Научная тема: «ДУХОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»
Специальность: 09.00.11
Год: 2015
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Духовное пространство понимается как своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития жизнедеятельности человека. Оно представляет основание, под влиянием которого формируются и развиваются все сферы жизнедеятельности общества, включая мир сознания и воспроизводства системы духовно-нравственных ценностей, моральных норм и технологий. Духовное пространство - это мир духовно-нравственной культуры, обеспечивающей преемственность поколений; это диалог традиций и новаций, регулятивный мир, в котором общество способно конструктивно мыслить и выстраивать стратегию будущего. В духовном пространстве реализуются общезначимые ценности и основные формы общественного сознания, осуществляется нравственная жизнь человека, в полной мере обеспечивается свобода совести и вероисповедания; у человека в качестве источника счастья выступает возможность полноты проявления своих духовных потенций. Духовное пространство охватывает все подвиды пространства, составляя их неотъемлемую часть.
  2. Каждая историческая эпоха предлагает своё видение проблемы духовного пространства, которая определяется конкретно-историческим типом мировоззрения, существующими концепциями человека, уровнем развития образования и культуры. В истории философской мысли феномен духовного пространства преимущественно рассматривался с эсхатологической точки зрения с применением к нему принципа антропоцентризма и идеи гуманизации жизни общества. Современные исследователи обращают внимание на изучение роли духовного пространства в системе общественных отношений, пытаются определить сущность и структурировать данный социальный феномен. Духовное пространство представляет собой неоднородное многоуровневое полисемантическое понятие, оно изменчиво, подвержено соответствующим трансформациям.
  3. Структура и содержание духовного пространства коррелирует с социальным временем. Человеческая жизнедеятельность проявляется через призму пространственно-временных форм. Социальное время выступает своеобразной основой конструирования духовного пространства. Между временем и пространством существует взаимосвязь, проявляющаяся в их неразрывности и различности одновременно. Пространство развёрнуто, реконструировано, воссоздано в действиях человека только временем. При этом историческому времени свойственно сворачиваться, укореняться в пространстве истории, а пространству разворачиваться в образах исторического времени. Историческое время определяет темпоральное воплощение социального бытия. Социальное время представлено определёнными стадиями исторического развития. Социальные процессы могут быть продолжительными или более краткими, протекают быстро или медленно, обладают ритмическими или неопределенными интервалами. Если духовное пространство составляют общечеловеческие ценности, то социальное время содержит основные события, связанные с их формированием. Социальное время и духовное пространство представляют собой то взаимосвязанное единство, в котором протекает человеческая жизнедеятельность, человек осознаёт свою зависимость от многообразия процессов и явлений пространственно-временной реальности.
  4. С позиций теории нелинейности автором выявлены и охарактеризованы такие особенности духовного пространства, как трансисторическое и «темпоральное расщепление», обусловленные радикальными переменами в духовной сфере. «Темпоральное расщепление» - это разрыв связей времен - прошлого, настоящего и будущего в сознании индивида, нарушающий целостность духовного пространства, являясь смыслом темпорального бытия. Темпоральным бытием обозначено бытие индивида, которое определено внутренним (ментальным) временем. Общество, а вместе с ним и человек, продолжают терять свою традиционную духовность. Особенно беззащитна в этом отношении молодёжь, которая, как правило, не имеет устойчивого мировоззрения и осознанных моральных принципов. Потеря духовности во многом связана со сменой ценностных ориентаций, разрушающих ранее усвоенные стереотипы поведения человека. В таком состоянии он открыт для манипуляции его сознанием и поведением. Всё более очевидное ускорение времени, невероятное расширение информационного пространства, непредвиденные социальные и экономические перемены, кризис ценностных ориентаций вызывают у человека растерянность, который не может понять цель и векторы развития общественного бытия. Современный человек нуждается в помощи со стороны социальных систем для установления определённости и стабильности, повышения культуры своего самосознания. Это возможно лишь в социально-организованном духовном пространстве, которая способна оказывать противодействие возникновению у индивида сегментированной картины жизни и способствовать утверждению её целостности. В основных сферах социального бытия важно сохранение целостности и единства духовного пространства российского общества.
