- Затрудненное общение ребенка есть интегративный, психосоциальный процесс, в ходе которого коммуникативные возможности субъекта не могут обеспечить эффективное решение задачи общения без привлечения дополнительных ресурсов, что обусловливает возникновение различных коммуникативных трудностей. В онтогенезе ребенка затрудненное общение, проявляющееся в единстве субъективной и объективной составляющих, имеющее вариативные сферы локализации (интрапсихическую, экстрапсихическую, интерпсихическую), представлено в двух модальностях: как процесс, связанный с конструктивным или неконструктивным развитием субъекта общения.
- Структурно-динамическая концепция затрудненного общения ребенка, интегрирующая авторские представления о методологических принципах, категориях, критериях, структуре, типологии, генезисе, методах исследования, модели и развивающих психотехнологиях, эффективна для решения практических задач, связанных с выявлением и пониманием причин возникновения, механизмов и форм актуализации, рисков, динамики и закономерностей затрудненного общения в онтогенезе ребенка.
- Психологическую структуру затрудненного общения ребенка составляют коммуникативный арсенал и коммуникативные трудности. Коммуникативный арсенал как комплекс актуальных коммуникативных качеств субъекта, является целостной, динамичной, открытой, гетерархично- иерархичной системой, включающей личностный, содержательный, инструментальный, рефлексивный компоненты; дефицитарность развития которых связана с возникновением у ребенка различных по силе и степени осознанности релевантных коммуникативных трудностей (базовых, содержательных, инструментальных, рефлексивных) в процессе решения задач общения.
- Динамика затрудненного общения в онтогенезе ребенка связана с конструктивным/неконструктивным развитием субъекта общения; обусловлена спецификой преобразования коммуникативного арсенала, развития коммуникативной активности от дошкольного к подростковому возрасту, вариативными процессами, актуализирующимися в ситуациях затрудненного общения («нейтрализация», «пролонгация» или «усиление»).
- Структурные и динамические характеристики затрудненного общения ребенка на разных этапах онтогенеза (дошкольный, младший школьный, младший подростковый) имеют индивидуальную, типологическую и возрастную специфику.
- На разных этапах детства затрудненное общение играет неоднозначную роль в процессах индивидуализации и социализации ребенка; выполняет как разрушительные (дезадаптационная, деидентификационная, деиндивидуализирующая, десоциализирующая, демобилизационная, дестабилизирующая, функция эмоционального подавления, формализации и стагнации межличностных отношений), так и созидательные функции (защитно-адаптационная, идентификационная, функция самоутверждения, социализирующая, мобилизационная, экспрессивная, гомеостатическая, функция динамики межличностных отношений).
- Механизмами затрудненного общения субъекта на детских этапах онтогенеза являются интериоризация негативных оценок взрослых или сверстников, фиксация на неудачном коммуникативном опыте, подражание
- деструктивным паттернам коммуникативного поведения, идентификация со значимым Другим, отрицание собственной некомпетентности, противодействие чрезмерным требованиям социального окружения, ориентация на безусловное соответствие эталонам социально-одобряемого коммуникативного поведения. Механизмы затрудненного общения, действующие в детстве, по-разному проявляются в характере общения субъекта на этапах взрослости.
- Возникновение индивидуально-специфических коммуникативных трудностей детерминировано группой факторов: диспозиционных - ограниченные возможности здоровья, опережение или задержка интеллектуального развития, темпераментально-характерологические свойства; социокультурных - социальная депривация, деструктивный стиль семейного воспитания, влияние неформальной среды сверстников.
- Необходимыми условиями конструктивного развития ребенка как субъекта общения являются, с одной стороны, его преодолевающая и исследовательская коммуникативная активность; с другой стороны, реализация психотехнологий, направленных на элиминацию затрудненного общения и фасилитацию конструктивного коммуникативного развития ребенка.
1.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные деформации личности в условиях социальной депривации / А.Г. Самохвалова, С.В. Котова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. – 256 с. (авт. 10,8 п.л.).
2.Самохвалова, А.Г. Психология затрудненного общения ребенка / А.Г. Самохвалова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – 418 с. (23,1 п.л.).
3.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика / А.Г. Самохвалова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. – 358 с. (28,4 п.л.).
