2) Мировоззрение сибирских католиков определялось католической догматикой и кодексом канонического права католической церкви, которые были едиными для всех приверженцев данной конфессии, независимо от региона их проживания. Убеждения в божественной предопределенности, в силе высшей справедливости, в покровительстве и заступничестве Девы Марии, в причастности к вселенской церковной традиции определили ряд устойчивых рефлексивных представлений в картине мира католиков Сибири.
3) Народонаселенческие характеристики состава прихожан в западной и восточной частях Сибири отличались существенным образом. Для востока побудительным мотивом формирования католического населения выступила, главным образом, политическая ссылка. В Западной Сибири роль системообразующего фактора сыграли аграрные переселения, а также заработная миграция при строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали.
4) Методы ведения хозяйства и стереотипы отношения к собственности у сибирских католиков имели этноконфессиональную специфику в окружающем православном восточнославянском социуме (охотное использование технических новинок, стремились обладать возможно большим количеством земли и др.).
5) Религиозное образование осознавалось католиками Сибири как компонент национальной культурной традиции. Она служило важным инструментом формирования национальной и культурной идентичности.
6) Приходская община предоставляла прихожанам возможность самореализации. Сообщество единоверцев трактовалось не только как локальный социум, но как способ реализации тезаурусных конструкций (мировоззренческих ценностей, приоритетов поведения, характера социализации).
7) Тендерная принадлежность в значительной степени определяла место прихожанина в конфессиональной общине, в религиозной семье.
8) Стереотипное восприятие брака и семьи в католической среде было единым и зависело от установлений канонического права католической церкви. Воспитание детей осуществлялось в соответствии с этнонациональными и конфессиональными традициями.
9) Музыкальные традиции католических приходов в целом соответствовали правилам, закрепленным каноном. Отступление от канона в сторону популяризации светской классической музыки и употребление музыкальных текстов не только на латыни, но и на национальных языках отражали стремление клириков и органистов сделать богослужение более близким по духу сибирской пастве.
Новации музыкальной традиции в сибирском варианте опередили время: подобные отступления от канона будут санкционированы только во второй половине XX в. II Ватиканским собором.
10) Специфика круга чтения подтвердила сохранность конфессиональной системы ценностей сибирских католиков. Наряду с классическими произведениями богословов, в приходских библиотеках пользовались спросом периодические издания из Польши, Германии, Литвы, т. е. из мест выхода сибирских прихожан.
11) Храмовые строения (их внешний вид, внутреннее убранство, история сооружения, инициатива в строительстве, участие прихожан в процессе возведения) представляли собой видимое воплощение мировоззренческих установок. Храм являлся символом, осязаемым и доступным каждому. Готическая архитектура символизировала своеобразие конфессиональной традиции, выделяя культовые здания католиков в ландшафте традиционной сибирской застройки.
12) На формирование аксиологических приоритетов сообщества сибирских католиков оказывала влияние этнонациональная ментальность. Характеристики повседневной жизни католиков-немцев, католиков-поляков и католиков-белорусов обнаруживали как общие черты, так и разницу между собой. Общее превалировало над особенным, что неоднократно подчеркивалось поселенческим выбором: немцы-католики предпочитали селиться в конфессионально родственных населенных пунктах, игнорируя поселения немцев-лютеран, баптистов и менонитов. Брачные предпочтения не противоречили поселенческому выбору; в качестве супругов сибирские католики желали видеть единоверцев, либо православных русских.
13) Характеристика влияния мировоззрения на повседневную жизнь католиков Сибири в 1830-1917 гг. выявила закономерность в актуализации конфессиональных ценностей. На первом этапе водворения в Сибири, вне зависимости от времени прибытия в регион (1830-е, 1860-е гг. для ссыльных или 1880-е гг., первое десятилетие XX в. для экономических мигрантов), мировоззренческие ценности осознавались как жизненно важные, происходило становление собственного типа региональной конфессиональной идентичности в качестве способа позиционирования себя в социуме. Второй этап - время смены поколений и поддержания обретенного в Сибири социального статуса - как правило, сопровождался снижением значимости элементов религиозной мотивации в общей системе ценностей; наибольшее значение на этом этапе приобретали обрядово-символические атрибуты. Третий этап, сопряженный со сменой политического строя в стране, проявил себя всплеском конфессионального самосознания. Элементы конфессионального менталитета вновь стали играть определяющую роль в самоидентификации католического населения Сибири.