  5. Бурное развитие СМИ оказывает возрастающее воздействие на социальные трансформационные процессы в современном российском обществе. Однако характер этого воздействия вызывает противоречивые, а иногда и противоположные оценки. С одной стороны, изобретение электронных СМИ воспринимается как существенный прорыв к построению целостного, прозрачного и разумного мира. Благодаря усовершенствованию средств массовой информации, преодолевающих пространственные, временные и культурные барьеры, люди проще находят консенсус, приходят к взаимопониманию. С другой стороны, никто не может отрицать негативных последствий влияния СМИ: виртуализация реальности, манипуляция сознанием, разрушающее воздействие на внутренний, духовный мир человека стали неотъемлемой частью нашей реальности. Новые информационные технологии во много раз усилили возможности психического воздействия на человека и общество. «Человек разумный» постепенно превращается в «человека информационного». В таких условиях всё более значимой становится проблема развития критичности мышления и рефлексии, формирования навыков ассертивного поведения. Креативность мышления предполагает стремление человека анализировать поступающую информацию, а не принимать её на веру, овладевать умением адекватно оценивать свои действия, своевременно выявлять и корректировать допущенные ошибки. В настоящее время особенно значимой стала потребность в разработке новых стратегий борьбы с информационными рисками, необходимость создания системы экологической безопасности глобальной информационной среды.
  6. Исследование специфики проявления традиционного и новационного в условиях трансформации современного духовного пространства России, позволяет утверждать, что между ними существует глубокая и всесторонняя взаимосвязь. Без прошлого и традиций у человеческого сообщества не может быть и полноценного будущего. Особенно значимы традиции в периоды существенных изменений векторов, парадигм и целей развития общества. Именно в это время можно легко утратить свою «самобытность», обобщённую характеристику способов выживания данного общества. Новационное - прерывная преемственность предполагает остановку, оценку и определённую критическую работу по отношению к накопленному социальному опыту, который может и должен выступать в качестве средства для достижения новых целей. В свою очередь новация - это такой порядок преемственности, при котором наследуемое несёт в себе новый смысл и служит иному предназначению. Формирующийся тип новационного общества приводит к ускорению темпов развития, резкой смене ценностных ориентаций в духовном пространстве. Данные тенденции существенно влияют на современную нравственную ситуацию, которая проявляется в смене традиций и преобладании новационной сферы в духовном пространстве. Нарушение соотношения между традициями и новациями свидетельствует о нахождении духовного пространства в фазе кризиса. Выход из кризиса возможен при формировании особого духовного пространства в новационном обществе, представляющим собой сочетание и компромисс между традициями и новациями. Во всяком обществе существует некое динамическое равновесие традиционности, благодаря чему поддерживается стабильность в обществе, которое способно преодолевать глубинные трансформации новационных процессов.
  7. Духовное пространство, как и общество в целом, подвержено трансформациям. Вместе с ним трансформируется и внутренний мир человека, его сознание. Любые искажения духовного пространства незамедлительно действуют на личность, на внутренний мир человека. Определяющей стороной современного кризиса по праву считается антропологический кризис. Целостная модель личности расщепляется на самые различные, но уже фантомальные модели. Этим обусловлено появление фрейдистского человека, репертуарно-ролевого человека, играющего во всех обстоятельствах своего бытия. В конечном итоге, это приводит к изменению внутреннего мира человека, его духовности, личность трансформируется, духовное и нравственное повсеместно подменяется рациональным. Возникает социорациональный тип личности. Рациональный человек обладает разумом, но у него нет