазова // Перспектива. Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых ученых АГПИ. – Арзамас, АГПИ, 1999. – С. 75-81. – 0,4 п.л.

24.Глазова, О.Н. Сказочная поэтика в жанровой структуре повести В.В. Медведева «Баранкин, будь человеком!» [Текст] / О.Н. Глазова // Перспектива. Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых ученых АГПИ. – Арзамас, АГПИ, 1999. – С. 95-98. – 0,3 п.л.

25.Лепехина, О.Н. Мотив жары в романе В.В. Медведева «Свадебный марш» [Текст] / О.Н. Лепехина // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. – М.: МПГУ, 2000. – Вып. 4. – С. 195-198. – 0,2 п.л.

26. Лазарев, В.А., Лепехина, О.Н. Принцип вертикального времени в романе В.В. Медведева «Свадебный марш» [Текст] / В.А. Лазарев, О.Н. Лепехина // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века.– М., 2001. – Вып. 5. – С. 148-153. – 0,2 п.л./0,1 п.л.

27.Лепехина, О.Н. Музыка в романе В. Медведева «Свадебный марш» [Текст] / О.Н. Лепехина // Синтез в русской и мировой художественной культуре – М., 2001. – С. 86-87 – 0,2 п.л.

28.Рыбакова, О.Н. Стилизация сказки в романе В.В. Медведева «Свадебный марш» [Текст] / О.Н. Рыбакова // Мировая словесность для детей и о детях. – М., МПГУ, 2002. – Вып. 7. – С. 200-201 – 0,2 п.л.

29.Челюканова, О.Н. Сказочные мотивы в романе В.В. Медведева «Свадебный марш» [Текст] / О.Н. Челюканова // Карповские чтения. – Арзамас: АГПИ, 2007. – С. 259-262. – 0,2 п.л.

30.Челюканова, О.Н. Трилогия В. Медведева «Фантазии Баранкина» как особая жанровая модель [Текст] / О.Н. Челюканова // Мировая словесность для детей и о детях. – М.: МПГУ, 2007. – Вып.12. – С. 302-305. – 0,2 п.л.

31.Челюканова, О.Н. Особенности решения проблемы личности и коллектива в повести В. Медведева «Сверхприключения сверхкосмонавта» [Текст] / О.Н. Челюканова // Мировая словесность для детей и о детях.– М.: МПГУ, 2007.– Вып. 12. – С. 166-171. – 0,3 п.л.

32.Челюканова, О.Н. Интерпретация сказочной поэтики в повести В.В. Медведева «Баранкин, будь человеком!» [Текст] / О.Н. Челюканова // Карповские чтения. – Арзамас: АГПИ, 2007. – С. 275-279. – 0,3 п.л.

33.Челюканова, О.Н. Современные тенденции театральной интерпретации сказочной прозы (на примере постановок Арзамасского драматического театра) [Текст] / О.Н. Челюканова // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. – Арзамас, 2009. – С. 108-112. – 0,3 п.л.

34.Челюканова, О.Н. Инновационные аспекты преподавания спецкурса по литературной сказке в педагогическом в педагогическом вузе [Текст] / О.Н. Челюканова // Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Арзамас: АГПИ, 2008. – С. 343-347. – 0,3 п.л.

35.Челюканова, О.Н. Спецкурс по литературной сказке в педагогическом вузе [Текст] / О.Н. Челюканова // Лучшая вузовская лекция. – М.: МПГУ, 2008. – С. 80-93. – 0,3 п.л.

36.Челюканова, О.Н. Горьковская традиция в повести В. Крапивина «Я иду встречать брата» [Текст] / О.Н. Челюканова // Нижегородский текст русской словесности: Межвузовский сборник научных статей. – Н. Новгород: ННГУ, 2009. – С. 85-90. – 0,4 п.л.

37. Челюканова, О.Н. Духовно-нравственная проблематика в романе В. Крапивина «Журавленок и молнии» [Текст] / О.Н. Челюканова // VII Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура. – М.: МПГУ, 2010. – С. 303-307. – 0,3 п.л.

38.Челюканова, О.Н., Зырина, Н.В. Повесть В.П. Крапивина «Гуси-гуси, гага-га»: проблема личности в тоталитарном государстве [Текст] / О.Н. Челюканова, Н.В. Зырина // Православие и русская литература: вузовский и школьный аспект изучения. – Арзамас: АГПИ, 2009. – С. 308-312 – 0,3 п.л.