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
4.Самохвалова, А.Г. Квалиметрические основы реализации индивидуально- ориентированного подхода как базового принципа коммуникативной подготовки учителей в системе высшего образования / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2005. – № 1. – С. 19-26 (0,51 п.л.).
5.Самохвалова, А.Г. Личностные детерминанты коммуникативной деятельности женщин, совершивших преступления / А.Г. Самохвалова, С. В. Котова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2006. – Т. 12. – № 2. – С. 77 –28 (0,3 п.л.).
6.Самохвалова, А.Г. Гендерные различия делового общения / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2006. – Т. 12. – № 1. – С. 109-112 (0,45 п.л.).
7.Самохвалова, А.Г. Личность как субъект затрудненного общения: гендерный аспект / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2008. - Т. 14. – № 1. – С.127-133 (0,65 п.л.).
8.Самохвалова, А.Г. Ребенок как субъект затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2008. – Т. 14. – № 4. – С. 137-143 (0,62 п.л.).
9.Самохвалова, А.Г. Восприятие эмо-подростков людьми разных поколений / А.Г. Самохвалова, И.В. Атокина // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – С. 121-125 (авт. 0,48 п.л.).
10.Самохвалова, А.Г. Особенности делового общения руководителей с различными копинг-стратегиями / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – № 4. – С. 201-208 (0,64 п.л.).
11.Самохвалова, А.Г. Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. – № 5-6. – С. 216-222 (0,58 п.л.).
12.Самохвалова, А.Г. Рефлексивные трудности ребенка в коммуникативной деятельности / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2012. – Т. 18. – № 1. – Ч. 1. – С. 198-200 (0,48 п.л.).
13.Самохвалова, А.Г. Гендерные трансформации как фактор затрудненного общения субъекта / А.Г. Самохвалова, П.В. Копылова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2012. – Т. 18. – № 2. – С. 65-69 (авт. 0,4 п.л.).
14.Самохвалова, А.Г. Уровневая модель развития субъекта общения / А.Г. Самохвалова // Акмеология. Научно-практический журнал. – 2012. – № 2. – С. 142-143 (0,3 п.л.).
15.Самохвалова, А.Г. Психологические аспекты затрудненного общения в детстве / А.Г. Самохвалова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2012. – Т. 5 «Психология». – № 2. – С. 45-55 (0,62 п.л.).
16.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности педагогов, использующих различные стили влияния / А.Г. Самохвалова, О.Н. Вишневская // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2012. – Т. 18 – № 3. – С. 76-80 (авт. 0,43 п.л.).
17.Самохвалова, А.Г. Неконструктивное поведение детей в ситуациях затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 166-170 (0,35 п.л.).
18.Самохвалова, А.Г. Психологические характеристики ребенка как субъекта затрудненного и незатрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2011. – №11 (30). – С. 386-393 (0,62 п.л.).
19.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности подростка: субкультурный аспект / А.Г. Самохвалова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. - Т. 3., № 4 (44). – С. 157-160 (0,5 п. л.).
20.Самохвалова, А.Г. Возрастные этапы и закономерности развития ребенка как субъекта общения / А.Г. Самохвалова // Российский научный журнал. – 2013. – № 2 (33). – С. 172-178 (0,45 п.л.).
21.Самохвалова, А.Г. Экспериментальное исследование стратегий поведения детей в ситуациях затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. – №1. – С. 39-45 (0,59 п.л.).
22.Самохвалова, А.Г. Генезис затрудненного общения в детском возрасте / А.Г. Самохвалова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. - № 2(52). – С. 367-372 (0,53 п.л.).
23.Самохвалова, А.Г. Специфика коммуникативной активности ребенка как субъекта затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 227-233 (0,58 п.л.).
24.Самохвалова, А.Г. Типы затрудненного общения детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.Г. Самохвалова // Вестник Башкирского университета. – 2013. – Т. 18. – № 1. – С. 226-231 (0,64 п.л.).
25.Самохвалова, А.Г. Функции и дисфункции затрудненного общения на ранних этапах онтогенеза / А.Г. Самохвалова // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2013. – Т. 13. – № 2. – С. 104 -109 (0,59 п.л.).
