Научная тема: «СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ РЕБЕНКА»
Специальность: 19.00.13
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Затрудненное общение ребенка есть интегративный, психосоциальный процесс, в ходе которого коммуникативные возможности субъекта не могут обеспечить эффективное решение задачи общения без привлечения дополнительных ресурсов, что обусловливает возникновение различных коммуникативных трудностей. В онтогенезе ребенка затрудненное общение, проявляющееся в единстве субъективной и объективной составляющих, имеющее вариативные сферы локализации (интрапсихическую, экстрапсихическую, интерпсихическую), представлено в двух модальностях: как процесс, связанный с конструктивным или неконструктивным развитием субъекта общения.
  2. Структурно-динамическая концепция затрудненного общения ребенка, интегрирующая авторские представления о методологических принципах, категориях, критериях, структуре, типологии, генезисе, методах исследования, модели и развивающих психотехнологиях, эффективна для решения практических задач, связанных с выявлением и пониманием причин возникновения, механизмов и форм актуализации, рисков, динамики и закономерностей затрудненного общения в онтогенезе ребенка.
  3. Психологическую структуру затрудненного общения ребенка составляют коммуникативный арсенал и коммуникативные трудности. Коммуникативный арсенал как комплекс актуальных коммуникативных качеств субъекта, является целостной, динамичной, открытой, гетерархично- иерархичной системой, включающей личностный, содержательный, инструментальный, рефлексивный компоненты; дефицитарность развития которых связана с возникновением у ребенка различных по силе и степени осознанности релевантных коммуникативных трудностей (базовых, содержательных, инструментальных, рефлексивных) в процессе решения задач общения.
  4. Динамика затрудненного общения в онтогенезе ребенка связана с конструктивным/неконструктивным развитием субъекта общения; обусловлена спецификой преобразования коммуникативного арсенала, развития коммуникативной активности от дошкольного к подростковому возрасту, вариативными процессами, актуализирующимися в ситуациях затрудненного общения («нейтрализация», «пролонгация» или «усиление»).
  5. Структурные и динамические характеристики затрудненного общения ребенка на разных этапах онтогенеза (дошкольный, младший школьный, младший подростковый) имеют индивидуальную, типологическую и возрастную специфику.
  6. На разных этапах детства затрудненное общение играет неоднозначную роль в процессах индивидуализации и социализации ребенка; выполняет как разрушительные (дезадаптационная, деидентификационная, деиндивидуализирующая, десоциализирующая, демобилизационная, дестабилизирующая, функция эмоционального подавления, формализации и стагнации межличностных отношений), так и созидательные функции (защитно-адаптационная, идентификационная, функция самоутверждения, социализирующая, мобилизационная, экспрессивная, гомеостатическая, функция динамики межличностных отношений).
  7. Механизмами затрудненного общения субъекта на детских этапах онтогенеза являются интериоризация негативных оценок взрослых или сверстников, фиксация на неудачном коммуникативном опыте, подражание
  8. деструктивным паттернам коммуникативного поведения, идентификация со значимым Другим, отрицание собственной некомпетентности, противодействие чрезмерным требованиям социального окружения, ориентация на безусловное соответствие эталонам социально-одобряемого коммуникативного поведения. Механизмы затрудненного общения, действующие в детстве, по-разному проявляются в характере общения субъекта на этапах взрослости.
  9. Возникновение индивидуально-специфических коммуникативных трудностей детерминировано группой факторов: диспозиционных - ограниченные возможности здоровья, опережение или задержка интеллектуального развития, темпераментально-характерологические свойства; социокультурных - социальная депривация, деструктивный стиль семейного воспитания, влияние неформальной среды сверстников.
  10. Необходимыми условиями конструктивного развития ребенка как субъекта общения являются, с одной стороны, его преодолевающая и исследовательская коммуникативная активность; с другой стороны, реализация психотехнологий, направленных на элиминацию затрудненного общения и фасилитацию конструктивного коммуникативного развития ребенка.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные деформации личности в условиях социальной депривации / А.Г. Самохвалова, С.В. Котова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. – 256 с. (авт. 10,8 п.л.).

2.Самохвалова, А.Г. Психология затрудненного общения ребенка / А.Г. Самохвалова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – 418 с. (23,1 п.л.).

