Научная тема: «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2015
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Историко-культурный дискурс деятельности Русской Православной Церкви в недавнем прошлом определялся актуализацией цивилизационной специфики российского общества. В историческом процессе развития русской цивилизации «рубежность» столетий играла важную роль усиления интеграционных начал русской цивилизации. В конце XX - начале XXI в. рубежом актуализации цивилизационных императивов был 1988 г. - время празднования тысячелетия Крещения Руси. Этот юбилей стал отправной точкой церковного возрождения и развития социокультурной деятельности Русской Православной Церкви.

2. Государственно-церковные отношения после 1988 г. развивались в русле цивилизационной специфики и прошли в своем развитии три этапа: 1988-1991 гг. - период изменения подходов власти к сфере религии; 1991-1997 гг. - период формирования вероисповедной политики государства; 1997-2013 гг. - период усиления кооперационной модели взаимодействия государства и Церкви. Главным критерием данной периодизации необходимо определить специфику трансформации государственно-церковного взаимодействия в контексте развития вероисповедного законодательства, логика развития которого свидетельствует о создании политико-правовых условий для дальнейшего укрепления положения Русской Православной Церкви и усиления ее социокультурной деятельности в постсоветскую эпоху.

3. Эволюция государственно-церковных взаимоотношений в постсоветской России определяется актуализированной цивилизационной парадигмой «русской симфонии», усиление которой происходит вследствие деидеологизации общественного сознания после распада СССР, что приводит к ослаблению актуализированной властью на рубеже XVII-XVIII вв. парадигмы цезаропапизма, неразрывно связанной с политико-идеологическими императивами, поддерживаемыми силой государства. В основе парадигмы «русской симфонии», свойственной для русской цивилизации, находилась идея создания христоцентричного государства, где духовная власть признавалась выше светской при юридическом обосновании независимости двух институтов. В постсоветской России воспроизводится модель «русской симфонии», облеченной в догматические формы византийской «симфонии». Логика ревитализации такой модели прослеживается с момента государственной инициативы предоставить Церкви полную свободу и сотрудничать с ней в социокультурной сфере, что было закреплено в законодательных актах.

4. Формирование Церковью своей социальной концепции и государственная политика в области вероисповедной сферы в изучавшийся период были двумя взаимосвязанными процессами. РПЦ участвовала в конструировании вероисповедной политики через легитимизацию власти и продвижение необходимых законов, а государственные инициативы в области законодательства и социокультурной сферы оказывали влияние на процесс конкретизации и обоснования постулатов «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Церковь и государство неформально действовали как два взаимозависимых института, что являлось свидетельством проявления цивилизационных начал.

5. Актуализация цивилизационных императивов общества в историко- культурном процессе Руси/России происходила в периоды усиления дезинтеграционных процессов в социуме, вызванных столкновением с «инаковыми» культурными парадигмами. Одной из определяющих констант русской цивилизации в исторически отдаленном и недавнем прошлом была бинарная оппозиция «вызов-ответ», которая запускала механизмы укрепления интеграционных начал общества через развитие традиционных институтов и определяла основополагающую роль Русской Православной Церкви в сохранении традиционных устоев в условиях «культурного вызова» глобализации на рубеже XX-XXI вв. Бинарная оппозиция «вызов-ответ» усиливалась в постсоветской России и вследствие различной специфики восточной и западной христианской традиции, развивавшейся в русле дихотомии традиционализма и модернизма. Данное обстоятельство определяло внутрицерковную интерпретацию глобализационной парадигмы и методов социального церковного конструирования.

6. На актуализацию бинарной оппозиции «вызов-ответ» оказывали влияние тенденции, происходившие в религиозной сфере под влиянием глобализационной парадигмы: проникновение секуляризма в религиозную и повседневную жизнь; активное развитие экуменизма во второй половине XX и в начале XXI в.; появление нового религиозного движения New Age; утрата христианской идентичности; усиление позиций ислама.

7. На процесс трансформации социокультурной деятельности Церкви в постсоветский период оказывал влияние комплекс цивилизационных императивов: эсхатологизм социального бытия; исихазм как религиозная и социально-политическая идея; религиозно-социальный персонализм; идентификационная имманентность; ритуализация социально-политических практик и сакрализация власти; ревитализация мессианского универсума; cоборность и вертикализация церковной деятельности в условиях глобализации.

Комплекс цивилизационных констант определял механизмы социокультурной деятельности Церкви: православизация социальной солидарности как механизм преодоления ценностных аномий; конвергенция институционального взаимодействия; cоциокультурный параморфоз как механизм трансформации «инаковых» глобалитетов.

8. Усилению цивилизационной специфики способствовала деятельность крупнейших персон Русской Православной Церкви в постсоветский период (патриарха Алексия II и патриарха Кирилла), конструировавших векторы социокультурной деятельности Церкви и способствовавших интеграции общества. Особенности деятельности предстоятелей РПЦ определяли цивилизационные императивы, актуализировавшиеся в постсоветской России, прежде всего, религиозно-социальный персонализм, являвшийся постоянно действующим фактором в историко-культурном развитии России.

9. Глобализационная парадигма оказала влияние на трансформацию форм и методов социокультурной деятельности Церкви в контексте распространения в церковной среде форм и методов, ставших данностью повседневных практик. Это обстоятельство свидетельствовало об актуализации исторически сложившейся цивилизационной специфики - культурного параморфоза как механизма трансформации «инаковых» культурных глобалитетов.

10. Наряду с развивающейся глобализационной парадигмой происходит развитие процесса регионализации социокультурных интенций как основополагающего механизма культурной глокализации. На региональном уровне наблюдался процесс усиления интегративных констант в контексте актуализированных цивилизационных императивов.

Список опубликованных работ
I. Публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России

1.Еремин, А. В. «Византизм» как теоретико-методологическая и политическая основа взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в культурно-историческом развитии России (X–XVII вв.) / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – Том I. – С. 7–12. – 0,5 п. л.

2.Еремин, А. В. Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в контексте глобализации / А. В. Еремин // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – Т. 4. – С. 30–37. – 0,5 п. л.

3.Еремин, А. В. Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в новом историческом контексте: трансформация цивилизационных основ интегративных процессов в контексте глобализации / А. В. Еремин // Вестник русской христианской гуманитарной академии. – 2014. – Т. 15. – Вып. 2. – С. 242–253. – 0,6 п. л.

4.Еремин, А. В. Генезис социальной концепции Русской Православной Церкви в отечественной историографии / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 4. – Том 1. – С. 46–51. – 0,5 п. л.

5.Еремин, А. В. Государственно-церковное взаимодействие в России во второй половине 90-х годов ХХ века / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 3. –Том I. – С. 105–113. – 0,5 п. л.

6.Еремин, А. В. Государственно-церковные отношения в современной России (проблемы и перспективы) / А. В. Еремин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – Т. 73. – № 9. – С. 46–50. – 0,5 п. л.

7.Еремин, А. В. Государство и общество современной России в социальной концепции Русской Православной Церкви / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – № 4. – С. 61–68. – 0,5 п. л.

8.Еремин, А. В. Государство и Русская Православная Церковь в контексте трансформации цивилизационных основ российского общества на рубеже XX–XXI вв. / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – Том 1. – С. 92–100. – 0,5 п. л.

9.Еремин, А. В. Образовательная деятельность Церкви в контексте формирования социальной концепции РПЦ в постсоветской России / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 3. – Том 1. – С. 40–47. – 0,5 п. л.

10.Еремин, А. В. Становление государственно-церковных отношений в России: историко-культурный анализ / А. В. Еремин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 6. – С. 36–41. – 0,5 п. л.

11.Еремин, А. В. Периодизация современной истории государственно-церковных отношений: исторический дискурс / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 2. – Том 1. – С. 48–51. – 0,4 п. л.

12.Еремин, А. В. Политико-правовые основы формирования социальной концепции Русской Православной Церкви / А. В. Еремин // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – Т. 2. – С. 44–50. – 0,5 п. л.

13.Еремин, А. В. Приоритеты и перспективы человека в современной российской провинции (по материалам социокультурного исследования) / А. В. Еремин, Н. Н. Летина, В. А. Шапошников // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 4. – Том 1. – 259–263. – 0,4 п. л., авторских 0,1 п. л.

14.Еремин, А. В. Православное восприятие государства и общества современной России в свете социальной концепции Русской Православной Церкви / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 2. – Том 1. – С. 53–58. – 0,5 п. л.

15.Еремин, А. В. Историко-культурный дискурс государственно-церковного взаимодействия на рубеже XX–XXI вв. // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 4. – Том 1. – С. 75–78. – 0,4 п. л.

16. Еремин, А. В. Развитие социальной деятельности Русской Православной Церкви в период становления новой религиозной политики советского государства (1985–1991 гг.) / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 3. – Том 1. – С. 56–61. – 0,5 п. л.

17.Еремин, А. В. Религиозный фундаментализм и Русская Православная Церковь в современной России / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 2. – С. 27–32. – 0,5 п. л.

