- Когнитивная гетерохронность не только представляет неравнозначное соотношение видов и качеств мышления, но и включает иерархическую выраженность и соотношение основных сенсорно-перцептивных и когнитивных процессов на каждом этапе подросткового онтогенеза.
- Интегративность когнитивной сферы как новой когнитивной методологии предполагает сбалансированность учета ведущих и основных когнитивных процессов в онтогенезе подростков. Условность хронологического развития подростков, с одной стороны, не исключает инерционного доминирования когнитивных стереотипов и стилей на младшем и среднем этапах подросткового онтогенеза, а с другой стороны -доминирование абстрактного мышления на старшем этапе подросткового онтогенеза снижает значимость актуализации ранее используемых мнемических и сенсорно-перцептивных процессов.
- Каждому этапу подросткового онтогенеза характерна специфическая гетерохронность и неравномерность сенсорно-перцептивных и когнитивных процессов.
- Когнитивные стили и их полиструктурные соотношения характеризуются специфичностью проявлений на разных этапах подросткового онтогенеза.
- Сенсорно-перцептивные и когнитивные процессы характеризуются не изолированностью функционирования, а специфическим структурно-интегративным и иерархически взаимосвязанным гетерохронным поликластерным образованием на различных этапах подросткового онтогенеза.
- Продуктивность акме-технологий, ориентированных на актуализацию когнитивной интегративности, возрастает при сбалансированном учете ведущих и основных когнитивных процессов на каждом возрастном этапе подросткового онтогенеза. В подростковых группах с доминированием теоретического мышления направленность когнитивных акме-технологий обращена «на интеллектуализацию» основных сенсорно-перцептивных и когнитивных процессов. В группах подростков с доминированием мнемических стилей и стереотипов направленность акме-технологий ориентирована на развитие основ теоретического мышления и нейтрализацию неэффективных когнитивных стереотипов и навыков.
1.Остапенко Г.С. Результаты лонгитюдного исследования неустойчивости внимания младших подростков, причиной которого являются минимально-мозговые дисфункции неврологической симптоматики / Г.С. Остапенко // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2006. -Т.2 .- №24. - С. 161-164.
2. Остапенко Г.С. Полифункциональный подход к изучению психологических феноменов в подростковом возрасте / Г.С. Остапенко // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2007. - Т.З. - №2. - С.64-69.
3.Остапенко Г.С. Полифункциональный подход формирования познавательной сферы подростков / Г.С. Остапенко // Вестник Государственного университета управления. -2007. - Т.6. - № 32. - С. 175-178.
4.Остапенко Г.С. Историческое изучение когнитивной сферы в подростковом возрасте / Г.С. Остапенко // Вестник Государственного университета управления.- 2007. - Т.8. - № 34. - С. 153-157.
5. Остапенко Г.С. Развитие личностного опыта в контексте технологии психолого- педагогического сопровождения / Г.С. Остапенко, Г.В. Самусева // Вестник Государственного университета управления. - 2007.- Т.9. - № 35. - С. 104-110.
6. Остапенко Г.С. Методологические противоречия в исследовании когнитивной сферы подростков / Г.С. Остапенко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия психологические науки «Акмеология образования». 2005. - Т.1. - №4. - С.436.
7. Остапенко Г.С. Психологическая диагностика и психолого-педагогическое сопровождение становления личностного опыта младших школьников /Г.С. Остапенко, Г.В. Самусева // Мир психологии. - 2008. - Т.2. -№ 54. - С. 167-171.
8. Остапенко Г.С. Развитие когнитивно-поведенческих конструктов личности младших школьников на психогимнастических тренировках / Г.С. Остапенко, Е.А. Павлова // Науч-мет. журнал «Культура физическая и здоровье». 2008. - Том 5(19). - С. 401.
9. Остапенко Г.С. Полифункциональный подход к формированию когнитивной сферы подростков /Г.С. Остапенко // Мир психологии. - 2009. - Т.1. -№1- С. 227-232.
10.Остапенко Г.С. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов педагогического вуза / Г.С. Остапенко, А.Н. Капустин // Мир образования - образование в мире.- 2009. - Т.1.№1 - С. 214-219.
11.Остапенко Г.С.Проектный менеджмент и психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности современного руководителя / Барылкина Л.П., Остапенко Г.С.// Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2011. -№3(23).- С.77-83
12.Остапенко Г.С. А.Н Капустин. Новое в психолого-педагогических исследованиях /Остапенко Г.С., Капустин А.Н. //Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. - 2014.- №4(23). – С.77-82.
13.Козлова Т.А., Остапенко Г.С. // Профессионально-педагогические компетенции современного учителя в контексте личностно- ориентированного образования Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т.9. - №3,2. - С.56-60.
14.Остапенко Г.С., Козлова Т.А. Вестник университета, теоретический и научно-практический журнал «Некоторые аспекты когнитивного, духовно-нравственного развития личности в подростковом возрасте» // Остапенко Г.С., Козлова Т.А. ВАК РФ c.232-239. Издательский дом ГУУ, Москва.
15. Рудыкина А.А., Остапенко Г.С. Влияние образовательного процесса на психологические характеристики студентов медицинского колледжа». Теоретический и научно- методический журнал «Среднее профессиональное образование» // Рудыкина А.А., Остапенко Г.С. ВАК РФ январь 2013г. №1,с.42-46
Монографии
16. Остапенко Г.C. Психолого-педагогическая и медико-социальная система сопровождения младших подростков с неустойчивым вниманием: монография / Г.С. Остапенко. - Воронеж: ВГПУ, 2006. – 151c.
17. Остапенко Г.С. Полифункциональный подход к развитию когнитивной сферы подростков: монография / Г.С. Остапенко. - Москва-Воронеж: Аист, 2009. - 120 с.
18. Остапенко Г.С. Методическое пособие по развивающему обучению на уроках географии, биологии, химии / Г.С. Остапенко, Москва-Воронеж: Аист, 2009- С.120.
Учебные и учебно-методические пособия
19. Программа спецкурса: «Повышение внутренней и внешней мотивации учителя как профилактическая мера в предотвращении «синдрома сгорания»: учеб. - мет. разработка /Дополнительные профессиональные образовательные программы. - Воронеж, 2003. - С.2-3.
20.Программа спецкурса: «Коррекции эмоциональных нарушений у детей-подростков»: учеб-мет. разработка /Дополнительные профессиональные образовательные программы. - Воронеж, 2003.С 5- 6.
21.Программа спецкурса: «Формирование познавательной сферы младших подростков с повышенным неустойчивым вниманием»: учеб. - мет. разработка / Дополнительные профессиональные образовательные программы. - Воронеж, 2003. С.20-12. 22. Остапенко Г.С. Методическое пособие по развивающему обучению на уроках географии, биологии, химии. / Остапенко Г.С. Воронеж, ВГУ. - 1998.-38с.
23. Программа спецкурса: «Основы конструктивного взаимодействия со школьниками, нарушителями дисциплины»: учеб. - мет. разработка /Дополнительные профессиональные образовательные программы. - Воронеж, 2003. С.22-23.
24. Программа и методические рекомендации, / Методические рекомендации по Государственной итоговой аттестации по специальности «Педагогика и психология» (в соавторстве). С.14-23.
25.Остапенко Г.С. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. метод. пособие для подготовки бакалавров по специальности «Психология» / Г.С. Остапенко.- Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008. - 202 с.
26.Веденеева Г.И., Остапенко Г.С., Васильев В.В. Психологическая подготовка выпускников к единому государственному экзамену. Методические рекомендации в помощь педагогам-психологам, классным руководителям в работе с выпускниками / Г.И. Веденеева, Г.С. Остапенко, В.В. Васильев. - Воронеж: Изд-во «Истоки», 2011. - 36с.
