- Состояние методологии и качества научно-педагогических исследований в Таджикистане может быть охарактеризовано как затянувшийся системный кризис, необходимость выхода из которого отчетливо осознаётся на всех уровнях педагогической науки: от соискателей-исполнителей до ведущих методологов и специалистов-экспертов. В числе обуславливающих данный кризис факторов имеют место быть:
- недостаточная структурированность, формализация, детализация и применимость к научным исследованиям используемых квалиметрических показателей и критериев;
- недостаточность методологической подготовки аспирантов, соискателей, вследствие чего наблюдается эклектичность, а порой и противоречивость методологических установок исследователей при использовании эмпирических и теоретических методов исследования;
- слабость развития и низкая доступность информационно-статистической базы педагогики, особенно в аспектах актуальной проблематики и оценки качества выполненных исследований;
- недостаточная критичность экспертов выпускающих кафедр, рецензентов, оппонентов и членов диссертационных советов к соблюдению стандартов НПИ, провоцируемая перечисленными выше факторами и конъюнктурными обстоятельствами.
- Типичные недостатки диссертационных работ по педагогике, выполненных в Республике Таджикистан за последние 20 лет заключаются:
- в неактуальности и узости формулируемых тем и гипотез;
- в небрежности и некорректности формулировок, нелогичности повествования, недостаточно высокой языковой грамотности и культуре соискателей;
- в откровенном заимствовании идей, частей текста, отсутствии новизны в положениях, выносимых на защиту;
- в низкой репрезентативности источниковедческой и эмпирической базы. Личные наблюдения диссертанта показывают, что многие аспиранты и докторанты защищают диссертации, не озаботившись составлением элементарного библиографического перечня.
- В качестве одного из средств совершенствования процедур оценивания и обеспечения качества завершенных диссертационных исследований выступает система авторских методических разработок. Апробация и экспериментальные данные показывают позитивный эффект от ее использования на всех стадиях диссертационных исследований: как на предварительных, так и завершающей. Указанная система включает:
- систематизированные критерии многоаспектного оценивания качества диссертаций;
- памятки типичных допускаемых ошибок, созданные на основе обобщения критических позиций методологов;
- сопровождающие четкие инструктивно-методические материалы.
- Представляется необходимым нацелить исследователей на разработку следующих направлений педагогической квалиметрии:
- широкомасштабный ретроспективный квалиметрический анализ (хотя бы за последние 20 лет) качества выполненных в Таджикистане диссертаций по известным направлениям педагогической науки. Полученная на его основе объективная картина состояния педагогических исследований позволит определить приоритетные направления дальнейших исследований, которые необходимо поддержать грантами;
- факторный и структурный анализ на репрезентативных выборках показателей оценивания качества выполненных диссертаций для их ранжирования и определения информативности;
- создание автоматизированных экспертных систем (на основе процедур таксономического анализа и распознавания образов) поддержки квалиметрии НПИ в Республике Таджикистан;
- разработка методик оценки экономической и социальной результативности НПИ.
1.Раджабов, М.Г. Проблемы педагогических исследований: к постановке вопроса / М.Г. Раджабов // Вестник таджикского национального университета. – 2010. – № 4 (60). – С. 301-305.
2. Раджабов, М.Г. Наукометрические исследования научных кадров ТГПУ имени Садриддина Айни за период с 1981 по 1991 гг. / М.Г. Раджабов // Вестник педагогического университета. – 2012. – № 5(48). – С. 203-205.
3.Раджабов, М.Г. Институт развития образования Академии образования Таджикистана: наукометрическое исследование на основе метода подсчёта публикаций / М.Г.Раджабов // Вестник педагогического университета. – 2012. – № 5(48). – С. 205-209.
4.Раджабов, М.Г. Наукометрическая оценка продуктивности диссертаций, защищенных в Республике Таджикистан (педагогические науки) / М.Г. Раджабов // Вестник педагогического университета. – 2013. – № 1(50). – С. 309-315.
5.Раджабов, М.Г. Изучение педагогических взглядов Садриддина Айни в 50-70 годы XX века: наукометрическое исследование / М.Г. Раджабов // Вестник педагогического университета. - 2013. - № 1(50). - С. 315-318.
