- Политическая философия российского консерватизма XIX - первой половины XX в. наследует традиции отечественной и западной общественно-политической мысли в понимании природы и социального назначения мужчин и женщин, методологическими основаниями которой выступали органический и теологический подходы. Концептуальное осмысление социума как единого органического целого приводило мыслителей к трактовке социальных ролей женщин и мужчин сквозь призму биологического эссенциализма - как асимметричных и взаимодополняемых.
- Применение гендерной методологии к анализу текстов российских консерваторов даёт возможность сделать вывод о том, что теоретическое структурирование политического пространства в отечественной консервативной мысли связано с решением проблемы половой идентификации, которое основано на фиксации принципиального различия природных и социальных характеристик мужчин и женщин. Исключённость «женского» из публичной сферы органично вписывалась в разработанную российскими консерваторами XIX - первой половины XX в. модель отечественной политии, которая фундирована принципами «Православие. Самодержавие. Народность». Мыслители рассматривали политику как монополию императорского дома с находившимися на государственной службе мужами. Выражавший сущность самодержавного идеала и персонифицировавший политическую систему монарх наделялся мыслителями необходимыми качествами мужества и военной доблести для выполнения функций государственной власти. В то же время силовые характеристики, связанные в патриархатной картине мира с маскулинностью, сочетались с миролюбием, христианскими добродетелями милосердия и справедливости, что было обусловлено необходимостью внеинституционального ограничения самодержавной власти государя.
- Концептуально выстраиваемая мыслителями политическая сфера - отеческий порядок правления - представляется с гендерных позиций не только как патриархальный, но и патриархатный, базирующийся на принципах андроцентризма. Самодержавие опиралось на основанную на авторитете власти отца патриархальную семью. Политическая и семейная организации в концепциях российских консерваторов выстраивались изоморфно, обеспечивая тем самым единые основы функционирования публичной и частной сфер.
- В трудах консерваторов XIX - первой половины XX в. Теоретическое конструирование публичной жизни было связано непосредственно с моделированием маскулинных ценностей и ролей. Возможность мужчин действовать в публичной сфере легитимизировалась их способностью выполнять функцию защиты государства. В политических концепциях мыслителей прослеживается конструирование иерархии моделей мужественности, базировавшихся на принципах сословности и этакратизма. Позитивные модели мужественности («аристократа-воина-богатыря», «русского мужика») консерваторы обосновывали необходимостью выполнения предписанных определённому сословию обязанностей, а также тесной связью с государством через несение военной и гражданской служб. Негативная модель мужественности («интеллигент») конструировалась за счёт наделения представителей данной модели секуляризированным сознанием, нигилистическим отношением к русской культуре, стремлением разрушить монополию царствующей династии на политическую власть.
- Для консерваторов характерен андроцентризм политического языка. Мыслители разделяли высокую и низкую литературы, которые соотносились с публичной и приватной сферами. При этом они рассматривали женское сообщество высшего света как потенциальную аудиторию для трансляции собственных политических идей. Понимая слово как символический капитал в борьбе за артикулируемые ценности, консерваторы допускали расширение творческих видов деятельности для женщин прежде всего в области русского языка и литературы. Женщинам предписывалась особая роль - воспитывать новые поколения подданных в духе национальной культуры и патриотизма. Материнство обосновывалось консерваторами как общественно полезная функция и гражданский долг для женщин высшего сословия.
- Осмысливая опыт правления российских императриц в XVIII в., отечественные консерваторы XIX - первой половины XX в. предложили две трактовки женского правления в России - апологетическую и критическую. В рамках первой позиции, которая доминировала в российском консерватизме они акцентировали внимание на сохранение императрицами базовых принципов российской политии (неограниченное самодержавие, аристократический стиль правления и др.), на их опору на национальные традиции и обычаи, предопределившую крепкую связь государства с народом. Консерваторы отмечали ценность фемининных свойств в государственном управлении, выраженных в «мягком» материнском характере их правления. Сторонники второй точки зрения указывали на незаконный характер прихода к власти российских императриц и их зависимость от фаворитов. Последний фактор консерваторы трактовали как проявление неспособности женщин осуществлять политическую власть.
- В политической философии российского консерватизма XIX - первой половины XX в. приватная сфера осмыслялась как область бытия женщин. Полагая, что женщины по природе консервативны, мыслители возлагали на них ответственность за род, за сохранение традиционных ценностей русской культуры. Несмотря на то что семейные отношения осмыслялись консерваторами как асимметричные, предполагавшие главенство отца, женщинам предписывалось выполнение важных задач по организации и функционированию внутрисемейного порядка. Консерваторы считали необходимым строгое разделение отцовских и материнских ролей при их относительном равновесии.
