- Впервые предметом специального историко-философского исследования духовно-академическая философия становится в начале XX века в духовно-академической среде. Внимание к ней было обусловлено не только историческим интересом к духовному образованию, но также стремлением показать важную роль духовно-академической философии, а с нею и духовных академий, в становлении русской философской культуры. Для о. Павла Флоренского и П. Кудрявцева, инициировавших интерес к духовно-академической философии, дополнительным мотивом обращения к ней было стремление отыскать единомышленников среди своих предшественников и тем самым представить собственную философию как продолжение определенной академической традиции.
- Стремление о. П. Флоренского представить большинство представителей духовно-академической философии как шеллингианцев, близких его пониманию философии, а Ф. Голубинского - как своего предшественника по части софиологии, было необоснованным. Между Флоренским и философами-академистами первой половины XIX века имело место принципиальное отличие в понимании задач и форм построения философского знания и в оценке платонизма.
- Предположение о. П. Флоренского о влиянии Ф. Голубинского на молодого Вл. Соловьева является никак не обоснованным и не согласуется с принципиальными отличиями у Голубинского и Соловьева в понимании Абсолюта.
- Наиболее выдающимся исследованием духовно-академической философии первой половины XIX века до начала 90-х годов прошлого столетия является «Очерк истории русской философии» Г. Шпета. В методологическом отношении к достоинствам работы Шпета следует отнести: а) подробный критический анализ сочинений академистов, б) демонстрацию степени их зависимости от европейской философской традиции; в) верное определение основной задачи духовно-академической философии - решение вопроса о соотношении веры и знания и рассмотрение решения этого вопроса у разных авторов; К недостаткам: а) отсутствие систематичности в изложении, б) односторонняя оценка академистов с точки зрения собственного идеала философии как свободного культурного интеллектуального творчества без внимания к этической и религиозной стороне их мировоззрения.
- Духовно-академическая философия не получила полноценного освещения и не вызвала специального интереса у религиозно ориентированных историков русской философской мысли (о. Г. Флоровского, о. В.Зеньковского). Одна из основных причин этого заключается в разном понимании идеала православной философии у преподавателей духовных академий и мыслителей русского зарубежья.
- Наиболее перспективной методологией изучения духовно-академической философии среди представленных в историко-философских работах является методология В. Гердта, рассматривающего данное направление сквозь призму учения Киреевского о двух типах просвещения и призывающего к исключительной «апостериорности» в его оценках, ориентированной на подробное изучений текстов академистов, избегающей поспешных обобщений и некритического следования непроверенным суждениям других авторов.
- Есть основание говорить о «платонизме» духовно-академической философии первой половины XIX века, проявляемого в общем для всех ее представителей учении об идеях ума и положительной, в известном смысле, оценке учения Платона. Но этот «платонизм» ориентировался на платонизм Якоби и вместе с последним выступал с резкой оппозицией пантеистическому «платонизму» Шеллинга.
- Одной из главных проблем современного изучения духовно-академической философии, препятствующих полноценному и научно-объективному ее исследованию, является избрание слишком широких тем для исследования. Вследствие этого а) взгляды одного или нескольких представителей духовно-академической философии становятся репрезентантом целого направления: частное становится выразителем общего без представления оснований для такого обобщения; б) зачастую имеет место некритическое следование взглядам и оценкам других авторов, иногда без учета специфики их подходов, особенностей используемого ими терминологического аппарата и расхождений цитируемых авторов во взглядах.
- Для полноценного изучения философского наследия представителей духовно-академической философии первой половины XIX века требуется его сопоставление с сочинениями представителей вольфианской традиции, а также немецких последователей и критиков Канта и Шеллинга, поскольку на труды данных авторов опирались практически все преподаватели философии духовных академий.
1. Коцюба, В.И. Духовно-академическая философия первой половины XIX века и ее оценка в трудах отечественных и зарубежных мыслителей и исследователей / В.И. Коцюба. - М.: НИЦ Академика, 2014. - 671 с.
2. Коцюба, В.И. Учение о человеке и принципах его культурно-исторического бытия в русской духовно-академической философии первой половины XIX века / В.И. Коцюба // Метафизика социокультурного бытия в опыте русской философии / Баранов СТ. и др. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2010. - С.132-183.
в журналах, входящих в перечень рецензируемых изданий ВАК РФ:
3. Коцюба, В.И. Антропологические проблемы в наследии Святителя Иннокентия Херсонского (Борисова) / В.И. Коцюба // Вестник ПСТГУ. Сер.1, Богословие. Философия. - 2007. -№ 2. - С. 67-86.
4. Коцюба, В.И. Понятие разума в антропологии Московской школы философского теизма первой половины XIX века / В.И. Коцюба // Вестник МГТУ -2008. - № 4. - С. 642-646.
5. Коцюба, В.И. Учение о высших способностях человека в духовных академиях Москвы и Киева в первой половине XIX в. / В.И. Коцюба // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология». - 2009. - № 12/09. -С.250-262.
6. Коцюба, В.И. Философское учение о человеке в трудах преподавателей философии Санкт-Петебургской духовной академии первой половины XIX века / В.И. Коцюба // Вестник ПСТГУ. Сер.1, Богословие. Философия. - 2010. - № 3 (31). - С.7-19.
7. Коцюба, В.И. «Александровский мистицизм» и христианская антропология / В.И. Коцюба // Вопросы философии. - 2011. - № 3. -С.90-100.