6.Раджабов, М.Г. Наукометрический анализ результативности диссертаций, защищенных в Диссертационном совете НИИ развития образования / М.Г. Раджабов // Вестник педагогического университета: научный журнал. – 2013. – № 2(51). – С. 191-193.
7.Раджабов, М.Г. Диссертационные советы: актуальность наукометрического исследования / М.Г. Раджабов // Вестник педагогического университета. – 2013. – № 2(51). – С. 193-195.
8.Раджабов, М.Г. Наукометрия, ведущая от информационного прогресса к международному сотрудничеству / М.Г. Раджабов // Вестник педагогического университета. – 2013. – № 6(55). – С. 236-239.
9.Раджабов, М.Г. Квалиметрия научных работ таджикских учёных: состояние и проблемы / М.Г. Раджабов // Вестник таджикского национального университета. – 2014. – № 3/2 (132). – С. 205-208.
10.Раджабов, М.Г. Воспевание разума в педагогических воззрениях Абулкасыма Фирдоуси / М.Г. Раджабов // Вестник педагогического университета. – 2011. – № 3(39). – С. 122-126.
11.Раджабов, М.Г. Актуальные проблемы педагогической науковедении в Таджикистане / М.Г. Раджабов // Вестник педагогического университета. – 2014. – № 6 (61). – С. 152-158.
12.Раджабов, М.Г. Об анализе и результативность защиты диссертаций на Диссертационном совете Академии образования Таджикистана / М.Г. Раджабов // Вестник таджикского национального университета. – 2014. – № 3/8(150). – С. 192-198.
13.Раджабов, М.Г. Оценка качества и эффективность педагогических исследований в Таджикистане / М.Г. Раджабов // Вестник таджикского национального университета. – 2014. – № 3/8(150). – С. 230-234.
14.Раджабов, М.Г. Квалиметрия научных исследований на современном этапе / М.Г. Раджабов // Вестник таджикского национального университета. – 2014. – № 3/9 (154). – С. 275-279.
15.Раджабов, М.Г. Становление таджикской педагогической наукометрии: состояние и перспективы / М.Г. Раджабов // Вестник педагогического университета. – 2015. – № 1(62). – С.133-139 .
16.Раджабов, М.Г. Проблемы квалиметрического анализа исследований таджикских ученых / М.Г. Раджабов // Вестник университета (Российско-Таджикский (славянский) университет). – 2015. – № 1 (48). – С. 98-104.
б) Монографии, учебники и брошюры:
17.Раджабов, М.Г. Исследовательские навыки и наукометрия / под общ. ред. проф. С.Сулаймони; Академия образования Таджикистана. – Душанбе: Ирфон, 2013. – 160 с.
18.Раджабов, М.Г. Диссертационные исследования в контексте наукометрии / Ред. проф. С. Сулаймони; Институт развития образования Академии образования Таджикистана. – Душанбе: Ирфон, 2014. – 167 с.
19.Раджабов, М.Г. Квалиметрия педагогических исследований таджикских учёных в период независимости Таджикистана/ Ред. проф. С. Сулаймони. – Душанбе: Ирфон, 2014. – 320 с.
20.Раджабов, М.Г. Педагогические идеи Фирдоуси о нравственных качествах личности: квалиметрический анализ. – Душанбе: Ирфон, 2007. – 186 с.
21.Раджабов, М.Г. Толстой и Саади: сравнительное исследование. – Душанбе; Нашрия, 2012. – 63 с.
22.Раджабов, М.Г. Формирование нравственных качеств личности в «Шахнаме» Фирдоуси (по материалам конкретно-социологического исследования). – Душанбе: НИИ культуры и информации, 2004. – 62 с.
23.Раджабов, М.Г. Воспитание личности и формирование нравственных качеств в «Шахнаме» Фирдоуси. – Душанбе: Маориф, 2001. –89 с.
24.Раджабов, М.Г. История педагогики мира. – Душанбе: ООО «Контраст», 2010. – 234 с. (в соавторстве).
25.Раджабов, М.Г. Исследование роли ислама в русской литературе. – Душанбе: Нашрия, 2012. – 84 с.
26.Раджабов, М.Г. Основы реализации Национальной концепции воспитания: методическое пособие для соискателей. – Душанбе: Нашрия, 2013. – 63 с.
