- Научная новизна исследования сопряжена с его проблематикой и вытекает из заявленной цели и задач, где впервые: - объектом комплексного исследования становится устное профессиональное музыкальное творчество таджикского народа; - предметом такого исследования являются маком и фалак как два ведущих жанра профессиональной традиционной таджикской музыки; - через обращение к характерному для мировоззрения Ислама принципу «концептуальной бинарности» асл-фар´ («основа-ответвление») были выявлены закономерности макомного мышления; - предпринято осмысление принципа асл-фар´ как организующего начала в творческом процессе, что в комплексе с выявлением роли тарона в качестве исторически связующей формы между макомом, фалаком и рагой позволило обозначить принципиально новый ракурс в исследовании таджикской профессиональной музыки устной традиции - рассматривать ее как целостное явление. - рассмотрено понятие «классика» в аспекте дифференциации жанров профессиональной светской музыкальной традиции. Это позволило уточнить ряд терминологических и содержательных моментов в сфере рассматриваемой проблематики. Речь идет о содержании и соотношении понятий «традиционное профессиональное музыкальное творчество» и «классическая восточная музыка» с последующей их проекцией на рассматриваемые жанры - маком и фалак. Предложенные в данном направлении наблюдения в определенной степени способствовали дифференциации проявлений традиционного профессионализма на «классические» и «неклассические» и формированию нового (сравнительного) подхода к изучению жанров устной музыкальной профессиональной традиции таджиков.
- Кроме того, впервые представлена объемная и детальная характеристика фалака как «неклассического» элемента традиционного музыкального профессионализма таджиков (при этом в научный оборот вводятся новые данные, полученные в результате многочисленных экспедиционных исследований автора настоящей диссертации).
- Новизну исследования обусловили также введение в орбиту музыкознания созданного в 50-е годы ХХ века трактата по Шашмакому Фазлиддина Шахобова, уточнение некоторых научных представлений о параметрах Шашмакома (специфики формообразования шуъба макомов, особенности трактовки усуля сакиль, конкретизации системы намудов и др.). Здесь же в качестве момента новизны необходимо отметить характеристику и осмысление основных параметров системы традиционного обучения устод-шогирд, в частности, предпринятое определение двух типов трактатописания в средневековой науке - с последующим рассмотрением традиции шарти мутриби как неотъемлемой составной части этой системы.
- Впервые вовлечена в научный обиход и обнаруженная автором настоящей диссертации (в процессе работы с исполнителями фалака - фалакхонами) конкретная ладовая система чормуком (именуемая также чормодарон) с последующим выявлением её жанрового ареала и характера функционирования.
2. Азизи Ф. Фалак – основа профессионального музыкального творчества горных таджиков // Музыковедение. – 2009. –№2. – С. 33–40. [0,4 п.л.]
3. Азизи Ф. "Баёзи Шашмаком" Ф. Шахобова: классика в современности // Музыковедение. – 2009. – №4. – С. 51–55. [0,3 п. л.].
4. Азизи Ф. К истории развития жанра тарона в системе макамата // Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал. – 2008/2(3). – С. 150–156. [0,8 п. л.]
5. Азизи Ф. Структурные и ладовые особенности ведущего жанра традиционной музыки горных таджиков – фалаки кулоби // Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал. – 2009/1(4). – С. 112–117. [0,7 п. л.]
6. Азизи Ф. Музыкальные традиции в современном обществе // Музыкальная жизнь. – 2009. –№3. – С. 30–33. [0, 3 п.л.]
7. Азизи Ф. Трактатная традиция в XX веке: трактат Фазлиддина Шахобова "Баёзи Шашмаком // Вестник Адыгейского государственного университета. Вып. 12. – Майкоп, 2009. – С.179–182. [0,3 п. л.]
8. Азизи Ф. Татбики устод-шогирд омили асосии рушди системаи таълимии мусики. (тадж.) // Известия Академии наук Республики Таджикистан. – 2006. – №4. – С. 167–176. [0,6 п.л.]
9. Азизи Ф. Сахми Абуабдулло Рудаки ба мусикии суннатии касбии точик (тадж.) // Известия Академии наук Республики Таджикистан. – 2008. – №3. – С. 12–17. [0,5 п.л.]