3.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика / А.Г. Самохвалова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. – 358 с. (28,4 п.л.).

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

4.Самохвалова, А.Г. Квалиметрические основы реализации индивидуально- ориентированного подхода как базового принципа коммуникативной подготовки учителей в системе высшего образования / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2005. – № 1. – С. 19-26 (0,51 п.л.).

5.Самохвалова, А.Г. Личностные детерминанты коммуникативной деятельности женщин, совершивших преступления / А.Г. Самохвалова, С. В. Котова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2006. – Т. 12. – № 2. – С. 77 –28 (0,3 п.л.).

6.Самохвалова, А.Г. Гендерные различия делового общения / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2006. – Т. 12. – № 1. – С. 109-112 (0,45 п.л.).

7.Самохвалова, А.Г. Личность как субъект затрудненного общения: гендерный аспект / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2008. - Т. 14. – № 1. – С.127-133 (0,65 п.л.).

8.Самохвалова, А.Г. Ребенок как субъект затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2008. – Т. 14. – № 4. – С. 137-143 (0,62 п.л.).

9.Самохвалова, А.Г. Восприятие эмо-подростков людьми разных поколений / А.Г. Самохвалова, И.В. Атокина // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – С. 121-125 (авт. 0,48 п.л.).

10.Самохвалова, А.Г. Особенности делового общения руководителей с различными копинг-стратегиями / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – № 4. – С. 201-208 (0,64 п.л.).

11.Самохвалова, А.Г. Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. – № 5-6. – С. 216-222 (0,58 п.л.).

12.Самохвалова, А.Г. Рефлексивные трудности ребенка в коммуникативной деятельности / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2012. – Т. 18. – № 1. – Ч. 1. – С. 198-200 (0,48 п.л.).

13.Самохвалова, А.Г. Гендерные трансформации как фактор затрудненного общения субъекта / А.Г. Самохвалова, П.В. Копылова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2012. – Т. 18. – № 2. – С. 65-69 (авт. 0,4 п.л.).

14.Самохвалова, А.Г. Уровневая модель развития субъекта общения / А.Г. Самохвалова // Акмеология. Научно-практический журнал. – 2012. – № 2. – С. 142-143 (0,3 п.л.).

15.Самохвалова, А.Г. Психологические аспекты затрудненного общения в детстве / А.Г. Самохвалова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2012. – Т. 5 «Психология». – № 2. – С. 45-55 (0,62 п.л.).

16.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности педагогов, использующих различные стили влияния / А.Г. Самохвалова, О.Н. Вишневская // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2012. – Т. 18 – № 3. – С. 76-80 (авт. 0,43 п.л.).

17.Самохвалова, А.Г. Неконструктивное поведение детей в ситуациях затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 166-170 (0,35 п.л.).

18.Самохвалова, А.Г. Психологические характеристики ребенка как субъекта затрудненного и незатрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2011. – №11 (30). – С. 386-393 (0,62 п.л.).

19.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности подростка: субкультурный аспект / А.Г. Самохвалова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. - Т. 3., № 4 (44). – С. 157-160 (0,5 п. л.).

20.Самохвалова, А.Г. Возрастные этапы и закономерности развития ребенка как субъекта общения / А.Г. Самохвалова // Российский научный журнал. – 2013. – № 2 (33). – С. 172-178 (0,45 п.л.).

21.Самохвалова, А.Г. Экспериментальное исследование стратегий поведения детей в ситуациях затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. – №1. – С. 39-45 (0,59 п.л.).

22.Самохвалова, А.Г. Генезис затрудненного общения в детском возрасте / А.Г. Самохвалова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. - № 2(52). – С. 367-372 (0,53 п.л.).

23.Самохвалова, А.Г. Специфика коммуникативной активности ребенка как субъекта затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 227-233 (0,58 п.л.).

24.Самохвалова, А.Г. Типы затрудненного общения детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.Г. Самохвалова // Вестник Башкирского университета. – 2013. – Т. 18. – № 1. – С. 226-231 (0,64 п.л.).

25.Самохвалова, А.Г. Функции и дисфункции затрудненного общения на ранних этапах онтогенеза / А.Г. Самохвалова // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2013. – Т. 13. – № 2. – С. 104 -109 (0,59 п.л.).

