- слово «вѣче» в рамках древнерусского узуса в подавляющем большинстве случаев имело вполне ясное значение - политическое собрание горожан; в этом смысле древнерусское словоупотребление довольно сильно отличается от того, какие значения имеет «вѣче» в ранних славянских текстах, исключительно редко там появляющееся по сравнению с русскими летописями; возможности чисто терминологического подхода при изучении новгородского веча крайне ограничены, а учитывать надо не только прямые упоминания веча, но и упоминания косвенные;
- новгородское вече не происходит непосредственно от собраний восточнославянской общности словен; между новгородским вечем и «племенными» собраниями отсутствовала институциональная преемственность при сохранении определённых архаических политико-правовых традиций;
- новгородское вече на всех этапах своей истории было собранием свободных горожан как представителей новгородского «политического народа», в который входили члены территориальных (кончанских) организаций; теории как о более узком (чисто боярском), так и о более широком (общеволостном) социальном составе веча опровергаются в результате комплексного анализа всего круг4а) иВс тXо-чXниI квовв. ;эпизодически фиксируются упоминания городских собраний в Новгороде, однако такие собрания, насколько можно судить, ещё в значительной степени контролировались князьями; уже в этот период определяется главная социальная черта новгородского веча - участие в нём почти исключительно горожан;
- в XII-XIII вв., особенно после событий 1130-х гг., вече становится важнейшей площадкой, ареной для реализации политической воли новгородских горожан; в этот период определяется состав веча - вечниками являются свободные полноправные горожане мужского пола, входившие в кончанские и уличанские организации, разного социального статуса, при лидирующей роли знати - бояр; к XIII в. вече приобретает черты высшего политического органа Новгорода;
- в XIV-XV вв. вече являлось политическим институтом Новгородской республики и собранием её «политического народа»; вечники тем не менее составляют незначительное меньшинство по сравнению со всем населением Новгородской земли; в системе новгородских органов власти вече занимало самое высокое место, формально его статус был выше, чем у другого новгородского коллегиального органа власти - «господ»; в то же время вече находилось в сложной системе взаимоотношений с другими политическими институтами, и в конкретной ситуации его наивысшие полномочия могли оказаться формальными, а важнейшие решения - быть принятыми в обход него;
- на всём протяжении истории новгородского веча в его деятельности сохранялись архаические традиции: отсутствие сколько-нибудь чёткой сферы компетенции веча и определения его функций; отсутствие чёткого регламента, понятий о кворуме и периодичности собраний; способ принятия решений на основе «одиначества»; метод разрешения противоречий на вече - не через мирный политический процесс, а через конфликты и/или расправы;
- так называемого вечевого суда как такового никогда не существовало, имело место вечевое правосудие как одна из важнейших функций новгородского собрания; вечевое правосудие в Новгороде заключалось в праве вечников вершить расправу над преступниками или теми, кто противодействовал вечевой воле, в рамках архаической процедуры потока и разграбления; архаическое вечевое правосудие имело тенденцию к постепенному превращению в «нормальный» суд новгородских магистратов;
- наряду с вечем формой реализации политической самостоятельности новгородцев было их участие в городском полку, который по своему составу фактически совпадал с вечем; распространённая в литературе концепция «народного ополчения», однако, не находит подтверждения в источниках: рядовое население Новгородской земли не выступало в роли ополченцев, а принудительно мобилизовывалось новгородским политическим коллективом во главе с боярами;
1. Лукин П.В. Новгородское вече. М.: «Индрик», 2014. 608 с. (38 а.л.).
Раздел в коллективной монографии:
2. Лукин П.В. Вече. Социальный состав // Горский А.А., Кучкин В.А., Лукин П.В., Стефанович П.С. Древняя Русь. Очерки поли тического и социального строя. М., 2008. С. 33–147 (9,2 а.л.).
Статьи в изданиях, включённых в Перечень рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
3.Лукин П.В. «Народные собрания» у восточных и западных славян: возможности сравнительного анализа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 3 (17). C. 5–11 (0,6 а.л.).
4.Лукин П.В. К вопросу о так называемом совете в домонгольской Руси // Древнейшие государства в Восточной Европе. Мнимые реальности в античных и средневековых текстах. 2003 год. М., 2005. С. 132–142 (0,8 а.л.).
5.Лукин П.В. Город и вече: социальный аспект (историографические заметки) // Cahiers du Monde Russe. Janvier-juin 2005. № 46 / 1– 2. Р. 157–166 (0,6 а.л.).
6.Лукин П.В. Упоминания веча/вечников в ранних славянских памятниках // Отечественная история. 2006. № 4. С. 40–46 (0,6 а.л.).
7.Лукин П.В. Праздник, пир и вече: К вопросу об архаических чертах общественного строя восточных и западных славян // Одиссей: человек в истории. 2006. Феодализм перед судом историков. М., 2006. С. 134–150 (1 а.л.).
