- Сущность государственно-правового обеспечения безопасности дорожного движения состоит в создании стабильных оснований и условий для соблюдения участниками дорожного движения и иными субъектами, прямо или косвенно задействованными в этом процессе, правовых предписаний, касающихся дорожного движения, с целью минимизации негативных последствий дорожного движения, что достигается путем выработки и правового закрепления оптимального в конкретных социально-экономических условиях сочетания различных форм принуждения, убеждения и иных мер стимулирования к правомерному поведению на дорогах.
- Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения заключается, во-первых, в целенаправленной, согласованной деятельности соответствующих федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленной на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, причин их возникновения и снижение тяжести их последствий; во-вторых, в создании и реализации оптимальной модели правового регулирования общественных отношений в области дорожного движения.
- Правовой аспект решения проблем организации дорожного движения и обеспечения его безопасности в имперский период истории России был очень незначителен, поскольку дорожное движение и проблемы, связанные с ним, не имели отчетливой и существенной социальной значимости.
- В имперский период истории России правовое регулирование практически исчерпывало меры упорядочивания дорожного движения. Такой подход создал традицию решения большинства проблем, связанных со сферой дорожного движения, в т.ч. проблем обеспечения его безопасности, регламентирующими и запретительно-разрешительными средствами, что, однако, уже тогда не обладало достаточной степенью эффективности и порождало практику усиления ответственности за правонарушения, в целом ужесточения карательной политики.
- Разработанный в 20-е гг. ХХ в. комплекс правовых актов, которыми определялись права и обязанности милиции по обеспечению безопасности дорожного движения, не дал ожидаемого положительного эффекта, поскольку фактически отсутствовали возможности реализации модели управления субъектами автотранспортной отрасли, основанной на применении экономических мер воздействия и стимулирования, преобладали административные методы управления автотранспортной отраслью.
- Обеспечение безопасности дорожного движения, контрольно- надзорная деятельность правоохранительных органов лишь к середине 30- х гг. ХХ в. оформляются в специализированное направление деятельности отдельной службы. Однако при этом различные мероприятия в сфере дорожного строительства, развития дорожной инфраструктуры, подготовки населения к участию в дорожном движении, а также вопросы пропаганды безопасности дорожного движения не стали задачами систематической работы и не рассматривались в тесной связи с конкретно-историческими и социально-экономическими особенностями данного периода жизни страны.
- Создание и правовое оформление Госавтоинспекции именно в структуре органов внутренних дел в 30-е гг. ХХ в. с наделением ее широкими полномочиями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения было закономерным следствием преобладания административно-командных методов управления государством, карательных механизмов борьбы с нарушениями правовых предписаний и отсутствия у хозяйствующих субъектов экономических стимулов к достижению высоких показателей в сфере безопасности дорожного движения.
- В 30-е гг. ХХ в. начала практиковаться нормотворческая работа по усовершенствованию правил уличного движения с учетом предложений общественности и практических работников автотранспортных хозяйств. Это в целом способствовало созданию комплекса рациональных, апробированных на практике, понятных и приветствуемых профессиональными участниками дорожного движения правовых и технических актов, позитивно сказывалось на работе специализированных государственных органов, занятых обеспечением безопасности дорожного движения.
- В годы Великой Отечественной войны стали практиковаться различные формы межведомственной координации деятельности подразделений ГАИ, ОРУД, милиции, армейских подразделений для решения специфических задач, нехарактерных для мирного времени, что, как оказалось, позволило успешно решать силами ГАИ основные задачи по обеспечению безопасности дорожного движения в тылу. Данный опыт доказал свою эффективность и потому не только воспроизводился, но и развивался в последующие периоды истории страны.
- Относительную эффективность мер по обеспечению безопасности дорожного движения до конца 40-х гг. ХХ в. удавалось поддерживать, главным образом, усилением ранее уже апробированных в довоенные и военные годы форм работы. Однако в условиях масштабной реконструкции и модернизации автомобилестроительной промышленности, резкого увеличения автомобильного парка и существенного изменения его структуры, применяемые по инерции формы и методы неуклонно утрачивали свою эффективность. Предпринятые для нейтрализации этой тенденции государственно-правовые меры все же не были достаточно последовательными и не могли коренным образом изменить складывающиеся в данной сфере негативные тенденции, обеспечить устойчивое снижение основных показателей аварийности на автомобильном транспорте.