26.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные свойства темперамента как фактор затрудненного общения подростков / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. – №3. – С 65-69 (0,51 п.л.).

27.Самохвалова, А.Г. Акцентуации характера как фактор затрудненного общения подростков / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. – №4. – С 47-53 (0,53 п.л.).

28.Самохвалова, А.Г. Факторы затрудненного общения ребенка / А.Г.Самохвалова, В.И. Кашницкий // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. – №5. – С 202-206 (авт. 0,52 п.л.).

29.Самохвалова, А.Г. Затрудненное общение ребенка: проблема дифференциации понятия / А.Г. Самохвалова // Российский научный журнал. – 2014. – № 2 (40). – С. 207-212 (0,49 п.л.).

30.Самохвалова, А.Г. Ошибки материнского воспитания как фактор затрудненного общения ребенка / А.Г. Самохвалова, С.В. Котова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2014. – Т. 20. – №3. – С 66-70 (0,44 п.л.).

31.Самохвалова, А.Г. Влияние неформальных субкультур на характер общения современных подростков / А.Г. Самохвалова // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. – 2014. – № 4 (60). – С. 303-307 (0,62 п.л.).

32.Самохвалова, А.Г. Динамика затрудненного общения в детстве: результаты лонгитюдного исследования / А.Г. Самохвалова // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 228-234 (0,5 п.л.).

Учебные и методические пособия

33.Самохвалова, А.Г. Психолого-педагогические основы коммуникативного развития младших школьников : Учебно-методическое пособие / А.Г. Самохвалова, О.Д. Чугунова. – Кострома : Костромская областная организация общества «Знание» России, 2001. – 71 с. (авт. 2,8 п.л.).

34.Самохвалова, А.Г. Социально-психологические основы формирования индивидуального стиля коммуникативной деятельности : методические рекомендации / А.Г. Самохвалова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. – 32 с. ( 2,3 п.л.).

35.Самохвалова, А.Г. Деловое общение: путь к успеху : учебное пособие / А.Г. Самохвалова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – 332 с. (15,7 п.л.).

36.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция : учебно-методическое пособие / А.Г. Самохвалова. – СПб. : Речь, 2011. – 432 с. (27 п.л.).

37.Самохвалова, А.Г. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников средствами игровой деятельности : методический сборник / Под ред. А. Г. Самохваловой / А.Г. Самохвалова, И.Г. Дашевская, Е.А. Ильичева. – Кострома : Управление образования Администрации г. Костромы, 2011. – 54 с. (авт. 0,5 п.л.).

38.Самохвалова, А.Г. Деловое общение: секреты эффективных коммуникаций : учебное пособие / А.Г. Самохвалова. – СПб. : Речь, 2012. – 333 с. (21 п.л.).

Статьи в научных журналах и сборниках, тезисы докладов

39.Бершадская, А.Г. Развитие речи младших школьников через организацию их коммуникативной деятельности / А.Г. Бершадская, В.И. Кашницкий // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. – 1995. – № 4. – С. 92-97 (авт. 0,38 п.л.).

40.Бершадская, А.Г. О формировании мотива преодоления коммуникативных затруднений у учащихся лицейских гуманитарных классов / А.Г. Бершадская, Н.В. Барабошина // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. – 1996. – № 3. – С. 49-53 (авт. 0,32 п.л.).

41.Самохвалова, А.Г. О преподавании курса «Психология личности и общения» / А.Г. Самохвалова // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. – 1998. – № 3. – С. 56-57 (0,38 п.л.).

42.Самохвалова, А.Г. Активные методы социально-психологического обучения как средство коммуникативного развития студентов / А.Г. Самохвалова // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. – 2001. – № 4. – С. 54-56 (0,23 п.л.).

43.Самохвалова, А.Г. Развитие у старшеклассников креативности в общении / А.Г. Самохвалова // «Педагогика встречных усилий»: взгляд в будущее : материалы науч.-практ. семинара. – Кострома, 2002. – С. 35-37 (0,15 п.л.).