8. Лукин П.В. О социальном составе новгородского веча XII– XIII вв. по летописным данным // Древнейшие государства в Восточной Европе. 2004 г. Политические институты Древней Руси. М., 2006. С. 164–209 (3,2 а.л.).
9. Лукин П.В. «Поточи Мьстиславъ Полотьскии князѣ». Об одной из форм наказания в Древней Руси // Древняя Русь. Вопросы медие вистики. 2007. № 1 (27). С. 20–35 (1,2 а.л.).
10.Лукин П.В. События 1015 г. в Новгороде. К оценке достоверности летописных сообщений // Отечественная история. 2007. № 4. C. 3–20 (1,9 а.л.).
11.Лукин П.В. «Варварская Европа» и современные проблемы изучения раннесредневековых славянских обществ. О новой книге Кароля Модзелевского (Modzelewski K. Barbarzyńska Europa. Warszawa: Wydawnictwo “Iskry”, 2004. 519 S.) // Славяноведение. 2008. № 2. С. 25–40 (1 а.л.).
12.Лукин П.В. Деконструкция деконструкции. О книге Т.Л. Вил-кул по истории древнерусского веча // Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique. T. 4. 2008. С. 403–434 (1,8 а.л.).
13.Лукин П.В. Древнерусский «поток и разграбление» в свете германских параллелей // Одиссей: человек в истории. 2008. М., 2009. С. 196–210 (1,1 а.л.).
14.Лукин А.В., Лукин П.В. Мифы о российской политической культуре и российской истории. Часть I // Полис. Политические исследования. 2009. № 1. С. 56–70 (авторский текст: 0,5 а.л.).
15.Лукин А.В., Лукин П.В. Мифы о российской политической культуре и российской истории. Часть II // Полис. Политические исследования. 2009. № 2. С. 147–162 (авторский текст: 0,5 а.л.).
16.Лукин П.В. Нужно ли нам «новаторство»? Об ответе Т.Л. Вил-кул // Scrinium. 2009. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique. Т. V. Р. 495–511 (1,1 а.л.).
17.Лукин П.В., Стефанович П.С. Новый труд по истории древних славянских государств // Славяноведение. 2010. № 4. С. 67–79 (авторский текст: 0,6 а.л.).
18.Лукин П.В. «Cтарцы» или «старшие»? О терминологии славянской «племенной знати» // Славяноведение. 2010. № 2. С. 12–30 (2 а.л.).
19.Лукин П.В. «300 золотых поясов» и вече. Немецкий документ 1331 года о политическом строе Великого Новгорода [с публикацией перевода документа] // Средние века. Исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. М., 2010. Вып. 71 (3–4). С. 266– 291 (1,8 а.л.).
20.L u k in P . V . Narration on the Varangian Martyrs in the Primary Chronicle and in the Synaxarion (Prologue) // Scrinium: Journal of Patrology, Critical Hagiography and Ecclesiastical History. Ars christiana. In memoriam Michail F. Murianov. 2011–2012. Vol. VII–VIII. Т. VII. P. 259–306 (3,1 п.л.).
21.Лукин П.В. Существовал ли в средневековом Новгороде «Совет господ»? // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2012. № 1 (47). С. 15–27 (1,3 а.л.).
22.Лукин П.В. Новгородское вече // Преподавание истории в школе. 2012. № 5. С. 10–15 (0,8 а.л.).
23.Лукин П.В. Языческая «реформа» Владимира Святославича в начальном летописании: устная традиция или литературные реминисценции? // Древнейшие государства Восточной Европы. 2011 г. Ус т н а я традиция в письменном тексте. М., 2013. С. 326–352 (1,2 а.л.).
24.Лукин П.В. Существовала ли в домонгольской Руси смертная казнь? Учёные мнения и представления современников // Религии мира: История и современность. 2006–2010. М.; СПб., 2012. С. 187– 223 (2,1 а.л.).
25.Лукин П.В. Древнерусские понятия «горожанин», «гражанин», «гражданин» // Российская история. 2014. № 4. С. 140–146 (0,5 а.л.).
26.L u k in P.V. The Veche and the “Council of Lords” in Medieval Novgorod. Hanseatic and Russian Data // Russian History. 2014. № 41, 4. Р. 458–503 (3,5 а.л.).
Другие научные публикации по теме диссертации:
27.Лукин П.В. Восточнославянские «племена» в русских летописях: историческая память и реальность // Образы прошлого. Коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени. М., 2003. С. 257–285 (1,8 а.л.).
28.Лукин П.В. Вече, «племенные собрания» и «люди градские» в начальном русском летописании // Средневековая Русь. М., 2004. Вып. 4. С. 70–130 (3,5 а.л.).
29.Bak J.M., Lukin P.V. Consensus and Assemblies in Early Medieval Central and Eastern Europe // Political Assemblies in the Earlier Middle Ages / ed. by P.S. Barnwell and M. Mostert. York, 2004. Р. 95–113 (авторский текст: 0,5 а.л.).
30.Лукин П.В. Древнерусские «вои». 9 – начало 12 вв. // Средневековая Русь. Вып. 5. М., 2004. С. 5–58 (4 а.л.).
31.Лукин П.В. О так называемой многозначности понятия «вече» в русских летописях. Домонгольское время. // Неисчерпаемость источника. Сборник к 70-летию В.А.Кучкина. М., 2005. С. 36–83 (2,5 а.л.).
32.L u k i n A . V ., L u k i n P . V . Myths about Russian Political Culture and the Study of Russian History // Political Culture and Post-Communism / ed. by Stephen Whitefield. Oxford, 2005. P. 15–41 (авторский текст: 0,6 а.л.).
33.Лукин П.В., Стефанович П.С. Рецензия на: Свердлов М.Б. «Домонгольская Русь» (Князь и княжеская власть на Руси VI – XIII вв.) СПб.: Академический проект, 2003. 736 с. Тир.1300 // Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 371–402 (авторский текст: 0,5 а.л.).
34.Лукин П.В. Ó τοŨτον άρχαιρεσιάσας λεῶς. Собрание константинопольской «черни» в 1204 г. и представления о структуре общества в древнерусской «Повести о взятии Царьграда фрягами» // Анфологи-он. Власть, общество, культура в славянском мире в Средние века. К 70-летию Б.Н. Флори. М., 2008. С. 131–143 (0,9 п.л.).
35.Лукин П.В. Терминологический анализ: плюсы и минусы (По поводу монографии Юнаса Гранберга о древнерусском вече) // Средневековая Русь. М., 2009. Вып. 8. С. 217–243 (1,2 а.л.).
36.Лукин П.В. Древнерусские политические институты в греческих и славянских средневековых источниках (понятия «вече» и «веч-ники» и их греческие аналоги) // Российско-греческие государственные, церковные и культурные связи в мировой истории. Материалы конференции. Афины; М., 2008. С. 36–39 (0,3 а.л.).
37.Лукин П.В. Разрушение домов в средневековом Новгороде как правовая традиция // Новгородика–2008. Вечевая республика в истории России. Материалы Международной научно-практической конференции. Великий Новгород, 2009. Ч. 1. С. 153–161 (0,26 а.л.).
38.Лукин П.В. Восточнославянские «племена» и их князья: конструирование истории в древней Руси // Славяне и их соседи. XXV конференция. Предания и мифы о происхождении власти эпохи Средневековья и раннего Нового времени. Материалы конференции. М., 2010. С. 83–89 (0,5 а.л.).
39.Лукин П.В. Новгородская вольность. К вопросу об эволюции политического строя средневековой республики // Восточная Европа в древности и средневековье. Ранние государства Европы и Азии: проблемы политогенеза. XXIII Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто. Москва, 19–21 апреля 2011 г. Материалы конференции. М., 2011. С. 173–180 (0,4 а.л.).
40.Лукин П.В. Существовало ли в древней Руси народное ополчение? Некоторые сравнительно-исторические наблюдения // Средневековая Русь. М., 2010. Вып. 9. С. 47–98 (2,6 а.л.).
41.Лукин П.В. Принцип единодушия в представлениях и политической практике Древней Руси // Образы прошлого: Сборник памяти А.Я. Гуревича. СПб., 2011. С. 372–391 (1,2 а.л.).
42.Лукин П.В. Народные собрания и советы знати в средневековом Новгороде и в Западном Поморье // Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств. Материалы конференции. М., 2012. С. 146–154. (0,4 а.л.).
43.Лукин П.В. Новгородское вече в XIII–XV вв. Историографические построения и данные ганзейских документов // Споры о новгородском вече: междисциплинарный диалог: Материалы круглого стола (Европейский университет в Санкт-Петербурге, 20 сентября 2010 г. ) ([Res Publica]. Вып. 6). СПб., 2012. С. 10–60 (4,1 а.л.).
44.Лукин П.В. Новгородское вече: старые концепции и новые данные // Историческiй вѣстникъ. 2012. Ноябрь. Т. I (148). Начало русской государственности. С. 98–119 (1,1 а.л.).
45.Лукин П.В. Новгородское вече в XIV–XV вв.: политический институт или неорганизованная толпа? // Российская государственность: опыт 1150-летней истории: Материалы Международной научной конференции (Москва, 4–5 декабря 2012 г.). М., 2013. С. 59–71 (1,1 а.л.).
46.Лукин П.В. Новгородский волхв и поморские жрецы // Восточная Европа в древности и Средневековье. Язычество и монотеизм в процессах политогенеза. XXVI Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто. Москва, 16–18 апреля 2014 г. Материалы конференции. М., 2014. С. 173–179 (0,4 а.л.).