- Монополизация хозяйственной деятельности - сложный и негармоничный процесс, хотя именно монополия, а не чистая конкуренция - основной принцип, на котором строится теория рынков. Особенно противоречива, сложна и интересна для анализа хозяйственная деятельность монополий, созданных правительством и называемых закрытыми монополиями. К ним принято относить ограниченный круг производств, которые соответствуют определённым требованиям и которым государство предоставило либо защитило их исключительное право деятельности на закрытых отраслевых рынках. В экономической теории нет общего понимания категории «закрытая монополия», в том числе в качестве объекта рыночных трансформаций. Не установлен тип и не дано определение рынка, на котором работают закрытые монополии. В этой связи соискателем разработана концепция цензовых рынков, дополняющая известные положения теории монополии в части анализа поведения субъектов квазимонопольного рынка, возможного результата их взаимодействия с учётом влияния правительственного вмешательства на общественное благосостояние. Владея или пользуясь эксклюзивным ресурсом, закрытые монополии неиндифферентны для общества, поскольку оказывают существенное воздействие не только на результативность отраслевого производства, но и на макроэкономическую и политическую ситуацию в стране в целом. Таким образом, на динамику устойчивого развития существенно влияет феномен закрытой монополии, имеющий системный характер.
- Специфика цензового рынка проявляется в барьерах входа-выхода, что объективно обусловливает особый механизм его функционирования, связанный с административным блокированием, ограниченным количеством продуцирующих продавцов, высокими постоянными и низкими переменными затратами, сосредоточением в специфических сферах хозяйственной деятельности, где имеется высокий уровень конкуренции либо за сверхвысокий потребительский спрос, либо за покупку ограниченного ресурса. То есть барьеры определяют не только размер и институциональную структуру цензового рынка, но и технико-технологические характеристики производственного процесса, поведение производителя и потребителя, находя выражение через такие признаки, как уровень концентрации продавцов и покупателей, уровень дифференциации товара, уровень ценовой дискриминации, рыночная энтропия и транспарентность.
- Поскольку уровень перекрёстной эластичности сбыта объектов цензового рынка (например, рынка строительно-минерального сырья) высок (но не абсолютен), постольку он может быть сегментирован на квазимонопольные элементы. Так как государством установлены жёсткие лицензионные условия его функционирования, то данный рынок определяется как яркий прототип рынка цензового. В связи с этим обнаруживается его феномен, проявляющийся в том, что в отличие от других отраслевых рынков здесь предполагается наличие различных институциональных ограничений функционирования, ассоциируемых главным образом с амобильностью ограниченного ресурса и воплощенных в 1) субъектном составе; 2) продуктово-ресурсном; 3) правовом; 4) организационно-технологическом и 5) экономическом обеспечении.
- Наиболее распространенным представителем цензовых рынков Крыма является минерально-сырьевая база строительных материалов, позволяющая успешно развивать почти все смежные производства. При этом установлено, что обеспечение социальной стабильности здесь требует про ведения регулярного мониторинга работы горных предприятий, поскольку в ходе исследования обнаружена негативная динамика его основных индикаторов, свидетельствующих о проблемах, надвигающихся на отрасль, которые отражаются в росте производственных затрат, снижении уровня рентабельности производства, увеличении инфляционного разрыва, проявляющегося в росте разности между стоимостными величинами номинального и реального объёмов отраслевого производства.
- Анализ концентрации производства на цензовых рынках, с одной стороны, показал его высокий уровень в отдельных сегментах отраслевого выпуска, что характерно для жесткой олигополии. С другой стороны, обнаружились и сегменты относительно низкой концентрации производства, связанные с ситуацией широкой олигополии, но в условиях резкого доминирования крупных монопольных образований рынок в целом тяготеет к состоянию олигополистического сговора. Данный факт продуцирует эффект из лишней доходности как следствие высоких стратегических и административных барьеров входа при низком уровне барьеров рыночной группы, что свидетельствует о формировании квазимонопольного рынка. В результате перекрывается свободный перелив капитала между отраслями, а горные предприятия, имея рыночную власть, максимизируют экономическую прибыль.