39.Челюканова, О.Н. Мотивы духовно-нравственной ассимиляции в повести B. Крапивина «Колыбельная для брата» [Текст] / О.Н. Челюканова // Православие и русская литература: вузовский и школьный аспект изучения. – Арзамас: АГПИ, 2009. – С. 290-293. – 0,2 п.л./ 0,1 п.л.

40. Челюканова, О.Н. Жанровый синтез как идейно-смысловая доминанта повести М.А. Алексеева «Карюха» [Текст] / О.Н. Челюканова // Синтез в русской и мировой художественной культуре. – М.: МПГУ, 2009. – Вып. 9. – C. 208-211. – 0,2 п.л.

41.Челюканова, О.Н. Процесс ассимиляции нравственных установок «физиков» и «лириков» в произведениях Ю. Яковлева [Текст] / О.Н. Челюканова // Проблемы «ума» и «сердца» в современной филологической науке. Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». – Волгоград: ВГПУ, 2010. – Вып. 5. – С. 262-266. – 0,3 п.л.

42.Челюканова, О.Н. Синтез элементов театрального искусства и телевизионного шоу в процессе постижения учащимися литературной сказки [Текст] / О.Н. Челюканова // Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества. Сб. научных статей – М.:ИХО РАО, Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2009. – С. 54-60. – 0, 3 п.л.

43.Челюканова, О.Н. Пространственно-временной «узел» в повести В. Железникова «Чучело» [Текст] / О.Н. Челюканова // Современное школьное образование. Педагогическая практика как системообразующий фактор профессиональной подготовки будущего учителя. – Арзамас: АГПИ, 2010. – Вып. 2. – С. 292-296. – 0,3 п.л.

44.Челюканова, О.Н. Жанровая семантика колыбельной в семантическом поле повести В. Крапивина «Колыбельная для брата» [Текст] / О.Н. Челюканова // Синтез в русской и мировой художественной культуре. – М.: МПГУ, 2011. – Вып. 11. – С. 144-150. – 0,3 п.л.

45.Челюканова, О.Н. Жанровый синтез в произведениях А. Алексина 1950-1980-х годов [Текст] / О.Н. Челюканова // Мировая словесность для детей и о детях. – М.: МПГУ, 2012.– Вып. 16 – С. 248-252. – 0,5 п.л.

46.Челюканова, О.Н Аналитический портрет в произведениях русской детской литературы 50-80 гг. ХХ века [Текст] / О.Н. Челюканова // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. – Арзамас: АГПИ, 2012. – С. 233-238. – 0,3 п.л.

47.Челюканова, О.Н Типология портрета в русской детской литературе 50-80 гг. ХХ века [Текст] / О.Н. Челюканова // Вестник угроведения. – 2012. – № 4 (11). – С. 40-47. – 0,5 п.л.

48. Челюканова, О.Н. Юмор в творчестве В. Медведева [Текст] / О.Н. Челюканова // Синтез в русской и мировой художественной культуре. – М.: МПГУ, 2013. – Вып. 13. – С.76-81. – 0,3 п.л.

49. Челюканова, О.Н. Жанровая многослойность в литературной сказке 60– 70-х годов ХХ века [Текст] / О.Н. Челюканова // Мировая словесность для детей и о детях. – М.: МПГУ, 2013. – Вып.18. – С.104-110. – 0,3 п.л.

50.Челюканова, О.Н Влияние художественного стиля А.П. Гайдара на формирование стиля литературы для подростков 50-70-х годов ХХ века [Текст] / О.Н. Челюканова // Аркадий Гайдар в современной школе: книга для учителя / отв. ред. Б.С. Кондратьев. – Арзамас: АФ ННГУ, 2014. – С. 159-277 – 1,2 п.л.

51.Челюканова, О.Н. Музыкальный образ и музыкальная тема в русской детской литературе 60–80-х гг. ХХ века [Текст] / О.Н. Челюканова // Художественная словесность: теория, методология исследования, история: Материалы Международной научной конференции, посвященной 65-летию ученого-филолога, Заслуженного деятеля науки РФ, поэта Юрия Ивановича Минералова – М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 2014. – С. 263-271. – 0,5 п.л.