Научная тема: «ВОЗРОЖДЕНИЕ КЛАВЕСИНА КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»
Специальность: 24.00.01
Год: 2009
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Возрождение клавесина, являясь составной частью всеобъемлющего освоения культурного наследия человечества, представляет собой самостоятельный культурно-исторический процесс, связанный с другими процессами, но обладающий собственной логикой, особенностями, этапами развития, структурой.
  2. Диссертантом выделяются 4 этапа этого процесса:  - 1800‑1888 гг. - период стагнации и медленного пробуждения исторической памяти; уже в этот период, обычно представляющийся периодом полного забвения клавесина, несмотря на господство романтических тенденций, зарождаются тенденции, характерные для будущего аутентизма (исторического исполнительства): коллекционирование, изучение, реставрация старинных инструментов, исполнительство на них, изучение старинных трактатов, исполнительской практики (вплоть до применения нетемперированной настройки инструментов). Этот период совпал с усилением историзма (рожденного в том числе и романтизмом) в различных областях духовной деятельности. - 1888‑1912 - первый этап формирования новой клавесинной культуры, период наиболее напряженной теоретической и практической борьбы за возрождение клавесина, в которой играла роль не только артистическая, но и литературно-публицистическая деятельность ее участников. Этот этап был связан с проявлениями пассеизма, ретроспективных устремлений в культуре. Этими тенденциями порождены и первые произведения с использованием клавесина. - 1912/13 - 1949/50 - второй этап формирования новой клавесинной культуры, период господства модернизированных моделей клавесина. Этот этап был, с одной стороны, парадоксальным результатом веры в «прогресс», если не в развитии искусства в целом, то в области технологий производства инструментов; с другой - закономерным этапом формирования клавесинной культуры. Создание модернизированных моделей клавесина первой половины века не было «изменой» идеалам аутентизма (как считают сегодня многие), поскольку, во-первых, в значительной степени опиралось на исторические примеры, хотя и нетипичные для своего времени; во-вторых, было инспирировано потребностями и условиями концертной практики. Историческая роль этих моделей должна быть реабилитирована. Клавесинное творчество композиторов этого этапа, развивавшееся в основном в русле неоклассицизма, также обращалось в основном к модернизированным моделям, которые, следовательно, остаются аутентичными для произведений, созданных в расчете на их возможности. - 1949/1950 - 1980-е - третий этап формирования этой культуры, период постепенного отказа от модернизации и возвращения к аутентичным моделям. Это возвращение было также закономерно, поскольку опиралось, во-первых, на полное признание клавесина как самостоятельного концертного инструмента, во-вторых, на новый уровень эстетических потребностей, эстетической культуры общества, тяготеющей, в частности, к аутентичности, в третьих, на новые технологии в сфере производства и новые формы функционирования музыки (в первую очередь развитие звукозаписи).
  3. В России процесс возрождения старинной музыки и клавесина имел свою специфику, поскольку специфичным было и бытование «исторического» клавесина в XVI - XVIII вв. В силу культурно-исторических условий, в первую очередь воззрений православной церкви на музыкальные инструменты, клавесин не мог занять в России того места, которое занимал в Западной Европе. Русская клавесинная культура, формирование которой началось лишь в XVIII в., не успела достичь «европейского» уровня (которого достигла русская фортепианная культура XIX в.). Поэтому первый этап возрождения старинной музыки в России, приходящийся на XIX в., в области клавирной музыки не имел той «национальной» составляющей, которая отличала этот процесс в странах Западной Европы. Более того, в отличие от общеевропейского, процесс возрождения имел в России не только своих деятелей и сторонников, но и гораздо более мощных, нежели на Западе, противников в лице представителей «Новой русской школы», видевших в нем угрозу своим устремлениям. Не было здесь и попыток реального возрождения клавесина. Но «Исторические концерты» Г. Л. С. Мортье де Фонтена (1853) и И. Промбергера (1869-70), а также некоторые публикации обозначили начало становления исторических тенденций в музыкальном исполнительстве и в нашей стране.- Напротив, второй этап этого процесса, протекавший на рубеже веков, стимулировался рядом общекультурных тенденций развития русского общества, в частности, пассеизмом мирискуссников, «историзмом» МХТ. Интенсивное развитие формы «Исторических концертов» после цикла А. Рубинштейна (1885/86), деятельность К. К. Штакельберга, Н. Ф. Финдейзена, С. И. Танеева, восторженный прием зарубежных гастролеров (ансамбля «Общества старинных инструментов», В. Ландовской), их близость эстетическим взглядам Л. Н. Толстого, К. С. Станиславского, появление первого отечественного Ансамбля старинных инструментов (Ю. Г. Ван-Орен), наконец, попытки приобретения клавесина и создания клавесинного класса (А. Б. Гольденвейзер) - все это на короткий период ввело Россию в ряд стран, лидировавших в признании клавесина.- Третий этап, послереволюционно-довоенный, характеризовался постепенным угасанием предыдущих тенденций. Для периода сталинизма процесс возрождения старинной музыки и клавесина оказался идеологически неприемлем, что показала драматичная судьба «эрмитажных концертов» первой половины 1930-х гг. - яркой, но кратковременной кульминации всех предшествующих «возрожденческих» усилий, хотя успех этих концертов свидетельствовал, что страна располагала и артистическими силами, способными осуществлять это возрождение, и публикой, для которой данный процесс был значим.- Четвертый, послевоенный этап возрождения клавесина определялся контактами с европейскими странами, в первую очередь «социалистического лагеря» (ГДР, Чехословакия, Польша), которые обладали уже сформированной клавесинной культурой и поставляли в СССР инструменты (ГДР) и исполнителей. Вместе с тем для молодых мастеров советской культуры второй половины XX века возрождение клавесина и старинной музыки в целом стало одной из форм культурно-оппозиционной деятельности и часто сочеталось с такой же деятельностью в сфере музыкального авангарда (А. Волконский, А. Любимов).
Список опубликованных работ
Монографии