- Один из главных элементов феномена цензовых рынков - высочайший уровень силы монопольной власти его экономических субъектов, которая проявляется в высокой заинтересованности инвестирования капитала. В силу этого аккумулируются другие квазиинституциональные императивы, основанные на превышении дохода фирм над необходимым минимумом для обеспечения расширенного воспроизводства и возможности приобретения активов предприятий по цене выше, чем их реальная восстановительная сто имость. К таким императивам можно отнести: низкий уровень концентрации производства; большую долю малых предприятий в общей их численности; создание избыточных производственных мощностей; использование эффекта масштаба; низкий уровень сегментации рынка; отсутствие кооперированного поведения; использование автономного ценообразования.
- Оценка качественных показателей функционирования цензового рынка как института становится возможной только в условиях объективного мониторинга индикаторов его основных показателей, таких как уровень цен, удельные издержки, объём производства и потребления, значение коэффициентов дуговой эластичности спроса и производства по цене. Выявление феномена цензового рынка становится возможным только тогда, когда рас чёт и анализ установленных индикаторов рассматриваются сквозь призму его производственной функции.
- Полноценное использование потенциала цензового рынка для целей устойчивого развития национальной экономики в условиях нарастающих вызовов глобального мира, его технико-технологическая трансформация через модернизацию и инноватизацию могут быть достигнуты исключительно институциональным способом, что в свою очередь способно поддержать позитивную динамику социально-экономических трансформаций общественного производства страны. Вектор институциональной модернизации цензового рынка, заключающийся в динамичном освоении естественных и приобретенных технологических инноваций, предполагает внедрение управленческо-организационных и правовых инноваций, обеспечиваемых креативностью личного фактора и качественной однородностью слоя агентов модернизации, что позволяет обеспечить снижение административных барьеров, тиражирование опыта ведущих компаний, институционализацию их статуса, создание компенсационных рыночных фондов.
- При установлении приоритетов развития экономики Крыма необходимо учесть, что одна-две отрасли (туризм и химия) не смогут обеспечить стабильность экономической системы в целом, поэтому при разработке программы социально-экономического развития Крымского федерального округа должен быть задействован потенциал местных ресурсов, основанный на модерации инноваций, оптимизации институциональной структуры отраслевых рынков, процессной инфраструктуры предприятий, вычленении из производственного процесса определенных итераций (операций) с возможной передачей их части на аутсорсинг.
- Сложившаяся институциональная структура цензового рынка Республики Крым служит детерминантом, сдерживающим рост объёма производства, его эффективность и инновационность. Осуществленное в связи с этим моделирование оптимальной структуры цензового рынка (на примере рынка строительных материалов) позволило соискателю выработать практические рекомендации по приоритетным направлениям его институционального реформирования, включая 1) организационную структуру, 2) хозяйственный уклад, 3) масштабы отраслевого производства, 4) рационализацию объёма выпуска, 5) стратегические приоритеты перестройки, 6) цель, принципы и задачи его инновационного развития в Крымском федеральном округе.
1. Єргін, С.М. Процеси монополізації на локальному ринку будіве-льно-мінеральної сировини: монографія / С.М. Єргін. – Сімферополь: Вид-во Кримського наукового центру НАН України і МОН України, 2013. – 17,4 п.л.
Раздел в коллективной монографии
2. Српн, СМ. Оцшка здатносп шститущйно1 структури сектора ви- добутку буд1вельно-мшерально1 сировини до шноващйного розвитку / СМ. Сргш // Трансформащя шноващйно-швестищйних процеав в еконошчшй ддяльносп: монограф1я; за заг. наук. ред. СП. Кирильчук, КБ. Наливайченко. - Симферополь: ВД Ар1ал, 2013. - 19,6 п.л. (0,8 авт. л.).
Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
3.Српн, СМ. Шдстави для державного регулювання закрито! моно-полй на ринку будовельно-мшерально! сировини / СМ. GpriH // Учёные записки ТНУ им. В.И. Вернадского. - Сер.: Экономика и управление. - 2009. -Т. 22 (61), № 1. - 0,6 п.л.
4.Ергин, СМ. Внешние условия функционирования сектора добычи строительно-минерального сырья / СМ. Ергин // Экономика Крыма. -2009. - №28. - 0,5 п.л.
5.Ергин СМ. Эффективность лицензионной системы в недропользовании / СМ. Ергин // Культура народов Причерноморья. - 2009. - №160. -0,5 п.л.
6.GpriH, СМ. 1нститущйш шдходи до державного регулювання сектора видобутку будовельно-мшерально! сировини в Украли / СМ. GpriH // Экономика Крыма. - 2009. - №29. - 0,5 п.л.
7.Ергин, СМ. Экономическая оценка позитивных эффектов процесса монополизации / СМ. Ергин // Экономика и управление. - 2009. - №1. -0,75 п.л.
8.Ергин, СМ. Экономические эффекты функционирования закрытых монополий / СМ. Ергин // Науков1 пращ Донецького нащонального тех-шчного ушверситету. Сер.: ЕКОНОМ1ЧНА. - 2009. - Вип. 36-2. - 0,6 п.л.
9.GpriH, СМ. Оцшка концентраци ринку буддвельно-мшерально! сировини з врахуванням його сегментаци / СМ. Српн // Науковий вюник. Одеський державний економ1чний ушверситет. - Науки: економка, полгго-лопя, 1стор1я. - 2010. - №20 (121). - 0,7 п.л.
10.GpriH, СМ. Використання теори ринюв при дослщженш локального ринку буддвельно-мшерально! сировини в Криму / СМ. Српн // Наука молода: зб1рник наукових праць молодих вчених Тернопшьського нащонального економ1чного ушверситету. - Терношль, 2010. - №14. - 0,6 п.л.
11.Ергин, СМ. Уровень концентрации производства в секторе добычи строительно-минерального сырья / СМ. Ергин // Учёные записки ТНУ им. В. Вернадского. - Сер.: Экономика и управление. - 2010. - Т. 23 (62), № 1. - 0,9 п.л.
12.Српн, СМ., Сргша, А.С. Висота 6ap´epiB на ринку буд1вельно-мшерально! сировини в Криму / СМ. Српн, А.С. Сргша // Науковий вюник. Одеський державний економ1чний ушверситет. - Науки: економка, полгго-лопя, 1стор1я. - 2011. - №81 (143). - 0,9 п.л. (0,45 авт.л.).
13.Наливайченко, СП., Ергин, СМ. Взаимосвязь уровня концентрации, высоты барьеров входа и монопольной власти на локальном рынке / СП. Наливайченко, СМ. Ергин // Учёные записки ТНУ им. В.И. Вернадского. - Сер.: Экономика и управление. - 2012. - Т. 24 (63), № 4. - 1,0 п.л. (0,5 авт.л.).
14.Ергин, СМ. Оценка потенциалов рыночного спроса и отраслевого производства в секторе добычи строительно-минерального сырья в Крыму / СМ. Ергин // Экономика Крыма. - 2012. - №2 (39). - 0,5 п.л.
15.Српн, СМ. Прогнозування р1вноважного р1вня виробництва та збуту будавельно-мшерально! сировини в Криму / СМ. Српн // Вкник агра-рно1 науки Причорномор’я. - 2012. - Вип.к 4 (68), Т. 1. - 0,6 п.л.
16.Ергин, СМ. Сравнительный анализ эффектов монополизации отраслевого рынка [электронный ресурс] / СМ. Ергин // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. - 2013. - №2. - Режим доступа: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/ article/659.pdf (дата обращения: 25.09.2013). - 1,25 п.л.
17.Ергин, СМ. Актуальные аспекты анализа барьеров отраслевого рынка применительно к условиям ускоренного развития / СМ. Ергин // Экономика и управление. - 2014. - №3. - 0,5 п.л.
18.Ергин, СМ. Характеристика параметров монополизации цензового рынка / СМ. Ергин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). - 2014. - №09 (103). - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/ 2014/09/pdf/5l.pdf (дата обращения: 12.12.2014). - 0,6 п.л.
Статьи и материалы конференций
19.Ергин, СМ. Направления рационализации экономической политики государства в сфере добычи строительно-минерального сырья / СМ. Ергин // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики Украины: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. - Симферополь, 2009. - 0,25 п.л.
20.Ергин, СМ. Определение монополии как одного из важнейших элементов современной рыночной экономики / СМ. Ергин // Современная экономическая теория и поиск эффективных механизмов хозяйствования: материалы II Всеукраинской науч.-практ. конф. - Симферополь, 2009. -0,25 п.л.
21.Српн, СМ. Ефекти процесу монопол1заци сектора видобутку бу-Д1вельно-мшерально1 сировини в умовах вщкрито1 економ1ки Украши / СМ. Српн // Решпзащя нацюнальних економ1чних штерешв Украши в рамках ев-роштеграцшних процешв: матер1али М1жнародно1 науково-практично1 кон-ференци вчених та спещшпспв. - Смферополь, 2009. - 0,25 п.л.
22.Ергин, СМ. Анализ освоения ресурсной базы строительно-минерального сырья в Крыму / СМ. Ергин // Активизация предпринимательства и международного делового сотрудничества в АР Крым: материалы конф. Минэконом АРК. - Симферополь, 2009. - 0,5 п.л.
23.Ергин, СМ. Подходы к оценке воздействия монополий на снижение эффективности производства / СМ. Ергин // Сучасна економ1чна теор1я i пошук ефективних мехашзшв господарювання: матер1али III Мжнародно! науково-практично! конференци. - Симферополь, 2010. - 0,35 п.л.
24.Ергин, СМ. Современные тенденции на рынке строительно-минерального сырья в Крыму / СМ. Ергин // Активизация предпринимательства в условиях рыночной экономики: материалы конференции Минэконом АРК. - Симферополь, 2010. - 0,5 п.л.
25.Ергин, СМ. Оценка индивидуального спроса и средних затрат на рынке строительно-минерального сырья / СМ. Ергин // Сучасна економ1чна теор1я та пошук ефективних мехашзм1в господарювання: матер1али V М1ж-народно! науково-практично1 конференци. - Симферополь, 2012. - 0,25 п.л.
26.Српн, СМ. Оцшка шститущйно1 структури ринку буд1вельно-мшерально! сировини Криму на OCHOBI економко-математичного моделю-вання / СМ. Српн // Малый и средний бизнес - основа развития экономики Крыма: материалы науч.-практ. конф. Минэконом АРК. - Симферополь, 2013. - 0,7 п.л.
27.Српн, СМ., Сргш, £.С. Рацюншпзащя галузево! структури на основ! оргашзащйного шдходу в умовах сучасно! еконошчно! кризи / СМ. Српн, С С. Српн // Державне антикризове управ лшня економшою в умовах глобшпзаци: матер1али Микнародно! науково-практично! конференци. - Кшв: КНЕУ, 2013. - 0,25 п.л. (0,15 авт.л.).
Публикации в других научных изданиях
28.Српн, СМ. Критери аншпзу закритих монопол1й / СМ. Српн // Формування ринково! економ1ки: зб. наук. праць. Спец. вин. Економ1ка п1д-приемства: теор1я i практика. Ч. 1. - Кшв: КНЕУ, 2008. - 0,4 п.л.
29.Српн, СМ., Савенко, А.С Визначення 6ap´epiB ринка i вщпов1д-них ш орган1зац1йних монопол1зованих структур / СМ. Српн, А.С Савенко // Teopii м1кро-макроеконом1ки: зб. наук. праць Академи мун1ципального управлшня. - Кшв, 2009. - Вин. 33. - 0,85 п.л. (0,75 авт.л.).
30.Ергин, СМ. Стратегические альтернативы развития лицензионной системы в отрасли добычи строительно-минерального сырья Украины / СМ. Ергин // Каз¥У ХАБАРШЫСЫ. - Экономика сериясы (Вестник Казахского национального университета имени аль-Фараби. - Сер. экономическая). - 2013. - №3 (97). - 0,75 п.л.
31.Ергин, СМ. Оценка стратегического выбора при осуществлении экономической политики на отраслевых рынках / СМ. Ергин // STUDIA UNIVERSITATIS MOLDAVIAE. - Seria §tiinţe Exacte §i Economice. - 2013. -№2 (62). - 0,55 п.л.
32. Ергин, С.М. Теоретико-экономическое обоснование развития отраслевых систем в условиях глобального кризиса [Электронный ресурс] / С.М. Ергин // Современное общество и власть. – 2014. – №2. – Режим досту па: http://gmanagement.ru/index.php/ru/arxiv/022014r (дата обращения: 25.12.2014). – 0,7 п.л.