- Ничто, онтологически обусловливающее структуру негативности в гегелевской философии, следует понимать не как пустое отрицание бытия, подразумевающее его отсутствие, но как принцип определенного, соотносящегося с собой отрицания, через развитие форм которого раскрывается становление понятия в его тождестве с действительностью. Определяющим моментом развития понятия, связанного с принципом негативности, выступает то, что раскрываясь в виде научной системы, оно осуществляет бытие всего сущего.
- Понятие чистого бытия определяется в Логике Гегеля как непосредственное отрицание или ничто, которое имеет смысл абсолютного отрицания по отношению к бытию всего сущего. Положение о тождестве чистого бытия и ничто обосновывается через спекулятивный принцип негативности, который раскрывает себя в виде непосредственного единства их тождества и различия. Негативность в наличном бытии осуществляется в форме определенного отрицания, которое необходимо мыслить не как абстрактное, но как конкретное и содержательное ничто, выражающего определенность бытия всего сущего.
- Сущность как таковая мыслится в гегелевской Логике как истина бытия, которая соотносится с собой в форме рефлексии. Выражая природу сущности, рефлексия в качестве возвращающегося к себе движения от ничто к ничто, представляет собой негативность в виде опосредствовано соотносящегося с самим собой отрицания. Такое опосредствование с собой в своем самоотрицании образует собственную структуру сущности в ее рефлективных определениях тождества, различия и противоречия.
- Противоречие как основополагающий принцип гегелевской диалектики, определяющий бытие всего сущего, имеет форму отрицающей себя негативности, которая раскрывается в противоположных друг другу моментах положительного и отрицательного. Негативность, понимаемая в виде понятийно-рефлексивной структуры, выступает в гегелевской системе основанием для взаимно противоположных определений действительности и источником развития содержания мышления в его единстве с бытием. Разрешение противоречия есть слияние с собой противоположной себе негативности в виде положительного единства отрицающего себя ничто, которое присутствует в каждом из ее моментов как тождественное с собой.
- Принцип абсолютной негативности играет ключевую роль в гегелевском осмыслении понятия в форме таких его моментов как всеобщее, особенное и единичное. Соотношение противоположных и отрицательных друг по отношению к другу определений понятия, в которых оно разворачивает себя как их отрицательное единство, выступает не только развитием рефлективных определений сущности, образующих структуру противоречия, но и их положительно спекулятивным основанием. Понятие есть такое абсолютное негативное единство противоположных моментов, в каждом из которых раскрывается как их абсолютный, полагающий себя субъект. Всеобщее как положительное бесконечное единство негативности с самой собой определяет себя и становится противоположным самому себе в качестве особенного, а затем, отрицает это свое отрицание, переходя в определенность единичного. Последнее представляет собой положенную и раскрытую в самом себе негативность понятия в его абсолютной субъективности.
- В учении о понятии принцип абсолютной негативности всеобщего соотносится с ничто, которое отличается от неопределенного небытия и обосновывается Гегелем в трех основных значениях: в значении непосрественного отрицания, выражающего определенность наличного бытия, в значении рефлективной, опосредованной определенности отрицательного, соотносящегося с положительным, наконец, в значении абсолютной негативности понятия, определяющей себя в моментах всеобщего, особенного и единичного. Рассмотрение всей системы форм, в которой ничто обнаруживает себя как соотносящаяся с собой негативность понятия, показывает, что оно раскрывается в гегелевской Логике в виде абстрактной негативности тождественной чистому бытию, переходящей затем в определенное отрицание или конкретную негативность наличного бытия. Затем, в виде соотносящейся или опосредованной с собой негативности, ничто раскрывается через онтологическую структуру сущности, исходя из которой бытие полагается как существование и действительность, а сущее становится существующим и действительным. Наконец, эти основные значения принципа негативности, связанного с понятием ничто, мыслятся у Гегеля, в абсолютном единстве непосредственного и опосредованного соотношения негативности с собой в сфере понятия, которое определяется в виде абсолютного субъекта.
- Понятие образует в Логике Гегеля царство свободы, которая мыслится как высшая форма ничто, понимаемого в утвердительном смысле. Если сущность есть первое отрицание бытия, которое вследствие этого становится видимостью, то понятие как второе отрицание или отрицание этого отрицания есть бытие, восстановленное как бесконечное опосредствование и негативность внутри самого себя. Бытие, выступающее в форме понятия подлинным основанием всего присутствующего, раскрывается в гегелевской Логике через такую абсолютную негативность ничто, которая уже не относится ни к чему сущему, но выражает сущность самого бытия, выступая его субъектом. Отрицательное единство в себе и для себя бытия образует в этом отношении абсолютную субъективность понятия. Подлинное разрешение противоречия в бытии всего сущего происходит у Гегеля в таком утвердительном ничто, благодаря которому раскрывается присутствие самого бытия.
