- Методологические основы проектирования обслуживающих подсистем САПР, ориентированные на CASE-технологии и отличающиеся принципами интеграции процессных стратегий, структур и проектных образцов визуальных метамоделей анализа и проектирования.
- Принципы построения высокоуровневых метамоделей анализа и проектирования программных обслуживающих подсистем, отличающихся устойчивостью к изменениям платформенного уровня, адаптивностью к расширению функциональности и определяющих для конкретных проектов каркасы архитектуры и моделей с полными спецификациями состояния и поведения системы.
- Процедура многокритериальной оптимизации для принятия решения по выбору процесса разработки программных систем, особенностью которой является иерархическая структура исходной системы характеристик процесса и альтернативных решений в условиях доступности экспертной информации.
- Технические решения по ускорению процесса разработки обслуживающих подсистем САПР, а также снижения зависимости разрабатываемой системы от изменяющихся требований, за счет включения проектных и структурных образцов в архитектуру метамоделей.
- Технические решения по упрощению механизма управления системным интерфейсом, а также с целью оптимизации расширения его функциональности, отличающиеся включением модельного каркаса в проектную метамодель подсистемы управления графическим пользовательским интерфейсом.
- Метод оценки практичности визуальных прототипов графического пользовательского интерфейса программных систем, направленный на выявление проблемных элементов модельной конструкции и дополняющие формы и оценки анализа проектов в целом.
1.Черткова Е.А. Разработка компьютерных обучающих систем. Монография: – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2005. – 175 с.
2.Софиев А.Э., Черткова Е.А. Компьютерные обучающие системы. Монография: – М.: Изд. ДеЛи, 2006. – 296 с.
Статьи в журналах, периодических изданиях, включенных в список ВАК РФ
3.Черткова Е.А. Концепция спецификации требований для проектирования компьютерных обучающих систем. // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2005. № 4 (9). С. 90-97.
4.Черткова Е.А. Объектно-ориентированное проектирование графического пользовательского интерфейса. // Системы управления и информационные технологии. – 2006. № 1 (23). С. 63-67.
5.Черткова Е.А. Автоматизация анализа и проектирования компьютерных обучающих систем. // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2006. № 1 (11), вып. 2. С. 98-103.
6.Софиев А.Э., Черткова Е.А. Тренажерные комплексы для обучения операторов потенциально опасных химико-технологических производств. // Приборы. – 2006. № 12. С. 57-59.
7.Черткова Е.А. Автоматизация моделирования требований для проектирования компьютерных обучающих систем. // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2006. № 4 (18), вып. 3. С. 103-110.
8.Черткова Е.А. Применение модельных каркасов для разработки графического пользовательского интерфейса // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2007. № 1 (36). С. 150-153.
9.Черткова Е.А. Применение проектных паттернов для разработки компьютерных обучающих систем // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2007. Т.13. № 1А. – С. 13-19.
10.Ананьева Т.Н., Черткова Е.А. Методология разработки компьютерных обучающих систем для сферы образовательных услуг // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. – 2007. № 2. – С. 48-51.
11.Черткова Е.А., Карасев Д.И. Информационно-аналитическая система представления параметров эксплуатационного контроля удаленных объектов // Приборы. – 2007. № 11. – С. 40-44.
12.Черткова Е.А., Шевырин А.Е. Оценка практичности прототипа графического пользовательского интерфейса. // Системы управления и информационные технологии. – 2007. № 1.3 (27). – С. 398-402.
13.Черткова Е.А., Карпов В.С. Применение проектных образцов для идентификации алгоритмов в модулях компьютерных обучающих систем // Программные продукты и системы. − 2008. № 3. С. 83-85.
14.Черткова Е.А., Ретинская И.В., Дауренбеков К.К. Разработка спецификации требований к компьютерным обучающим системам // Качество. Инновации. Образование. – 2008. № 1. С. 52-57.
15.Черткова Е.А., Карпов В.С. Объектно-ориентированное проектирование компьютерных обучающих систем с использованием структурных образцов // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2008. № 2 (33), вып. 2. С. 251-256.
16.Черткова Е.А., Тучков В.И., Шевырин А.Е. Применение образцов проектирования графического интерфейса для реализации навигационных функций // Программные продукты и системы». − 2008. № 4.