26.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные свойства темперамента как фактор затрудненного общения подростков / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. – №3. – С 65-69 (0,51 п.л.).
27.Самохвалова, А.Г. Акцентуации характера как фактор затрудненного общения подростков / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. – №4. – С 47-53 (0,53 п.л.).
28.Самохвалова, А.Г. Факторы затрудненного общения ребенка / А.Г.Самохвалова, В.И. Кашницкий // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. – №5. – С 202-206 (авт. 0,52 п.л.).
29.Самохвалова, А.Г. Затрудненное общение ребенка: проблема дифференциации понятия / А.Г. Самохвалова // Российский научный журнал. – 2014. – № 2 (40). – С. 207-212 (0,49 п.л.).
30.Самохвалова, А.Г. Ошибки материнского воспитания как фактор затрудненного общения ребенка / А.Г. Самохвалова, С.В. Котова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2014. – Т. 20. – №3. – С 66-70 (0,44 п.л.).
31.Самохвалова, А.Г. Влияние неформальных субкультур на характер общения современных подростков / А.Г. Самохвалова // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. – 2014. – № 4 (60). – С. 303-307 (0,62 п.л.).
32.Самохвалова, А.Г. Динамика затрудненного общения в детстве: результаты лонгитюдного исследования / А.Г. Самохвалова // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 228-234 (0,5 п.л.).
Учебные и методические пособия
33.Самохвалова, А.Г. Психолого-педагогические основы коммуникативного развития младших школьников : Учебно-методическое пособие / А.Г. Самохвалова, О.Д. Чугунова. – Кострома : Костромская областная организация общества «Знание» России, 2001. – 71 с. (авт. 2,8 п.л.).
34.Самохвалова, А.Г. Социально-психологические основы формирования индивидуального стиля коммуникативной деятельности : методические рекомендации / А.Г. Самохвалова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. – 32 с. ( 2,3 п.л.).
35.Самохвалова, А.Г. Деловое общение: путь к успеху : учебное пособие / А.Г. Самохвалова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – 332 с. (15,7 п.л.).
36.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция : учебно-методическое пособие / А.Г. Самохвалова. – СПб. : Речь, 2011. – 432 с. (27 п.л.).
37.Самохвалова, А.Г. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников средствами игровой деятельности : методический сборник / Под ред. А. Г. Самохваловой / А.Г. Самохвалова, И.Г. Дашевская, Е.А. Ильичева. – Кострома : Управление образования Администрации г. Костромы, 2011. – 54 с. (авт. 0,5 п.л.).
38.Самохвалова, А.Г. Деловое общение: секреты эффективных коммуникаций : учебное пособие / А.Г. Самохвалова. – СПб. : Речь, 2012. – 333 с. (21 п.л.).
Статьи в научных журналах и сборниках, тезисы докладов
39.Бершадская, А.Г. Развитие речи младших школьников через организацию их коммуникативной деятельности / А.Г. Бершадская, В.И. Кашницкий // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. – 1995. – № 4. – С. 92-97 (авт. 0,38 п.л.).
40.Бершадская, А.Г. О формировании мотива преодоления коммуникативных затруднений у учащихся лицейских гуманитарных классов / А.Г. Бершадская, Н.В. Барабошина // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. – 1996. – № 3. – С. 49-53 (авт. 0,32 п.л.).
41.Самохвалова, А.Г. О преподавании курса «Психология личности и общения» / А.Г. Самохвалова // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. – 1998. – № 3. – С. 56-57 (0,38 п.л.).
42.Самохвалова, А.Г. Активные методы социально-психологического обучения как средство коммуникативного развития студентов / А.Г. Самохвалова // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. – 2001. – № 4. – С. 54-56 (0,23 п.л.).
43.Самохвалова, А.Г. Развитие у старшеклассников креативности в общении / А.Г. Самохвалова // «Педагогика встречных усилий»: взгляд в будущее : материалы науч.-практ. семинара. – Кострома, 2002. – С. 35-37 (0,15 п.л.).
44.Самохвалова, А.Г. Психологическое сопровождение развития коммуникативной культуры младших школьников / А.Г. Самохвалова // Психологическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. – Кострома, 2002. – С. 16 (0,12 п.л.).
