Научная тема: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-Х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ.»
Специальность: 07.00.02
Год: 2015
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Методологической основой исследования является определение советской многонациональной культуры в государственной политике второй половины 1940-х - первой половины 1980-х гг. как сложной системы общественных связей, обусловленных социально-политическими и идеологическими факторами развития. При этом изучение ее проблем на материалах Северной Осетии опирается на положение о едином общегосударственном культурном пространстве и рассматривается в контексте взаимодействия общесоюзных и местных институциональных структур и управленческих традиций.
  2. Государственная политика на протяжении изучаемого времени характеризуется изменением механизма управления культурным процессом. Формировались новые технологии управления общественным сознанием, отрабатывались манипулятивные механизмы нейтрализации «неугодных», расширялась инструментальная база идеологического контроля. Но совершенствование средств сохранения диктата партийно-государственной бюрократии лишь усугубило девальвацию советских традиционных ценностей - базовых основ культурного развития. К середине 1980-х гг. перекос в системе управления культурой стал критическим.
  3. Особенностью государственной региональной культурной политики являлось сочетание в ней идеологической доминанты с утилитарно-прикладным принципом организации управления. В условиях развернувшейся научно-технической революции и изменения облика творческого труда постепенно формировался дисбаланс в культурной политике в пользу достижений науки. На рубеже 1970-х - 1980-х гг. кризис идеологии стал очевидным и был обозначен констатацией «застоя» в литературе и искусстве.
  4. При сохранении административно-командной сущности управления культурной жизнью в сорок послевоенных лет политика местной власти в отношении национальной интеллигенции эволюционировала от использования жестких репрессивных мер в ограничении творческой свободы до формирования своеобразных партнерских отношений. Отказ во второй половине 1950-х гг. от тезиса об обострении классовой борьбы в ходе строительства коммунизма и сословно-поколенческая смена в составе национальной интеллигенции в последующие два десятилетия сформировали своеобразную практику культурного патернализма. Она стала важным фактором культурного развития, усиления соревновательности в культурной политике между партийно-государственными элитами национальных автономий Северного Кавказа. В методологическом плане отмеченные обстоятельства подкрепляют аргументы исследования, позволяющие рассматривать культуру Северной Осетии как явление дуалистического порядка. Данный оценочный подход присутствует в анализе всех культурно-политических процессов, реформ и эволюционных изменений в культурной жизни республики.
  5. В изучаемый период задачи государственной политики в области подбора и воспитания кадров требовали в национальных автономиях сочетания их культурной идентичности с идеологической «зрелостью». Поэтому культурная сфера испытывала жесткое идеологическое воздействие. Со второй половины 1950-х гг. десталинизация способствовала тому, что партийно-государственная элита сама стала источником разногласий в среде интеллигенции и культурно-политической бюрократии. Но опасаясь неконтролируемого разномыслия, она ускорила свертывание демократических процессов. Тем не менее, в целом выявившиеся различия привели к складыванию альтернативных моделей развития общества. Одни из них, обновленческие, отчасти были реализованы в последующие десятилетия. Другие, более радикальные, вызрели к середине 1980-х гг. в идеологию «перестройки», окончательно разведя в культурной политике национальный фактор и идеологическую ориентацию на разные тестовые плоскости.
  6. Важнейшими звеньями взаимодействия власти и интеллигенции в решение идеологических и воспитательных задач были творческие союзы. Как и в других регионах страны, в Северной Осетии они выполняли функцию трансляторов и контролеров исполнения политического курса КПСС, выступали с позиций цензоров в художественном творчестве, исполняли селекционные функции в кадровых вопросах, используя идеологические и интернациональные критерии формирования состава самих организаций. Вместе с тем, несмотря на очевидные издержки в их деятельности, союзы служили каналами обратной связи по проблемам развития профессионального национального искусства и литературы. В той или иной форме они неизбежно влияли на формирование общественного сознания, вынося на обсуждение «болевые» проблемы национального языка и национальной культуры. Они пережили трудности изучаемого времени и сегодня вполне способны участвовать в проведении культурной политики современной России.
  7. Государственная образовательная политика характеризовалась приоритетным вниманием к подготовке квалифицированных кадров специалистов из представителей коренных национальностей. В Северной Осетии рост национального представительства в высших и средних специальных учебных заведениях, как среди студенчества, так и научно-педагогических кадров, в связке с реформированием общеобразовательной школы обеспечила ведущие позиции в регионе и дала импульс развитию научных школ. В итоге социальная база активной поддержки внутренней политики государства в республике значительно расширилась. При этом осетинская интеллигенция получила потенциал самореализации в наиболее важных отраслях жизни республики и страны в целом.
  8. В первое послевоенное десятилетие государственная политика в сфере общеобразовательной школы строилась на обусловленном тяжелейшей ситуацией принципе необходимости и минимизированной достаточности. В Северной Осетии трудности преодолевались мобилизационно-волонтерской инициативой. Несмотря на явные издержки такой практики, итоги восстановительного периода в сфере образования обеспечили основные необходимые показатели перехода к новым задачам государственного строительства.
  9. Сложной проблемой культурного развития в середине 1950-х - 1960-х гг. являлась реформа национального образования. Перевод национальной школы на русский язык обучения обеспечил возрастание социально-профессиональных шансов самореализации молодых представителей коренной национальности. Вместе с тем, реформа спровоцировала угасание языковой традиции. Исследование констатирует на примере Северной Осетии инерционные последствия «языковой» реформы, требующие в условиях нынешней модернизации учета и выработки технологии соблюдения национально-личностного баланса интересов в «языковой» политике.
  10. На современном этапе модернизации российского общества опыт политехнической реформы общеобразовательной школы имеет научно-практическое значение. Несмотря на неудачу неоднократных попыток создания «трудовой школы», эта идея в середине 1960-х гг. трансформировалась в систему профессионального технического образования, которая успешно выполняла в последующие десятилетия функцию совмещенного общего и профессионального образования и наряду с общеобразовательной школой служила базой для развития профессиональной школы и научного знания. В современных условиях такой опыт эволюции образовательной реформы 1950-х - 1960-х гг. рассматривается с точки зрения преемственности, дальнейшей адаптации к новым реальностям рыночной экономики и очередного этапа научно-технической революции.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Цориева И.Т. Культура и власть в Северной Осетии (середина 40 - середина 60-х гг. XX в.). Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008. – 281 с. (12,3 п. л.)

