Научная тема: «БИБЛИОТЕКАРЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Специальность: 05.25.03
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Один из факторов неопределённости и рисков развития библиотеки в информационном обществе - отсутствие единства в понимании сущности библиотечной профессии в управлении, науке, образовании, повседневных практиках. Разрешение этой проблемы требует расширения познавательного контекста и изучения библиотечной профессии с учётом многоуровневости и сложности социальных систем и структур, в которых функционирует библиотекарь; важнейшей из них является профессиональная структура общества.
  2. Неэффективность классических методологических оснований библиотековедения для объяснения онтологии современного библиотечного дела ставит вопрос о необходимости методологической коммуникации библиотековедения и социологии. В её основе - расширение зон взаимодействия научных дисциплин: отказ от локализации на частных методах социологических исследований; интеграция социологической методологии как системы наиболее общих принципов; реализация теоретико-социологического подхода для выявления социальной обусловленности феноменов библиотечной сферы, механизмов ее развития в условиях информатизации.
  3. Теоретико-социологический подход, концентрируя исследовательские усилия на фундаментальных закономерностях, позволяет определить библиотечную профессию как социальную роль, которая реализуется посредством трудовой библиотечной деятельности. Влияние информатизации на библиотечную профессию заключается не только в смене информационно-коммуникативных форматов библиотечной деятельности, но и в изменении социальных статусов библиотекаря в современном обществе, в его активно-деятельностном участии в трансформации библиотеки как социального института.
  4. Содержание социальных функций библиотекаря в различных социально-культурных контекстах составляют основные информационные процессы (сбор, хранение, поиск, аналитико-синтетическую переработку, передачу информации). Новые для библиотековедения теоретические инструменты (неоинституциональный, социально-информационный, полисистемный, коэволюционный, социально-маркетинговый подходы, а также институциональная матрица «культура - идеология - образование») позволили определить, что критерием устойчивости отношений библиотечной профессии к внешней среде выступают социальные потребности в информации и информационной деятельности, удовлетворение которых является основанием суверенизации профессии в процессе общественного разделения труда.
  5. Специфика социальных позиций библиотекаря в условиях информатизации обусловлена его вхождением в кадровый потенциал информационного развития, а также процессами информатизации профессиональной структуры общества (интеллектуализацией, виртуализацией, укреплением информационного компонента). Усиление роли массового пользователя в информационных процессах, догоняющее участие библиотекаря в формировании новых габитусов и адаптация к массовому информационному поведению привели к потере им позиций лидера в цепочке «библиотекарь - читатель», к размыванию границ библиотечной профессии.
  6. Моделирование профессионализации информационной деятельности раскрывает преемственность информационных профессий. Библиотекарь является базовой информационной профессией, с продлённым жизненным циклом, в недрах которой образуются новые и трансформируются существующие профессиональные направления и компетентностные комплексы. Применение модели профессионализации информационной деятельности к прогнозированию будущего библиотечной профессии доказывает невозможность ее исчезновения, а также сохранение ее базовых, сущностных элементов на качественно новом уровне развития информационной деятельности.
  7. Социологический анализ библиотекаря в структуре профессиональных ресурсов информационной деятельности выявил особую опасность для него высокой степени атомизации и слабых интеграционных связей, образовательных и возрастных барьеров, интенсивности компетентностной динамики, противоречивости социального статуса, свойственных данной социально-профессиональной группе. Это требует социального регулирования развитием библиотечной профессии в условиях информатизации со стороны государственного управления, профессионального образования, информационного менеджмента.
  8. В изучении библиотечной профессии эвристичен неоинституциональный подход, рассматривающий библиотечную профессию как социальный институт. Воспроизводство библиотеки в современных социальных системах - это результат квалифицированной деятельности библиотекаря, новых профессиональных образцов, профессиональных средств и методов нового содержания, а не следствие устойчивости структуры библиотечных практик.
  9. Преодоление лага между социальной потребностью, стереотипами восприятия библиотечной профессии и современными условиями профессиональной деятельности требует развития социальных отношений библиотекаря и читателя. Библиотекарь должен стать инициатором и активным участником социально- информационных преобразований, реализуя высокий компетентностный потенциал для определения точек роста информационной сферы и совершенствования удовлетворения информационных потребностей современного человека.
  10. На этапе предсинтеза нового кластера компетенций библиотекаря целесообразна концепция профессиональной подготовки, основанная на гуманитарно- ориентированном, компетентностном, маркетинговом, коэволюционном и опережающем подходах. Основу готовности библиотекаря как информационного специалиста к эффективной профессиональной деятельности в условиях информационного общества составляет все разнообразие знаний о библиотеке, постигаемое в комплексе знаний о социальных коммуникациях прошлого и настоящего, понимание роли информации, документа во всей социальной системе, а не только ее отдельном фрагменте.
Список опубликованных работ
- публикации в изданиях, включённых в перечень ВАК:

