- в выборе самих объектов исследования - изобразительных, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и балета, взятых в контексте друг с другом. Следует признать, что и сам этот аспект не изучался с таких позиций, поэтому не включался с достаточной полнотой в общее развитие пластических искусств, в общее движение художественной культуры. Ныне живая практика балета и других пластических искусств требует все более тесного взаимодействия и осмысления их синтетических черт;
- в том, что в диссертации ставятся новые проблемы (иконографии), а затрагивая старые (сценографии) на них ищутся новые ответы. Это в значительной степени определяет ее новизну;
- в самих методах исследования темы (многостороннем, системном, комплексном подходе). Ни один из исследователей не изучал и не рассматривал как теоретические вопросы, касающиеся языка изобразительных искусств в балете, так и проблемы отражения балета в изобразительном искусстве, а так же вопросы роли и значения изобразительных искусств в творческом процессе исполнителя, педагога-хореографа, балетмейстера в их всеохватывающем объеме, когда взгляду открывается весь культурный контекст проблемы. При этом диссертант опирается не только на художественные произведения известных мастеров, в анализ включены малоизвестные и совсем неизвестные художники и их произведения. До сегодняшнего дня не существует четкой систематизации исторических данных, каталогизации художественных произведений на тему балета. Настоящая диссертационная работа стремится восполнить этот пробел, раскрывая взаимообогащающие и дополняющие функции пластических искусств.
2.Роль пластических искусств в творческом процессе хореографа конца XIX – начала ХХ вв. М.: Изд-во «Спутник», 2008. - Монография.142с.( 9 а. л.)
3.Балет в ряду пластических искусств (проблемы синтеза и формы взаимодействия). Челябинск: «Фотохудожник», 1996. – Книга.165с. ( 10 а.л.)
4.Тема балета в русском изобразительном искусстве конца XIX – начала ХХ вв. (проблемы интерпретации). М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 1996. – Книга. 96с.( 8 а.л.)
5.Артисты балета и хореографы как художники (роль и значение изобразительных искусств в практике балетного театра рубежа XIX-ХХ вв. М.:Ц. Гарант, 1996. – Брошюра. 32л.( 0,5 а.л.)
6.Словно поймавший радугу (о балетных образах А.Фонвизина). Советский балет. – 1989. – № 2. – Статья. с.47,48 ( 0,4 а.л.)
7.Балетные люди Б.Фредман-Клюзеля. – Декоративное искусство. – 1989. – № 8. – Статья. с.48,49 ( 0,4 а.л.)
8.Изобразительное искусство и хореография на рубеже XIX-ХХ вв. – Сборник докладов научно-практической конференции, посвященной С. П. Дягилеву. – Пермь, 1990. – Тезисы .( 1а.л.)
9.Образы балета в творчестве З. Серебряковой. – Большой театр. – 1991. – № 10. – Статья. с.2,3 ( 0,7 а.л.)
10.В. Серов – балету. – Танец. – 1991. – № 9-10. – Статья. с.1.( 0,3 а.л.)
11.М. Фокин рисует Фокина. – Советский балет. – 1991. – № 3. - Статья.с.63-64 ( 0,7 а.л. )
12.Балет в русской скульптуре. – Художник. – 1991. – № 9. – Статья. с.57-64 (0,8 а.л.)
13.Многоликая Жизель (об образах Жизели в изобразительном искусстве). – Большой театр. – 1992. – № 9. – Статья. с.4 (0,3 а.л.)
14.Когда улыбаются Фавны, когда Арлекины грустят (о творчестве К. Голейзовского). – Голос Родины. – 1992. – № 22. – Статья. с.15 ( 0,3 а.л.)
15.Новое платье Золушки (о взаимосвязях компонентов балетного спектакля на примере «Золушки»). – Детская литература. – 1992. – № 8-9. –– Статья. с.52,53 ( 0,4 а.л.)
16.Скульптор А. Павлова, график В. Нижинский. – Балет. – 1993. – № 3. – Статья. с.29-33 ( 1 а.л.)
17.Портреты А. Павловой. – Человек. –1994. – № 2. – Статья. с.128-145 ( 2 а.л.)
18.Театральный художник Б. Мессерер. – Голос Родины. – 1994. – № 46. –. Статья. с.8 ( 0,3 а.л. )
19.Посвящается Л. Баксту. Рецензия на книгу Л. Бакст. – Балет. – 1994. – № 6. – Статья. с.18, 19 ( 0,2 а.л. )
20.Мир Б. Мессерера. – Клуб. – 1995. – № 8. – Статья. с.28, 29 ( 0,3 а.л.)
21.Первейший виртуоз (о балетном костюме Л. Бакста). – Клуб. – 1996. – № 7. – Статья. с.4, 5 ( 0, 4 а.л.)
