Научная тема: «НАЦИОНАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЕС)»
Специальность: 23.00.02
Год: 2015
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Систему образования необходимо рассматривать как единую, интегрированную целостность, для которой характерна взаимозависимость и взаимодействие составляющих ее отдельных структурных элементов. Реформирование этой системы происходит как под влиянием изменений, происходящих в ее внутренней среде, так и в результате требований, предъявляемых извне, в первую очередь, государством, которое в современных условиях вынуждено балансировать между запросами общества к образованию и требованиями, порождаемыми усилением влияния глобализации и необходимости перехода к экономике знаний.
  2. Происходящие в настоящее время изменения содержания образования, структуры системы и особенностей ее функционирования тесно связаны с проблемами формирования человеческого и социального капитала в сообществах всех уровней. В ходе эволюции происходит радикальная индивидуализация процесса обучения, формирования личности, социализации и приобретения «капитала», необходимого для последующего успешного выстраивания индивидуальной жизненной траектории.
  3. Глобализация оказывает разнонаправленное влияние на государственную политику в сфере образования. С одной стороны, растет осознание того факта, что конкурентоспособность, как отдельной страны, так и соответствующего интеграционного объединения все в большей степени начинает зависеть от того, насколько проводимая в них политика способствует внедрению и развитию инновационных и эффективных форм образования, их институциональному оформлению, стимулированию граждан к освоению новых знаний на протяжении всей их жизни, способов мышления, адекватных стремительно меняющейся внешней среде. С другой стороны, доминирующий неолиберальный тренд снижает степень готовности властных элит использовать государственные ресурсы для обеспечения социальной справедливости и ведет к стремлению максимально внедрить рыночные механизмы в социальную сферу в целом и в сферу образования, в частности. При этом трактовка образования как услуги, а не социальной ценности служит оправданием политики приватизации, коммерциализации и «делокализации» деятельности образовательных учреждений, а также использования бизнес стратегий для их развития. В результате обостряются противоречия между основными акторами образовательного процесса, возрастает конфликтный потенциал решений, принимаемых в этой сфере.
  4. Европейский Союз по целому ряду параметров национальных систем образования долгое время занимал лидирующие позиции в мире. Однако для их сохранения в условиях растущей конкуренции не только со стороны США, но и быстро развивающихся систем образования Юго-Восточной Азии требуются значительные усилия и ресурсы. Исходя из этого, современная стратегия ЕС базируется на признании того факта, что образование и профессиональное обучение играют ключевую роль в решении многих социально- экономических, демографических, экологических и технологических проблем Европы в настоящем и будущем. При этом признается, что эффективное инвестирование в человеческий капитал через системы образования и профессионального обучения являются необходимыми для обеспечения устойчивого развития обществ и более полной реализации личности, укрепления социальной солидарности и развития активного гражданства.
  5. Несмотря на общность политико-социальных проблем в системах образования европейских стран, наблюдаются существенные различия в определении приоритетов и выборе конкретных инструментов реализации государственной образовательной политики. Однако для всех государств ЕС характерна ориентация на общеевропейские стандарты, принципы и приоритеты, определяемые на уровне базовых институтов Европейского Союза. В то же время существует определенное противоречие между потребностями интеграции в сфере образования, необходимостью стандартизации и унификации национальных систем и отсутствием соответствующей компетенции у органов ЕС, запретом на обязывающие меры по гармонизации норм в сфере образования. Это, однако, не означает отсутствия возможности политического влияния на принимаемые в отдельных странах-членах Евросоюза решений, базирующейся на применении «мягкого права» и обязательности соблюдения основных прав и свобод граждан ЕС.
  6. В условиях доминирования гуманистического вектора в европейском общественном сознании происходят существенные изменения идеологического насыщения содержания образования, в котором все более широкое распространение получают идеи мультикультурализма, толерантности, гендерного равенства, устойчивого развития. Отражением специфики данного этапа европейской интеграции является усиление направленности образования на формирование европейской идентичности и предпринимательского духа молодого поколения.
  7. Несмотря на декларируемую государством приверженность равенству возможностей и социальной справедливости в вопросах образования, в странах ЕС нарастает обеспокоенность нарушением баланса между равенством, неравенством и свободой, усилением зависимости качества получаемого образования от социально- экономических детерминантов, нарастанием социальной эксклюзии, что в значительной степени является следствием усиления миграционных потоков под влиянием глобализации, необходимостью включения в процесс получения образования многочисленных обучающихся из семей мигрантов, не имеющих в противном случае шансов на интеграцию.
  8. Реформирование систем образования под влиянием глобализации охватывает не только содержательную, но и организационную сферу функционирования образовательных учреждений. Особую сложность определения оптимального для данной конкретно- исторической ситуации соотношения централизации и децентрализации, определяемого уникальным для каждой страны комплексом культурных, социальных, политических и экономических факторов, детерминирующих внешнюю и внутреннюю среду национальной системы образования. В то же время при всех различиях общим для всего образовательного пространства страны, как правило, является фиксированное время начала получения образования, обязательный срок обучения, а также участие национального государства в финансировании всех видов образования. Без соблюдения этих условий невозможно говорить об образовании конкретной страны как системном объекте.
  9. В настоящее время одним из центральных вопросов в рамках дискуссий о государственной образовательной политике является вопрос об автономия отдельного учебного заведения. Возможность самостоятельности в деятельности образовательных учреждений рассматривается в качестве одного из важнейших политических факторов в повышении эффективности системы образования в современных условиях. Автономия становится одним из решающих организационных факторов, влияющих на получаемые в отдельном учебном заведении и во всей системе образования результаты, поскольку большая свобода в распределении ресурсов, организации труда преподавателей при сохранении необходимого эффективного контроля и многоаспектной ответственности за качество предоставляемых услуг, стимулирует совместную творческую деятельность педагогических коллективов и диссеменацию лучших образовательных практик.
  10. Современная Россия все глубже начинает входить в общее глобальное образовательное пространство, стремится на равных конкурировать с другими странами и регионами, ориентируясь на получаемые ими результаты. Однако при этом представляется недопустимым слепое копирование зарубежного опыта в силу уникальности соотношения факторов внешней и внутренней среды национальной системы образования. В то же время необходимо всесторонне изучать опыт стран ЕС, стремиться к объективной оценки положительных и отрицательных последствий проводимых в этом регионе реформ, опираясь не только на официальную точку зрения, но и учитывая ее критику со стороны профессиональных сообществ и широкой общественности.
Список опубликованных работ
Монографии и статьи в коллективных монографиях:

1.Насонкин, В.В. Политика и практика ведущих зарубежных стран по привлечению иностранных граждан на обучение (монография) / Г.Ф. Ткач, В.В. Насонкин. – М. : РУДН, 2012. – 252 с. – 8,0/16,0 п.л.

2.Насонкин, В.В. Основные проблемы государственной образовательной политики в условиях глобализации (монография) / В.В. Насонкин. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 123 с. – 7,75 п.л.

3. Насонкин, В.В. Гендерные аспекты государственной политики в образовании (на примере стран Европейского Союза) (монография) / Г.И. Грибанова, В.В. Насонкин. – СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2014. – 150 с. – 4,7/9,4 п.л.

Научные статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах и изданиях:

4. Насонкин, В.В. Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование: проблемы и перспективы развития федерального законодательства / В.В. Насонкин // Ежегодник российского образовательного законодательства. – 2009. – Т. 4, Вып. 3–4. – С. 141–155. (0,7 п.л.)

5.Насонкин, В.В. Реализация норм международного права о статусе педагогического работника в российском законодательстве / В.В Насонкин // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2010. – № 11. – С. 11–16. (0,6 п.л.)

6.Насонкин, В.В. К вопросу об использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации: правовой аспект / И.П. Василюк, В.В. Насонкин // Ежегодник российского образовательного законодательства. – 2010. – Т. 5, Вып. 2. – С. 200–207. (0,25/0,5 п.л.)

7. Насонкин, В.В. Конституционное право на образование в решениях российских судов: поиск баланса между частными и публичными интересами / В.В. Насонкин // Ежегодник российского образовательного законодательства. – 2011. – Т. 6. – С. 153–178. (1,0 п.л.)

8. Насонкин, В.В. Политические аспекты реализации права на образование в федеративном государстве (на примере ФРГ) / В.В. Насонкин // Власть. – 2012. – № 9. – С. 114–117. (0,5 п.л.)

9. Насонкин, В.В. Реализация права на образование в проблемных районах городов Европы / В.В. Насонкин // Право и образование. – 2012. – № 11. – С. 65–74. (0,9 п.л.)

10. Насонкин, В.В. Роль образования в формировании европейской идентичности / В.В. Насонкин // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2012. – № 12. – С. 25–29. (0,7 п.л.)

11. Насонкин, В.В. Актуальные направления политики стран Европейского Союза в сфере образования (на примере Австрии) / В.В. Насонкин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 12 (26), Ч. 1. – С. 167–173. (0,7 п.л.)