8. Коцюба, В.И. Вопрос об опытном познании человека в духовно- академической философии первой половины XIX века (концепция А.Фишера) / В.И. Коцюба // Вестник МГТУ. - 2011. - № 1. - С. 150-154.
9. Коцюба, В.И. Тема познания человека в философской антропологии В.Н.Карпова / В.И. Коцюба // Вестник славянских культур. - 2011. - № 3 (XXI). - С. 19-28.
10. Коцюба, В.И. «Александровский мистицизм» и православная аскетическая традиция / В.И. Коцюба // Вопросы философии. - 2011. - № 10. - С.92-101.
11. Коцюба, В.И. Философская тематика на собраниях первого студенческого общества Московской духовной академии / В.И. Коцюба // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология». - 2011. - № 15 (76) /11. - С.239-252.
12.Коцюба, В.И. Взгляды митрополита Филарета (Дроздова) на принципы духовной и социальной жизни человека / В.И. Коцюба // Вестник МГТУ. -2012. - № 1. - С.132-137.
13.Коцюба, В.И. О некоторых аспектах жизни и философии протоиерея Ф.А. Голубинского / В.И. Коцюба // Вестник ПСТГУ. Сер. 1, Богословие. Философия. - 2012. - № 2 (40). - С.32-45.
14. Коцюба, В.И. Можно ли считать прот. Ф.А. Голубинского провозвестником русской софиологии / В.И. Коцюба // Вопросы философии. - 2012. - № 5. - С. 103-113.
15.Коцюба, В.И. Прот. Ф.А. Голубинский и софиологическая традиция / В.И. Коцюба // Вопросы философии. - 2012. - № 12. - С. 129-141.
16.Коцюба, В.И. К.А. Неволин о пользе изучения истории философии / В.И. Коцюба // Вестник славянских культур. - 2012. - № 4 (XXVI). - С. 5-11.
17. Коцюба, В.И. Лекции протоиерея Ф.А. Голубинского как предмет историко-философского анализа / В.И. Коцюба // Вестник ПСТГУ. Сер.1, Богословие. Философия. - 2013. - № 5 (49). - С.43-59.
18.Коцюба, В.И. Духовно-академическая философия в освещении прот. В. Зеньковского. Часть I. Определение философии и вопрос о соотношении религии и свободы / В.И. Коцюба // Вопросы философии. - 2013. - № 11. - С.88-98.
19.Коцюба, В.И. Духовно-академическая философия в освещении прот. В. Зеньковского. Часть II. Становление философии в России, духовно-академическая философия, православная философия / В.И. Коцюба // Вопросы философии. - 2013. - № 12. - С.78-88.
другие научные работы:
20.Коцюба, В.И. Понятие христианской антропологии в наследии святителя Иннокентия (Смирнова) / В.И. Коцюба // Славянский мир: общность и многообразие. - Павловский Посад: Филиал РГСУ в г. Павловский Посад, 2007- С. 63-66.
21.Коцюба, В.И. Христианская антропология как предмет историко-философского исследования / В.И. Коцюба // Труды 50-й научной конференции МФТИ: Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук. Часть 10. - Москва-Долгопрудный: Изд-во МФТИ, 2007. - С. 38-41.
22. Коцюба, В.И. Христианское учение о человеке в речах митрополита Московского Филарета / В.И. Коцюба // Славянский мир: общность и многообразие. Сборник ко дню славянской письменности и культуры. Вып. 2 - Павловский Посад: Филиал РГСУ в г. Павловский Посад, 2008- С. 16-21.
23.Коцюба, В.И. В.В.Зеньковский о значении принципов христианской антропологии / В.И. Коцюба // Труды 51-й научной конференции МФТИ: Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук. Часть 10. - Москва-Долгопрудный: Изд-во МФТИ, 2008. - С. 80-83.
24.Коцюба, В.И. В.Н. Карпов о месте и значении антропологии в системе философского знания / В.И. Коцюба // Труды 52-й научной конференции МФТИ: Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук. Часть 12. - Москва-Долгопрудный: Изд-во МФТИ, 2009. - С. 4-6.
25.Коцюба, В.И. Ф.А. Голубинский о происхождении, источниках и предмете философии / В.И. Коцюба // Труды 53-й научной конференции МФТИ: Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук. Часть XII. - М.:Изд-во МФТИ, 2010. - С.8-9.
26.Коцюба, В.И. Понятие «разума» в теории познания русской духовно-академической философии первой половины XIX века / В.И. Коцюба // Труды 54-й научной конференции МФТИ: «Проблемы фундаментальных и прикладных наук естественных и технических наук в современном информационном обществе». Гуманитарные науки. - М.: Изд-во МФТИ, 2011. - С.18-19.
27.Коцюба, В.И. Подход Г.Г. Шпета к исследованию русской духовно-академической философии / В.И. Коцюба // Труды 55-й научной конференции МФТИ: Всероссийской научной конференции «Проблемы фундаментальных и прикладных естественных и технических наук в современном информационном обществе». Гуманитарные науки. - М.: Изд-во МФТИ, 2012. - С.15-16.
28.Коцюба, В.И. Освещение духовно-академической философии в немецкой историко- философской литературе XX столетия: В. Гердт / В.И. Коцюба // Труды 56-й научной конференции МФТИ: Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы фундаментальных и прикладных наук в современном информационном обществе». Всероссийской молодежной научно-инновационной конференции «Физико-математические науки: актуальные проблемы и их решения». Гуманитарные науки. - М.: Изд-во МФТИ, 2013. - С.8-9.