I = t /24 × 100 %,
где: I - уровень информатизации, t - время использования средств информатизации в часах.
2. Рост уровня информатизации за последние 14 лет, при прочих равных условиях (на примере дошкольного учреждения), приводит к изменению функционального и нервно-психического состояния детей (увеличению гиперактивности, агрессивности и тревожности; снижению показателей интеллектуального развития в тесте Равена; увеличению скорости обработки информации за счет снижения ее качества).
3. Уровень интенсификации образования предложено определять в соответствии с напряженностью учебного труда. Интенсификация образования, соответствующая 3-му классу напряженности (тяжелый учебный труд), не способствует развитию интеллектуального потенциала детей, за счет снижения уровня вни мательности, воображения, визуального различия и способности диф ференциации и построения умозаключений на основе линейных взаимосвязей.
4. Предложена оценка напряженности учебного труда, основанная на анализе учебной деятельности обучающегося и ее структуры. Критерии оценки включают: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.
5. Наиболее значимыми показателями напряженности учебного труда у младших школьников являются интеллектуальные нагрузки и режим работы. Различия в напряженности труда чаще наблюдались у детей, посещающих дополнительные кружки и секции (дополнительное образование), а также использующих при приготовлении домашнего задания компьютер или другие средства информатизации. При сравнении напряженности учебного труда в школах разного типа было выявлено, что в инновационной школе напряженность труда статистически значимо выше, учебный труд отнесен к 3-му классу по таким показателям, как интеллектуальные нагрузки, монотонность нагрузок и режим работы, ко 2-му классу - по сенсорным и эмоциональным нагрузкам. Общая напряженность отнесена к 3-му классу (напряженный учебный труд). Напряженность учебного труда в традиционной школе по всем показателям отнесена ко 2-му классу.
6. Обосновано использование показателей легкости чтения и понимаемости учебных текстов, полученных с помощью индекса Фога и показателя Флеша. Показано, что данные критерии можно использовать для снижения сенсорных нагрузок напряженности учебного труда.
2.Ткачук Е.А. Воспитание здорового ребенка: учебно-методическое пособие. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. – 77 с.
3.Ткачук Е.А. Проблемы оценки учебных текстов: монография. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. – 85 с.
4.Ткачук Е.А. Информационно-психологическая безопасность // Актуальные проблемы педагогики и психологии в современной школе: сб. научн. трудов. – Иркутск: ИПКРО, 2010. – Вып. 2. – С. 136–140.
5.Ткачук Е.А. Роль информационных нагрузок в формировании здоровья современных школьников // Интеллектуальные и материальные ресурсы Сибири: материалы регион. научн.-практ. конф.– Иркутск: БГУЭП, 2010. – С. 75–80.
6.Ткачук Е.А. Школьная гигиена и информационная безопасность // Экология. Здоровье. Школа: сб. научных трудов. – Иркутск: ИПКРО,2010. – С. 122–129.
7.Питание обучающихся в общеобразовательных учреждениях: примерное меню, ассортимент буфетной продукции / Ефимова Н.В., Пережогин А.Н., Жданова-Заплесвичко И.Г., Боева А.В., Сгибнева И.В., Ткачук Е.А. – Иркутск, 2011. – 122 с.
8.Спецкурсы кафедры охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и физической культуры: учебно-методическое пособие / Е.А. Тка-чук, А.А. Русаков, Л.Г. Чикалина, О.В. Галазий // Сб. обр. прогр. спец. курсов повышения квалификации. – Иркутск: ИПКРО, 2011. – 92 с.
9.Ткачук Е.А. Влияние условий образовательного учреждения на формирование здоровья детей // Вестник Иркутского регионального отделения академии наук высшей школы России: сб. научн. трудов. – Иркутск,
2011. – Вып. № 1 (18). – С. 200–205.
10.Ткачук Е.А. Методическое пособие для экспериментальных площадок МЕГАПРОЕКТА ИИПКРО по направлению «Охрана здоровья в условиях интенсификации образования»: учебно-методическое пособие. – Иркутск: ИПКРО, 2011. – 32 с.
11.Ткачук Е.А. Мониторинг здоровья: учебно-методическое пособие. – Иркутск: ИПКРО, 2011. – 76 с.
12.Ткачук Е.А. Образовательные программы по направлению «Охрана здоровья» (учебно-методическое пособие) // Сб. доп. проф. обр. прогр. повышения квалификации. – Иркутск: ИПКРО, 2011. – 123 с.
13.Ткачук Е.А. Состояние здоровья детей в условиях современной школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии в современной школе: сб. научн. трудов. – Иркутск, 2011. – Вып. № 3. – С. 139–145.
14.Ткачук Е.А., Галазий О.В. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в части гигиенических требований к режиму образовательного процесса: учебно-методическое пособие. – Иркутск: ИПКРО, 2011. – 47 с.