45.Самохвалова, А.Г. Социально-психологические условия коммуникативного развития младших школьников / А.Г. Самохвалова // Психодидактика высшего и среднего образования : материалы IV Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2002. – С. 184 (0,1 п.л.).
46.Самохвалова, А.Г. Психологическое сопровождение формирования социально-психологической компетентности старшеклассников / А.Г. Самохвалова // Социальные контакты детей : материалы Междунар. симпозиума. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2003. – С. 143-146 (0,21 п.л.).
47.Самохвалова, А.Г. Формирование социально-психологической компетентности старшеклассников / А.Г. Самохвалова // Проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. – Москва-Кострома : Государственный НИИ семьи и воспитания, 2004. – С. 92-94 (0,19 п.л.).
48.Самохвалова, А.Г. Снижение конфликтности как фактор самоактуализации ребенка / А.Г. Самохвалова // Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в ХХ1 веке: материалы Междунар. симпозиума. – М.; Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. – С. 219-220 (0,17 п.л.).
49.Самохвалова, А.Г. Игровая коррекция коммуникативных трудностей дошкольников / А.Г. Самохвалова // Педагогика и психология: общая и специальная : сб. науч. ст. – Кострома : РЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2006. – С. 128-132 (0,28 п.л.).
50.Самохвалова, А.Г. Проблема развития коммуникативной креативности дошкольников / А.Г. Самохвалова // Педагогика и психология: общая и специальная : сб. науч. тр. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – С. 71-73 (0,23 п.л.).
51.Самохвалова, А.Г. Связь психологической защиты личности с типом темперамента / А.Г. Самохвалова // Психология совладающего поведения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – С. 111-113 (0,2 п.л.).
52.Самохвалова, А.Г. Игровая коррекция неконструктивного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста / А.Г. Самохвалова // Педагогика и психология: общая и специальная : сб. науч. тр. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. – С. 105-109 (0,21 п.л.).
53.Самохвалова, А.Г. Развитие коммуникативной культуры будущих психологов в системе высшего профессионального воспитания / А.Г. Самохвалова // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. – С. 184-186 (0,2 п.л.).
54.Самохвалова, А.Г. Актуализация коммуникативных потенциалов эмо- подростков в Интернет-пространстве / А.Г. Самохвалова // Психология и педагогика социального воспитания : материалы II Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – С. 119-123 (0,37 п.л.).
55.Самохвалова, А.Г. Психокоррекция коммуникативных трудностей ребенка средствами арт-терапии / А.Г. Самохвалова // Педагогика и психология: общая и специальная : сб. науч. тр. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – С. 92-95 (0,23 п.л.).
56.Самохвалова, А.Г. Проблема психокоррекции коммуникативных трудностей ребенка / А.Г. Самохвалова // Психология и жизнь. Традиции культурно-исторической психологии и современной психологии детства : сб. науч. ст. – Минск: БГПУ, 2010. – С. 242-245 (0,32 п.л.).
57.Самохвалова, А.Г. Роль креативности личности в выборе основных стратегий влияния / А.Г. Самохвалова, О.Н. Вишневская // Психология индивидуальности материалы III Всерос. науч. конф. – М. : Изд. дом Гос. ун-т – Высшей школы экономики, 2010.– Ч. 2. – С. 203-204 (авт. 0,14 п.л.).
58.Самохвалова, А.Г. Психологическое сопровождение коммуникативного развития школьников / А.Г. Самохвалова // Человек в системе образования: тенденции и перспективы : сб. материалов III Всерос. научн.-практ. конф. – Сибай : Изд-во ГУП РБ «СГТ», 2011. – С. 44-47 (0,33 п.л.).
59.Самохвалова, А.Г. Проблема преодоления коммуникативных трудностей младших школьников / А.Г. Самохвалова // Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. – Омск, 2011. – С. 76-78 (0,24 п.л.).
60.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные барьеры в общении с подростками-неформалами / А.Г. Самохвалова // Диалог культур – культура диалога : материалы Х юбилейной междунар. науч.-практ. конф. – Кострома; Дармштадт; Минск; Могилев; Познань; Ванадзор : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. – С. 303-305 (0,31 п.л.).
