Дополнительное профессиональное образование как сфера социализации взрослого человека имеет ряд социальных эффектов: способствует развитию профессиональной и академической мобильности личности, играет роль социального лифта, создает условия для социального развития и компенсации дефицитов предыдущих этапов социализации. Но все эти эффекты значимо выражены лишь тогда, когда дополнительное профессиональное образование уходит от формализма, обусловлено актуальными социально-экономическими и индивидуально-психологическими детерминантами, исходит от личности, востребовано ею и является источником саморазвития.
2. Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования на основе стратегического подхода, предполагающая переход от ориентации на решение текущих задач к ориентации на решение перспективных проблем социализации личности на основе выбора стратегий своего поведения в текущей образовательной ситуации, способствующих будущей социальной интеграции личности на новом уровне. Названная концепция предполагает учет приоритетов личности в решении задач социализации посредством образовательного взаимодействия, нацеленного преимущественно либо на адаптацию к изменившейся жизненной ситуации, либо на автономизацию.
Исходя из этого, в дополнительном профессиональном образовании взрослых могут быть использованы два типа стратегий:
- адаптирующие стратегии: стратегия развития образовательных потребностей взрослых, которая предполагает использование возникшей в жизни взрослого человека образовательной ситуации в качестве мотиватора его дальнейшей образовательной и самообразовательной деятельности; адаптивная стратегия, направленная на обеспечение соответствия общественно регламентируемого поведения и деятельности человека его внутренним побуждениям, возможностям и целевым ориентирам; стратегия социального обучения, направленная на овладение взрослыми обучающимися знаниями, умениями, навыками, необходимыми для осуществления личностью основных социальных функций, результатом которых является готовность активно действовать в сложных жизненных ситуациях;
- автономизирующие стратегии: стратегия непрерывного образования, которая предусматривает более рациональное распределение периодов обучения и трудовой деятельности человека на протяжении всей его жизни; средовая стратегия, определяющая слушателей как автономных агентов собственного образования, а задачу образовательного учреждения как организацию многообразия привлекательных образовательных возможностей; стратегия саморазвития и самообразования, основанная на расширении и совершенствовании под руководством педагогов умений, необходимых для самообразовательной деятельности и ассимиляции системы знаний и ценностей из постоянно расширяющихся источников.
3. Модель социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования, включающая: целевой блок, определяющий необходимость создания условий для организации такого образовательного процесса, в рамках которого образовательное взаимодействие для взрослых обучающихся имело бы личностный смысл, удовлетворяло бы их потребности в общении, в творчестве, в самоутверждении; ценностный блок, обеспечивающий принятие всеми субъектами образовательного процесса ценности личности взрослого обучающегося, наличествующего у него опыта как источника образовательных задач, а также принятие интерактивного образовательного взаимодействия как основополагающего ориентира управления образовательным пространством, без которого невозможно реализовать задачи социализации; содержательный блок, ориентированный на переживание взрослым обучающимся образовательной ситуации как способа существования его индивидуального социального опыта, решение им учебных задач как актуальных жизненных и профессиональных проблем; организационный блок, проецирующий уровневое содержание образовательных воздействий от целеполагания до рефлексии образовательного результата с позиций их социализирующего эффекта; аналитико-результативный блок, проектирующий ожидаемые эффекты реализации данной модели.
4. Совокупность условий эффективной социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования:
- осуществление психолого-андрогогической диагностики взрослых обучающихся на входе в программу: выявление их образовательных установок и потребностей, определение наличного уровня профессиональной и социальной компетентности, идентификация барьеров, в преодолении которых слушателю нужна помощь;
- оптимизация содержания и форм реализации дополнительных профессиональных программ в соответствии с их направленностью на социализацию взрослых,
- организация постпрограммного сопровождения взрослых обучающихся посредством привлечения ресурсов профессионально-образовательного сообщества.
