Научная тема: «КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Этноэстетический подход выступает методологическим ориентиром процесса формирования технологической культуры субъектов современного образования и их социализации. Подход, сконцентрированный на ценностях духовного опыта народов-этносов в подготовке к трудовой жизни, представляется жизнеобеспечивающей системой гуманизации этноэстетизации процесса данного исследования в системе непрерывного образования «школа - вуз - ДПО (ПК). Положения этноэстетического подхода реализуются в поли-парадигмальном аспекте, функциями которого являются: 1) вхождение в эстетическую область общечеловеческой культуры, технологий, образования; 2) осмысление этноэстетической, технологической картины мира, закономерностей преемственности ценностей, социализации личности; 3) приобретение технологических, духовных, профессиональных компетенций; 4) проектирование образовательных траекторий, организации эстетического пространства творческой самореализации; 5) организации культуроцентричных социальных институтов, способных транслировать этноэстетические образцы жизнедеятельности.

2. Историко-социокультурный анализ универсальных культур (мифологической, космологической, антропологической, технологической), хронологически рассмотренных в этноэстетическом контексте, начиная с первобытной эпохи Среднего Поволжья, Волжских Булгар, трудового обучения в Симбирской чувашской учительской школе, самоуправления в Вараксарской трудовой общине, в отечественной и зарубежной философско-педагогической культуре, по настоящее время основывается на выверенных временем духовно-технологических ценностях. Они представляются как педагогические составляющие этноэстетики и являются приоритетными для совершенствования существующей системы формирования у обучающихся технологической культуры в рамках непрерывного образования «школа - вуз - ДПО (ПК)».

3. Концепция формирования технологической культуры субъектов непрерывного образования в контексте педагогической составляющей этноэс-тетики выступает научно обоснованной системой взглядов. Концепция, учитывая логику ценностей национального менталитета, определяет целевые ориентиры непрерывности, многоуровневости, идей этноэстетизации: гуманизации, взаимоинтеграции, модульного образования, развивающего обучения; цели, задачи, принципы, формы интеграции, интегративные методы; компетенции: этносоциальные, этнокультурные, этноэстетические, когнитивные, технологические, профессиональные; этносоциальные ценности; пути социализации соответствующих духовных потребностей общества и образования (рынка труда) технологическому, духовному, интеллектуальному, творческому, профессиональному развитию личности.

4. Комплексная модель, построенная на полипарадигмальном подходе, охватывает функции этноэстетической дидактики, дидактик технологического образования и высшей школы (духовные, технологические, профессиональные). Модель состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных дидактических блоков (цель, задачи, принципы, педагогические условия, уровни, направления подготовки, спецкурс, содержание, организационные формы, закономерности, методы и средства; идеи: воспитывающего обучения, достижения гармонии, интеграции, этноэстетизации, многоуровневости, дизайна, компьютеризации). Инструментарий модели позволяет определять содержание формирования технологической культуры обучающихся в контексте педагогической составляющей этноэстетики в системе непрерывного образования «школа - вуз - ДПО (ПК)» с учетом системного, аксиологического, компетентностного, синергетического, этноэстетического, социального, акмеологического, коэволюционного, информационного подходов. Инновационный характер модели заключается в системности, преемственности, непрерывности, многоуровневости, вариативности, альтернативности, развивающего характера данного процесса.

5. Содержательные положения этноэстетической дидактики на основе ретроспективного анализа этнопедагогических, этнографических, археологических, архивных, полевых материалов: объект (этнический опыт «научения» (воспитывающего обучения)), предмет (этническая природа обучения: чувства, эмоции, всеобщая любовь, пансофия), категории (этноэстетических ценностей, народности, национального и общечеловеческого, социальные, ментальности, этноэстетического воспитания, эстетических норм, эстетической деятельностности, эстетической жизни личности), группы задач бинарного характера (обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития), заповеди (трудового воспитания, самовоспитания), закономерности (структурные, системные эволюционные функциональные исторические), природосообразные сущностные принципы (деятельностностный, сопутствующий), методы (естественность, намек, авансирование, умиление), формы (индивидуальная, коллективная), средства, факторы (труд, народное искусство, традиции, природа, идеал) представляют многомерную эстетиче скую совокупность этнических ценностей, определяющих характер интегративного взаимодействия субъектов процесса в структуре формирования технологической культуры (компоненты, уровни содержания в блочно-модульной системе) и дающих возможность обучающимся освоить уровни сформированности технологической культуры по блокам «школа (I блок) - вуз (II блок) - ДПО (ПК) (III блок)», группам критериев (мировоззренческие, деятельностные, эмоционально-волевые, интегративные).