10. Азизова Ф. Шашмаком и рага. Краткий компаративистский анализ. – Душанбе, 1999. – 166 с. [10,5 п.л.]
11. Азизи Ф. Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков. – Душанбе, 2009. – 320 с. [20 п.л.]
12. Азизова Ф. О взаимосвязи таджикских и индийских музыкальных традиций // Традиции музыкальных культур народов Ближнего и Среднего Востока и современность. /Материалы II Международного музыкального симпозиума. – Самарканд, 7-12 октября 1983 г.). – М., 1987. – С. 219–221. [0,2 п.л.]
13. Азизова Ф. К вопросу об исторической взаимосвязи музыкальных традиций Индии и Таджикистана в древности // Борбад, эпоха и традиции культуры. Сб. ст. Душанбе. – 1989. – С. 153–157. [0,3 п. л.]
14. Азизова Ф. Усуль и тала: о специфике и функциях // Борбад – 1400 /Сб. ст. Душанбе, 1990. – С. 56–63. [0,5 п.л.]
15. Азизова Ф. Феномен фалака в традиционной таджикской музыке начала XXI века // Аз таърихи Кулоби кадим. – Душанбе, 2006. – С. 294–316. [1,4 п. л.]
16. Азизи Ф. Тарона и вклад Абуабдуллоха Рудаки в её историческое развитие/ Рудаки и художественные традиции народов Центральной Азии и Индии. – Душанбе, 2008. – С.488–501. [0,9 п. л.]
17. Азизи Ф. Феномен Шашмакома в начале XXI века // Очерки истории и теории культуры таджикского народа. – Душанбе, 2006. – С. 437–451.[0,9 п. л.]
18. Азизова Ф. Авчи Турк (тадж.) // Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. Т.1. – Душанбе, 1988. – С. 50. [0,1 п. л.]
19. Азизова Ф. Дунаср (тадж.) // Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. Т.1. Душанбе, 1988. – С. 428. [0, 1 п. л.]
20. Азизова Ф. Мухаммас (тадж.) // Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. Т.2. – Душанбе, 1989. – С. 357. [0,1 п. л.]
21. Азизова Ф. Мушкилот (тадж.) // Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. Т.2. – Душанбе, 1989. – С. 361–362. [0,2 п. л.]
22. Азизова Ф. Наво (тадж.) // Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. Т.2. – Душанбе, 1989. – С. 403–404. [0,2 п. л.]
23. Азизова Ф. Навруз (тадж.) // Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. Т.2. – Душанбе, 1989. – С. 408. [0, 1 п. л.]
24. Азизова Ф. Асосхои назарияи мусики (тадж.) /Учебное пособие. – Ч. 1. – Душанбе, 2001. – 36с. [2, 2 п. л.]
25. Азизова Ф. Фалак (тадж.) // Кулоб. Энциклопедия. – Душанбе, 2006. – с. 520–523. [0, 2 п. л.]
26. Азизова Ф., Курбонов Д. Аз таърихи дастаи "Шашмаком"-и ба номи Ф. Шахобов (тадж.). – Душанбе, 2000. – 21с. [1,4 п. л.]
27. Азизова Ф. Фазлиддин Шахобов ва проблемахои макомшиносии муосири точик (тадж.) // Шихоби мусики. – Душанбе, 2006. – С. 137–170 [2,1 п.л.]
28. Азизова Ф., Кароматов Ф. М. Оханги кухистони точик. Сб. расшифровок тадж. традиционной музыки. – Вып. 1. – Душанбе, 2002. – 71с. [4,5 п. л.]
29. Шахобов Ф. Баёзи Шашмаком. Рисолаи Шашмаком (тадж.) / Дополнения, комментарии и редакция Ф. Азизовой. – Душанбе, 2007. – 288с. [18 п. л.]
30. Азизи Ф. Жанри фалак дар мусикии точик (тадж.) // Payvand.Душанбе, 2008. – 14(1387). – С.83–95. [0,7 п. л.].
31. Азизи Ф. Асосхои маком (тадж.) / Учебная программа. – Душанбе, 2008. – 35 с. [2,3 п. л.].
32. Азизи Ф. Этнографическое сольфеджио (тадж.) / Учебная программа. – Душанбе, 2009. – 35 с. [2,3 п. л.]