2. Рефлексивная система обучения бакалавров, магистрантов и аспирантов методике обучения биологии является образовательным феноменом, открывающим инновационный путь формирования учителя биологии в соответствии с потребностями общества в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Рефлексивная система обучения состоит из совокупности взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов: целевого, содержательного, операционно-деятельностного, регулятивного и рефлексивного. Компоненты обнаруживают единство и целостность. Рефлексивная система обучения подчинена цели формирования методической компетентности у бакалавров, магистрантов, аспирантов и задачам достижения ими личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Рефлексивную систему обучения с применением инновационного учебно-методического комплекса по методике обучения биологии характеризуют следующие признаки:
- реализация идеи рефлексивного обучения - самостоятельное последовательное освоение студентами трех базовых форм деятельности, предшествующих профессиональной, и саморегуляция движения в учебной деятельности по освоению методических дисциплин;
- прохождение студентами индивидуальных образовательных маршрутов в ходе освоения методических дисциплин;
- цель содержит указание на новые образовательные результаты;
- содержание подготовки по методике обучения биологии бакалавров, магистров и аспирантов представляется в четырех информационно-знаниевых модулях;
- оптимальное сочетание различных технологий, методов и средств обучения;
- совершенствование форм обучения (лекция, семинар, лабораторные занятия, консультации, самостоятельная работа, домашние задания);
- использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе;
- широкое использование сочетания асинхронного (блог и др.) и синхронного электронного обучения (чат, форум и др.);
- единица трудоемкости студентов в образовательном процессе - зачетная единица;
- оценка знаний студентов - балльно-рейтинговая система;
- использование в сочетании инновационных гуманитарных и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (например, интерактивные проекты по методике обучения биологии, создаваемые группой студентов).
3. Регулятивная модель рефлексивной системы обучения, которая отражает логику и психологию движения студентов в дисциплине, саморегуляцию и рефлексию этого движения, определяет нормативные и вариативные индивидуальные маршруты обучаемых в процессе освоения методических дисциплин. В модели показан путь формирования методической компетентности: переход от порогового, к продвинутому, а от него - к высшему уровню формирования компетенций. Это происходит за счет освоения этапов регуляции учебной деятельности: от овладения знаниями, их обработки, приобретения опыта, оформления идеи, до апробации и реализации проекта. В опоре на концепцию рефлексивной системы обучения бакалавров, магистрантов и аспирантов по методике обучения биологи, регулятивная модель служит матрицей для разработки их индивидуальных образовательных маршрутов по освоению ими методических дисциплин.
4. Инновационный учебно-методический комплекс по методике обучения биологии, являющийся открытой, вариативной педагогической системой, компоненты которой разработаны в соответствии с научной методологией: системным подходом, педагогическими идеями синергетики и концепцией рефлексивной системы обучения бакалавров, магистрантов и аспирантов методике обучения биологии. В структуру инновационного учебно-методического комплекса включены модули: нормативный, учебно-методический, электронных образовательных ресурсов, научно-методического обеспечения. Инновационный учебно-методический комплекс способствует достижению студентами-биологами новых образовательных результатов в процессе методической подготовки.
5. Сетевой комплект образовательных ресурсов по методике обучения биологии создает условия для активного информационного взаимодействия между преподавателем и студентами между собой. Сконструированный сетевой комплект электронных образовательных ресурсов по методике обучения биологии состоит из блоков: инструктивного, коммуникативного, целевого, формирования знаний, совершенствования знаний, формирования умений, тренажа, контроля и рефлексии, учебно-информационного. Сетевой комплект образовательных ресурсов по методике обучения биологии имеет достаточный уровень интерактивности, а отдельные его ресурсы - высокий.
1.Арбузова, Е. Н. Методическая система обучения студентов-биологов на основе инновационного учебно-методического комплекса : монография / Е. Н. Арбузова. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2011. – 434 с. (27,75 п. л.).
2.Арбузова, Е. Н. Конструирование и применение комплексов средств обучения для методической подготовки студентов-биологов в условиях информационно-предметной среды : монография / Е. Н. Арбузова, Л. В. Усоль-цева. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. – 220 с. (8,32 п. л., авторский вклад – 50 %).
3.Арбузова, Е. Н. Генезис учебных изданий по методике преподавания биологии : монография / Е. Н. Арбузова. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. – 220 с. (13,25 п. л.).
II. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
4.Арбузова Е. Н. Проектирование рефлексивной системы обучения с применением инновационного учебно-методического комплекса по дисциплине «Современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин» в магистратуре высшей бизнес-школы / Е. Н. Арбузова, О. А. Яскина // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 5. Том 1. – С. 125–132 (авторский вклад – 50 % – 0,22 п. л.).
5.Арбузова, Е. Н. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута студентов в информационно-коммуникационной среде методики обучения биологии / Е. Н. Арбузова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4, ч. 2. – С. 430–433 (0,18 п. л.).
6.Арбузова, Е. Н. Развитие критического мышления при обучении биологии / Е. Н. Арбузова // Биология в школе. – 2011. – № 8. – С. 29–36 (0,44 п. л.).
7.Арбузова, Е. Н. Методическая система обучения студентов-биологов на основе использования инновационного учебно-методического комплекса по дисциплине «Методика обучения биологии» / Е. Н. Арбузова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Естественные науки». – 2011.– № 2 (8). – С. 110–125 (0,94 п. л.).
8.Арбузова, Е. Н. Опыт разработки и применения инновационного учебно-методического комплекса по вузовской дисциплине «Технология и методика обучения биологии» / Е. Н. Арбузова // Открытое и дистанционное образование. – Томск, 2011. – № 4 (44). – С. 26–31 (0,31 п. л.).
9.Арбузова, Е. Н. Дидактический анализ учебно-методического обеспечения по методике обучения биологии за первое десятилетие XXI века / Е. Н. Арбузова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2011. – № 3. – C. 144–151 (0,44 п. л.).
10.Арбузова, Е. Н. Применение сетевого учебно-методического комплекса по методике обучения биологии в педагогическом вузе / Е. Н. Арбузова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2011. – № 2. – C. 180–182 (0,125 п. л.).
11.Арбузова, Е. Н. Развитие художественного потенциала личности средствами литературных произведений / Е. Н. Арбузова // Биология в школе. – 2011. – № 9. – С. 65–70 (0,31 п. л.).
12.Арбузова, Е. Н. Обучение биологии в малокомплектной сельской школе / Е. Н. Арбузова // Биология в школе. – 2011. – № 7. – С. 18–24 (0,37 п. л.).
13.Арбузова, Е. Н. Ретроспективный анализ учебных изданий по методике преподавания биологии (XX век) / Е. Н. Арбузова // Естественные науки. – 2010. – № 2 (31). – С. 170–177 (0,44 п. л.).
14.Арбузова, Е. Н. Концепция системы методической подготовки студентов-биологов на основе рефлексивного подхода/ Е. Н. Арбузова // Естественные науки. – 2010. – № 3 (32). – С. 193–199 (0,37 п. л.).
15.Арбузова, Е. Н. Концептуальные подходы к проектированию и применению инновационного учебно-методического комплекса по дисциплине «Технология и методика обучения биологии» / Е. Н. Арбузова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2010. – № 4. – С. 99–104 (0,31 п. л.).
16.Арбузова, Е. Н. Применение интерактивной доски на уроках биологии / Е. Н. Арбузова // Биология в школе. – 2010. – № 9. – C. 33–36 (0,18 п. л.).
17.Арбузова, Е. Н. Применение мультимедиакомплекса при профильном обучении биологии / Е. Н. Арбузова // Биология в школе. – 2010. – № 10. – С. 16–22 (0,37 п. л.).
18.Арбузова, Е. Н. Учебные книги для учителей по методике преподавания биологии (естествознания) (конец XVIII – начало XX вв.) / Е. Н. Арбузова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2010. – № 3. – C. 120–126 (0,37 п. л.).
19.Арбузова, Е. Н. Вузовская технология обучения: семинарские занятия / Е. Н. Арбузова // Биология в школе. – 2006. – № 3. – С. 15–20 (0,31 п. л.).
20.Арбузова, Е. Н. Практикум при профильном обучении биологии / Е. Н. Арбузова // Биология в школе. – 2006. – № 6. – С. 23–26 (0,18 п. л.).