5. Эффективные средствами социализации взрослых в процессе освоения дополнительных профессиональных программ являются: интерактивное образовательное взаимодействие, рефлексия собственного и группового социального и профессионального опыта, образовательный коучинг и консалтинг, тьюторское сопровождение взрослых обучающихся в ходе освоения программ и после выпуска.
1.Тарханова, И.Ю. Теоретико-методологические основы исследования проблем образования и социализации взрослых: монография / И.Ю. Тарханова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 11 п.л.
2.Тарханова, И.Ю. Теоретико-методологические основания модернизации системы дополнительного профессионального образования // Современные тенденции и перспективы подготовки специалистов для современной экономики: коллективная монография / общ. ред. Е.А. Ободковой. – Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2013. – 8,5 п.л. (авторский текст 1 п.л.).
3.Тарханова И.Ю. Социализация взрослых в системе дополнительного профессионального образования: монография / И.Ю. Тарханова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 14,5 п.л.
Научные статьи в журналах, рекомендуемых ВАК для публикации результатов исследования:
4.Тарханова, И.Ю. Преимущества реализации накопительно-модульной системы повышения квалификации педагогических кадров / О.А. Коряковцева, И.Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник: Психолого-педагогические науки = Yaroslavl pedagogical bulletin: научный журнал. – 2011. -№ 1. – Том II. – 0,4 п.л. (в соавторстве, авторский текст 0,3 п.л.)
5.Тарханова, И.Ю. Академическая мобильность современного педагога как фактор формирования его профессионально-педагогической позиции / И.Ю. Тарханова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Серия педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. – 2012 г., том 18, № 1 (2). – 0,3 п.л.
6.Тарханова, И.Ю. Дополнительное профессиональное образование в контексте реализации концепции обучения в течение всей жизни / И.Ю. Тарханова // Сибирский педагогический журнал. – 2012 - № 9 – 0,4 п.л.
7.Тарханова, И.Ю. Изменение профессиональной роли социального педагога в условиях модернизации российского образования / И.Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки = Yroslavl pedagogical bulletin: научный журнал. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. - № 5. – Том II(Психолого-педагогические науки). – Специальный выпуск. – 0,3 п.л.
8.Тарханова, И.Ю. Социально-педагогическая обусловленность трансформации содержания и форм дополнительного профессионального образования / И.Ю. Тарханова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Серия педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. – 2013 г. - том 19 - № 4. – 0,4 п.л.
9.Тарханова, И.Ю. Социальные эффекты дополнительного профессионального образования / И.Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки = Yaroslavl pedagogical bulletin: научный журнал. - 2013 - № 2. – Том II (Психолого-педагогические науки) – 0,4 п.л.
10.Тарханова, И.Ю. Анализ образовательных установок взрослых / И.Ю. Тарханова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2014. – Выпуск № 26. – Том № 2. – 0,5 п.л.
11.Тарханова, И.Ю. Дополнительное профессиональное образование взрослых в контексте социального заказа / И.Ю. Тарханова // Вестник Вятского гуманитарного университета. – 2014. - № 9. – 0,5 п.л.
12.Тарханова, И.Ю. Педагогические особенности социализации взрослого человека / И.Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки = Yaroslavl pedagogical bulletin: научный журнал. – 2014. - № 3. – 0,5 п.л.
13. Тарханова, И.Ю. Партисипативный подход к реализации дополнительных профессиональных программ / И.Ю. Тарханова // Казанский педагогический журнал. – 2014. - № 4. – 0,5 п.л.
14. Тарханова, И.Ю. Организационно-педагогические условия социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования / И.Ю. Тарханова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/118-14192 - 0,4 п.л.
15.Тарханова, И.Ю.. О стратегии самообразования в дополнительном профессиональном образовании / И.Ю. Тарханова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Июнь 2014, ART 2214. - CПб., 2014 г. –URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2214.htm. - 0,3 п.л.