61.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности дошкольников и младших школьников / А.Г. Самохвалова // Ананьевские чтения – 2011. Социальная психология и жизнь : материалы науч. конф. – СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 2011. – С. 330-332 (0,13 п.л.).
62.Самохвалова, А.Г. Преодоление подростками коммуникативных трудностей в Интернет-общении / А.Г. Самохвалова // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: материалы VI Междунар. науч.- практ. конф. – Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. – С. 181-186 (0,37 п.л.).
63.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные деформации личности в изолированной социальной группе / А.Г. Самохвалова // Малая группа как объект и субъект психологического влияния : материалы Всерос. науч. конфер. (с междунар. уч.). – Курск : Курск. гос. ун-т, 2011. – С. 189-194 (0,32 п.л.).
64.Самохвалова, А.Г. Защитное поведение подростков в ситуациях затрудненного общения (на примере эмо-подростков) / А.Г. Самохвалова // На пороге взросления : сб. науч. ст. – М. : МГППУ, 2011. – С. 248-260 (0,6 п.л.).
65.Самохвалова, А.Г. Креативность личности в контексте ситуаций психологического воздействия / А.Г. Самохвалова, О.Н. Вишневская // Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций : сб. материалов III Междунар. симпозиума. – М.; Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011.– С. 363-365 (авт. 0,1 п.л.).
66.Самохвалова, А.Г. Затрудненное общение как фактор социальной дезадаптации ребенка / А.Г. Самохвалова // Психологическое здоровье и благополучие нации: проблемы, реалии и перспективы : материалы Междунар. науч.- практ. конф. – Донецк, 2011. – С. 300-302 (0,23 п.л.).
67.Самохвалова, А.Г. Интернет-общение как форма психологической защиты подростка / А.Г. Самохвалова // Коммуникативистика XXI в.: человек в современном мире коммуникаций : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – Н. Новгород: НИСОЦ, 2011. – С. 159-162 (0,3 п.л.).
68.Самохвалова, А.Г. Развитие готовности бакалавров-психологов к преодолению коммуникативных трудностей / А.Г. Самохвалова // Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления личности в условиях многоуровневого образования в вузе : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летнему юбилею Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова. – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. – С. 195-201 (0,37 п.л.).
69.Самохвалова, А.Г. Специфика затрудненного общения детей разных возрастных групп / А.Г. Самохвалова // Современная реальность и жизненный путь человека: психологические аспекты : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Тула : Изд-во ТулГУ, 2012. – С. 143-149 (0,35 п.л.).
70.Самохвалова, А.Г. Роль коммуникативной активности субъекта в ситуациях затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Философия и психология активности личности : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. – М. : Издатель Воробьев А.В., 2012. – С. 129-133 (0,27 п.л.).
71.Самохвалова, А.Г. Стимулирование коммуникативной активности детей в образовательном пространстве / А.Г. Самохвалова // Гуманізація навчально-виховного процесу : збірник наукових праць. – 2012. – Спецвип. 10. – Слов’янськ : СДПУ. – С. 224-231 (0,62 п.л.).
72.Самохвалова, А.Г. Фасилитация креативности детей в коммуникативной деятельности / А.Г. Самохвалова // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовательном пространстве: теория, практика, инновации : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. – Йошкар-Ола, 2012. – С. 131-133 (0,23 п.л.).
73.Самохвалова, А.Г. Развитие толерантности и самопринятия как условие оптимизации затрудненного общения ребенка / А.Г. Самохвалова // Диалог культур – культура диалога : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Кострома ; Дармштадт ; Минск ; Познань ; Ванадзор : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. – С. 261-264 (0,41 п.л.).
74.Самохвалова, А.Г. Психологические особенности затрудненного общения в детском возрасте / А.Г. Самохвалова // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. ст. Ч. 1. – Гродно : ГрГУ, 2012. – С. 381-403 (0,43 п.л.).
75.Самохвалова, А.Г.Структурно-функциональныеособенности коммуникативной активности ребенка / А.Г. Самохвалова // Ананьевские чтения – 2012. Психология образования в современном мире : материалы науч. конф. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – С. 224-226 (0,15 п.л).