чётко выраженного мировоззрения. У рационального человека начинает деградировать духовность как симбиотическое единство, обусловленное истиной, добром и красотой. И хотя понятие «духовность» ещё остаётся в повседневном употреблении, однако на теоретическом уровне, в том числе и на уровне социально-философского знания, оно всё чаще вытесняется словом «менталитет». Это подтверждает мысль о том, что современный человек оказался в опасности, а его человеческая сущность лишается фундаментальных констант. Становится очевидным существование сложной и трудной задачи: восстановление и сохранение природной сущности человека, которое возможно только в процессе изменения самого человека, глубокого преобразования его внутреннего духовно-нравственного мира.
  8. Проблема переоценки духовно-нравственных ценностей является неотъемлемой частью социально-философской рефлексии. В функциональном плане ценности способствуют ориентации человека в той или иной деятельности или жизненной ситуации. Современное духовное пространство российского общества и его культура характеризуются мировоззренческими ценностями, которые определяются целью и смыслом бытия, религиозной верой, совестью и достоинством; общественными и жизненными ценностями. Современный кризис ценностей предопределил потребность в их переоценке, которая происходит как следствие кризиса прежних ценностей, утраты ими своих ориентирующих и интегрирующих функций. В процессе переоценки осуществляется смена приоритетов в общественной иерархии ценностей, наполнение духовного пространства новым смыслом и содержанием. Переоценка ценностей рассматривается как конструктивный процесс становления новых ценностей, она позволяет конкретизировать представления о поиске новых параметров порядка для более эффективного функционирования российского общества.
  9. Снижение общего уровня культуры проявляется во всех сферах человеческого бытия. Под воздействием многочисленных экзогенных и эндогенных факторов культура превратилась в некий антикультурный суррогат, способный в некотором смысле слова «убить человека нравственно» (Д.С. Лихачев). Значимой становится экологизация культуры, укрепление её духовно-нравственной основы. Только подлинная культура позволит оздоровить общество, сплотить его во имя будущего России, выйти из сложного финансово-экономического кризиса. Экология культуры является и важнейшим фактором влияния на духовное пространство. Приоритетное место занимает императив духовности и творческих ценностей перед ценностями потребительскими, материальными. Без экологизации культуры не может быть и речи о чистоте духовного пространства, о его способности позитивно влиять на трансформационные процессы в российском обществе, на все другие подвиды пространства.
  10. Безопасность духовного пространства общества является неотъемлемой частью его национальной безопасности. Возникновение феномена безопасности, в первую очередь, связано с политикой осмысления рисков, угроз, опасностей и вызовов для жизни человека, функционирования семьи, государства, общества в целом. Безопасность духовного пространства предстаёт как необходимое условие, позволяющее российскому обществу утверждать основополагающие нормы, принципы, уклад, традиции, формировать национальное самосознание, культурную самобытность и самоидентификацию, которые складывались на протяжении долгого пути исторического развития. Безопасность духовного пространства определяется состоянием и условиями устойчивой жизнедеятельности общества, которая обеспечивает сохранение и защиту социокультурного и нравственного потенциала народа, опирающегося на свои традиционные идеалы и ценности. Проблема обеспечения безопасности духовного пространства во многом вызвана кризисом духовно-нравственного мира человека. Объектами обеспечения безопасности духовного пространства российского социума являются информационная, научная, и религиозная сферы. К субъектам, обеспечивающим безопасность духовного пространства, относятся как отдельные граждане, так и институты государства, которые призваны осуществлять деятельность по защите национальных и духовно-нравственных ценностей от нанесённого ущерба в культурном, религиозном, информационном, научном и образовательном пространствах социального бытия. Возведение проблемы обеспечения безопасности духовного пространства российского общества в ранг научной проблемы и будет нашим ответом на требование президента В.В. Путина «...обеспечить суверенитет духовного пространства Российской Федерации».
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России:

