- В противоположность интерпретации как вторичной художественной деятельности, в процессе осуществления которой «продукт первичной художественной деятельности обязательно воспроизводится как система» (Е. Гуренко), реинтерпретация выступает в качестве такой художественной системы, в которой «продукт первичной художественной деятельности» присутствует лишь на уровне элемента. Поскольку последний «работает» исключительно на актуализацию закона эстетического воздействия, реинтерпретация приобретает статус первичной художественной деятельности.
- Опыт реинтерпретации манифестирует собой переосмысление традиции, выступая в качестве формирующего заново понятие истины творческого акта, вследствие чего опыт реинтерпретации квалифицируется с позиции оригинального, самостоятельного художественного целого, которое требует от реципиента последующего осмысления;
- В силу того, что суть феномена реинтерпретации заключается в актуализации противоречий, складывающихся между «данным» и «созданным», их согласование ставится в прямую зависимость от культуры мышления реципиента. Потому осмысление опыта реинтерпретации оказывается одним из действенных механизмов, способствующих обучению рефлексии методологического типа, что самым непосредственным образом выводит нас на человеческую субъективность, включенную в «диалог сознаний» (М. Бахтин).
- Пародия, транскрипция, парафраза, переложение рассматриваются как исторические формы реинтерпретации, от которых последнюю отличает осознанный характер художественной провокации с целью актуализации диалогической ситуации;
- Алгоритм анализа опыта реинтерпретации складывается из следующих процедурных норм:а) знакомство с классическим текстом, который в новой художественной системе присутствует исключительно на уровне элемента последней;б) сравнительная характеристика классического и нового оригинального текста, осуществляемая на уровне диалектики части и целого;в) актуализация концептуальной информации нового оригинального текста через обращение к риторическому канону, выступающему аналогом системного анализа деятельности (Г. Щедровицкий).
- Сходство метода реинтерпретации и интертекстуального метода заключается в активном использовании цитат, реминисценций, аллюзий и т.п., отличие - в том, что если в случае с интертекстом речь идет об «авторитете письма», то в случае с реинтерпретацией - об «авторитете автора». В свою очередь, «реставраторскому конструктивизму» (Б. Ярустовский) «модельного метода» противостоит осуществляемое в рамках реинтерпретации смысловое развертывание представленной в классическом тексте темы. Важность последней обусловлена тем, что реинтерпретация всегда осуществляется под знаком идеологии, что позволяет говорить о реинтерпретации как о социокультурном феномене.
- Реинтерпретация являет собой всеохватывающую, интегративную стратегию, которая одновременно принимает во внимание как основные свойства текста, так и аспекты его значений. При этом метод интертекстуальности становится базовой категорией для данной стратегии. В рамках последней на смену парадигме открытого и поливалентного текста, обусловившей разрушение мифа о его единстве и целостности, приходит новая риторика - риторика художественного текста. Задавая границы читательскому произволу, риторическая программа творца позволяет противостоять «дурной бесконечности», опознаваемой в многочисленных повторах и имитациях.
2. Волкова П.С. Цвет и звук: к вопросу о диалогической природе искусства // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. 2006. – № 11. (0,3/0,5 п.л.) (в соавторстве)
3. Волкова П.С. Философия игры в контексте искусства // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. 2006. – № 12. (0,3 п.л.)
4. Волкова П.С. Псевдокультурный диалог: к постановке проблемы // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. 2007. – № 12. (0,2 п.л.)
5. Волкова П.С. Музыкальное прочтение стихотворения А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный» (к проблеме типологии понимания текста) // Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал. 2007/1. (0,4 п.л.)
6. Волкова П.С. Чехов-Форман-Муратова: опыт реинтерпретации // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. 2008. – № 4. (0,2/0,4 п.л.) (в соавторстве)
7. Волкова П.С. Совершенствование исполнительской культуры вокалиста: опыт реинтерпретации // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Тверь, 2008. – № 21 (81). – Вып. 4. (0,3 п.л.)
8. Волкова П.С. Интерпретация-реинтерпретация: общее и особенное // Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал. – Краснодар: Краснодарский университет культуры и искусства. 2008. – № 3 (28). (0,2 п.л.)
9. Волкова П.С. Синтетический художественный текст: опыт анализа (на примере оперы Л. Десятникова «Бедная Лиза») // Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал. – Краснодар: Краснодарский университет культуры и искусства. 2008. – № 2 (27). (0,4 п.л.)
10. Волкова П.С. П.И. Чайковский. «Патетическая симфония»: опыт реинтерпретации // Известия Волгоградского педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». – Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2008. – № 3 (27). (0,4 п.л.)
11. Волкова П.С. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на примере современного искусства) // Известия РПГУ им. А.И. Герцена. Серия «Общественные и гуманитарные науки». – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет им. А.И. Герцена, 2008. – № 11 (78). (0,3 п.л.)
12. Волкова П.С. Ж. Бизе – Р. Щедрин. «Кармен-сюита» – Г. Бардин. «Чуча»: к вопросу о реинтерпретации // Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал. 2008/3. (0,4 п.л.)
13. Волкова П.С. Музыка в современном кинематографе: к вопросу о реинтерпретации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение» – Майкоп: Майкопский государственный университет, 2009. – Вып. 1 (41). (0,5 п.л.)
14. Волкова П.С. «Кармен»: к вопросу о реинтерпретации // Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал. – Краснодар: Краснодарский университет культуры и искусства, 2009. – №1(30). (0,4 п.л.)
Монографии и учебные пособия
15. Волкова П.С. Играем вместе! (Для тех, кто верит чудесам и открывать их любит сам): Книга для учащихся. – Астрахань: Астраханский областной институт усовершенствования учителей, 1993. (6, 5 п.л.)
16. Волкова П.С. Музыкальные занятия в школе: Методические рекомендации. – Астрахань: Астраханский областной институт усовершенствования учителей, 1993. (4,65 п.л.)
17. Волкова П.С. «Музыка начинается там, где кончается слово»: Коллективная монография. – Астрахань – Москва: НТЦ «Консерватория», 1995. (3/20 п.л.) (в соавторстве)
18. Волкова П.С. Музыкальные занятия в условиях полихудожественного развития школы: Учебное пособие. – Астрахань: Астраханский институт усовершенствования учителей, 1999. (6,5 п.л.)
19. Волкова П.С. Риторические модели гуманитарного образования: Монография. – М.: Московский педагогический университет, 2001. (12 п.л.)
20. Волкова П.С. Метафизика огня, или опыт философии искусства: Монография. – Краснодар, 2007. (5,8 п.л.)
21. Волкова П.С. Философия в текстах культуры: Учебно-методическое пособие – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007. (2,0/4,0 п.л.) (в соавторстве)
22. Волкова П.С. Социальная природа искусства: Учебное пособие. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007. (3,8/ 4,8 п.л.) (в соавторстве)
23. Волкова П.С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века): Монография. – Краснодар: Краснодарский университет культуры и искусств, 2008. (12 п.л.)
Статьи, опубликованные в других изданиях
24. Волкова П.С. Стравинский и Пикассо: опыт сравнительного анализа // 100 лет русской музыки (1890 – 1990): вопросы теории, истории, традиций и новаторства: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория, 1995. (0,2 п.л.)
25. Волкова П.С. Эмотивное взаимодействие вербального и авербального языков как метод интерпретации художественного текста // Язык и культура: Материалы 5-й Международной научной конференции. – Киев: Киевский государственный университет, 1997. (0,5 п.л.)
26. Волкова П.С. Синтетический художественный текст как результат события «данного» и «созданного» (К вопросу о реинтерпретации текстов культуры) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы международной научно-практической конференции. – Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 1997. (0,5 п.л.)
27. Волкова П.С. «Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум» // Учитель года: лучшее от лучших: Сборник методических материалов. – М., Московский институт повышения и переподготовки педагогических кадров, 1997. (0,5 п.л.)
28. Волкова П.С. Синтез искусств как метод интерпретации художественного текста (К вопросу эмотивных взаимодействий вербального и авербального языков // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Материалы международной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория, 1998. (0,2 п.л.)
29. Волкова П.С. Хлебников и конкретная поэзия (К вопросу о внутренней форме языка): Материалы VII Международных Хлебниковских чтений. – Астрахань: Астраханский педагогический университет, 1998. (0,5 п.л.)
30. Волкова П.С. Музыка. Риторика. Герменевтика. К вопросу о гуманизации и гуманитаризации образования // Культура, искусство, образование. Проблемы, перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Смоленск: Смоленский государственный университет, 1999. Ч. I. (0,3 п.л.)
31. Волкова П.С. Синестезия как условие понимания // «Прометей» – 2000 (О судьбе светомузыки: на рубеже веков): Материалы международной научно-практической конференции. – Казань: Издательство КГТУ им. А.Н.Туполева (0,3 п.л.)
32. Волкова П.С. Диалог на грани тысячелетий. К вопросу о взаимодействии музыки, риторики, герменевтики // Музыкальный миллениум: Искусство истории – история искусства: Межвузовский сборник научных статей. – Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория, 2000. (0,5 п.л.)
33. Волкова П.С. Хлебников – Бродский: к проблеме диалога: Материалы VIII Международных Хлебниковских чтений. Астрахань: Астраханский государственный педагогический университет, 2000. (0,5 п.л.)
34. Волкова П.С. Композитор – исполнитель – слушатель: к проблеме диалога // Современные проблемы музыкального искусства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар: Краснодарский союз композиторов России, 2000. (0,3 п.л.)
35. Волкова П.С. Музыкальное прочтение стихотворение А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный» // Взаимодействие музыки с другими искусствами: Межвузовский сборник научных статей. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический институт, 2000. (0,5 п.л.)
36. Волкова П.С. Понимание текстов культуры: педагогический аспект // Феномен культуры: проблемы теории и истории: Межвузовский сборник научных статей. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический институт, 2000. (0,5 п.л.)
37. Волкова П.С. «Дон Жуан»: опыт интертекстуального анализа // Дон Жуан в музыкальном искусстве и литературе: Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория (Академия) им. М.И. Глинки, 2001. (0,4 п.л.)
38. Волкова П.С. Понимание как философско-герменевтическая проблема: Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. – М.: Московский государственный педагогический университет, 2001. (1 п.л.)
39. Волкова П.С. Синтетический художественный текст: к вопросу о диалектике части и целого // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Межвузовский сборник научных трудов.– Иваново-Вологда, 2005. – Вып. 2. (0,8 п.л.)
40. Волкова П.С. Философия практики: к вопросу методологии // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. – Иваново: Ивановский институт ГПС МЧС РФ, 2005. (0,5 п.л.)
41. Волкова П.С. Синтетический художественный текст: pars pro toto // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы Пятой научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. – М.: Московский государственный педагогический университет, 2005. (0,3 п.л.)
42. Волкова П.С. Текст культуры: диалогический аспект // Лихачевские чтения. – СПб.: С.-Петербургский университет профсоюзов. 2005. (0,2 п.л.)
43. Волкова П.С. Философия игры в контексте семиотики // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Международная научно-практическая конференция. – Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 2006. (0,3 п.л.)
44. Волкова П.С. Гуманизация жизненного мира человека в процессе повседневного бытия // Онтология и антропология гуманизма // Материалы межвузовского симпозиума. – Владимир: Владимирский государственный педагогический университет, 2006. (0,3 п.л.)
45. Волкова П.С. Риторика и герменевтика: внутрифилологический синтез // Материалы Шестой научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева «Синтез в русской и мировой художественной культуре». – М.: Московский государственный педагогический университет, 2006. (0,3 п.л.)
46. Волкова П.С. Философия искусства: социальный аспект Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы // Материалы международной научно-практической конференции. – Иваново: Ивановский институт ГПС МЧС России, 2006. (0,2/ 0,4 п.л.) (в соавторстве)
47. Волкова П.С. Игра в контексте диалога (к вопросу об исполнительской практике) // Сибирский музыкальный альманах. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 2006. (0,3 п.л.)
48. Волкова П.С. Кинотекст в пространстве гуманитарного образования: к постановке проблемы // Теория и практика общественного развития: Всероссийский научный журнал. – Краснодар, 2006. – № 3 (6). (в соавторстве) (0,5 п.л.)
49. Волкова П.С. Современные аудиовизуальные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и образовании: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: С.-Петербургский университет профсоюзов, 2006. (0,3 п.л.)
50. «Метафизика огня»: спец. курс по предмету «Философия» для студентов творческих специальностей (из опыта работы) // Материалы межвузовской конференции. – Горячий Ключ: Краснодарский университет культуры и искусств, 2006. (0,5 п.л.)
51. Волкова П.С. Философия игры: методологический аспект // IV Серебряковские научные чтения. – Волгоград: Волгоградский муниципальный институт искусств им. П.А. Серебрякова, 2007. (0,5 п.л.)
52. Волкова П.С. Фаллические символы в культуре и искусстве: семиотический аспект // Казачье самообразование. 2007. – № 2. (0,4/0,8) (в соавторстве)
53. Volkova P. Italy-Russia: an Experience of A. Tarkovskiy’s “Nostalgia” // Italy-Russia: The centuries International scientific conference. – New York-Rome-Krasnodar, 2008. (0,2 п.л.)
54. Волкова П.С. Александр Пушкин – Сергей Беринский: к проблеме диалога // Роль русского языка в формировании российского менталитета. Материалы международной научной конференции (г. Тверь, «Дни славянской письменности и культуры») 22 – 24 мая 2007 г. – Тверь: Тверской государственный университет, 2007. (0,3 п.л.)
55. Волкова П.С. «Визуальный поворот» в гуманитарном образовании: к вопросу о методе // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – М., 2007. – Ч. I. (0,4 п.л.)
56. Волкова П.С. Синтетический художественный текст: интерпретация и реинтерпретации // Лихачевские чтения. – Спб.: С.-Петербургский университет профсоюзов, 2007. (0,2 п.л.)
57. Волкова П.С. Кинематограф в контексте экзистенциальной философии: опыт Л. фон Триера // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007. – Вып. 2. (0,4 п.л.)
58. Волкова П.С. Оперный текст как реинтерпретация: к проблеме исполнительской культуры вокалиста // Вокальное искусство: психология, педагогика, музыкальный текст и его интерпретация. Фониатрия // Материалы Международной научно-практической конференции. – Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 2007. (0,3 п.л.)
59. Волкова П.С. Гоголь–Шостакович: «Нос» // Материалы третьей межвузовской конференции. – Горячий Ключ. – Краснодар: Краснодарский университет культуры и искусств, 2007. (0,5 п.л.)
60. Волкова П.С. Опера как социокультурный феномен: Гоголь-Буцко: «Записки сумасшедшего» // Сборник материалов научной конференции «Ансамблевое исполнительство: традиции, современное состояние, перспективы». – Краснодар: Краснодарский университет культуры и искусств, 2007. (0,3 п.л.)
61. Волкова П.С. Реинтерпретация текстов культуры: семиотический аспект // Семиотика культуры и искусства: Материалы Международной научно-практической конференции. – Краснодар: Краснодарский университет культуры и искусств. 2007. Т. I. (0,5 п.л.)
62. Волкова П.С. Текст культуры: к вопросу о реинтерпретации // Музыкальное воспитание в России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Международной научно-практической конференции 7 декабря 2007 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2007. (0,3 п.л.)
63. Волкова П.С.Феномен реинтерпретации в свете компетентностного подхода: к постановке проблемы // Теория и практика общественного развития. Всероссийский журнал. 2007. – № 2 (8). (0,5 п.л.)
64. Волкова П.С. Опера как социокультурный феномен: опыт реинтерпретации // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2008. – Вып. 3. (0,4 п.л.)
65. Волкова П.С. Неудача в творчестве: философские аспекты // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука, творчество, инновации, успех». – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2008. (0,2 п.л.)
66. Волкова П.С. Методологические возможности экзистенциализма в исследованиях современной культуры: к постановке проблемы // Человек, общество, история: методологические инновации и региональный контекст: Сборник материалов Всероссийской научной конференции памяти С.Э. Крапивенского. – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2008. (0,2 /0,4 п.л.) (в соавторстве)
67. Волкова П.С. «Ностальгия» А. Тарковского: к вопросу реинтерпретации // Италия-Россия: XVIII – XXI. Материалы Международной научной конференции (Краснодар-Рим, 11 – 19 апреля 2008 г.). – Нью-Йорк-Рим-Краснодар, 2008. (0,5 п.л.)
68. Волкова П.С. Философия искусства: опыт диалога (к вопросу об актуальности прошлого в современной отечественной гуманитарной науке) // Лихачевские чтения. – СПб.: С.-Петербургский университет профсоюзов, 2008. (0,2 п.л.)
69. Волкова П.С. Феномен реинтепретации: на примере современного кинематографа // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – М., 2008. (0,4 п.л.)
70. Волкова П.С. Феномен реинтепретации в контексте компетентностного подхода // Актуальные проблемы современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2008. (0,6 п.л.)
71. Волкова П.С. Феномен реинтерпретации в контексте истории музыки: к постановке проблемы // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия // Материалы IV Международного конгресса г. Волгоград, 9 – 11 апреля 2008 года. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. (0,5 п.л.)
72. Волкова П.С. Феномен синестезии в свете имагинации // Синестезия: содружество чувств и синтез искусства. Материалы Международной научно-практической конференции. Казань, 3 – 8 ноября 2008 года. – Казань: Издательство КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008. (0,4 п.л.)
73. Волкова П.С. Реинтерпретация как социокультурный феномен: музыка, поэзия, живопись, кинематограф // Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия: Сборник статей Международной научной конференции 15 – 16 октября 2008 года. – Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 2008. (0,5 п.л.)
74. Волкова П.С. «Лунная соната»: опыт реинтерпретации // Музыкальная семиотика: Сборник статей Международной научной конференции 14 – 15 ноября 2008 года. – Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 2008. (0,5 п.л.)
75. Волкова П.С. В. Екимовский: «Mondscheinsonate», композиция 60 (опыт реинтерпретации) // Парадигма. Философско-культурологический альманах. – СПб., 2008. – Вып. 11. (0,5 п.л.)
76. Волкова П.С. Художник и время: опыт реинтерпретации (на материале современного кинематографа) // Художник и время: Международная научная конференция. – Краснодар: Краснодарский университет культуры и искусств, 2009. (0,4 п.л.)
77. Волкова П.С. «Три истории» Киры Муратовой: опыт реинтерпретации // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Сборник научных трудов. – Краснодар: Краснодарский университет МВД РФ, 2009. (0,8 п.л.)