Научная тема: «ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ»
Специальность: 13.00.04
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Теоретико-методологический анализ развития детей-сирот, системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми-сиротами создают предпосылки для использования современных технологий личностно-ориентированного и системно-деятельностного содержания физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
  2. Разработка технологии физического воспитания детей-сирот наиболее успешно может быть осуществлена при условии обоснования специфических концептуально-методологических положений ее гуманистического содержания, ориентирующего педагогическую систему на подход к ребенку-сироте как высшей социальной ценности, целостной образовательной среды, обеспечивающей адекватное взаимодействие внутреннего мира ребенка-сироты с внешним миром, признания связи духовного, чувственного и физического развития ребенка-сироты с формированием его мировоззрения, отношений к себе и окружающему миру, с осознанием приоритета физической культуры, содержания, форм и методов физической активности в процессах самоопределения и самоорганизации здорового стиля жизни, что обеспечивает разностороннее физическое и двигательное развитие в процессах реабилитации и последующей адаптации детей-сирот к условиям жизнедеятельности.
  3. Представленную в работе совокупность материалов об этапности периодов «сиротства», влияния каждого этапа социальной ситуации развития на становление индивидуально-личностных особенностей развития детей-сирот необходимо использовать для разработки технологии физического воспитания.
  4. Технология физического воспитания детей-сирот, направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков биосоциальной адаптации, формирование основ здорового образа жизни, должна включать курсы, учитывающих этапы развития ребенка-сироты: начальный и учебный (дошкольники и младшие школьники) курс основан на применении средств реабилитации для помощи детям в адаптации к новым для них условиям жизни, коммуникативный (учащиеся основной школы) курс включает средства рекреации, направленные на поддержание и укрепление здоровья как базовой ценности человека, профессиональный (старшеклассники) курс основан на занятиях спортом для формирования готовности к профессиональной деятельности детей-сирот, а так же их личностной и профессиональной самореализации.
  5. Разработанная технология физического воспитания, сочетающая разные подходы к отбору и освоению средств физической культуры обеспечивает интеграцию ребенка-сироты в мотивационно-ценностные ориентации, различные виды физкультурно-спортивной деятельности и физическое самосовершенствование.
Список опубликованных работ
Статьи в журналах из перечня, рекомендованного ВАК:

1. Леонтьева М.С. Технология проектирования физкультурно-оздоровительных программ для детей-сирот // Известия ТулГУ. Серия Физическая культура и спорт. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. C. 152-158.

2. Леонтьева М.С. Особенности социально-педагогической поддержки и сопровождения образовательного процесса в условиях детского дома // Ученые записки Орловского государственного университета. Т. 2. Научные труды научно -исследовательского центра педагогики и психологии. Выпуск 4 (7). Орел, 2007. С. 191-195.

3. Леонтьева М.С., Грязнов Д.В. Работа с детьми-сиротами // Физкультура в школе: Научно-методический журнал. – 2007. - № 8. – С. 44-47.

4.Ермаков В.А., Леонтьева М.С., Тер-Мрктичан Р.А. Методологические основы проектирования современной системы физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Научно-методический журнал Российской Академии Образования Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2008. № 6. С. 2-4.

5.Леонтьева М.С. Оптимизация физического воспитания детей-сирот // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Научно-методический журнал Российской Академии Образования Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2008. № 6. С. 5-6.

6.Леонтьева М.С. Некоторые направления в организации физического воспитания детей-сирот // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса. Наука и высшее профессиональное образование. Направление: Педагогика и психология. Волгоград, 2010. № 4(4). С. 121-125.

7.Леонтьева М.С., Грязнов Д.В. Теоретические аспекты проектирования технологии физического воспитания детей-сирот // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса. Наука и высшее профессиональное образование. Направление: Педагогика и психология. Волгоград, 2010. № 4(4). С. 138-140.

8. Титова А.В., Леонтьева М.С. Эффективные формы организации внеклассных занятий по физическому воспитанию // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса. Наука и высшее профессиональное образование. Направление: Педагогика и психология. Волгоград, 20010. № 4(4). С. 145-151.

9. Леонтьева М.С. Методика подготовки детей-сирот к профессиональной деятельности средствами физической культуры // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.3. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 148-155.

10.Леонтьева М.С. Теоретические аспекты воспитания, обучения и развития детей-сирот в сфере физической культуры // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 362-369.

11.Леонтьева М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.3. – Ч.2. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. – С. 149-160.

12.Леонтьева М.С. Патернализм в обучении и воспитании детей-сирот // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.3. Ч. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 143-149.

13.Леонтьева М.М., Петрук О.И., Сафонова Д.В. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот с умственной отсталостью с использованием средств физической культуры // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). М., 2013. № 8 (35). Т. 1. С. 141-148.

14.Леонтьева М.С. Методологические условия проектирования технологии физического воспитания детей-сирот // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Научно-методический журнал Российской Академии Образования Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2013. №. 6. С. 20-25.