6. Организационно-педагогическое обеспечение формирования технологической культуры субъектов непрерывного образования на этноэстетической основе осуществляется в рамках общих и частных педагогических условий. Общими являются:

1) организация непрерывности данного процесса посредством компонентов этноэстетики в единое образовательное структурообразующее пространство «школа - вуз - ДПО (ПК)»; 2) придание базовому содержанию технологического, профессионального образования на ступенях «довузовской - вузовской - послевузовской» подготовки многоуровневого этноэстетического характера; 3) эстетизация целостного непрерывного многоуровневого учебно-воспитательного процесса этнически ценностным содержанием; 4) систематизация этноэстетического содержания технологий блочно-модульного обучения; 5) расширение сферы научно-исследовательской деятельности на основе этноэстетики путем вовлечения субъектов образования в  поисковую, краеведческую, этнографическую работу;

Ориентиром проектирования содержания общих условий является методологическое, компетентностное, методическое, материально-техническое обеспечение процесса данного исследования. Частные условия исходят из общих и выполняют эстетически регулятивную, корректирующую, инструментальную функции.

Список опубликованных работ
Статьи в рецензируемых в изданиях, входящих в Перечень ВАК

1. Никитин, Г.А. Использование информационных технологий в краеведческой работе по изучению истоков этноэстетики абашевской культуры // Информатика и образование. – М. : Образование и информатика. – 2007. – № 2. – С. 31-33 (0,37 п.л.).

2.Никитин, Г.А. Социальная значимость использования основ этноэстетики в формировании технологической культуры учащейся молодежи / Г.А. Никитин // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 2. – С. 134–139 (0,75 п.л.).

3.Никитин, Г.А. Этноэстетика как условие формирования технологической культуры учащихся / Г.А. Никитин // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 3. – С. 182–188 (0,87 п.л.).

4.Никитин, Г.А. Истоки этноэстетики в организации краеведческой работы в рамках формирования технологической культуры учащихся / Г.А. Никитин // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 4. – С. 137–142 (0,75 п.л.).

5. Никитин, Г.А. Этноэстетические истоки воспитания древнейшей Абашевской общности в формировании технологической культуры учащих ся / Г.А. Никитин // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 6. – С. 156–160 (0,62 п.л.).

6.Никитин, Г.А. Формирование технологической культуры учащихся в условиях организации трудовой занятости на основе этноэстетических ценностей // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирский госпедуни-верситет, 2010. – № 4. – С. 156–165 (0,9 п.л.).

7.Никитин, Г.А. Этноэстетические особенности формирования технологической культуры учащихся / Г.А. Никитин // Образование и саморазвитие. – 2010. – № 4. – С. 92-97 (0,75 п.л.).

8.Никитин, Г.А. Научно-исследовательская работа студентов в области этноэстетики как фактор формирования технологической культуры / Г.А. Никитин // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2010. – № 3 (67). Т. 1. – С. 131–139 (0,93 п.л.).

9.Никитин, Г.А. Этноэстетический подход к формированию технологической культуры в систематике современного школьного образования / Г.А. Никитин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 8. – С. 145–154 (0,62 п.л.).

10 Никитин, Г.А. Этноэстетическая дидактика и формирование технологической культуры в системе повышения квалификации работников образования / Г.А. Никитин // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2011. – Том XIII – Вып. 1.№ 61– 62. – С. 222–227 (0,4 п.л.).

11. Никитин, Г.А. Школьная кампания в формировании технологической культуры учащихся средствами этноэстетики / Г.А. Никитин // Мир образо вания – образование в мире. – 2010. – № 4. – С. 130–139 (0,62 п.л.).

12. Никитин, Г.А. Этноэстетические ценности в художественном оформлении воспитательного пространства как инновационный подход к формированию технологической культуры учащихся / Г.А. Никитин // Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал. – 2011. – № 6. – С. 330–333 (0,5 п.л.).

13. Никитин, Г. А. Проблемы подготовки педагогов в условиях двух уровневой системы высшего профессионального образования: круглый стол / Г. А. Никитин, Т. Н. Петрова, Р. С. Бозиев и др. // Педагогика. – 2012. – № 1. – С. 74–96 (1,44 / 0,2 п.л.).

14. Никитин, Г.А. Формирование технологической культуры в контексте этноэстетической дидактики / Г.А. Никитин // Вестник Чувашского гос. пед. университета им. И. Я. Яковлева. – 2012. – № 1 (73). Ч. 1. – С. 100–104 (0,62 п.л.).

