- Определены принципы формирования территориальных кластеров, позволяющие устанавливать респондентов и функции их совместной деятельности в зависимости от специфики конкретного кластера, выявлять особенности территориальных кластеров сферы услуг, позволяющие классифицировать их по группам потребителей и видам экономической деятельности, группам и видам услуг с последующей идентификацией соответствующих их потребностям образовательных услуг высшей школы.
- Дано новое определение образовательного кластера, которое позволяет выявлять принципы и факторы его формирования, типы и формы взаимодействия респондентов и формирует концептуальный подход к кластерному развитию образовательных услуг высшей школы. Образовательный кластер - это объединение, создаваемое на базе образовательных организаций, государственных и общественных организаций, профессиональных ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов (производственных, научных, образовательных и иных организаций), обеспечивающее синергетический эффект от совместной деятельности в разработке и сетевой форме реализации образовательных программ, проведении научных исследований и привлечении к ним обучающихся при использовании ресурсов респондентов кластера.
- Обоснована модель формирования структуры образовательного кластера с включением в неѐ основных респондентов и процессов, позволяющая определять функции совместной деятельности участников кластера в интересах развития образовательных услуг высшей школы, востребованных территориальной экономикой.
- Определены и обоснованы принципы и основные модели системы повышения качества образовательных услуг, в соответствии с которыми появляется возможность выбора инструментов их реализации в образовательном кластере. На этой основе определен подход к результативности образовательной услуги высшей школы как интегральному показателю, включающему на входе оценку потребностей территориальных кластеров в услуге и уровня интеллектуального потенциала абитуриентов, на выходе - оценку результативности трудоустройства выпускников, в ходе оказания услуги - оценку учебно-воспитательного процесса, его ресурсного обеспечения, интеллектуального потенциала и его приращения у обучающихся и научно-педагогических работников.
- Выявлены основные тенденции в развитии территориальных кластеров в России, в том числе в Приволжском федеральном округе и его отдельном субъекте, по видам экономической деятельности сферы услуг и уровням профессионального образования, и на их основе предложен методический подход к определению системы образовательных услуг высшей школы, соответствующей потребностям территориальных кластеров. Разработаны рекомендации по формированию содержания образовательных программ на основе принципов параллельного, последовательного и включенного уровневого профессионального образования, а также по определению перечня дисциплин содержательного ядра вариативной части образовательных программ, соответствующих необходимым общекультурным (универсальным) и профессиональным компетенциям специалиста.
- Предложены алгоритм и методика определения потребностей территориальных кластеров в образовательных услугах высшей школы на среднесрочный период. Разработанный подход содержит два варианта построения прогноза, первый из которых (инерционный) основан на тенденциях занятости населения, второй (инновационный) - на тенденциях экономического развития территории, что позволяет комплексно определять концептуальные направления в развитии образовательных услуг высшей школы в условиях формирования и развития образовательных кластеров.
- Сформирована кластерная модель системы мониторинга образовательных услуг высшей школы на основе самооценки деятельности образовательного кластера и их результативности, в которой определены взаимосвязанные агрегированные группы показателей, учитывающие наличие и уровень удовлетворения потребностей территориальных кластеров в образовательных услугах, оценку интеллектуального потенциала абитуриентов и обучающихся, учебно-воспитательного процесса и его ресурсного обеспечения, интеллектуального потенциала научно-педагогических работников, в том числе вовлеченность персонала и респондентов образовательного кластера в разработку, кастомизацию, совместную реализацию образовательных программ и проведение научных исследований.
- Разработана методика расчета и интерпретации интегрального показателя результативности образовательных услуг высшей школы, позволяющая представлять еѐ количественную и качественную оценку в разрезе агрегированных групп показателей и их элементов. Обоснованы шкала и критерии оценки показателей, вошедших в интегральный показатель результативности, с позиций требований и норм государственной аккредитации, лицензирования, мониторинга показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшей школы, ориентации на достижение ожидаемых результатов в развитии системы высшего образования на период до 2020 года, что представляет возможности комплексного определения зон резервного развития качества реализуемых услуг в образовательном кластере.