17.Черткова Е.А., Дауренбеков К.К., Карпов В.С., Ретинская И.В. Разработка информационных модулей компьютерных обучающих систем средствами динамической визуализации // Качество. Инновации. Образование. – 2008. № 6. С. 63-66.
18.Черткова Е.А., Шевырин А.Е. Проектирование системы управления графическим пользовательским интерфейсом // Системы управления и информационные технологии. − 2008. № 2 (32). С. 72-75.
Статьи в рецензируемых журналах, научных сборниках и др. изданиях
19.Черткова Е.А. Образовательные порталы в системе дистанционного обучения // Сборник научных статей проф.-преп. состава / Всероссийская гос. налоговая академия. – Москва, 2003. – С.220-227.
20.Софиев А.Э., Черткова Е.А., Годов А.А. Создание автоматизированной системы разработки тренажерно-обучающих комплексов для специалистов по управлению и автоматизации технологических процессов // Наукоемкие технологии образования: межвуз. сб. научно-метод. трудов / Таганрогский российский гос. ун-т. – Таганрог, 2004. № 8. – С. 41-43.
21.Софиев А.Э., Черткова Е.А. Создание информационной системы тренажерного комплекса средствами динамической визуализации // Наукоемкие технологии образования: межвуз. сб. научно-метод. трудов / 2005. № 9.
22.Черткова Е.А., Шевырин А.Е. Разработка графического пользовательского интерфейса для компьютерных обучающих систем // Компьютерные учебные программы и инновации. – 2005. № 12. – С. 70-75.
23.Черткова Е.А., Карпов В.С. Объектно-ориентированное проектирование компьютерных обучающих систем // Компьютерные учебные программы и инновации. – 2005. № 12. – С. 62-69.
24.Софиев А.Э., Черткова Е.А., Карасев Д.И. Анализ и моделирование требований для проектирования информационно-аналитической системы // Технология и автоматизация атомной энергетики: Сборник статей. — Северск: Изд. СГТИ, 2005.– С.154-157.
25.Черткова Е.А., Карасев Д.И. Объектно-ориентированное проектирование информационно-аналитической системы для обработки технологических параметров // Аспирант и соискатель. – 2006. № 4. – С. 275-279.
26.Черткова Е.А., Карпов В.С. Метод идентификации классов и объектов для проектирования компьютерных обучающих систем // Актуальные проблемы современной науки. – 2006. № 3. — С. 294-296.
Статьи в сборниках трудов международных, всероссийских научных
конференций
27.Черткова Е.А. Использование компьютерных презентаций в учебном процессе // Информационные технологии в образовании: сб. трудов VIII Междунар. конференции (ИТО-1998)/. – Москва, 1998. – С. 64-65.
28.Черткова Е.А., Варакин В.П., Легонькова Н.М. Концепция использования Internet /Intranet-технологий в виртуально-тренинговых средствах обучения. // Информационное обеспечение науки: новые технологии: сб. трудов VIII научно-практического семинара / БЕН РАН. — Москва, 1999. – С. 119-124.
29.Черткова Е.А., Умеренков Г.М. Опыт использования Intranet-сети в учебном процессе вуза // Информационные технологии и телекоммуникации в образовании: сб. трудов II Междунар. выставки-конференции / ВК ВВЦ «Наука и образование». – Москва, 2000.
30.Черткова Е.А., Годов А.А. Методологические основы создания мультимедийного образовательного программного комплекса // Информационные технологии в образовании: сб. трудов XI Междунар. выставки-конференции (ИТО-2001)/. – Москва, 2001. – Ч.III.– С. 148-149.
31.Черткова Е.А., Умеренкова О.П., Годов А.А. Использование Интранет-технологии для реализации мультимедийного образовательного программного комплекса // Информационные технологии в образовании: сб. трудов XII Междунар. выставки-конференции (ИТО-2002)/. – Москва, 2002. – Ч.IV.
32.Черткова Е.А. Годов А.А. Динамическая визуализация информации в программных тренажерах // Информационные технологии в образовании: сб. трудов XIII Междунар. выставки-конференции (ИТО-2003)/. – Москва, 2003. – Ч.IV. – С. 321-322.