15. Леонтьева М.С., Субботина Т.И. Применение физической культуры в работе с детьми-сиротами // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып.1. 2014. С. 235-243.

16. Леонтьева М.С. Инновационная технология физического воспитания детей- сирот дошкольного возраста // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып.4. 2014. С. 120-127.

Монографии и учебные пособия:

17. Леонтьева М.С., Грязнов Д.В. Методика физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях интернатного типа: Методическое пособие для студентов факультета физической культуры. Государственный координационный центр информационных технологий, отраслевой фонд алгоритмов и программ, 2007. регистрационный номер. 643.02080121.00165-01. 257 КБ.

18. Леонтьева М.С. Дошкольное физическое воспитание детей-сирот: монография. Тула: Издательство ТулГУ, 2012. 120 с.

Статьи в сборниках научных трудов и материалов научно-практических конференций:

19.Леонтьева М.С., Меркулова И.В. Дидактические условия применения физических упражнений в процессе физического воспитания детей-сирот // Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта: Мат-лы Всерос. межвуз. науч.-практич. конф. М. Малаховка, 1999. С. 252-253.

20.Леонтьева М.С., Гусев А.С. Формирование у студентов готовности к обучению детей-сирот физическим упражнениям // Актуальные проблемы физического воспитания и спорта: Мат-лы междунар. науч.-практич. конф. - Пермь, 1999. С. 45-47.

21. Ермаков В.А., Леонтьева М.С. Особенности становления физического потенциала дошкольников // Современные образовательные направления в физической культуре: Сборник научных трудов. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,

2000. С. 198-199.

22.Леонтьева М.С. Некоторые аспекты разработки педагогической системы дифференцированного физического воспитания дошкольников // Информационные технологии и интеллектуальное обеспечение в здравоохранении и окружающей среде: Мат-лы докладов VII междунар. форума (Турция, Кемер, 1-8 октября 2000г.). М., 2000. С. 171-172.

23.Ермаков В.А., Леонтьева М.С. Структура специализации «Дошкольное физическое воспитание» и ее программно-методическое обеспечение // Физкультурное и валеологическое образование на рубеже XXI века: Сб. науч. трудов. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2000. С.36-37.

24.Леонтьева М.С., Грязнов Д.В. Проектирование дифференцированных учебных программ по физическому воспитанию с учетом особенностей психомоторного развития детей-сирот // Физкультурное и валеологическое образование на рубеже XXI века: Сб. науч. трудов. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2000. С.93-95

25.Ермаков В.А., Леонтьева М.С., Грязнов Д.В. Проектирование научного сопровождения реализации физкультурно-оздоровительной программы в детском доме // Физкультурное и валеологическое образование на рубеже XXI века: Сб. науч. трудов. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2000. С.176-178.

26.Леонтьева М.С., Руднева Л.В., Якунин Р.И. Теоретический анализ понятия готовности дошкольников к обучению // Восток-Запад: Проблемы физической культуры и спорта в современных условиях: Мат-лы между-нар. науч.-практ. конф. Улан-Уде, 2000. С.116-119.

27.Леонтьева М.С., Якунин Р.И. Методика дифференцированного развития двигательных способностей детей 6-7 лет (на примере точности силового анализа движений) // Проблемы физической культуры и спорта учащейся молодежи: Мат-лы межд. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2001. С.84-86.

28.Ермаков В.А., Грязнов Д.В., Леонтьева М.С. Проектирование медико-психологической реабилитации детей-сирот Тульской области средствами физической культуры и спорта // Научно-технические работы, выполненные в 19972001г. при финансовой поддержке администрации Тульской области: Сб. информац. мат-лов. Тула: Изд-во «Власта», 2002. С.157-162.

29.Леонтьева М.С., Грязнов Д.В. Реабилитация детей-сирот при помощи средств физической культуры // Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта: Мат-лы региональной науч.-практ. конф. Архангельск, 2003. С.76-79.

30. Леонтьева М.С., Грязнов Д.В. Дидактические условия социально- педагогической реабилитации детей-сирот // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой: Мат-лы международн. науч.- практич. конф. Томск, 2004. С. 79-82.

31.Леонтьева М.С. Пути индивидуализации физического воспитания детей-сирот // Проблемы физкультурного образования и здоровье учащейся молодежи: Мат-лы региональн.науч.- практич. конф. Орел, 2004. С.58-61.

32.Леонтьева М.С. Разработка педагогической системы дифференцированного физического воспитания детей-сирот // Сборник материалов II научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых ТГПУ им. Л.Н. Толстого: В 2 т. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006. Т.2. С. 13-17.

33.Леонтьева М.С. Физическая культура как фактор социальной адаптации детей-сирот // Физическая культура и спорт в 21 веке: Мат-лы международной науч.-практ. конф. Волжский, 2006. С. 390-394.

34.Леонтьева М.С., Грязнов Д.В. Предпосылки научного сопровождения программ физического воспитания детей-сирот // Опыт работы центров социально-психологической адаптации студентов: Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. Волгоград, 2006. С.141-146.

