На основании проведенного анализа можно утверждать, что многие процессы в образовательных системах могут быть объяснены путем выделения концептуальных конструктов и их оценивания на основе бипарадигмальной методологии измерений. Образовательные действия не являются отдельными индивидуальными актами, а представляют собой «интерсубъективную» структуру, которую следует учитывать при построении моделей эвалюации. Цели образовательного процесса также рассматриваются как концептуальные конструкты и становиться предметом анализа в эвалюации вместе с критериями эффективности образовательной деятельности, адекватными современным задачам модернизации образования.
2. На современном этапе развития научного аппарата педагогики необходимо обращение к бипарадигмальной методологии эвалюации, под которой следует понимать систему принципов, способов функционирования и форм научной организации теоретической и практической деятельности в условиях сочетания количественных и качественных уровней оценивания объектов эвалюации, а также учение об этой системе, закладывающее научный базис интеграции результатов эвалюации в управлении качеством образования.
Обязательным условием, определяющим эффективность использования данных эвалюации при принятии решений в управлении качеством образования, является применение теории генерализации, обеспечивающей методологическую базу для оценивания надежности компонентов эвалюации и принятия решений при обобщении результатов эвалюации, полученных по выборочной совокупности объектов, на более широкие популяции объектов в рамках программ и проектов модернизации образования.
Разработанные в исследовании методы сбора, анализа и интерпретации данных эвалюации на основе совокупности сбалансированных показателей качества образования, моделей и их дизайнов для сочетания количественных и качественных уровней многостадийных измерений, моделей теории Item Response Theory и уровневых шкал для интеграции данных количественного и качественного характера наиболее адекватны требованиям бипарадигмальной методологии эвалюации и способствуют решению задач модернизации отечественного образования.
3. Для научной организации эвалюации необходимо учитывать ряд общепринятых принципов, получивших в данном исследовании инновационную трактовку: принцип научности (опора на современный научный базис педагогической науки, теорию педагогических измерений, теорию принятия управленческих решений, теорию генерализации), принцип высокой объективности и обоснованности управленческих решений (надежность и валидность результатов, полнота набора показателей качества образования, стандартизация измерений, проведение метаэвалюации), принцип релевантности (получение информации, аутентичной доминирующим трактовкам качества образования и адекватной потребностям системы управления качеством образования, структурирование данных для различных уровней управления, обязательный анализ контекстных факторов), а также ряд специфических принципов, регламентирующих необходимость сочетания качественных и количественных уровней исследования в эвалюации, оптимизацию функций эвалюации в условиях минимизации трудозатрат и финансовых затрат, контроль дисперсии наблюдаемых результатов измерения, ошибочных компонентов и внешней дисперсии, привнесенной контекстными факторами, соблюдение информационной безопасности и выполнение этических норм при сообщении результатов эвалюации.
4. В основе эвалюации лежит концептуальная логическая модель, разработанная в исследовании и носящая причинно-обусловленный характер, которая охватывает все этапы и устанавливает связи между ними, включая в качестве обязательного компонента механизмы реализации эвалюации и определяя развитие всех компонентов эвалюации, описание процессов их взаимодействия и планируемые формы представления данных в области краткосрочных и долгосрочных результатов программ и проектов по модернизации образования. Диаграммы пути для причинно-обусловленных моделей эвалюации позволяют целенаправленно отслеживать логическую и причинную связь этапов выполнения программ и проектов по модернизации образования и способствуют повышению обоснованности управленческих решений при совершенствовании качества образования. Комплексное системное построение модели эвалюации осуществляется на основе процессного подхода и регламентируется рядом организационно-дидактических требований, в соответствии с которыми необходимо:
- рассматривать образование как открытую систему и разделять внешние и внутренние показатели качества ее функционирования;
- в целевой модели эвалюации учитывать результаты программы или проекта и затраты на их выполнение;
- активизировать обратную связь для коррекции состояния образовательной системы под воздействием проектных эффектов;
- использовать многокритериальную оценку качества образования по совокупности показателей, в том числе, учитывать контекстные факторы при оценке качества образования;
- при оценке эффективности образовательных и управленческих воздействий сочетать количественные оценки с качественными оценками поведенческих характеристик и воспитанности обучаемых с учетом влияния контекстных факторов;
- использовать ситуационный подход к формированию совокупности показателей качества образования, согласно которому уровень управления диктует основные виды показателей и критериев.
5. Для построения логической модели эвалюации необходимо: собрать релевантную информацию относительно входных характеристик и условий осуществления программы или проекта, сформулировать основную исследовательскую проблему для осуществления эвалюации в соответствии с целями программы или проекта, выбрать независимую переменную, эффекты и промежуточные переменные, сформулировать гипотезы, построить простейшую диаграмму пути, а затем провести ее усложнение путем постепенного ввода переменных для учета многофакторного влияния на переменную эффекта, построить схематическое изображение модели эвалюации в форме взаимосвязанных компонентов, создать базовые описательные характеристики компонентов логической модели в форме таблицы, согласовать логическую модель эвалюации с заинтересованными лицами (разработчиками программы или проекта, руководством образовательной организации, студентами, преподавателями и т.д.).
Необходимыми элементами логической модели должны быть ее ресурсы, действия, краткосрочные результаты, промежуточные результаты и долгосрочные результаты, анализируемые с учетом контекстных факторов и окончательной диаграммы пути.
6. Разработанные в исследовании организационно-педагогические и технологические требования к качеству компонентов эвалюации, положенные в основу стандартов эвалюации, необходимы для проведения метаэвалюации. Их применение позволит увеличить эффективность систем управления качеством образования. В число основных требований входят: опора на базисную методологию управления качеством; приоритет бипарадигмальной методологии и современной теории измерений; высокое качество (надежность, валидность, аутентичность) и прогностичность результатов измерений; использование адекватных трактовок качества результатов образования; обязательность учета контекстных факторов; обеспечение сопоставимости результатов измерений, учет основных тенденций в модернизации образования, операционализируемость показателей качества результатов обучения; преимущественная ориентация средств измерений на проверку продуктивного уровня усвоения знаний и интеллектуальных умений, использование инновационных видов многостадийных измерителей; соответствие аппарата, используемого для обработки данных эвалюации, характеристикам распределений эмпирических данных; стандартизация процедур эвалюации, устойчивость шкал для отображения результатов педагогических измерений, репрезентативность выборок обучающихся и ряд требований к инструментарию эвалюации.
1.Гуськова, М.В. Аттестация студентов на основе новых стандартов профессионального образования /М.В.Гуськова//Высшее образование сегодня.-2011.-№8. – С.10-14 (0,3 п.л.).
2.Гуськова, М.В. Эвалюация процесса и результатов внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов в практику высшего профессионального образования /М.В.Гуськова //Высшее образование сегодня.-2011.-№9. – С.10-14 (0,3 п.л.).
3.Гуськова, М.В. Этапы развития эвалюации в образовании/М.В.Гуськова, В.И.Звонников // Экономика образования.-2011.-№4. – С.8-13 (0,4 п.л.).
4.Гуськова, М.В. Основные модели оценки качества образовательных проектов /М.В.Гуськова//Alma mater (Вестник высшей школы).-2012.-Вып.2 – С.54-57 (0,3 п.л.).
5.Гуськова, М.В. К вопросу понятийного аппарата эвалюации в образовании /М.В.Гуськова //Философия образования.-2012.-№3(42). – С.109-118 (0,6 п.л.).
6.Гуськова, М.В. Подходы к формированию независимой оценки качества профессионального образования К вопросу понятийного аппарата эвалюации в образовании/М.В.Гуськова, Л.Н.Глебова //Высшее образование сегодня.-2012.-№4. – С.2-6 (0,3 п.л.).
7.Гуськова, М.В. Исторические аспекты развития эвалюации/М.В.Гуськова//Право и государство: теория и практика - М., 2012. -№8(92). – С.139-144 (0,4 п.л.).
8.Гуськова, М.В. Об истории развития тестов и современных проблемах оценки /М.В.Гуськова//Право и государство: теория и практика - М., 2012. -№9(93). – С.102-106 (0,3 п.л.).
9.Гуськова, М.В. Пользователи системы эвалюации в управлении качеством образования /М.В.Гуськова // Философия образования.-2012.-№3(42). – С.109-118 (0,6 п.л.).
10.Гуськова, М.В. Моделирование в образовательной эвалюации /М.В.Гуськова //Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ».-2012.-№6.– С.111-116 (0,4 п.л.).
11.Гуськова, М.В. Принципы научной организации эвалюации в образовании /М.В.Гуськова// Вестник Тамбовского университета.-2012.-№10 (114). – С.122-129 (0,5 п.л.).
12.Гуськова, М.В. Философские парадигмы и исторические этапы в развитии эвалюации /М.В.Гуськова //Ценности и смыслы.-2012.-№6(22).-С.45-56 (0,75п.л.).
13.Гуськова, М.В. Количественные методы исследования данных эвалюации/М.В.Гуськова // Философия образования.-2012.-№5(44). –С.186-193 (0,5 п.л.).
14.Гуськова, М.В. Сертификация квалификаций и оценка качества профессионального образования /М.В.Гуськова //Вестник университета.-М.: ГУУ.- 2012. -№12.– С.72 – 77 (0,4 п.л.).
15.Гуськова, М.В. Взаимодействие работодателей и вузов: вчера, сегодня, завтра. Экономика образования/М.В.Гуськова, В.И. Звонников.- 2012.-С.60-64 (0,3 п.л.).
16.Гуськова, М.В. Количественные и качественные исследования в образовательной эвалюации /М.В.Гуськова //Педагогика. -2013.-№3. – С.23-30 (0,5 п.л.).
17.Гуськова, М.В. Многостадийные модели оценки компетентности управленцев/М.В.Гуськова, А.В.Челохьян // Вестник университета.- М.: ГУУ.-2013. -№15.– С.178 – 184 (0,4 п.л.).
18.Гуськова, М.В. Структурные элементы мероприятий по оценке внедрения инновационных программ в профессиональном образовании/М.В.Гуськова, А.А.Порческо// Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки.- 2013.- №12.- С.36-44 (0,6 п.л.).
19.Гуськова, М.В. Оценочно-аналитические методы в управлении качеством образования /М.В.Гуськова //Высшее образование сегодня.-2013.-№2.-С.34-39 (0,4 п.л.).
Монографии
20.Гуськова, М.В. Эвалюация в образовании: монография/М.В.Гуськова. - М: ИНФРА-М, 2012. - 153с. (9,5 п.л.).
21.Гуськова, М.В. Основы эвалюации в управлении качеством образования: монография/М.В.Гуськова. - М: ИНФРА-М, 2014 -204с. (12,75 п.л.).
Учебники, пособия, рекомендации
22. Гуськова, М.В. Методические рекомендации к составлению тестовых заданий для проведения контроля знаний студентов: Учебно-методическая разработка /М.В.Гуськова, Е.Р.Горюнова, А.В.Челохьян. – Ростов-на-Дону, 2005. - 54 с. (3,4 п.л.).
Научно-методические статьи в сборниках, журналах
23. Гуськова, М.В. О разработке информационно-аналитической системы подбора персонала на базе РГУПС/М.В.Гуськова, В.И.Колесников, Н.Н.Сухорукова, О.Б.Сухорукова //Автоматика, связь и информатика: Научно- теоретический и производственно-технический журнал М.: ОАО «Российские железные дороги».-2006.- №6. – С.36-38 (0,2 п.л.).
24.Гуськова М.В., Новые подходы к процессу мониторинга уровня компетенций выпускников транспортных вузов/М.В.Гуськова, О.В.Муленко //Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения: Научно-технический журнал.- Ростов-на-Дону: РГУПС.-2009.-№1(33). – С.80 – 85 (0,3 п.л.).
25.Гуськова, М.В. Математическое обоснование оценки уровня подготовки студентов форме компьютерного тестирования /М.В.Гуськова, В.И.Колесников, М.Д.Линденбаум, Р.И.Островский, А.А.Порческо//Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения: Научно-технический журнал.- Ростов-на-Дону.: РГУПС.- 2009. -№39(35).– С.135 - 141 (0,5 п.л.).
26.Гуськова, М.В. Проблема единства требований в системе дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих: сб. трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. /М.В.Гуськова, М.Б.Челышкова.- М.: РУДН.-2012. - Вып.22.-С.24-30 (0,5 п.л.).
27.Гуськова, М.В. О роли педагогических измерений в модернизации отечественного образования/М.В.Гуськова //Качество образования. -М.: МФПУ «Синергия». -2012. -№6. -С.54-57 (0,3 п.л.).
28.Гуськова, М.В. Управление качеством, эффективность и эвалюация. ГУУ/М.В.Гуськова, В.И.Звонников. // Вестник университета.- М.: ГУУ.-2014. -№18.– С.115 – 120 (0,4 п.л.).
Тезисы докладов и выступлений на научных конференциях и семинарах
29.Гуськова, М.В. Студенческий отряд добровольных спасателей Ростовского государственного университета путей сообщения /М.В.Гуськова, А.В.Коновалов, А.В.Челохьян //О деятельности вузов по организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях: тезисы докладов Всероссийского семинара-совещания. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2001. – С.15-19 (0,3 п.л.).
30.Гуськова, М.В. Система компьютерного тестирования студентов как средство повышения качества подготовки специалиста. Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте: сборник докладов ТрансЖАТ -2005/М.В.Гуськова. – Сочи: ОК ДАГОМЫС, 2005. – С.369-374 (0,3 п.л.).