- В политических доктринах российских консерваторов XIX - первой XX в. можно выявить позитивные («русские православные женщины», «богатырши») и негативные («женщины-политики», «новые женщины», «светские львицы», «женщины-революционерки») модели женственности. Основная нормативная модель женственности - «русская православная женщина» - концептуально восходила к образу Богородицы и соответствовала отстаиваемым консерваторами ценностям православия. Насыщение негативными коннотациями отдельных женских образов вызывалось неприятием консерваторами проявлений так называемой «женской власти» (манипулирование мужчинами), открытым стремлением женщин к политической власти, отказом от выполнения обязанностей жены/матери. Выход женщин в публичное пространство рассматривался консерваторами как фактор разрушения сложившейся в традиционном обществе конфигурации гендерных и политических отношений. В трудах отдельных мыслителей содержались элементы мизогинизма, но в целом данная позиция не была характерна для российского консерватизма XIX - первой половины XX в.
- В политических идеях российского консерватизма были сформулированы основные принципы невестернизированной национально-ориентированной модели развития России - движение вперёд на базе ценностей отечественной культуры. В трудах российских консерваторов «женский вопрос» рассматривался в контексте «борьбы» с Западом, а потому европейский путь борьбы женщин за экономические и политические права представлялся мыслителям как неприемлемый. Равенство женщин и мужчин консерваторы считали не реализуемым на практике, противоречившим законам природы, угрожавшим существованию общества и разрушавшим авторитет власти. Российские мыслители трактовали «женский вопрос» не как юридический, а как морально-нравственный, предлагая разрабатывать идеальный образ русской женщины. В противовес эгалитарно-прогрессистскому типу социального дискурса в рамках дискуссии по «женскому вопросу» ортодоксально-консервативный дискурс тип связал проблемы нации и пола, формируя систему бинарных оппозиций для характеристики «русских своих» и «нерусских чужих». В «женском вопросе» авторы консервативного направления увидели напряженность русской и нерусской культур: православие против католичества, дух против плоти, мораль против права, традиция против модернизации, идеализм против практицизма.
- Консерваторы-эмигранты связывали разрушение дореволюционной гендерной системы и формирование выработанной в рамках эмансипаторского проекта большевиков модели социальных отношений между полами как одну из демаркационных линий между старым и новым социально-политическим устройствами. Критика российскими консерваторами-эмигрантами советской модели женской эмансипации основывалась на разоблачении мифа о реализации политики равенства полов на практике. Мыслители выявили новые социальные риски для женщин: соединение социальных ролей в приватной и публичной сферах порождало «двойную нагрузку» (женщины несли ответственность и за семью, и за выполнение трудовых обязанностей), теория «стакана воды» могла использоваться как способ морального, психологического и физического давления на женщин.
- Значительный вклад политической философии российского консерватизма XIX - первой половины XX в. в развитие общественно-политической мысли состоит в разработке национальных форм интеллектуального знания, в проработке культурного фундамента политических проблем, в выходе за пределы узкоинституционального понимания государственности. В современной России востребованными являются консервативные идеи «мягкой маскулинности», критика мизогинизма, высокая оценка роли женщин в частной сфере, позитивное восприятие женщин-носителей верховной власти и фемининных свойств в политическом управлении. В то же время теоретически сконструированная консерваторами архаизированная модель гендерных отношений продуцирует проблемы в реализации равенства полов, так как мыслители недооценивали роль женского фактора в политике.
1.Козлова, Н.Н. Гендерная модернизация российской политической системы / Н.Н. Козлова. – Тверь, 2011. – 112 с. – 6,75 п.л.
2.Козлова, Н.Н. Гендерный анализ российской политической консервативной мысли первой трети XIX века / Н.Н. Козлова. – Тверь, 2012. – 156 с. – 9,75 п.л.
3.Козлова, Н.Н. Гендерный анализ российской политической консервативной мысли середины XIX – первой трети XX века / Н.Н. Козлова. – Тверь, 2013. – 172 с. – 10,75 п.л.
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации
4.Козлова, Н.Н. Гендерный анализ российской политической мысли: постановка проблемы / Н.Н. Козлова // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». 2012. – № 2. – С. 34–46. – 0,8 п.л.
5.Козлова, Н.Н. Социально-политические взгляды С.С. Уварова в контексте теории модернизации / Н.Н. Козлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». – 2012. – № 13. – Вып. 1–2. – С. 141–151. – 0,7 п.л.
6.Козлова, Н.Н. Женщина в политике: образ Марфы Борецкой в исторической повести «Марфа-посадница» Н.М. Карамзина / Н.Н. Козлова // Женщина в российском обществе. – 2012. – № 3 (64). – С. 64–73. – 0,7 п.л.