21.Арбузова, Е. Н. Вузовская технология обучения: школьные лекции по биологии / Е. Н. Арбузова // Биология в школе. – 2006. – № 2. – С. 35–43 (0,5 п. л.).
III. Учебно-методические работы:
22.Арбузова, Е. Н. Интерактивные технологии обучения в педагогических вузах : учебное пособие / Е. Н. Арбузова. – Омск : Полиграфический центр КАН, 2014. – 246 с. (15,3 п. л.).
23.Арбузова, Е. Н. Методика обучения биологии : учебное пособие / Е. Н. Арбузова. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. – 332 с. (20,75 п. л.).
24.Арбузова, Е. Н. Общая методика обучения биологии : курс лекций / Е. Н. Арбузова. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. – 516 с. (32,25 п. л.).
25.Арбузова, Е. Н. Общая методика обучения биологии: таблицы, схемы, рисунки : учебное пособие. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2006(2012). – 160 с. (10 п. л.).
26.Арбузова, Е. Н. Программа факультатива «Теория и практика решения учебно-методических задач / Е. Н. Арбузова, С. Ю. Афанасович. – Омск : Полиграфический центр КАН, 2012. – 50 с. (авторский вклад – 50 % – 1,125 п. л.).
27.Арбузова, Е. Н. Теория и методика обучения биологии: справочные материалы : учебно-методический комплекс / Е. Н. Арбузова. – Омск : Полиграфический центр КАН, 2008 (2012). – 92 с. (5,75 п. л.).
28.Арбузова, Е. Н. Дневник педагогической практики / Е. Н. Арбузова, Ю. В. Саурина. –Омск : Полиграфический центр КАН, 2008 (2012). – 70 c. (авторский вклад – 50 % – 2,18 п. л.).
29.Арбузова, Е. Н. Дидактические материалы по общей методике обучения биологии : учебное пособие / Е. Н. Арбузова, О. А. Яскина. –Омск :Полиграфический центр КАН, 2007 (2012) – 145 с. (авторский вклад – 50 % – 4,53 п. л.).
30.Арбузова, Е. Н. Портфолио учебных достижений по методике обучения биологии студента химико-биологического факультета / Е. Н. Арбузова, О. В. Усольцева. – Омск : Полиграфический центр КАН, 2007 (2012). – 56 с. (авторский вклад – 70 % – 1,71 п. л.).
31.Арбузова, Е. Н. Тетрадь для конспектов лекций. Схемы-коллажи : учебное пособие / Е. Н. Арбузова, О. А. Яскина. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007 (2012). – 120 c. (авторский вклад – 50 % – 1,87 п. л.).
IV. Статьи в сборниках научных трудов и журналах:
32. Арбузова, Е. Н. Концепция рефлексивной системы обучения бакалавров, магистрантов и аспирантов на основе логики освоения методических дисциплин / Е. Н. Арбузова // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и ВУЗе : сборник материалов Междунар.науч.-практ. конф. (Москва, 3–5 февраля 2015 г.) / редколл.: В. В. Пасечник (отв. ред.) и др. – Москва : ИИУ МГОУ, 2015. – С. 36–39 (0,25 п. л.).
33.Арбузова, Е. Н. Мультидисциплинарный комплекс средств обучения– компонент информационно-коммуникационной предметной среды методики обучения биологии // «Теоретические и прикладные аспекты развития естественных дисциплин» : материалы Междунар. науч.-практ. конф., (Полтава, 20– 21 ноября 2014 г.) / под ред. М. В. Гриневой – Полтава : Печатная мастерская. – 2014.– С. 144–147 (1,85 п. л.).
34.Арбузова, Е. Н. Виртуальное методическое объединение как информационно-коммуникативная образовательная среда профессионального саморазвития учителей естественнонаучных дисциплин» / Е. Н. Арбузова, Ж. В. Лазарева // «Инновациии в естественнонаучном образовании»: материалы VII Всерос. (с междунар. участием) науч.-метод. конф. (Красноярск, 18–19 ноября 2014 г.) – Красноярск : КГПУ им. В. П.Астафьева. –2014. – С. 50–53. (авторский вклад – 50 % – 0,09 п. л.).
