- К свойствам содержания ценностно-смысловой сферы как сферы системы прагматических и непрагматических ценностей человека и производных от них смыслов деятельности, наряду с известными, относятся также и такие свойства, как широта круга значимых объектов - объекты индивидуального (персонального) поля деятельности, объекты группового (регионального) поля деятельности, объекты общечеловеческого поля деятельности; глубина уровня значимых ценностей - уровень базовых ценностей, уровень надстроечных ценностей.
- Образно-символическое мышление, отражающее личностно- смысловое отношение человека к миру посредством образного (метафорического и других форм) познания и выражения, как и любая деятельность, имеет свой предмет - отношение субъекта к миру объектов, людям, обществу; результат - выражение отношения и средства - речевые образы, поведение, предметы; специфические репродуктивные и продуктивные акты в составе процесса выражения отношения - построение образов, поиск поведения и объектов, выражающих отношения, а также регуляцию со стороны субъекта и его психики - мотивационно-смысловую, познавательную, эмоциональную.
- Развитие ценностно-смысловой сферы рассматривается как осуществляемое параллельно и одновременно с развитием когнитивной сферы, а не как чередующееся с этапами развития последней. Развитие смысловых структур проявляется в росте способности школьника относиться к объектам и явлениям действительности с позиции непрагматических ценностей и смыслов при более широком и глубоком осмыслении им окружающей действительности, в изменениях, происходящих в его мировоззрении. Изменения в характере взаимодействия школьника с миром на уровне поведения проявляются в степени включенности школьника в события жизни - сочувствии, соучастии, поступке и в широте круга значимых для него объектов - ориентации на свое «Я», ближайшее окружение, интересы человечества, мира в целом.
- Развитие ценностно-смысловой сферы и в ее составе нравственных качеств у школьников разных групп при низком уровне развития у них образного мышления осуществляется более эффективно, если педагогами в образовательном процессе используются средства образно-символического мышления, в отличие от воспитания без использования художественно-образных средств. Развитое образно-символическое мышление педагога и его реализация в образовательном процессе оказывают влияние на развитие нравственных качеств у школьника.
- Благодаря средствам образно-символического мышления, смысловое содержание, воплощенное в художественную форму, сопровождается соответствующими положительными или отрицательными эмоциями, способствуя принятию позитивного или негативного отношения реципиентом, поэтому образно-символическое мышление является одним из важнейших средств развития системы ценностей личности, в силу чего образно- символическое мышление должно присутствовать не в качестве отдельного частного средства, но быть неотъемлемой частью образовательного процесса.
- Использование средств образно-символического мышления в образовательном процессе с целью развития ценностно-смысловой сферы личности школьника позволяет расширять поле воспитательного воздействия - выходить за пределы воспитательных мероприятий, охватывая учебную и иные виды деятельности школьника. Смыслопорождающая деятельность педагога позволяет включать школьника в поле нравственных ценностей на уроке, в игре, в ответе на тест, в ситуациях свободного общения. Развитие нравственной сферы личности школьника должно быть общим делом всего коллектива педагогов, а не только классных руководителей. Система образования должна иначе рассматривать как содержание образовательного процесса, так и профессиональную подготовку педагогов: с одной стороны, должна расширять уровень освоения знаний школьником и способов его взаимодействия с миром, а с другой - наделять средствами смыслового познания и присвоения мира, что в значительной степени будет содействовать развитию как познавательной, так и ценностно-смысловой сфер личности.
- Существенным условием развития ценностно-смысловой сферы школьника является профессиональная готовность педагога, которая системно вырабатывается в ходе психологического тренинга, обеспечивающего целенаправленное формирование общекультурного и профессионального уровней способностей у педагога, способствующих умению педагога понимать образ, самостоятельно его конструировать, предъявлять образ и оперировать им. Разработанные автором система формирования образно-символического мышления у педагога как средства развития ценностно-смысловой сферы личности школьника, методики и приемы позволяют исследовать и оценивать уровни сформированности образно-символического мышления у педагогов и школьников, уровни сформированности нравственной сферы личности школьника, а также способствуют их формированию.
- В условиях отсутствия организованной и целенаправленной деятельности по формированию у школьников образно-символического мышления его сформированность является крайне низкой. В результате целенаправленного обучения, несомненно, большее количество школьников овладевают способностью выражать личностно-смысловое отношение к миру посредством самых разных образов (речевых, предметных, поведенческих) и в самых разных жизненных ситуациях. Используемые школьниками образы (метафоры, аллегории, символы) демонстрируют более высокий уровень форм речи и поведения по широте, глубине осмысления, продуктивности и оригинальности.