1. Бурняшева, Л.А. К проблеме традиционного и инновационного в духовно-нравственной сфере социального бытия [Текст] / Л.А. Бурняшева // Вестник Ставропольского государственного университета.  Ставрополь: ГОУ ВПО «СГУ».  2008.  № 56(3). − С. 169-173.  0,4 п.л.

2. Бурняшева, Л.А. Влияние традиций на развитие современного российского общества [Текст] / Л.А. Бурняшева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет».  2007.  № 4. − С. 19-22.  0,5 п.л.

3. Бурняшева, Л.А. Трансформация духовного пространства в условиях нового миропорядка [Текст] / Л.А. Бурняшева // Аспирантский вестник Поволжья.  Самара.  2010.  № 1-2. − С. 12-15.  0,5 п.л.

4. Бурняшева, Л.А. Проблемы обновления духовного пространства в современной России [Текст] / Л.А. Бурняшева // Социально-гуманитарные знания.  Москва.  2010.  № 5. − С. 265-273.  0,5 п.л.

5. Бурняшева, Л.А. Формирование духовно-нравственной личности на основе традиционного и новационного [Текст] / Л.А. Бурняшева // Аспирантский вестник Поволжья».  Самара.  2010.  № 5-6. − С. 10-14.  0,4 п.л.

6. Бурняшева, Л.А. Феномены виртуализации сознания и трансформации ментальной модели человека [Текст] / Л.А. Бурняшева // Гуманитарные и социально-экономические науки.  Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет».  2010.  № 5. − С. 20-23.  0,5 п.л.

7. Бурняшева, Л.А. Духовно-экзистенциальное время и пространство: современный взгляд [Текст] / Л.А. Бурняшева // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета.  Ставрополь: Сев-Кав ГТУ.  2010.  № 3. − С. 169-173.  0,5 п.л.

8. Бурняшева, Л.А. Экзистенциальные основы духовной безопасности российского общества [Текст] / Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева // Власть.  Москва.  2011.  № 2. − С. 11-15.  0,5 п.л.

9. Бурняшева, Л.А. Духовное пространство России в контексте глобальных проблем современности [Текст] / Л.А. Бурняшева // В мире научных открытий.  Красноярск.  2011.  № 2.1(14). − С. 409-417.  0,5 п.л.

10. Бурняшева, Л.А. Духовный кризис ценностных оснований: социально-философский дискурс проблемы [Текст] / Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева // Перспективы науки.  Тамбов. – 2011. – № 2 (17). – С. 52-56. – 0,4 п.л.

11. Бурняшева, Л.А. Духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современного мира человека [Текст] / Л.А. Бурняшева // В мире научных открытий.  Красноярск.  2011.  № 1 (19). − С. 623-634.  0,5 п.л.

12. Бурняшева, Л.А. Место и роль духовно-нравственных ценностей в социокультурном пространстве Северного Кавказа [Текст] / Л.А. Бурняшева // В мире научных открытий.  Красноярск.  2011.  № 5.1 (17). − С. 610-618.  0,5 п.л.

13. Бурняшева, Л.А. Влияние инфосферы на духовное пространство и планетарное мышление [Текст] / Л.А. Бурняшева // Аспирантский вестник Поволжья.  Самара.  2011 г.  № 5-6. − С. 12-16.  0,5 п.л.

14. Бурняшева, Л.А. Виртуализация духовного пространства путём замещения реальных объектов симулякрами [Текст] / Л.А. Бурняшева // Проблемы науки и образования.  Красноярск.  2011. − № 9.2(24). − Красноярск. − С. 640-650.  0,5 п.л.

15. Бурняшева, Л.А. Духовное пространство и время текучей современности как факторы формирования облика личности в XXІ веке [Текст] / Л.А. Бурняшева // В мире научных открытий.  Красноярск.  2011.  № 11.2 (23). − С. 772-780.  0,5 п.л.

