Научная тема: «РАЗВИТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Развитие научно-дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе - это процесс качественных изменений, приводящих к концептуализации знания. Движущей силой развития выступает противоречие между концептуальным и фактуальным базисом научно-дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе. Изучение развития научно-дидактического знания строится на основе гносеологической модели, в которой фиксируются дидактические факты, отражающие устойчивые закономерности процесса обучения в вузе, и концептуальный базис как сложная, многоуровневая система дидактических понятий, интерпретаций, идеализаций, концепций, теорий.

2. На основе различий во взаимоотношении теории и практики можно выделить следующие этапы процесса развития научно-дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе: первый этап связан с классической научной рациональностью (ХVIII-XIX вв.), когда происходит зарождение идей об обучении в высших учебных заведениях. Взаимодействие теории с практикой осуществляется через руководство на основе общих требований, норм, правил. Это время становления общей дидактики как единой теоретической основы, изучающей «всеобщие начала преподавания». Второй этап приходится на конец XIX - первую половину XX в., когда происходит оформление и развитие в рамках дидактики исследовательского направления, изучающего образовательный процесс в вузе. Теория и образовательная практика на этом этапе находятся в отношениях равноправного сотрудничества. Третий этап развития научно-дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе (со второй половины XX в. по настоящее время) связан с трансформацией дидактики, вызванной распространением постнеклассической научной рациональности, когда масштабность и диверсификация практики высшего образования определяют векторы развития научных исследований.

3. В процессе развития научно-дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе происходит изменение его базисных элементов. С позиций гносеологической модели исследования научного знания такими элементами выступают: предмет исследования, теоретическое ядро, позиция ученого, ведущий метод исследования, принципы получения нового знания, основные тематические структуры, способы взаимодействия теории с практикой, что позволяет охарактеризовать особенности развития научно-дидактического знания на каждом из этапов.

На первом этапе предметом исследования были «всеобщие начала преподавания», ученый занимал позицию теоретика, который проводит исследование методом наблюдения, логического рассуждения, обобщения опытных фактов, анализа «чувственного опыта». Основные принципы получения нового знания - принцип субъект-объектного познания, принцип ведущей роли теоретического познания по отношению к эмпирическому, принцип историзма, детерминизма, принцип рациональности процесса познания. Теоретическим ядром выступает дидактическое отношение «учитель - ученик» при ведущей роли учителя, а центральной тематической структурой - метод обучения.

На второй этапе предметом исследования становятся закономерности процесса обучения в высшей школе, ученый-дидакт выступает активным участником исследовательского процесса, экспериментатором, в основе исследовательской деятельности лежит системный подход и логическая формализация. Распространяются такие исследовательские принципы, как объективность, единство логического и исторического, выдвижение альтернативных гипотез и их проверка и др. Усложняется дидактическое отношение «преподаватель - содержание образования - студент», увеличивается количество тематических структур (цель обучения, содержание образования, закономерности и принципы обучения, методы обучения, преподаватель и его взаимодействие со студентом, организация процесса обучения и др.).

На третьем этапе предметом исследования становится образовательный процесс в высшей школе как сложная саморазвивающаяся система. Постоянные преобразования образовательной практики меняют позицию ученого - он выступает свидетелем, фиксирующим изменения, и проектировщиком образовательного процесса. Распространение методологии системно-синер-гетического подхода актуализирует применение методов прогнозирования, сценирования, моделирования и проектирования. Среди базовых принципов получения нового знания - принцип социокультурной обусловленности образовательного процесса, нелинейности, вероятности, открытости и т. д. В основном дидактическом отношении «преподаватель - содержание образования - студент» ведущим элементом становится самостоятельная работа студента с учебным содержанием. Закрепляются и оформляются основные тематические структуры дидактики высшей школы.

