- Информатизация общества, развитие гражданского общества и демократизация в единстве и взаимосвязи образовали цивилизацию нового гражданского типа. Демократия особенно остро испытывает потребность в информационной безопасности, которую следует понимать как состояние защищенности всех сфер общественной жизни, общественного сознания от негативного воздействия информацией, обеспечиваемое государством и гражданским обществом и являющееся ключевым условием модернизации и демократизации общества и государства и их готовности к защите национальных интересов внутри страны и на международной арене. Потребность в обеспечении информационной безопасности может быть в полной мере обеспечена в обществе гражданского типа, поскольку государство и гражданское общество разделяют взаимный интерес в целостности и доступности информационного пространства и обладают достаточными ресурсами для его реализации.
- Существует достаточно веских оснований считать информационную безопасность, как социально-политический феномен, связанной с функционированием и развитием civic nation - (гражданской нации) и нации-государства. Во-первых, не имея физических границ, информационное пространство, тем не менее, тесно связано с имеющим четкие границы социально-политическим пространством и является преломлением, отражением социальных и политических проблем и процессов в поле информации; во-вторых, и источниками, и основными потребителями, реципиентами социально и политически значимой информации являются граждане, связанные с определенным социально-политической реальностью, границы которой определяются границами функционирования и развития нации-государства как целостного социально-политического и социокультурнго организма.
- В условиях информатизации политика и информация играют ключевые роли в социально-политической стабильности современного российского общества, а общество и государство в равной степени испытывают потребность в гармонизации информационного пространства. Но полное «огосударствление» политики информационной безопасности само по себе является угрозой для информационного пространства страны, которое может быть монополизировано и идеологизировано правящим классом. Напротив, четкая артикулированность интересов свободной личности и гражданских структур по отношению к состоянию информационного пространства являются важнейшими факторами обеспечения информационной безопасности.
- Национальные интересы российского общества в сфере информационной безопасности имеют два полюса. Государственные институты (и это подтверждается всеми доктринами и нормативными актами в данной сфере) отстаивают и охраняют концепцию информационной безопасности, в которой главным объектом охраны является национальная безопасность (идентичность). На основе этих интересов формируются нормы, регулирующие функционирование информационного пространства, а также деятельность основных акторов, определяющих его содержание: в первую очередь, средств массовой информации. На противоположном полюсе - концепция национальных интересов, в основе которой лежат потребности общественного развития в направлении становления гражданской информационной цивилизации. Ее отстаивают институты гражданского общества, оппозиционные партии, независимые СМИ.
- Существует следующая зависимость, прослеживающаяся в структуре информационной безопасности России. В рамках государствоцентричного понимания национальных интересов, акцентируются внешние угрозы национальной безопасности (вторжение информационных акторов США в информационное пространство России; распространение стратегий и тактик информационных (нелетальных) войн; геополитическая перегруппировка сил в информационном пространстве за счет информационного прогресса США, Западной Европы, Японии, Китая, утрата Россией геостратегического преимущества в информационной сфере; утрата Россией многих традиционно надежных геополитических союзников; информатизация мирового терроризма и экстремизма. Внутренние угрозы более значимы для гражданского общества, а государство нацелено, в первую очередь, на сохранение идеологической целостности внутреннего информационного пространства.
- Информация, образующая информационное пространство Юга России, обладает социально-политическим весом не только для ее производителей и аудитории в рамках самого макрорегиона, но и для всего государства как геополитического монолита. Большая часть угроз информационной безопасности Юга России являет собой информационное проявление политических угроз терроризма, сепаратизма и религиозного фундаментализма. Поэтому задача противодействия этим угрозам должна решаться как в информационном, так и социальном, но, в первую очередь, в политическом ключе.
- Политика информационной безопасности России эффективна, в первую очередь, с точки зрения сохранения социально-политического пространства и основных элементов традиционной российской социально-политической идентичности, но она нуждается в оптимизации на основе осмысления и пересмотра следующих принципов, заложенных в основу ее осуществления: технократизм; акцентуация внешних угроз при недооценке значимости внутренних угроз; государствоцентризм; охранительная стратегия «осажденной крепости».
- Ослабление роли государства в обеспечении информационной безопасности недопустимо: только оно может обеспечить сохранение России как целостного суверенного государства, но эффективное обеспечение информационной безопасности должно сочетаться с информационным стимулированием формирования гражданской идентичности. угрозам и обеспечения состояния информационной защищенности Южного федерального округа.