44.Самохвалова, А.Г. Психологическое сопровождение развития коммуникативной культуры младших школьников / А.Г. Самохвалова // Психологическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. – Кострома, 2002. – С. 16 (0,12 п.л.).

45.Самохвалова, А.Г. Социально-психологические условия коммуникативного развития младших школьников / А.Г. Самохвалова // Психодидактика высшего и среднего образования : материалы IV Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2002. – С. 184 (0,1 п.л.).

46.Самохвалова, А.Г. Психологическое сопровождение формирования социально-психологической компетентности старшеклассников / А.Г. Самохвалова // Социальные контакты детей : материалы Междунар. симпозиума. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2003. – С. 143-146 (0,21 п.л.).

47.Самохвалова, А.Г. Формирование социально-психологической компетентности старшеклассников / А.Г. Самохвалова // Проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. – Москва-Кострома : Государственный НИИ семьи и воспитания, 2004. – С. 92-94 (0,19 п.л.).

48.Самохвалова, А.Г. Снижение конфликтности как фактор самоактуализации ребенка / А.Г. Самохвалова // Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в ХХ1 веке: материалы Междунар. симпозиума. – М.; Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. – С. 219-220 (0,17 п.л.).

49.Самохвалова, А.Г. Игровая коррекция коммуникативных трудностей дошкольников / А.Г. Самохвалова // Педагогика и психология: общая и специальная : сб. науч. ст. – Кострома : РЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2006. – С. 128-132 (0,28 п.л.).

50.Самохвалова, А.Г. Проблема развития коммуникативной креативности дошкольников / А.Г. Самохвалова // Педагогика и психология: общая и специальная : сб. науч. тр. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – С. 71-73 (0,23 п.л.).

51.Самохвалова, А.Г. Связь психологической защиты личности с типом темперамента / А.Г. Самохвалова // Психология совладающего поведения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – С. 111-113 (0,2 п.л.).

52.Самохвалова, А.Г. Игровая коррекция неконструктивного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста / А.Г. Самохвалова // Педагогика и психология: общая и специальная : сб. науч. тр. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. – С. 105-109 (0,21 п.л.).

53.Самохвалова, А.Г. Развитие коммуникативной культуры будущих психологов в системе высшего профессионального воспитания / А.Г. Самохвалова // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. – С. 184-186 (0,2 п.л.).

54.Самохвалова, А.Г. Актуализация коммуникативных потенциалов эмо- подростков в Интернет-пространстве / А.Г. Самохвалова // Психология и педагогика социального воспитания : материалы II Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – С. 119-123 (0,37 п.л.).

55.Самохвалова, А.Г. Психокоррекция коммуникативных трудностей ребенка средствами арт-терапии / А.Г. Самохвалова // Педагогика и психология: общая и специальная : сб. науч. тр. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – С. 92-95 (0,23 п.л.).

56.Самохвалова, А.Г. Проблема психокоррекции коммуникативных трудностей ребенка / А.Г. Самохвалова // Психология и жизнь. Традиции культурно-исторической психологии и современной психологии детства : сб. науч. ст. – Минск: БГПУ, 2010. – С. 242-245 (0,32 п.л.).

57.Самохвалова, А.Г. Роль креативности личности в выборе основных стратегий влияния / А.Г. Самохвалова, О.Н. Вишневская // Психология индивидуальности материалы III Всерос. науч. конф. – М. : Изд. дом Гос. ун-т – Высшей школы экономики, 2010.– Ч. 2. – С. 203-204 (авт. 0,14 п.л.).

58.Самохвалова, А.Г. Психологическое сопровождение коммуникативного развития школьников / А.Г. Самохвалова // Человек в системе образования: тенденции и перспективы : сб. материалов III Всерос. научн.-практ. конф. – Сибай : Изд-во ГУП РБ «СГТ», 2011. – С. 44-47 (0,33 п.л.).

59.Самохвалова, А.Г. Проблема преодоления коммуникативных трудностей младших школьников / А.Г. Самохвалова // Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. – Омск, 2011. – С. 76-78 (0,24 п.л.).

60.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные барьеры в общении с подростками-неформалами / А.Г. Самохвалова // Диалог культур – культура диалога : материалы Х юбилейной междунар. науч.-практ. конф. – Кострома; Дармштадт; Минск; Могилев; Познань; Ванадзор : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. – С. 303-305 (0,31 п.л.).