1. Наумова, О.Н. Результативность как интегральный показатель качества подготовки обучающихся и выпускников образовательной организации высшего /О.Н.Наумова//РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - 2014. -№3. -С.74-79. -0,7 п.л.
2.Наумова, О.Н. Подход к формированию интегративной модели образования, науки, бизнеса и власти в условиях разработки и реализации совместных проектов в научно-образовательной деятельности /О.Н.Наумова// РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - 2014. -№2.-С.316-319. -0,4 п.л.
3.Наумова, О.Н. Особенности формирования территориальных кластеров в современной экономике/О.Н.Наумова//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2014. -№3 (29). -С.273-277. -0,7 п.л.
4.Наумова, О.Н. Территориальный кластер сферы услуг и функциональная схема его формирования/О.Н.Наумова//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2014. -№3 (29). -С. 278-282.-0,7 п.л.
5. Наумова, О.Н. Формирование образовательного кластера в условиях развития государственно-частного и социального партнерства / О.Н.Наумова //Креативная экономика.-2014. -№11(95). –С.33-45. - 0,85 п.л.
6.Наумова, О.Н. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг/О.Н.Наумова//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2011. - № 4 (18). - С.369-371. -0,3 п.л.
7.Наумова, О.Н. Применение самооценки в деятельности вуза на основе методики EFQM/О.Н.Наумова//Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия Экономика. - 2010. -№ 1(9). -С.14-19. -0,8 п.л.
8.Наумова, О.Н. Система количественной оценки качества подготовки выпускника в системе менеджмента качества вуза/О.Н.Наумова//Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия Экономика. -2010. -№ 2(10). -С.121-126. -0,8 п.л.
9.Наумова, О.Н. Качество как объект управления в образовательном учреждении/О.Н.Наумова//Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия Экономика. -2010. -№3(11). -С.88-95. -0,9 п.л.
10.Наумова, О.Н. Подготовка квалифицированных кадров для индустрии сервиса - залог инновационного развития предприятий сферы услуг/О.Н.Наумова, Л.И.Ерохина// Инновации. -2010. -№ 04 (138). -С.60-69. -1,3 п.л./0,7 п.л.
11.Наумова, О.Н. Модель Совершенства EFQM в системе менеджмента качества вуза/О.Н.Наумова// Экономические науки. -2009. -№ 9 (58). -С.389-392.-0,6 п.л.
12.Наумова, О.Н. Методологические основы определения потребности экономики региона в подготовке кадров/О.Н.Наумова//Экономические науки. -2009. -№ 10 (59). -С.169-172. -0,7 п.л.
13.Наумова, О.Н. Исследование рынка труда и рынка образовательных услуг как фактора качественных преобразований в развитии системы образования /О.Н.Наумова // Гуманизация образования. -2009. -№ 2. -С.24-35. -0,8 п.л.
14.Наумова, О.Н. Управление подготовкой специалистов в системе менеджмента качества вуза /О.Н.Наумова, Л.И.Ерохина//Гуманизация образования. -2009. -№ 2. -С.123-129. -0,4 п.л./0,2 п.л.
15.Наумова, О.Н. Результаты исследования реализации системы менеджмента качества высшего учебного заведения и его оптимизации как основы сертификации европейского уровня/О.Н.Наумова//Гуманизация образования. - 2009. -№ 5. -С.23-28. -0,5 п.л.
16.Наумова, О.Н. Концептуальные основы развития образования в сфере сервиса/О.Н.Наумова//Известия Самарского научного центра Российской академии наук.–Самара, Издательство научного центра РАН.- 2006.-№2.-с.36-39.-0,4 п.л.
17.Наумова, О.Н. Формирование системы количественной оценки качества подготовки специалистов в вузе /О.Н.Наумова, Е.И.Еремина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2006. -№ 3. -Т.1. -С.20-27. -0,9 п.л./0,8 п.л.
18.Наумова, О.Н. Управление качеством подготовки специалистов в развитии индустрии сервиса/О.Н.Наумова//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2006. -№1. -С.11-16. -0,6 п.л.
19. Наумова, О.Н. Экономическая эффективность формирования образовательных холдингов в региональной экономике/О.Н.Наумова, Е.И.Еремина //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2006. -№4. - Т.8. -С.987-991. -0,7 п.л./0,5 п.л.