15.Никитин, Г.А. Единство физического и трудового воспитания как предпосылка формирования технологической культуры учащихся на основе этноэстетики / Г.А. Никитин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – №2. – С. 62–65 (0,5 п.л.).

16.Никитин, Г.А. Педагогические условия формирования технологической культуры учащихся в контексте этноэстетики / Г.А.Никитин // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). – Рига–Москва, 2012. – №8 (24). – С. 281–285 (0,32 п.л.).

17. Никитин, Г.А. Методика проектирования содержания и процесса формирования технологической культуры обучающихся на этноэстетической основе / Г.А. Никитин, М.Г. Харитонов // Вестник Чувашского гос. пед. университета им. И. Я. Яковлева. – 2013. – № 1 (77). Ч. 1. – С. 141-146 (0,37 п.л.).

18. Никитин, Г.А. Этносоциализация процесса формирования технологической культуры будущих учителей на этноэстетическом аспекте трудового обучения Симбирской чувашской учительской школы / Г.А.Никитин, С.В. Павлова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. – Том 20. – № 3. – С. 134–137 (0,43 п.л., из них авт. 0,3 п.л.).

Статьи в прочих изданиях

1. Никитин, Г. А. «Технология» и вопросы эстетического воспитания учащихся / Г. А. Никитин // Народная школа. – 1999. № 4-5. – С. 14–18 (0,31 п.л.).

2.Никитин, Г. А. Народная эстетика как источник традиционной культуры воспитания / Г. А. Никитин // Народная школа, №5 – 2002. С.18–21 (0,3 п.л.).

3.Никитин, Г. А. Этнопедагогические основы в изучении декоративно-прикладного искусства на уроках технологии / Г. А. Никитин // Научно-информационный Вестник докторантов, аспирантов, студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2003. – №1 (Том 2). – С. 94–96 (0,2 п.л.).

4.Никитин, Г. А. Краеведение и уроки технологии (к постановке вопроса) / Г. А. Никитин. // Народная школа. – 2004. – № 6. – С. 16–20 (0,32 п.л.).

5.Никитин, Г. А. Этноэстетические начала культуры абашевской общности в предметной области «Технология» / Г. А. Никитин // Этнопедагоги-ческий ежегодник. – Чебоксары : НИИ этнопедагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2005. – Вып 1. – С. 227–239 (0,8 п.л.).

6.Никитин, Г. А. Основы этноэстетики в подготовке учителей / Г. А. Никитин // Этнопедагогический ежегодник. – Чебоксары : НИИ этнопедагогики Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. – Вып 2. – С. 172–177 (0,37 п.л.).

7.Никитин, Г. А. Этноэстетическое воспитание учащихся в процессе изучения чувашского национального костюма на уроках технологии / Г. А. Никитин, И. Н. Петрова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2007. – № 1 (9) (Т. 2). – С. 96–100 (0,31 п.л.).

8.Никитин, Г. А. Этноэстетическая составляющая национального костюма / Г.А. Никитин // Народная школа. – 2009. – № 3 (102). – С. 35–37 (0,3 п.л.).

9.Никитин, Г. А. Этноэстетические ценности и трудовое воспитание молодежи / Г. А. Никитин // Народная школа. – 2010. – № 3 (108). – С. 44–45 (0,3 п.л.).

10.Никитин, Г. А. Этноэстетическая направленность яковлевской системы трудового обучения в формировании технологической культуры учащихся / Г. А. Никитин // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2010. – №1 (Том 2). – С. 83–89 (0,43 п.л.).

11.Никитин, Г. А. Основы этноэстетики как перманентные ценности формирования технологической культуры учащихся // Научно-информационный Вестник докторантов, аспирантов, студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2012. – №2 (19). – С. 73-78 (0,38 п.л.).

12.Никитин, Г. А. Концептуальные положения этноэстетической дидактики как базис формирования технологической культуры обучающихся / Г. А. Никитин // Europäiche Fachhochschule European Applied Sciences. – Stuttgart, Germany, 2013. – № 10. – Т. 1. – С. 105–106 (0,4 п.л.).

13.Никитин, Г. А. Этнокультурологический подход на основе этноэстетики к формированию технологической культуры обучающихся в многоуровневой системе / Г. А. Никитин // Технологическое образование для инновационно-технологического развития страны : материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф. – М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2013. – С. 276–281 (0,38 п.л.).

14.Никитин, Г. А. Этноэстетический подход к проектной деятельности в формировании технологической культуры учащихся/ Г. А. Никитин // Научно-информационный Вестник докторантов, аспирантов, студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2014. – № 1 (21). – С. 63–66 (0,3 п.л.).

15.Nikitin G.A. Ethno-aesthetic approach to the development of the technological culture of students in the system of modern education / G.A. Nikitin // Global Science and Innovation : materials of the II International Scientific Conference, Vol. II, Chicago, May 21-22 nd, 2014. / publishing office Accent communications. –USA Chicago, – 2014 – P. 113–117 (0,4 п.л.).

16. Никитин, Г.А. Истоки этноэстетики как методологический аспект формирования у обучающихся технологической культуры / Г.А. Никитин // Подготовка кадров швейного производства : сб. науч. ст. под ред. О.И. Голованевой. – Актобе, Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. – С. 204–211 (0,5 п.л.).

Монографии

1.Никитин, Г.А. Эстетические аспекты трудового обучения в Симбирской чувашской учительской школе. Монография / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Чув.РИО, 1999. – 112 с. (7 п.л.)

2.Никитин, Г.А. Формирование технологической культуры учащихся на основе этноэстетики: эволюция, тенденция, опыт: монография / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – 329 с. (20,56 п.л.)

3. Никитин, Г.А. Этноэстетический контекст народного декоративно- прикладного искусства в формировании технологической культуры обучающихся / Г.А. Никитин. – [электронный ресурс] LAP LAMBERT : Akademic Publishinq. – 2013. – 182 с. – URL : http/dnb.d nb. De (11,37 п.л.)

Учебные пособия

1.Никитин, Г.А. Лепка на основе этноэстетики : учеб. пособ. / Г.А. Никитин. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т., 2005. – 91 с. (5,68 п.л.).

2.Никитин, Г.А. Основы теории и методики обучения учащихся технологии и предпринимательству: курс лекций: учеб. пособие : в 4 ч. Ч.1 / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 235 с. (14,68 п.л.).

3.Никитин, Г.А. Общие положения по выполнению курсовой работы по теории и методике обучения технологии и предпринимательству: учеб. пособие / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 64 с. (4 п.л.).

4.Никитин, Г.А. Основы теории и методики обучения учащихся технологии и предпринимательству: курс лекций: учеб. пособие : в 4 ч. Ч.2 / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – 318 с. (19,87 п.л.).

5.Никитин, Г. А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей этноэстетики : учеб. пособие / Г. А. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – 92 с. (5,75 п.л.).

6.Никитин, Г.А. Основы теории и методики обучения учащихся технологии и предпринимательству: курс лекций : учеб. пособие : в 4 ч. Ч.3 / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 356 с. (22,25 п.л.).

7.Никитин, Г.А. Основы теории и методики обучения учащихся технологии и предпринимательству: учеб. пособие : курс лекций : в 4 ч. Ч.4 / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 314 с. (19,62 п.л.).

8.Никитин, Г.А. Методика профессионального образования средствами этноэстетики: учеб. пособие : курс лекций / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 149 с. (9,31 п.л.).

9.Никитин, Г.А. Этноэстетика в практике формирования технологической культуры учащихся : учеб. пособие / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 364 с. (22,75 п.л.).

Учебно-методические пособия

1. Никитин, Г.А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей : учеб- метод. пособие / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Госкомстат. ЧР, 2000. – 120 с. (7,5 п.л.).

2.Никитин, Г.А. Этноэстетика на занятиях по технологии лепки : учебно-метод. пособие / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Госкомстат ЧР, 2000. – 88 с. (5,5 п.л.).

3.Никитин Г.А. Общие рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов ТЭФ : учебно-метод. пособие / Г.А. Никитин, З.С. Соловьева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. – 54с. (3,37–2 п.л.).

4. Никитин, Г.А. Лабораторные и практические работы по методике преподавания технологии и предпринимательства : учебно-метод. пособие / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. – 42 с. (2,62 п.л.).

5.Никитин, Г.А. Учебно-метод. комплекс по специальности 03060 «Технология и предпринимательство» : учебно-метод. пособие / Г.А. Никитин и др. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. – 121 с. (7,56–2 п.л.).

6.Никитин, Г.А. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству : умкд / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 78 с. (4,87 п.л.).

Учебные программы

1.Никитин, Г.А. Теория и методика обучения технологии и предпринимательства: учеб. программы / Г.А. Никитин и др. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. – 38 с. (2,37–0,7 п.л.).

2.Никитин, Г.А. Основы технологической культуры: этноэстетический аспект: учеб. программа / Г.А. Никитин. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. – 45 с. (2,81 п.л.).

3.Никитин, Г.А. Этноэстетика: домострой : учеб. программа / Г.А. Никитин. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. – 106 с. (6,62 п.л.).