76.Самохвалова, А.Г. Индивидуальный профиль защитного коммуникативного поведения подростков / А.Г. Самохвалова // Психология индивидуальности : материалы IV Всерос. науч. конф. – М. : Логос, 2012. – С. 192-193 (0,12 п.л.).
77.Самохвалова, А.Г. Психологические особенности затрудненного общения подростков / А.Г. Самохвалова // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 2 – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – С. 312-314 (0, 32 п.л.).
78.Самохвалова, А.Г. Ценность творчества как фактор развития коммуникативной компетентности школьников / А.Г. Самохвалова // Ценности современного образования : междунар. сб. науч. тр. – Черкассы-Ульяновск : ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2012. – С. 298-302 (0,41 п.л.).
79.Самохвалова, А.Г. Роль Интернет-среды в преодолении коммуникативных трудностей подростков / А.Г. Самохвалова // 6-ая Российская конференция по экологической психологии. – М. : ФГНУ «Психологический институт» РАО, 2012. – С. 357-359 (0,26 п.л.).
80.Самохвалова, А.Г. Развитие креативности как фактор оптимизации общения младших школьников и подростков / А.Г. Самохвалова // Актуальные проблемы современного непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. – С. 103-107 (0,3 п.л.).
81.Самохвалова, А.Г. Коммуникативная активность ребенка в контексте ситуаций затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Высшее образование для XXI века : материалы IX Междунар. науч. конф. – М. : Изд-во МГУ, 2012. – С. 36-40 (0.25 п.л.).
82.Самохвалова, А.Г. Затрудненное общение как фактор самоопределения подростка / А.Г. Самохвалова // Психология самоопределения личности и групп: история, современное состояние и тенденции развития : материалы Всерос. науч. конф. – Уфа : РИЦ БашГУ, 2013. – С. 55-57 (0,27 п.л.).
83.Самохвалова, А.Г. Интернет-сообщества как ресурс преодоления коммуникативных трудностей подростков / А.Г. Самохвалова // Духовно-нравственные потенциалы молодежного коллектива: диагностика и развитие : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. – Курск : Курск. гос. ун-т., 2013. – С. 69-73 (0,35 п.л.).
84.Самохвалова, А.Г. Подростковая субкультура как фактор затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. – СПб. : Изд. группа «СВИВТ», 2013. – С. 67-71 (0,28 п.л.).
85.Самохвалова, А.Г. Развивающий потенциал ситуаций затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Аксиологический подход в образовании: теория и практика : междунар. сб. науч. тр. – Черкассы-Ульяновск : УИПКПРО, 2013. – С. 152-156 (0,36 п.л.).
86.Самохвалова, А.Г. Особенности затрудненного общения подростков-реперов / А.Г. Самохвалова // Личность в современном обществе: психологические проблемы и перспективы развития : сб. науч. тр. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013. – С. 66-71 (0,32 п.л.).
87.Самохвалова, А.Г. Психологическая помощь в оптимизации защитно-деструктивного поведения детей в общении / А.Г. Самохвалова // XI Мнухинские чтения «Актуальные проблемы психиатрии, психотерапии, клинической психологии семьи и детства: организация, диагностика, лечение, реабилитация, подготовка специалистов и работа в мультидисциплинарной команде» : материалы Междунар. науч. конф., посвященной памяти профессора С.С. Мнухина. – СПб., 2013. – С. 363-367 (0,27 п.л.).
88.Самохвалова, А.Г. Возрастная динамика рефлексии общения в детском возрасте / А.Г. Самохвалова // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения) : материалы Всерос. науч. конф. (с иностр. уч.). – М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. – С. 146-148 (0,47 п.л.).
89.Самохвалова, А.Г. Специфика затрудненного общения детей с нарушениями зрения и слуха / А.Г. Самохвалова // Актуальные проблемы специального образования и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы Межрегион. науч.-практ. конф – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – С. 63-67 (0,3 п.л.).
90.Самохвалова, А.Г. Коммуникативный мир ребенка: соотношение актуального и потенциального / А.Г. Самохвалова // Потенциал личности: комплексная проблема : материалы XII Междунар. конф. – Тамбов : Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2013. – С. 46-50 (0,27 п.л.).