2.Цориева И.Т.Наука и образование в культурном пространстве Северной Осетии (вторая половина 1940-х – первая половина 1980-х гг.). Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. – 327 с. (14,3 п.л.)

3.Цориева И.Т.Культура Северной Осетии во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х гг. (образование, наука, литература и искусство). Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2014. – 542 с. (22,9 п.л.)

Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положений диссертационных исследований

4. Цориева И.Т. Из опыта развития школьного образования в Северной Осетии в середине 1940-1950-х гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 1. – С. 260-264. (0,6 п.л.)

5. Цориева И.Т. Историко-политические аспекты культурного развития Северной Осетии в 1950 – 1960- е гг. // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 5. – С. 104-110. (0,5 п.л.)

6. Цориева И.Т. О проблеме подготовки национальных кадров специалистов на Северном Кавказе во второй половине 1940-1950-х гг. // Преподаватель XXI век. 2010. № 3. – С.158-164. (0,5 п.л.)

7. Цориева И.Т. Человек, Ученый, Педагог (к 100-летию со дня рождения доктора исторических наук, профессора Михаила Сосланбековича Тотоева) // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. Общественные науки. 2010. № 3. – С. 136-141. (0,5 п.л.)

8. Цориева И.Т. Политехническая реформа советской школы: от замысла до паллиативной реализации (по материалам Северной Осетии) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2011. № 1. – С. 66-76. (0,6 п.л.)

9. Цориева И.Т. Тенденции развития изобразительного искусства в Северной Осетии в социально-политическом контексте середины 1940-х – 1950-х гг. // Преподаватель XXI век. 2011. № 2. – С. 350-356. (0,5 п.л.)

10. Цориева И.Т. Культурная политика и художественная культура Северной Осетии в период «оттепели» // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2011. № 3. – С. 110-114. (0,7 п.л.)

11. Цориева И.Т. Изобразительное искусство в Северной Осетии в середине 1950-1960-х гг. (историко-политические аспекты) // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2011. № 4. – С. 54-58. (0,6 п.л.)

12. Цориева И.Т. Проблема восстановления и развития кадрового потенциала советской науки во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг. (по материалам Северной Осетии) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 7-3. – С. 209-212. (0,5 п.л.)

13. Цориева И.Т. Интеллигенция Северного Кавказа в историографии второй половины XX – начала XXI вв. (на материалах Дагестана, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 5. – С. 187-191. (0,6 п. л.)

14. Цориева И.Т. Литературное сообщество Северной Осетии в политической архитектонике второй половины 1940-х – первой половины 1950-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12. Ч. 2. – С. 198-201. (0,6 п.л.)

15. Цориева И.Т. Музыкальное искусство Северной Осетии в контексте культурной политики второй половины 1940-х – первой половины 1950-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведения. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-2. – С. 193-196. (0,3 п.л.)

16. Цориева И.Т. Историко-политический ретроспективизм в изобразительном искусстве Северной Осетии во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. // Научная мысль Кавказа. 2014. № 2. – С. 104-110. (0,5 п.л.)

17. Цориева И.Т. Культурная политика и художественная культура Северной Осетии во второй половине 1960-х – 1970-е гг. // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2014. № 2. – С. 69-74. (0,7 п.л.)

18. Цориева И.Т. Историко-политические аспекты развития литературного процесса в Северной Осетии в середине 1960-х – 1980-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-3. – С. 202-205. (0,4 п.л.)

Другие публикации

19. Цориева И.Т. Осетинская литература в послевоенное десятилетие. Политические и идеологические аспекты проблемы // Дарьял, 1998. № 1. – С. 92-103. (0,5 п.л.)

20. Цориева И.Т. Культура Северной Осетии в 1945-1956 гг. // История Северной Осетии. XX век. М.: Наука, 2003. – С. 402-431. (1,3 п.л.)

21. Цориева И.Т. Культура Северной Осетии в 1956-1985 гг. // История Северной Осетии. XX век. М.: Наука, 2003. – С. 468-504. (1,5 п.л.)

22. Цориева И.Т. К истории изучения осетинской культуры в конце 40-х –50-х гг. XX века // Кавказоведение: опыт исследований: Материалы Международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005). Владикавказ: Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, 2006. – С. 442-449. (0,4 п.л.)

23. Цориева И.Т. Осетинская литература в середине 1940-х – 1950-е гг.: историко-политические аспекты проблемы // Литература народов Северного Кавказа в контексте отечественной и мировой культуры: Материалы Всероссийской конференции, Майкоп, 12-14 октября 2006. Майкоп: Качество, 2006. – С. 88-93. (0,3 п.л.)

24. Цориева И.Т. Идеология и гуманитарные науки в Северной Осетии в середине 1940-х – 1950-е гг. //Вестник Владикавказского научного центра. 2006. №4. – С. 2-5. (0,4 п.л.)

25. Цориева И.Т. Культурная политика и гуманитарные науки в Северной Осетии (середина 1940-х – середина 1950-х гг.) // Б.А. Алборов и проблемы кавказоведения: Материалы региональной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Б.А. Алборова (Владикавказ, 23-24 октября 2006). Владикавказ, 2006. Ч. 2. – С. 125-135.(0,5 п.л.)

26. Цориева И.Т. Политехнизация советской школы в середине 1950-х – середине 1960-х гг. ХХ века: идея, реализация, итоги (по материалам Северной Осетии) // Диалог. 2007. №1. – С. 129-136. (1,0 п.л.)

27. Цориева И.Т. «Квартирный вопрос» в историко-культурном пространстве Владикавказа (1950-е – 1960-е гг.) // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ, 2007. – С. 143-153. (0,5 п. л.)

28. Цориева И.Т. Махарбек Туганов: творец непрошедшего времени // Гуманитарий. Сб. научных трудов. Владикавказ: РИО СОИГСИ, 2007. – С. 120-125. (0,3 п.л.)

29. Цориева И.Т. Высшее и среднее специальное образование в Северной Осетии в условиях модернизации 1950-х – 1960-х гг. // Вестник Владикавказского научного центра. 2008. №2. – С. 15-18. (0,6 п.л.)

30. Цориева И.Т. Некоторые тенденции в развитии высшей школы Северной Осетии в середине 50-х - 60-х годов XX в.//Современные технологии обучения. Сборник научных статей. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2008. Вып. 8. – С. 383-393. (0,5 п.л.)

31. Цориева И.Т. Осетинская культура в условиях общественной модернизации 1950-1960-х гг. // Бюллетень Владикавказского института управления. 2008. Вып. 24. – С. 125-145. (1,0 п.л.)

32. Цориева И.Т. Становление научного нартоведения и происхождение осетинского народа // Вс.Ф. Миллер и актуальные проблемы кавказоведения. 1-е Всероссийские Миллеровские чтения, Владикавказ, 19-20 ноября 2008 г. Тезисы докладов. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008. – С. 129-130. (0,1 п.л.)

33. Цориева И.Т. Становление научного нартоведения и проблема происхождения осетинского народа // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ, 2009. Вып. 28. – С. 75-86.(0,7 п.л.)

34. Цориева И.Т. Литературная жизнь Северной Осетии в историко-политическом контексте 1950-1960-х гг. // Основные направления развития национальных литератур на рубеже XX-XXI веков. Материалы международной научно-практической конференции (Владикавказ, 17 апреля 2009 г.). Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2009. – С. 319-324. (0,7 п. л.)

35. Цориева И.Т. Культура Северной Осетии в 1950-1960-е гг.: идеологические аспекты проблемы // Общество и власть в России XX-XXI вв.: история и современность. Материалы Всероссийских научных чтений, посвященных 100-летию со дня рождения профессора Д.С. Бабурина (10-11 сентября 2009 г., МПГУ) / Отв. ред. Э.М. Щагин. М.: МПГУ, 2010. – С. 143-147. (0,5 п.л.)

36. Цориева И.Т. «Языковая» реформа и осетинская национальная школа: от «коренизации» до денационализации // Вестник Владикавказского научного центра. 2009. Т. 9. № 1. – С. 2-5. (0,5 п. л.)

37. Цориева И.Т. «Преданный рыцарь искусства…» Художник Махарбек Туганов – выдающийся представитель культуры Осетии XX века // Вестник Владикавказского научного центра. 2011. Т. 11. № 3. – С. 2-7. (0,4 п.л.)

38. Цориева И.Т. Театр в Северной Осетии в 1950-е – 1960-е гг. // Вестник Владикавказского научного центра. 2011. Т. 11. № 2. – С. 2-6. (0,3 п.л.)

39. Цориева И.Т. Художник на переломах времени (к 130-летию со дня рождения Махарбека Сафаровича Туганова) // Известия СОИГСИ. 2011. Вып. 6 (45). – С. 89-98. (0,7 п.л.)

40. Цориева И.Т. Изобразительное искусство Северной Осетии в диалоге с методом соцреализма (середина 1940 – 1950-х гг.) // Лавровский сборник. Материалы XXXIV – XXXV среднеазиатско-кавказских чтений 2010 – 2011гг. Этнология, история, археология, культурология. СПб., 2011. – С. 464-466. (0,2 п.л.)

41. Цориева И.Т. В.И. Абаев и лингвистическая дискуссия начала 1950-х гг. // Лавровский сборник. Материалы XXXIV – XXXV среднеазиатско-кавказских чтений 2010 – 2011гг. Этнология, история, археология, культурология. СПб., 2011. – С. 459-463. (0,3 п.л.)

42. Цориева И.Т. Основные тенденции в развитии изобразительного искусства Северной Осетии в 1940 – 1950-е гг. // Кавказоведение в XXI веке: II-е Всероссийские Миллеровские чтения, Владикавказ, 6-8 октября 2010 г. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2011. – С. 264-270. (0,3 п.л.)

43. Цориева И.Т. В.И. Абаев и проблема свободы творчества в судьбе ученого // Осетиноведение: от прошлого к будущему. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2011. – С. 192-202. (0,5 п.л.)

44. Цориева И.Т. О роли марризма в формировании ученого-гражданина В.И. Абаева // Бюллетень Владикавказского института управления. 2011. № 35. – С. 147-153. (0,4 п.л.)

45. Цориева И.Т. Некоторые аспекты реализации политехнической реформы в Северной Осетии в контексте современных проблем модернизации образования // III Всероссийские Миллеровские чтения (Материалы научной конференции 4-5 октября 2012 г.): Сборник статей. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. – С. 73-82. (0,5 п.л.)

46. Цориева И.Т. Профессиональные формы осетинского искусства // Осетины. М.: Наука, 2012. – С. 513-526. (0,4 п.л.)

47. Цориева И.Т. Театральное искусство // Осетины. М.: Наука, 2012. – С. 533-539. (0,2 п.л.)

48. Цориева И.Т. Наука в Осетии // Осетины. М., Наука, 2012. – С. 539-549. (0,6 п.л.)

49. Цориева И.Т. Осетиноведение в исторической ретроспективе // Известия СОИГСИ. 2012. Вып. 7 (46). – С. 14-25. (1,1 п.л.)

50. Цориева И.Т. Профессиональное изобразительное искусство в Осетии: от прошлого к настоящему // Вестник Владикавказского научного центра. 2012. Т. 12. № 4. – С. 16-20. (0,4 п.л.)

51. Цориева И.Т. Советская культура народов Северного Кавказа в отечественной историографии второй половины XX – начала XXI вв. // Известия СОИГСИ. 2013. Вып. 9 (48). – С. 45-58. (1,1 п. л.)

52. Цориева И.Т. М.С. Туганов: «маленький человек» из «малого народа»? // Личность в политических, экономических и культурных процессах российской истории: Материалы XVII Всероссийской научно-теоретической конференции (Москва, РУДН, 16-17 мая 2013 года). М.: Эконинформ, 2013. – С. 697-704. (0,6 п.л.)

53. Цориева И.Т. Нартовский эпос в исследованиях Северо-Осетинского научно-исследовательского института (1940-е –1980-е годы). // Нартоведение в XXI веке: новые парадигмы и интерпретации. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2013. Вып. 2. – С. 111-126. (0,7 п.л.)

54. Цориева И.Т. Кадровая политика в системе высшей школы Северной Осетии во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.// Известия СОИГСИ. 2014. Вып. 11(50). – С. 130-138. (0,6 п.л.)

55. Цориева И.Т.Развитие естественно-технических отраслей вузовской науки в Северной Осетии во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. // Известия СОИГСИ. 2014. Вып. 13 (52). – С. 32-39. (0,6 п.л.)