- Современные тенденции развития школьного физического образования связанные с изменением образовательной парадигмы среднего (полного) общего образования, позволяют сделать вывод о необходимости всемерной активизации методологического компонента школьного курса физики.
- Содержательная и методологическая составляющие современного школьного физического образования создают условия для формирования на их основе надпредметного (метапредметного) интегративного компонента, ориентированного на целенаправленное осуществление междисциплинарного взаимодействия, способствующего освоению программного материала в рамках соответствующей образовательной программы.
- Интегративный компонент, сформированный на основе структурных составляющих содержательного и операционального характеров, включающих обобщенные приемы умственной деятельности, универсальные методы научного познания, ключевые категории культуры, универсальный словарь науки; необходимо рассматривать как систему ключевых методологических компетенций.
- Формирование ключевых методологических компетенций, составляющих основу интегративного компонента, в рамках школьного курса физики, создает условия для осуществления аналогичных образовательных действий на базе других учебных дисциплин, составляющих образовательную программу учебного заведения.
- Использование в образовательном процессе механизмов междисциплинарного взаимодействия, сформированных на основе методологического компонента курса физики, оказывает положительное влияние на развитие интеллекта учащихся как способности рационального познания.
1.Комаров, Б.А. Теория и практика согласованного обучения: монография / Б.А. Комаров. – СПб.: Изд-во БАН, 2006. - 296 с.(18 п.л)
2.Комаров, Б.А. Проектирование образовательно-культурной среды на основе взаимодействия музея, школы и вуза: монография / С.В. Аранова, М.П. Воюшина, Б.А. Комаров и др.; под ред. Н.С. Подходовой, Е.П. Суворовой. - СПб.: Свое издательство, 2013. - 243 с. (15,2 п.л., авт.-7,1 п.л.)
Учебные и учебно-методические пособия
3.Комаров, Б.А. Методы научного познания в современном образовательном процессе / Б.А. Комаров, М.Н. Шишкина. – СПб.: Изд-во Ин-та профтехобразования РАО, 2008. - 198 с. (12,4 п.л.,авт.-11,9 п.л.)
4.Комаров, Б.А. Теоретические и методические основы согласованного обучения. Инновационные технологии / Б.А. Комаров, Л.Е. Спиридонова. – СПб.: Фора-принт, 2012. - 201 с. (12,6 п.л., авт.-11,6 п.л.)
5.Комаров, Б.А. Экспериментальный метод в обучении физике / Б.А. Комаров, И.М. Дудина, А.В. Сергеев. – СПб.: Фора-принт, 2012. -131 с. (9 п.л., авт.-7,5 п.л.)
6.Комаров, Б.А. Ленинградская физическая олимпиада школьников / Б.А. Комаров, В.И. Лукашик; ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1980. – 12 с.(0,75 п.л., авт.-0,4 п.л.)
7.Комаров, Б.А. Методические материалы и задания по подготовке школьников 6-7 классов к Ленинградской физической олимпиаде / Б.А. Комаров, Н.П. Ванюшина; ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1981. – 16 с.(1 п.л., авт.-0,8 п.л.)
8.Комаров, Б.А. Экспериментальный метод в обучении физике / Б.А. Комаров. – Л.: Изд-во Пед. об-ва РСФСР, 1982. – 32 с.(2 п.л.)
9.Комаров, Б.А. Методические рекомендации по совершенствованию обучения учащихся решению физических задач / Б.А. Комаров; ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1982. – 72 с.(4,5 п.л.)
10.Комаров, Б.А. Методические рекомендации по подготовке и проведению школьных физических олимпиад / Б.А. Комаров, С.В. Шагвалиева, О.В. Кузьменко; ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1987. – 40 с.(2,5 п.л., авт.-2,0 п.л.)
11.Комаров, Б.А. Методические рекомендации по применению на уроках физики задач-ситуаций и задач-рассказов / Б.А. Комаров, И.Б. Готская, О.В. Кузьменко, З.А. Парфенова; ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1989. – 36 с.(2,25 п.л., авт.-2,0 п.л.)
12.Комаров, Б.А., Оноприенко О.В. Оптика. Изучение темы «Световые явления» в курсе физики 8 класса. / Б.А.Комаров. -СПб.: Образование, 1992. – 80 с.(5 п.л., авт.-3,5 п.л.)