1.Недзелюк, Т. Г. Реализация образов картины мира в повседневной жизни инославных христианских общин Сибири XIX - начала XX в.: магистральные подходы в методологии изучения темы / Т. Г. Недзелюк // Известия Алтайского государственного университета: сер. «История, политология». 2010. № 4/3 (68/3). С. 175-178.
2.Недзелюк, Т. Г. Конфессиональная константа в системе жизнесохрани-тельного поведения поляков в Сибири: взгляд с позиции польских мемуаристов / Т. Г. Недзелюк // Гуманитарные науки в Сибири. 2011. № 3. С. 85-88.
3.Недзелюк, Т. Г. Конфессиональные особенности методов хозяйствования (по материалам полевых исследований в среде этнических немцев Сибири) / Т. Г. Недзелюк // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. 2011. №8 (14). 4.4. С. 145-148.
4.Недзелюк, Т. Г. Культовое зодчество в Сибири в XIX - начале XX в. как элемент картины мира католиков / Т. Г. Недзелюк // Гуманитарные науки в Сибири. 2011. № 1.С. 23-26.
5.Недзелюк, Т. Г. Метрические книги сибирских католических приходов как репрезентативный исторический источник / Т. Г. Недзелюк // Вестник Томского государственного университета: сер. «История». 2011. № 3 (15). С. 129-135.
6.Недзелюк, Т. Г. Роль образования в формировании картины мира (по материалам католических общин Сибири конца XIX - начале XX в.) / В. А. Зверев, Т. Г. Недзелюк // Философия образования. 2011. № 5 (38). С. 228-233.
7.Недзелюк, Т. Г. Смена конфессиональной принадлежности в Российской империи на рубеже XIX-XX вв. (на примере Сибирского региона) / Т. Г. Недзелюк// Федерализм: теория, практика, история. 2011. № 2 (62). С. 183-192.
8.Недзелюк, Т. Г. Характеристики религиозной картины мира регионального сообщества сибирских католиков XIX - начала XX в.: к постановке проблемы / Т. Г. Недзелюк // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. 2011. №4 (10). Ч. З.С. 125-128.
9. Недзелюк, Т. Г. Позиция П. А. Столыпина по «католическому вопросу» в Российской империи начала XX в. / Т. Г. Недзелюк // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 2. С. 24-28.
10. Недзелюк, Т. Г. История ментальностей в современной сибирско- польской историографии / Т. Г. Недзелюк // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. №3. С. 22-25.
11.Недзелюк, Т. Г. Картина мира конфессионального сообщества как конструкт (на примере католиков Сибири) / Т. Г. Недзелюк // Вестник Новосибирского государственного университета: сер. «Философия». 2013. Т. 11, вып. 4. С. 112-117.
12.Недзелюк, Т. Г. Тендерные стратегии и практики сибирских католиков / Т. Г. Недзелюк // Идеи и идеалы. 2014. № 3 (21). Т. 2. С. 115-124.
13.Недзелюк, Т. Г. Особенности конфессионального диалога в Сибири / Т. Г. Недзелюк // Вестник российской нации. 2014. № 1. С. 226-236.
14.Недзелюк, Т. Г. Польские библиотечные собрания рубежа XIX-XX вв. в Сибири / Т. Г. Недзелюк // Библиосфера. 2014. № 2. С. 44-49.
15.Недзелюк, Т. Г. Формирование конфессионального сообщества католиков Сибири в 1830-1917 гг. / Т. Г. Недзелюк // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 2 (25). С. 107-114.
Монографии:
16.Недзелюк, Т. Г. Римско-католическая церковь в полиэтничном пространстве Западной Сибири: 1818-1881 гг.: моногр. / Т. Г. Недзелюк. Новосибирск: Изд. дом «Прометей», 2009. 218 с.
17.Недзелюк, Т. Г. На пути к гражданскому обществу: католики на востоке Российской империи (рубеж XIX-XX вв.) / Т. Г. Недзелюк. Новосибирск: СибАГС,2011. 164 с.
18.Поляки в Сибири: от повстанцев 1863 г. до современной Полонии: [коллектив, моногр.] / Т. М. Кикилова, А. А. Крих, Т. Г. Недзелюк [и др.]; отв. ред. С. В. Леончик. Красноярск: Изд. дом «Журналист», 2014. С. 77-84.
19. Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии: [коллектив, моногр.] / А. М. Адаменко, Ю. М. Гончаров, Т. Г. Недзелюк [и др.]; отв. ред. П. К. Дашковский. Барнаул: Изд-во АлтГУ,
2014. Т. 1: Поздняя Древность - начало XX в. С. 121-132.