16.Тарханова, И.Ю. Психолого-андрагогическая диагностика в системе дополнительного профессионального образования / И.Ю. Тарханова // Сибирский педагогический журнал. – 2014. - № 4. – 0,5 п.л.
17.Тарханова, И.Ю. Постдипломное образование взрослых в условиях приоритетов академической и профессиональной мобильности личности / О.А. Коряковцева, И.Ю. Тарханова // Вестник Брестского государственного университета. – 2014 - № 2. – 0,4 п.л. (в соавторстве, авторский текст 0,2 п.л.)
18.Тарханова, И.Ю. Возможности социализации взрослых обучающихся в процессе освоения дополнительных профессиональных программ / И.Ю. Тарханова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Серия педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. – 2014. - № 4. – 0,4 п.л.
Учебные и учебно-методические пособия, используемые в реализации дополнительных профессиональных программ:
19.Актуальные вопросы перехода российской высшей школы на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения: Учебно-методическое пособие / О.А. Коряковцева, Л.В. Плуженская, И.Ю. Тарханова, П.С. Федорова // Научный редактор М.В. Новиков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. – 2,2 п.л. (в соавторстве, авторский текст 0,7 п.л.)
20.Тарханова, И.Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе: учебное пособие / И.Ю. Тарханова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 4,1 п.л.
21.Тарханова, И.Ю. Технологии развития гражданской идентичности студенческой молодежи в образовательном пространстве вуза: учебно-методическое пособие / О.А. Коряковцева, И.Ю. Тарханова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013 – 3,1 п.л. (в соавторстве, авторский текст 1,8 п.л.)
22.Тарханова, И.Ю. Социализация взрослых обучающихся в системе дополнительного профессионального образования: учебно-методическое пособие / И.Ю. Тарханова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 4,5 п.л.
Статьи в научных журналах и сборниках:
23.Тарханова, И.Ю. Подготовка специалистов дошкольных образовательных учреждений к организации профилактической работы с семьями группы риска / И.Ю. Тарханова // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы всероссийской научно-практической интернет конференции / Под. ред. М.В. Новикова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. – 0,4 п.л.
24.Тарханова, И.Ю. Самоорганизационный компонент профессионально-педагогического развития преподавателя высшей школы / И.Ю. Тарханова / Системогенез учебной и профессиональной деятельности: сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции, 23-24 ноября 2011 года, г. Ярославль / Под.ред. Ю.П. Поваренкова. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. – 0,2 п.л.
25.Тарханова, И.Ю. Аксиологические основы модернизации практики российского образования: традиции и инновации // Двадцать лет реформ: итоги и перпективы: сборник статей / И.Ю. Тарханова / Под общей редакцией члена-корр. РАН М.К. Горшкова и проф. А.Н. З. Дибирова. – Москва – Махачкала, 2011. – 0,4 п.л.
26.Тарханова, И.Ю. Возможности применения активных методов обучения в системе повышения квалификации научно-педагогических кадров / И.Ю. Тарханова // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы всероссийской научно-практической интернет конференции / Под. ред. М.В. Новикова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011.с. – 0,4 п.л.
27.Тарханова, И.Ю. Дополнительное профессиональное образование как фактор регулирования кадрового потенциала молодежной политики / О.А. Коряковцева, И.Ю. Тарханова // Проблемы рынка труда и формирования трудовых ресурсов. Выпуск II: материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 14 декабря 2012 г / Редкол.: М.М. Медвидь, В.А. Назаров, А.К. Сковиков. - М.: Институт деловой карьеры, 2012. – 0,4 п.л. (в соавторстве, авторский текст 0,2 п.л.)
28.Тарханова, И.Ю. Интерактивные стратегии повышения квалификации преподавателей высшей школы / И.Ю. Тарханова // Высшая школа на современном этапе: проблемы преподавания и обучения. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. – 0,4 п.л.