12. Насонкин, В.В. Правовой статус педагогических работников: сравнительный анализ правового регулирования в субъектах Российской Федерации / В.В. Насонкин // Ежегодник российского образовательного законодательства. – 2012. – Т. 7. – С. 36–49. (0,8 п.л.)

13.Насонкин, В.В. Политическое значение автономии образовательного учреждения в формировании эффективной многоуровневой системы управления образованием / В.В. Насонкин // Политика и общество. – 2013. – № 2 (98). – С. 212–219. (0,8 п.л.)

14.Насонкин, В.В. Политика и практика ведущих зарубежных стран по привлечению иностранных граждан на обучение / В.В. Насонкин // Политика и общество. – 2013. – № 3 (99). – С. 270–281. (0,8 п.л.)

15. Насонкин, В.В. Современная образовательная политика России: вызовы и направления реализации / В.В. Насонкин // Право и образование. – 2013. – № 3. – С. 4– 15. (1,0 п.л.)

16.Насонкин, В.В. Гражданское образование в Европейском Союзе: базовые принципы и подходы / В.В. Насонкин // Инновации в образовании. – 2013. – № 3. – С. 97–107. (0,7 п.л.)

17.Насонкин, В.В. Основные составляющие стратегии ЕС в сфере образования / В.В. Насонкин // Этносоциум и межнациональная культура. – 2013. – № 3 (57). – С. 168–175. (0,8 п.л.)

18. Насонкин, В.В. Роль образования в политической социализации молодежи / В.В. Насонкин // Труд и социальные отношения. – 2013. – № 4 (106). – С. 55–62. (0,7 п.л.)

19. Насонкин, В.В. Теоретико-методологические подходы к изучению системы образования в современном обществе / В.В. Насонкин // Политика и общество. – 2013. – № 10 (106). – С. 1213–1220. (0,8 п.л.)

20. Насонкин, В.В. Проблема определения и реализации общеевропейской политики в сфере образования / В.В. Насонкин // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2014. – № 1 (15). – С. 17–29. (0,8 п.л.)

21. Насонкин, В.В. Формирование концепции инклюзивного образования как стратегическое направление эффективной образовательной политики / В.В. Насонкин // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2014. – № 4 (39). – С. 32–36. (0,7 п.л.)

22.Насонкин, В.В. Обучение предпринимательству в европейских школах как один из приоритетов государственной образовательной политики / В.В. Насонкин // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2014. – № 4 (39). – C. 37–40. (0,6 п.л.)

23.Насонкин, В.В. Системный подход как метод изучения системы образования / В.В. Насонкин // Этносоциум и межнациональная культура. – 2014. – № 10 (76). – С. 41–47. (0,8 п.л.)

24. Насонкин, В.В. Глобализация, локализация, глокализация: влияние внешних факторов на развитие системы образования в современном мире / В.В. Насонкин // Этносоциум и межнациональная культура. – 2014. – № 10 (76). – С. 58–64. (0,9 п.л.) Научные статьи, научно-практические материалы:

25. Насонкин, В.В. Образовательные отношения как основа совершенствования законодательства об образовании / В.В. Насонкин // Становление и тенденции развития российского образовательного права в контексте отечественных традиций, европейских и мировых тенденций. Материалы научно-практического семинара (20 февраля 2007 г.). – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – С. 10–26. (0,7 п.л.)

26. Насонкин, В.В. Законодательное регулирование участия государственных вузов в имущественных отношениях / В.В. Насонкин // Законодательство в сфере образования: обеспечение частных и публичных интересов (Материалы научно-практической конференции. Москва, 11 апреля 2007 г.). – М. : ИД «Юриспруденция», 2007. – С. 83–89. (0,5 п.л.)

27. Насонкин, В.В. Государственная политика в сфере образования и вызовы XXI века / В.В. Насонкин // Вестник Совета Федерации. – № 4. – М. : Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2013. – С. 68–75. (0,9 п.л.)

28. Насонкин, В.В. Проблема разграничения полномочий в сфере образования в федеративных государствах – членах Европейского Союза (тезисы) / В.В. Насонкин // «Политология XXI век: политические ценности и политические стратегии» [Электронное издание] / под ред. В.М. Капицына, В.И. Коваленко, П.А. Цыганкова, Ю.И. Шелистова, А.А. Ширинянца; сост. А.И. Волошин. – М. : Издательство Московского университета, 2013. – 1 электронный опт. диск (CD-ROM). – Режим доступа: http://polit.msu.ru/pub/XXI-2/index.htm. (0,4 п.л.)