16. Бурняшева, Л.А. Проблема устойчивого развития современного общества через самоорганизацию: информационно-ценностная парадигма [Текст] / Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева // Гуманитарные и социально-экономические науки.  Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет».  2013.  № 6.  С. 21-25.  0,4 п.л.

17. Бурняшева, Л.А. Виртуализация духовного пространства как условие трансформации духовного мира [Текст] / Л.А. Бурняшева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета.  Ставрополь: ФГАОУ ВПО «СКФУ».  2014.  № 1.  С. 42-50.  0,5 п.л.

18. Бурняшева, Л.А. Механизмы обновления духовного пространства современного российского общества [Текст] / Л.А. Бурняшева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета.  Ставрополь: ФГАОУ ВПО «СКФУ». – 2014.  № 2.  С. 38-46.  0,5 п.л.

Монографии:

19. Бурняшева, Л.А. Традиционное и новационное в контексте социально-философского дискурса: монография [Текст] / Л.А. Бурняшева.  Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2009. – 180 с.  13,0 п.л.

20. Бурняшева, Л.А. Специфика функционирования духовного про-странства России в условиях глобализации: монография [Текст] / Л.А. Бурняшева. − Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2010.  108 с.  7,0 п.л.

21. Бурняшева, Л.А. Духовное пространство в контексте трансформационных процессов в обществе: социально-философский анализ: монография [Текст] / Л.А. Бурняшева.  Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2012.  117 с.  7,4 п.л.

22. Бурняшева, Л.А. Проблемы социально-экономического развития общества: коллективная монография [Текст] / Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева, И.В. Глушко, Т.В. Городова, Е.В. Курушина, И.В. Минакова и др. – Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2013. – 194 с. – 13,8 п. л. / 1,5 п.л.

23. Бурняшева, Л.А. Концептуализация духовно-нравственных проблем современного российского общества: экзистенциально-ценностный аспект: монография [Текст] / Л.Х. Газгиреева, Л.А. Бурняшева.  Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2014. – 241 с. – 14,10 п. л. / 7,05 п.л.

24. Бурняшева, Л.А. Духовное пространство в контексте парадигматического дискурса [Текст] / Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева: Монография.  Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2014.  286 с. – 16,8 п. л. / 8,4 п.л.

Статьи в других научных изданиях, тезисы докладов:

25. Бурняшева, Л.А. Россия и образование в современное время [Текст] / Л.А. Бурняшева // Научный вестник.  Пятигорск.  2007.  № 1. – С. 176-182.  0,6 п.л.

26. Бурняшева, Л.А. Сущность традиции и причины изменения её роли в современной культуре [Текст] / Л.А. Бурняшева // Научная жизнь.  Москва: Издательство «Наука».  2007.  № 3. − С. 50-54.  0,5 п.л.

27. Бурняшева, Л.А. Толерантность как современная категория духовно-нравственного бытия человечества [Текст] / Л.А. Бурняшева // Вестник развития науки и образования.  Москва: Издательство «Наука».  2007.  № 5. − С. 50-52.  0,4 п.л.

28. Бурняшева, Л.А. Возрождение православных традиций образования и воспитания: духовно-нравственная основа стабильного развития общества [Текст] / Л.А. Бурняшева // Сб. трудов межрегиональной научной конференции, посвященной 15-летию сотрудничества Северо-Кавказского государственного технического университета и Ставропольского Епархиального Управления «Взаимодействие общества и Церкви в решении социальных проблем».  Ставрополь, 2007. − С. 80-84.  0,4 п.л.

29. Бурняшева, Л.А. Соотношение модернизационных установок с параметрами традиционного общества [Текст] / Л.А. Бурняшева // Актуальные проблемы современной науки.  Москва: Издательство «Компания Спутник +».  2008.  № 1(40). − С. 66-68.  0,3 п.л.

30. Бурняшева, Л.А. Этнокультурная преемственность на Северном Кавказе [Текст] / И.А. Бокачев, Л.А. Бурняшева // Вестник развития науки и образования.  Москва: Изд. «НАУКА» − филиал ЗАО «АЛКОР».  2008.  № 3. − С. 60-63.  0,5 п.л.