1.Лопатина Н.В. Аналитика мировых культурных процессов в образовательной и научной деятельности вузов культуры и искусств // Вестник МГУКИ. – 2013. - № 2. – С. 170-174.

2.Лопатина Н.В. Библиограф в новых информационных реалиях // Библиография. – 2002. - № 5. – С. 6-13.

3.Лопатина Н.В., Хакимова Г.А. Библиотека в условиях локальных социокультурных трансформаций: адаптация или участие (на примере реформы немецкой орфографии 1998 года) // Вестник МГУКИ. – 2012. - № 4. – С. 198-203.

4.Лопатина Н.В. Библиотековедение и социология: к вопросу о междисциплинарной методологической коммуникации // Научно-техническая информация. Сер. 1. – 2012. - № 6. – С. 6-8.

5.Лопатина Н.В. Библиотечная профессия в информационном обществе: разрушение или развитие // Научно-техническая информация. Сер.2. – 2014. - № 5.-С. 19-23.

6.Лопатина Н.В. Библиотечный специалист в профессиональной структуре информационного общества // Вестник МГУКИ. -2014. - № 1.- С. 160-167.

7.Лопатина Н.В. Инклюзивное образование: прошлое, настоящее, будущее (опыт включённого наблюдения)// Alma mater.- 2014. - № 5. – С. 99-103.

8.Лопатина Н.В. Информатизация в контексте исследования социокультурных трендов // Обсерватория культуры. – 2008.- № 5. – С. 16-20.

9.Лопатина Н.В. Информатизация и кадры сферы культуры: теоретико-социологический подход // Вестник МГУКИ.- 2007.- № 2. – С. 326-329.

10. Лопатина Н.В. Информатизация культуры: современные проблемы и перспективы// Научно-техническая информация. Сер.1. – 2010. - № 3. – С. 13-17.

11.Лопатина Н.В. Информационная инфраструктура общества: современные проблемы функционирования и развития // Информационные ресурсы России. – 2014. - № 2. – С. 13-15.

12.Лопатина Н.В. Информационная культура и маркетинг // Маркетинг. – 2003. -№ 6. – С. 2-23.

13.Лопатина Н.В., Сладкова О.Б Информационная культура мегаполиса: единство многообразия // Научно-техническая информация. Сер.1. – 2012. - № 3. – С. 19-31.

14.Лопатина Н.В., Флегонтов А.С. Информационно-коммуникационные основы современного профессионального образования // Информационные ресурсы России.-2011. - № 4. – С. 32-35.

15.Лопатина Н.В., Капранов В.К. Информационные ресурсы школы: от школьной библиотеки к сетевой образовательной среде // Информационные ресурсы России. – 2012. - № 2. – С. 32-35.

16.Лопатина Н.В., Оленев С.М. Информационный менеджмент в контексте профессиональных компетенций информационных специалистов // Научно-техническая информация. Сер. 1. – 2008. - № 5. – С. 1-4

17.Лопатина Н.В. Информационный рынок и сфера культуры: перспективы «сочетания несочетаемого» // Информационные ресурсы России. – 2013.- № 6 . – С. 30-35.

18.Лопатина Н.В. Информационные специалисты ХХI века: новые тенденции в профессии и профессиональном образовании // Информационные ресурсы России. – 2010. - № 2. – С. 26-30.

19.Лопатина Н.В., Зубов Ю.С. Корпоративное обучение как институт образования взрослых // Вестник МГУКИ. – 2004. – № 4. – С. 145-148.

20.Лопатина Н.В., Сладкова О.Б. Культура и рынок: перезагрузка отношений в новых социально-экономических условиях // Вестник МГУКИ. – 2011.- № 3.- С. 244-249.

21.Лопатина Н.В. Культура и семья: взаимодействие социальных институтов в условиях информатизации // Вестник МГУКИ. – 2012. - № 2. – С. 147-152.

22.Лопатина Н.В. Маркетинг в системе менеджмента высшей школы // Вестник МГУКИ. – 2004.- № 4. – С. 130-136.

23.Лопатина Н.В., Потолокова М.О. Маркетинг как инструмент управления информатизацией общества // Вестник ИНЖЕКОНа. Серия «Экономика» – 2009. -№ 3. – С. 54-61.

24.Лопатина Н.В. Маркетинг как социальная технология: поиск новых методологических подходов // Маркетинг. - 2001. - № 2. - С.17-25.

25.Лопатина Н.В. Маркетинговые технологии: проблемы и перспективы // Маркетинг. - 2005. - № 1.- С.30-37.

26.Лопатина Н.В. Междисциплинарная коммуникация как основа аналитики социокультурной сферы // Вестник Академии экономической безопасности МВД. – 2011.- № 7. – С. 84-89.

27.Лопатина Н.В. Педагогические инновации в подготовке информационных специалистов в гуманитарных вузах // Alma mater.- 2010.- № 5. – С. 44-50.

28.Лопатина Н.В. Профессиональные ресурсы информационной деятельности: особенности развития и управления в условиях информатизации // Информационные ресурсы России. – 2005.- № 3. – С. 8-12.

29.Лопатина Н.В. Современная информационная культура и информационные войны // Научно-техническая информация. Сер.1. – 2014. - № 7. – С. 1-4.

30.Лопатина Н.В. Социальная эффективность информатизации культуры: проблема актуализации аналитических методик // Вестник МГУКИ. – 2013. – 2013. -№ 5. – С. 218-222.

31.Лопатина Н.В., Сладкова О.Б. Социальный и антропологический контекст информатизации современной социокультурной среды // Вестник МГУКИ. – 2011. -№ 1. – С. 154-159.

32.Лопатина Н.В. Социология управления информатизацией: методологический статус и позиции в структуре современной социологии // Вестник МГУКИ. – 2008. -№ 3. – С.78-83.

33.Лопатина Н.В. Теоретическое наследие Ю.С. Зубова в информационной культурологии: вчера и сегодня // Библиосфера. – 2014. - № 3. – С. 111-115.

34.Лопатина Н.В. Теоретические основы аналитики социокультурной сферы: на пути к междисциплинарной методологической коммуникации // Вестник МГУКИ. – 2011. - № 3. – С. 218-222.

35.Лопатина, Н.В., Дорохина С.В. Теоретическое наследие рекомендательной библиографии сквозь призму информационных технологий: не упустить новых возможностей // Библиография. – 2014. - № 3. – С. 46-53.

36. Лопатина Н.В., Оленев С.М. Трансформация функций информационного менеджмента в контексте национального проекта «Информационное общество» // Информационные ресурсы России.- 2009. - № 3. – С.2-3.

37.Лопатина Н.В. Управление глобальными тенденциями общественного развития: возможности, перспективы, проблемы // Вестник МГУКИ.- 2007.- № 1.-С. 36-39.