- Понятие в развитой форме идеи, понимаемой как абсолютная негативность, есть единственное, что обладает истинным бытием. При этом идея имеет не только всеобщий смысл истинного бытия, но и более определенный смысл единства субъективного понятия и объективности. Объективность в учении о понятии означает не представляемое субъектом и противопоставленное ему бытие, но имеет двоякое значение самостоятельного бытия всего сущего и самого бытия, которое, выступая абсолютным, раскрытым в форме понятия единством сущности и существования, интерпретируется в диссертации как «присутствие». Идею следует понимать в этом отношении в виде такого рода диалектического метода самопознания понятия, который полагает себя как всецело тождественный развитию самого бытия.
- Абсолютная идея в своей вечной сущности и независимом от всего сущего бытии выступает в гегелевской системе основанием своего действительного для себя бытия, которое она обретает в виде духа, полагающего себя в единстве с человеческой природой. Дух, выходя за пределы негативности логического понятия, полагает в самом себе определенное различие в форме внешней себе негативности природы и становится через ее отрицание реальным и действительным. Вовсе не абсолютная негативность логического понятия, выражающая суть самого бытия, но негативность, отрицающая себя в природе и полагающая идею в ее конкретной реальности, составляет сущность духа, понимаемого в виде высшего сущего. Всеобщая негативная самость гегелевского абсолютного духа есть единое с собой ничто, которое подвергает отрицанию изначальное бытие логической идеи и выступает сущностью всей познаваемой природы и человека, создающего себя в своем историческом бытии.
- Моральный дух, обладающий достоверностью себя самого, представляет собой человеческое самосознание, полагающее себя в своей реальной субъективности как высшее сущее, которое воплощает сущность бытия всех мыслимых вещей в их единой сознающей самости. При этом негативная самость морального сознания представляет такое его самоотрицание в изначальном бытии, которое выступает в то же время для морального субъекта полаганием, созиданием себя самого и всего сущего в условиях чувственно-вопринимаемого мира. Государство, как развитие нравственного принципа, заложенного в моральном сознании, есть уже не формальная, но всеобщая нравственная, сознающая себя воля, осуществляющая в своем отрицательном единстве бесконечное бытие всех конечных единичных самосознаний. Ключевую роль при этом играет категория негативности, благодаря которой реализуется вся сила отрицания по отношению к изначальному бытию духа в логической форме абсолютной идеи, и в то же время через это самоотрицание дух становится не просто сознающим себя, но осуществленным в своей реальной действительности субъектом.
- Реализация божественной бесконечной субстанции в форме религии происходит в гегелевской системе таким образом, что благодаря собственной негативности, она обретает действительность в виде абсолютного реального субъекта, который существует сам для себя через единство с человеческим конечным самосознанием. Негативность, заключенная в божественной субстанции есть то благодаря чему, субстанция обретает конкретную действительность и становится субъектом в форме абсолютного духа. Только пребывание духа в абсолютной негативности ничто, через событие смерти, в которой дух теряет свое изначальное бытие, дает ему возможность действительно стать самим собой и реализоваться в своем для себя бытии как высшему сущему. Таким образом, самоотрицание божественной сущности в гегелевской философии религии означает ее воскресение и самополагание в качестве абсолютного духа. Как абсолютное отрицательное единство с самим собой, дух в виде бесконечной, возвращающейся в себя субъективности есть действительно-присутствующая в мире божественность.
- Спекулятивное мышление выражает высшую понятийную форму самопознания духа, в которой реализуется сознающий себя божественный субъект. Это - последняя, высшая форма духа, в которой он полагает себя в единстве своей негативности как конкретное тождество, сознающего себя самого понятия и абсолютного наличного бытия. Сознающее себя реальное понятие есть абсолютный дух, который познает сам себя в создаваемом им самим бытии как высшее сущее. Понятие философии как абсолютного знания, сознающего себя в форме духа, раскрывается в этом отношении как мыслящая себя всеобщая идея, удостоверенная в своем конкретном наличном бытии как в своей действительности.
Публикации в изданиях, входящих в список рецензируемых журналов ВАК РФ:
1. Протопопов И. А. Образование как принцип единства божественной и человеческой природы в философии Шеллинга и Гегеля. (Статья) // Вестник Ленинградского государственного университета им. Пушкина. – №3 Т. 2. – СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. – С. 96-105. – 0,9 п. л.
2.Протопопов И. А. Проблема доказательства бессмертия души. От Канта к Платону // Вестник РХГА. – Т. 12 вып.4. – СПб.: Изд-во РХГА, 2011. – С. 219-222. – 0,45 п. л.
3.Протопопов И. А. Понятие свободы и изначальная склонность ко злу в философии Канта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. – № 6. Ч. 2. – С. 156-159. – 0,5 п. л.
4. Протопопов И. А. Принцип негативности и идея науки в гегелевской «Феноменологии духа» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. – № 6. Ч. 1. – С. 164-166. – 0,45 п. л.
5.Протопопов И. А. Гегелевское учение о сущности и диалектический принцип противоречия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. – № 8. Ч. 1. – С. 164-167. – 0,5 п. л.
6.Протопопов И. А. Понятие о бытии в «Науке логики» Гегеля // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. – № 8. Ч. 2. – С. 159-161. – 0,4 п. л.
7.Протопопов И. А. Проблема тождества «разумного» и «действительного» в философии Гегеля // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 1. Ч. 1. – С. 161-164. – 0,5 п. л.
8.Протопопов И. А. Понятие о триединстве божественной природы в философии Гегеля // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. № 1. Ч. 2. – С. 152-156. – 0,8 п. л.
9.Протопопов И. А. Орлов Д. У., Ноговицин О. Н., Бирюков Д. С., Иванов В. Л. Einai: проблемы философии и теологии (Статья) // Вестник Ленинградского государственного университета им. Пушкина. – №3 Т. 2. – СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. – С. 200-206. – 0,5 п. л.
10. Протопопов И. А. Идея свободы в гегелевской «Философии права» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 5. Ч. 2. – С. 153-156. – 0, 5 п. л.
11. Протопопов И. А. Идея небытия в диалектике. От Платона к Гегелю // Вестник РХГА. – СПб.: Изд-во РХГА, 2013. – Т. 14 вып. 3. – С. 178-184. – 0,7 п. л.
12.Протопопов И. А. Негативность и спекулятивная диалектика понятия в Логике Гегеля // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 3. Ч. 2. – С. 155-157. – 0,4 п. л.
13.Протопопов И. А. Понятие ничто и принцип реальной противоположности в философии Канта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 4. Ч. 1. – С. 144-146. – 0,4 п. л.
14.Протопопов И. А. Понятие абсолютного идеализма в «Науке логике» и «Феноменологии духа» Гегеля // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 5. Ч. 3. – С. 149-151. – 0,4 п. л.
15.Протопопов И. А. Понятие ничто и рефлективные определения тождества, различия и противоречия в Логике Гегеля. (Статья) // Вестник Ленинградского государственного университета им. Пушкина. – №1 Т. 2. – СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – С. 28-38. – 0,95 п. л.
Статьи и тезисы докладов в других изданиях:
1.Протопопов И. А. Кантовская вещь в себе: бытие или видимость? // Современная логика. – Сборник статей. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. – С. 63-68. – 0,3 п. л..
2.Протопопов И. А. К вопросу о бытии высшего существа в философии Канта // Материалы конференции: «Актуальность Канта». – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. – С. 132-145. – 0, 5 п. л.
3.Протопопов И. А. Человек как самоцель в философии Канта // Человек в мире физической культуры и спорта. Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – С. 83-99. – 0, 6 п. л..
4.Протопопов И. А. Удовольствие и нравственный закон в философии Канта // Сборник докладов научной сессии ГУАП. – СПб: Изд-во ГУАП, 2010. – С. 175-184. – 0,8 п. л..
5.Протопопов И. А. Свобода и понятие зла в «Религии в пределах только разума» Канта // Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во ГУАП, 2010. – 44 с. – 1,8 п. л.
7. Протопопов И. А. Проблема существования Бога и вопрос о бытии в ранней философии Канта // Записки Александрийского семинара. Электронное научное рецензируемое периодическое издание богословско-философского "Александрийского семинара" и научно-практического семинара "Музей и Церковь". – Вып 1, 2011. – ISSN: 2222-8500. – С. 27-53. – 1,3 п. л.
8. Протопопов И. А. Проблема онтологического доказательства и понятие о трансцендентальном идеале в философии Канта // EINAI: Проблемы философии и теологии. – Электронное научное рецензируемое периодическое издание. – ΝISBN 978-5- 8088-0735-8. – www.einai.ru №1 (001), 2012. – C. 74-107. – 2,3 п. л.
9. Протопопов И. А. Гегелевская логика как спекулятивная теология и понятие о Боге в его «Лекциях по философии религии» // EINAI: Проблемы философии и теологии. – Электронное научное рецензируемое периодическое издание. – ΝISBN 978-5-8088- 0735-8. – www.einai.ru №2 (001), 2012. – C. 82-123. – 2,7 п. л.
10. Протопопов И. А. Философия как спекулятивная теология в традиции немецкого идеализма // Формирование современного информационного общества – проблемы, перспективы, инновационные подходы. – Материалы международного форума. СПб.: Изд-во ГУАП, 2012. – С. 308-311. – 0,5 п. л.
11.Протопопов И. А. Необходимость и возможность доказательства бытия Бога у Гегеля и принцип веры у Якоби // Записки Александрийского семинара. Электронное научное рецензируемое периодическое издание богословско-философского "Александрийского семинара" и научно-практического семинара "Музей и Церковь". – Вып 2. – 2012 ISSN: 2222-8500, 2013 – С. 77-94. – 0,8 п. л.
12.Протопопов И. А. Негативность как единство противоположностей у Гегеля и понятие ничто в философии Канта // Сборник докладов научной сессии ГУАП. СПб.: Изд-во ГУАП, 2013. – С. 152-160 – 0,5 п. л.