- Ужесточение мер административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения в 30-е-50-е гг. ХХ в. на начальном этапе давало определенный положительный эффект, но дальнейшее усиление санкций не могло компенсировать недостаточное развитие улично-дорожной сети и ее инфраструктуры, а также недостаточную степень подготовленности общества к участию в дорожном движении в новых условиях.
- Как показал опыт 60-х-80-х гг. ХХ в., снижение числа административных правонарушений в сфере дорожного движения, совершаемых индивидуальными владельцами транспортных средств, возможно в т.ч. путем расширения практики применения нематериальных административно-правовых санкций и реализации мер, предполагающих общественное порицание нарушителей.
- Создание в 70-х гг. ХХ в. при МВД СССР координирующего межведомственного органа по вопросам безопасности дорожного движения повысило слаженность и эффективность работы всех министерств и ведомств по широкому кругу вопросов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Однако преобладание, как и ранее, административно-командных методов над экономическими мерами управления в автотранспортной, автодорожной и автомобилестроительной отраслях, а также отсутствие достаточного материально-технического, правового и финансового потенциала для развития улично-дорожной сети, дорожной инфраструктуры, повышения конструктивной безопасности транспортных средств и их технического обслуживания, подготовки водительских кадров и профилактики дорожно-транспортных происшествий не позволило преодолеть негативные явления в сфере дорожного движения, прежде всего рост показателей аварийности.
- Систематический пересмотр отдельных нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию дорожного движения и участие в нем во второй половине ХХ в., не обеспечил ожидаемого повышения эффективности функционирования государственно-правовых механизмов обеспечения безопасности дорожного движения ввиду того, что на готовности населения выполнять правовые предписания при участии в дорожном движении частые изменения в законодательстве сказываются однозначно негативно.
- Если начало советского периода истории страны связано со становлением советского права, по многим принципиальным установкам существенно отличным от права предшествующего, имперского, периода, то при переходе к постсоветскому этапу развития государства преемственность в нормативно-правовом обеспечении безопасности дорожного движения была гораздо более существенной, поскольку кардинальные изменения в политической сфере жизни общества, в сущности, никак не были связаны с изменениями в состоянии дорожного движения или с необходимостью существенной ломки нормативно-правовой базы обеспечения безопасности дорожного движения.
- Преобладание правовой составляющей в решении проблем безопасности дорожного движения отмечается именно в советский период истории России. В отличие от этого в постсоветский период правовое обеспечение рассматривается уже только в комплексе многих других элементов целостной системы мер обеспечения безопасности дорожного движения.
- Достижение положительной динамики в области обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе может быть обеспечено, во-первых, за счет совершенствования правоприменительных механизмов, направленных на исполнение применяемых административных санкций за правонарушения в рассматриваемой области; во-вторых, за счет реализации государственных программ информационной и пропагандистской направленности, предполагающих систематическое долгосрочное воздействие на всех участников дорожного движения с целью формирования у них стереотипов правомерного поведения; в-третьих, за счет использования потенциала общественности в обеспечении безопасности дорожного движения и создания благоприятных правовых основ для развития данной деятельности.
1. Войтенков Е.А. Безопасность на дорогах: история, право, перспективы : монография / Е.А. Войтенков. М., 2009. - 8 п.л.
2. Войтенков Е.А. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в истории России : монография / Е.А. Войтенков. М., 2014. - 15 п.л.
Публикации в изданиях, включенных в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук:
3. Войтенков Е.А. Некоторые вопросы противодействия преступлениям и правонарушениям в сфере безопасности дорожного движения / Е.А. Войтенков // Российский следователь. 2009. № 17. С. 26–28. - 0,25 п.л.
4. Войтенков Е.А. Правовые и практические аспекты внедрения инновационных технологий в сфере повышения безопасности дорожного движения / Е.А. Войтенков // Юридический мир. 2009. № 12. С. 22–26. - 0,4 п.л.
5. Войтенков Е.А. Актуальные проблемы в сфере безопасности дорожного движения и возможные организационно-правовые пути их решения / Е.А. Войтенков // Юридический мир. 2010. № 8. С. 52–55. - 0,2 п.л.
6. Войтенков Е.А. Историко-правовые особенности и этапы становления отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения / Е.А. Войтенков // Общество и право. 2010. № 3. С. 17–28. - 0,5 п.л.
7.Войтенков Е.А. Режим труда и отдыха водителей автомобилей как фактор безопасности дорожного движения: правовые и практические аспекты применения тахографов / Е.А. Войтенков // Юридический мир. 2010. № 1. С. 21–23. - 0,2 п.л.
8.Войтенков Е.А. Исторические закономерности и организационно-правовые особенности обеспечения безопасности дорожного движения в СССР в середине ХХ века / Е.А. Войтенков // История государства и права. 2011. № 9. С. 8–15. - 0,45 п.л.
9. Войтенков Е.А. Общественные организации в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения и их взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти : (историко-правовой обзор) / Е.А. Войтенков // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 10. С. 42–45. - 0,25 п.л.
10.Войтенков Е.А. Опыт администрирования дорожного комплекса в дореволюционной России / Е.А. Войтенков // Административное право и процесс. 2011. № 10. С. 43–46. - 0,25 п.л.
11.Войтенков Е.А. Организационно-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения в условиях перехода к рыночной экономике в конце ХХ века / Е.А. Войтенков // История государства и права. 2011. № 20. С. 23–26. - 0,25 п.л.
12. Войтенков Е.А., Безруков Д.А. Основные социально- психологические черты конфликтов в дорожном движении и их особенности / Е.А. Войтенков, Д.А. Безруков // Юридическая психология. 2011. № 1. С. 32–34. - 0,25/0,15 п.л.
13. Войтенков Е.А. Подготовка участников дорожного движения: роль морально-психологической составляющей / Е.А. Войтенков // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 48–51. - 0,25 п.л.
14. Войтенков Е.А. Правовые аспекты деятельности кредитных организаций по обслуживанию населения при оплате платежей за совершение юридически значимых действий подразделениями Госавтоинспекции и иными службами органов внутренних дел / Е.А. Войтенков // Юридический мир. 2011. № 5. С. 24–26. - 0,25 п.л.
15. Войтенков Е.А. Пропаганда безопасности дорожного движения: обзор форм и методов деятельности / Е.А. Войтенков // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 39–40. - 0,15 п.л.
16. Войтенков Е.А., Безруков Д.А. Психологические аспекты применения социальной рекламы в сфере повышения безопасности дорожного движения / Е.А. Войтенков, Д.А. Безруков // Юридическая психология. 2011. № 2. С. 39–40. - 0,15/0,1 п.л.
17. Войтенков Е.А. Актуальные вопросы правового регулирования и обеспечения безопасности пассажирских перевозок на автомобильном транспорте / Е.А. Войтенков // Юридический мир. 2012. № 3. С. 20–21. - 0,15 п.л.
18. Войтенков Е.А. Вопросы юридической ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения : (историко- правовой обзор) / Е.А. Войтенков // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 8. С. 7–10. - 0,25 п.л.
19. Войтенков Е.А. Историко-правовой обзор международного опыта деятельности органов государственной и муниципальной власти по оптимизации автомобильных потоков и борьбе с заторами в крупных городах / Е.А. Войтенков // История государства и права. 2012. № 2. С. 18–20. - 0,3 п.л.
20. Войтенков Е.А. Комплексный анализ деятельности государственных и муниципальных органов власти по улучшению транспортной ситуации и безопасности дорожного движения в городе Москве / Е.А. Войтенков // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 3. С. 41–42. - 0,15 п.л.
21. Войтенков Е.А. Основные направления государственно-правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения в дореволюционной России / Е.А. Войтенков // История государства и права. 2012. № 19. С. 45–48. - 0,2 п.л.
22. Войтенков Е.А. Юридические исследования в области безопасности дорожного движения : историко-правовой аналитический обзор / Е.А. Войтенков // История государства и права. 2012. № 24. С. 18–22. - 0,25 п.л.
23. Войтенков Е.А. Историко-правовой обзор становления и функционирования Госавтоинспекции в СССР (1936–1991) / Е.А. Войтенков // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 10. С. 166–172. - 0,35 п.л.
24. Войтенков Е.А. Основные направления государственно-правовой политики Российской империи в области безопасности дорожного движения в годы царствования Николая II / Е.А. Войтенков // История государства и права. 2013. № 3. С. 51–54. - 0,25 п.л.
25. Войтенков Е.А. Особенности правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения в первой четверти ХХ века в России / Е.А. Войтенков // История государства и права. 2013. № 4. С. 28–33. - 0,3 п.л.
26. Войтенков Е.А. Социально-экономические и организационно- правовые аспекты обеспечения безопасности дорожного движения в СССР в послевоенные годы (1945–1991) : историко-правовой анализ и закономерности / Е.А. Войтенков // Общество и право. 2013. № 3. С. 36–41. -0,25 п.л.
27. Войтенков Е.А. Деятельность органов внутренних дел по противодействию преступлениям и правонарушениям на автотранспорте и обеспечению безопасности дорожного движения в СССР (1917 - 1941 гг.): историко-правовой обзор / Е.А. Войтенков // История государства и права. 2013. № 20. С. 49 - 55. - 0,35 п.л.
28. Войтенков Е.А. Уголовная и административная ответственность за преступления и правонарушения в сфере безопасности дорожного движения в советском законодательстве: историко-правовой анализ и особенности правоприменительной практики / Е.А. Войтенков // Российский следователь.
2013. № 16. С. 23 - 27. - 0,2 п.л.
29. Войтенков Е.А Организационно-правовые аспекты оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП : (отечественный опыт и актуальные вопросы современности) / Е.А. Войтенков // Медицинское право. 2014. № 1. С. 34–38. - 0,3 п.л.
30. Войтенков Е.А. Уголовная ответственность за преступления в сфере безопасности дорожного движения : (генезис отечественного законодательства и зарубежный опыт) / Е.А. Войтенков // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. № 1. С. 17–19. - 0,2 п.л.
Научные работы, опубликованные в иных изданиях:
31. Войтенков А.И., Войтенков Е.А. Организационно-правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения в предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны / А.И. Войтенков, Е.А. Войтенков // Актуальные проблемы организации и деятельности органов внутренних дел : сборник научных статей. М., 2001. С. 95–99. - 0,3/0,2 п.л.
32. Войтенков Е.А. Информационное обеспечение правового регулирования безопасности дорожного движения / Е.А. Войтенков // Информатизация, информационная безопасность и математическое моделирование деятельности органов внутренних дел : сборник научных статей. М., 2004. С. 96–105. - 0,4 п.л.
33. Войтенков Е.А. Наркоман за рулем / Е.А. Войтенков // Охрана труда и социальное страхование. 2005. № 10. С. 49–52. - 0,2 п.л.
34. Войтенков Е.А. Роль и место ГАИ МВД СССР в системе обеспечения безопасности дорожного движения во второй половине ХХ века : (историко-правовой обзор) / Е.А. Войтенков // Право: теория и практика. 2005. № 19. С. 76–77. - 0,1 п.л.
35.Войтенков Е.А. Управление автомобилем в состоянии усталости недопустимо / Е.А. Войтенков // Транспортная безопасность и технологии : национальный журнал-каталог. 2005. № 3. С. 58–59. - 0,15 п.л.
36.Войтенков Е.А. Устал за рулем / Е.А. Войтенков // Охрана труда и социальное страхование. 2005. № 5. С. 50–53. - 0,2 п.л.
37. Войтенков Е.А. Отечественный историко-правовой опыт обеспечения безопасности дорожного движения / Е.А. Войтенков // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел : межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. М., 2005. С. 24–26. - 0,15 п.л.
38. Войтенков Е.А. ГАИ в 60-е годы / Е.А. Войтенков // Stop-газета : всероссийский ежемесячник ГИБДД МВД России. 2006. № 2. С.5. - 0,1 п.л.
39.Войтенков Е.А. Историко-правовой опыт обеспечения безопасности дорожного движения в условиях боевых действий / Е.А. Войтенков // Служить России!. М., 2006. С. 107–109. - 0,2 п.л.
40.Войтенков Е.А. Право на жизнь и безопасность в сфере дорожного движения / Е.А. Войтенков // Материалы выступлений участников серии конференций, «круглых столов», посвященных разработке «Концепции защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации». Специальный выпуск. М., 2009. С. 81–87. - 0,3 п.л.
41. Войтенков Е.А. Эволюция системы обеспечения безопасности дорожного движения / Е.А. Войтенков // Транспортное право. 2009. № 2. С. 46–48. - 0,2 п.л.
42.Войтенков Е.А. Правовые и практические аспекты обеспечения прав и законных интересов граждан в сфере безопасности дорожного движения и их защита от коррупционных проявлений / Е.А. Войтенков // Открытый правозащитный университет для лидеров НКО и правозащитных организаций : материалы конференции «Актуальные проблемы защиты прав человека в России». М., 28 мая 2010 г. М., 2010. С. 18–21. - 0,25 п.л.
43.Войтенков Е.А. Основные направления организационно-правовой работы по совершенствованию отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения / Е.А. Войтенков // Юридическая теория и практика в истории современной России : сборник научных статей / [отв. ред. к.ф.н. К.Е. Сигалов]. М., 2010. С. 420–435. - 0,6 п.л.
44.Войтенков Е.А. Роль человека в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения : (организационно-правовой аспект) / Е.А. Войтенков // Устойчивое развитие муниципальных образований: вопросы теории, методологии и практики : материалы IV-ой международной научно-практической конференции. Одинцово, 2010. С. 59–63. - 0,3 п.л.
45.Войтенков Е.А. Дорожная ситуация в российских мегаполисах: безопасность движения, социально-экономический аспект, инновационные решения / Е.А. Войтенков // Экономический вестник МВД России. 2011. № 5. С. 20–23. - 0,2 п.л.
46.Войтенков Е.А. Специфика и организационно-правовые основы деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в конце XIX–начале ХХ века / Е.А. Войтенков // Законность и правопорядок в современном обществе : сборник материалов V-ой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2011. С. 117–121. - 0,25 п.л.
47.Войтенков Е.А. Актуальные проблемы дорожно-транспортного травматизма и организационно-правовые пути их решения / Е.А. Войтенков // Теория и практика современной юриспруденции : материалы международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск, 2011. С. 24-27. - 0,15 п.л.
48.Войтенков Е.А. Историко-правовой анализ деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в годы индустриализации СССР / Е.А. Войтенков // Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире : сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференции. Краснодар, 2011. С. 193–195. - 0,15 п.л.
49.Войтенков Е.А. Основные направления деятельности и роль Госавтоинспекции МВД СССР в обеспечении безопасности дорожного движения в 60-е–80-е годы ХХ века : (историко-правовой анализ) / Е.А. Войтенков // Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества : материалы IV Международной научно-практической конференции. М., 3–4 окт. 2011 г. М., 2011. С. 143–150. - 0,3 п.л.
50.Войтенков Е.А. Российский опыт международно-правового и организационного сотрудничества в сфере безопасности дорожного движения / Е.А. Войтенков // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности : материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск, 12 нояб. 2011 г. / [отв. ред. Н.Э. Шишкина]. Иркутск, 2011. С. 249–251. - 0,2 п.л.
51.Войтенков Е.А. Правовые вопросы применения программно-целевого подхода в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения / Е.А. Войтенков // Право как основа современного общества : материалы IV Международной научно-практической конференции. М., 21 нояб. 2011 г. М., 2011. С. 6–9. - 0,2 п.л.
52. Войтенков Е.А. Некоторые актуальные организационно-правовые проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в России / Е.А. Войтенков // Гуманитарные науки в XXI веке : материалы V Международной научно-практической конференции. М., 30 нояб. 2011 г. М., 2011. С. 341–344. - 0,2 п.л.
53.Войтенков Е.А. Роль и место научных исследований в становлении и развитии отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения / Е.А. Войтенков // Российская академия юридических наук : научные труды. Вып. 11. Т. 1. М., 2011. С. 866–868. - 0,25 п.л.
54.Войтенков Е.А. Историко-правовой опыт организации дорожного движения и внедрения автоматических систем управления для обеспечения его безопасности / Е.А. Войтенков // Транспортное право. 2012. № 1. С. 28– 30. - 0,2 п.л.
55. Войтенков Е.А. О возможности практического применения историко-правового опыта участия общественности в обеспечении безопасности дорожного движения в рамках общественного контроля на дорогах России на современном этапе / Е.А. Войтенков // Общественный контроль: новая форма государственно-правового участия : сборник статей и материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции. М., 2012. С. 6–12. - 0,3 п.л.
56. Войтенков Е.А. О реализации в Российской Федерации мероприятий, направленных на повышение эффективности системы оказания медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий : (отечественный и зарубежный организационно-правовой опыт) / Е.А. Войтенков // Проблемы ненадлежащего оказания медицинской помощи : (экспертно-правовые вопросы) : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. М., 2012. С. 127–130. - 0,2 п.л.
57.Войтенков Е.А. Правовой статус и практическое значение координирующих органов в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения / Е.А. Войтенков // Российская академия юридических наук : научные труды. Вып. 12. Т. 1. М., 2012. С. 575–579. - 0,25 п.л.
58.Войтенков Е.А. О деятельности ГАИ НКВД-МВД СССР в советский период: (историко-правовой обзор) / Е.А. Войтенков // Личность, общество, государство, право. Проблемы соотношения и взаимодействия : материалы III международной научно-практической конференции 15-16 нояб. 2013 г. Прага, 2013. С. 134-147. - 0,45 п.л.