4. Современный этап развития научно-дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе связан с накоплением научных фактов, подтверждающих изменения образовательного процесса в вузе, и с недостаточностью научного осмысления этих изменений в дидактических исследованиях на уровне теорий и концепций. Преодолению указанного противоречия будет способствовать решение научно-методологических проблем современной дидактики высшей школы, среди которых: проблема методологического разрыва между классической, неклассической и складывающейся постнеклассической дидактикой, поиска механизмов осуществления преемственности идей дидактики высшей школы в условиях изменений, происходящих в науке и образовании; проблема выявления влияния социокультурных факторов на обучение в высшей школе и осмысление связанных с этим изменений образовательного процесса; проблема обоснования исследовательских стратегий, учитывающих специфику современного дидактического знания; проблема выстраивания этоса и самосознания современной дидактики высшей школы; проблема поиска оснований построения терминологической матрицы дидактики высшей школы, выявления закономерностей развития ее понятийно-категориального аппарата, исследования дидактического дискурса.

5. В развитии научно-дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе прослеживаются следующие тенденции:

  • на всех этапах развития научно-дидактического знания темпы роста фактов опережают развитие концептуальных идей, преобладают исследования, посвященные фиксации дидактических фактов, их терминологической характеристике, разработке методов эмпирического исследования образовательного процесса в вузе;
  • качественные изменения в базисных элементах научно-дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе на каждом из этапов определяют особенности его концептуального оформления;
  • формами систематизации научного содержания дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе являются концепции, принципы и технологии (концептуальный и технологический уровни), которые базируются на выводах, сделанных в работах по общей дидактике (теоретический и философский уровни).
Список опубликованных работ
Монографии и главы в коллективных монографиях:

1.Макарова, Н. С. Дидактика высшей школы: от классических оснований к постнеклассическим перспективам : моногр. / Н. С. Макарова, Н. А. Дука, Н. В. Чекалева. – Омск : Амфора, 2011. – 228 с.

2.Социокультурная обусловленность теории и практики постнеклас-сического образовании : моногр. / Н. С. Макарова. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. – 138 с.

3.Оценка качества повышения квалификации педагогических кадров в инновационном образовании : моногр. / Н. С. Макарова, Н. А. Дука, Т. О. Дука, Ю. Б. Дроботенко, Н. В. Чекалева. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. – 130 с.

4. Инновации в оценке качества повышения квалификации педаго гов : моногр. / Н. А. Дука, Т. О. Дука, Ю. Б. Дроботенко, А. П. Козули- на, Н. С. Макарова, М. В. Мякишева, Е. А. Павленко, А. П. Тряпицина, Н. А. Чуркина, А. А. Филимонов ; под ред. Н. В. Чекалевой. – Омск : ЛИТЕРА, 2013. – 334 с.

5. Макарова, Н. С. Деятельность преподавателя современного вуза по реализации изменений в образовании / Н. С. Макарова, Ю. Б. Дроботенко, Н. В. Чекалева // Образование как целевой ресурс в развитии личности: те ория, методология, опыт : моногр. / науч. ред. А. Г. Маджуга ; СФ БашГУ, СПбГУ, ТашГПУ им. Низами. – Стерлитамак : Фобос, 2014. – С. 300–312.

Научные статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией:

6.Макарова, Н. С. Формы осуществления инноваций в системе высшего образования в России / Н. С. Макарова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – Омск : Изд-во ОмА МВД России, 2008. – С. 70–73.

7.Макарова, Н. С. Синергетические перспективы трансформации дидактики высшей школы / Н. С. Макарова // Казанская наука. – 2010. – № 2. – С. 341–347.

8.Макарова, Н. С. Социокультурные основания трансформации дидактики высшей школы / Н. С. Макарова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 4. – С. 171–175.

9.Макарова, Н. С. Трансформация как понятие, адекватно отражающее сущность перемен в дидактике высшей школы / Н. С. Макарова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электрон. науч. журн. – 2010. – Май. – ART 1408. – URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1408. htm (дата обращения: 20.05.2010).

10.Макарова, Н. С. Современные подходы к исследованию образования в постнеклассической перспективе / Н. С. Макарова, Ю. Б. Дроботен-ко // Философия образования. – 2010. – № 4 (33). – С. 22–29.

11.Макарова, Н. С. «Золотое правило дидактики» в высшей школе XXI в. / Н. С. Макарова // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 1. – C. 150–154.

12.Макарова, Н. С. Междисциплинарный экзамен как форма государственной аттестации выпускников педагогического университета / Н. С. Макарова, Е. Ю. Навойчик, Е. А. Черкевич, Е. В. Черненко // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электрон. науч. журн. – 2011. – Июнь. – ART 1593. – URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1593.htm (дата обращения: 08.07.2011).

