Научная тема: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА )»
Специальность: 13.00.08
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки преподавателя вуза основано на реализации следующих направлений: развитие психолого-педагогической составляющей теоретической базы на основе реализации личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного, андрагогического подходов к обучению в условиях информатизации образования; формирование структуры содержания подготовки адекватно содержанию компонентов профессиональной педагогической деятельности; реализация личностно-деятельностных технологий в профессионально-педагогической подготовке в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий; формирование структуры и содержания профессионально-педагогических компетенций преподавателя вуза как результата подготовки в условиях информатизации образования; учебно-методическое обеспечение профессионально-педагогической подготовки преподавателей медицинских вузов в условиях реализации личностно-деятельностных технологий, реализующих возможности информационных и коммуникационных технологий.
  2. Теоретические положения совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателя вуза, включают: обоснование развития психолого-педагогической составляющей теоретической базы преподавателей вуза на основе положений личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению; актуализацию субъектной позиции преподавателя вуза в условиях осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия на базе информационных и коммуникационных технологий; формирование структуры содержания подготовки преподавателей вуза адекватно содержанию гностического, проектировочного, конструктивного, организационного, коммуникативного компонентов профессиональной педагогической деятельности; обоснование реализации личностно-деятельностных технологий обучения в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессионально-педагогической подготовке.
  3. Реализация структуры и содержания компетенций преподавателя медицинского вуза обеспечивает формирование знаний в области: современных теорий обучения, содержания педагогической деятельности, целей и задач обучения в условиях информатизации образования; методов и средств преподавания дисциплин определенного профиля; умений в области: формулирования целей обучения, выбора практикоориентированных методов, средств и форм организации педагогического процесса; применения педагогических методов обучения действиям по алгоритму, профессиональной коммуникации и принятию решения в условиях дефицита времени; опыта в области: проектирования структуры и содержания обучения, способов обучения профессиональной врачебной коммуникации, отбора методов, организационных форм, средств обучения дисциплинам, оценивания учебных достижений обучающихся на базе использования средств информационных и коммуникационных технологий.
  4. Реализация методических подходов к профессионально-педагогической подготовке преподавателей вуза на основе личностно-деятельностных технологий обучения, включающих: организационные формы, методы профессионально-педагогической подготовки; этапы профессионально-педагогической подготовки адекватно структуре профессионально-педагогических компетенций; блочно-модульную структуру содержания подготовки в условиях накопительной системы повышения квалификации; андрагогически обоснованные учебно-методические материалы, - обеспечивают владение преподавателями медицинского вуза знаниями, умениями в области профессиональной педагогической деятельности и опытом ее осуществления на базе использования средств информационных и коммуникационных технологий.
Список опубликованных работ
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК МОН РФ

1. Лопанова Е. В. Об изменении подходов к повышению квалификации педагогов //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: педагогика. – Том 8, выпуск 1. – Новосибирск, 2007. – С. 13–18.

2. Лопанова Е. В. Развитие профессионального мышления педагога в процессе повышения квалификации //Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 1. – С. 382– 392.

3. Лопанова Е. В., Лонская Л. В. К вопросу о технологической компетентности педагога //Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И.Вернадского. – 2009. – № 6 (20). – С. 39–45 (в соавторстве).

4. Лопанова Е. В. Методологические подходы к организации повышения квалификации преподавателей //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – №2 (3). – С. 50–54.

5. Лопанова Е. В., Лонская Л. В. Структурный анализ технологический компетентности педагога //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – № 4(3) – 2009. – С. 54–57 (в соавторстве).

6. Лопанова Е. В. К вопросу изменения подходов в дополнительном профессиональном образовании //Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 1. – С. 352–361.

7. Лопанова Е. В. Повышение квалификации преподавателей высшей школы как средство развития профессионального мышления //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Том 12 № 5 (2) (37), 2010. – С. 368–371.