31. Бурняшева, Л.А. Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия [Текст] / Л.А. Бурняшева // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук.  Ставрополь: СевКав ГТУ,  2008. – 25 с.  1,5 п.л.

32. Бурняшева, Л.А. Соотношение и взаимодействие традиций и инноваций в общественном развитии [Текст] / Л.А. Бурняшева // Сборник научных трудов СевКав ГТУ. Гуманитарные науки СевКавГТУ.  Ставрополь.  2008.  № 1. − С. 12-15.  0,5 п.л.

33. Бурняшева, Л.А. Роль духовно-нравственных традиций и новаций в решении глобальных проблем [Текст] / Л.А. Бурняшева // Россия в поисках эффективных моделей демократии, правовой системы и гражданского общества: политические, правовые и социальные проблемы современности: Сб. научных статей по материалам конференции.  Ставрополь: ГОУ ВПО «СевКавГТУ»,  2008. − С. 204-208.  0,3 п.л.

34. Бурняшева, Л.А. Духовная культура в системе образования [Текст] / Л.А. Бурняшева // Университетские чтения – 2009. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Часть XІ. (12-13 января 2009 г.).  Пятигорск: «ПГЛУ».  2009. − С. 105-112.  0,5 п.л.

35. Бурняшева, Л.А. Религиозно-культурная традиция православия в современном российском обществе [Текст] / Л.А. Бурняшева // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки».  Ставрополь: Изд-во ГОУ ВПО «СевКавГТУ».  2009.  № 7. − С. 35-39.  0,4 п.л.

36. Бурняшева, Л.А. Традиционное и новационное как доминантные основания духовно-нравственного формирования личности [Текст] / Л.А. Бурняшева // Современные исследования социальных проблем: сборник статей Общероссийской научно-практической конференции. Вып. 2. «Общественно-социальные и политические исследования».  Красноярск: Научно-инновационный центр, 2009. − С. 20-22.  0,4 п.л.

37. Бурняшева, Л.А. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка [Текст] / Л.А. Бурняшева // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета.  Ставрополь: Изд-во ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2009.  № 4(21). − С. 95-100.  0,6 п.л.

38. Бурняшева, Л.А. Проблема соотношения гуманизма и религии [Текст] / Л.А. Бурняшева // Духовность как онтологическое основание бытия человека: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. − Ставрополь: Изд-во ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2009. − С. 22-27.  0,4 п.л.

39. Бурняшева, Л.А. Актуализация духовно-нравственного здоровья российской молодежи [Текст] / Л.А. Бурняшева // Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в XXI веке: материалы Международной научной конференции.  Ставрополь: ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2009. − С. 131-132.  0,4 п.л.

40. Бурняшева, Л.А. Ментальность как духовно-нравственное содержание и образ мышления [Текст] / Л.А. Бурняшева // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки».  Ставрополь: ГОУ ВПО «СевКавГТУ».  2010.  № 8. − С. 7-12.  0,5 п.л.

41. Бурняшева, Л.А. Формирование нового аксиологического пространства (на примере деятельности СМИ) [Текст] / Л.А. Бурняшева // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки».  Ставрополь: ГОУ ВПО «СевКавГТУ».  2010.  № 8. − С. 12-16.  0,5 п.л.

42. Бурняшева, Л.А. Гуманистическая направленность образовательных технологий на духовно-нравственное становление личности [Текст] / Л.А. Бурняшева // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: Национальный и глобальный контекст: материалы Международной научной конференции (Минск, 11-13 ноября 2009). Институт философии НАН Беларуси. − Минск: Право и экономика, 2010. − С. 388-390.  0,3 п.л.

43. Бурняшева, Л.А. Информационная парадигма самоорганизации в обеспечении устойчивого развития современного общества [Текст] / Л.А. Бурняшева // Научный вестник.  Пятигорск: АИТОНК.  2010.  № 1-2. − С. 342-351.  0,4 п.л.

44. Бурняшева, Л.А. Экзистенциальные и духовные основы современной образовательной системы [Текст] / Л.А. Бурняшева // Университетские чтения – 2010. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ.  Часть XІІІ. 14-15 января 2010 г.  Пятигорск: «ПГЛУ».  2010. − С. 106-111.  0,4 п.л.

45. Бурняшева, Л.А. Гуманизм в современном мире: понятие и сущность [Текст] / Л.А. Бурняшева // Наука и образование как факторы модернизации России: материалы XІІ Международной научно-практической конференции.  Домбай: АИТОНК, 2010. − С. 183-190.  0,5 п.л.

46. Бурняшева, Л.А. Современное образование как средство формирования духовно-нравственной личности [Текст] / Л.А. Бурняшева // Наука и образование как фактор модернизации России: материалы XІІ Международной научно-практической конференции.  Домбай: АИТОНК, 2010. − С. 219-225.  0,5 п.л.

47. Бурняшева, Л.А. К проблеме обновления духовного мира личности [Текст] / Л.А. Бурняшева // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы III международной научно-практической конференции.  Невинномысск, 2010. − С. 500-504.  0,5 п.л.

48. Бурняшева, Л.А. Информационная безопасность России как способ предотвращения духовно-нравственного кризиса [Текст] / Л.А. Бурняшева // Социально-экономические и правовые механизмы развития Северо-Кавказского региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Пятигорск: «ИНЭУ», 2010 г. − С. 39-44.  0,3 п.л.

49. Бурняшева, Л.А. Духовно-нравственное регулирование социального управления [Текст] / Л.А. Бурняшева // Мир через языки, образование, культуру: Россия – Кавказ – Мировое cообщество: материалы VI Международного конгресса.  Пятигорск: «ПГЛУ», 2010 г. − С. 134-135.  0,2 п.л.

50. Бурняшева, Л.А. Семья как доминирующий фактор формирования духовно-ценностных ориентаций [Текст] / Л.А. Бурняшева // Научный вестник Северо-Кавказской академии инновационных технологий в образовании и науке.  Пятигорск.  2010.  № 3-4. − № 3-4. − С. 107-115.  0,5 п.л.

51. Бурняшева, Л.А. Диалектическое единство духовно-нравственных традиций и новаций в решении глобальных проблем [Текст] / Л.А. Бурняшева // Научный вестник Северо-Кавказской академии инновационных технологий в образовании и науке.  Пятигорск.  2010.  № 3-4. − С. 97-106.  0,5 п.л.

52. Бурняшева, Л.А. Обеспечение духовно-нравственной безопасности [Текст] / Л.А. Бурняшева // Проблемы современного общества глазами молодежи: материалы первой Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.  Ставрополь: ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010. − С. 3-4.  0,2 п.л.

53. Бурняшева, Л.А. Трансформация духовного пространства современной российской действительности [Текст] / Л.А. Бурняшева // Духовная сфера жизни общества: проблемы теории и практики: материалы Международной научно-практической конференции.  Ставрополь, 2011. − С. 52-57.  0,3 п.л.

54. Бурняшева, Л.А. Влияние духовного пространства и времени текучей современности на внутреннюю «картину мира» человека [Текст] / Л.А. Бурняшева // Золотой треугольник: образование, наука и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 20-летнему юбилею ИнЭУ. Часть 1.  Пятигорск: «ИНЭУ», 2011. − С. 14-16.  0,5 п.л.

55. Бурняшева, Л.А. Проблема устойчивого развития современного общества через самоорганизацию: социально-философский анализ [Текст] / Л.А. Бурняшева // Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ - Мировое сообщество: материалы VII Международного конгресса. – Пятигорск, 2013. − С. 16-21.  0,3 п.л.