13.Комаров, Б.А. Создание условий для целенаправленного развития интеллекта учащихся / Б.А. Комаров. – СПб., 2000. – 68 с.(4,25 п.л.)
14.Комаров, Б.А. Система согласованного обучения: материалы и разработки / Б.А. Комаров; Центр информационной культуры. – СПб., 2001. – 96 с. (6 п.л.)
15.Комаров, Б.А. Структурно-логические схемы в системе согласованного обучения / Б.А. Комаров, И.Н. Ковтун, Л.Е. Спиридонова. – СПб.: Петроглиф, 2004. – 56 с.(3,5 п.л., авт.-3,0 п.л.)
16.Комаров, Б.А. Учебно-методический центр. Система согласованного обучения / Б.А. Комаров, Л.Е. Спиридонова. – СПб.: ПБОЮЛ, 2004. – 36 с.(2,25 п.л., авт.-2,0 п.л.)
17.Комаров, Б.А. Музей и школа: учеб.-метод. пособие по физике / Б.А. Комаров, А.А. Филева. - СПб., 2008. – 58 с.(3,6 п.л.,авт.-3,0 п.л.)
18.Комаров, Б.А. Сборник межпредметных заданий / Б.А. Комаров, Н.С. Подходова, С.В. Аранова. – СПб., 2009. - 49 с.(3,1 п.л.,авт.-1,5 п.л.)
19.Комаров, Б.А. Метапредметные задания как средство достижения образовательных результатов / Б.А. Комаров, С.В. Аранова, Н.С. Подходова, О.В. Леонтьева. – СПб.: Фора-принт, 2012. - 190 с.(12 п.л., авт.-5 п.л.)
20.Комаров, Б.А. Интеллектуальное путешествие в мир науки и искусства: сб. науч.-практ. материалов «Пути и средства достижения метапредметных образовательных результатов» / Б.А. Комаров и др. – СПб., 2013. - 172 с. (10,8 п.л.,авт.-4,2 п.л.)
Статьи по теме диссертации в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК
21.Комаров, Б.А. Стратегия междисциплинарного взаимодействия в контексте развития современного школьного образования / Б.А. Комаров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.№6(14): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. - СПб.:Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2006. - С.70-96.(1,7 п.л.)
22.Комаров, Б.А. Универсальный словарь науки в образовательном процессе. Принципы формирования / Б.А. Комаров // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 4. – С.124-133. (0,63 п.л.)
23.Комаров, Б.А. Совершенствование процесса междисциплинарного взаимодействия в контексте актуальных проблем современного школьного образования / Б.А. Комаров // Казанский педагогический журнал. – 2007. - № 3. - С.81-88.(0,44 п.л.)
24.Комаров, Б.А. Стратегия формирования основ самоанализа в контексте междисциплинарного взаимодействия при обучении школьников игре в питербаскет / Б.А. Комаров, В.А. Овчинников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал. – 2007. - № 6. - С.78-89.(0,75 п.л., авт.-0,7 п.л.)
25.Комаров, Б.А. Изменение стратегии междисциплинарного взаимодействия в контексте современного школьного образования / Б.А. Комаров // Философия образования. – 2007. - № 4. - С.179-184.(0,4 п.л.)
26.Комаров, Б.А. Развитие идеи междисциплинарного взаимодействия в рамках современного школьного образования / Б.А. Комаров // Известия ВГПУ: серия «Педагогические науки» – 2008. – Т.5. – С.45-53.(0,6 п.л.)
27.Комаров, Б.А. Междисциплинарное взаимодействие в рамках современного физического образования / Б.А. Комаров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 122: Научный журнал. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2010. - С.145-154.(0,63 п.л.)
28.Комаров, Б.А. Развитие современного школьного образования и междисциплинарное взаимодействие / Б.А. Комаров // Вестник Поморского университета: серия «Гуманитарные и социальные науки» – 2010. – Т.1. – С.100-104.(0,3 п.л.)
29.Комаров, Б.А. Комплексные практические работы по методике обучения физике как интегрирующая составляющая методического комплекса, используемого при обучении студентов в педагогическом университете / Б.А. Комаров // Физическое образование в вузах. Министерство образования и науки РФ. – 2010. - № 2. – С.76-83.(0,5 п.л.)