38.Лопатина Н.В. Управление информатизацией как приоритетная задача социального развития // Информационные ресурсы России. - 2005.- № 1.- С. 23-25.

39.Лопатина, Н.В., Чазова С.А. Художественное развитие личности в информационном обществе: реабилитация библиографического знания // Вестник МГУКИ. – 2014. - № 3. – С. 144-149.

- монографии, учебные пособия, участие в коллективных монографиях:

1.Культурное наследие в условиях развития информационного общества: колл. монография /авт. О.Н. Астафьева, К.К. Колин, Н.В. Лопатина и др. – Челябинск, 2011. – 275 с.

2.Лопатина Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2002.- 81 с.

3.Лопатина Н.В. Информационный менеджмент: Учебное пособие / Н.В.Лопатина, С.М.Оленев; Моск.гос.ун-т культуры и искусств, Ин-т повышения квалификации информационных работников. – М., 2009.- 192 с. (2-е изд. – М., 2011. – 192 с.)

4.Лопатина Н.В. Информационные специалисты: социология управления: монография /Рос.акад.наук, Ин-т научной информации по общественным наукам. – М.: Академический проект, 2006. - 203 с.4

5.Лопатина Н.В., Оленев С.М. Маркетинг образовательных услуг: организация и методика: Учебное пособие / МГУКИ, ИПКИР, - М., 2006. – 96 с.

6.Лопатина Н.В. Социология маркетинга: Учебное пособие -М.: Академический проект, 2005. – 302с.

7.Лопатина Н.В. Управление информатизацией: теоретико-социологический подход: Монография / Моск.гос.ун-т культуры и искусств. – М.: Изд-во МГУКИ, 2006. – 236 с.

- публикации в зарубежных и переводных изданиях:

1.Lopatina N., Olenev S. Information management: Professional expertise of information specialists// Scientific and Technical Information Processing. -2008. – Vol.35, issue 3. – P.107-110. (вкл. в Scopus)

2.Lopatina N. Informatization of culture: Modern problems and prospects // Scientific and Technical Information Processing. 2010. – Vol.37, issue 2. - P.115-120. (вкл. в Scopus)

3.Lopatina N. Library Profession in the Information Society: destruction or development // Scientific and Technical Information Processing. - 2014. – Vol. 41, issue 2-P.113-118. (вкл. в Scopus)

4.Lopatina N. V. Library Science and Sociology: the Problem of Interdisciplinary Methodological Communication // Scientific and Technical Information Processing. - 2012, Vol. 39, No. 2, pp. 117–119. (вкл. в Scopus)

5.Lopatina N. Modern Information Culture and Information Warfare // Scientific and Technical Information Processing. - 2014. – Vol. 41, issue 3 – P. 155-158. (вкл. в Scopus)

6.Lopatina N., Sladkova O. Telematics in info expert training: Russia’s specific // Neties´99: 4th International Conference on Networking Entities / Danube University of Krems. - Krems, 1999.

7.Lopatina N., Sladkova O. The Information Culture of a Megapolis: The Unity of Diversity // Scientific and Technical Information Processing. – 2012. - Vol. 38, No. 1. - P. 54-56. (вкл. в Scopus)

8.Лопатина Н.В. Динамика профессиональной среды в информационной сфере как актуальное направление исследований информационной науки // Iнформацiйна та культурологiчна освiта на зламi тисячолiтъ: Матерiали мiжнародної наукової конференц. до 70-рiччя ХДАК. – Харьков: ХДАК. 1999 – Ч. II, С. 83 – 86 (Информационное и культурологическое образование на рубеже тысячелетий: Междунар. науч. конф. - Харьков, 1999.)

9.Лопатина Н.В. Кадровое обеспечение информатизации культуры // Вестник Харьковской государственной академии культуры. Спецвып. 40: сб. науч. тр. / М-во культуры Украины, Харьк. гос. акад. культуры. - Харьков: ХГАК, 2013. - С. 49-60.