- Фольклор как моделирующая система традиционной народной культуры отражает и воплощает социальный опыт, ментальные установки, духовные ценности носителя этой культуры в фольклорной концептосфере, представляющей собой систему традиционных культурно-этнических смыслов и выраженной в характерных для этнического мировидения данной культуры языковых формах, поэтому он выступает выразителем этнической ментальности.
- Концепты в фольклорно-языковой картине мира имеют отличное от общеязыковой картины мира когнитивное содержание, которое определяется выполняемой ими в фольклорном тексте функцией и воплощенной в них традиционной культурной информацией.
- В сфере отношения «фольклорный концепт - языковые средства выражения» обнаруживается приоритетная роль концептосферы фольклора в организации языкового материала: типизированный характер содержания устно-поэтических концептов, детерминированный структурой традиции, обусловил устойчивое языковое выражение этого содержания с помощью фольклорных формул, выступающих как каноническая фиксация традиционной культурной информации.
- Между фольклорной концептосферой и ее языковой реализацией существуют свойственные лингвистическому знаку отношения асимметричного дуализма, которые здесь проявляются в нежестком характере закрепленности фольклорных концептов за средствами их языкового выражения: в разных фольклорных жанрах один концепт выражается разными формулами и имеет разное концептуальное содержание, в одном фольклорном жанре один традиционный смысл может выражаться разными формулами, одна и та же формула может репрезентировать различные концепты (традиционные смыслы).
- В фольклорно-языковой картине мира доминирующее положение занимают этические (в том числе религиозно-этические) концепты, что обусловлено социорегламентирующей функцией фольклора, пропагандирующего высокие морально-этические принципы поведения, которые внедрялись в общественное сознание средствами его сюжетной и образной систем.
- В фольклорно-языковой картине мира центральное место занимает магистральная мифологическая оппозиция свой - чужой, реализуемая на разных уровнях (бытовом и мифологическом, этнически-религиозном, социальном, макро- и микрокосмическом), спроецированная на различные плоскости (человеческий / нечеловеческий, естественный / чудесный (сверхъестественный), профанный / сакральный, антропоморфный / неантропоморфный, живой / мертвый, близкий / далекий, русский / нерусский, христианин / нехристь, родной / неродной, добрый / злой) и преломленная в ценностном плане. Если в сказке отмечается тенденция сближения двух миров, медиацию (взаимодействие) между которыми осуществляет герой, то в былине - борьба двух миров.
- Сказочная и былинная картины мира представляют собой синтез мифоязыческого и народно-православного мировоззрений, о чем свидетельствует этнографическая и историческая реальность, отразившаяся и подвергшаяся «пересемантизации» и «формулизации» в фольклорно-языковой картине мира (большинство сказочных и былинных концептов восходят к комплексу древнейших представлений и верований, свойственных славянскому язычеству и христианству).
- Специфика содержания и структурной организации фольклорно-языковой картины мира определяется фольклорной концептосферой, составляющей ее субстанциональную основу и обусловленной социально-историческими тенденциями эпохи создания произведений фольклора, что свидетельствует об опосредованном влиянии на язык фольклора социокультурного фактора (явлений традиционной народной культуры), осуществляемом через систему фольклорных концептов.
- Фольклорные концепты, выраженные традиционными формулами, образуют систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, существующих в традиции и языке фольклора. Системный характер фольклорной концептосферы проявляется в следующем: социокультурные комплексные концепты, воплощающие в фольклорно-языковой картине мира сложный интегрированный смысл (создание семьи и защита Родины) и репрезентированные диалоговыми моделями, состоят из взаимосвязанных концептов, выраженных формульными диалогами, которые включают в себя лексические и лексико-грамматические формулы, вербализующие субконцепты и концепты.
- Основными чертами русской ментальности, отраженными в фольклорной концептосфере русской волшебной сказки и былины, являются амбивалентность (двойственность, противоречивость в восприятии мира), полярность (отсутствие средних оценок: ярко положительная или резко отрицательная оценка явлений окружающего мира), космизм (взаимосвязь человека со Вселенной), соборность (общинность, коллективность сознания, приоритетность общих, государственных интересов над личными), стремление к служению, способность к самопожертвованию, эмоциональность (проявление чувств в максимальной степени), религиозность (вера в Бога), бескорыстие, свободолюбие и патриотизм (любовь к Родине).
1. Черноусова, И.П. Русская ментальность в зеркале языка фольклора (на примере фольклорной концептосферы, отраженной в диалоговых моделях эпических жанров) / И.П. Черноусова. – Липецк, 2013. – 293 с. (18,31 п.л.)
Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
2. Черноусова, И.П. Формула красоты в русских волшебных сказках и былинах / И.П. Черноусова // Русская речь / РАН – М.: Наука, 2012, № 1. – С. 93-99. (0,5 п.л.)
3. Черноусова, И.П. Репрезентация сказочной концептосферы в диалоговой модели / И.П. Черноусова // ФИЛОLOGOS. – Выпуск 12. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. – С. 116-126. (0,7 п.л.)
4. Черноусова, И.П. Варьирование традиционных смыслов в диалоговой модели (на материале волшебной сказки) / И.П. Черноусова // Вестник Тамбовского университета им. Г.Р. Державина. Серия «Гуманитарные науки». – Тамбов, 2012. Вып. 7 (111). – С. 35-41. (0,9 п.л.)
5. Черноусова, И.П. Хвастовство в былинах / И.П. Черноусова // Русская речь / РАН – М.: Наука, 2012, № 5. – С. 98-106. (0,6 п.л.)
6. Черноусова, И.П. Варьирование традиционных смыслов в диалоговой модели (на материале былины) / И.П. Черноусова // ФИЛОLOGOS. – Выпуск 15. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. – С. 78-84. (0,4 п.л.)
7. Черноусова, И.П. Фольклорные формулы – на пересечении традиции и текста (на материале былин) / И.П. Черноусова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Кострома, 2012, Т. 18. № 2. – С. 106-110. (0,6 п.л.)
8. Черноусова, И.П. Репрезентация былинной концептосферы в диалоговой модели / И.П. Черноусова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». – Воронеж, 2012, № 1. – С. 121-126. (0,6 п.л.); 2013, № 2. – С. 100-102. (0,4 п.л.)
9. Черноусова, И.П. Фольклорно-языковая картина мира, представленная в диалоговой модели (на материале волшебной сказки) / И.П. Черноусова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». Вып. 77. – Челябинск, 2013, № 14 (305). – С. 114-120. (0,6 п.л.)
10. Черноусова, И.П. Награждение в былинах / И.П. Черноусова // Русская речь / РАН – М.: Наука, 2013, № 3. – С. 110-116. (0,6 п.л.)
11. Черноусова, И.П. Фольклорно-языковая картина мира, представленная в диалоговой модели (на материале былины) / И.П. Черноусова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 2. – Тула, 2013. – С. 349-359. (0,8 п.л.)
12. Черноусова, И.П. Концепт благословение в фольклорно-языковой картине мира / И.П. Черноусова // Мир русского слова. – СПб., 2013, № 4. – С. 26-31. (0,6 п.л.)
13. Черноусова, И.П. Концепт Родина в былинной картине мира / И.П. Черноусова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». – Воронеж, 2014, № 1. – С. 109-111. (0,4 п.л.)
14. Черноусова, И.П. Формульный диалог в волшебной сказке / И.П. Черноусова // Русская речь / РАН – М.: Наука, 2014, № 3. – С. 111-116 (0,6 п.л.)
15. Черноусова, И.П. Комплексный концепт защита Родины в былинной картине мира / И.П. Черноусова // Мир русского слова. – СПб., 2014, № 3. – С. 33-38. (0,6 п.л.)
16. Черноусова, И.П. Концепт знакомство в фольклорно-языковой картине мира / И.П. Черноусова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 3. – Тула, 2014. – С. 297-306. (0,8 п.л.)
17. Черноусова, И.П. Сватовство и женитьба в былинах / И.П. Черноусова // Русская речь / РАН – М.: Наука, 2014, № 6. – С. 96-101. (0,6 п.л.)
Публикации в других изданиях
18. Черноусова, И.П. Композиционно-семантические типы и подтипы диалога в волшебной сказке / И.П. Черноусова // Материалы докладов научно-практической конференции по проблемам русистики. – Липецк: ЛГПИ, 1995. – С. 35-37. (0,2 п.л.)
19. Черноусова, И.П. Влияние художественной специфики на организацию сказочного диалога / И.П. Черноусова // Русский язык. Исследования и материалы. – Липецк: ЛГПИ, 1995. – С. 77-84. (0,5 п.л.)
20. Черноусова, И.П. Отражение семейно-бытовых обрядов в русском фольклоре (На материале свадебной обрядности и свадебного фольклора) / И.П. Черноусова // Материалы по славянской письменности и культуре. Выпуск 15. – Липецк: ЛГПИ, 1996. – С. 29-41. (0,8 п.л.)
21. Черноусова, И.П. Художественные функции диалога в русских народных сказках / И.П. Черноусова // Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Часть 3. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996. – С. 43-44. (0,1 п.л.)