13.Макарова, Н. С. Постнеклассические модели процесса обучения в вузе / Н. С. Макарова // Казанская наука. – 2011. – № 8. – С. 279–282.

14.Макарова, Н. С. Историко-педагогическая экспертиза – методологический ориентир исследований в области дидактики высшей школы / Н. С. Макарова // Человек и образование. – 2012. – № 2. – С. 194–197.

15.Макарова, Н. С. Дидактический анализ изменений в подготовке современных педагогических кадров / Н. С. Макарова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. – 2013. – № 10. – С. 131–140.

16.Макарова, Н. С. Исследование изменений в образовательном процессе современного вуза: проблема выбора адекватной методологии / Н. С. Макарова, Ю. Б. Дроботенко, Н. В. Чекалева // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. – 2013. – № 10. – С. 47–58.

17.Макарова, Н. С. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого регионального взаимодействия / Н. С. Макарова, О. В. Волох, Н. В. Че-калева // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – 2014. – № 166. – С. 144–150.

18.Макарова, Н. С. Отражение изменений образовательного процесса вуза в деятельности преподавателя / Н. С. Макарова // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 191–194.

19.Макарова, Н. С. Фокус-групповое исследование изменений образовательного процесса в современном вузе / Н. С. Макарова, Ю. Б. Дробо-тенко // Науковедение : интернет-журнал. – 2014. – № 2 (21). – URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/63PVN214.pdf (дата обращения: 23.10.2014).

20.Макарова, Н. С. Концепция развития дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе / Н. С. Макарова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – URL: http://www.science-education.ru/119-14729 (дата обращения: 03.10.2014).

21.Макарова, Н. С. Дидактический анализ изменений образовательного процесса в высшей школе / Н. С. Макарова // Науковедение : интернет-журнал. – 2014. – № 5 (24). – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/54PVN514.pdf (дата обращения: 23.10.2014).

Научные статьи в сборниках научных трудов и материалов конференций:

22.Макарова, Н. С. Дидактические концепции высшего образования: социокультурный аспект / Н. С. Макарова // Международные юридические чтения : материалы науч.-практ. конф. (Омск, 25 апреля 2008 г.). – Омск : Изд-во Ом. юрид. ин-та, 2008. – Ч. 1. – С. 185–188.

23.Макарова, Н. С. Направления трансформации классической дидактики высшей школы в современной социокультурной ситуации / Н. С. Макарова // Язык. Культура. Образование : сб. ст. регион. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию фак. иностр. яз. ОмГПУ. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. – С. 242–249.

24.Макарова, Н. С. Осмысление теоретических основ классической дидактики высшей школы / Н. С. Макарова, Н. А. Дука // Проблемы формирования и развития компетенций обучаемых в системе высшего профессионального образования : материалы межвуз. учеб.-метод. конф. – Омск : Изд-во ОмА МВД России, 2009. – С. 11–15.

25.Макарова, Н. С. Сценарное моделирование дидактических трансформаций в высшей школе / Н. С. Макарова // Инновационные проблемы профессионального образования : сб. науч. ст. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2010. – Вып. 4. – С. 100–108.

26.Макарова, Н. С. Трансформация дидактики высшей школы в логике типов научной рациональности / Н. С. Макарова // Российское образование в XXI веке (философские, социально-культурные и психолого-педагогические аспекты) : материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Бийск, 1–4 июля 2010 г.) / Алтайская гос. акад. образования им. В. М. Шукшина. – Бийск : АГАО им. В. М. Шукшина, 2010. – С. 156–162.

27.Макарова, Н. С. Нелинейность в вузовском обучении: от теории к практике / Н. С. Макарова // Образовательная среда как фактор качественной профессиональной подготовки : материалы Всерос. науч.-метод. конф. / СГУПС, НТИ МГУДТ. – Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2011. – С. 241– 244.

28.Макарова, Н. С. Сценарии перехода от классической к постнеклас-сической дидактике высшей школы / Н. С. Макарова, Н. А. Дука // Интегра-тивное обучение в вузе: возможности, опыт перспективы : материалы Меж-дунар. учеб.-метод. конф. – Омск : Ом. акад. МВД России, 2011. – С. 10–14.