Статьи в иных научных изданиях:
20.Недзелюк, Т. Г. Римско-католические учебные заведения в Западной Сибири (конец XIX - начало XX в.) / Т. Г. Недзелюк // Моя Сибирь: вопросы региональной истории и исторического образования: сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. С. 53-64.
21.Недзелюк, Т. Г. Национальные организации помощи жертвам Первой мировой войны / Т. Г. Недзелюк // Этнокультурные взаимодействия в Сибири (XVII-XX вв.): материалы Междунар. науч. конф. Новосибирск: Ин-т ист. СО РАН, 2003. С. 148-152.
22. Недзелюк, Т. Г. Политико-правовые условия существования римско- католической церкви в России / Т. Г. Недзелюк // Жить законом: правовое и правоведческое пространство истории: сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. С. 63-76.
23.Недзелюк, Т. Г. «Память Сибири»: ссыльные католические священники и образ региона в их воспоминаниях / Т. Г. Недзелюк // Образ Сибири в общественном сознании россиян XVIII - начала XXI в.: материалы Регионал. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. С. 79-87.
24.Недзелюк, Т. Г. Из истории управления инославными христианскими исповеданиями в Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.) / Т. Г. Недзелюк // Макарьевские чтения: материалы VI Междунар. конф. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. С. 85-90.
25.Недзелюк, Т. Г. Материалы ватиканских архивов по истории католической церкви в России: обзор источников и перспективы исследования / Т. Г. Недзелюк // Восток - Запад: проблемы взаимодействия: история, традиции, культура: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. Ч. 2. С. 89-95.
26.Недзелюк, Т. Г. Структуры римско-католической церкви в Сибири как один из институтов формирующегося гражданского общества на рубеже XIX-XX вв. / Т. Г. Недзелюк // Неверовские чтения: материалы II Регион, конф. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007. С. 318-326.
27.Недзелюк, Т. Г. Дискуссия о судьбах российского религиозного законодательства на страницах периодической печати (рубеж XIX-XX вв.) / Т. Г. Недзелюк // Политические процессы, институты и идеология в России. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008. С. 246-252.
28.Недзелюк, Т. Г. Католическая церковь в Сибири / Т. Г. Недзелюк // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск: ИД «Ист. наследие Сибири», 2009. [Т. 2]: К-Р. С. 771-773.
29.Недзелюк, Т. Г. Религиозная политика временных сибирских правительств: вопросы истории и историографии / Т. Г. Недзелюк // Актуальные вопросы истории российской провинции XVI-XXI вв.: сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. С. 124-135.
30.Недзелюк, Т. Г. Роль музыки в конфессиональной жизни католиков Сибири XIX - начала XX в. / Т. Г. Недзелюк // Сибиряки: региональное сообщество в историческом и образовательном пространстве: сб. науч. тр. Новосибирск: НГПУ, 2009. С. 150-154.
31.Недзелюк, Т. Г. Методы и приемы микроисторического анализа в исследовании конфессиональной культуры /Т. Г. Недзелюк // Немцы Сибири: история и культура: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Омск: Наука,
2010. С. 35-40.
32.Недзелюк, Т. Г. Размышления о роли и доле конфессионального в эт-ничном / Т. Г. Недзелюк // Условия и факторы развития национально-этнического самосознания российских немцев: материалы Межрегион, науч.-практ. конф. Новосибирск: НГТУ, 2010. С. 74-81.
33.Недзелюк, Т. Г. Литургические праздники и календарная обрядность в картине мира поляка - прихожанина католического костёла в Сибири на рубеже XIX-XX вв. / Т. Г. Недзелюк // Поляки в Сибири. Поляки о Сибири: материалы I Междунар. науч. конф. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. С. 138-142.
34.Недзелюк, Т. Г. Тендерные практики в картине мира сибирских католиков / Т. Г. Недзелюк // Историческое прошлое и образы истории: материалы Междунар. науч. конф. Саратов: Наука, 2013. С. 328-336.
35.Недзелюк, Т. Г. Представления сибирских католиков о смерти и связанная с ними погребальная обрядность / Т. Г. Недзелюк // Восток - Запад: проблемы взаимодействия: исторический, политический, социальный и религиозный аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: НГПУ, 2013. 4.2. С. 108-116.
36.Недзелюк, Т. Г. Конфессиональное сообщество католиков Сибири: методологические подходы к изучению темы / Т. Г. Недзелюк // Религия в истории народов России и Центральной Азии: материалы II Междунар. науч. конф. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014. С. 332-336.
37.Недзелюк, Т. Г. Конфессиональный социум в сибирском сельском поселении (на примере пос. Тимофеевка Томской губ.) / Т. Г. Недзелюк // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2014. Ч. 3. С. 65-70.
38.Недзелюк, Т. Г. Влияние мировоззрения на повседневную жизнь католиков Сибири (1830-1917 гг.): основные итоги изучения темы / Т. Г. Недзелюк // История и историография России и Сибири в исследовательском и образовательном контекстах: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: НГПУ, 2014. С. 188-193.
39.Tit ova [Nedzeluk], Т. G Gertrada Detzel, apostola del Kazachstan / T. Titova // La Nuova Europa: rivista internationale di cultura. Bergamo, 2001. № 2. P. 76-80.
40.Nedzeluk, T. G La diaspora cattolica in Siberia / T. Nedzeluk // La Nuova Europa: rivista internationale di cultura. Milano, 2003. № 1. P. 78-99.
41.Niedzieluk, T. G Polska wspolnota katolicka wsi Spasskoje w powiecie kain-skim guberni tomskiej w przestrzeni meidzywyznaniowej Syberii Zachodniej / T. Niedzieluk // Zeslaniec: pismo rady naukowej zarzadu glownego zwiajzku sybira-kow. Warszawa, 2002. № 10. S. 49-56.
42.Niedzieluk, T. G Rzymskokatolickie organizacje dobroczynne i kulturalno-oswiatowe na Syberii Zachodniej na przelomie XIX w. / T. Niedzieluk // Kosciol katolicki na Syberii: z prac osrodka badan wschodnich Uniwersytetu Wroclawskiego. Wroclaw, 2002. S. 157-170.
43.Niedzieluk, T. G Powstanie i rozwoj organizacji katolickich na terenie Syberii Zachodniej / T. Niedzieluk // Wroclawskie Studia Wschodnie. Wroclaw, 2003. № 7. S. 23-68.
44.Niedzieluk, T. G Rzymskokatolickie organizacje dobroczynne i kulturalno-oswiatowe w Zachodniej Syberii / T. Niedzieluk // Zeslaniec: pismo rady naukowej zarzadu glownego zwiajzku sybirakow. Warszawa, 2003. № 11. S. 27-39.
45.Niedzieluk, T. G. Polacy w Nowonikolajewsku. Wspolnota parafialna przy kosciole rzymskokatolickim sw. Kazimierza w latach 1902-1918 / T. Niedzieluk // Kultura i swiadomosc etniczna Polakow na Wschodzie: tradycja i wspolczesnosc: z prac Osrodka badan wschodnich Uniwersytetu Wrociawskiego. Wroclaw, 2004. S. 33-41.
46.Niedzieluk, T. G Jeden rok z zycia ksi^zy - zeslancow politycznych w Mari-insku / T. Niedzieluk // Zeslaniec: pismo rady naukowej zarzadu glownego zwiajzku sybirakow. Warszawa, 2006. № 26. S. 53-56.
47.Niedzieluk, T. G Polscy katolicy w gubernii tomskiej: badanie demograficzne / T. Niedzieluk // Wroclawskie Studia Wschodnie. Wroclaw, 2008. № 12. S. 69-77.
48.Niedzieluk, T. G Szkola muzyczna Jadwigi Swietorzyckiej / T. Niedzieluk // Polacy w nauce i kulturze Tomska oraz Syberii Zachodniej: z prac Osrodka badan wschodnich Uniwersytetu Wrociawskiego. Wroclaw, 2008. S. 251-256.
49.Niedzieluk, T. G Dokumenty syberyjskiego przedstawicielstwa delegacji Rzec-zypospolitej Polskiej jako zrodlo do analizy demograficznej polskiej ludnosci katolickiej na Syberii na poczatku lat 20 XX w. / T. Niedzieluk // Zeslaniec: pismo rady naukowej zarzadu glownego zwiazku sybirakow. Warszawa, 2009. № 38. S. 31-35.
50.Niedzieluk, T. G Rola muzyki w zyciu religijnym katolikow na Syberii w XIX - pocz. XX w. / T. Niedzieluk // Wroclawskie Studia Wschodnie. Wroclaw, 2009. № 13. S. 41-49.
51.Niedzieluk, T. G Historia codziennosci polskich zeslancow na Syberii: prze-glaji zbiorow archiwalnych / T. Niedzieluk // Wroclawskie Studia Wschodnie. Wroclaw, 2010. № 14. S. 187-193.