91.Самохвалова, А.Г. Возрастная динамика затрудненного общения на детских этапах онтогенеза / А.Г. Самохвалова // Дружининские чтения : сб. материалов XII Всерос. науч.-практ. конф. – Киров : МЦНИП, 2013. – С. 128-131 (0,41 п.л.).
92.Самохвалова, А.Г. Преодоление коммуникативных трудностей младших школьников средствами сказкотерапии / А.Г. Самохвалова // Перспективы науки и образования. Сетевой научно-практический журнал. – 2013. – № 4. – С. 200-213 (0,58 п.л.).
93.Самохвалова, А.Г. Специфика затрудненного общения одаренных детей и детей с задержкой психического развития / А.Г. Самохвалова // Международный научно-исследовательский журнал. – Екатеринбург. – 2013. – № 8 (15). – Ч. 2. – С. 132-135 (0,45 п.л.).
94.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка как результат адаптации к стрессу / А.Г. Самохвалова // Психология стресса и совладающего поведения : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – Т. 1. – С. 209-212 (0,42 п.л.).
95.Самохвалова, А.Г. Развитие ребенка как субъекта общения / А.Г. Самохвалова // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Междунар. конф., посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Т.1. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С. 319-321 (0,35 п.л.).
96.Самохвалова, А.Г. Субъективные переживания ребенка в ситуациях затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Современные проблемы теоретической и прикладной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. – Ереван, изд-во ЕГУ, 2013. – С. 357-360 (0,46 п.л.).
97.Самохвалова, А.Г. Проблема затрудненного общения ребенка с позиций субъектного подхода / А.Г. Самохвалова // Личность и бытие: субъектный подход (к 80-летию со дня рождения А.В. Брушлинского) : материалы VI Всерос. науч.- практ. конф. (с иностр. уч.). – М., Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2013. – С. 128- 130 (0,37 п.л.).
98.Самохвалова, А.Г. Психические состояния ребенка в ситуациях затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Психология психических состояний: актуальные теоретические и прикладные проблемы : материалы II Всерос. науч. конф. Ч. I. – Казань : Изд-во «Отечество», 2013. – С. 157-162 (0,42 п.л.).
99.Самохвалова, А.Г. Сензитивные периоды для возникновения коммуникативных трудностей на детских этапах онтогенеза / А.Г. Самохвалова // У истоков развития : сб. тез. участ. IV Всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – С. 62-64 (0,22 п.л.).
100.Самохвалова, А.Г. Типологические характеристики затрудненного общения младших школьников / А.Г. Самохвалова // Актуальные проблемы современного непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – С. 78-81 (0,24 п.л.).
101.Самохвалова, А.Г. Возрастная динамика поведения ребенка в ситуациях затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Личность и ее жизненный мир : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч., посвященной 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. – С. 290-295 (0,36 п.л.).
102.Самохвалова, А.Г. Механизмы возникновения коммуникативных трудностей ребенка / А.Г. Самохвалова // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. – Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. – С. 67-72 (0,34 п.л.).
103.Самохвалова, А.Г. Вариативность и возрастныеособенности коммуникативного поведения ребенка/ А.Г. Самохвалова // Психология сознания: истоки и перспективы изучения : материалы XIV Междунар. чтений памяти Л.С. Выготского. Т.I. – М. : РГГУ, 2013. – с. 383-389 (0,42 п.л.).
104.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка в ситуациях межличностного общения: механизмы и эффекты актуализации / А.Г. Самохвалова // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы IV Всероссийской на учно-практической (заочной) конференции. – М. Издательство Перо, 2014. – С. 182-186 (0,28 п.л.).
105.Самохвалова, А.Г. Коммуникативное поведение ребенка в ситуациях затрудненного общения: возрастная динамика и закономерности / А.Г. Самохвалова // Наука и общество : международная конференция. Донецк, 15 февраля 2014. – Ч. 2 (философские науки, юридические науки, педагогические науки, психологические науки). – Донецк: Научно-информационный центр «знание». – С. 222-226 (0,3 п.л.).
106.Самохвалова, А.Г. Коммуникативная активность ребенка как условие преодоления трудностей общения / А.Г. Самохвалова // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире