- Тенденция жанровых модификаций в рассматриваемую эпоху проявляется в процессе не только преобразования устоявшегося жанрового канона, но и сохранения «ядра», которое обеспечивает тождественность жанра самому себе в разные эпохи его бытования. Проза модернистов начала века -яркий пример формирования новых жанровых моделей, суть которых в тяготении к синтезу, обусловленному культурной атмосферой Серебряного века и «запросами времени».
- Жанровые поиски Ф. Сологуба и В. Брюсова в области малой прозы определялись формированием нового синтетического жанра - цикла рассказов и новелл. «Жало смерти» и «Земная ось» - сверхжанровые структуры, интерпретация которых как целостности обеспечивается единством авторской установки на создание структурно-содержательного инварианта - с единым конфликтом, героем, сюжетным событием, схожими принципами повествования, общей системой лейтмотивов, - и отдельная единица цикла (рассказ или новелла) служит вариантом воплощения этой жанровой матрицы.
- Новое жанровое прочтение означенных произведений обеспечивает смысловое приращение цикла, а также способствует выявлению авторской идеи, которая является гарантом его формально-содержательного единства.
- В романном творчестве Ф. Сологуба и В. Брюсова также определилась синтетическая интенция, возникшая в результате авторской установки на отражение конфликта двоемирия, который определяет трансформацию формально-содержательных жанровых структур: игру повествовательными инстанциями и создание «авторских масок»; многоплановость сюжета, прочитывающегося на «реалистическом» и мифологическом уровне; двухуровневый хронотоп, построенный на антиномии «здесь - там», многозначность системы образов, основывающейся на двойничестве героев, что в целом приводит к полисемичности и многогранности романного мира.
- Сологуб создает новый тип романа с опорой на традицию реалистической литературы. Жанровый синкретизм романа обеспечивается полимерной сюжетно-повествовательной доминантой, которая предуготовляет существование социально-бытового и мифологического пластов произведения. Наличие их заставляет читателя переключаться между уровнями восприятия текста: от внимания к бытовому содержанию к «вчувствованию» в мифологическую форму.
- Трансформация жанровой модели в «Огненном ангеле» обусловлена феноменом «авторских масок», что инспирирует использование разных жанровых форм - автобиографии, исповеди, исторического и символистского романов. Игра Брюсова с образом автора-повествователя обусловливает появление разновидности синкретического романа, ориентированного на полифоническое прочтение (исторический роман, построенный как исповедь героя, и/или символистский автобиографический роман о современности, данной сквозь призму истории).
- Инновационная авторская установка зрелого М. Кузмина в стилизованных жизнеописаниях («Подвиги Великого Александра» и «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро») приводит к появлению метажанра как структуры, направленной на реплицирование жанровых моделей (а стало быть, и стилей) разных эпох. Автор отходит от идеи двоемирия символистов при сохранении ряда формально-содержательных признаков символистского романа: неомифологизм, стилизация, ироническое мировидение, которые в силу изменения конфликтосферы обретают иное назначение.
- Романы Кузмина обнаруживают явное тяготение к образованию сверхжанрового единства. Вероятность циклизации определяется с учетом формальных и содержательных признаков: общность конфликта, близость композиционной структуры, единство проблематики, родство хронотопа. При таком условии произведения осмысляются как целостное системное единство во всем многообразии их исторического и художественного контекста.
- Синтетическая структура указанных циклов и романов очень близка. Но если в циклах «Жало смерти» и «Земная ось» синтез осуществляется с помощью синтагматических связей, то в «Мелком бесе» и «Огненном ангеле», а также в романах М. Кузмина процесс синтеза происходит по парадигматическому принципу, обусловленному памятью жанра. А из этого следует, что читательское восприятие указанных произведений будет также плюралистично, как плюралистичны и поливалентны авторские установки.
1. Осипова О.И. Жанровые модификации в прозе Серебряного века: Ф. Сологуб, В. Брюсов, М. Кузмин [Текст]: Монография / О.И. Осипова. – М.: Изд-во ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014. – 360 с.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикаций основных результатов докторских диссертаций
2.Осипова О.И. Жанровые инновации в русской романной прозе ХХ века (на примере произведений В. Брюсова и Саши Соколова) [Текст] / О.И. Осипова, О.А. Сысоева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2008, Т. 14. Спец. вып. – С. 119-122.
3.Осипова О.И. Особенности повествования в цикле В. Брюсова «Земная ось» [Текст] / О.И. Осипова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2010, Т. 16. Осн. вып., №2. – С. 155-158.
4.Осипова О.И. Малая проза Ф. Сологуба: поэтика цикла [Текст] / О.И. Осипова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2012, №9 (17). – URL:http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/osipova.pdf
5.Осипова О.И. Малая проза В. Брюсова: парадигматическое развертывание мотивов и образов [Текст] / О.И. Осипова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2013, №1 (19). – C. 139-142.
6.Осипова О.И. «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро» М. Кузмина как роман-биография [Текст] / О.И. Осипова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 2013, №1. – С. 30-36.
7.Осипова О.И. Жанровая модификация романа М. Кузмина «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро» [Текст] / О.И. Осипова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2013, №4 (22): в 2-х ч. Ч. I. – C. 134-138.
8.Осипова О.И. Мифопоэтика романа М. Кузмина «Подвиги Великого Александра» [Текст] / О.И. Осипова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Филологические науки, 2013, №4 (79). – С. 127-130.
9.Осипова О.И. Жанровый синкретизм в модернистском романе: В. Брюсов, Ф. Сологуб, М. Кузмин [Текст] / О.И. Осипова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2013, №4. – DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-4-51
10.Осипова О.И. Миф и биография в романе М. Кузмина «Подвиги Великого Александра» [Текст] / О.И. Осипова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2013, №6. Ч. 1. – С. 155-158.
11.Осипова О.И. Структура конфликта в цикле Ф. Сологуба «Жало смерти» [Текст] / О.И. Осипова // Вестник Тверского Государственного университета. Серия «Филология», 2014, №1. – С. 67-72.
12. Осипова О.И. Функция конфликта в прозаическом цикле (на примере циклов Ф. Сологуба и В. Брюсова) [Текст] / О.И. Осипова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2014, №5. Ч.2. – С. 151-153.
13.Осипова О.И. Семиотика конфликта в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес» [Текст] / О.И. Осипова // Вестник РУДН. Теория языка. Семиотика. Семантика, 2014, №3. – С. 27-34.
14.Осипова О.И. Виды комического в мемуарно-биографической литературе ХХ века [Текст] / О.И. Осипова, О.А. Сысоева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2014, №6. – DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2014-6-21
15.Осипова О.И. Специфика конфликта в дискурсе модернистской литературы [Текст] / О.И. Осипова, Т.Л. Павлова // Вестник Тверского Государственного университета. Серия «Филология». - 2014. - №3. - C. 108-113.
16.Осипова О.И. Феномен комического в дискурсе модернистской прозы [Текст] / О.И. Осипова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2014, №9. Ч. 1. – С. 122-124.
17.Осипова О.И. Архетипический сюжет притчи о блудном сыне в прозе Ф. Сологуба, В. Брюсова, М. Кузмина [Текст] / О.И. Осипова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2014, №9. Ч. 2. – С. 109-111.
18.Осипова О.И. Романы М. Кузмина как жанрово-циклическое единство [Текст] / О.И. Осипова // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал), 2014, №4. – URL: http://www.science-education.ru/118-14090
Статьи в зарубежных рецензируемых изданиях
19.Осипова О.И. «Жало смерти» Ф. Сологуба как жанрово-циклическое единство [Текст] / О.И. Осипова // Мateriały VIII międzynarodowej naukovi-praktycznej konferencji «Aktualne problem nowoczesnych nauk-2012», 2012. – Volume 25. – P.6-12.
20.Осипова О.И. Функция профетических текстов в романах М. Кузмина [Текст] / О.И. Осипова // Materiály IX mezinárodní vědecko - praktická konference «Dny vědy – 2013». - Díl 23. Filologické vědy. Hudba a život: Praha, 2013. – S. 34-40
21.Осипова О.И. Прозаический цикл: определение и аспекты анализа [Prosaic Cycle: Defenition and Aspect of the Analisis] [Текст] / О.И. Осипова // Materials of the IV international Research and practice conference «European Science and Technologi April 10th-11th, 2013». Vol.II. Munich, Germany, 2013. – P. 169-173.