61.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности дошкольников и младших школьников / А.Г. Самохвалова // Ананьевские чтения – 2011. Социальная психология и жизнь : материалы науч. конф. – СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 2011. – С. 330-332 (0,13 п.л.).

62.Самохвалова, А.Г. Преодоление подростками коммуникативных трудностей в Интернет-общении / А.Г. Самохвалова // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: материалы VI Междунар. науч.- практ. конф. – Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. – С. 181-186 (0,37 п.л.).

63.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные деформации личности в изолированной социальной группе / А.Г. Самохвалова // Малая группа как объект и субъект психологического влияния : материалы Всерос. науч. конфер. (с междунар. уч.). – Курск : Курск. гос. ун-т, 2011. – С. 189-194 (0,32 п.л.).

64.Самохвалова, А.Г. Защитное поведение подростков в ситуациях затрудненного общения (на примере эмо-подростков) / А.Г. Самохвалова // На пороге взросления : сб. науч. ст. – М. : МГППУ, 2011. – С. 248-260 (0,6 п.л.).

65.Самохвалова, А.Г. Креативность личности в контексте ситуаций психологического воздействия / А.Г. Самохвалова, О.Н. Вишневская // Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций : сб. материалов III Междунар. симпозиума. – М.; Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011.– С. 363-365 (авт. 0,1 п.л.).

66.Самохвалова, А.Г. Затрудненное общение как фактор социальной дезадаптации ребенка / А.Г. Самохвалова // Психологическое здоровье и благополучие нации: проблемы, реалии и перспективы : материалы Междунар. науч.- практ. конф. – Донецк, 2011. – С. 300-302 (0,23 п.л.).

67.Самохвалова, А.Г. Интернет-общение как форма психологической защиты подростка / А.Г. Самохвалова // Коммуникативистика XXI в.: человек в современном мире коммуникаций : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – Н. Новгород: НИСОЦ, 2011. – С. 159-162 (0,3 п.л.).

68.Самохвалова, А.Г. Развитие готовности бакалавров-психологов к преодолению коммуникативных трудностей / А.Г. Самохвалова // Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления личности в условиях многоуровневого образования в вузе : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летнему юбилею Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова. – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. – С. 195-201 (0,37 п.л.).

69.Самохвалова, А.Г. Специфика затрудненного общения детей разных возрастных групп / А.Г. Самохвалова // Современная реальность и жизненный путь человека: психологические аспекты : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Тула : Изд-во ТулГУ, 2012. – С. 143-149 (0,35 п.л.).

70.Самохвалова, А.Г. Роль коммуникативной активности субъекта в ситуациях затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Философия и психология активности личности : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. – М. : Издатель Воробьев А.В., 2012. – С. 129-133 (0,27 п.л.).

71.Самохвалова, А.Г. Стимулирование коммуникативной активности детей в образовательном пространстве / А.Г. Самохвалова // Гуманізація навчально-виховного процесу : збірник наукових праць. – 2012. – Спецвип. 10. – Слов’янськ : СДПУ. – С. 224-231 (0,62 п.л.).

72.Самохвалова, А.Г. Фасилитация креативности детей в коммуникативной деятельности / А.Г. Самохвалова // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовательном пространстве: теория, практика, инновации : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. – Йошкар-Ола, 2012. – С. 131-133 (0,23 п.л.).

73.Самохвалова, А.Г. Развитие толерантности и самопринятия как условие оптимизации затрудненного общения ребенка / А.Г. Самохвалова // Диалог культур – культура диалога : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Кострома ; Дармштадт ; Минск ; Познань ; Ванадзор : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. – С. 261-264 (0,41 п.л.).

74.Самохвалова, А.Г. Психологические особенности затрудненного общения в детском возрасте / А.Г. Самохвалова // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. ст. Ч. 1. – Гродно : ГрГУ, 2012. – С. 381-403 (0,43 п.л.).

75.Самохвалова, А.Г.Структурно-функциональныеособенности коммуникативной активности ребенка / А.Г. Самохвалова // Ананьевские чтения – 2012. Психология образования в современном мире : материалы науч. конф. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – С. 224-226 (0,15 п.л).