1. Потанина, Л. Т. «Восхождение» к смыслам как сущность нравственного развития / Л. Т. Потанина // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 4. – С. 261–270 (0,62 п.л. / 0,62 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,128].
2. Потанина, Л. Т. Эмпирическое исследование уровней сформированности образно-символического языка у педагогов / Л. Т. Потанина, И. И. Ильясов // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 2. – С. 61–66 (0,6 п.л. / 0,48 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,302].
3. Потанина, Л. Т. Связь образно-символического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений личности / Л. Т. Потанина, А. Н. Гусев // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 30–40 (0,8 п.л. / 0,6 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,743].
4. Потанина, Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы / Л. Т. Потанина // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. – 2011. – № 2. – С. 85–90 (0,6 п.л. / 0,6п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,129].
5.Потанина, Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на разных этапах онтогенеза / Л. Т. Потанина // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. – 2011. – № 4. – С. 69–76 (0,57 п.л. / 0,57 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,129].
6.Потанина, Л. Т. Средства и условия развития ценностно-смысловой сферы личности школьника / Л. Т. Потанина // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. – 2012. – № 1. – С. 67–73 (0,5 п.л. /0,5 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,129].
7. Потанина, Л. Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника / Л. Т. Потанина // Вестник ЗабГУ. Сер. Педагогика и психология. – 2012. – № 11 (90). – С. 38–44 (0,53 п.л. / 0,53 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,052].
8. Потанина, Л. Т. Воспитательный потенциал образно- символического мышления / Л. Т. Потанина // Знание, понимание, умение. – 2008. – № 1. – С. 89–94 (0,42 п.л. / 0,42 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,462].
9. Потанина, Л. Т. Роль образно-символического мышления в развитии ценностно-смысловых образований личности / Л.Т. Потанина // Акмеология. – М., 2007. – Т. 3. – С. 132–135 (0,28 п.л. / 0,28 п.л.). [Импакт- фактор РИНЦ – 0,162].
10. Потанина, Л. Т. Изучение уровней сформированности образно- символического языка у педагогов / Л. Т. Потанина, И. И. Ильясов // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. – 2010. – № 2. – С. 80–85 (0,68 п.л. / 0,496 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,129].
11. Потанина, Л. Т. Этические студии в работе классного руководителя // Л. Т. Потанина, М. В. Охапкина, Г. Г. Филиппова // Классный руководитель. – 2000. – № 1. – С. 17–23 (0,4 п.л. / 0,3 п.л.).
12.Потанина, Л. Т. Диагностика нравственной сферы личности школьника: опыт эмпирического исследования / Л. Т. Потанина // Вестник Университета (Государственный университет управления). Сер. Психология. – 2012. – № 14. – С. 272–278 (0,6 п.л. / 0,6 п.л.).
13.Потанина, Л. Т. Образно-символический язык как средство развития системы ценностей школьника / Л. Т. Потанина // Знание, понимание, умение. – 2009. – № 2. – С. 73–78 (0,4 п.л. / 0,4 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,462].
14. Потанина, Л. Т. Использование средств образно-символического мышления с целью развития нравственной сферы личности школьника / Л. Т. Потанина // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. – 2012. – № 4. – С. 100–106 (0,6 п.л. / 0,6 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,129].
15.Потанина, Л. Т. Диагностика ценностно-смысловой сферы личности школьника: опыт эмпирического исследования / Л. Т. Потанина // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. – № 1 (29). – С. 195–206. (0,6 п.л. / 0,6 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,132].
16.Потанина, Л. Т. Исследование влияния средств образно-символического мышления на развитие ценностно-смысловой сферы личности старшего школьника / Л. Т. Потанина // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. –2013. – № 3. – С. 96–103 (0,6 п.л. / 0,6 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,129].
17. Потанина, Л. Т. Традиции использования образно-символического мышления в истории человечества / Л. Т. Потанина // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. Гуманит. науки и образование. – 2013. – № 3 (13). – С. 93–100 (0,7 п.л. / 0,7 п.л.).
18. Потанина, Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника в предметной деятельности средствами образно- символического мышления / Л. Т. Потанина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 4 (14). – С. 133–141 (0,8 п.л. / 0,8 п.л.).
Монографии:
19. Потанина, Л. Т. Образно-символическое мышление и развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: моногр. / Л. Т. Потанина. – М.: Изд-во МГОУ, 2013. – 235 с. Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Ильясов И.И., доктор психологических наук, профессор Шульга Т.И. (14,7 п.л.).