35.Leontyeva M. Main principles of training of children-orphans // Теоретико-методичнi основи органilзацii фiзичного виховання молодi: Ма-терiали I Регiонального науково-практичного семiнару. Львiв: Видавничий центр ЛНУ iменi Iвана Франка, 2006. С.189-190.

36.Леонтьева М.С. О проектировании физического воспитания детей-сирот // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел: Мат-лы XIV межвуз. науч.-практ. конф. Орел, 2006. Ч. 2. С. 72-74.

37. Леонтьева М.С. Программно-методическая подготовка специалиста физического воспитания для работы с детьми в учреждениях интернатного типа // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровления различных категорий населения: Мат-лы V Всероссийской науч.-прак. конф. Сургут, 2006. С.122-124.

38.Леонтьева М.С., Грязнов Д.В. Методика применения разных средств физической культуры в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми-сиротами 10-13-летнего возраста // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом в тысячелетии: Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. С. 174-180.

39.Леонтьева М.С., Грязнов Д.В. Некоторые подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми-сиротами // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: Мат-лы II международ. науч.-практ. конф. Орел, 2007. С. 81-84.

40. Леонтьева М.С. Проектирование физического воспитания детей-сирот 11-13 лет // Физическая культура и спорт в XXI веке: Мат-лы IV международной науч.- практ. конф. Волжский, 2008. С. 170-173.

41.Леонтьева М.С. Проектирование физического воспитания детей-сирот дошкольного возраста // Молодежь, здоровье, физическая культура и спорт в современных условиях: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Смоленск, 2008. С.91-95.

42.Леонтьева М.С. Проектирование физического воспитания детей-сирот // Современный Олимпийский и Паралимпийский спорт и спорт для всех: Мат-лы XII Международ. науч. конгресса. М.: «Физическая культура», 2008. Т.3. С. 136-137.

43. Леонтьева М.С., Грязнов Д.В. Теоретико-методологические основы проектирования физического воспитания детей-сирот старшего школьного возраста // Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: Мат- лы IV Международ. юбилейной науч.-практ. конф. Тула, 2008. С.111-115.

44. Леонтьева М.С. Эффективность применения физических упражнений на начальном этапе адаптации детей-сирот 4-6-летнего возраста // Актуальные проблемы теории и методики физической культуры и спорта учащейся молодежи: Мат-лы II Международ. науч.-прак. конф. Минск, 2008. С. 166-171.

45. Леонтьева М.С. Разработка технологии построения физического воспитания детей-сирот // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Мат-лы XII Международ. науч.-практ. конф. Томск, 2009. Том 1. С. 194-196.

46.Ермаков В.А., Ермаков С.В., Грязева Е.Д., Леонтьева М.С. Физическое воспитание как диалог с индивидуальностью // Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. Т.1. М.: Академия наук о Земле, 2009. С.40-41.

47.Леонтьева М.С., Грязнов Д.В. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми-сиротами // Автономия личности: научный журнал. 2010. № 1. С. 13-16.

48.Леонтьева М.С. Принципы проектирования физкультурно-образовательных про-грамм для детей-сирот // Восток – Россия – Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: Мат-лы участников VII международного симпозиума. Т.Ι. Орел: ОрелГТУ, 2010. С. 65-71.

49.Ермаков В.А., Грязева Е.Д., Леонтьева М.С. Методология проектирования вариативных систем физического воспитания // Тезисы докладов Международного научного конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех». Киев, 2010. С. 452.

50. Леонтьева М.С. Содержание технологии физического воспитания воспитанников школы-интерната 15-17-летнего возраста // Физическая культура и спорт в жизни современной студенческой молодежи: Сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции. Тула: Издательство ТулГУ, 2010. С.78-82.

51. Леонтьева М.С. Теоретические основы физического воспитания детей-сирот // Физическая культура и спорт в современных условиях: состояние, проблемы, направления модернизации: Мат-лы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Московского государственного областного университета и 65-летию факультета физической культуры. Москва, 2011. С. 215-219.

52.Леонтьева М.С. Оптимизация физического воспитания детей-сирот // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: Мат-лы IV международной научно-практической конференции. Орел, 2011. С. 52-55.

53.Леонтьева М.С., Субботина Т.И., Яшин А.А. Особенности состояния здоровья, физического, психоэмоционального развития и физической подготовленности воспитанников интернатных учреждений // Общеобразовательная школа - основа физического воспитания и спортивных достижений: Мат-лы Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. Смоленск, 2011. С. 95-98.

54. Леонтьева М.С. Формирование готовности детей-сирот к профессиональной деятельности в процессе физического воспитания // Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблемы: Мат-лы первой открытой Российской научной конференции. Смоленск, 2012. Том 1. С.292-297.

55. Леонтьева М.С., Петрук О.И. Формирование готовности детей-сирот к школе в процессе физического воспитания // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: Мат-лы VII Международной научно-практической конференции. Смоленск, 2012. С. 250-252.