7.Козлова, Н.Н. Политический и гендерный порядок в трудах П.А. Вяземского / Н.Н. Козлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». – 2012. – № 33. – Вып. 3. – С. 115–126. – 0,7 п.л.
8.Козлова, Н.Н. Гендерные аспекты государственного управления в трудах С.С. Уварова / Н.Н. Козлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». – 2012. – № 26. – Вып. 16. – С. 25–33. – 0,6 п.л.
9.Козлова, Н.Н. Этическая государственность в политической философии Л.А. Тихомирова / Н.Н. Козлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». – 2012. – № 36. – Вып. 4. – С.107–116. – 0,7 п.л.
10.Козлова, Н.Н. «Женский вопрос» в контексте «борьбы с Западом»: гендерный анализ социальной философии Н.Н. Страхова / Н.Н. Козлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». – 2013. – № 18. – Вып. 1. – С. 64–75. – 0,8 п.л.
11.Козлова, Н.Н. Гендерное измерение политической философии И.А. Ильина / Н.Н. Козлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». – 2013. – № 21. – Вып. 2. – С. 111–125. – 0,8 п.л.
12.Козлова, Н.Н. Гендерные аспекты социально-политических взглядов К.П. Победоносцева / Н.Н. Козлова // Женщина в российском обществе. – 2013. – № 2. – С. 69–75. – 0,4 п.л.
13.Козлова, Н.Н. Александр Семёнович Шишков – основатель российского консерватизма / Н.Н. Козлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». – 2013. – № 32. – Вып. 6. – С. 174–180. – 0,4 п.л.
14.Козлова, Н.Н. Традиции и модернизации в политической теории К.Н. Леонтьева / Н.Н. Козлова // Каспийский регион. – 2014. – № 2 (39). – С. 131– 141. – 0,7 п.л.
15.Козлова, Н.Н. Российский консерватизм в контексте развития отечественной политической мысли / Н.Н. Козлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». – 2013. – № 40. – Вып. 3. – С. 95–110. – 0,9 п.л.
16.Козлова, Н.Н. Вперёд в прошлое: векторы общественно-политического развития России в политической философии отечественного консерватизма XIX – середины XX в. / Н.Н. Козлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». – 2014. – № 1. – С. 123–133. – 0,7 п.л.
17.Козлова, Н.Н. Теоретическое конструирование политики и моделей маскулинности в российском консерватизме XIX – середины XX в. / Н.Н. Козлова, С.В. Рассадин // Власть. – 2014. – №9. – С. 129–134. – (авт. вклад – 0,2 авт.л.).
18.Козлова, Н.Н. Сущность и формы государства в политической философии славянофилов / Н.Н. Козлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». – 2014. – № 2. – С. 165–174. – 0,7 п.л.
19.Козлова, Н.Н. Гендерная интерпретация политической теории византизма К.Н. Леонтьева / Н.Н. Козлова // Женщина в российском обществе. – 2014. – №3. – С. 72–80. – 0,6 п.л.
20.Козлова, Н.Н. Опыт гендерного анализа традиций российского консерватизма XIX – начала XX в. / Н.Н. Козлова // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». – 2014. – № 3. – С. 129–141. – 0,8 п.л.
Публикации в других научных изданиях
21.Козлова, Н.Н. Женский вопрос в первые годы советской власти / Н.Н. Козлова // Женщины. История. Общество. сб. науч. тр. – Тверь, 1999. – Вып. 1. – С. 71–78. – 0,4 п.л.
22.Козлова, Н.Н. Категория «гендер» и российский научный дискурс / Н.Н. Козлова // Культура мира: перспективы на рубеже XXI века: материалы Международной научной конференции. Тверь, 12–14 апреля 2001 г. – Тверь, 2001. – С. 153–156. – 0,3 п.л.
23.Козлова, Н.Н. Гендерная ревизия учебных пособий по политологии / Н.Н. Козлова // Высшее образование в России. – 2004. – № 3. – С. 140–144. – 0,3 п.л.
24.Козлова, Н.Н. Легитимация категории «гендер» в политологическом дискурсе / Н.Н. Козлова // Социально-политологические процессы в меняющемся мире: сб. науч. тр. – Тверь, 2004. – Вып. 4. – С. 108–114. – 0,4 п.л.
25.Козлова, Н.Н. Гендерная экспертиза учебников и учебных пособий по политологии / Н.Н. Козлова // Гендерная экспертиза учебников для высшей школы / Под ред. О.А. Ворониной. – М., 2005. – С. 36–60. – 1,5 п.л.
26.Козлова, Н.Н. Гендерные и политические исследования: общие судьбы в России? / Н.Н. Козлова // Материалы Международной научной конференции «Изменение России: политические повестки и стратегии». Москва, 25–26 ноября 2010 г. – М., 2010. – С. 105–107. – 0,2 п.л.