Монографии
20.Наумова, О.Н. Инновационные механизмы управления потенциалом сферы сервиса в регионе /О.Н.Наумова, Л.И.Ерохина и др.- Тольятти: Издательство ПВГУС, 2013.- 450с. -с. 25-40.-28,25 п.л./0,94 п.л.
21.Наумова, О.Н. Формирование внутривузовской системы мониторинга качества подготовки выпускников: методологический аспект и практические рекомендации/О.Н.Наумова.- Санкт-Петербург: Издательство Инфо-да, 2011.– 222 с.-14,0 п.л.
22.Наумова, О.Н. Особенности и основные тенденции развития сферы услуг в современной экономике/О.Н.Наумова.- Самара: Издательство СГАУ, 2010. – 135 с.-8,5 п.л.
23.Наумова, О.Н. Система подготовки специалистов для сферы услуг: региональный аспект/О.Н.Наумова, Л.И.Ерохина и др.- Санкт-Петербург: Издательство «Инфо-да», 2009.-227 с.-с.122-204.-14,25 п.л./4,6 п.л.
Статьи в сборниках трудов и научных конференций
24.Наумова, О.Н. Актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований потребности экономики региона в профессионально-кадровой структуре/О.Н.Наумова//Topical areas of fundamental and applied research II.-CreateSpace, 4900 LaCross Road, Nord Charleston, SC, USA 29406, 2013.-с.183-186.-0,25 п.л.
25.Наумова, О.Н. Стратегия управления спросом на услуги/О.Н.Наумова// Проблемы развития социально-экономических систем в контексте глобализационных вызовов: сборник тезисов докладов на III международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых/Хмельницкий национальный университет.- Хмельницкий.- Т.1.-2012.-с.32-35.-0,2 п.л.
26.Наумова, О.Н. Кадровая политика как приоритетное направление развития организации: основы формирования и критерии оценки/О.Н.Наумова, О.Н.Бондаренко// Школа университетской науки: парадигма развития/ ПВГУС.-Тольятти, 2011.- с.27-32.-0,63 п.л./ 0,33 п. л.
27.Наумова, О.Н. Методология, структура и содержание компетентностно-ориентированной основной образовательной программы высшего профессионального образования/О.Н.Наумова, Е.Н.Гильманова// Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, технологии, проблемы применения: сборник тезисов докладов на межвузовском научно-методическом семинаре/ПВГУС. – Тольятти, 2010.-с.33-38.-0,5 п.л./0,3 п.л.
28.Наумова, О.Н. Подходы к аккредитации учебных заведений и перспективы ее развития/О.Н.Наумова //Аккредитация в сфере профессионального образования России: состояние и перспективы: сборник материалов I всероссийской электронной научно-практической конференции экспертов в области оценки качества профессионального образования/Гильдия экспертов в сфере профессионального образования. - Москва, 2010.-с.186-191.-0,8 п.л.
29.Наумова, О.Н. Теоретические аспекты и основные модели оценки системы менеджмента качества образовательного учреждения/О.Н.Наумова, Л.И.Ерохина// Школа университетской науки: парадигма развития/ПВГУС.- Тольятти, 2010.-с.106-112.-0,9 п.л./0,7 п.л.
30.Наумова, О.Н. Основные принципы формирования внутривузовской системы менеджмента качества подготовки выпускников/О.Н.Наумова // Развитие методологии учета, анализа и контроля в условиях инновационной экономики. Декабрьские чтения имени С.Б.Барнгольц: сборник трудов международной научно-методической конференции/ТГУ. – Тольятти, 2010.-Т.2.-с.246-256.-0,6 п.л.
31.Наумова, О.Н. Характеристика основных образовательных программ нового поколения, разрабатываемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования/О.Н.Наумова, Н.А.Николаева//Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, технологии, проблемы применения: сборник тезисов докладов на межвузовском научно-методическом семинаре/ПВГУС. – Тольятти, 2010.-с.29-33.-0,3 п.л./0,2 п.л.
32.Наумова, О.Н. Компетентностный подход в системе качества образования/О.Н.Наумова, Н.А.Николаева//Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, технологии, проблемы применения: сборник тезисов докладов на межвузовской научно-методической конференции/ПВГУС. - Тольятти, 2009.-с.258-265.-0,6п.л./0,3п.л.
33.Наумова, О.Н. Социальный заказ на подготовку специалистов как решение проблемы занятости молодежи/О.Н.Наумова, Р.А.Бочкарева//Проблемы и перспективы социально-экономической политики и рынка труда России: сборник статей III всероссийской научно-практической конференции/Приволжский Дом знаний. - Пенза, 2008.-с. 17-20.-0,3 п.л./0,2 п.л.
34.Наумова, О.Н. Социальный заказ: обзор методики прогнозирования потребности в специалистах/О.Н.Наумова, Р.А.Бочкарева// Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: сборник статей Y международной научно-технической конференции/ПВГУС.- Тольятти, 2008.-с.164-179.-0,9п.л./0,6 п.л.
35.Наумова, О.Н. Организация инновационной деятельности образовательного учреждения/О.Н.Наумова//Научно-методическое обеспечение инновационного развития образовательного учреждения: сборник тезисов, докладов научно-методической конференции/ТГУС. – Тольятти, 2007.-с.10-17.-0,5 п.л.
36.Наумова, О.Н. Реализация концепции качественного образования в области сервиса/О.Н.Наумова//Система управления качеством подготовки специалистов для сферы сервиса: проблема, опыт, перспективы развития: сборник тезисов, докладов научно-методического семинара/ТГУС. – Тольятти, 2006.-с.9-11.-0,2 п.л.
37.Наумова, О.Н. Развитие образовательных технологий в обеспечении качественной подготовки специалистов/О.Н.Наумова//Система управления качеством подготовки специалистов для сферы сервиса: проблема, опыт, перспективы развития: сборник тезисов, докладов научно-методического семинара/ТГУС. – Тольятти, 2006.-с.68-70.-0,2 п. л.
38.Наумова, О.Н. Спрос и предложение специалистов в области сервиса на рынке труда и рынке образовательных услуг Самарской области/О.Н.Наумова// Спрос и предложение специалистов в области сервиса на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов по материалам третьей всероссийской научно-практической Интернет-конференции/ПетрГУ.– Петрозаводск, 2006.- кн.3.-с.37-52.-1,0 п.л.
39.Наумова, О.Н. О результатах и проблемах внедрения комплексной системы управления качеством подготовки специалистов в академии/О.Н.Наумова// Система управления качеством подготовки специалистов для сферы сервиса: проблема, опыт, перспективы развития: сборник тезисов, докладов научно-методической конференции/ТГАС.– Тольятти, 2005.-с.10-15.-0,3 п.л.
40.Наумова, О.Н. Принципы создания системы менеджмента качества в вузе/ О.Н.Наумова//Материалы научно-методического семинара профессорско-преподавательского состава Тольяттинской государственной академии сервиса: теоретические и практические аспекты развития системы управления качеством подготовки специалистов сферы сервиса/ТГАС. – Тольятти, 2004.-с.24-26.- 0,1 п.л.
41.Наумова, О.Н. Внутривузовская система управления качеством образования/О.Н.Наумова//Тезисы доклада на научно-методической конференции/ПТИС.- Тольятти, 2003.-с.4-7.-0,2 п.л.
42.Наумова, О.Н. Механизм обеспечения преемственности звеньев многоуровневого образования/О.Н.Наумова//Научно-методический семинар: научно- педагогические аспекты развивающих технологий обучения в высшем образовании/ПТИС. – Тольятти, 2000.-с.94-95.-0,1п.л.
43.Наумова, О.Н. О механизме реализации тенденций непрерывного образования/ О.Н.Наумова // Научно-методический семинар: механизм реализации тенденций непрерывного образования и направления его совершенствования/ПТИС. – Тольятти, 1998.-с.3-4.- 0,15 п.л.
44.Наумова, О.Н. Концепция непрерывной многоуровневой подготовки специалистов/О.Н.Наумова, Л.И.Ерохина//VII внутривузовская научно-методическая конференция: совершенствование форм и методов учебно-методической работы в вузе при реализации концепции непрерывного многоуровневого образования/ПТИС. – Тольятти, 1997.- с.3-5.-0,1/0,05п.л.