33.Черткова Е.А., Умеренкова О.П., Тучков В.И. Визуальное моделирование модуля генерации учебно-тренировочных заданий для компьютерной обучающей системы // Информационные технологии в образовании: сб. трудов XIV Междунар. выставки-конеренции. (ИТО-2003)/. – Москва, 2004. – Ч.IV. — С. 200-201.
34.Черткова Е.А. Шевырин А.Е. Визуальное моделирование интерфейса компьютерной обучающей системы // Информационные технологии в образовании: сб. трудов XIV Междунар. выставки-конференции. (ИТО-2004)/. –Москва, 2004. – Ч.III. – С 85-86.
35.Черткова Е.А. Умеренкова О.П. Разработка компьютерных обучающих систем на основе Rational Unified Process // Информационные технологии в образовании: сб. трудов VI межвуз. науч.-практ. конф. / Московский гос. ун-т сервиса. — Москва, 2004.
36.Софиев А.Э., Черткова Е.А., Карасев Д.И. Разработка динамической модели с использованием Unified Modeling Language для информационно-аналитической системы // Информационные технологии в профессиональной деятельности и научной работе: сб. трудов межрегиональной науч.-практ. конф. / Йошкар-Ола, 2005. –С. 127-130.
37.Софиев А.Э., Черткова Е.А., Карасев Д.И. Визуальное моделирование функциональных требований к информационной системе // Математические методы в технике и технологиях: сб. трудов XVIII Междунар. научн. конференции. / Казан. гос. техн. ун-т. – Казань, 2005. – Т.10. – С. 112-114.
38.Софиев А.Э., Вендров А.М., Черткова Е.А. Визуальное моделирование компьютерных обучающих систем с использованием Unified Modeling Language // Телематика’2005: сб. трудов XII Всероссийской научно-методич. конференции. / Санкт-Петерб. гос. ун-т информ. технологий, механики и оптики. – Санкт-Петербург, 2005. – Т.1. – С. 255-256.
39.Софиев А.Э., Черткова Е.А., Карасев Д.И. Визуальное моделирование информационно-аналитической системы с использованием Unified Modeling Language //: сб. трудов VI Всероссийской научно-техн. конференции / Восточно-Сибирский гос. технологич. ун-т. – Улан-Удэ, 2005. – Ч.2. С. 259-264.
40.Черткова Е.А. Развитие методологии проектирования компьютерных обучающих систем в сфере образования // Применение новых технологий в образовании: сб. материалов XVI Международной конференции / Фонд новых технологий в образовании. – Троицк, 2005. – С. 373-374.
41.Черткова Е.А. Применение объектно-ориентированного моделирования для разработки компьютерных обучающих систем // Технологии Интернет – на службу обществу: сб. трудов IV Всероссийской научно-практ. конференции / Саратовский гос. техн. ун-т. - Саратов, 2005. – С. 394-396.
42.Черткова Е.А. Моделирование предметной области для проектирования компьютерных обучающих систем // Информационные технологии в образовании: сб. трудов XV Междунар. выставки-конференции (ИТО-2005)/. – Москва, 2005. – Ч.III. С 287-290.
43.Черткова Е.А. Умеренкова О.П. Конфигурирование и реализация Rational Unified Process для разработки программных систем // Информационные технологии XXI века: сб. материалов VII межвуз. науч.-практ. конф. — Москва, 2005. С. 129-131.
44.Ананьева Т.Н., Черткова Е.А. Концепция разработки компьютерных обучающих систем для сферы образовательных услуг // Наука – сервису: сб. трудов X Междунар. научно-практич. конференции. М., 2005. — С. 10-14.
45.Черткова Е.А., Карпов В.С. Проектирование компьютерных обучающих систем с использованием CASE-средств // Информационные технологии в образовании и науке: сб. трудов Всеросс. научно-практич. конференции. М., 2006. Ч.3. С. 628-632.
46.Черткова Е.А., Карпов В.С. Применение шаблонов проектирования в моделях компьютерных обучающих систем // Математические методы в технике и технологиях: сб. трудов XIX Междунар. научн. конференции. / Воронежск. гос. техн. ун-т. – Воронеж, 2006. – Т.4. С. 220-222.
47.Черткова Е.А., Шевырин А.Е. Разработка статической модели графического интерфейса с использованием шаблона модельного каркаса // Математические методы в технике и технологиях: сб. трудов XIX Междунар. научн. конференции. / Воронежск. гос. техн. ун-т. – Воронеж, 2006. – Т.10. С. 175-178.