в) Публикации в прочих изданиях:
27.Раджабов, М.Г. О проблемах педагогических исследований в Таджикистане / М.Г. Раджабов // Сборник научных трудов «Духовность и проблемы образования»; ТГПУ им. С. Айни; сост. и ред. Сулаймони С. –Душанбе: Ирфон, 2008. – С. 75-86.
28.Раджабов, М.Г. «Шахнаме» Фирдоуси и проблемы исследования педагогического наследия таджиков / М.Г. Раджабов // Сборник научных трудов «Духовность и проблемы образования»; ТГПУ им. С. Айни; сост. и ред. Сулаймони С. – Душанбе: Ирфон, 2008. – С. 129-138.
29.Раджабов, М.Г. Связь развития образования с научными исследованиями / М.Г. Раджабов // Маорифи Точикистон: научно-методический журнал. – 2010. – № 3. – С. 16-24.
30.Раджабов, М.Г. Формирование научного мышления учащихся / М.Г. Раджабов // Вестник НИИ развития образования. – 2010. – № 4. – С. 90-101.
31.Раджабов, М.Г. Новые изыскания в исследованиях педагогической науки и образования / М.Г. Раджабов // Вестник НИИ развития образования. – 2010. – № 4. – С. 145-148.
32.Раджабов, М.Г. Проблемы исследования в педагогической культурологии / М.Г. Раджабов // Вестник педагогики. – 2011. – №3-4 (7-8). –С. 100-105.
33.Раджабов, М.Г. Обучение и воспитание в теоретическом осмыслении школы прагматизма / М.Г. Раджабов // Культура и образование в цивилизации иранских народов: сборник статей учёных и аспирантов Таджикистана, Ирана и Афганистана. – Душанбе: Ирфон, 2011. – С. 7-16.
34.Раджабов, М.Г. Повышение качества обучения и образования будущих учителей на материале учебно-методического комплекса по специальности в условиях перехода к Болонскому процессу / М.Г. Раджабов // Материалы международной научно-теоретической конференции «Реформы образования в условиях рыночных отношений. – Душанбе: ТГПУ им. С.Айни, 2011. – С. 148-152.
35.Раджабов, М.Г. Школа идеализма в педагогической науке / М.Г. Раджабов // Вестник Академии образования Таджикистана. – 2012. – №2(9). – С. 13-20.
36.Раджабов, М.Г. К вопросу об наукометрическом исследовании в таджикской педагогике / М.Г. Раджабов // Вестник Академии образования Таджикистана. – 2012. – №4 (11). – С. 43-47.
37.Раджабов, М.Г. Педагогические исследования в свете методологии конструктивизма / М.Г. Раджабов // Вестник Академии образования Таджикистана. – 2012. – №1-2. – С. 13-20.
38.Раджабов, М.Г. Роль учебно-методического комплекса по специальности (УМКС) в условиях кредитной технологии обучения (на примере факультета русского языка и литературы Таджикского государственного педагогического университета им.С. Айни) / М.Г. Раджабов // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения иностранных граждан в российском вузе: теория и практика». – Тула, 2012. – С. 323-329.
39.Раджабов, М.Г. Фундаментальное исследование в дошкольной педагогике / М.Г. Раджабов // Вестник Академии образования Таджикистана. – 2012. – №4 (11). – С. 146-145.
40.Раджабов, М.Г. Роль научного мышления в развитии инновационной деятельности / М.Г. Раджабов // Материалы республиканской научно-теоретической конференции: «Основы педагогико-технологической и технической подготовки преподавателей технологии». – Душанбе: ТГПУ им. С. Айни, 2013. – С. 82-84.
41.Раджабов, М.Г. Наукометрическое исследование деятельности преподавателей факультета русского языка и литературы ТГПУ им. С.Айни в издательстве ТГПУ им. Л.Н.Толстого в 2012 г. на основе метода подсчета количества публикаций / М.Г. Раджабов // Материалы научно-практической конференции «Проблемы изучения русского языка в условиях кредитной системы». – Душанбе: ТГПУ им. С. Айни, 2013. – С. 10-16.
42.Раджабов, М.Г. Некоторые проблемы исследования современной и народной педагогики Таджикистана в условиях глобализации / М.Г. Раджабов // Материалы международной научно-практической конференции «Место народной педагогики в условиях глобализации. – Душанбе: ТГПУ им. С.Айни, 2013. – С. 28-31.