1.Артамонова Я.С. Информационная безопасность и социальная стабильность: Монография. - М., Социально-гуманитарные знания, 2008. – 10,5 п.л.
2.Артамонова Я.С., Васильева Е.Н. От кризиса к социальной стабильности: влияние информационной безопасности на формирование института доверия: Монография. – Балашиха: Федеральное агентство специального строительства. Военно-технический университет, 2010. – 9,6 п.л.
3. Артамонова Я.С., Васильева К.Н., Гришанова Е.М. Информационная безопасность и экономическая культура современного предпринимательства: Монография. - М..: Социально-гуманитарные знания, 2011. – 10,2 п.л.
Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликованияосновных научных результатов докторских диссертаций
1. Артамонова Я.С. К вопросу о понятии информационная безопасность // Социально-гуманитарные знания. 2008. - № 1. - С. 319 – 322 (0,75 п.л.)
2.Артамонова Я.С. Становление понятия «информация» в социально-гуманитарном знании // Социально-гуманитарные знания. 2009. - № 4. – С. 318 – 328 (0,5 п.л.)
3.Артамонова Я.С. Развитие уголовно-правовых норм информационной безопасности в отечественной истории // Право и государство. 2010. - № 1(61). – С. 111 -116 (0,5 п.л.)
4.Артамонова Я.С. Правовой анализ норм информационной безопасности XIX - начала XX вв. // Аграрное и земельное право. 2011. -№ 7(79). – С. 74-81 (0,8 п.л.)
5.Артамонова Я.С. Отечественные традиции формирования информационной безопасности на примере Артикула воинского 1715 г. // Право и государство. 2011. - № 8(80). – С. 99-104 (0,5 п.л.)
6.Артамонова Я.С. Понятие «Безопасность» на научно-теоретическом и правовом уровнях // Национальная безопасность. 2011. -№ 6 (17). – С. 152 – 160 ( 0,5 п.л.)
7.Артамонова Я.С. Методология выявления угроз в сфере информационной безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2012. -№ 1. – С. 11-127 (0,5 п.л.)
8.Артамонова Я.С., Безчасный К.В. Информационные угрозы современного социума (социально-психологический аспект) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. - № 8. - С. 86 - 91 (0,5 п.л.)
9.Артамонова Я.С., Артамонов П.А. Информационная безопасность и информационные коммуникации // Т-Сomm. 2012. - № 12. – С. 38 – 49 (0,5 п.л.)
10.Артамонова Я.С. Информационная безопасность с позиций феноменологической социологической теории // Социально-гуманитарные знания. 2012. - № 4. – С. 300 – 311 (1,0 п.л.)
11.Артамонова Я.С. О геополитическом аспекте социальной реальности и социальных символов // Геополитика: теория, история, практика. Труды международной научно-практической конференции. 2012. - Выпуск 1. – С. 39 – 41 (1,0 п.л.)
12.Артамонова Я.С. Информационная безопасность и проблемы российского общества в условиях глобализации// Инновации и инвестиции.2013. - № 6. – С. 250-257 (0,8 п.л.)
13.Артамонова Я.С., Гришанова Е.М. Институционализация предпринимательской деятельности как системообразующий фактор информационной безопасности // Т-Сomm. 2013. - № 12. – С. 6-8 (0,5 п.л.)
14.Артамонова Я.С., Васильева Е.Н. Влияние информационной безопасности на формирование экономической культуры современного предпринимателя // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. 2013. - № 1 (19). – С. 95 – 100 (0,5 п.л.)
15.Артамонова Я.С., Вьялкин С.А. Информационная реальность и политические символы// Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2014. -№ 1. – С. 104 – 112 (0,8 п.л.)
16.Артамонова Я.С. Стабильность экономических отношений и разрушение института доверия (социологический анализ) // Т-Сomm Телекоммуникации и транспорт. 2014. - № 7. – С. 7-10 (0,9 п.л.)
Другие публикации по теме диссертационного исследования
Артамонова Я.С. Информационные процессы в постсоветском культурном пространстве// Социокультурные исследования. - Волгоград: Межвузовский сб. научных трудов, 2003. Выпуск 7. – С. 50 – 65(4,2/1,5 п.л.)