18.Еремин, А. В. Социальная деятельность Русской Православной Церкви во второй половине 90-х гг. XX века / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 4. –Том I. – С. 77–82. – 0,5 п. л.

19.Еремин, А. В. Социокультурная деятельность Русской Православной Церкви и формирование цивилизационной идентичности российского общества / А. В. Еремин // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. – Т. 2. – № 8. – С. 44–49. – 0,5 п. л.

20.Еремин, А. В. Социокультурная деятельность Русской Православной Церкви в контексте трансформации цивилизационного императива соборности / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 3. – Том 1. – С. 72–77. – 0,5 п. л.

21.Еремин, А. В. Теоретико-методологические особенности восприятия государства и общества в религиозной традиции западного и восточного христианства / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 4. – Том 1. – С. 24–32. – 0,5 п. л.

22.Еремин, А. В. Трансформация византийской модели государственно– церковного взаимодействия в культурно-историческом развитии России (XVIII– XX вв.) / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 3. – Том 1. – С. 18–21. – 0,5 п. л.

23.Еремин, А. В. Трансформация религиозных ценностей в секулярном мире / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 1. – Том 1. – С. 312–314. – 0,5 п. л.

24.Еремин, А. В. Трансформация социокультурного дискурса деятельности Русской Православной Церкви в контексте эволюции религиозной парадигмы на рубеже XX–XXI веков / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 4. – Том 1. – С. 41–46. – 0,5 п. л.

25.Еремин, А. В. Тысячелетие христианизации Руси и историко-культурная эволюция государственно-церковных отношений на цивилизационном горизонте российского общества / А. В. Еремин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2014. – № 164. – С. 14–25. – 1 п. л.

26.Еремин, А. В. Формирование социальной концепции Русской Православной Церкви в современной России (1998–2000) / А. В. Еремин // Интеллигенция и мир. Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. – 2004. – № 1/2. – С. 139–142. – 0,4 п. л.

27.Еремин, А. В. Формирование церковной позиции к процессам глобализации: официальный и внутрицерковный дискурсы / А. В. Еремин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2014. – № 21(192), выпуск 32. – С. 158–164. – 0,5 п. л.

28.Еремин, А. В. Цезаропапизм в истории и культуре русской цивилизации / А. В. Еремин // Вопросы культурологии. – № 7. – 2014. – С. 42–52. – 1 п. л.

29.Еремин, А. В. Эволюция взаимоотношений государства и Русской Православной Церкви в постсоветской России в контексте бинарной оппозиции «вызов-ответ» / А. В. Еремин // Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2014. – Т. 20. – № 2. – С. 59–63. – 0,5 п. л.

30.Еремин, А. В. Эволюция религии в контексте глобализации / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 1. – Том 1. – С. 53–59. – 0,5 п. л.

II. Монографии

31.Еремин, А. В. Историко-культурный дискурс деятельности Русской Православной Церкви в постсоветской России : монография / А. В. Еремин // под ред. доктора исторических наук, профессора М. В. Новикова. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. – 616 с. – 38,8 п. л.

32.Еремин, А. В. Культурфилософское обоснование трансформаций российского опыта в контексте взаимодействия глобального и локального : коллективная монография / А. В. Еремин; под науч. ред. М. В. Новикова, Т. С. Злотниковой, Т. И. Ерохиной. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. – С. 142–153, 184–197. – 20 п. л., авторских 1,5 п. л.

33.Еремин, А. В. Формирование социальной концепции Церкви в современной России : монография / А. В. Еремин. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. – 231 с. – 14,5 п. л.

34.Еремин, А. В. Эволюция социокультурной деятельности РПЦ в процессе глобализации / А. В. Еремин // Модель культуры русской провинции в аутентичном, историко-типологическом и глобализационном дискурсах: коллективная монография / под науч. ред. Т. С. Злотниковой, Т. И. Ерохиной, Н. Н. Летиной, М. В. Новикова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013. – С. 159–186. – 12 п. л., авторских 1,5 п. л.

III. Другие публикации

35.Еремин, А. В. «Вера – народ – власть»: православное мировосприятие государства и общества в феодальной России / А. В. Еремин // Феодальное общество: идеология, политика, культура : материалы IV Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 4–5 апреля 2003 года. – М. : Прометей, 2003. – С. 169–172. – 0,3 п. л.

36.Еремин, А. В. «Москва – III Рим»: религиозная традиция и формирование российской государственности / А. В. Еремин // Столицы и столичность в истории русской культуры : научный сборник. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2006. – С. 68–77. – 1 п. л.

37.Еремин, А. В. Вероисповедная политика государства на рубеже XX–XXI веков / А. В. Еремин // Вопросы отечественной и зарубежной истории : материалы конференции «Чтения Ушинского». – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. – С. 22–25. – 0,2 п. л.

38.Еремин, А. В. Взаимоотношения государства и Церкви в свете Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. / А. В. Еремин // Сборник материалов 9-й конференции молодых ученых. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2001. – С. 52–54. – 0,2 п. л.

39.Еремин, А. В. Государственно-церковные взаимоотношения в контексте состояния внутрицерковной организации РПЦ в современной России / А. В. Еремин // Вопросы отечественной и зарубежной истории. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2002. – С. 89–93. – 0,4 п. л.

40.Еремин, А. В. Государственно-церковные отношения в современной России (1998–2000) / А. В. Еремин // Народ, политика, власть в истории России. – Вып. 2. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2005. – С. 149–156. – 0,5 п. л.

41.Еремин, А. В. Государственно-церковные отношения во второй половине 90-х гг. ХХ века / А. В. Еремин // Вопросы отечественной и зарубежной истории. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2005. – С. 70–75. – 0,4 п. л.

42.Еремин, А. В. Государство и общество в православном миросозерцании. Исторический опыт и современность / А. В. Еремин // Социальные и гносеологические проблемы общества. – Ярославль : Изд-во «Еще не поздно!», 2004. – С. 147–158. – 1 п. л.

43.Еремин, А. В. Государство и Русская Православная Церковь в период перестройки (1985–1991 гг.) / А. В. Еремин // Сборник материалов международной научной конференции «Церковь в истории и культуре России», 22–23 ноября 2010 года. – Киров (Вятка), 2010. – С. 25–34. – 0,5 п. л.

44.Еремин, А. В. Государство и Церковь в постсоветский период (1985– 2000) / А. В. Еремин // Сборник материалов 8-й конференции молодых ученых. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2000. – С. 105–108. – 0,2 п. л.

45.Еремин, А. В. Государство и Церковь в постсоветский период: этапы становления вероисповедной политики / А. В. Еремин // Материалы VIII Международной научной конференции «Русская Православная Церковь и государство в ХХ веке», 11–12 февраля 2009. – Иваново, 2009. – С. 13–18. – 0,4 п. л.

46.Еремин, А. В. Значение истории государственно-церковных взаимоотношений в процессе преподавания истории / А. В. Еремин // Учитель истории в начале ХХI века: содержание и технологии подготовки и повышения квалификации в условиях модернизации педагогического образования. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2004. – С. 43–44. – 0,1 п. л.

47.Еремин, А. В. Инновационные подходы к преподаванию отечественной истории и воспитание подрастающего поколения / А. В. Еремин // Инновации и традиции в современном образовании. – Старый Оскол : ТНТ, 2008. – С. 151– 154. – 0,2 п. л.

48.Еремин, А. В. К вопросу о методологии исторического познания отечественной истории в современной России / А. В. Еремин // Материалы VII Международной научной конференции «Русская Православная Церковь и государство в ХХ веке». – Иваново, 2008. – С. 87–91. – 0,3 п. л.

49.Еремин, А. В. К вопросу о периодизации истории государственно-церковных отношений в постсоветский период / А. В. Еремин // Вопросы отечественной и зарубежной истории. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. – С. 329–336. – 0,3 п. л.

50.Еремин, А. В. К вопросу о роли христианства в современном обществе / А. В. Еремин // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе. – Балашов : Николаев, 2003. – С. 135–139. – 0,3 п. л.

51.Еремин, А. В. К вопросу о социальной концепции Русской Православной Церкви / А. В. Еремин // Вопросы истории и обществознания. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2004. – С. 150–156. – 0,4 п. л.

52.Еремин, А. В. К вопросу об оценке православного фундаментализма в современной России / А. В. Еремин // Вопросы отечественной и зарубежной истории. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2002. – С. 81–86. – 0,4 п. л.

53.Еремин, А. В. Место и роль Русской Православной Церкви в современной России / А. В. Еремин // Русский путь. – 2003. – № 1. – С. 85–107. – 1,6 п. л.

54.Еремин, А. В. Политико-правовые основы развития социальной концепции Церкви в современном образовательном процессе / А. В. Еремин // Сб. ст. материалов конгресса «Православие, молодежь и будущее России». 3–5 марта 2005. – СПб., 2005. – С. 378–380. – 0,3 п. л.

55.Еремин, А. В. Проблемы и перспективы государственно-церковных отношений в постсоветский период / А. В. Еремин // Вопросы истории и обще-ствознания. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2006. – С. 150–156. – 0,4 п. л.

56.Еремин, А. В. Развитие моделей государственно-церковных отношений в современной России / А. В. Еремин // Материалы VII Международной научной конференции «Русская Православная Церковь и государство в ХХ веке». – Иваново, 7–8 февраля 2008. – С. 87–91. – 0,4 п. л.

57.Еремин, А. В. Религиозная традиция и проблемы формирования гражданского общества // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / А. В. Еремин // Сборник научных трудов. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2003. – С. 118–126. – 0,6 п. л.

58.Еремин, А. В. Религиозная традиция и формирование национального самосознания в современной России / А. В. Еремин // Русский вопрос: история и современность. – Омск : Издательский дом «Наука», 2007. – С. 90–93. – 0,3 п. л.

59.Еремин, А. В. Религиозные аспекты национального самосознания современной России / А. В. Еремин // Вопросы отечественной и зарубежной истории. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. – С. 282–285. – 0,3 п. л.

60.Еремин, А. В. Роль интеллигенции в этноконфессиональной стабильности общества современной России / А. В. Еремин // Культура и интеллигенция России между рубежами веков: Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (кон. ХIХ в. – нач. ХХI в.) // Материалы V Всероссийской научной конференции 21 сент. – 3 окт. 2003 г. – Омск : ОМГУ, 2003. – С. 355–358. – 0,3 п. л.

61.Еремин, А. В. Русская Православная Церковь и общество на современном этапе / А. В. Еремин // Уральские Бирюковские чтения. Актуальные проблемы краеведения. – Челябинск, 2003. – С. 228–233. – 0,4 п. л.

62.Еремин, А. В. Русская Православная Церковь и разработка государственной вероисповедной политики в 1991–1997 годах / А. В. Еремин // Материалы VI Международной научной конференции «Русская Православная Церковь и государство в ХХ веке» (Иваново, 7–8 февраля 2007). – Иваново, 2007. – С. 59–67. – 0,5 п. л.

63.Еремин, А. В. Русская Православная Церковь и современный фундаментализм / А. В. Еремин // Новая политика для новой экономики: альтернативы рыночному и консервативному фундаментализму: доклады и выступления на международной научной конференции 22–23 мая 2003 г. – М. : Слово, 2003. – С. 364–367. – 0,5 п. л.

64.Еремин, А. В. Социокультурная деятельность Русской Православной Церкви в контексте государственной вероисповедной политики на рубеже XX– XXI вв. / А. В. Еремин // Материалы IX Международной научной конференции «Русская Православная Церковь и государство в ХХ веке». – Иваново, 2011. – С. 48–53. – 0,5 п. л.

65.Еремин, А. В. Социокультурная деятельность Церкви в свете «Основ социальной концепции РПЦ» / А. В. Еремин // Вопросы отечественной и зарубежной истории. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. – С. 282–285. – 0,3 п. л.

66.Еремин, А. В. Становление законодательства о религии и Русская Православная Церковь в первой половине 90-х годов XX века / А. В. Еремин // Народ, политика, власть в истории России. – Ярославль, 2007. – С. 139–148. – 0,5 п. л.

67.Еремин, А. В. Становление кооперационной модели государственно-церковных отношений в 90-е гг. ХХ века / А. В. Еремин // Церковь, государство и общество в истории России ХХ века. – Иваново, 2005. – С. 225–229. – 0,4 п. л.

68.Еремин, А. В. Традиционные православные ценности и секуляризм в современной России / А. В. Еремин // Материалы международной научно-практической конференции «Православие и нравственность», 17–19 февраля 2006. – СПб., 2006. – C. 105–107. – 0,2 п. л.

69.Еремин, А. В. Трансформация властных проявлений в религиозной жизни постсоветской России / А. В. Еремин // Материалы междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием «Культура в глобализирующемся мире: вызовы и перспективы», 17–17 октября 2014. – М., 2014. – С. 11–14. – 0,3 п. л.

70.Еремин, А. В. Феномен обновленчества в религиозной традиции современной России (1985–2003) / А. В. Еремин // Церковь, государство и общество в истории России ХХ века. – Иваново, 2003. – С. 86–88. – 0,2 п. л.

71.Еремин, А. В. Формирование патриотического сознания подрастающего поколения в преподавании истории России / А. В. Еремин // Материалы международной научно-практическая конференции «Православие и власть: традиция и современность», СПб. 19–21 апреля 2007. – СПб., 2007. – C. 341–344. – 0,2 п. л.

72.Еремин, А. В. Этноконфессиональные особенности трансформации российской идентичности и проблемы становления гражданского общества в России / А. В. Еремин // Психология системного функционирования личности. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – С. 123–125. – 0,2 п. л.