27. Остапенко Г.С. Организация работы с замещающими родителями: методические рекомендации по социальной адаптации приемных детей /к. психол.н. Г.С.Остапенко.-Выпуск 4.-Воронеж: ГБУВО «ЦПППиРД»,2013.-148с. - (каждому ребенку - дом, семью, заботу).
28. Организация работы мобильной арт.- терапевтической студии: методическое пособие.- 1.- Воронеж: ГБУ ВО «ЦППП и РД», 2014.-92 с.- (Проектмобильная арт.- терапевтическая студия для оказания выездной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения»).
Статьи в международных электронных научных журналах, сборниках материалов международных научно-практических конференций
29. Materiały X Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Nauka i inowacja - 2014» Volume 5. Pedagogiczne nauki.: Przemyśl. Nauka i studia. 104 s.
Остапенко Г.С. Комплексная психолого-акмеологическая технология сопровождения подростков с разным уровнем образовательного ресурса. URL: http://www.rusnauka.com/32_NII_2014/Pedagogica/2_178712.doc.htm
30. Остапенко Г.С. Развитие когнитивной сферы в онтогенезе подростка // Перспективы науки и образования: междунар. электр. науч. журнал. 2014. № 2. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/
31. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Исследование креативности в структуре когнитивного развития в гетерохронной подростковой среде // Перспективы науки и образования: междунар. электр. науч. журнал. 2014. № 4. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-04/.
32. Рудыкина А.А., Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Результаты исследования профессиональных компетентностей студентов медицинского колледжа – будущих медицинских сестер // Перспективы науки и образования: междунар. электр. науч. журнал. 2014. № 4. URL:http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-03/.
33. Рудыкина А.А., Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Экспериментальное исследование эмпатических способностей студентов медицинского колледжа – будущих медицинских сестер // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36872.
Статьи в научных журналах, сборниках материалов научных, научно-практических конференций
34. Остапенко Г.С. Реакция протеста как один из факторов девиантного поведения подростков /Г.С. Остапенко // Профилактика правонарушений в студенческой среде: материалы всерос. науч. - практ. конф./ Воронеж: ВГПУ. -2003.- С. 78-79.
35.Остапенко Г.С. Формирование познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием /Г.С. Остапенко //Третий съезд психологов. - СПб, 2003.
36. Остапенко Г.С., Что вместо наркотиков? / Г.С. Остапенко //Практическая психология в школе (цели и средства): сб. тез. 3-й ежегодной всерос. конф/ ГП «ИМАТОН». - СПб, 1998. - С. 97-98.
37. Остапенко Г.С. Коррекция неустойчивости внимания у младших подростков / И.Ф. Мягков, Г.С. Остапенко // Материалы Четырнадцатых Страховских чтений. Труды психологической лаборатории под ред. профессора В.И. Страхова / Изд-во «Научная книга». - 2005. - Т.1. - С. 89-91.
38. Остапенко Г.С. Оптимизация и психолого-педагогическое прогнозирование процесса подготовки старших дошкольников к учебной деятельности в начальной школе / Г.С. Остапенко // «Психология и педагогика в 21 веке»: материалы ежегодной науч. - практ. конф. / Воронеж: ВГПУ. - 2006. – С. 88.
39. Остапенко Г.С. Взаимосвязь неустойчивости внимания и акцентуации характера младших подростков /Г.С. Остапенко, Р.И. Остапенко, К. Тутуков// Проблемы и перспективы развития высшей школы в условиях модернизации современной системы образования: тез. докл. междунар. науч. - практ. конф. / Воронеж: ВГПУ. - 2006.- Т.2. - С. 173-177.
