Научная тема: «РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1.А). Непрерывное образование в контексте реализации принципа «образование через всю жизнь» включает три вида образования («формальное», «неформальное», «информальное»), на изменение которых оказывают влияние тенденции и факторы:

Педагогические - изменения в общеобразовательных, дошкольных, профессиональных образовательных организациях, диктующие условия иной подготовки педагогического корпуса (целевые установки, новые парадигмы образования, иная образовательная среда, ориентация на креативность, компетенции, самостоятельность, обновление содержание образования, новые требования к подготовке человека, профессиональный стандарт педагога и др.);

профессиологические - изменения в мире профессий, обновленный перечень должностей в образовании, предъявляющие требования к содержанию профессиональной деятельности и необходимости постоянного обновления, изменения функций учительской профессии, (функции обновления содержания профессиональной деятельности, изменение среды, смена профессий, креденциализм, мобильность, интеграция и др.);

глобальные - глобальные вызовы, интеграционные процессы, профессиональная мобильность, всемирные сети, информационно-коммуникативные процессы, изменяющие профессии, обновляющие их; социальные, социально-демографические процессы, увеличение числа людей пенсионного возраста в педагогической профессии, снижение социального статуса педагога, большая вовлеченность женщин в сферу бизнеса, изменения социальных ориентиров государственной политики в сфере образования, характера социального взаимодействия (асоциальность, социальное расслоение, социальная инертность, социальное безразличие в обществе и т.д.);

методологические (антропологические) - новые парадигмы образования, иной подход к системе ценностей, понимания человека в мире, множество методологических подходов в основе построения образовательных систем и их оценки, состояние неопределенности, быстроты изменений и др.

1.Б). Факторы, обуславливающие необходимость модернизации системы повышения квалификации и усиление роли неформального образования в этой системе:

  • изменения соотношений сочетания национальных традиций построения образования и новаций, в том числе зарубежных;
  • изменения политических ориентиров в области образования на сегодня и на перспективу;
  • изменения демографических процессов (перспектива в педагогическом корпусе и мире детства);
  • изменения миссии образования на современном этапе;
  • мировые интеграционные процессы в сфере образования и других сферах жизнедеятельности;
  • преобразования в мире профессий - временной, фактор занятости человека, изменения характера профессии, изменение функций, содержательная, техническая, организационная составляющие профессии;
  • изменения социального характера (соотношение мужчин и женщин - педагогов и тенденция изменений в этом плане);
  • миграционные факторы (тенденции миграционной политики (не только приток детей мигрантов, но и работающих взрослых в интеллектуальной сфере), обозначившие проблемы освоения интеркультурной педагогики и др.

1.В). Проблемные поля неформального образования в системе непрерывного образования взрослых, в дополнительном профессиональном образовании:

  • многозначность определения содержания неформального образования педагогических работников, размытость категориального пространства (образование взрослых за стенами, университетские классы, открытое образование, общинное образование, институты третьего возраста...);
  • отсутствие методологических, концептуально-теоретических оснований организации неформального образования педагогических работников в системе повышения квалификации;
  • недостаточно полная реализация развивающего потенциала неформального образования в профессионально-личностном развитии педагогических работников, в развитии профессиональных компетенций;
  • отсутствие научно обоснованных разработок дидактических основ неформального образования в системе повышения квалификации педагогических работников;
  • отсутствие четкого механизма включения неформального образования в структуру традиционного повышения квалификации педагогических работников, путей интеграции формального, неформального и информального образования в этой структуре;
  • определение значимости и доказательности оценки качества неформального образования в традиционной системе повышения квалификации педагогических работников, обозначающей проблему финансирования;
  • отсутствие четкой системы подготовки обучающихся в условиях неформального образования, в институтах третьего возраста;
  • отсутствие методологии исследования влияния формального, неформального и информального образования на уровень профессиональной компетенции педагогических работников и характер социального взаимодействия и др.

2. Термин «неформальное образование» появляется в период критического осмысления школьного обучения в 70-80-е годы ХХ столетия, в том числе и при рассмотрении вопросов международного развития. В педагогической науке использование термина «неформальный» осуществляется в различных смыслах, чтобы подчеркнуть, оттенить спонтанность, особость, различие, разнородность, объединенность, координированность объектов по определенным признакам и др.. В документах ЮНЕСКО, Совета Европы неформальное образование/обучение рассматривается как неотъемлемая часть получения знаний и приобретения навыков, социальных и этических ценностей, как образование, которое институционализировано, целенаправлено и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг. На современном этапе идут разработки нормативно - правого обеспечения вхождения этого образования в жизнь людей как в России, так и за рубежом (разработка актов, положений, деклараций, законов).