29.Тарханова, И.Ю. Изучение социально-психологической активности современной молодежи (на примере Ярославской области) / Т.В. Бугайчук, И.Ю. Тарханова //Youth. World. Politics. 2013. №1 – 0,5 п.л. (в соавторстве, авторский текст 0,3 п.л.).
30.Тарханова, И.Ю. Основные подходы к организации обучения научно-педагогических работников в условиях реформирования образовательной отрасли / О.А. Коряковцева, И.Ю. Тарханова // Материалы международных конгрессов «Дополнительное образование в высшей школе – 2013»: сб.науч.тр. - М.: Буки Веди, 2013. – 0,4 п.л. (в соавторстве, авторский текст 0,2 п.л.).
31.Тарханова, И.Ю. Взрослый обучающийся как субъект образовательной и самообразовательной деятельности / И.Ю. Тарханова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VI международной научно-практической конференции, 19 – 21 ноября 2013 г., г. Ярославль / Под. ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2013. – 0,2 п.л.
32.Тарханова, И.Ю. Дополнительное профессиональное образование как фактор инновационного развития университета / И.Ю. Тарханова // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы: научно-методические материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ»; [науч. ред. Т.И. Грабельных, В.А. Решетников]. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. – 0,2 п.л.
33.Тарханова, И.Ю. Коллаборативное обучение как форма повышения квалификации / И.Ю. Тарханова // Инновационные модели и технологии современного образования: материалы конференции «Чтения Ушинского». – Ч. 2. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. – 0,4 п.л.
34.Тарханова, И.Ю. Контекстный подход к дополнительному профессиональному образованию взрослы / И.Ю. Тарханова // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы пятой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч.ред. М.В. Новикова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. – 0,4 п.л.
35.Тарханова, И.Ю. Проблемы компетентностно-ориентированной оценки результатов освоения дополнительных профессиональных образовательных программ / И.Ю. Тарханова // Формирование и оценка общекультурных и профессиональных компетенций в высшем профессиональном образовании: теория и методика: Материалы II Всероссийской методической конференции. - Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. – 0,3 п.л.
36.Тарханова, И.Ю. Роль образования в формировании гражданина / Т.В. Бугайчук, И.Ю. Тарханова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: www.science-education.ru/117-13320 (дата обращения: 27.06.2014). - 0,5 п.л. (в соавторстве, авторский текст 0,3 п.л.).
37.Тарханова, И. Ю. Постпрограммное сопровождение обучающихся в системе дополнительного профессионального образования / И.Ю. Тарханова // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы шестой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М. В. Новикова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 0,3 п.л.
38.Тарханова, И.Ю. Дополнительное профессиональное образование педагогов: компетентностный или квалификационный подход? / И.Ю. Тарханова // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии. – Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (г. Махачкала, 23 мая, 2014). – Махачкала:ООО «Апробация», 2014. – 0,3 п.л.
39.Тарханова, И.Ю. Перспективные направления развития дополнительного профессионального образования в педагогическом вузе / И.Ю. Тарханова // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под. ред. М.В. Груздева, А.В. Золотаревой. – Ярославль: ГАОУ ЯО ИРО, 2014. – 0,3 п.л.
40.Тарханова, И.Ю. К вопросу о социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования / И.Ю. Тарханова // Карьерный успех: формирование кадрового потенциала: Материалы III Международной молодежной научно-практической конференции. – (24-26 октября 2014 г., г. Ярославль)/Отв.ред. Е.А.Ободкова. – Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2014. – 0,7 п.л.
41.Tarkhanova, I. Axiological innovation additional professional education / О. Koryakovtseva, I. Tarkhanova // Proceedings of the 1st International Sciences Conference “Science and Education in Australia, America and Eurasia: Fundamental and Applied Science”. International Agency for the Development of Culture, Education and Science. Australia, Melbourne, 2014. – 0,4 п.л. (в соавторстве, авторский текст 0,2 п.л.).