48.Софиев А.Э., Черткова Е.А., Карасев Д.И. Применение унифицированного процесса для проектирования информационно-аналитической системы // Математические методы в технике и технологиях: сб. трудов XIX Междунар. научн. конференции. / Воронежск. гос. техн. ун-т. – Воронеж, 2006. – Т.10. С. 84-86.
49.Черткова Е.А. Метод объектно-ориентированного проектирования компьютерных обучающих систем с использованием паттернов. // Применение новых технологий в образовании: сб. материалов XVII Международной конференции / Фонд новых технологий в образовании. – Троицк, 2006. С. 251-252.
50.Черткова Е.А., Ванярх Т.А. Концепция проектирования Web-приложений для электронного обучения // Применение новых технологий в образовании: сб. материалов XVII Международной конференции / Фонд новых технологий в образовании. – Троицк, 2006. С. 474-475.
51.Черткова Е.А. Применение модельных каркасов при проектировании графических пользовательских интерфейсов // Теоретические и прикладные вопросы современных информационных технологий: материалы VII Всероссийской научно-техн. конференции / Восточно-Сибирский гос. технологич. ун-т. – Улан-Удэ, 2006. Ч.2. С. 480-481.
52.Черткова Е.А. Методология объектно-ориентированного проектирования компьютерных обучающих систем // Телематика’2006: сб. трудов XIII Всероссийской научно-методич. конференции. / Санкт-Петерб. гос. ун-т информ. технологий, механики и оптики. – Санкт-Петербург, 2006. – Т.2. С. 318-319.
53.Черткова Е.А. Принципы разработки архитектуры Web-приложений для электронного обучения // Технологии Интернет – на службу обществу: сб. статей по материалам V Всероссийской научно-практ. конференции / Саратовский гос. техн. ун-т. - Саратов, 2006. С. 201-204.
54.Черткова Е.А. Методы программной инженерии для проектирования компьютерных обучающих систем // Информационные технологии в образовании: сб. трудов XVI Междунар. конференции-выставки (ИТО-2006)/. – Москва, 2006. – Ч.V. С.148-150.
55.Черткова Е.А., Карпов В.С. Метод идентификации классов и объектов для объектно-ориентированного моделирования компьютерных обучающих систем // Информационные технологии в образовании и науке: сб. трудов II Всеросс. научно-практич. конференции / Московская фин.-юр. акад. — Москва, 2007. – Ч.1. С. 100-104.
56.Черткова Е.А., Карпов В.С. Оценка эффективности стратегий и образцов для анализа и проектирования компьютерных обучающих систем // Математические методы в технике и технологиях: сб. трудов XX Междунар. научн. конференции. / Ярославск. гос. техн. ун-т. – Ярославль, 2007. – Т.6. С. 253-255.
57.Черткова Е.А., Шевырин А.Е. Оценка качества проектной модели графического пользовательского интерфейса // Математические методы в технике и технологиях: сб. трудов XX Междунар. научн. конференции. / Ярославск. гос. техн. ун-т. – Ярославль, 2007. – Т.6. С. 255-258.
58.Черткова Е.А., Карасев Д.И. Проектирование информационно-аналитической системы представления параметров эксплуатационного контроля // Математические методы в технике и технологиях: сб. трудов XX Междунар. научн. конференции. / Ярославск. гос. техн. ун-т. – Ярославль, 2007. – Т.6. С. 258-263.
59.Черткова Е.А. Моделирование динамики компьютерных обучающих систем с использованием визуальных сценариев // Телематика’2007: сб. трудов XIV Всероссийской научно-методич. конференции. / Санкт-Петерб. гос. ун-т информ. технологий, механики и оптики. – Санкт-Петербург, 2007. – Т.1. С. 160-161.
60.Ретинская И.В., Черткова Е.А., Дауренбеков К.К. Создание информационного модуля компьютерной обучающей системы средствами динамической визуализации // Информационные технологии в образовании: сб. трудов XVII Междунар. конференции-выставки (ИТО-2007)/. – Москва, 2007. – Ч.V. С.172-173.