1.Шекалов В.А. Ванда Ландовская и возрождение клавесина: Монография / В. А. Шекалов. – СПб.: Канон, 1999. – 336 с. (21 п. л.)

2.Шекалов В.А. Возрождение клавесина (Европа и Америка): Монография /В. А. Шекалов. – СПб.: Наука; Сага, 2008. – 256 с. (16 п. л.)

Учебно-методические пособия

3.Шекалов В.А. Старинная музыка в начальной школе: методическая разработка и материалы / В. А. Шекалов. – Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. – 70 с. (4 п.л.)

4.Шекалов В.А. Новая жизнь старинной музыки: методические рекомендации лектору / В. А. Шекалов. – Л.: Знание, 1990. – 18 с. (1 п. л.).

Научные статьи

5.Шекалов В.А. Лев Толстой и старинная музыка / В. А. Шекалов // Музыкальная жизнь. – 1978. – № 16. – С. 4-5. (0,3 п. л.).

6.Шекалов В.А. Черты исполнительского стиля Ванды Ландовской / В. А. Шекалов. Деп. в Информкультуре 23.07.1981, № 192, 78 с. // Музыка, 1981, № 9, с.49, № 3289. (3 п. л.).

7.Шекалов В.А. Старинная музыка в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников / В. А. Шекалов // Формирование нравственно-эстетических отношений детей 6-10 лет средствами искусства. Межвуз. сб науч. трудов / Под ред. Р. Н. Смирновой. Деп. ОЦНИ НИИ ОП (Школа и педагогика) АПН СССР № 961-89, деп. от 26.07.89, с.112-148. (1, 5 п. л.).

8.Шекалов В.А. Импровизированная орнаментация в старинной клавирной музыке: к проблеме обучения / В. А. Шекалов // Современные проблемы педагогики музыкального вуза: Материалы научно-методической конференции 2-4 ноября 1998 г. / СПб. консерватория. – СПб.: Канон, 1999. – С. 66-73. (0, 4 п. л.).

9.Шекалов В.А. Пропущенная годовщина: к истории клавесина в России / В. А. Шекалов // VI Царскосельские чтения. Материалы конференции с международным участием. Т. I / Мин. образования России, ЛГОУ им. А. С. Пушкина. – СПб., 2002. – С.92-95. (0,3 п. л.).

10.Шекалов В.А. О педагогической ценности клавесинной музыки в эстетическом воспитании младших школьников / В. А. Шекалов // Герценовские чтения: Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Ч. I. Педагогика и психология начального обучения. Материалы международной научно-практической конференции 20-21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга /РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С.243-246. (0,3 п. л.).

11.Шекалов В.А. Этапы возрождения клавесина / В. А. Шекалов // VII Царскосельские чтения: Международная научно-практическая конференция 22-23 апреля 2003 г. Материалы конференции / Мин. обр. РФ; Правит. Лен. области; ЛГОУ им. А. С. Пушкина; под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. – Т. I. – СПб, 2003. – С. 235-237. (0,2 п. л.).