8. Лопанова Е. В. Развитие профессионального мышления педагогов в условиях современной организации повышения квалификации//Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской Академии образования. – 2010. – № 5 (73) – С. 109–119.

9. Лопанова Е. В. Компетентностная модель системы повышения квалификации педагогов //Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 7. – С. 237–248.

10. Лопанова Е. В. Разработка программы подготовки преподавателей медицинских вузов к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода //European Social Science Journal: Международный научный журнал. – 2012. – № 1 (17). – С. 114–123.

11. Лопанова Е. В. Определение профессиональной компетенции и личностных особенностей будущих специалистов медико-профилактического профиля методом экспертного опроса //Омский научный вестник – 2012. – № 1. – С. 36–39 (в соавторстве).

12. Лопанова Е. В., Гетман Н. А. Управление развитием психолого-педагогической компетенции преподавателя вуза //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 01 (48). – С. 252–256 (в соавторстве).

13. Лопанова Е. В. Организация самостоятельной работы клинических ординаторов на основе личностно-деятельностного подхода //Медицинский альманах. – 2013. №2 (26) – С. 35–38 (в соавторстве).

14.Лопанова Е. В. Организация накопительной системы повышения квалификации в контексте непрерывного образования преподавателей медицинских вузов //Теория и практика общественного развития. – 2013. – №9. – С. 136– 140 (в соавторстве).

15. Лопанова Е. В. Особенности профессионально-педагогической подготовки преподавателей медицинского вуза в современных условиях //European Social Science Journal. – 2013. – № 11–1 (38) – С. 117–123.

16. Лопанова Е. В. Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинского вуза: проблемы и пути решения //Омский научный вестник. – 2014. – № 2. – С. 146–150 (в соавторстве).

17. Лопанова Е. В. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза: структура, содержание, оценка сформированности //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №6. – URL: http://www.science-education.ru/120-16400 (дата обращения: 22.12.2014).

Монографии и учебно-методические пособия

18. Лопанова Е. В. Личностно-деятельностные технологии обучения /Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография/ Под общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С.Чернова. – Книга 3. – Новосибирск: ЦРНС – Изд-во СИБПРИНТ, 2008. – С. 43–93.

19. Лопанова Е. В. Технологическая компетентность педагога /Секреты педагогического мастерства: монография /Под общ.ред. С.С.Чернова. – Новосибирск, ЦРНС – Изд-во «СИБПРИНТ», 2009. – С. 42–69. (в соавторстве).

20.Лопанова Е. В., Райер Г., Рабочих Т. Б. Современные технологии профессионального обучения: учебно-методическое пособие. – Омск, Омскбланкиздат, 2001. – Издатель: GTZ GmbH (Германия) (авт. 40%).

21. Лопанова Е. В., Райер Г., Рабочих Т. Б. Технологии профессионального обучения, ориентированные на действие (учебно-методическое пособие). – Омск, Омскбланкиздат, 2004. – Издатель: GTZ GmbH (Германия) (авт. 40%).

22. Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации. – Омск: ОмГТУ, 2007. – 120 с. (авт. 70%).

23. Артюхина А. И., Гетман Н. А., Голубчикова М. Г., Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б., Рыбакова Н. Н. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: учебно-методическое пособие /Под ред. Е. В. Лопановой. – М.: Флинта: НАУКА, 2013. – 186 с. (авт. 40%, ред.).

Научные статьи

24. Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Подготовка педагогов профессиональной школы к реализации личностно-деятельностных технологий /Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Ч. 1: Сб. научн. статей. – Омск: ОмГПУ, 2002. – С. 217–221.

25. Лопанова Е. В. Ориентирование на действие как основа профессионального обучения / Наука, культура, образование. – 2004. – № 15/16. – С. 25–27.

26. Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Современные технологии профессионального обучения //Естественнонаучная составляющая профессионального образования разных уровней: опыт формирования, инновации и перспективы совершенствования качества: Сб. научных трудов. – Омск: ОмГАУ, 2007. – С. 6–13.