76.Самохвалова, А.Г. Индивидуальный профиль защитного коммуникативного поведения подростков / А.Г. Самохвалова // Психология индивидуальности : материалы IV Всерос. науч. конф. – М. : Логос, 2012. – С. 192-193 (0,12 п.л.).

77.Самохвалова, А.Г. Психологические особенности затрудненного общения подростков / А.Г. Самохвалова // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 2 – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – С. 312-314 (0, 32 п.л.).

78.Самохвалова, А.Г. Ценность творчества как фактор развития коммуникативной компетентности школьников / А.Г. Самохвалова // Ценности современного образования : междунар. сб. науч. тр. – Черкассы-Ульяновск : ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2012. – С. 298-302 (0,41 п.л.).

79.Самохвалова, А.Г. Роль Интернет-среды в преодолении коммуникативных трудностей подростков / А.Г. Самохвалова // 6-ая Российская конференция по экологической психологии. – М. : ФГНУ «Психологический институт» РАО, 2012. – С. 357-359 (0,26 п.л.).

80.Самохвалова, А.Г. Развитие креативности как фактор оптимизации общения младших школьников и подростков / А.Г. Самохвалова // Актуальные проблемы современного непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. – С. 103-107 (0,3 п.л.).

81.Самохвалова, А.Г. Коммуникативная активность ребенка в контексте ситуаций затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Высшее образование для XXI века : материалы IX Междунар. науч. конф. – М. : Изд-во МГУ, 2012. – С. 36-40 (0.25 п.л.).

82.Самохвалова, А.Г. Затрудненное общение как фактор самоопределения подростка / А.Г. Самохвалова // Психология самоопределения личности и групп: история, современное состояние и тенденции развития : материалы Всерос. науч. конф. – Уфа : РИЦ БашГУ, 2013. – С. 55-57 (0,27 п.л.).

83.Самохвалова, А.Г. Интернет-сообщества как ресурс преодоления коммуникативных трудностей подростков / А.Г. Самохвалова // Духовно-нравственные потенциалы молодежного коллектива: диагностика и развитие : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. – Курск : Курск. гос. ун-т., 2013. – С. 69-73 (0,35 п.л.).

84.Самохвалова, А.Г. Подростковая субкультура как фактор затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. – СПб. : Изд. группа «СВИВТ», 2013. – С. 67-71 (0,28 п.л.).

85.Самохвалова, А.Г. Развивающий потенциал ситуаций затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Аксиологический подход в образовании: теория и практика : междунар. сб. науч. тр. – Черкассы-Ульяновск : УИПКПРО, 2013. – С. 152-156 (0,36 п.л.).

86.Самохвалова, А.Г. Особенности затрудненного общения подростков-реперов / А.Г. Самохвалова // Личность в современном обществе: психологические проблемы и перспективы развития : сб. науч. тр. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013. – С. 66-71 (0,32 п.л.).

87.Самохвалова, А.Г. Психологическая помощь в оптимизации защитно-деструктивного поведения детей в общении / А.Г. Самохвалова // XI Мнухинские чтения «Актуальные проблемы психиатрии, психотерапии, клинической психологии семьи и детства: организация, диагностика, лечение, реабилитация, подготовка специалистов и работа в мультидисциплинарной команде» : материалы Междунар. науч. конф., посвященной памяти профессора С.С. Мнухина. – СПб., 2013. – С. 363-367 (0,27 п.л.).

88.Самохвалова, А.Г. Возрастная динамика рефлексии общения в детском возрасте / А.Г. Самохвалова // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения) : материалы Всерос. науч. конф. (с иностр. уч.). – М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. – С. 146-148 (0,47 п.л.).

89.Самохвалова, А.Г. Специфика затрудненного общения детей с нарушениями зрения и слуха / А.Г. Самохвалова // Актуальные проблемы специального образования и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы Межрегион. науч.-практ. конф – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – С. 63-67 (0,3 п.л.).

90.Самохвалова, А.Г. Коммуникативный мир ребенка: соотношение актуального и потенциального / А.Г. Самохвалова // Потенциал личности: комплексная проблема : материалы XII Междунар. конф. – Тамбов : Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2013. – С. 46-50 (0,27 п.л.).

