В результате под политическим праздником предлагается понимать:
- комплексную систему событийных мероприятий массово-зрелищного характера, объединенных задачей воплощения ценностно-смысловых ориентиров современного общества, которые заложены в его политико-идеологических представлениях;
- элемент воспитания политической культуры граждан;
- особое специализированное средство идеологического воздействия на общество.
2. С целью изучения природы праздника вообще, и политического, в частности, значимыми представляются исследования теоретизаций о природе феномена, которые наиболее признаны в научном мире: теории Платона, Аристотеля, а также, русских и зарубежных авторов XIX - начала XXI века. В результате мыслится важным найти объяснение и выработать оценку обнаруженной исторической «неравномерности» научного интереса к изучению феномена.
3. Представляется необходимым выяснить, реализации каких потребностей способствует праздник, оценить их системное разнообразие. В свою очередь, анализ потребностей, удовлетворяемых праздником, позволит определить его функции (в этой связи необходимо отметить, что до сих пор нет работ, в которых было бы предпринято их комплексное изучение) и выработать основания для типологии и классификации данного явления. Изученные в этой связи материалы разрешают сделать вывод о практической невозможности универсально классифицировать праздничные явления по причине их как индивидуального, так и общественного разнообразия, что значительно усложняет задачу по созданию методологии феномена.
4. Институт общественного доверия, являясь основанием процессов социализации и инкультурации, автоматически превращает праздник в эффективное средство социализации, формирующее общественные идеалы и устремления. Более того, праздник становится не только средством нарабатывания, но и средством демонстрации уровня общественного капитала. Праздник, как гарант ожидаемых удовольствий, возможностью проживать свободу, снимать определенные страхи и пр., вполне может выполнять роль заменителя спонтанного объединения людей. При этом сама процедура объединения должна быть продумана и тщательно выверена; соответственно, поведение «празднующей общности» - максимально контролируемым, а масса, включенная в праздничную ситуацию, должна всячески демонстрировать идеологическую определенность. С другой стороны, если в обществе зреют оппозиционные настроения и есть структуры, способные объединить вокруг себя людей, поддерживающих тенденции перемен, то праздник способен поддержать бунтарские настроения, возможно, и инициировать начало общественных потрясений.
5. Развитие экономики на постиндустриальной стадии влияет на общество значительно, в том числе подвергая корректировке праздничные коммуникации (в данном случае речь идет обо всех видах института праздника). Анализ экономических материалов позволил сделать предположение, что праздник (в том числе и политический), является видом социального капитала, и как следствие, ему свойственны все законы и особенности такого рода капитала. Социальный капитал, созданный и передающийся посредством множества культурных механизмов (религии, традиций, образования и др.), является, своего рода, «причиной» удачи или неудачи всякого прошедшего праздника.
6. Процедура исследования позволяет вычленить ряд игровых особенностей, которые подтверждают существование связи «игра-праздник» и причины ее устойчивости. Игра как средство внеигровой цели, предполагает перенос всех ключевых ее особенностей на «территорию» праздничного явления, оттачивая элементы ритуала, традиции, формирование статуса и пр. Включенная в систему «праздник», игра способствует реализации его основных задач: воспитывать, передавать человеческий опыт, отдыхать от будничного и т.д. Специфика праздничной коммуникации такова, что, прежде всего, она способствует возможности проживать свободу и что-то вроде «идеальных отношений»; придается смысл как индивидуальному существованию во временной праздничной свободе, так одновременному ее проживанию массой. Заметим, что праздничная свобода в определенной степени иллюзорна и условна, как и сам праздник: выход из условного мира праздника в безусловный мир жизни может при определенных условиях состояться, и тогда, как правило, массовый праздник перерастает в бунт.
7. Результаты изучения праздничного опыта России последних 25-ти лет свидетельствуют, что современная российская правящая элита, понимая важность праздничных отношений, особенно в условиях демократических реформ, желаемый результат в создании обновленной праздничной системы пока не получает. Надо отдать должное, учитывая идеологический и манипулятивный ресурс праздника (преимущественно в части действа зрелищного и массового), предпринимаются попытки способствовать сохранению этого культурного института - активно вводятся новые праздники, но, при этом возникают процедурные упущения и недоработки. Праздник как система узловая концентрирует на себе входы со стороны значительного количества сфер общественной жизни.
8. До сих пор природа праздника не постигнута настолько, чтобы исследовательский интерес был бы удовлетворен в достаточной мере: ситуация в области гуманитарного познания свидетельствует о глубокой неразгаданности феномена. В этой связи мыслится возможным выделить ряд факторов, отчасти объясняющих сложность прогнозирования процессов в развивающихся праздничных отношениях. К таким факторам предлагается отнести следующее: 1) праздник относится к разряду явлений, отчасти саморегулирующихся и самовоспроизводящихся; 2) праздник следует рассматривать в качестве сложной системы, структура которой содержит настолько значительное количество элементов, а, стало быть, и степеней свободы, что на современном уровне познания формализовать ее состояние с допустимым минимумом искажений или неточностей не получится. В качестве аргументов, подтверждающих право на существование выдвинутых тезисов, предлагается ряд исследовательских положений с анализом феноменов, которые, по мнению диссертанта, усугубляют возможности прогнозирования процессов, происходящих внутри интересующего нас явления (игра, сложность управления процессами социализации и инкультурации, зрелищность и др.).
9. И, наконец, представляется интересным, зная мощнейший ресурс воздействия на общество техник, порождающих страх, сравнить его силу с массовым влиянием более привлекательного и признанного большинством такого культурного института как праздник: издревле поддерживаемый человечеством, его ресурс недооценивать нельзя. С одной стороны, анализ наиболее известных теоретизаций о страхе дает возможность оценить степень его действенности на индивида и общество в целом. С другой, изучение феномена «смех» в качестве производного праздничных отношений, внимание властных структур к данному феномену, компарирование воздействия смеха и страха на человека позволяют концептуализировать технологии, с помощью которых и смех, и страх успешно используются политиками в качестве рычагов управления массами.
1.Лаврикова, И.Н. Политический праздник в системе культуры : научная монография / И.Н. Лаврикова. – 2-е изд., доп. – Тверь, 2013. – 242 с. (14,8 п.л.)
2.Лаврикова, И.Н. О смерти. О власти, а также некоторые размышления о пользе страха смерти : монография / И.Н. Лаврикова. – 1-е изд. – Тверь : ТГТУ, 2001. – 80 с. (5 п.л.)
3.Лаврикова, И.Н. Смысл жизни и ценности человеческого существования : глава в коллективной монографии // Философия / Т.П. Долгова, И.Н. Лаврикова. – Тверь, 1997. – 148 с. – С. 97-106. (0,62 п.л.)
II. Научные статьи, опубликованные в изданиях из Перечня рецензируемых журналов, рекомендованного ВАК Министерства образования и науки РФ:
4.Лаврикова, И.Н. Власть: между смехом и страхом / И.Н. Лаврикова / Вестник ЮУрГУ. – Челябинск. – 2010. – № 8 (184). – Выпуск 14. – Серия «Социально-гуманитарные науки». – С. 124-128. (0,4 п.л.)
5.Лаврикова, И.Н. Жизнь как право на страх? / И.Н. Лаврикова // Среднерусский вестник общественных наук. Научно-образовательное издание. – № 1-2 (14). – 2010. – С. 15-20. (0,4 п.л.)
6.Лаврикова, И.Н. Непраздный интерес к празднику / И.Н. Лаврикова // Среднерусский вестник общественных наук. Научно-образовательное издание. – № 1 (18). – 2011. – С. 12-18. (0,4 п.л.)
7.Лаврикова, И.Н. Молодежь: отношение к смерти / И.Н. Лаврикова // Социс (журнал «Социологические исследования»). – Москва. – 2001. – № 4. – С. 134-136. (0,4 п.л.)
8.Лаврикова, И.Н. Краткий экскурс в теорию праздника / И.Н. Лаврикова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 2 (217). – Серия «Философия. Социология. Культурология». – Вып. 20. – С. 74-78. (0,4 п.л.)
9.Лаврикова, И.Н. Тверские врачи: отношение к эвтаназии / И.Н. Лаврикова // Социс (журнал «Социологические исследования»). – Москва. – 1999. – № 5. – С. 95-98. (0,4 п.л.)
10.Лаврикова, И.Н. Природа праздника: поиск истины / И.Н. Лаврикова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Кострома. – 2011. – С. 56-59. (0,4 п.л.)
11.Лаврикова, И.Н. Социализация смерти: социализация бессмертия / И.Н. Лаврикова // Вестник Московского университета МВД России. – Москва. – 2010. – № 12. – С. 178-184. (0,4 п.л.)
12.Лаврикова, И.Н. Праздник по Марксу. Очень серьезно / И.Н. Лаврикова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2010. – № 14 (85). – Серия «Философия. Социология. Культурология». – Вып. 13. – С. 229-233. (0,4 п.л.)
13.Лаврикова, И.Н. Поиск бессмертия как лекарство от страха смерти (становление представлений о смерти и бессмертии в истории культуры) / И.Н. Лаврикова // Вестник Московского университета МВД России. – Москва. – 2011. – № 1. – С. 179-184. (0,4 п.л.)
14.Лаврикова, И.Н. Праздник в современной России / И.Н. Лаврикова // Свободная мысль. Международный общественный журнал. – Москва. – 2011. – № 10 (1628). – С. 149-158. (0,4 п.л.)
15.Лаврикова, И.Н. Система праздничного действа: феномен приобщения / И.Н. Лаврикова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Кострома. – 2012. – № 1. – С. 209-213. (0,4 п.л.)
16.Лаврикова, И.Н. Сфера праздничного – зона идеологического / И.Н. Лаврикова // Социум и власть. – Челябинск. – 2012. – № 5 (37). – С. 61-65. (0,56 п.л.)
17.Лаврикова, И.Н. Смех праздничный, интерес политический / И.Н. Лаврикова // Философия и культура. – 2013. – № 5. – С. 618-627. (0,4 п.л.).
18.Лаврикова, И.Н. Некоторые размышления о культуре массового праздника / И.Н. Лаврикова // Вестник Российской нации. – Москва. – 2014. – № 1. – С. 171-185. (0,7 п.л.).
19.Лаврикова, И.Н. Свобода. «Репетируем» праздником / И.Н. Лаврикова // Вопросы культурологии. – Москва. – 2014. – № 8. – С. 29-34. (0,4 п.л.).
20.Лаврикова, И.Н. Массовый праздник: Из прошлого в настоящее / И.Н. Лаврикова // Россия и современный мир. – Москва. – 2014. – № 2. – С. 249-258. (0,4 п.л.).
III. Научные статьи, тезисы выступлений и докладов:
21.Лаврикова, И.Н. Студенты размышляют: страхи и волнения по поводу «включенности в бытие» / И.Н. Лаврикова // Научно-теоретический и учебно-методический альманах. – Выпуск №2. – Барнаул : Изд-во БГПУ. – 2001. – С. 125-130. (0,35 п.л.)
22.Лаврикова, И.Н. Проблема катарсиса в российской ментальности / И.Н. Лаврикова // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. ТФМУ, 17-18 июня, 2004 г. – Тверь. – 2004. – С. 55-57. (0,13 п.л.)
23.Лаврикова, И.Н. Сорадование как механизм выживания / И.Н. Лаврикова // ТФМУ МВД России. – Москва. – 2004. – С. 128-149. (0,8 п.л.)
24.Лаврикова, И.Н. Пантеон нечисти в акте смехотворчества у русских / И.Н. Лаврикова // Межвузовская научно-практическая конференция. ТФМУ. Тверь, 19-20 мая, 2005 г. – Тверь. – 2005. – С. 144-152. (0,5 п.л.)
25.Лаврикова, И.Н. О смехотворчестве у русских / И.Н. Лаврикова // ТФМУ МВД России. – Москва. – 2005. – С. 128-149. (1,3 п.л.)
26.Лаврикова, И.Н. Смех как фактор оздоровления общества / И.Н. Лаврикова // Материалы научно-практической конференции. Тверь, май 2005 г. – Тверь. – 2005. – С. 51-53. (0,13 п.л.)
27.Лаврикова, И.Н. Российские студенты о радостях жизни / И.Н. Лаврикова // Сб. науч. статей под ред. Н.А. Барановой. – Тверь : ООО «ИПФ Виарт». – 2006. – С. 34-39. (0,3 п.л.)
28.Лаврикова, И.Н. Умейте радоваться, чтобы жить / И.Н. Лаврикова // МосУ МВД России. – М. : Изд-во «Щит-М». – 2007. – С. 164-168. (0,25 п.л.)
29.Лаврикова, И.Н. Зрелищные формы фольклора в туристическом бизнесе / И.Н. Лаврикова // Материалы VII межвузовской научно-практической конференции СПБГИЭУ в Твери. – Тверь. – 2007. – С. 122-132. (0,62 п.л.)
30.Лаврикова, И.Н. О русском юродстве и скоморошестве в поисках национальной идеи / И.Н. Лаврикова // Человеческий фактор: общество и власть. – М. – 2007. – № 3. – С. 22-27. (0,75 п.л.)
31.Лаврикова, И.Н. О некоторых знаковых особенностях культуры русских / И.Н. Лаврикова // Ежегодник. – Волгоград : Изд-во ВолГУ. – 2007. – С. 26-30. (0,3 п.л.)
32.Лаврикова, И.Н. О патриотизме и русской национальной идее / И.Н. Лаврикова // Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции «Патриотизм и духовно-нравственное воспитание курсантов, студентов и слушателей вузов МВД России». – Тверь, – 2008. – С. 102-105. (0,2 п.л.)
33.Лаврикова, И.Н. Праздник как техника формирования личности / И.Н. Лаврикова // Сборник научных статей. – Тверь : ООО «Лаборатория деловой графики». – 2009. – С. 42-50. (0,5 п.л.)
34.Лаврикова, И.Н. Эстетика праздника: формирование вкуса у сотрудников ОВД / И.Н. Лаврикова // Материалы научно-практической конференции и научно-теоретического семинара профессорско-преподавательского состава Тверского филиала МВД России. – Тверь. – 2009. – С. 34-39. (0,4 п.л.)
35.Лаврикова, И.Н. Праздник как «территория» свободы / И.Н. Лаврикова // Материалы III Международной научно-практической конференции «Человек и общество: проблемы взаимодействия». – Саратов : ИЦ «Наука». – 2010. – С. 57-61. (0,3 п.л.)
36.Лаврикова, И.Н. О праздниках. Милиция: штрих к портрету / И.Н. Лаврикова // Материалы VIII Международной научной конференции (1 февраля – 12 марта). – Белово : ООО «Канцлер». – 2010. – Ч. 3. – С. 256-262. (0,4 п.л.)
37.Лаврикова, И.Н. Право на страх / И.Н. Лаврикова // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социально-гуманитарные чтения памяти профессора В.О. Гошевского [электронный ресурс], ФГОУ ВПО «МГТУ». – Мурманск. – 2010. – С. 493-497. (0,3 п.л.)
38.Лаврикова, И.Н. Смеховые диспозитивы власти / И.Н. Лаврикова // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза : Приволжский Дом знаний. – 2010. – С. 222-224. (0,13 п.л.)
39.Лаврикова, И.Н. Вечная антиценность культуры русских / И.Н. Лаврикова // Материалы IV Междунар. науч. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов, 30-31 марта 2010 г. – Ч.2. – Самара : изд-во Самар. гос. экон. ун-та. – 2010. – С. 35-36. (0,13 п.л.)
40.Лаврикова, И.Н. Немного о радости… / И.Н. Лаврикова // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – Краснодар. – 2010. – № 6. – Часть 2. – С. 108-115. (0,4 п.л.)
41.Лаврикова, И.Н. Платон и Аристотель о празднике как средстве воспитания личности / И.Н. Лаврикова // Сб. науч. статей. – Тверь : ООО «Лаборатория деловой графики». – 2010. – С. 67-74. (0,44 п.л.)
42.Лаврикова, И.Н. О культуре «высокого досуга» / И.Н. Лаврикова // Интернет-конференция «Пространство профессиональной коммуникации» : Тверь, 1 ноября 2011 года-31 января 2012 года. – Режим доступа : http: // www.engectver.ru. (0,4 п.л.)
43.Лаврикова, И.Н. Массовость – специфика зрелищного / И.Н. Лаврикова // Репутациология. – 2012. – № 3-4. – С. 53-60. (0,7 п.л.)