27. Лопанова Е. В. Подготовка педагогов к работе в системе непрерывного образования /Непрерывное образование: от методологии до практического воплощения: сб. научн. статей /Под ред. С. А. Хмара, Е. В. Елисеевой. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2007. – С. 192–197.

28. Лопанова Е. В. Полипарадигмальный подход в повышении квалификации педагогов /Полипарадигмальный подход к модернизации современного образования: Сб. научн. трудов. – Саратов: Научная книга, 2008. – С. 273–280.

29. Лопанова Е. В. Андрагогический подход в построении процесса дополнительного профессионального образования /Тенденции и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования: Сб. научн. трудов. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2009. – С. 117–121.

30. Лопанова Е. В. Компетентностный подход: перспективы и технологии реализации //Проблемы формирования и развития компетенций обучаемых в системе высшего профессионального образования: Материалы межвуз. учебно-метод. конф. – Омск, Омская академия МВД России, 2009. – С. 6–11.

31. Лопанова Е. В. К вопросу об изменении стратегии профессионального обучения /Высшее профессиональное образование: современные тенденции, проблемы, перспективы: Сб.научных трудов Седьмой Междунар. конф.: Ч.2. – Саратов: Изд-во «Издательский Центр «Наука», 2010 – С. 12–18.

32. Лопанова Е. В. Личностно-деятельностный подход в профессиональном образовании //Инновации в системе высшего образования: М-лы I Всерос. научно-метод. конф. - Челябинск, 2010. – С. 156–158.

33. Лопанова Е. В. Организация повышения квалификации преподавателей медицинского вуза на основе компетентностного подхода //Современные подходы к определению квалификационных требований к профессорско-преподавательскому составу медицинских вузов и задачи модернизации программ дидактической подготовки педагогических кадров: Сб. статей. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2011. – С. 105–110.

34. Лопанова Е. В. Условия развития профессиональной компетентности преподавателей вуза в системе повышения квалификации (Инновационные процессы в современном педагогическом образовании: риски: Сб. научных трудов. – Саратов: Издательский Центр «Наука», 2012. – С. 167–171.

35.Лопанова Е. В. Опыт разработки и реализации программы психолого-педагогической подготовки преподавателей медицинских вузов в условиях непрерывного образования /Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов: Материалы Международного Координационного совета по проекту Tempus IV 159328-TEMPUS-1-2009-1-FR-SMHES «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов», Иркутск, 16-19 октября 2012 г. /Под ред. Жильбера Массара и др. – Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2012. – С. 116–128.

36.Лопанова Е. В., Новиков А. И., Охлопков В. А. Организация непрерывного образования преподавателей медицинского вуза: проблемы и пути решения //Медицинское образование и вузовская наука: научно-практ. рецензируемый журнал – М.: Изд-во Первого ПМГМУ, 2013. – № 1 (3). – С. 33–37.

37. Новиков А. И., Охлопков В. А., Лопанова Е. В. Проблемы организации непрерывного образования преподавателей медицинского вуза и пути их решения: Медицина и экология: Сборник научных трудов. – Караганда, РК: 2013. – С. 198–202.

Статьи и тезисы в материалах конференций

38.Лопанова Е. В. Семинар «Современные технологии профессионального обучения» как средство повышения профессиональной компетентности педагогов профессиональной школы (тезисы) // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: Материалы 3 межотраслевой науч.-практ. конф.: кн.2 /Сост. Н. Н. Суртаева и др. – СПб, УМЦ, 2002. – С. 71–73.

39. Лопанова Е. В. Личностно ориентированный подход к обучению слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (тезисы) //Проблемы теории и практики управления образованием: Сб. трудов. – Ч.1. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – С. 210–213.

40. Лопанова Е. В. Технологии развития профессиональной компетенции будущих специалистов (тезисы) //Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: Материалы 3 межотраслевой научно-практ. конф: кн.2 /Сост. Н. Н. Суртаева и др. – СПб, УМЦ, 2002. – С. 59–61.

41. Лопанова Е. В. Подготовка педагога к использованию современных технологий обучения (тезисы) //Образование ХХI века. Космос и одаренность. Инновационные технологии, диагностика и управление развитием в условиях модернизации образования. – Материалы IVМеждунар. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2002. – С. 132–133.

42. Лопанова Е. В. Компетентностный подход к повышению квалификации педагогов профессиональной школы (статья) //Качество управления образовательным пространством в регионе: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2003. – С. 311–315.

43. Лопанова Е. В. Технологический подход как средство гуманизации профессионального образования (тезисы) //Развитие личности как стратегия гуманизации образования: Материалы межрегиональной науч.-практ. конф./Под ред. Е. Н. Шиянова, С. В. Недбаевой. – М.: Илекса; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. – С. 215–218.

44. Лопанова Е. В. Личностно-деятельностные технологии в повышении профессиональной компетентности педагогов //Личностно ориентированное профессиональное образование: проблемы становления и перспективы развития: сб. материалов Всероссийской научно-практ. конф. – Пенза: 2003. – С. 91–93.

45. Лопанова Е. В. Личностно-деятельностные технологии повышения квалификации педагогов (статья) //Актуальные проблемы качества педагогического образования: Материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск: НГПУ, 2004 – С. 258–263.

46. Лопанова Е. В. Разработка личностно ориентированной технологии обучения слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров //Материалы III Всероссийской научной конф. «Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности»: в 2 т. – Т. 1. – Томск: Изд-во Томского гос.пед.ун-та, 2004. – С. 232–244.

47. Лопанова Е. В. Подготовка педагогов профессиональной школы к реализации личностно-деятельностных технологий //Личностно ориентированное профессиональное образование: Материалы IVВсерос. науч.-практ. конф. – Ч. 1. – Екатеринбург, 2004. – С. 155–159.

48. Лопанова Е. В. Личностно-деятельностный подход в повышении квалификации педагогов //Личностно развивающее профессиональное образование: Материалы VМеждунар. науч.-практ. конф. – Ч. 1. – Екатеринбург: Рос.гос. проф-пед. ун-т, 2005. – 277 с. – С. 94–98.

49. Лопанова Е. В. Особенности андрагогического подхода в профессиональной переподготовке руководителей образовательных учреждений //Проблемы модернизации дополнительного профессионально-педагогического образования: Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. – Курган, 2006. – С. 43–47.

50. Лопанова Е. В. Реализация принципа деятельностной направленности в профессиональном образовании //Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения: Материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. – Ч.2. – Омск, ОмГПУ – 2006. – С. 130–134.

51. Лопанова Е. В. Обновление содержания деятельности системы повышения квалификации в условиях модернизации российского образования //Ценностно-смысловые ориентации и стратегии управления развитием образовательных учреждений: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. «4 Чередовские чтения» – Книга 1. – Омск, ОмГПУ, 2006. – С. 6–10.

52. Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Психолого-педагогические условия повышения информационной и технологической компетентности педагогов //Ценностно-смысловые ориентации и стратегии управления развитием образовательных учреждений: Материалы Всерос. науч.-метод.конф. «4 Чередовские чтения» – Книга 1. – Омск, ОмГПУ, 2006. – С. 174–177.

53. Лопанова Е. В. Развитие профессионального мышления педагога как основа педагогического образования //Актуальные проблемы современного профессионального образования: Материалы междунар. Конгресса «V Славянские педагогические чтения». – М.: Педагогика, 2006. – С. 72–78.

54. Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Подготовка педагогов профессиональной школы к реализации технологий, обучения, ориентированных на действия (статья) //Методический вестник Томского НПО. – Томск: Издание УМЦ ДПО. – Апрель. – 2007 – С. 20–22.