12.Шекалов В.А. О развитии современной клавесинной педагогики / В. А. Шекалов // VI Вишняковские чтения: Вузовская наука как основа развития образования и экономики России: Материалы международной научно-практической конференции, Бокситогорск, 20 марта 2003 г. / Мин. обр. РФ; Правит. Лен. области; Лен. гос. ун-т им. А. С. Пушкина; Ин-т соц. систем и пром. технологий; под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. – СПб. – Бокситогорск, 2003. – С. 182-184. (0, 2 п. л.).

13.Шекалов В.А. Аутентичное исполнительство и исторические инструменты в XIX начале ХХ века / В. А. Шекалов // VIII Царскосельские чтения: Международная научно-практическая конференция 21-22 апреля 2004 г.: Материалы конференции. Т. I. / Мин. обр. РФ; Правит. Лен. области; ЛГУ им. А. С. Пушкина; под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. – СПб, 2004. – С.83-86. (0,25 п. л.).

14.Шекалов В.А. Биография В.В. Нильсена, рассказанная им самим и документами / В. А. Шекалов // Владимир Нильсен – артист и учитель / СПб. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; ред.-составители С. Денисов, Н. Цивинская, В. Шекалов. – СПб.: КультИнформПресс, 2004. – С. 11-71, 481-490. (4 п.л.).

15.Шекалов В.А. Чем восхищалась Ирина Федоровна Годунова, или Четыреста двадцать лет клавесину в России (четыре вопроса к одной цитате) / В. А. Шекалов // Старинная музыка. – 2006. – №№ 1-2. – С. 6-10. (0,6 п. л.).

16. Шекалов В.А. Возрождение старинной музыки и клавесина в XIX веке / В. А. Шекалов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – № 8 (34). – С. 123-135. (1 п. л.).

17. Шекалов В.А. Клавесинная культура XIX XX веков: этапы и формы возрождения / В. А. Шекалов // Знание. Понимание. Умение: Научный журнал Московского гуманитарного университета. – 2007. № 4. – С. 176 181. (0,4 п. л.)

18. Шекалов В.А. Возрождение клавесина в России во второй половине ХХ века / В. А. Шекалов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – № 9 (46). – С. 118-127. (0,7 п. л.)

19. Шекалов В.А. Возрождение клавирной музыки и клавесина в России/ В. А. Шекалов // Музыковедение. – 2008. – № 2. – С. 9 14. (0,6 п. л.).

20. Шекалов В.А. Клавесин в СССР (1920-30 годы) / В. А. Шекалов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. № 1. – С. 239 244. (0,5 п. л.).

21. Шекалов В.А. Клавесинная педагогика: становление и развитие / В. А. Шекалов // Искусство и образование. – 2008. № 4. – С. 88 93. (0,5 п. л.).

22. Шекалов В.А. Генрих Луи Станислав Мортье де Фонтен и первые Исторические концерты в России / В. А. Шекалов // Старинная музыка. – 2008. – № 3. – С. 2 7. (0, 6 п. л.).

23. Шекалов В.А. Клавесин в современном композиторском творчестве / В. А. Шекалов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. № 11 (72). – С. 75 85. (1 п. л.).

24.Szekałow W. Wanda Landowska, Bałakiriew i Taniejew // Ruch muzyczny. – 1975. – № 18. – S. 16-18, (0,35 п. л.).

25.Szekałow W. Lew Tołstoj i Landowska // Ruch muzyczny. – 1978. – № 17. – S. 4-5. (0, 4 п. л.).

26.Szekałow W. Landowska jako pedagog // Ruch muzyczny. – 1979. – № 26. – S. 3-5. (0,5 п. л.).

27.Szekałow W. Wanda Landowska interpretatorka Chopina //Ruch muzyczny. – 1986. № 12. – S. 19-20. (0, 5 п. л.).

28.Szekałow W. Wanda Landowska jako kompozytorka // Ruch muzyczny. – 1987. – № 1. – S. 19-21. (0, 7 п. л.).

Прочее

29.Шекалов В.А. Интерпретация и импровизация в старинной музыке (к проблеме свободы и ответственности) / В. А. Шекалов // Тезисы докл. VII Международной конференции по педагогике ненасилия «Воспитание свободной, независимой, ответственной личности» (Санкт-Петербург, 24-27 апреля 1994 г.) – Ч. II. – С. 45-46. (0,2 п. л.).

30.Письма Н. И. Голубовской к В. В. Нильсену (1937 1960) / Н.И. Голубовская; подготовка к публикации и коммент. В. А. Шекалова // Владимир Нильсен – артист и учитель / СПб. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; ред.-составители С. Денисов, Н. Цивинская, В. Шекалов. – СПб.: КультИнформПресс, 2004. – С. 390 414, 501-502. (1,2 п.л.).