35.Арбузова, Е. Н. Мультидисциплинарный комплекс как инновационное средство реализации биологического образования в современной школе и методики обучения биологии в педагогическом вузе / Е. Н. Арбузова, А. В. Рубцова, И. В. Наседкин// «Биологическое и экологическое образование в средней и высшей школе: состояние, проблемы и перспективы развития»: сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 18–20 ноября 2014 г.). – Санкт-Петербург : ТЕССА, 2014. – Вып. 13. – С. 277–285. (авторский вклад – 30 % – 0,16 п. л.).
36.Арбузова, Е. Н. Мобильное обучение будущих педагогов на основе инновационного учебно-методического комплекса (на примере ИУМК «Методика обучения биологии») / Е. Н. Арбузова, И. С. Хирьянова, О. А. Яскина // Technology and Higher Education : materials of the III international research andpractice conference, Westwood, Canada, October 16, 2013. – Westwood, Canada, 2013. – P. 34–44 (авторский вклад – 30 % – 0,21 п. л.).
37.Арбузова, Е. Н. Электронное обучение студентов-биологов на основе инновационного учебно-методического комплекса по методике обучения биологии / Е. Н. Арбузова // Педагогические традиции и инновации на постсоветском пространстве : сб. материалов Всеукр. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Мукачево, 23 ноября 2013 г. ). – Мукачево ; Днепропетровск, 2013. – Ч. 2. – С. 24–28 (0,25 п. л.).
38.Арбузова, Е. Н. Регулятивная модель рефлексивной системы обучения с применением инновационного учебно-методического комплекса по методике обучения биологии / Е. Н. Арбузова // Восточное партнерство – 2013 : сб. материалов VIІI Междунар. науч.-практ. конф. (Перемышль, 7 сентября – 15 сентября 2013 г.). –Sp. z o. o. Nauka i studia, ul. Lukasinskiego, 37-700, Przemysl, 2013. – С. 26–31 (0,375 п. л.).
39.Арбузова, Е. Н. Инновационный учебно-методический комплекс по методике обучения биологии в системе многоуровневого образования / Е. Н. Арбузова // Эффективные инструменты современных наук : сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф. (Прага, 27 апреля – 5 мая 2013 г.). – Dil. 21 Pedagogika, 2013. – С. 31–35 (0,25 п. л.).
40.Арбузова, Е. Н. Организация и результаты педагогического эксперимента по апробации и внедрению рефлексивной системы обучения с применением инновационного учебно-методического комплекса по методике обучения биологии / Е. Н. Арбузова // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. ; науч. ред. Е. Н. Арбузова, Л. Н. Орлова (Омск, 1 ноября 2012 г.). – Омск, 2012. – С. 105–114 (0,56 п. л.).
41.Арбузова, Е. Н. Опыт проектирования и реализации инновационного учебно-методического комплекса в процессе методической подготовки бакалавров-биологов / Е. Н. Арбузова // Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика, практика : сб. материалов XI Междунар. методолог. семинара (Санкт-Петербург, 21–24 ноября 2011 г.). – СПб., 2011. – Вып. 10. – С. 49–54 (0,31 п. л.).
42.Арбузова, Е. Н. Инновационный учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения биологии» / Е. Н. Арбузова // Современная образовательная среда: приоритетные направления развития : материалы Междунар. науч. конф. (Минск, 22–23 октября 2009 г.). – Минск, 2010. – Ч. 4. – С. 13–17 (0,31 п. л.).
43.Арбузова, Е. Н. Рефлексивный подход в освоении курса «Теория и методика обучения биологии» студентами педагогического вуза / Е. Н. Арбузова // Естественно-математическое образование в современной школе : сб. науч. тр. ; под общ. ред. М. А. Шаталова. – СПб., 2009. – Вып. 3. –С. 181–187 (0,375 п. л.).
44.Арбузова, Е. Н. Учебные издания по общей методике обучения биологии в первом десятилетии XXI века / Е. Н. Арбузова // Проблемы и перспективы развития методики обучения биологии в период перехода педагогического образования на многоуровневую подготовку: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 29 сентября – 2 октября 2008 г.). – Челябинск, 2008. – С. 8–13 (0,31 п. л.).