22.Неизвестная А. Павлова. – Клуб. – 1996. – № 12. – Статья. с.12-14 (0,4 а.л. )
23.Дж. де Кирико.–300 имен зарубежного искусства. Справочно-энциклопедическое издание // Под общ. ред. Ю. С. Бочарова, Е. А. Коровиной, Е. М. Черенцовой. – М.: Прест, 1996. – Статья. с.115, 116 ( 0,2 а.л. )
24.О.Роден.–300 имен зарубежного искусства. Справочно-энциклопедическое издание // Под общ. ред. Ю. С. Бочарова, Е. А. Коровиной, Е. М. Черенцовой. – М.: Прест, 1996. – Статья. с.227-229 ( 0,3 а.л. )
25.А.Тулуз-Лотрек.–300 имен зарубежного искусства. Справочно-энциклопедическое издание // Под общ. ред. Ю. С. Бочарова, Е. А. Коровиной, Е. М. Черенцовой. – М.: Прест, 1996. – Статья. с. 263 - 265 ( 0,3 а.л.)
26.А дела Роббиа – Художники эпохи Возрождения. Справочно-энциклопедическое издание. // Под. Общ. Ред. Ю. С. Бочарова, Е. А. Коровиной, Е. М. Черенцовой. – М.: Прест, 1997. – Статья. с. 97,98 ( 0,2 а.л.)
27.Образы танца. – Юный художник. – 1996. – № 2. – Статья. с.15-19 (0,6 а.л.)
28.Несравненная личная одаренность. – Человек. – 1997. – № 2. – Статья. c.150-174 ( 2,5 а. л.)
29.Павел Гончаров: артист балета и художник (стиль «модерн» и танец Гончарова). – Балет. – 1998. – № 1. – Статья. с.44-47 ( 1 а.л. )
30.Хореограф, художник и скульптор (о К. Я. Голейзовском). – Детская литература. – 1998. – № 4. – Статья. с.96-100 ( 0,7 а. л. )
31.Этот не известный О. Энгельс. – Балет. – 1998. – № 98-99. – Статья. с. 62-64 ( 0,7 а. л. )
32.В поисках красоты и гармонии (мотивы балета в графике и живописи художников объединения «Мир искусства»). – Балет. – 2000. – № 108. – Статья. с. 23-28 ( 1 а. л. )
33.«Балет левых течений». – Актуальные проблемы современной науки. – 2001. – № 3. – Статья. с. 86-87 ( 0,5 а. л. )
34.Балетное наследие З.Серебряковой. – Объединенный научный журнал. – 2001. – № 13. – Статья. с. 36-41 ( 0,7 а. л. )
35.Эволюция балетного костюма (на материалах музея Государственного Академического Большого театра) – Вопросы гуманитарных наук. – 2005. – № 6. –Статья. с. 377-385 ( 0,7 а. л. )
36.Балетные образы Г.Верейского (к интерпретации темы танца). – Современные гуманитарные исследования. – 2005. – № 6. – Статья. с.301-307 (1 ал. )
37.Художественное оформление балетов С. Прокофьева. – Объединенный научный журнал. – 2006. – № 4. – Статья. с. 45-53 ( 1 а. л. )
38.Иконография балетного костюма Л.Бакста. – Актуальные проблемы современной науки. – 2006. – № 4. – Статья. с. 86-93 ( 1 а. л. )
39.«Умирающий лебедь» А. Павловой в художественной культуре конца XIX-XX вв. (к типологии и интерпретации образа Б. Анисфельдом и И. Билибиным). – Вопросы гуманитарных наук. – 2006. – № 3. – Статья. с.386-388 ( 0,7 а. л. )
40.Балерина А. Павлова и скульптор Г. Лавров (пути сотворчества). – Вопросы гуманитарных наук. – 2006. – № 3. – Статья. с.395-397 ( 0,5 а. л. )
41.«Концепция танца» Б.Фредман-Клюзеля. – Объединенный научный журнал. – 2006. – № 22. – Статья. с. 24-31 ( 1 а. л. )
42.Новые грани таланта (роль пластических искусств в творческом процессе хореографа конца XIX – начала ХХ вв. – Объединенный научный журнал. – 2006. – № 23. – Статья. с. 54-60 ( 1 а. л. )
43.Соотношение мотива танца и стиля (к вопросу об интерпретации балетной темы в изобразительном искусстве конца XIX – начала ХХ вв.) – Актуальные проблемы современной науки. – 2006. – № 6. – Статья. с. 93-108 ( 2 а. л. )
44.Балет в изобразительном искусстве (концепции «взаимодействия» и «синтеза» в русской художественной культуре конца XIX – начала ХХ в.) – Вопросы гуманитарных наук. – 2006. – № 5. – Статья. с.272-280 ( 1 а. л. )
45.Образы балета в творчестве В. Серова. – Вопросы гуманитарных наук. – 2006. – № 6. – Статья. с. 450-459 ( 1 а.л. )
46.Декоративно-прикладное искусство и танец. – Народное творчество. – 2007. – № 1. – Статья. с.9-11 ( 0,5 а. л. )
47.Танец и рисунок в творчестве К.Голейзовского. – Народное творчество. – 2007. – № 2. – Статья. с.42, 43 0,5 а. л. )
48.Балет в интерпретации скульптурного произведения. – Человек. – 2007. – № 2. – Статья. с.121-138 ( 1,5 а. л. )