30.Комаров, Б.А. Целенаправленное формирование ключевых методологических компетенций в рамках современного общего образования / Б.А. Комаров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 144: Научный журнал.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2012. - С.148-158.(0,7 п.л.)
31.Комаров, Б.А. Междисциплинарное взаимодействие в контексте современного школьного образования / Б.А. Комаров // Человек и образование. - 2013. - № 4. - С.38-43.(0,5 п.л.)
32.Комаров, Б.А. Формирование ключевых методологических компетенций в рамках современного общего физического образования / Б.А. Комаров // Научное мнение. - 2013. - № 11. -С.45-53.(0,6 п.л.)
33.Комаров, Б.А. Надпредметная составляющая курса физики средней школы как основа для построения междисциплинарного взаимодействия / Б.А. Комаров // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - CПб., 2013. – Октябрь. - ART 2070. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2013/2070.htm, свободный. (0,5 п.л.)
34.Комаров, Б.А. Элементы семиотического подхода в моделировании при обучении физике в современной школе / Б.А. Комаров // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/119-14697, свободный. (0,5 п.л.)
35.Комаров, Б.А. Некоторые возможности развития системы постдипломного педагогического образования в контексте реализации современных стандартов для средней школы / Б.А. Комаров // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/119-14804, свободный.(0,5 п.л.)
36.Комаров, Б.А. Целенаправленное формирование ключевых методологических компетенций в рамках современного общего физического образования / Б.А. Комаров // Физика в школе: Научно-методический журнал. - 2014. - № 5. - С.21-30.(0,63 п.л.)
Статьи в иных изданиях
37.Комаров, Б.А. Активная реализация межпредметных связей на методологическом уровне как основа развития интеллекта учащихся / Б.А. Комаров // Модернизация общего образования на рубеже веков. Часть 2. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – С.147-153.(0,4 п.л.)
38.Комаров, Б.А. Алгоритмический метод в физике в рамках системы согласованного обучения / Б.А. Комаров // Новое в методике преподавания физики. – СПб., 1995. – С.16-17.(0,13 п.л.)
39.Комаров, Б.А. Графическая интерпретация перехода от термина к понятию при изучении физики / Б.А. Комаров // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. ст. Вып. 2. – СПб.: БАН, 2005. – С.38-41.(0,25 п.л)
40.Комаров, Б.А. Использование кодоскопа при обучении учащихся основам экспериментального метода в физике / Б.А. Комаров // Технические средства обучения в преподавании физики. – Л., 1981. – С.48-52.(0,3 п.л.)
41.Комаров, Б.А. Концептуальные основы обучения физике в системе экономического образования / Б.А. Комаров. – СПб.: Экономическая школа, 1998. – 50 с.(3,1 п.л.)
42.Комаров, Б.А. Курс физики как составная часть общей структуры образовательного учреждения интегрированного обучения / Б.А. Комаров, В.В. Куковеров // Актуальные проблемы преподавания физики в современной школе. – СПб.: ЭОС, 1994. – С.36-37.(0,13 п.л.,авт.-0,1 п.л.)
43.Комаров, Б.А. Методические рекомендации по воспитанию учащихся в процессе обучения физике / Б.А. Комаров и др.; ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1985. – С.11-15.(0,3 п.л.)
44.Комаров, Б.А. Методологические аспекты образования по физике в контексте современной средней школы / Б.А. Комаров // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. ст. Вып. 1. – СПб.: БАН, 2004. – С.151-154.(0,25 п.л.)
45.Комаров, Б.А. Методологические и методические особенности реализации системы согласованного обучения в рамках физического образования / Б.А. Комаров // Обучение физике в школе и вузе. – СПб.: Образование, 1998. – С.81-83.(0,2 п.л.)
46.Комаров, Б.А. Методологические основы физики в системе согласованного обучения в рамках экономического образования / Б.А. Комаров // Инновационные аспекты обучения физике в школе и вузе. – СПб.: Образование, 1998. – С.27-30.(0,25 п.л.)
47.Комаров, Б.А. Методологические особенности реализации системы согласованного обучения в рамках физического образования / Б.А. Комаров // Современные проблемы обучения физике в школе и вузе. – СПб., 1999. – С.38-40.(0,2 п.л.)
48.Комаров, Б.А. Некоторые возможности физического эксперимента для формирования основ моделирования как метода научного познания / Б.А. Комаров // Методика обучения физике в школе и вузе. – СПб., 1999. – С.61-63.(0,13 п.л.)
49.Комаров, Б.А. Некоторые методологические особенности реализации системы согласованного обучения в рамках непрерывного педагогического образования / Б.А. Комаров // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. – СПб.: Образование, 1996. – С.59-61.(0,2 п.л.)
50.Комаров, Б.А. Некоторые методологические особенности реализации системы согласованного обучения в рамках физического образования / Б.А. Комаров // Методика обучения физике в школе и вузе. – СПб., 2000. – С.106-108.(0,2 п.л.)
51. Комаров, Б.А. Обучение основам универсальных методов научного познания на уроках физики – приоритетное направление реализации идей системы согласованного обучения / Б.А. Комаров // Физика в системе современного образования (ФССО-03): седьмая междунар. кофн. Т.3. – СПб., 2003. – С.86-90.(0,31 п.л.)
52.Комаров, Б.А. Обучение самоактуализации знаний как первый этап формирования научного познания / Б.А. Комаров // Современные проблемы физического образования. – СПб., 1997. – С.8-11.(0,25 п.л.)
53.Комаров, Б.А. Обучение учащихся построению гипотезы / Б.А. Комаров // Повышение качества обучения физике в средней, высшей школе и ПТУ. – Л., 1981. – С.27-29.(0,2 п.л.)
54.Комаров, Б.А. Обучение элементам формальной логики как методу научного познания в рамках школьного курса физики / Б.А. Комаров // Физика в школе и вузе. – СПб., 2001. – С.59-62.(0,25 п.л.)
55.Комаров, Б.А. Основные требования к учебной гипотезе в курсе физики средней школы / Б.А. Комаров // Теоретические проблемы физического образования. – СПб., 1996. – С.103-105.(0,2 п.л.)
56.Комаров, Б.А. Ошибки учащихся и их классификация // Новое в методике преподавания физики / Б.А. Комаров. – СПб.: Образование, 1995. – С.35-37.(0,2 п.л.)
57.Комаров, Б.А. Первичный анализ условия физической задачи на основе описания базовой ситуации в рамках рассматриваемого контекста / Б.А. Комаров // Физика в школе и вузе. – СПб.: Образование, 2004. – С.128-131.(0,25 п.л.)
58.Комаров, Б.А. Построение моделей элективных курсов по физике при обучении студентов педагогических вузов в рамках постдипломного образования / Б.А. Комаров, А.В. Ляпцев, М.Н. Шишкина // Фундаментальные науки и образование. – Бийск, 2006. – С.194-200.(0,5 п.л.,авт.-0,3 п.л.)
59.Комаров, Б.А. Принципиальная проверяемость учебной гипотезы на уроках физики как необходимое условие реализации идей согласованного обучения / Б.А. Комаров // Физическое образование в школе и вузе. – СПб., 1997. – С.77-79.(0,2 п.л.)
60.Комаров, Б.А. Причины ошибок, совершаемых учащимися на уроках физики, и способы их устранения / Б.А. Комаров // Современные технологии обучения физике в школе и вузе. – СПб., 1999. – С.26-29.(0,25 п.л.)
61.Комаров, Б.А. Программа развития образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга / Б.А. Комаров. – СПб.: Ком. по образованию мэрии С.-Петербурга, 1996. – 70 с.(4,4 п.л.)
62.Комаров, Б.А. Развитие интеллекта учащихся на уроках физики на примере обучения приему сравнения / Б.А. Комаров // Теория и практика обучения физике. – СПб., 2000. – С.86-88.(0,2 п.л.)
63.Комаров, Б.А. Развитие самостоятельности мышления учащихся в процессе обучения постановке вопросов на уроках физики / Б.А. Комаров // Повышение эффективности обучения физике в средней школе / ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1989. – С.116-123.(0,5 п.л.)
64.Комаров, Б.А. Самоактуализация знаний учащихся – важнейший этап формирования основ научного познания / Б.А. Комаров // Преподавание физики в школе и вузе. – СПб., 1997. – С.24-27.(0,25 п.л.)
65.Комаров, Б.А. Система согласованного обучения. Проблемы и перспективы внедрения / Б.А. Комаров // Гимназия в условиях модернизации и общего образования. – М., 2005. – С.37-46.(0,63 п.л.)
66.Комаров, Б.А. Система учебно-методических комплексов как средство повышения эффективности методической работы в образовательных учреждениях / Б.А. Комаров. – СПб.: НМЦ-Пресс, 1998. – С.17-26.(0,63 п.л,)
67.Комаров, Б.А. Элементы семиотического подхода при обучении моделированию в рамках школьного курса физики / Б.А. Комаров // Проблемы преподавания физики в школе и вузе. – СПб., 2003. – С.96-100.(0,31 п.л.)
68.Комаров, Б.А. Активная реализация межпредметных связей на методологическом уровне – основа системы согласованного обучения / Б.А. Комаров // Гимназия сегодня. – СПб.: Ком. по образованию С.Петербурга, 2005. – С. 57-65.(0,51 п.л.)
69.Комаров, Б.А. Совершенствование эксперимента по разделу «Тепловое излучение» на основе использования термоэлектрического приемника / Б.А. Комаров, В.А. Комаров // Физика в системе современного образования (ФССО-99): пятая междунар. конф. Т.3. – СПб., 1999. – С.43-44.(0,13 п.л.,авт.-0,1 п.л.)
70.Комаров, Б.А. Современные образовательные технологии и гимназическое образование: проблемы и перспективы / Б.А. Комаров // Российское педагогическое образование и Болонский процесс: состояние и перспективы: материалы междунар. семинара-совещ.. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2005. – С.111-114.(0,2 п.л.)
71.Комаров, Б.А. Современные тенденции обучения физике в рамках концепции единого знания / Б.А. Комаров // Физика в системе современного образования (ФССО-99): пятая междунар. конф. Т.2. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С.47-49.(0,2 п.л.)
72.Комаров, Б.А. Современные тенденции обучения физике в рамках концепции обобщенных приемов учебной деятельности / Б.А. Комаров // Теория и методика обучения физике. – СПб., 1996. – С.66-68.(0,2 п.л.)
73.Комаров, Б.А. Современные тенденции обучения физике в рамках концепции согласованного обучения / Б.А. Комаров // Физика в системе современного образования (ФССО-01): шестая междунар. конф. Т.2. – Ярославль, 2001. – С.67-68.(0,13 п.л.)
74.Комаров, Б.А. Современные тенденции формирования методологических знаний при обучении физике / Б.А. Комаров // Преподавание физики в школе и вузе. – СПб.: Образование, 2001. – С.59-62.(0,25 п.л.)
75.Комаров, Б.А. Структурные составляющие основ наблюдения как метода научного познания / Б.А. Комаров // Актуальные проблемы обучения физике в школе и вузе. – СПб.: Образование, 2003. – С.126-130.(0,31 п.л.)
76.Комаров, Б.А. Физика как учебный предмет в системе согласованного обучения / Б.А. Комаров // Физика в системе современного образования. Ч.2. – Волгоград: Перемена, 1997. – С.129-130.(0,13 п.л.)
77.Комаров, Б.А. Формирование у учащихся основ экспериментального метода исследования как средства познания явлений природы / Б.А. Комаров // Повышение качества обучения физике в средней и высшей школе. – Л., 1981. – С.36-41.(0,4 п.л.)
78.Комаров, Б.А. Целенаправленное обучение учащихся методу аналогии / Б.А. Комаров // Актуальные проблемы методики обучения физике в школе и вузе. – СПб.: Образование, 2002. – С.131-134.(0,25 п.л.)
79.Комаров, Б.А. Школа интегрированного обучения – структурная составляющая непрерывной образовательной системы / Б.А. Комаров // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. – СПб.: Образование, 1994. – С.78-85.(0,5 п.л.)
80.Комаров, Б.А. Целенаправленное обучение моделированию на основе элементов семиотического подхода на уроках физики в современной школе/ Б.А.Комаров // Физика в школе и вузе.- СПб., 2014.- С.12-18.(0.5 п.л.)