61.Черткова Е.А., Шевырин А.Е. Проектирование интерфейсов компьютерных обучающих систем // Информационные технологии в образовании: сб. трудов XVII Междунар. конференции-выставки (ИТО-2007)/ – Москва, 2007. – Ч.V. С.184-186.
62.Черткова Е.А., Тучков В.И. Модельное проектирование программных средств контроля знаний // Новые образовательные технологии в вузе: сб. трудов V Междунар. научно-методич. конференции / Уральский гос. техн. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – Т.2. С. 379-384.
63.Черткова Е.А., Карпов В.С. Рекуррентная технологическая модель проектирования компьютерных обучающих систем // Математические методы в технике и технологиях: сб. трудов XXI Междунар. научн. конференции. / Саратовск. гос. техн. ун-т. – Саратов, 2008. – Т. 6. С. 133−7-140.
64.Черткова Е.А., Шевырин А.Е. Модельное проектирование графических интерфейсов для компьютерных обучающих систем // Математические методы в технике и технологиях: сб. трудов XXI Междунар. научн. конференции. / Саратовск. гос. техн. ун-т. – Саратов, 2008. – Т.6. С. 131-133.
65.Черткова Е.А., Тучков В.И. Визуальное моделирование программных средств контроля знаний для образовательной сферы // Математические методы в технике и технологиях: сб. трудов XXI Междунар. научн. конференции. / Саратовск. гос. техн. ун-т. – Саратов, 2008. – Т.6. С. 133-135.
66.Черткова Е.А., Софиев А.Э., Карпов В.С. Разработка пакета расширяемых объектно-ориентированных проектных моделей компьютерных обучающих систем // Телематика’2008: сб. трудов XV Всероссийской научно-методич. конференции. / Санкт-Петерб. гос. ун-т информ. технологий, механики и оптики. – Санкт-Петербург, 2008. С. 394-395.
67.Черткова Е.А., Карпов В.С. Объектно-ориентированная разработка компьютерных обучающих систем с использованием проектных образцов // Информационные технологии в образовании: сб. трудов XVIII Междунар. конференции-выставки (ИТО-2008)/ Москва, 2008. Ч.2. С. 113-115.
Программные продукты
68.Черткова Е.А., Годов А.А. Многофункциональная тестовая оболочка «Модуль-Тест». / Отраслевой фонд алгоритмов и программ Госкоорцентра информац. технологий Министерства образования РФ. № гос. регистрации 50200300256. — М.: ВНТИЦ, 2003.
69.Черткова Е.А. Мультимедийный программно-методический комплекс «Автоматизация делопроизводства» / Отраслевой фонд алгоритмов и программ Госкоорцентра информац. технологий Федерального агентства по образованию. № гос. регистрации 50200501451. — М.: ВНТИЦ, 2005.
70.Черткова Е.А. Пакет тестирующих программ по дисциплинам «Делопроизводство» и «Автоматизация делопроизводства» / Отраслевой фонд алгоритмов и программ Госкоорцентра информац. технологий Федерального агентства по образованию. № гос. регистрации 50200501448. — М.: ВНТИЦ, 2005.
71.Софиев А.Э., Волкова М.Е., Черткова Е.А., Годов А.А. Мультимедийный программно-методический комплекс «Системы управления химико-технологическими процессами» / Отраслевой фонд алгоритмов и программ Госкоорцентра информац. технологий Федерального агентства по образованию. № гос. регистрации 50200501449. — М.: ВНТИЦ, 2005.
72.Софиев А.Э., Черткова Е.А. Мультимедийный программно-методический комплекс «Интегрированные системы управления делопроизводством» / Отраслевой фонд алгоритмов и программ Госкоорцентра информац. технологий Федерального агентства по образованию. № гос. регистрации 50200501450. — М.: ВНТИЦ, 2005.
73.Черткова Е.А., Карпов В.С. Программный тренажер «Администрирование операционной системы Windows XP» / Отраслевой фонд алгоритмов и программ Госкоорцентра информац. технологий Федерального агентства по образованию. № гос. регистрации 50200501446. — М.: ВНТИЦ, 2005.
74.Черткова Е.А., Карпов В.С. Автоматизированная технология проектирования компьютерных обучающих систем / Отраслевой фонд алгоритмов и программ Госкоорцентра информац. технологий Федерального агентства по образованию. № гос. регистрации 50200501447. — М.: ВНТИЦ, 2005.