Научная тема: «МУЗЫКАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ГЕНЕЗИС И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2015
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Культурологическая сущность музыкальной коммуникации заключается в том, что она является универсальным механизмом создания, распространения, хранения, восприятия и интерпретации музыкальной информации в условиях естественной или искусственной среды. Музыкальная коммуникация как феномен культуры имеет онтологическое значение. В ней проявляется биосоциокультурная природа Homo musicus (человека музыкального). Основным структурным элементом музыкальной коммуникации является музыкально-коммуникативное событие, представляющее собой совокупность музыкального дискурса и музыкального хронотопа. Музыкальный дискурс - это многогранный процесс порождения, восприятия, интерпретации, хранения и трансляции музыкальных текстов (ценностей) в культуре. Музыкальный хронотоп представляет собой пространственно-временные характеристики музыкально-коммуникативного события.
  2. Музыкальная коммуникация представляет собой многоуровневый процесс, имеющий четыре ступени коммуникации: 1) телесный - звуковой и ритмический пласты взаимодействия; 2) эмоционально-энергетический; 3) логико-смысловой, на котором музыка может рассматриваться как полноценный язык общения; 4) трансцендентный - духовно-ценностный, смыслообразующий пласт музыкального взаимодействия субъектов. Все четыре уровня коммуникации проявляются в триединой природе музыки (интонационной, эстетической, интенциональной) и обусловлены единством системы «мир - человек - музыка», имеющей данную четырехуровневую структуру.
  3. В семиосфере музыкальной коммуникации в диалектическом единстве находятся такие понятия, как «музыкальный язык» (музыкальная знаковая система и способы ее организации), «музыкальная речь» (музыкальная исполнительская деятельность), «музыкальный дискурс» (совокупность музыкального текста и социокультурного контекста), «музыкальный текст» (результат процессов порождения и восприятия музыкального дискурса). Музыкальный язык можно считать полноценным языком коммуникации при наличии в культуре соответствующих механизмов его трансляции из поколения в поколение.
  4. Субъектами музыкальной коммуникации являются: композитор (сфера порождения музыкального дискурса), исполнитель (сфера актуализации и интерпретации музыкального дискурса), слушатель (сфера восприятия музыкального дискурса), критик (сфера оценки музыкального дискурса), продюсер (сфера проектирования музыкального дискурса).
  5. Становление Homo musicus в онтогенезе проходит четыре ступени, соответствующие четырем уровням музыкальной коммуникации; основными ступенями развития человека являются: индивид - личность - субъект деятельности - индивидуальность.
  6. Эволюция музыкальной коммуникации подчиняется логике развития музыкальной культурно-коммуникативной системы; каждый этап развития этой системы обусловлен сменой коммуникативного формата, имеющего свои особенности в музыкально-коммуникативной реальности. В эволюции музыкальной коммуникации можно выделить три наиболее крупных периода: архаический, классический, современный, обусловленных культурными особенностями этих эпох.
  7. Рубеж XX-XXI вв. ознаменован созданием новых форм коммуникации в музыкальном культурном пространстве. Новая коммуникативная парадигма сформировалась под влиянием техники и сетевых информационных технологий. Основная черта современной коммуникативной культуры - интерактивность. Под воздействием этих факторов изменяются как формы музыкально-коммуникативного взаимодействия, так и сами субъекты музыкальной коммуникации.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Корсакова, И. А. Музыка ХХ века: Кризис или возрождение?: монография / И. А. Корсакова. – М.: МПГУ, 2009.-137 с. (10 п.л.).

2.Корсакова, И. А. Поликультурная музыкально-художественная коммуникация: монография / А. И. Щербакова, Н. И. Ануфриева, И. А . Корсакова. – М.: РГСУ, 2011. – 200 с. (12,5 п.л.) – авторство не разделено.

3.Корсакова, И. А. Музыкальная коммуникация в пространстве культуры / А. И. Щербакова, Н. И. Ануфриева, И. А. Корсакова. – М.: РГСУ, 2012. – 392 с. (24,5 п.л.) – авторство не разделено.

4.Корсакова, И. А. Музыкальное мышление ХХ века: философско-эстетический взгляд: монография / И. А. Корсакова. – М.: РГСУ, 2012. – 137 с. (10 п.л.).

5.Корсакова, И. А. Новая коммуникативная модель образовательного пространства вуза / И.А. Корсакова // Инновационные модели музыкального образования в становлении мировоззрения личности: коллективная монография / отв. ред. Н. Е. Судакова. – М.: РГСУ, 2012. – С. 79-104. (2 п.л.)

6.Корсакова, И. А. Музыкальное искусство как средство формирования мировоззрения личности: монография / Т. К. Богданова, Н. И. Ануфриева, Е. А. Ануфриев, И. А. Корсакова, И. И. Слуцкая, А. И. Щербакова / отв. ред. И. А. Корсакова. – М.: РГСУ, 2013. – 214 с. (13,5 п.л.) – авторство не разделено.

7.Корсакова, И. А. Музыкальная коммуникация как феномен культуры: монография / И. А. Корсакова. – М.: РГСУ, 2014. – 371 с. (23 п.л.)

8.Корсакова, И. А. Формирование мировоззренческой культуры студентов музыкального вуза в процессе изучения дисциплин философско-эстетического цикла / И. А. Корсакова // Формирование профессиональной компетентности современного музыканта: коллективная монография / отв. ред. И. А. Корсакова. – М.: РГСУ, 2014. – С. 85-116. (2 п.л.).

Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК

1.Корсакова, И. А. Ребенок в постижении универсалий культуры / И. А. Корсакова // Человеческий капитал. Научно-практический журнал. – 2010. - № 6.– С. 208-209.

2.Корсакова, И. А. Эстетика как философия совершенства / И. А. Корсакова // Человеческий капитал. Научно-практический журнал. – 2010. - № 7.– С. 92-94.

3.Корсакова, И. А. Звуковые трансформации в музыке нового времени / И. А. Корсакова // Человеческий капитал. Сборник материалов X Международного социального конгресса «Россия и современный мир: социальные вызовы и стратегия инновационного социального развития». Научно-практический журнал– М.: РГСУ, 2010. – №10 (22). - С. 226-227.

4.Корсакова, И. А. Философское обоснование применения интерактивных методов в образовании / И. А. Корсакова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. – № 4 (10). - Ч. 3. – С. 65-69.

5.Корсакова, И. А. Философско-эстетическая подготовка в музыкально- педагогическом образовании / И. А. Корсакова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. – № 6 (12). Ч. 1. – С. 115-118.

6.Корсакова, И. А. Музыкальное искусство в контексте коммуникации / И. А. Корсакова // Человеческий капитал. Специальный выпуск. Научно-практический журнал.– М.: Изд-во РГСУ, 2011. – № 5(29). - С. 160-162.

7.Корсакова, И. А. Коммуникативные основания музыкального искусства / И. А. Корсакова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.– Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. – Вып. 3. Ч. 1. - С. 45-51.

8.Корсакова, И. А. Некоторые особенности коммуникации в художественной культуре Востока / И. А. Корсакова // Человеческий капитал. Научно-практический журнал.– М.: Изд-во РГСУ, 2012. – № 1 (37). - С. 97-98.

9.Корсакова, И. А. Эволюция музыкальной коммуникации / И. А. Корсакова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова.– Кострома, 2011. – Том 17. Основной выпуск. № 5-6 (ноябрь-декабрь). - С. 98-102.

10.Корсакова, И. А. Новые открытия музыки третьего тысячелетия / И. А. Корсакова // Социальная политика и социология. – М.: РГСУ, 2012. – № 1. – С. 138-148.

11.Корсакова, И. А. О некоторых герменевтических методах исследования музыкального произведения / И. А. Корсакова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – М.: РГСУ, 2012. – № 10. – С. 180-185.

12.Корсакова, И. А. Онтологические характеристики музыки в структуре мироздания / И. А. Корсакова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара, 2012. – Т. 14. № 2(3). - С. 826-831.

13.Korsakova, I. А. Change of cultural paradigms in history of musical art / I.А. Korsakova // Social Policy and Sociology/ Interdisciplinary theoretical and practical magazine. – М.: РГСУ, 2012. – № 12(90). – P. 124-135.

14.Корсакова, И. А. Концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию в музыкально-педагогическом образовании /И. А. Корсакова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – М.: РГСУ, 2013. – № 4. Т. 1. – С. 117-122.

15.Корсакова, И. А. Онтологические основания коммуникации в человеческом обществе / И. А. Корсакова // Человеческий капитал. Научно-практический журнал.– М.: Изд-во РГСУ, 2013. – № 10(58). -С. 21-26.

16.Корсакова, И.А Национальные и межнациональные истоки языка музыки / И. А. Корсакова // Человеческий капитал. Научно-практический журнал. – 2014. - № 4. – C. 19-23.

17.Корсакова, И. А. Интерактивные технологии в альтернативном музыкальном пространстве / И. А. Корсакова // Педагогика искусства. Электронный журнал: сетевой электронный научный журнал.– 2014. – №2. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2014.htm -Объем 0,5 п.л.

18.Корсакова, И. А Язык музыки как средство коммуникации/ И. А. Корсакова // Инициативы XXI века. – 2014. – № 3. – С. 107-109.

Избранные научные статьи

1.Корсакова, И. А. Семиотические аспекты музыкальной коммуникации / И. А. Корсакова // Система ценностей современного общества: сб. материалов XIV Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2010. – С. 67-72.

2.Корсакова, И. А. Новая коммуникативная парадигма современной культуры / И. А. Корсакова // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы: сб. науч. тр.– М.: РГСУ, 2011. - Вып. VI. – С. 125-132.

3.Корсакова, И. А. Влияние новой коммуникативной парадигмы современной культуры на понимание мира и человека / И. А. Корсакова // Социальная работа, социальное образование в контексте инновационного развития России: сб. материалов XI Всероссийского социально-педагогического конгресса. – М.: РГСУ, 2011. – С. 368-370.

4.Корсакова, И. А. Музыкальная семиотика в контексте коммуникации / И. А. Корсакова // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы: сб. науч. тр. Вып. VIII. – М.: РГСУ, 2013. – С. 23-29.

5.Корсакова, И. А. Особенности современной музыкальной коммуникации / И. А. Корсакова // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований: сб. матер. VI Международной научно-практической конференции 20 сентября 2013 г. – Новосибирск, 2013. – С. 28-32.

6.Корсакова, И. А. Исчезновение субъекта (композитора, исполнителя, слушателя) в современном музыкальном искусстве / И. А. Корсакова // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы: сб. науч. тр. Вып. IХ. – М.: РГСУ, 2014. – С. 22-29.

7.Корсакова, И. А. Смена культурных парадигм как фактор развития музыкального искусства / И. А. Корсакова // Гуманитарное пространство. Международный альманах– 2014. – № 3. – С. 180-184.