Учебные и учебно-методические пособия:
20. Потанина, Л. Т. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – Смоленск: СОИУУ, 1995. – 103 с. (6,4 п.л. / 0,25 п.л.).
21. Потанина, Л. Т. Философия жизни в школе / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – М.: Новая школа, 1994. – 48 с. (3 п.л. / 0,1 п.л.).
22.Потанина, Л. Т. Собранье пестрых дел / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – 4-е, Изд. перераб., доп. – Смоленск: СОИУУ, 1996. – 136 с. (8,5 п.л. / 0,25 п.л.).
23.Потанина, Л. Т. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – М.: Новая школа, 1998. – 208 с. (13 п.л. / 0,25 п.л.).
24.Потанина, Л. Т. Краткий справочник по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – М.: Новая школа, 1997. – 76 с. (4,75 п.л. / 0,1 п.л.).
25. Потанина, Л. Т. Уроки Добра и Красоты / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина. – Смоленск: СОИУУ, 1995. – 103 с. (6,43 п.л. / 0,8 п.л.).
26. Потанина, Л.Т. Символика поведения / Л. Т. Потанина, Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогическое о-во России, 2001. – 96 с. (6 п.л. / 5 п.л.).
27. Потанина, Л. Т. Обучение в процессе воспитания школьника: руководство для заместителя директора школы по учебному процессу / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – М.: Центр «Пед. поиск», 2011. – 160 с. (10 п.л. / 0,5 п.л.).
28. Потанина, Л. Т. Нравственное развитие личности в новой школе: / Л. Т. Потанина. – М.: Изд-во МГОУ, 2014. – 96 с. (6 п.л.).
Научные публикации в других изданиях
29. Потанина, Л. Т. Общение без слов / Л. Т. Потанина // Воспитание школьников. – 1994. – № 1. – С. 11–14. (0,4 п.л.).
30. Потанина, Л. Т. На каком языке говорит учитель? / Л. Т. Потанина // Народная школа. (Чебоксары) – 1994. – № 4. – С. 21–24 (0,4 п.л.).
31. Потанина, Л. Т. Образно-символическое мышление как фактор развития личности / Л. Т. Потанина // Этическое воспитание. – 2004. – № 5. – С. 5–9 (0,4 п.л.).
32. Потанина, Л. Т. Художественный образ и его роль в становлении ценностно-нравственной структуры личности / Л. Т. Потанина // Этическое воспитание. – 2004. – № 1. – С. 9–16 (0,4 п.л.).
33. Потанина, Л. Т. Развитие личностно-смысловой сферы личности / Р. П. Король, Л. Т. Потанина // Этическое воспитание. – 2005. – № 4. – С. 17–26 (0,43 п.л. / 0,3 п.л.).
34. Потанина, Л. Т. Деятельность классного руководителя по созданию психологически безопасной образовательной среды в ученическом коллективе / Л. Т. Потанина // Экспертиза психологически безопасной образовательной среды (Информ.-метод. бюлл. Гор. эксперимент. площадки 2-го уровня). – М.: Экон-Информ, 2009. – № 5. – С. 35– 40 (0,46 п.л.).
35. Потанина, Л. Т. Развитие образно-символическое мышления как составляющая педагогического мастерства / Л. Т. Потанина, И. А. Зубкова, В. В. Кабанова // Экспертиза психологически безопасной образовательной среды (Информ.-метод. бюлл. Гор. эксперимент. площадки 2-го уровня). – М.: Экон-Информ, 2010. – № 7. – С. 62– 67 (0,5 п.л.)
36. Потанина, Л. Т. Развитие системы ценностей личности школьника средствами образно-символического мышления как условие психологической безопасности / Л. Т. Потанина // Экспертиза психологически безопасной образовательной среды (Информ.-метод. бюлл. Гор. эксперимент. площадки 2- го уровня). – М.: Экон-Информ. – 2010. – № 6. – С. 35–40 (0,4 п.л.).
37.Потанина, Л. Т. Подготовка учителей к развитию ценностно-смысловой структуры личности средствами образно-символического мышления / Л. Т. Потанина // 125 лет Моск. психол. о-ву: Юбил. сбн. РПО: в 4-х т. – М.: Макс Пресс, 2011. – Т. 4 – С. 41–43 (0,2 п.л.).
38.Потанина, Л. Т. О роли образно-символического мышления в структуре образовательного процесса: от решения задач на смысл к формированию смысловой одаренности / Л. Т. Потанина // Одаренность: от теории к практике: сб. науч. ст. – Тверь: ГБОУ ДПО ТОИУУ, 2012. – С. 5–10 (0,4 п.л.).