Артамонова Я.С. Контуры социологического подхода к анализу информационной безопасности// Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. Т. 2. – М.: МГУ, 2003. – С. 36 – 38 (4,0/0,5 п.л.)
Артамонова Я.С. Роль информационной безопасности в разрешении социальных конфликтов// Природа конфликта: социально-политические, философские и правовые аспекты. Материалы научно-практической конференции Волгоградской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации. – Волгоград: Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2004. – С.
Артамонова Я.С. К вопросу об определении понятия и сущности информационной безопасности (социологический анализ)// Гуманитарный вестник № 5. Секция гуманитарных и социально-экономических наук. – Балашиха: Федеральное агентство специального строительства. Военно-технический университет, 2004. – С. С. 70 – 72 (4,3/0,45 п.л.)
Артамонова Я.С. Механизмы регулирования социальных конфликтов в современной России при помощи информационной безопасности// Гуманитарный вестник № 10. Секция гуманитарных и социально-экономических наук. – Балашиха: Федеральное агентство специального строительства. Военно-технический университет, 2008. – С. С. 248 – 251 (10,0/0,5 п.л.)
Артамонова Я.С. Становление понятия «информация» в социально-гуманитарном знании// Гуманитарный вестник № 11. Секция гуманитарных и социально-экономических наук. – Балашиха: Федеральное агентство специального строительства. Военно-технический университет, 2009. – С. 16 – 22 (9,7/0,5 п.л.)
Артамонова Я.С. Правовые нормы информационной безопасности с позиций древнейшего памятника славянского права «Русская правда»// Гуманитарный вестник №12. Секция гуманитарных и социально-экономических наук. - Балашиха: Федеральное агентство специального строительства. Военно-технический университет, 2009. – С. 140 – 147 (12,0/0,5 п.л.)
Артамонова Я.С. Понятие «безопасность» с позиций социальной стабильности// Гуманитарный вестник № 11. Секция гуманитарных и социально-экономических наук. – Балашиха: Федеральное агентство специального строительства. Военно-технический университет, 2009.- С. 25 – 28 (6,7/0,45 п.л.)
Артамонова Я.С. Информационная безопасность и информационная поддержка в условиях силового принуждения// Силовое принуждение и проблемы обеспечения национальной безопасности России. Материалы межвузовской научно-практической конференции. / Под общ. ред. доктора философских наук, профессора Кулакова А.В. – М.: Пограничная академия ФСБ России, 2009. – С. 50 – 54 (11,0/0,4 п.л.)
Артамонова Я.С. Социальное конструирование коррупции. Коррупция – социологический анализ// Коррупция как угроза национальной безопасности России. Материалы межвузовской научно-практической конференции. / Под общ. ред. доктора философских наук, профессора Кулакова А.В. – М.: Пограничная академия ФСБ России, 2010. – С. 50 – 54 (9,25/0,3 п.л.)
Артамонова Я.С. Коррупция как форма социальной практики// Коррупция как угроза национальной безопасности России. Материалы межвузовской научно-практической конференции. / Под общ. ред. доктора философских наук, профессора Кулакова А.В. – М.: Пограничная академия ФСБ России, 2010. – С. 3 – 14 (8,1/1,0 п.л.)
Артамонова Я.С. Культура народа как необходимый элемент эволюции общества// Культура и национальная безопасность. Материалы научно-практической конференции. – М: МАГМУ, 2011. – С. 35 – 49 (1,0/0,5 п.л.)
Артамонова Я.С. Информационная безопасность как концепт и повседневная практика// Социология в системе научного управления обществом. Материалы IV Всероссийского социологического конгресса. – М.: МГУ, 2012. – С. 271 – 278 (13,25/0,5 п.л.)
Артамонова Я.С. Информационные угрозы и экономическая стабильность системы// Вестник Международного института экономики и права. – М.: МИЭП. – 2012. - №3(8) (8). – С. 83-86 (0,3 п.л.)
Артамонова Я.С. Особенности правовых установок личности// Вестник Международного института экономики и права. – М.: МИЭП. – 2012. - №1(6). - С. 86-88 (0,3 п.л.)
Артамонова Я.С. Перспективы оптимизации политики обеспечения информационной безопасности российского общества// Экономические и социально-гуманитарные исследования. - М.: МИЭТ.- 2014. -№3-4 (6,8/0,5 п.л.)