43.Раджабов, М.Г. Наукометрические исследования на материале статей (на основе метода подсчёта количества публикаций) / М.Г. Раджабов // Наука и инновации: научно методический журнал Института развития образования АОТ. – 2013. – №(4). – С. 64-67.
44.Раджабов, М.Г. Воспитательные традиции национального единства молодёжи в контексте праздничной культуры: квалиметрический анализ / М.Г. Раджабов // Вестник Академии образования Таджикистана. – 2013. – №3 (14). – С. 155-156.
45.Раджабов, М.Г. Педагогическая наукометрия в недрах новых исследований / М.Г. Раджабов // Вестник Академии образования Таджикистана. – 2013. – №2 (13). – С. 109-113.
46.Раджабов, М.Г. Исследование педагогических воззрений таджикского народа в условиях национального суверенитета / М.Г. Раджабов // Вклад академика И.Обидова в исследования и развитие школы и образования: научный сборник. – Душанбе: Ирфон, 2013. – С. 40-44.
47.Раджабов, М.Г. Приоритеты и проблемы заочного обучения в условиях национального суверенитета / М.Г. Раджабов // Вклад академика И.Обидова в исследования и развитие школы и образования: научный сборник. – Душанбе: Ирфон, 2013. – С. 44-47.
48.Раджабов, М.Г. Новые горизонты межвузовского сотрудничества ТГПУ им. С. Айни и ТГПУ им. Л. Толстого / М.Г. Раджабов // Русский язык и литература в школах Таджикистана (научно-методический журнал). – 2013. – №3(270). – С. 40-45.
49.Раджабов, М.Г. Новые достижения педагогической науки – студентам / М.Г. Раджабов // Вестник Академии образования Таджикистана. – 2013. – №3 (14). – С. 161-162.
50.Раджабов, М.Г. Другие пути исследования в наукометрии / М.Г. Раджабов // Вестник Академии образования Таджикистана. – 2013. – №2 (16). – С. 181-187.
51.Раджабов, М.Г. Проблемы внедрения наукометрии в таджикской педагогике // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11 междунар. конф.: в 4 ч. / сост. Н.А. Лобанов; под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова. – Вып. 11. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. – Ч.IV. – С. 16-18. (в соавторстве).
52.Раджабов, М.Г. Анализ деятельности «НИИ развития образования» Академии образования Таджикистана в контексте наукометрического анализа // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11 междунар. конф.: в 4 ч. / сост. Н.А. Лобанов; под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова. – Вып. 11. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. – Ч.IV. – С. 25-26. (в соавторстве).
53.Раджабов, М.Г. Педагогические исследования в русле новых требований / М.Г. Раджабов // Вестник Академии образования Таджикистана. – 2014. – №1 (15). – С. 56-72.
54.Раджабов, М.Г. Выбор методов в педагогических исследованиях / М.Г. Раджабов // Материалы республиканской научно-практической конференции «Роль женщин в развитии науки и образования». - Душанбе: Эр-граф, 2014. - С. 176-186.
55.Раджабов, М.Г. Проблемы педагогических исследований в русле новых парадигм / М.Г. Раджабов // Вестник Академии образования Таджикистана. – 2014. – №2(16). – С. 151-160.
56.Раджабов, М.Г. Наука и знание в процессе исследования / М.Г. Раджабов // Дифференцированное обучение и совершенствование содержания образования. – Душанбе: Ирфон, 2014. – С. 144-145.
57.Раджабов, М.Г. Проблемы оценки качества диссертационных работ / М.Г. Раджабов // Вестник Академии образования Таджикистана. - 2014. – №3 (17). – С. 77-93.
58.Раджабов, М.Г. Квалиметрия диссертационных работ иранских соискателей / М.Г. Раджабов // Вестник Академии образования Таджикистана. – 2014. – №4(17). – С. 110-120.
59.Раджабов М.Г. Информационно- коммуникационных технологий в педагогической наукометрии: к постановке вопроса / М.Г. Раджабов // Наука и инновации: научно методический журнал Института развития образования АОТ. – 2014. – № 1-2(7-8). – С. 5-9.