49.Динамика танца в творчестве мастеров XIX – начала ХХ вв. (движение как основная проблема художественных исканий). – Объединенный научный журнал. – 2007. – № 8. – Статья. с. 39-46 ( 1,5 а. л. )
50.Иконография балета «Жизель». – Актуальные проблемы современной науки. – 2007. – № 4. – Статья. с.86-88 ( 0,5 а. л. )
51.Пластический язык изобразительных искусств и его элементы в хореографии. – Современные гуманитарные исследования. – 2007. – № 3. – Статья. с.172-181 ( 1,5 а. л. )
52.Роль изображения в процессе создания хореографического образа. – Вопросы гуманитарных наук. – 2007. – № 4. – Статья. с.209-216 ( 1,5 а. л. )
53.Графика, живопись и хореография (взаимодействие художественного языка). – Современные гуманитарные исследования. – 2007. – № 5. – Статья. с.301-309 ( 1,5 а. л. )
54.Типология и интерпретация танца в творчестве З.Серебряковой. – Русский язык за рубежом. – 2007. – № 5. – Статья. с. 72-80 ( 1 а. л. )
55.Роль и значение изобразительных искусств в творческом процессе хореографа. –Искусство и образование. –2007. –№ 5. – Статья. с.95-106 ( 1,5а. л. )
56.Образы балета в изобразительном искусстве конца XIX – начала ХХ вв. (иконография, типология, интерпретация). – Вестник Московского Гос. Университета культуры и искусств. – 2007. – № 5. – Статья. с. 235-239 (1,5 а. л. )
57.Балетный театр и изобразительное искусство рубежа XIX-XX вв. (модели взаимодействия). – Вестник Московского Гос. Университета культуры и искусств. – 2007. – № 6. – Статья. с. 146-150 ( 1 а. л. )
58.Новые грани таланта: творчество артистов балета конца XIX – начала ХХ вв.– Грани культуры: Актуальные проблемы истории и современности. III межрегиональная научная конференция. 14 декабря. М., 2007. Тезисы. С. 128-141 (1 а. л. )
59.Балетные чтения: из новых диссертаций. Динамика танца в творчестве мастеров конца XIX – начала ХХ вв.(движение как основная проблема художественных исканий). – Балет. – 2008. – № 1. – Статья. с. 38, 39 ( 0,7 а. л. )
60.Категория жанра и стиля в изображении танца С. Судейкина. – Вопросы гуманитарных наук. 2008. – № 1. – Статья. с.289-295 ( 1,5 а. л. )
61.Хореография и архитектура (синтез искусств, параллели и аналогии художественного языка). – Вопросы гуманитарных наук. – 2008. – № 4. – Статья. с. 121-125 ( 0,7 а. л. )
62.Сценография в художественной целостности балетного спектакля и композиционно-образные возможности синтеза искусств. – Вопросы гуманитарных наук. – 2008. – № 4. – Статья. с.114-120 ( 1 а. л. )
63.Мир балетных образов А. Фонвизина. – Искусство и образование. – 2008. – № 4. – Статья. с. 58-66 ( 1 а. л.)
64.Проблемы движения и образ танца в изобразительном искусстве рубежа XIX-ХХ вв. – Преподаватель. XXI в. – 2008. – № 3. – Статья. с.169-176. ( 1 а. л.)
65.Балетный костюм Л. Бакста: проблемы исследования художественной символики. – Символы, коды, знаки. Сборник материалов 10-й конференции из цикла «Григорьевские чтения». – М., 2008. – Статья. с. 51-64 ( 0,5 а. л. )
66.Пространство сцены и балетный образ в художественных решениях конца XIX – начала XX вв. (к вопросу о роли сценического дизайна) – Проблемы дизайна, теория, практика, образование. Научные труды XIV Международной научно-методической конференции – М., 2008 – Статья. с.180-191 ( 1 а. л. )
67.Отражение живописной жанровой системы в структуре балетного спектакля (синтез и взаимодействие искусств XIX-XX вв.)- Коммуникации в искусстве и науке. Сборник материалов XI конференции из цикла «Григорьевские чтения») – М., 2009. Статья ( 0,5 а.л.)
68.Композиционные принципы построения художественных произведений (классический танец и изображение). Грани культуры. Актуальные проблемы истории и современности. IV межрегиональная научная конференция. 15 декабря 2008 г.- М., 2009. Тезисы.( 0,5 а.л. )
69.Сложение балетной иконографии. Схемы и образы. – Вестник Российского государственного гуманитарного университета.- 2009 № 10. Статья. (1 а.л., в печати)