55. Лопанова Е. В. Изменение подходов к содержанию и организации повышения квалификации педагогических и управленческих кадров //Проблемы и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования в современных условиях: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Барнаул: БГПУ, 2008. – С. 35–41.

56. Лопанова Е. В. Разработка содержания профессиональных компетенций методом DACUM //Актуальные проблемы развития профессионального образования: Материалы Всерос. научной конференции. – Рубцовск, 2008. – С. 40–44.

57. Лопанова Е. В. Научно-методическое сопровождение педагогов, осваивающих личностно-деятельностные образовательные технологии //Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы Х Всерос.науч.-практ.конф. – Ч. 1 – М.; Челябинск: изд-во «Образование», 2009. – С. 30–37.

58. Лопанова Е. В. Организация повышения квалификации педагогов: личностно-деятельностный подход //Профессиональные кадры России ХХI века: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докладов II Всероссийской конференции. – М.: Центр исследований социально-экономического развития регионов, 2009. – С. 241–244.

59. Лопанова Е. В. Разработка критериев оценки сформированности технологической компетентности педагога //Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. – М., Челябинск: изд-во «Образование», 2009. – С. 67–77.

60. Лопанова Е. В. Анализ практики международного сотрудничества преподавателей педагогического университета в сфере развития профессионального образования //Образование и культура в развитии современного общества: Материалы Международной науч.-практ. конф – Новосибирск: Изд. ООО «БАК», 2009. – С. 21–25.

61. Лопанова Е. В. Личностно-деятельностный подход в профессиональном образовании //Инновации в системе высшего образования: Материалы I Всерос. науч.-метод. конф. – Челябинск, 2010. – С. 156–158.

62. Лопанова Е. В. Изменение содержания процесса повышения квалификации педагогов: компетентностный подход (статья) //Гуманистическая направленность управления системой дополнительного профессионального образования: Сб. материалов международной науч.-практ. конференции. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – С. 108–117.

63. Лопанова Е. В. Условия развития профессиональной компетентности преподавателей вуза в системе повышения квалификации //Инновационные процессы в современном педагогическом образовании: риски: Сб.научных трудов. – Саратов: Издательский Центр «Наука», 2012. – С. 167–171.

64. Лопанова Е. В. Проектирование программы подготовки преподавателей медицинских вузов к педагогической деятельности: компетентностный подход: Сб. тезисов Третьей общероссийской конференции с международным участием. – Москва: ПМГМУ им. Сеченова, 2012. – С. 180–182

65. Лопанова Е. В. Разработка программы повышения квалификации преподавателей медицинского вуза на основе комптентностного подхода /Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования. Вузовская педагогика: Материалы конференции. – Красноярск: Версо, 2012. – С. 40–43.

66. Лопанова Е. В. Организация непрерывного образования преподавателей медицинского вуза на основе компетентностного подхода /Science and Education: Materials of the II International research and practice conference – Munich, Germany, 2012. – С. 309–312.

67. Лопанова Е. В. Опыт и перспективы организации непрерывного образования преподавателей медицинского вуза / Медицинское образование – 2013: Сборник тезисов конференции. – М.: Изд-во Первого Московского гос.мед.ун-та, 2013. – 607 с. – С. 314–316.

68. Лопанова Е. В. Обеспечение роста профессионализма преподавателей вуза как условие качества профессиональной подготовки специалиста //Военный профессионализм: стратегии и перспективы развития в современном обществе: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Новосибирск, 2013. – С. 145–151.

69. Лопанова Е. В. Компетентностно-ориентированные технологии обучения в вышей медицинской школе //Клиническая психология в структуре медицинского образования: Материалы научно-практ.конф. с международным участием. – Астрахань, 2013. – С. 144–154.

70. Лопанова Е. В. Организация непрерывного образования преподавателей медицинского вуза: проблемы и пути решения // Медицина и экология: Материалы 2-й Цетрально-Азиатской науч.-практ.конф. – Караганда, РК: 2013. – С. 149–153.