29.Макарова, Н. С. Этапы становления дидактики высшей школы / Н. С. Макарова // Педагогика в современном мире : сб. ст. Всерос. науч. конф. – СПб. : Лема, 2011. – С. 228–231.

30.Макарова, Н. С. Теория обучения в вузе: ответ на современные вызовы / Н. С. Макарова // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Новокузнецк : КуЗГПА, 2012. – С. 103–108.

31.Макарова, Н. С. Структура и содержание учебной дисциплины «Дидактика высшей школы» в программах повышения квалификации / Н. С. Макарова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2012. – № 3 (12). – С. 33–40.

32.Макарова, Н. С. К проблеме выявления специфики дидактики высшей школы / Н. С. Макарова // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 1 (8). – С. 203–205.

33.Макарова, Н. С. Концепция оценки качества повышения квалификации педагогов в инновационном образовании / Н. С. Макарова, Н. В. Чека-лева // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2013. – № 3 (14). – С. 155–158.

34.Макарова, Н. С. Диагностика дидактической компетентности преподавателей вуза / Н. С. Макарова // Компетентностный подход в обучении: формирование и оценивание компетенций : сб. науч. тр. учеб.-метод. конф. / отв. за вып. : А. Г. Парадников, А. В. Шувалов, Т. Ю. Морозова. – Омск : Ом. акад. МВД России, 2013. – С. 79–83.

35.Макарова, Н. С. Развитие дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе / Н. С. Макарова // Вестн. Ом. гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. – 2014. – № 2 (3). – С. 104–107.

36.Макарова, Н. С. Развитие образовательной практики в высшей школе России в конце XIX – XX вв. / Н. С. Макарова // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и образовании : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. – Омск : Полиграф. центр КАН, 2014. – С. 292–298.

Научные статьи в сборниках научных трудов и материалов конференций, изданных за рубежом:

37.Макарова, Н. С. Дидактика высшей школы в эпоху постнеклассичес-кой научной рациональности / Н. С. Макарова // Поглед въерху световната наука : материали за 6-а Междунар. науч.-практ. конф. Т. 17. Педагогически науки. – София : Бял ГРАД-БГ ООД, 2010. – С. 30–34.

38.Макарова, Н. С. Дидактика высшей школы в структуре педагогического знания / Н. С. Макарова // Globalizбcia a vzdelбvanie učiteľov : sympуzium bolo prнspevkom katedry k oslavбm 65 / Vэročia zaloћenia pedagogickej fakulty univerzity Komenskйho v Bratislave. – Bratislava, 2012. – S. 206–215.

Учебные пособия, научно-методические материалы:

39.Макарова, Н. С. Непрерывная педагогическая практика в логике контекстно-компетентностного подхода : учеб.-метод. пособие / Н. С. Макарова, С. В. Никитина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. – 198 с.

40.Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в магистратуре современного университета : науч.-метод. материалы (Гриф УМО по направлениям педагогического образования) / Н. С. Макарова, Ю. Б. Дроботенко, Н. А. Дука, С. В. Никитина, Г. П. Синицына, Н. В. Чека-лева. – СПб. : ООО «Книжный Дом», 2009. – 248 с.

41.Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в подготовке магистра образования : учеб. пособие (Гриф УМО по направлениям педагогического образования) / Н. С. Макарова, Ю. Б. Дроботенко, Н. А. Дука, С. В. Никитина, Г. П. Синицына, Н. В. Чекалева. – СПб. : ООО «Книжный Дом», 2010. – 160 с.

42.Макарова, Н. С. Трансформация дидактики высшей школы : учеб. пособие / Н. С. Макарова. – М. : Флинта, 2012. – 180 с.

43.Макарова, Н. С. Изменения в теории и практике современного образования : учеб. кейсы для магистратуры и аспирантуры / Н. С. Макарова, Ю. Б. Дроботенко. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. – 112 с.

Научные отчеты:

44. Исследование взаимосвязи классической и постнеклассической дидактики в современной высшей школе. Фундаментальное исследование : отчет о НИР / рук. Н. В. Чекалева ; исполн. : Н. С. Макарова, Н. А. Дука, Н. В. Чекалева. – Омск, 2010. – Рег. номер ВНТИЦ 01.2.006.09947.