27.Козлова, Н.Н. Женская тема на страницах «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина / Н.Н. Козлова // Социально-политические процессы в меняющемся мире: межвуз. сб. науч. тр. – Тверь, 2011. – Вып. 12. – С. 59–66. – 0,5 п.л.
28.Гендерная модернизация как категория гендерной политологии // Российская политика в условиях избирательного цикла 2011–2012 гг.: Международная научная конференция: тез. докл. Москва, 2–3 декабря 2011г. – М., 2011. – С. 112– 113. – 0,1 п.л.
29.Козлова, Н.Н. Гендерная модернизация в трудах российских консерваторов второй половины XIX – первой трети XX в. / Н.Н. Козлова // Философ в пространстве культуры: К 60-летию Б.Л. Губмана: сб. науч. тр. / под ред. С.В. Рассадина. – Тверь, 2011. – С. 97–107. – 0,7 п.л.
30.Козлова, Н.Н. Национальное атрибутирование «женского вопроса» в публицистической риторике российских противников эгалитаризма XIX – начала XX века / Н.Н. Козлова, В.И. Успенская // Конструкты национальной идентичности в русской культуре: вторая половина XIX столетия – Серебряный век: материалы конференции. Тюмень/Тобольск, июнь 2009 г. / под ред. Р. Нохейль, Ф. Карл, Э. Шоре. – М., 2011. – С. 61–73. – (авт. вклад – 0,6 авт.л.).
31.Козлова, Н.Н. Архаизация и модернизация гендерного дискурса в творчестве Н.М. Карамзина / Н.Н. Козлова // Жизнь в женском свете: к 60-летию В.И. Успенской: сб. науч. тр. / под ред. Н.Н. Козловой. – Тверь, 2012. – С. 123–135. – 0,8 п.л.
32.Козлова, Н.Н. Гендерные аспекты политического мировоззрения Н.М. Карамзина / Н.Н. Козлова // Материалы VI Российского философского конгресса «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». Нижний Новгород, 27–30 июня, 2012 г.: в 3 т. – Н. Новгород, 2012. – Т. 1. – С. 128–129. – 0,2 п.л.
33.Козлова, Н.Н. Женская биография как квинтэссенция гендерного мировоззрения: С.С. Уваров о мадам де Сталь / Н.Н. Козлова // Материалы V-ой Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН «Женщины и мужчины в контексте исторических перемен», Тверь, 4–7 октября 2012 г. – М., 2012. – Т. 2. – С. 22–25. – 0,2 п.л.
34.Козлова, Н.Н. Общественная дискуссия по «женскому вопросу» во второй половине XIX века и развитие социологического и политологического дискурсов / Н.Н. Козлова // Социально-политические процессы в меняющемся мире: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Н.Н. Козловой.– Тверь, 2012. – Вып. 13. – С. 11–15. – 0,3 п.л.
35.Козлова, Н.Н. Гендер как индикатор социально-политической модернизации в трудах российских консерваторов XIX – начала XX в. / Н.Н. Козлова // Власть, бизнес, гражданское общество в условиях модернизации России: институты, стратегии и практики политического сотрудничества: материалы Всеросс. науч. конф. (с международным участием), Москва, 22–23 ноября 2013 г. – М., 2013. – С. 122–124. – 0,2 п.л.
36.Козлова, Н.Н. Суверенный «гендер» или гендерные исследования в России / Н.Н. Козлова // Социально-политические процессы в меняющемся мире: сб. науч. тр. / под ред. Н.Н. Козловой. – Тверь, 2013. – Вып. 14. – С. 3–18. – 0,9 п.л.
37.Козлова, Н.Н. Гендерный подход к исследованию российского самодержавия: женщина-монарх в «Историческом похвальном слове Екатерине II» Н.М. Карамзина / Н.Н. Козлова // Женщины. Тексты. Общество / под ред. В.И. Успенской, Н.Н. Козловой. – Тверь, 2014. – С. 60–78. – 1,2 п.л.
38.Kozlova, N.N. «Solving» the «woman question»: the case of zhenotdels in Tver province / N.N. Kozlova // Women and Transformation in Russia/ ed. by A.Saarinen, K.Ekonen, V.Uspenskaia. – London; NI: Routledge, 2014. – Р. 90–108. – 1,1 п.л.
39.Kozlova, N.N. International Women´s Day and the Construction of the Soviet Gender Sistem // Women´s History in Russia: (Re)Establishing the Fild. ed. by M. Muravyeva, N. Novikova). – Cambridge Scholars Publishing, 2014. – P. 137–155. – 1,4 п.л.