22. Черноусова, И.П. Специфика организации сказочного диалога / И.П. Черноусова // Сборник статей по языкознанию. К 70-летию профессора В.В. Щеулина. Часть 2. – Липецк: ЛГПИ, 1997. – С. 56-70. (0,9 п.л.)
23. Черноусова, И.П. Диалог в былине / И.П. Черноусова // Исследования по русскому и общему языкознанию. – Липецк: ЛГПИ, 2000. – С. 190-203. (0,9 п.л.)
24. Черноусова, И.П. О лингвистическом анализе фольклорного текста в ВУЗе / И.П. Черноусова // Слово, предложение, текст в функционально-прагматическом аспекте. – Липецк: ЛГПУ, 2001. – С. 130-137. (0,5 п.л.)
25. Черноусова, И.П. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре / И.П. Черноусова // Антропоцентризм современной лингвистической ситуации. – Липецк: ЛГПУ, 2002. – С. 45-63. (1,2 п.л.)
26. Черноусова, И.П. Диалоговая система в сказках разных жанров / И.П. Черноусова // Единицы и категории языка в антропоцентрическом и функционально-коммуникативном освещении: К 75-летию профессора В.В. Щеулина. – Липецк: ЛГПУ, 2003. – С. 266-280. (0,9 п.л.)
27. Черноусова, И.П. Язык фольклора как средство духовного воспитания человека / И.П. Черноусова // Русский язык как средство духовного воспитания человека. Сборник статей. – Липецк: ЛГПУ, 2003. – С. 59-65. (0,4 п.л.)
28. Черноусова, И.П. Формульные модели традиционных диалогов в былине / И.П. Черноусова // Структурно-семантическая специфика и функционально-коммуникативный статус языковых единиц. – Липецк: ЛГПУ, 2004. – С. 138-156. (1,2 п.л.)
29. Черноусова, И.П. Лингвокультурологический анализ формульных былинных диалогов, ведущихся на пиру / И.П. Черноусова // Функциональные и коммуникативно-прагматические аспекты развития русского языка. – Липецк: ЛГПУ, 2005. – С. 135-153. (1,2 п.л.)
30. Черноусова, И.П. Формульные модели былинных диалогов, ведущихся на пиру (лингвокультурологический анализ) / И.П. Черноусова // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – С. 168-176. (0,6 п.л.)
31. Черноусова, И.П. Лингвокультурологический анализ формульных былинных диалогов о награждении и отказе от богатства / И.П. Черноусова // Проблемы лингвистической теории, форм и содержания образования и обучения. – Липецк: ЛГПУ, 2006. – С. 183-197. (0,9 п.л.)
32. Черноусова, И.П. Формульные диалоговые модели в былине / И.П. Черноусова // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: сборник статей. Материалы научной региональной конференции 2004 г. / ВГУ. (Афанасьевский сборник. Выпуск IV). – Воронеж: ВГУ, 2006. – С. 164-177. (0,9 п.л.)
33. Черноусова, И.П. Взаимоотношение русского языка и культуры как сферы духовной жизни людей / И.П. Черноусова // Современный русский язык в лингвокультурологическом пространстве. – Липецк: ЛГПУ, 2007. – С. 38-49. (0,75 п.л.)
34. Черноусова, И.П. Формульная модель сказочных диалогов, выражающая концепт испытания героя-искателя (лингвокультурологический анализ) / И.П. Черноусова // Лингвистика антропоцентризма и лингвокультурологическое знание в XXI столетии. – Липецк: ЛГПУ, 2007. – С. 108-117. (0,6 п.л.)
35. Черноусова, И.П. Формульная модель сказочных диалогов, содержащих трудные задачи (лингвокультурологический анализ) / И.П. Черноусова // Лингвистика антропоцентризма и лингвокультурологическое знание в XXI столетии. – Липецк: ЛГПУ, 2007. – С. 118-133. (1 п.л.)
36. Черноусова, И.П. Фольклорный текст и этнический менталитет (на материале русской волшебной сказки) / И.П. Черноусова // Проблемы русского и общего языкознания. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. – С. 196-204. (0,6 п.л.)
37. Черноусова, И.П. Специфика эстетического концепта «красота» в русском фольклоре (на примере диалоговых формул волшебных сказок и былин) / И.П. Черноусова // Русский язык: история и современность. Сборник научных трудов. К 80-летию профессора В.В. Щеулина. – Липецк-Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – С. 252-265. (0,9 п.л.)
38. Черноусова, И.П. Концепт запрет / заповедь в фольклорно-языковой картине мира / И.П. Черноусова // О русском языке в историческом, теоретическом и лингвокультурологическом аспектах. Сборник научных статей. К 80-летию профессора Г.Л. Щеулиной. – Липецк: ЛГПУ, 2009. – С. 156-177. (1,4 п.л.)
39. Черноусова, И.П. Сказочная картина мира, отраженная в формульной диалоговой модели / И.П. Черноусова // О русском языке в историческом, теоретическом и лингвокультурологическом аспектах. Сборник научных статей. К 80-летию профессора Г.Л. Щеулиной. – Липецк: ЛГПУ, 2009. – С. 253-276. (1,5 п.л.)
40. Черноусова, И.П. Фольклорная концептосфера, представленная в формульных диалоговых моделях (на примере эпических жанров) / И.П. Черноусова // Дело всей жизни. Сборник научных трудов, посвященных юбилею Е.Б. Артеменко. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – C. 199-214. (1 п.л.)
41. Черноусова, И.П. Былинная картина мира, представленная в формульной диалоговой модели / И.П. Черноусова // Функционально-коммуникативные и лингвокультурологические аспекты изучения текста и дискурса. – Липецк: ЛГПУ, 2011. – C. 35-50. (1 п.л.)
42. Черноусова, И.П. Фольклорная концептосфера cвоего и чужого миров (на примере русской волшебной сказки) / И.П. Черноусова // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. Серия «Гуманитарные науки». – Липецк: ЛГПУ, 2012. – № 1 (6). – С. 127-138. (0,75 п.л.)
43. Черноусова, И.П. Репрезентация фольклорной концептосферы в диалоговой модели (на материале эпических жанров) / И.П. Черноусова // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: сборник статей. Материалы научной региональной конференции 2012 г. / ВГУ. (Афанасьевский сборник: материалы и исследования. Выпуск XII). – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012. – С. 303-315. (0,8 п.л.)
44. Черноусова, И.П. Специфика концепта печаль в фольклорно-языковой картине мира (на материале эпических жанров) / И.П. Черноусова // Международный научно-исследовательский журнал (Материалы VIII заочной конференции «Research Journal of International Studies»). – Екатеринбург, 2012. Ч. 2. № 5 (5). – С. 122-124. (0,6 п.л.)
45. Черноусова, И.П. Специфика концепта самопросватанье / сватовство в фольклорно-языковой картине мира (на материале эпических жанров) / И.П. Черноусова // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. Серия «Гуманитарные науки». – Липецк: ЛГПУ, 2012. – № 2 (7). – С. 58-65. (0,5 п.л.)
46. Черноусова, И.П. Специфика концепта служба в фольклорно-языковой картине мира (на материале эпических жанров) / И.П. Черноусова // Жизнь языка. Жизнь в языке. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Василия Васильевича Щеулина (Липецк, 13 марта 2013 года). Сборник научных трудов.– Липецк: ЛГПУ, 2013. Ч. 1. – С. 119-131. (0,8 п.л.)
47. Черноусова, И.П. Традиционные формулы – константы фольклорно-языковой картины мира и репрезентанты фольклорных концептов / И.П. Черноусова // Школа молодых ученых по проблемам гуманитарных наук: сборник материалов областного профильного семинара 6-7 июня 2013 г. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. – С. 139-143. (0,25 п.л.)
48. Черноусова, И.П. Фольклорно-языковая картина мира как способ отображения ментальности (на материале эпических жанров) / И.П. Черноусова // Современная филология: теория и практика»: материалы XII Международной научно-практической конференции, г. Москва, 29 июня 2013 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – М.: Изд-во «Спецкнига», 2013. – С. 324-327. (0,3 п.л.)
49. Черноусова, И.П. Христианское в фольклорно-языковой картине мира (на примере эпических жанров) / И.П. Черноусова // «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6). Православное благовестие и паломнический туризм: традиции и современность. Материалы IХ Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» (22-23 ноября 2013 г.; Липецк–Задонск). – Липецк: ООО Типография «Липецк-Плюс», 2014. – С. 175-176. (0,6 п.л.)
50. Черноусова, И.П. Топонимия как часть фольклорно-языковой картины мира (на материале былин) / И.П. Черноусова // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. Серия «Гуманитарные науки». – Липецк: ЛГПУ, 2014. – № 1. – С. 39-46. (0,6 п.л.)
51. Черноусова, И.П. Комплексный концепт создание семьи в сказочной картине мира / И.П. Черноусова // Материалы областной научной конференции по проблемам гуманитарных наук. 22-23 мая 2014 г. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. – С. 181-186. (0,4 п.л.)
52. Черноусова, И.П. Специфика концепта заповедь в былинной картине мира / И.П. Черноусова // Школа молодых ученых по проблемам гуманитарных, естественных, технических наук: сборник материалов областного профильного семинара 5-6 июня 2014 г. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. – С. 24-28. (0,25 п.л.).