40.Остапенко Г.С. Результаты лонгитюдного исследования неустойчивости внимания младших подростков, причиной которого являются минимально-мозговые дисфункции неврологической симптоматики /Г.С. Остапенко // Проблемы и перспективы развития высшей школы в условиях модернизации современной системы образования: тез. докл. междунар. науч. - практ. конф. / Воронеж: ВГПУ. -2006. - Т.2. - С. 171-173.
41.Остапенко Г.С. О причинах устойчивой неуспеваемости учащихся /Г.С. Остапенко // Практическая психология в школе: тез. Докл. всерос. конф. - СПб, 1998. - С. 102.
42.Остапенко Г.С. Психолого-педагогические аспекты преподавания географии / Г.С. Остапенко, И.С. Наседкин // Научное наследие П.П. Семенова-Тян-Шанского и его роль в развитии современной науки: тез. Докл. всерос. науч. конф. - Липецк, 1997. - С. 128.
43.Остапенко Г.С. Личностно ориентированное общение подростков с психологом как важный элемент психокоррекции / Г.С. Остапенко // Актуальные вопросы психологической службы: тез. Докл. всерос. науч. - практ. конф., посвященная 70-летию ВГПУ и 10-летию психологической службы в образовании Воронежской области. -Воронеж: ВГПУ. - 2001. -С.291.
44. Остапенко Г.С. Развитие познавательной сферы личностных особенностей подростков, имеющих минимальные мозговые дисфункции / Г.С. Остапенко, С. Н. Боков // Всерос. науч. практ. конф. - Воронеж, 2003. -С.78-79.
45.Остапенко Г.С. Реакция протеста как один из факторов девиантного поведения подростков / Г.С. Остапенко // Профилактика правонарушений в студенческой среде: тез. докл. науч.- практ. конф. - Воронеж, 2003. - С. 167.
45. Остапенко Г.С. Формирование познавательной сферы младших подростков с синдромом гиперактивности и неустойчивости внимания / Г.С. Остапенко // Психология в образовании: тез, докл. Пятой всерос. конф. - СПб, 2002. - С. 180.
47.Остапенко Г.С. Формирование познавательной сферы учащихся 5-7 классов, имеющих синдромы неустойчивости внимания и гиперактивности / Г.С. Остапенко // Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии: сб. науч. тр. -Воронеж, 2002.- Вып. 4- С. 187.
48.Остапенко Г.С. Формирование познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием / Г.С. Остапенко // Третий съезд психологов. - СПб, 2003. -Т.2. - С.116.
49.Остапенко Г.С. Развитие дивергентного мышления на уроках географии /Г.С. Остапенко // Вестник Воронежского отдела Русского географического общества. -Воронеж: ВГПУ. -2001. - Т.З. - С. 121-122.
50. Остапенко Г.С. Актуальные задачи развития практической психологии образования / Г.С. Остапенко // Практическая психология: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти проф. И.Ф. Мягкова (к 85-летию со дня рождения). – Воронеж: ВГПУ. - 2008. - С. 43-55.
51.Остапенко Г.С. К вопросу об актуальных задачах развития практической психологии / Г.С. Остапенко // Актуальные проблемы современной психологии: сб. статей межвуз. науч.- практ. конф. аспирантов и докторантов / Под ред. Е. А. Корсунского. - Воронеж: «АНО МОК ВЭПИ», 2008. - С. 149-151.
52. Остапенко Г.С. Психопрофилактика зависимостей - одно из важнейших мероприятий по борьбе с наркоманией. / Г.С. Остапенко, В.В. Маньков // Актуальные проблемы психологической службы: материалы всерос. науч.- практ. конф. с междунар. уч. / Под ред. И.Ф. Мягкова, С. Н. Бокова. - Воронеж: ВГПУ. - 2001. - С. 212-213.
53.Остапенко Г.С. Психопрофилактика и психокоррекция детей и подростков с эмоциональными нарушениями. /Г.С.Остапенко, С.И. Мягков // Психопрофилактика, психогигиена и психотерапия в становлении психологической службы России: материалы всерос. науч.-практ. конф. - 4.2. - Воронеж: ВГПУ, 2003. - С. 114-115.