15. Ткачук Е.А., Жданова-Заплесвичко И.Г. Организация работы по формированию культуры здорового питания в образовательных учреж дениях Иркутской области // Санитарно-эпидемиологическое благопо лучие – основа здоровья населения: матер. научн.-практ. конф. – Иркутск,2012. – С. 226–229.
16. Ткачук Е.А., Филиппов Е.С., Жданова-Заплесвичко И.Г. Состо яние здоровья школьников в условиях реформирования образования // Сибирский медицинский журнал (г. Иркутск). – 2012. – Т. 110, № 3. – С. 14–17.
17.Ткачук Е.А., Филиппов Е.С., Ямщикова О.А. Оценка информационно-психологической безопасности школьных учебников с помощью показателя Флеша и индекса Фога // Сибирский медицинский журнал (г. Иркутск). – 2012. – Т. 109, № 2. – С. 98–100.
18.Гигиенические требования к режиму образовательного процесса: пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений, врачей интернов / О.В. Галазий, И.Г. Погорелова, Е.А. Ткачук, И.Ю. Тар-маева. – Иркутск: ИИПКРО, 2013. – 36 с.
19.Оценка минерального состава продуктов питания / Е.А. Тка-чук, И.Ю. Тармаева, Н.А. Цыренжапова, А.В. Боева // Казанский медицинский журнал. – 2014. – № 3 (95). – С. 434–438.
20.Региональные референсные уровни содержания химических веществ в биосубстратах населения Иркутской области: методические рекомендации / Н.В. Ефимова, Л.Г. Лисецкая, О.М. Журба, Н.А. Тараненко, А.В. Боева, О.А. Дьякович, А.Н. Алексеенко, А.В. Меринов, Е.И. Кучерявых, И.В. Донских, Е.А. Ткачук. – Ангарск, 2013. – 26 с.
21.Ткачук Е.А. Некоторые показатели интеллектуального развития и тревожности детей дошкольного возраста в условиях информатизации // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 9–5. – С. 925–929.
22.Ткачук Е.А. Некоторые показатели состояния здоровья детей дошкольного возраста г. Иркутска // Бюлл. ВСНЦ СО РАМН. – 2013. – № 3–2 (91). – С. 144–147.
23.Ткачук Е.А. Показатели умственной работоспособности детей дошкольного возраста Иркутска в условиях информатизации общества // Казанский медицинский журнал. – 2013. – Т. XСIV, № 6. – С. 864–866.
24.Ткачук Е.А. Социально-гигиенические аспекты информатизации общества в формировании образа жизни и здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education. ru/113-10877.
25.Ткачук Е.А., Мартынович Н.Н. Особенности физического развития младших школьников, обучающихся в школах разного типа // Бюлл. ВСНЦ СО РАМН. – 2013. – № 3–1 (91). – С. 118–121.
26.Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Показатели нервно-психического развития детей дошкольного возраста в изменяющихся условиях информатизации // Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской Федерации, 12–13 декабря 2014 г. / Под ред. акад. РАМН Ю.А. Рахманина. – М., 2013. – С. 371–374.
27.Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка напряженности учебного труда обучающихся: методические рекомендации. – М., 2014. – 24 с.
28.Кучма В.Р., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка понимаемости и удобочитаемости школьных текстов: методические рекомендации. – Иркутск, 2014. – 24 с.
29.Ткачук Е.А. Информатизация общества как социально-гигиенический фактор формирования «фундаментального цивилизационного сдвига» // «Crede Experto» – международный электронный научно-педагогический журнал. – 2014. – № 1 (04). URL: https://drive.google.com/ fle/d/0B2QNs3bCyA7xM1VERUtSVGhiWW8/view.
30.Ткачук Е.А. Информационно-психологические аспекты безопасности школьных учебников // Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Актуальные проблемы, тактика и стратегия действий: материалы IV Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием 15–16 мая 2014 г. – СПб.: ООО «Эри», 2014. – С. 340–342.
31.Ткачук Е.А. Мониторинг здоровья обучающихся и воспитанников: методические рекомендации. – Иркутск: ИПКРО, 2014. – 24 с.
32.Ткачук Е.А. Некоторые особенности поведения детей дошкольного возраста в условиях информатизации // Окружающая среда и здоровье. Здоровая среда – здоровое наследие: сб. научн. тр. V Всерос. научн.-практ. конф. молодых ученых и специалистов с междунар. участием, 25–26 сентября 2014 г. – М., 2014. – С. 139–145.
33.Ткачук Е.А. Оценка информационно-психологической безопасности школьных учебников // Профилактическая медицина. – 2014. – № 2 (51). – С. 69–72.
34.Ткачук Е.А., Мыльникова И.В., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка напряженности учебного труда школьников // Экология человека. – 2014. – № 6. – С. 20–24.
35.Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Нервно-психическое развитие детей дошкольного возраста в условиях информатизации // Гигиена и санитария. – 2014. – № 6. – С. 60–63.