- Тема киноискусства «реальность и игра» связана с проблемой подлинного и мнимого существования героя кинопроизведения, которая наиболее адекватно выражается в конфликте «внутреннего» и «внешнего» человека.
- Драматическая борьба «внутреннего» и «внешнего» человека является основой драматургического конфликта внутреннего вида, который выражается в столкновении двух начал в душе киногероя, также в трагическом противостоянии двух его возможных судеб. Первому началу соответствует представление о личности, лице, призвании. Второму -представление массовом ловеке, личине, внешнем ролевом существовании.
- Рассмотрено как в киноискусстве ХХ века разрабатывается тема «реальность и игра» в свете оппозиций: реальности и игры в другого как проблемы ролевого существования; реальности и иллюзии, выражающейся в тенденции сокрытия истины в кинотворчестве; реальности и сна как упования на безграничные возможности подсознания; реальности утопизма как веры в осуществимость «земного рая», следствием которой становится принесение личностной свободы в жертву земным ценностям.
- Рассмотрены позитивные аспекты феномена игры, переживаемой как бытие, выражающиеся в творческой самореализации, частным случаем которой является актерское искусство.
- Установлено, что игра в фильме И. Бергмана «Фанни и Александр», являющемся вариацией на тему шекспировского «Гамлета», носит амбивалентный характер: только благодаря игре, к которой прибегает главный герой картины, ему удается угадать свое призвание, исполнить свое предназначение.
- Доказано, что одним из способов выражения незримого авторском кинематографе является специфическая визуальная метафора, ориентированная на сверхчувственную реальность.
- Сформулирована и проанализирована целостная концепция синтеза реальности и игры как экзистенциальных феноменов.
1. Перельштейн Р.М. Конфликт «внутреннего и «внешнего» человека в киноискусстве. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012 - 225 с. (14 а.л.) - (Humanitas) ISBN 978-5-98712-076-7.
Публикации в журналах, включенных в перечень ВАК РФ
2.Перельштейн Р.М. Феномен псевдоличности в западном и отечественном кинематографе 60-80-х годов // Театр. Живопись. Кино. Музыка. РУТИ -ГИТИС. - 2010. - №1. - С. 142-164. (1,0 а.л.).
3.Перельштейн Р.М. Художник и репрессии - размышления на тему // Вестник ВГИК. - 2010. - №3-4. - С. 254-259. (0,3 а.л.).
4.Перель штейн Р.М. Реальность и иллюзия в фильмах «Расемон» и «Гражданин Кейн» // Театр. Живопись. Кино. Музыка. РУТИ - ГИТИС. -2010. - №4. - С. 137-149. (0,6 а.л.).
5.Перель штейн Р.М. Конфликт «внутреннего» и «внешнего» человека как архетипическая тема киноискусства // Вестник ВГИК. - 2011. - №7. - С. 67-77. (0,6 а.л.).
6.Перель штейн Р.М. Гамлет снимает маски // Театр. Живопись. Кино. Музыка. РУТИ - ГИТИС. - 2012. - №4. - С. 89-121. (1,4 а.л.).
7.Перельштейн Р.М. Реальность и игра в «другого» сквозь призму кинематографа // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2012.- №4. - С. 157-166. (0,5 а.л.).
8.Перельштейн Р.М. Фильм Питера Гринуэя «Отсчет утопленников» сквозь призму сюрреализма// Вестник ВГИК. - 2013. - №15. - С. 70-77. (0,4 а.л.).
9.Перель штейн Р.М. О четырех ловушках фильма А Тарковского «Сталкер» // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2013.- №1. - С. 8-14. (0,5 а.л.).
10.Перельштейн Р.М. Легкое дыхание утопии в фильме А. Германа «Мой друг Иван Лапшин» // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2013.-№2.- С.173-180. (0,4 а.л.).
11.Перельштейн Р.М. Неудавшийся вятой фильме А. Майо «Окаменевший лес» // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2013.-№3. - С. 108-112. (0,3 а.л.).
12.Перель штейн Р.М. Видимый и невидимый мир в фильме Л Бунюэля «Виридиана» // Вестник ВГИК. - 2013. - №18. - С.104-110. (0,4 а.л.).
13.Перельштейн Р.М. Мир падших вещей в фильме И. Хейфица «Дама с собачкой» // Мир русского слова. - 2013.- №3. - 85-91. (0.6 а.л.).
14.Перель штейн Р.М. Апельсин как символ сверхчувственной реальности в фильме . Муратовой «Короткие встречи» // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2014. - №1. - С.77-81. (0,3 а.л.).
15.Перельштейн Р.М. Немецкий киноэкспрессионизм на пороге «комнаты желаний» // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2014. - №2. -С.57-62. (0,3 а.л.).
16.Перельштейн Р.М. Реальность и игра как тема фильмов «Прекрасная спорщица», «Кто боится Вирджинии Вулф?», «Правила игры» // Театр. Живопись. Кино. Музыка. РУТИ - ГИТИС. - 2014. - №2. - 103-111. (0.3 а.л.).
Другие публикации
17.Перельштейн Р.М. Пролетарская Богородица Александра Аскольдова // Вестник ВГИК. - 2009. - №1. - С. 48-58. (0,6 а.л.).
18.Перельштейн Р.М. Фильм о фильме. Реальность и игра // Вестник ВГИК. - 2010. - №2. - С. 94-103. (0,6 а.л.).
19.Перельштейн Р.М. Ад - дело рук человека. «Фауст», режиссер Александр Сокуров // Искусство кино. - 2012 - №9. - С. 129-135. (0.4.а.л.).
20.Перельштейн Р.М. Образ «внутреннего» человека в киноновелле А Куросавы «Слепой дождь» // Кино|текст: материалы секции XL Международной филологической научной конференции, 2011 года. Отв. ред. Л.Д. Бугаева. СПб.: СПбГУ, 2012. С. 109-115. (0,4 а. л.).
21.Перель штейн Р.М. Метафизическое измерение культуры // Искусство между Сциллой и Харибдой. Материалы семинара-обсуждения книги: В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства (М.: Прогресс - Традиция, 2012. - 840 с, илл.) (0.1.а.л.) http://www.iph.ras.ru/search.htm.
22.Перель штейн Р.М. Проблема вербального и визуального в кинотворчестве. // Кино|текст: материалы секции XLI Международной филологической научной конференции, 2012 года. Отв. ред. Л.Д. Бугаева. СПб.: СПбГУ, 2012. С. 98-109. (0,7 а. л.).
23.Перельштейн Р.М. Ситуация «отчасти», «между», «пост» как залог «полноты бытия» // Триалог плюс. М.: Прогресс - Традиция, 2013. С.461-469. (0,4 а.л.).
24.Перель штейн Р.М. Вестничество Зинаиды Миркиной // Филология: научные исследования. - 2013. - №4. - С.311-323. (1.4 а.л.).
25.Перельштейн Р.М. На глубине бытия. // Дороги духа и зигзаги истории. М.; СПб.: «Центр гуманитарных инициатив», 2013. [Сб.]. С.398-413. (1 а.л.) - (Серия «Российские Пропилеи»).
26.Perelshtein R. New Testament Motifs in Russian cinematic dramaturgy of the 1960-1980s. // Texts. - 2013 - № 1. - С.75-79. (0,3 а.л.).
27.Perelshtein R. A Failed Saint in Archie Mayo’s «The Petrified Forest» // Texts. - 2013 - № 4. - С.12-15. (0,3 а.л.).