54.Остапенко Г.С. Психологическое воздействие массажа при коррекции личности школьника. / Г. С. Остапенко // Практическая психология в школе (цели и средства): Сб. тез. 2-й Ежегодной Всерос. конф. - СПб, ГП «ИМАТОН», 1997 - С.36-36.
55.Остапенко Г.С. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов педагогического вуза. / Г.С. Остапенко, А.Н. Капустин // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения: межвузовский сб. науч. трудов. Выпуск 6 / (науч. ред. М.В. Шакурова), Воронеж: ВГПУ, 2007. - С.65-71.
56.Остапенко Г.С. Психологические и педагогические затруднения в работе руководителя и способы их преодоления для обеспечения служебной деятельности в подразделениях федеральных органов государственной охраны. / Г. С. Остапенко // материалы учеб. Мет. Сбора должностных лиц, осуществляющих психологическое обеспечение служебной деятельности в подразделениях федеральных органов государственной охраны, (секретно). - Изд-во М., 2007.(гриф секретно).
57..Остапенко Г.С. Использование методов активного социально-психологического обучения при формировании профессиональной компетентности будущих специалистов. / Е.С. Шенцова, Г.С. Остапенко. Проблемы практической подготовки студентов: материалы 6-й Всерос. науч.- мет. Конф. Воронеж, гос. технол. акад. -Воронеж: ВГТА, 2008.С.115-118.
58.Остапенко Г.С. Системный характер полифункциональности когнитивной сферы подростков. / Г.С. Остапенко // Международный конгресс «Психологическое обеспечение национальных проектов развития общества: опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры»: сб. науч. трудов. - Изд-во КГУ им. Н. А Некрасова, 2008.С.299-304.
59. Остапенко Г.С. Полифункциональность, существенная характеристика общения подростков./ Г.С. Остапенко, Р.И. Остапенко // Сб. науч. трудов (науч. ред. В.В. Васильева), Воронеж: ВОИПКРО, 2008. - С. 154.
60. Остапенко Г.С. Развитие подростковой одаренности в условиях детского оздоровительного лагеря. /О.С. Землянухина, Г.С.Остапенко//Вестник ВОИПКиПРО. -Вып,19. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009. - С. 61-67.
61.Остапенко Г.С. Мониторинговые исследования психопрофилактика наркозависимости у подростков Воронежской области. / Г.С. Остапенко, Н.А. Королева, В.Ф. Крапивина / Междунар. конф. «Образование 21 века» 34-56 с.
62. Остапенко Г.С. Сотникова И.В. Особенности развития полимодальной структуры восприятия когнитивной сферы старшего дошкольного возраста. / И.В. Сотникова, Г.С. Остапенко. // Социальные и социально- педагогические проблемы: поиски и модели решения: межвузовский сб. науч. трудов. Выпуск 8. (науч. ред. М. В. Шакурова). - Воронеж.: ВГПУ, 2008. - 135 с.
63. Остапенко Г.С., Жданова Н.А. Влияние на подростков стилей семейного воспитания с.166-170. «Человек и общество: история и современность». Межвузовский сборник научных трудов Выпуск 8- Воронеж: ВГПУ, 2008. - 219с.
64.Остапенко Г.С. Полифункциональность – существенная характеристика общения подростков. / Г.С. Остапенко, Р.И. Остапенко // Социальные и социально- педагогические проблемы: поиски и модели решения: межвузовский сб. науч. трудов. Выпуск 7. (науч. ред. М. В. Шакурова). - Воронеж: ВГПУ, 2008. – С.135.
65.Остапенко Г.С. Развитие когнитивно-поведенческих конструктов личности младших школьников на психогимнастических тренировках. / Е.А. Павлова, Г.С. Остапенко // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения: межвузовский сб. науч. трудов. Выпуск 9. (науч. ред.М.В. Шакурова). -Воронеж.: ВГПУ, 2008. - 140 с.
66.Остапенко Г.С. Об актуальности полифункционального подхода к развитию психических явлений подростков – учащихся общеобразовательных школ. / Г.С. Остапенко // Гуманитарные знания в современном образовательном процессе: сб. науч. статей. - Воронеж, 2009. – С.206-209.
67. Остапенко Г.С. Формирование познавательной сферы младших школьников с неустойчивым вниманием: автореф. канд. дис. КРУ, 2004. - С.17.
68. Остапенко Г.С. Развитие когнитивно-поведенческих конструктов личности младших школьников на психодиагностических упражнениях. / Е.А. Павлова, Г.С. Остапенко // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения: межвузовский сб. науч. трудов. (Науч. ред. М. В. Шакурова). - Воронеж: ВГПУ, 2009. - Выпуск 7. - С. 86-91.
69. Остапенко Г.С. Полифункциональность как существенная характеристика общения подростков / Г.С. Остапенко, Р.И. Остапенко // Социальные и социально- педагогические проблемы: поиски и модели решения: межвузовский сб. науч. трудов. (науч. ред. М.В. Шакурова). - Воронеж: ВГПУ, 2009. Выпуск 7. - С.106-112.
70. Остапенко Г.С. Обоснование новой теории полифункционального подхода развития психических явлений подростков – учащихся общеобразовательных школ. / Г.С. Остапенко // Инновационные формы учебного процесса в высшей школе в условиях перехода на многоуровневое высшее образование: материалы рег. науч.- мет. конф. / отв. ред. Г.П. Иванова. – Воронеж: ВГПУ, 2009. –C112-116.
71.Остапенко Г.С. Системный характер полифункциональности когнитивной сферы подростков. / Г.С. Остапенко / Психологическое обеспечение национальных проектов развития общества: опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры: материалы второго международного конгресса / отв. ред., сост. Н.П. Фетискин, А.Л. Журавлев. – Москва- Кострома: КГУ им. Некрасова, 2008. - С. 299-304.
72.Остапенко Г.С., Коструб В.И. Психолого - педагогическая коррекция личностных качеств детей с особыми образовательными потребностями средствами прикладного творчества. Коррекционно - развивающее образование в современных условиях (опыт, проблемы, перспективы) Сборник материалов областного семинара КОУВО «Борисоглебская спецшкола-интернат», 23 декабря 2011г. Воронеж: Издательство «Истоки», с.88-91.
73.Остапенко Г.С., Рудыкина А.А. Результаты исследования профессиональных компетентностей студентов медицинского колледжа - будущих медсестер». Коррекционно - развивающее образование в современных условиях (опыт, проблемы, перспективы) 23 декабря 2011г. Воронеж: Издательство «Истоки, с.199-202
74. Остапенко Г.С., А.А. Рудыкина. Историографический аспект изучения эмпатии / Г.С.Остапенко, А.А. Рудыкина. //Коррекционно-развивающая работа в образовательных учреждениях: подходы, проблемы, перспективы: материалы научно-практического семинара. - Воронеж: Издательство «Истоки», 2012. - С.139-142.
75.Остапенко Г.С. О возможностях интегративного подхода в развивающей работе с детьми. / Н.Л. Казмирова, Г.С. Остапенко // Коррекционно-развивающая работа в образовательных учреждениях: подходы, проблемы, перспективы: материалы научно-практического семинара. - Воронеж: Издательство «Истоки», 2012. - С.103-106.
76.Остапенко Г.С. Использование психогимнастических упражнений для снятия утомляемости на уроках естественно-научного цикла для подростков с разным уровнем образовательного ресурса / Г.С. Остапенко, Р.И. Остапенко // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж: ИМЦ «Научная книга», 2012. – С.433- 436.
77.Остапенко Г.С. «Формирование профессионализации педагога в инновационном процессе» /Г.С. Остапенко, А.Н. Капустин //Управление инновационными процессами в образовательном учреждении: материалы межрегиональной научно-практической конф. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. – С.44-48.
78.Остапенко Г.С. К вопросу о профилактике эмоционального истощения участников образовательного пространства / Г.С. Остапенко, Р.И Остапенко// Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования: материалы Международной научно-практической конференции. - Воронеж: Изд-во «Научная книга», 2010.- С.137-142.
79. Остапенко Г.С., Психолого-педагогические аспекты деформации личности подростков, имеющих девиантное поведение/ В.А. Колупаева, Г.С.Остапенко. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. - С.28-31.
80. Остапенко Г.С. Формирование профессионализма педагога в инновационном процессе/ А.Н. Капустин, Г.С.Остапенко. - Воронеж: ВОИПК и ПРО, 2010. - С.53-58.
81.Остапенко Г.С. Коррекция эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ / Остапенко Г.С.//Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья как цель и основной результат образования: материалы Всероссийской научно- практической конференции. Воронеж – Борисоглебск: ВОИПК и ПРО, 2011.- С.28-31.
82. Остапенко Г.С., Сухарева Г.А. Использование Интернет-ресурсов при обучении учащихся английскому языку в результате организации процесса обучения ВГПЭК. Современные требования к психолого-педагогическому сопровождению детей. Сборник материалов областного семинара КОУВО «Борисоглебская спецшкола- интернат», Воронеж: Издательство «Истоки», 2 ноября 2012. - с.165-169.
83. Остапенко Г.С., Крапивина В.Ф., Психолого-педагогические основания формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в системе /Крапивина В.Ф., Остапенко Г.С. с.149-153. издательство ООО «Центр Информ», г. Москва
84.Остапенко Г.С. Первая Международная научно- практическая конференция «Социальная психология в образовательном пространстве» «Комплексная психолого-педагогическая и медико - социальна технология сопровождения подростков с разным уровнем образовательного ресурса» с. 224-226, Москва, ГБОУВПО МГППУ.
85.Остапенко Г.С., Лукина С.Е. Первая Международная научно- практическая конференция «Социальная психология в образовательном пространстве» «Основные направления работы с родительской общественностью по вопросам профилактики жестокого обращения с детьми и подростками». c.307-308 Москва, 2013.
86.Остапенко Г.С.. Первая Международная научно- практическая конференция «Социальная психология в образовательном пространстве» «Основные направления работы с родительской общественностью по вопросам профилактики жестокого обращения с детьми и подростками». c.307-308 Москва, 2013
87.Остапенко Г.С., Лукина С.Е. Стратегия оказания психолого-педагогической и социальной помощи в специально- организованных условиях для детей и подростков, родителей и заменяющих родителей. «Вопросы и ценности современного образования: теория и практика». Сборник материалов областного семинара (КОУВО «Борисоглебская спецшкола-интернат 8 вида», с.6-10, ВОИПК и ПРО, Воронеж «Истоки»,29 октября 2013г).
88. Остапенко Г.С., Лукина С.Е. // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения: межвузовский сб. науч. трудов. «Основные направления работы с родительской общественностью по вопросам профилактики жестокого обращения с детьми и подростками». Выпуск 12. (науч. ред. М.В. Шакурова). -Воронеж. ВГПУ, 2014. – С.155-158.
89.Остапенко Г.С., Фетискин Н.П. Триединство здоровья нации, качества жизни и гармоничного общества, как основа устойчивого развития России в 21 веке: материалы международного конгресса, 12-14 сентября 2014г./отв. Ред.сост. А. Л Журавлев, Н.П.Фетискин, Т.И.Миронова: в 2 т. Т2-М.: Кострома: КГУ им. А.Н.Некрасова, 2014. 320 с. Остапенко Г.С.. г. Воронеж, Фетискин Н.П., г. Кострома. С.38-45.