91.Самохвалова, А.Г. Возрастная динамика затрудненного общения на детских этапах онтогенеза / А.Г. Самохвалова // Дружининские чтения : сб. материалов XII Всерос. науч.-практ. конф. – Киров : МЦНИП, 2013. – С. 128-131 (0,41 п.л.).

92.Самохвалова, А.Г. Преодоление коммуникативных трудностей младших школьников средствами сказкотерапии / А.Г. Самохвалова // Перспективы науки и образования. Сетевой научно-практический журнал. – 2013. – № 4. – С. 200-213 (0,58 п.л.).

93.Самохвалова, А.Г. Специфика затрудненного общения одаренных детей и детей с задержкой психического развития / А.Г. Самохвалова // Международный научно-исследовательский журнал. – Екатеринбург. – 2013. – № 8 (15). – Ч. 2. – С. 132-135 (0,45 п.л.).

94.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка как результат адаптации к стрессу / А.Г. Самохвалова // Психология стресса и совладающего поведения : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – Т. 1. – С. 209-212 (0,42 п.л.).

95.Самохвалова, А.Г. Развитие ребенка как субъекта общения / А.Г. Самохвалова // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Междунар. конф., посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Т.1. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С. 319-321 (0,35 п.л.).

96.Самохвалова, А.Г. Субъективные переживания ребенка в ситуациях затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Современные проблемы теоретической и прикладной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. – Ереван, изд-во ЕГУ, 2013. – С. 357-360 (0,46 п.л.).

97.Самохвалова, А.Г. Проблема затрудненного общения ребенка с позиций субъектного подхода / А.Г. Самохвалова // Личность и бытие: субъектный подход (к 80-летию со дня рождения А.В. Брушлинского) : материалы VI Всерос. науч.- практ. конф. (с иностр. уч.). – М., Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2013. – С. 128- 130 (0,37 п.л.).

98.Самохвалова, А.Г. Психические состояния ребенка в ситуациях затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Психология психических состояний: актуальные теоретические и прикладные проблемы : материалы II Всерос. науч. конф. Ч. I. – Казань : Изд-во «Отечество», 2013. – С. 157-162 (0,42 п.л.).

99.Самохвалова, А.Г. Сензитивные периоды для возникновения коммуникативных трудностей на детских этапах онтогенеза / А.Г. Самохвалова // У истоков развития : сб. тез. участ. IV Всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – С. 62-64 (0,22 п.л.).

100.Самохвалова, А.Г. Типологические характеристики затрудненного общения младших школьников / А.Г. Самохвалова // Актуальные проблемы современного непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – С. 78-81 (0,24 п.л.).

101.Самохвалова, А.Г. Возрастная динамика поведения ребенка в ситуациях затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Личность и ее жизненный мир : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч., посвященной 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. – С. 290-295 (0,36 п.л.).

102.Самохвалова, А.Г. Механизмы возникновения коммуникативных трудностей ребенка / А.Г. Самохвалова // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. – Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. – С. 67-72 (0,34 п.л.).

103.Самохвалова, А.Г. Вариативность и возрастныеособенности коммуникативного поведения ребенка/ А.Г. Самохвалова // Психология сознания: истоки и перспективы изучения : материалы XIV Междунар. чтений памяти Л.С. Выготского. Т.I. – М. : РГГУ, 2013. – с. 383-389 (0,42 п.л.).

104.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка в ситуациях межличностного общения: механизмы и эффекты актуализации / А.Г. Самохвалова // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы IV Всероссийской на учно-практической (заочной) конференции. – М. Издательство Перо, 2014. – С. 182-186 (0,28 п.л.).

105.Самохвалова, А.Г. Коммуникативное поведение ребенка в ситуациях затрудненного общения: возрастная динамика и закономерности / А.Г. Самохвалова // Наука и общество : международная конференция. Донецк, 15 февраля 2014. – Ч. 2 (философские науки, юридические науки, педагогические науки, психологические науки). – Донецк: Научно-информационный центр «знание». – С. 222-226 (0,3 п.л.).

106.Самохвалова, А.Г. Коммуникативная активность ребенка как условие преодоления трудностей общения / А.Г. Самохвалова // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире