Научная тема: «ЯЗЫК ФОЛЬКЛОРА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ»
Специальность: 10.02.01
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Фольклор как моделирующая система традиционной народной культуры отражает и воплощает социальный опыт, ментальные установки, духовные ценности носителя этой культуры в фольклорной концептосфере, представляющей собой систему традиционных культурно-этнических смыслов и выраженной в характерных для этнического мировидения данной культуры языковых формах, поэтому он выступает выразителем этнической ментальности.
  2. Концепты в фольклорно-языковой картине мира имеют отличное от общеязыковой картины мира когнитивное содержание, которое определяется выполняемой ими в фольклорном тексте функцией и воплощенной в них традиционной культурной информацией.
  3. В сфере отношения «фольклорный концепт - языковые средства выражения» обнаруживается приоритетная роль концептосферы фольклора в организации языкового материала: типизированный характер содержания устно-поэтических концептов, детерминированный структурой традиции, обусловил устойчивое языковое выражение этого содержания с помощью фольклорных формул, выступающих как каноническая фиксация традиционной культурной информации.
  4. Между фольклорной концептосферой и ее языковой реализацией существуют свойственные лингвистическому знаку отношения асимметричного дуализма, которые здесь проявляются в нежестком характере закрепленности фольклорных концептов за средствами их языкового выражения: в разных фольклорных жанрах один концепт выражается разными формулами и имеет разное концептуальное содержание, в одном фольклорном жанре один традиционный смысл может выражаться разными формулами, одна и та же формула может репрезентировать различные концепты (традиционные смыслы).
  5. В фольклорно-языковой картине мира доминирующее положение занимают этические (в том числе религиозно-этические) концепты, что обусловлено социорегламентирующей функцией фольклора, пропагандирующего высокие морально-этические принципы поведения, которые внедрялись в общественное сознание средствами его сюжетной и образной систем.
  6. В фольклорно-языковой картине мира центральное место занимает магистральная мифологическая оппозиция свой - чужой, реализуемая на разных уровнях (бытовом и мифологическом, этнически-религиозном, социальном, макро- и микрокосмическом), спроецированная на различные плоскости (человеческий / нечеловеческий, естественный / чудесный (сверхъестественный), профанный / сакральный, антропоморфный / неантропоморфный, живой / мертвый, близкий / далекий, русский / нерусский, христианин / нехристь, родной / неродной, добрый / злой) и преломленная в ценностном плане. Если в сказке отмечается тенденция сближения двух миров, медиацию (взаимодействие) между которыми осуществляет герой, то в былине - борьба двух миров.
  7. Сказочная и былинная картины мира представляют собой синтез мифоязыческого и народно-православного мировоззрений, о чем свидетельствует этнографическая и историческая реальность, отразившаяся и подвергшаяся «пересемантизации» и «формулизации» в фольклорно-языковой картине мира (большинство сказочных и былинных концептов восходят к комплексу древнейших представлений и верований, свойственных славянскому язычеству и христианству).
  8. Специфика содержания и структурной организации фольклорно-языковой картины мира определяется фольклорной концептосферой, составляющей ее субстанциональную основу и обусловленной социально-историческими тенденциями эпохи создания произведений фольклора, что свидетельствует об опосредованном влиянии на язык фольклора социокультурного фактора (явлений традиционной народной культуры), осуществляемом через систему фольклорных концептов.
  9. Фольклорные концепты, выраженные традиционными формулами, образуют систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, существующих в традиции и языке фольклора. Системный характер фольклорной концептосферы проявляется в следующем: социокультурные комплексные концепты, воплощающие в фольклорно-языковой картине мира сложный интегрированный смысл (создание семьи и защита Родины) и репрезентированные диалоговыми моделями, состоят из взаимосвязанных концептов, выраженных формульными диалогами, которые включают в себя лексические и лексико-грамматические формулы, вербализующие субконцепты и концепты.
  10. Основными чертами русской ментальности, отраженными в фольклорной концептосфере русской волшебной сказки и былины, являются амбивалентность (двойственность, противоречивость в восприятии мира), полярность (отсутствие средних оценок: ярко положительная или резко отрицательная оценка явлений окружающего мира), космизм (взаимосвязь человека со Вселенной), соборность (общинность, коллективность сознания, приоритетность общих, государственных интересов над личными), стремление к служению, способность к самопожертвованию, эмоциональность (проявление чувств в максимальной степени), религиозность (вера в Бога), бескорыстие, свободолюбие и патриотизм (любовь к Родине).
Список опубликованных работ
Монография

1. Черноусова, И.П. Русская ментальность в зеркале языка фольклора (на примере фольклорной концептосферы, отраженной в диалоговых моделях эпических жанров) / И.П. Черноусова. – Липецк, 2013. – 293 с. (18,31 п.л.)

Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

2. Черноусова, И.П. Формула красоты в русских волшебных сказках и былинах / И.П. Черноусова // Русская речь / РАН – М.: Наука, 2012, № 1. – С. 93-99. (0,5 п.л.)

3. Черноусова, И.П. Репрезентация сказочной концептосферы в диалоговой модели / И.П. Черноусова // ФИЛОLOGOS. – Выпуск 12. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. – С. 116-126. (0,7 п.л.)

4. Черноусова, И.П. Варьирование традиционных смыслов в диалоговой модели (на материале волшебной сказки) / И.П. Черноусова // Вестник Тамбовского университета им. Г.Р. Державина. Серия «Гуманитарные науки». – Тамбов, 2012. Вып. 7 (111). – С. 35-41. (0,9 п.л.)

5. Черноусова, И.П. Хвастовство в былинах / И.П. Черноусова // Русская речь / РАН – М.: Наука, 2012, № 5. – С. 98-106. (0,6 п.л.)

6. Черноусова, И.П. Варьирование традиционных смыслов в диалоговой модели (на материале былины) / И.П. Черноусова // ФИЛОLOGOS. – Выпуск 15. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. – С. 78-84. (0,4 п.л.)

7. Черноусова, И.П. Фольклорные формулы – на пересечении традиции и текста (на материале былин) / И.П. Черноусова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Кострома, 2012, Т. 18. № 2. – С. 106-110. (0,6 п.л.)

8. Черноусова, И.П. Репрезентация былинной концептосферы в диалоговой модели / И.П. Черноусова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». – Воронеж, 2012, № 1. – С. 121-126. (0,6 п.л.); 2013, № 2. – С. 100-102. (0,4 п.л.)

9. Черноусова, И.П. Фольклорно-языковая картина мира, представленная в диалоговой модели (на материале волшебной сказки) / И.П. Черноусова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». Вып. 77. – Челябинск, 2013, № 14 (305). – С. 114-120. (0,6 п.л.)

10. Черноусова, И.П. Награждение в былинах / И.П. Черноусова // Русская речь / РАН – М.: Наука, 2013, № 3. – С. 110-116. (0,6 п.л.)

11. Черноусова, И.П. Фольклорно-языковая картина мира, представленная в диалоговой модели (на материале былины) / И.П. Черноусова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 2. – Тула, 2013. – С. 349-359. (0,8 п.л.)

12. Черноусова, И.П. Концепт благословение в фольклорно-языковой картине мира / И.П. Черноусова // Мир русского слова. – СПб., 2013, № 4. – С. 26-31. (0,6 п.л.)

13. Черноусова, И.П. Концепт Родина в былинной картине мира / И.П. Черноусова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». – Воронеж, 2014, № 1. – С. 109-111. (0,4 п.л.)

14. Черноусова, И.П. Формульный диалог в волшебной сказке / И.П. Черноусова // Русская речь / РАН – М.: Наука, 2014, № 3. – С. 111-116 (0,6 п.л.)

15. Черноусова, И.П. Комплексный концепт защита Родины в былинной картине мира / И.П. Черноусова // Мир русского слова. – СПб., 2014, № 3. – С. 33-38. (0,6 п.л.)

16. Черноусова, И.П. Концепт знакомство в фольклорно-языковой картине мира / И.П. Черноусова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 3. – Тула, 2014. – С. 297-306. (0,8 п.л.)

17. Черноусова, И.П. Сватовство и женитьба в былинах / И.П. Черноусова // Русская речь / РАН – М.: Наука, 2014, № 6. – С. 96-101. (0,6 п.л.)

Публикации в других изданиях

18. Черноусова, И.П. Композиционно-семантические типы и подтипы диалога в волшебной сказке / И.П. Черноусова // Материалы докладов научно-практической конференции по проблемам русистики. – Липецк: ЛГПИ, 1995. – С. 35-37. (0,2 п.л.)

19. Черноусова, И.П. Влияние художественной специфики на организацию сказочного диалога / И.П. Черноусова // Русский язык. Исследования и материалы. – Липецк: ЛГПИ, 1995. – С. 77-84. (0,5 п.л.)

20. Черноусова, И.П. Отражение семейно-бытовых обрядов в русском фольклоре (На материале свадебной обрядности и свадебного фольклора) / И.П. Черноусова // Материалы по славянской письменности и культуре. Выпуск 15. – Липецк: ЛГПИ, 1996. – С. 29-41. (0,8 п.л.)

21. Черноусова, И.П. Художественные функции диалога в русских народных сказках / И.П. Черноусова // Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Часть 3. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996. – С. 43-44. (0,1 п.л.)

22. Черноусова, И.П. Специфика организации сказочного диалога / И.П. Черноусова // Сборник статей по языкознанию. К 70-летию профессора В.В. Щеулина. Часть 2. – Липецк: ЛГПИ, 1997. – С. 56-70. (0,9 п.л.)

23. Черноусова, И.П. Диалог в былине / И.П. Черноусова // Исследования по русскому и общему языкознанию. – Липецк: ЛГПИ, 2000. – С. 190-203. (0,9 п.л.)

24. Черноусова, И.П. О лингвистическом анализе фольклорного текста в ВУЗе / И.П. Черноусова // Слово, предложение, текст в функционально-прагматическом аспекте. – Липецк: ЛГПУ, 2001. – С. 130-137. (0,5 п.л.)

25. Черноусова, И.П. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре / И.П. Черноусова // Антропоцентризм современной лингвистической ситуации. – Липецк: ЛГПУ, 2002. – С. 45-63. (1,2 п.л.)

26. Черноусова, И.П. Диалоговая система в сказках разных жанров / И.П. Черноусова // Единицы и категории языка в антропоцентрическом и функционально-коммуникативном освещении: К 75-летию профессора В.В. Щеулина. – Липецк: ЛГПУ, 2003. – С. 266-280. (0,9 п.л.)

27. Черноусова, И.П. Язык фольклора как средство духовного воспитания человека / И.П. Черноусова // Русский язык как средство духовного воспитания человека. Сборник статей. – Липецк: ЛГПУ, 2003. – С. 59-65. (0,4 п.л.)

28. Черноусова, И.П. Формульные модели традиционных диалогов в былине / И.П. Черноусова // Структурно-семантическая специфика и функционально-коммуникативный статус языковых единиц. – Липецк: ЛГПУ, 2004. – С. 138-156. (1,2 п.л.)

29. Черноусова, И.П. Лингвокультурологический анализ формульных былинных диалогов, ведущихся на пиру / И.П. Черноусова // Функциональные и коммуникативно-прагматические аспекты развития русского языка. – Липецк: ЛГПУ, 2005. – С. 135-153. (1,2 п.л.)

30. Черноусова, И.П. Формульные модели былинных диалогов, ведущихся на пиру (лингвокультурологический анализ) / И.П. Черноусова // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – С. 168-176. (0,6 п.л.)

31. Черноусова, И.П. Лингвокультурологический анализ формульных былинных диалогов о награждении и отказе от богатства / И.П. Черноусова // Проблемы лингвистической теории, форм и содержания образования и обучения. – Липецк: ЛГПУ, 2006. – С. 183-197. (0,9 п.л.)

32. Черноусова, И.П. Формульные диалоговые модели в былине / И.П. Черноусова // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: сборник статей. Материалы научной региональной конференции 2004 г. / ВГУ. (Афанасьевский сборник. Выпуск IV). – Воронеж: ВГУ, 2006. – С. 164-177. (0,9 п.л.)

33. Черноусова, И.П. Взаимоотношение русского языка и культуры как сферы духовной жизни людей / И.П. Черноусова // Современный русский язык в лингвокультурологическом пространстве. – Липецк: ЛГПУ, 2007. – С. 38-49. (0,75 п.л.)

34. Черноусова, И.П. Формульная модель сказочных диалогов, выражающая концепт испытания героя-искателя (лингвокультурологический анализ) / И.П. Черноусова // Лингвистика антропоцентризма и лингвокультурологическое знание в XXI столетии. – Липецк: ЛГПУ, 2007. – С. 108-117. (0,6 п.л.)

35. Черноусова, И.П. Формульная модель сказочных диалогов, содержащих трудные задачи (лингвокультурологический анализ) / И.П. Черноусова // Лингвистика антропоцентризма и лингвокультурологическое знание в XXI столетии. – Липецк: ЛГПУ, 2007. – С. 118-133. (1 п.л.)

36. Черноусова, И.П. Фольклорный текст и этнический менталитет (на материале русской волшебной сказки) / И.П. Черноусова // Проблемы русского и общего языкознания. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. – С. 196-204. (0,6 п.л.)

37. Черноусова, И.П. Специфика эстетического концепта «красота» в русском фольклоре (на примере диалоговых формул волшебных сказок и былин) / И.П. Черноусова // Русский язык: история и современность. Сборник научных трудов. К 80-летию профессора В.В. Щеулина. – Липецк-Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – С. 252-265. (0,9 п.л.)

38. Черноусова, И.П. Концепт запрет / заповедь в фольклорно-языковой картине мира / И.П. Черноусова // О русском языке в историческом, теоретическом и лингвокультурологическом аспектах. Сборник научных статей. К 80-летию профессора Г.Л. Щеулиной. – Липецк: ЛГПУ, 2009. – С. 156-177. (1,4 п.л.)

39. Черноусова, И.П. Сказочная картина мира, отраженная в формульной диалоговой модели / И.П. Черноусова // О русском языке в историческом, теоретическом и лингвокультурологическом аспектах. Сборник научных статей. К 80-летию профессора Г.Л. Щеулиной. – Липецк: ЛГПУ, 2009. – С. 253-276. (1,5 п.л.)

40. Черноусова, И.П. Фольклорная концептосфера, представленная в формульных диалоговых моделях (на примере эпических жанров) / И.П. Черноусова // Дело всей жизни. Сборник научных трудов, посвященных юбилею Е.Б. Артеменко. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – C. 199-214. (1 п.л.)

41. Черноусова, И.П. Былинная картина мира, представленная в формульной диалоговой модели / И.П. Черноусова // Функционально-коммуникативные и лингвокультурологические аспекты изучения текста и дискурса. – Липецк: ЛГПУ, 2011. – C. 35-50. (1 п.л.)

42. Черноусова, И.П. Фольклорная концептосфера cвоего и чужого миров (на примере русской волшебной сказки) / И.П. Черноусова // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. Серия «Гуманитарные науки». – Липецк: ЛГПУ, 2012. – № 1 (6). – С. 127-138. (0,75 п.л.)

43. Черноусова, И.П. Репрезентация фольклорной концептосферы в диалоговой модели (на материале эпических жанров) / И.П. Черноусова // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: сборник статей. Материалы научной региональной конференции 2012 г. / ВГУ. (Афанасьевский сборник: материалы и исследования. Выпуск XII). – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012. – С. 303-315. (0,8 п.л.)

44. Черноусова, И.П. Специфика концепта печаль в фольклорно-языковой картине мира (на материале эпических жанров) / И.П. Черноусова // Международный научно-исследовательский журнал (Материалы VIII заочной конференции «Research Journal of International Studies»). – Екатеринбург, 2012. Ч. 2. № 5 (5). – С. 122-124. (0,6 п.л.)

45. Черноусова, И.П. Специфика концепта самопросватанье / сватовство в фольклорно-языковой картине мира (на материале эпических жанров) / И.П. Черноусова // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. Серия «Гуманитарные науки». – Липецк: ЛГПУ, 2012. – № 2 (7). – С. 58-65. (0,5 п.л.)

46. Черноусова, И.П. Специфика концепта служба в фольклорно-языковой картине мира (на материале эпических жанров) / И.П. Черноусова // Жизнь языка. Жизнь в языке. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Василия Васильевича Щеулина (Липецк, 13 марта 2013 года). Сборник научных трудов.– Липецк: ЛГПУ, 2013. Ч. 1. – С. 119-131. (0,8 п.л.)

47. Черноусова, И.П. Традиционные формулы – константы фольклорно-языковой картины мира и репрезентанты фольклорных концептов / И.П. Черноусова // Школа молодых ученых по проблемам гуманитарных наук: сборник материалов областного профильного семинара 6-7 июня 2013 г. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. – С. 139-143. (0,25 п.л.)

48. Черноусова, И.П. Фольклорно-языковая картина мира как способ отображения ментальности (на материале эпических жанров) / И.П. Черноусова // Современная филология: теория и практика»: материалы XII Международной научно-практической конференции, г. Москва, 29 июня 2013 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – М.: Изд-во «Спецкнига», 2013. – С. 324-327. (0,3 п.л.)

49. Черноусова, И.П. Христианское в фольклорно-языковой картине мира (на примере эпических жанров) / И.П. Черноусова // «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6). Православное благовестие и паломнический туризм: традиции и современность. Материалы IХ Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» (22-23 ноября 2013 г.; Липецк–Задонск). – Липецк: ООО Типография «Липецк-Плюс», 2014. – С. 175-176. (0,6 п.л.)

50. Черноусова, И.П. Топонимия как часть фольклорно-языковой картины мира (на материале былин) / И.П. Черноусова // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. Серия «Гуманитарные науки». – Липецк: ЛГПУ, 2014. – № 1. – С. 39-46. (0,6 п.л.)

51. Черноусова, И.П. Комплексный концепт создание семьи в сказочной картине мира / И.П. Черноусова // Материалы областной научной конференции по проблемам гуманитарных наук. 22-23 мая 2014 г. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. – С. 181-186. (0,4 п.л.)

52. Черноусова, И.П. Специфика концепта заповедь в былинной картине мира / И.П. Черноусова // Школа молодых ученых по проблемам гуманитарных, естественных, технических наук: сборник материалов областного профильного семинара 5-6 июня 2014 г. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. – С. 24-28. (0,25 п.л.).