Публикации в сборниках научных трудов, сборниках материалов научных конференций
22. Осипова О.И. «Огненный ангел» В. Брюсова как роман-исповедь [Текст] / О.И. Осипова, Н.Н. Ткачева // Материалы III региональной научно- практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 10-летию Технического института (филиала) Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри, 2003. – С.418-419.
23.Осипова О.И. Проблема адресации в романе В. Брюсова «Огненный ангел» [Текст] / О.И. Осипова // Проблемы поэтики русской литературы: межвузовский сборник научных трудов, 2003. – С. 53-56.
24.Осипова О.И. Особенности жанра символического романа (на примере романа В. Брюсова «Огненный ангел») [Текст] / О.И. Осипова // Материалы V региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, 2004. – С. 318-319.
25.Осипова О.И. Рассказ В. Брюсова «Теперь, когда я проснулся» в контексте символистского взгляда на искусство [Текст] / О.И. Осипова // Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 30-летию г. Нерюнгри, 2005. – С. 510-512.
26.Осипова О.И. К вопросу жанрового определения романа В. Брюсова «Огненный ангел» [Текст] / О.И. Осипова // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Материалы VII международной научно-метод. Конференции, 2005. – С. 278-279.
27.Осипова О.И. Сюжетогенные функции образа зеркала в новеллах B. Брюсова [Текст] / О.И. Осипова // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Материалы VIII международной научно-методической конференции, 2006. – С. 207-208.
28.Осипова О.И. Жанровый синтез в новелле В. Брюсова «Последние мученики» [Текст] / О.И. Осипова // Проблемы поэтики русской литературы – II: Материалы второй международной научной конференции, 2007. – С. 28-32.
29.Осипова О.И. К изучению прозы В. Брюсова в рамках дополнительного образования [Текст] / О.И. Осипова // Теория и практика дополнительного образования, 2007, №10. – С. 37-40.
30.Осипова О.И. К вопросу жанрового определения прозаического цикла [Текст] / О.И. Осипова // Материалы IX межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, 2008. – С. 136-138.
31.Осипова О.И. Исповедальный дискурс в романе В. Брюсова «Огненный ангел» [Текст] / О.И. Осипова // Материалы X межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, 2009. –
C. 336-338.
32.Осипова О.И. Категория жанра: две точки зрения [Текст] / О.И. Осипова // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Материалы XII международной научно-методической конференции, 2010. – С. 123-125.
33.Осипова О.И. К теории жанра романа. Романное слово [Текст] / О.И. Осипова // Материалы XI межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, 2010. – С. 56-57.
34.Осипова О.И. Авторский замысел и имплицитный читатель [Текст] / О.И. Осипова // В мире научных открытий, 2010, №4 (10) Ч. 13. – С. 59-60.
35. Осипова О.И. Роль подзаголовка в новеллах цикла «Земная ось» B. Брюсова [Текст] / О.И. Осипова // Литература и культура Дальнего Востока и восточного зарубежья: статьи участников рег. науч. конф. – 2010. – С. 243-245.
36.Осипова О.И. Особенности нарратива в дилогии Б. Акунина «Любовники смерти» (контекст повествователя и главного героя) [Текст] / О.И. Осипова, А.А. Байрачная // Актуальные проблемы филологии и культурологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2011. С. 28-32.
37.Осипова О.И. Цикл Ольги Громыко «Сказка - ложь» в контексте фольклорных традиций [Текст] / О.И. Осипова, С.В. Игонина // Актуальные проблемы филологии и культурологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). – 2011. – С. 124-127.
38.Осипова О.И. Типология жанра современного фэнтези [Текст] / О.И. Осипова, С.В. Игонина // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Материалы XIV международной научно-методической конференции. – 2012. –
C. 246-249.
39.Осипова О.И. Танатология в рассказах Ф. Сологуба [Текст] / О.И. Осипова // Материалы XIII всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов г. Нерюнгри, посвященной 20-летию ТИ (ф) ФГАОУ ВПО «СВФУ». Секция 6-9. 2012. – С. 257-259.
40.Осипова О.И. Иронический модус мифа в романе М. Кузмина «Подвиги Великого Александра» [Текст] / О.И. Осипова // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Выпуск 12. Симферополь, Крымский архив. - 2014. - С. 164-171.