31.Гуськова, М.В. К вопросу о повышении качественной составляющей кадрового потенциала транспортных вузов. Телекоммуникационные и информационные технологии на транспорте России: сборник докладов III Международной научно-практической конференции «Телеком Транс-2005» /М.В.Гуськова, Е.Р.Горюнова. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2005. – С.430-433 (0,3п.л.).
32.Гуськова, М.В. К вопросу оценивания уровня сформированности компетенций //Телекоммуникационные и информационные технологии на транспорте России: сборник докладов IV Международной научно-практической конференции «Телеком Транс-2006» /М.В.Гуськова, О.В.Муленко. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2006. – С.83-85 (0,2 п.л.).
33.Гуськова, М.В. К вопросу мониторинга образовательного процесса вуза // Менеджмент качества в образовании: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции «Менеджмент качества в образовании» 2008/М.В.Гуськова. – Брянск: БГТУ, 2009. – С.134-138 (0,3 п.л.).
34.Гуськова, М.В. К вопросу мониторинга компетенций выпускников вузов //Качество инженерного образования: Сборник докладов III Международного научной конференции «Качество инженерного образования (КИО-2009)» 2009/М.В.Гуськова, О.В.Муленко. – Брянск: БГТУ, 2009. – С.143-145 (0,2 п.л.).
35.Гуськова, М.В. К вопросу о повышении качества кадрового потенциала предприятий/М.В.Гуськова –М.: МИИТ, 2009. – С.134-138 (0,3 п.л.).
36.Гуськова, М.В. О формировании кадрового резерва транспортных предприятий //Компетентностный подход в образовании – успешная карьера выпускника: Материалы Международной научно-практической конференции/М.В.Гуськова, Л.И.Иващенко.- Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. – С.51-53 (0,3 п.л.).
37.Гуськова, М.В. Развитие системы мониторинга качества в вузе. Транспорт-2010: труды Всероссийской научно-практической конференции: сборник трудов. Ч.1 /М.В.Гуськова, О.В.Муленко. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2010. – С.87-88 (0,1 п.л.).
38.Гуськова, М.В. О вопросе применения аппарата эвалюации в управлении качеством профессионального образования //Актуальные проблемы управления-2011: материалы 16-й Всероссийской научно-практической конференции/М.В.Гуськова.- М.: ГУУ, 2011. – С.235-238 (0,3 п.л.).
39.Гуськова, М.В. Качество образования оценят независимые эксперты /М.В.Гуськова // М.: Эксперт, 2011 №46. С.37. (0,01 п.л.).
40.Гуськова, М.В. Об использовании аппарата эвалюации в ходе модернизации профессионального образования //Инновационное развитие Российской экономики: материалы IV Международного научно-практического форума/М.В.Гуськова.- М.: МЭСИ, 2011. – С.119-123 (0,3 п.л.).
41.Гуськова, М.В. Философские парадигмы в развитии эвалюации //Общество, экономика, человек в эпоху глобальных перемен: материалы Международной научно-практической конференции/М.В.Гуськова.- Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2012. – С.276-282 (0,4 п.л.).
42.Гуськова, М.В. Применение теории генерализации при принятии управленческих решений в образовании: сборник научных трудов международной научно-теоретической конференции 22 октября 2012 года "Образование и педагогическая наука в модернизации российского общества" ФГНУ ИТИП РАО /М.В.Гуськова, 2012. Ч.1. – С.115-126 (0,75п.л.).
43.Гуськова, М.В. Педагогические измерения в современных системах оценки качества образования: сборник нормативных, инструктивно-методических и информационных материалов «Гарантии качества профессионального образования» /М.В.Гуськова, В.И.Звонников М.: РАНХиГС, 2012. – С-90-97 (0,5 п.л.).
44.Гуськова, М.В. Оценка и сертификация квалификаций выпускников вузов как информационная основа для налаживания сотрудничества между высшей школой и рынком труда: сборник нормативных, инструктивно-методических и информационных материалов «Гарантии качества профессионального образования» /М.В.Гуськова.- М.: РАНХиГС, 2012. – С.27-37 (0,6 п.л.).
45.Гуськова, М.В. Роль эвалюации в управлении качеством образовательных систем: сборник материалов VIII Международного форума: в 2т. /М.В.Гуськова, В.И.Звонников. – М.: РАНХ и ГС при Президенте РФ, 2013, 120с. – С.78-95.-т.2 (0,5 п.л.).
46.Гуськова, М.В. Роль эвалюации в решении современных проблем совершенствования управленческих воздействий на качество образования: сборник материалов «Инновационное развитие российской экономики». Инновации и российская экономика в контексте глобальных экономических процессов.Ч.1./М.В.Гуськова, В.И.Звонников. – М.,МЭСИ, 2014, 216с. – С.135-138 (0,3 п.л.).