Неформальное образование на современном этапе претерпевает изменения, диапазон его изучения расширился, оно рассматривается как образовательная система, неформальное обучение, профессионально направленное общекультурное обучение, как дополнительное образование, составная часть образования, образовательная деятельность, любое образование, как предпосылка готовности, обеспечение освоения нового знания, опыта, как процесс учения.

За рубежом как синонимы используются термины, отражающие суть неформального образования (общинное образование, народные университеты, университеты третьего возраста, образование третьего возраста, образование взрослых за стенами, продолженное образование, образование в течение жизни и др.). Система терминов, которыми обозначается в международной и отечественной практике система обучения взрослого населения в теории педагогики, выстраивается вокруг понятий «непрерывность», «пожизненность», «дополнительность» и форм образования «формальное», «неформальное», «информальное», «открытое», «дистанционное». Эти понятия используются для рассмотрения вопросов, позволяющих описать то обстоятельство, согласно которому образование в каждой стране должно быть организовано таким образом, чтобы для каждого члена общества оно могло продолжаться в течение всей жизни.

Неформальное образование в зарубежных научных исследованиях рассматривается при описании образования в развивающихся странах, в период, когда официальная система образования была доступна лишь небольшой части населения. В этих условиях неформальное образование охватывает всю образовательную или подготовительную деятельность за пределами официальной образовательной системы, как более дешевый и доступный путь к обеспечению необходимого обучения. Дальнейшее развитие и более пристальное внимание к теории неформального образования происходит в период рассмотрения вопросов непрерывного образования, интенсивных наработок в этой области, в период вхождения принципа «обучения в течение всей жизни». Неформальное образование рассматривается как негосударственная организованная и систематическая деятельность, которая осуществляется за пределами обязательной деятельности официальных учебных заведений. Прослеживается и феминистический подход к рассмотрению неформального образования, где обнаруживается связь с политическими установками, влияния этого образования на политику государства. Осуществляются попытки в поиске оптимального, приемлемого определения неформального образования при проведении сравнения с другими видами (формальным, информаль-ным) на основании различных критериев, признаков описания, попытки построения определенной концепции неформального образования.

3. Сравнение формального и неформального образования рассматривается как один из путей конструирования определения термина «неформального образования» в научной литературе. При принятии концепции непрерывного образования, где основополагающим был заложен принцип «обучение в течение всей жизни», начали рассматриваться три вида образования - формальное, неформальное, информальное. Рассмотрение этих понятий проходило через призму сравнения при опоре на сравнительный подход и выделения различных признаков сравнения (цели, место получения, субъекты, организующие педагогический процесс, субъекты, получающие образование, вид нормативного регулирования, характерные черты, результаты, условия поступления, время обучения, организация и др.). Формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Оно в современном индустриальном обществе является господствующей системой образования, подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых знаний, научения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования. Формальным в этой уже общепринятой терминологии является то образование, которое а) приобретается обучающимися в специально предназначенных для обучения учреждениях, б) осуществляется профессионально подготовленным персоналом, в) ведет к получению общепризнанного документа об образовании, г) способствует овладению обучающимися систематическими знаниями, умениями и навыками при их целенаправленной деятельности.

Неформальное образование характеризуется систематизированностью и несистематизированностью обучения и целенаправленной и спонтанной деятельностью обучающихся, направленностью на удовлетворение образовательных потребностей граждан, отдельных социальных, профессиональных групп, общества, его результатом является приращение образовательного потенциала. В отличие от формального, неформальное образование осуществляется различными организациями и учреждениями и не всегда - профессиональными педагогами (преподавателями). Оно менее структурировано и не обязательно завершается получением общепризнанного документа об образовании, выступает, так называемым третьим сектором, основными социальными субъектами которого являются общественные некоммерческие организации (НКО), они больше всего занимаются неформальным образованием взрослых. При осуществлении сравнения формального и неформального образования всегда остается проблемность границ перехода одного вида в другой, для более полного получения представления о неформальном образовании необходимо использовать еще и другие подходы рассмотрения.

4. На изменение теоретических представлений о содержании понятия «неформальное образование» оказывают влияние изменения социокультурной среды, целевые установки, определяя направления теоретического развития, в том числе и в области методологии, методологических подходов. Развитие теории неформального образования происходит за счет рассмотрения его на основании различных подходов, (контекстуального, личностно-деятельностного, диалогового, компетентностного, функционального, социокультурного, гуманистического, сравнительного, информационно-технократического подхода, психологического, деятельностного и др.), позволяющих многосторонне рассмотреть исследуемый педагогический феномен.

При опоре на личностно-деятельностный подход акцент делается на способ организации данного образования и позицию субъекта в этом образовании; на контекстуальный подход акцент делается на конкретный контекст, среды организации неформального образования; на компетентностный подход - на возможности неформального образования в плане развития и формирования различных компетенций субъектов; на диалоговый подход - на рассмотрение позиции субъектов в общении, выявление особенностей взаимодействия в этом образовании; на социокультурный подход - ориентация на роль и место неформального образования в данный исторический период; на гуманистический подход - на неформальное образование как составляющее образование, способное оказывать помощь субъекту в достижении личных целей, профессиональных интересов с учетом индивидуально-личностных особенностей обучаемого; на сравнительный подход -сравнение и выявление особенностей формального и неформального образования; на информационно-технократический подход - рассмотрение информационно-профессиональной среды под действием технологических преобразований и влияния этих преобразований на человека, на изменения функций его профессиональной деятельности, подчеркивающих необходимость непрерывного образования; на функциональный подход - внимание обращается на рассмотрение функций неформального образования на современном этапе в системе общего образовательного комплекса; на психологический подход - на психологические особенности обучаемого в формате неформального образования; на деятельностный подход, неформальное образование рассматривается как вид особой деятельности.

5.А). Методологическим ключом к развитию теоретических представлений о феномене «неформальное образование педагогических работников» выступает философско-антропологическая теория общения, которая создает теоретическую модель исследуемого предмета в его целостности, т.е. в закономерностях его строения, функционирования и развития, исходя из места неформального образования в системе повышения квалификации, в пространстве социальной образовательной реальности.

Философско-антропологическая теория общения формирует понимание неформального образования, строящегося на общении как целостного социокультурного явления, имеющего свою внутреннюю структуру и определенный характер связей, отличающихся от связей внутри формального образования, раскрывает неформальное образование как необходимый и специфический вид человеческой активности, выражающий взаимодействие субъекта с субъектом (понимая при этом субъекта (педагога) как носителя активности, сознания, самосознания, свободы в профессионально - творческой деятельности), раскрывает системную природу неформального образования, где интегрируются все компоненты структуры взаимодействия субъектов в этом образовании. С одной стороны, в ходе неформального образования во взаимодействии субъектов реализуются социально-культурные потребности, проявляющиеся в поведении, с другой стороны, в процессе общения участвуют личности как субъекты общения и группы как совокупные субъекты общения, используя при этом различные механизмы воздействия друг на друга (идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная информация), в том числе и общения как механизма социально-программированного формирования личности. На основе информационного обмена в формате деловых отношений, реализуемых с опорой на эмпирический подход, осуществляется преобразование профессионального педагогического опыта, получаемого в период коммуникативной деятельности среди субъектов, участников этого образования, начинающееся с активизации прошлого опыта и его адаптации к новой ситуации.

Методология развития теоретических представлений о феномене «неформальное образование педагогических работников» представляет собой совокупность методологических подходов, позволяющих изучать различные стороны неформального образования; философско-антропологическую теорию общения в сочетании с эмпирическим подходом, открывающих новое направление исследования неформального образования как вида коммуникативной деятельности, компоненты теории (принципы, методологические подходы, тенденции, факторы, понятийное поле, проблемы, функции).

5.Б). Теоретические аспекты, представленные в педагогической науке при разработке андрагогического подхода в образовании взрослых, гармонично ложатся в теорию неформального образования.

Наиболее полное и системное получение нового теоретического знания о неформальном образовании открывается при опоре на синтез трех групп принципов, что позволяет учесть методологические, организационные и дидактические стороны изучаемого феномена.

Андрагогические принципы (совместной деятельности, индивидуализации обучения, системности обучения, самостоятельности, опоры на опыт, контек-стности, развития образовательных потребностей и др.).

Принципы непрерывного инновационного педагогического образования (содержательно-структурного построения, многоуровневости и дополнительности, мобильности профессиональных образовательных программ, системности и разномаршрутности, сетевой организации образовательного процесса).

Эвтагогические принципы (звристического подхода, метакогнитивизма, креативности, уникальности индивидуальной образовательной траектории, принцип «учиться - учиться », продуктивности обучения, двойного кольца, универсальности возможностей обучения и невозможности не учиться, нелинейности образовательного процесса).

5.В). Функции неформального образования, позволяющие целенаправленно включать этот вид образования на решение педагогических задач, которые расширяются по мере интенсивного вхождения в систему дополнительного профессионального образования от компенсаторной, образовательной, поддерживающей, развивающей, воспитывающей, выделяемых на начальном этапе развития теории неформального образования, к культурообразующей, социальной, корреляционной, инструментальной, синдикативной, трансляционной, интеграционной, экспрессивной, самовыражения, социализации, социального контроля и др. на современном этапе.

6. Дидактика неформального образования позволяет учитывать особенно сти взрослых, главным концептом этой дидактики при отборе методов, форм, тех нологий обучения выступает опыт обучающегося, в том числе опыт общения. Особенностью является то, что функции обучающего сводятся к оказанию помо щи обучающемуся в самостоятельном пополнении его знаний, с учетом принципа «взрослого нельзя учить на лекциях».

Дидактика неформального образования сводится к тому, что при его организации наиболее эффективными оказываются технологии и формы обучения, в основе которых присутствуют практические занятия, решение конкретных производственных задач и проблем, взрослому необходимо самому применять полученные знания, чтобы они превратились в умения и навыки. Наиболее результативной дидактической системой неформального образования служит система, в которой предлагаются проблемы, кейсы, задачи, ситуации, которые придется применять в своей профессиональной работе и решать их уже на рабочем месте одному. Это может происходить в процессе коммуникативной деятельности, посредством механизмов - идентификации, стереотипизации, рефлексии, обратной информации, которые влияют на выбор форм (индивидуальные, групповые, коллективные), методов (на рабочем месте, вне рабочего места, смешанные методы), педагогических технологий (Web-квест, кейс-технология, контекстное обучение, рефлексивное обучение, технология OpenSpace, технология коучинга, технология обучения на проблемах, технология краусорсинг, технология «образовательный ретренинг», парацентрическая технология и др.). Особенностью этих методов, технологий является то, что ядром выступает индивидуально-профессиональный опыт, самостоятельная работа, особенности результатов обучения, свобода, гибкость, вариативность.

7. При переходе на накопительную систему повышение квалификации ста новится менее «заорганизованным», усиливается творческая составляющая этого процесса, этому способствует и неформальное образование. Возможны различные пути (модели) включения неформального образования педагогических работников в систему повышения квалификации:

  • модель стажировочных площадок;
  • модель интеграции различных форм обучения: формального, неформального, информального (линейное, параллельное, одновременное включение всех трех видов образования);
  • модель «сетевые профессионально-педагогические сообщества»;
  • модель «поддержка реализации проектов учителей, которые в данный момент обучаются на курсах»;
  • «модель дефицита», предложенная П. Джексоном, особенностью этой модели является то, что неформальное образование выстраивается на основе ин дивидуальных программ повышения квалификации с учетом затруднений педаго гов;
  • модель «Мentoring», часто называемая «дуальной моделью». Основной идеей этой модели является консультирование на рабочем месте более опытными коллегами или экспертами.
Список опубликованных работ
Основное содержание диссертации отражено в следующих авторских публикациях: Научные статьи, опубликованные в рецензируемых изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией:

1.Ройтблат, О.В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования [Текст]/О.В. Ройт-блат // Мир науки, культуры, образования.- 2009. - №7 (19). - С.210-213.

2.Ройтблат, О.В. Общение с ученым – способ неформального образования [Текст]/О.В. Ройтблат, Н.Г. Милованова, Н.Н. Суртаева // Химия в школе. -2010. - №3.- С.71-73.

3.Ройтблат, О.В. Приоритетные направления деятельности института развития регионального образования в процессе обновления педагогического образования [Текст]/О.В. Ройтблат // Мир науки, культуры, образования.- 2011. - №6 (31). - С.-64-68.

4.Ройтблат, О.В. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации [Текст]/О.В. Ройтблат, А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева // Человек и образование. - 2011. - №4.- С.59-64.

5.Ройтблат, О.В. Неформальное образование в системе повышения квалификации в условиях трансформации педагогической профессии[Текст]/О.В. Ройтблат // Мир науки, культуры, образования. - 2011.- №2 (27). - С.125-128.

6.Ройтблат, О.В. Новые подходы к повышению профессионализма педагогов: модель неформального образования профессии[Текст]/О.В. Ройтблат // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №5 (30). - С.206-208.

7.Ройтблат, О.В. Фестивали педагогических идей в системе неформального образования [Текст]/О.В. Ройтблат // Химия в школе.- 2012.- №1.- С. 34-38.

8.Ройтблат, О.В. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых [Текст]/О.В. Ройтблат, Н.В. Чекалева, Н.Н. Суртаева // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. - Март 2012, ART 1755. - CПб., 2012.- № 3. – С. 1755. - URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm. – Гос. рег. 0421200031.- ISSN1997-8588.

9.Ройтблат, О.В. Актуальные направления развития системы повышения квалификации специалистов педагогического образования [Текст]/О.В. Ройт-блат // Человек и образование. - 2012. - №3(32). - С.35 - 40.

10.Ройтблат, О.В. Новый взгляд на систему дополнительного образования взрослых через призму неформального образования [Текст]// О.В. Ройтблат // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. - 2012. № 5 (112). - С. 190-192.

11.Ройтблат, О.В Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России [Текст]/О.В. Ройтблат // Человек и образование.- 2013. №1 (34).- С.-25-28.

12.Ройтблат, О.В. О проблемах неформального обучения педагогов [Текст]/О.В. Ройтблат // Химия в школе. - 2013. - №4. - С.32-35.

13.Ройтблат, О.В. Тюменская область – катализатор экономического развития России [Текст]/ О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаева // Химия в школе. - 2013.-№5. - С. 2 - 5.

14.Ройтблат, О.В. Из опыта информационного обеспечения процесса повышения квалификации учителей [Текст]/О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаева // Химия в школе. - 2013. - №5. - С. 42-45.

15.Ройтблат, О.В. Образование, опережающее общественное развитие: ориентация на будущее [Текст]/О.В. Ройтблат, В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2013.- № 9.- С. 14-44.

16.Ройтблат, О.В. Тенденции преобразования педагогической действительности и проблема неформального образования[Текст]/О.В. Ройтблат // Человек и образование. - 2014. - №4. - С. 133-139.

17.Ройтблат, О.В. Нормативно-правовое обеспечение развития системы дополнительного профессионального образования [Текст]/ О.В. Ройтблат // Мир, культура, образование. – 2015. - №1. - С. 200-203.

Научные монографии и главы в коллективных научных монографиях

18.Ройтблат, О.В. Особенности неформального образования и его возможности. Научное издание монографического типа/ О.В. Ройтблат, Ж.Б. Суртае-ва. - Тюмень: ТОГИРРО, 2008 .- 32с. (2 п.л.)

19.Ройтблат, О.В. Организационные структуры управления в основе включения неформального образования в систему повышения квалификации: монография/О.В. Ройтблат.- СПб.:Экспресс, 2011.-168с.

20.Ройтблат, О.В. Новые подходы к повышению профессионализма педагогов: модель неформального образования//Образование и современность: коллективная монография/под научн. ред. Н.Н. Суртаевой, О.В. Ройтблат, Н.Г. Миловановой.- СПб.-Тюмень: ТОГИРРО, 2012.- 208 с. – С. 180-182.

21.Ройтблат, О.В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра: монография/О.В. Ройтблат.- Тюмень:ТОГИРРО. -2014. - 226с./13.5п.л.

Научные статьи, представленные в сборниках научных трудов и материалах конференций:

22.Ройтблат, О.В. Образовательные услуги в системе повышения квалификации как фактор повышения профессионализма педагогов [Текст] //Образование и культура в Западно-Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы взаимодействия: Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Часть 2.- Омск: «Полиграфический центр», 2006.- 190с. – С.-20-22

23.Ройтблат, О.В. Перспективные направления деятельности института развития регионального образования [Текст]//Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы.- Тюмень: ТОГИРРО, 2006.- №10. - С. 2-5.

24.Ройтблат, О.В. Функциональное назначение организационных структур в образовательной среде [Текст]//Образование в эпоху перемен. Сборник научных трудов. Выпуск 2. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2006. - 143с. - С. 25-29.

25.Ройтблат, О.В. Организационные структуры в основе построения системы формального и неформального образования взрослых [Текст]// Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: Материалы 8-й межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции. - СПб., 2007. – С.183-186

26.Ройтблат, О.В. Реализация приоритетных направлений института развития регионального образования [Текст]// Проблемы педагогической иннова-тики в профессиональной школе: Материалы 8-й межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции. - СПб.- 2007.- С.-199-204

27.Ройтблат, О.В. Повышение методологической культуры преподавателя в современных условиях развития образования [Текст] // Методологическая культура педагога: состояние, проблемы, перспективы развития в условиях современного образовательного процесса в вузе и школе: материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Тара: ОмГПУ, филиал в г. Таре, 2007.-146с. – С.100-104

28.Ройтблат, О.В. Современные тенденции развития системы повышения квалификации педагогических работников [Текст]//Образование и культура как фактор развития региона: материалы Всероссийских Менделеевских чтений. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007 .- С. 26-28.

29.Ройтблат, О.В. Приоритеты неформального, информального образования в системе повышения квалификации [Текст] // Специфика педагогического образования в регионах России: Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции с участием ближнего и дальнего зарубежья.- Тюмень -Санкт-Петербург: ТОГИРРО, 2008. – С.5-6.

30.Ройтблат, О.В. Организационные структуры в системе неформального образования [Текст]//Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы межрегиональной научно-практической конференции с участием ближнего и дальнего зарубежья. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.-С. 15-18.

31.Ройтблат, О.В. Место неформального образования в системе повышения квалификации [Текст]//Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы.- Тюмень: ТОГИРРО. - 2008.- №2.- С.2-4.

32.Ройтблат, О.В. Проблемы модернизации системы повышения квалификации педагогических кадров в современных условиях [Текст]//Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы.- Тюмень: ТОГИРРО, 2008. - №4. – С. 3-4.

33.Ройтблат, О.В. Обеспечение неформального образования при реализации приоритетных направлений деятельности ТОГИРРО [Текст] // Образование в эпоху перемен. Сборник научных трудов. Выпуск 6/отв. ред. С.В. Кривых.-СПб.: ИДПИ, 2008.- С.24-30.

34.Ройтблат О.В., Организационные структуры в основе построения системы дополнительного профессионального образования [Текст]//Инноватика в образовании. Сб. научн. труд. СПб.: УРАОИПО, 2008. - С.93-96.

35.Ройтблат, О.В. Реализация приоритетных направлений учреждения повышения квалификации в контексте решения вопросов воспитания элиты через призму неформального образования [Текст] // Воспитание элиты – проектирование будущего ресурса развития регионов страны. Выпуск 3: Материалы Всеросс. научно-практ. конференции с участием ближнего и дальнего зарубежья/отв. ред. Н.Н.Суртаева. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2009. - С.-248-251.

36.Ройтблат, О.В. Неформальная коммуникация в основе неформального образования в системе повышения квалификации [Текст] // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы 10-й межрегион. межотрасл. научно-практич. конф. с участием ближнего и дальнего зарубежья.-Санкт-Петербург, 2009. – С.279-280.

37.Ройтблат, О.В. Фестивали педагогических идей как способ неформального образования в системе повышения квалификации [Текст]// Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика: Материалы второй Международной научно-практической конференции.- СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2009.- С.149-151.

38.Ройтблат О.В., Приоритеты неформального образования в системе повышения квалификации [Текст]// Специфика педагогического образования в регионах России: Материалы 3-ой Всероссийской научно-практической конференции с участием ближнего и дальнего зарубежья.- Тюмень - Санкт-Петербург: ТОГИРРО, 2009. – С.5-6.

39.Ройтблат, О.В. Неформальное образование при осуществлении непрерывного образования взрослых педагогической профессиональной сферы [Текст] /О.В. Ройтблат //Воспитание элиты как ресурс развития регионов страны. Выпуск 2 /под ред. Н.М. Кавелиной. - СПб.: Учреждение РАО ИПО. - 2009.-С.217-221.

40.Ройтблат, О.В. Изменения статуса неформального образования в условиях трансформации педагогической профессии [Текст]//Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы.- Тюмень: ТОГИРРО, 2009.- №4. – С.4-7.

41.Ройтблат, О.В. Неформальное образование в основе развития профессиональной компетенции в системе повышения квалификации [Текст]//Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы.- Тюмень: ТОГИРРО, 2009.- №3. – С. 2-3.

42.Ройтблат, О.В. Теоретические основы реализации идей гуманизации образовательного процесса [Текст]//Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы.- Тюмень: ТОГИРРО. - 2009.- №1. – С.3-4.

43.Ройтблат, О.В. Реализация приоритетных направлений учреждения повышения квалификации в контексте решения вопросов воспитания элиты через призму неформального образования [Текст]/ О.В. Ройтблат //Воспитание элиты – проектирование будущего ресурс развития регионов страны. Выпуск 3: Материалы Всеросс. научно-практ. конференции с участием ближнего и дальнего зарубе-жья/отв. ред. Н.Н. Суртаева, Н.М. Кавелина.- СПб: НОУ «Экспресс», 2009.- С. 248-251.

44.Ройтблат, О.В. Новые подходы к повышению квалификации педагогов в условиях реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» [Текст]/ О.В. Ройтблат //Региональное образование XXI века: проблемы, перспективы.- 2009.- № 3 .- С. 31-37.

45.Ройтблат, О.В. Неформальное образование в условиях интеграционных процессов педагогического образования [Текст]// Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы 11-й межрегион. межотрасл. научно-практич. конференции. – Санкт-Петербург: Экспресс, 2010. – С. 51-55.

46.Ройтблат, О.В. Возможности неформального образования в повышении квалификации сельских педагогов [Текст]/О.В. Ройтблат// Директор сельской школы. - 2010. - №1.- С.11-14.

47.Ройтблат, О.В. Неформальное образование взрослых – среда для становления профессионализма кадров педагогического сообщества [Текст]// Специфика педагогического образования в регионах России СПб.-Тюмень: ТО-ГИРРО, 2010.- С.6-7.

48.Ройтблат, О.В. Методологические основы подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми [Текст]/О.В. Ройтблат, Н.Г. Миловано-ва//Вопросы методологии в педагогике и педагогическом образовании: сборник научных статей/под ред. И.И. Соколовой. - СПб.- Тюмень: УРАО ИПО-ТОГИРРО, 2011. – С.84-87.

49.Ройтблат, О.В. Роль и место неформального образования в системе повышения квалификации [Текст]/ О.В.Ройтблат//Специфика педагогического образования в регионах России: Сб. науч. статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции.- Тюмень - СПб: ТОГИРРО, 2011.-№ 1.- С.10-12.

50.Ройтблат, О.В. Сетевое взаимодействие как средство повышения квалификации педагогических кадров в системе неформального образования [Текст]//Специфика педагогического образования в регионах России: Сб. науч. статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции.- Тюмень - СПб: ТОГИРРО, 2011.- С.97-99.

51.Ройтблат, О.В. Методологические вопросы в основе развития теоретических представлений о неформальном образовании [Текст]// Региональное образование ХХI века: проблемы и перспективы/ - 2011. - №2.- С.67-72.

52.Ройтблат, О.В. Неформальное образование в структуре непрерывного образования в течение всей жизни [Текст] / О.В. Ройтблат, А.В. Протасевич // Региональное образование ХХI века: проблемы и перспективы. – 2011.- №2. -С.75-76.

53.Ройтблат, О.В. Интеграция формального и неформального образования: современность[Текст] /О.В. Ройтблат // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: матер. 1-й Международной научно-практической конференции/под ред. Е.И. Бражник. - СПб.: Экспресс, РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - С.142-144.

54.Ройтблат, О.В. Влияние неформального образования на характер социального взаимодействия в сфере дополнительного образования [Текст]/ О.В. Ройтблат // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: матер. 1-й Международной научно-практической конференции /под ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаевой, С.В. Кривых. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена.- 2012.- С. 252-255.

55.Ройтблат, О.В. Неформальное образование в контексте рассмотрения вопросов развития дидактики взрослых [Текст]/О.В. Ройтблат//Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы 13-й Международной научно-практической конференции. - СПб.: Экспресс, 2012. – С.233-238.

56.Ройтблат, О.В. Социальные аспекты неформального образования в системе повышения квалификации в контексте проблем современного мира [Текст]//Специфика педагогического образования в регионах России Сб. науч. татей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень-СПб: ТО-ГИРРО, 2012. - С. 11-13.

57.Ройтблат, О.В. Экскурс «внешкольного образования взрослых»: к неформальному образованию взрослых в современный период [Текст]// Социальные отношения. Выпуск 1(4). - М.:ООО «Формула печати», 2012. - С.5-10.

58.Ройтблат, О.В. Эффективные организационные структуры управления в основе включения неформального образования в систему повышения квалификации [Текст]/ О.В. Ройтблат//Вестник ТОГИРРО.- 2012 - № 6.- С. -1 -15.

59.Ройтблат, О.В. Новые подходы к повышению профессионализма педагогов: модель неформального образования [Текст]/ О.В. Ройтблат//Вестник ТО-ГИРРО.- 2012.- № S1.- С.179 – 181.

60.Ройтблат, О.В. Информационное обеспечение в определении содержания неформального образования в системе повышения квалификации учителей в Тюменском регионе [Текст]/ О.В.Ройтблат, Н.Н. Суртаева//Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании (методологическая школа академика РАО Антонины Павловны Беляевой): материалы VI Международного методологического семинара/под общ.ред. И.И. Соколовой. - СПб.: ФГНУ «ИПООВ» РАО. - 2013.- С.310-315.

61.Ройтблат, О.В. Построение организационных структур в системе повышения квалификации: проблемы и решения [Текст]/ О.В.Ройтблат// Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы.- 2012.- № 3.- С. 25-27.

62.Ройтблат, О.В. Неформальное образование в контексте рассмотрения вопросов развития дидактики взрослых [Текст]/ О.В.Ройтблат// Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы.- 2012.- № 5.- С. 234-239.

63.Ройтблат, О.В. Практика реализации неформального образования в Тюменской области при работе с педагогическими кадрами [Текст]// Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе. Материалы 14 международной научно-практ. конфер. /отв. ред. А.А. Макареня, С.В. Кривых, Н.Н. Сур-таева. - СПб.: Экспресс, 2013.- С.202-206.

64.Ройтблат, О.В. Теоретические аспекты неформального образования взрослых в меняющихся социокультурных условиях современности [Текст] /О.В. Ройтблат //Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: матер. 4-й Международной научно-практической конференции /под ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаевой, С.В. Кривых. - СПб.: Экспресс, РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. - С.174-178.

Учебные пособия, научно-методические материалы

65. Ройтблат, О.В. Использование информационных технологий в обра зовательном процессе: методические рекомендации/ О.В. Ройтблат, О. Л. Шор, З.И. Теплова, Р.Г. Гадиев. - Тюмень: ТОГИРРО, 2006. - 80с.

66. Ройтблат, О.В. Исследовательская инновационная деятельность пе-

дагогических кадров. Метод рекомендации для курсов повышения ква-лификации[Текст] /О.В. Ройтблат, Н.Г. Милованова и др. - Тюмень: ТО-ГИРРО, 2007. – 10 с.

67.Ройтблат, О.В. Словарь о педагогиках и педагогическом [Текст] /О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаева, П.Б. Суртаев и др. - СПб.:Экспресс, 2013.-4,25п.л./0,5п.л.

68.Ройтблат, О.В. Инновационные процессы в образовании. Глоссарий [Текст]/ О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаева, С.В.Иванова. - СПб.: ИПО РАО, 2009.- 3,5п.л./0,5п.л.

69.Ройтблат, О.В. Понятийная интервенция в педагогике образовании [Текст]/ О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаева, П.Б. Суртаев и др. - СПб.: Экспресс, 2012.-3.75п.л./ 0.5п.л.

70.Ройтблат, О.В. Навигатор в мире социального [Текст]/ О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаева. - Тюмень: ТОГИРРО, 2012. - 2п.л./0.5п.л./

Информационно-аналитические материалы

71.Ройтблат, О.В. Учреждение Тюменской области профессионального образования. Государственный институт образования (ТОГИРРО) [Текст]/О.В. Ройтблат//Федеральный справочник «Образование в России». Приоритеты государственной образовательной политики, законодательное и нормативно-правовое обеспечение, принципы управления и регулирования системы образования, подготовка кадров для инновационной экономики, высшее профессиональное и послевузовское образование, начальное и среднее профессиональное образование, общее образование, подготовка кадров для организаций социальной сферы, регионы России, международное сотрудничество. – М.: Центр стратегического партнерства.- М.: Центр стратегического партнерства, 2008.- С. 408-409.

72.Ройтблат, О.В. Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО) [Текст]/О.В. Ройт-блат//Федеральный справочник. Образование в России [информационно-аналитическое издание]; Т.8/Центр стратегического партнерства. - М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2011. - С. 103-104.

73.Ройтблат, О.В. Тюменский областной государственный институт развития регионального образования [Текст]/О.В. Ройтблат//Федеральный справочник. Образование в России [информационно-аналитическое издание]; Т.9/Центр стратегического партнерства. - М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2013.- С. 326-327.