- Разрозненный и фрагментарный характер понятийно-категориального аппарата текстового анализа в социологии, обусловленный его широкими междисциплинарными заимствованиями, порождает бесконечное число терминов, содержательное наполнение и функциональные характеристики которых в значительной степени пересекаются или аналогичны. Кроме того, в социологические исследования некритически имплантируются завораживающие своей звучностью, популярностью и неоднозначностью понятия, отягощенные шлейфом многолетних дискуссий в тех дисциплинарных полях, откуда они заимствуются. Проблему отсутствия в рамках социологии методических дискуссий о содержательном наполнении, соотношении и социологически релевантных теоретических и эмпирических интерпретациях данных понятий можно решить, используя единственно возможное основание их систематизации - критерий теоретичности/эмпиричности. В результате мы получаем последовательность «документ-текст-нарратив-метанарратив-дискурс», фиксирующую постепенный переход от объективно наличествующего объекта эмпирического изучения (документ) к теоретическому конструкту (дискурс).
- На сегодняшний день отсутствуют однозначно идентифицируемые и позиционируемые как социологическая литература работы, посвященные текстовому измерению социальности с точки зрения возможностей его корректной концептуализации и эмпирического изучения. Методологические основания социологической работы с текстами не суммированы и в подавляющем большинстве источников, затрагивающих вопросы интерпретации неформализованных данных - результата применения качественных методик в разных исследовательских ситуациях. Для восполнения данного пробела фундамент текстового анализа в социологии имеет смысл выстраивать на трех взаимосвязанных положениях: феноменологическом признании двойной фактичности социальности (объективно-вещественной и коммуникативно-дискурсивной); отрицании теорией интерпретации «единства метода» и требовании сочетать семантические и научные объяснения; герменевтическом исключении предустановленной и единственно верной аналитической процедуры и утверждении процессуального характера интерпретации. Проблемы текстового анализа, объединяющие все его разрозненные версии в социологическом контексте, сведены в три группы: связанные с субъективными смещениями со стороны информанта/рассказчика; обусловленные «природой» исследуемого материала; порождаемые неустранимостью нарративного характера научных интерпретаций.
- Все многообразие концептуальных моделей текстового анализа в социологии можно объединить в две группы по критерию различия систем целе-полагания - никакие иные основания не позволяют получить столь же четкую и понятную группировку моделей работы с текстовыми данными. Предмето-ориентированные модели принципиально безразличны к объекту изучения и проблеме конструирования выборки (дискурсивные исследования), объекто-ориентированные, наоборот, сосредоточены только на объекте и вариативно решают задачу построения теоретической модели предмета изучения (конвер-сационный и нарративный анализ, биографический метод).
- Предмето-ориентированные модели, представленные дискурсивными исследованиями, можно разбить на две подгруппы по аналогии с предложенным Г.Г. Татаровой разведением «восходящей» и «нисходящей» логики анализа данных. «Нисходящая» модель сфокусирована на поисках изначально заданного типа дискурса в определенном типе текстов или массиве данных. «Восходящая» модель ориентирована на реконструкцию дискурса как устойчивого формата повседневных концептуализаций в конкретном типе текстов или области действительности. Данные подгруппы взаимосвязаны: если благодаря «восходящей» модели некий дискурс будет идентифицирован, то последующие проекты могут реализовываться по «нисходящей» модели - его поиска.
- Многообразие вариантов реализации биографического метода в социологии можно свести в две группы по критерию чувствительности к текстовому измерению данных и логике гипотетического рассуждения. В рамках нечувствительного к текстовому измерению биографических данных поколенческого анализа они используются преимущественно для подтверждения предварительно сформулированных гипотез о наметившихся тенденциях социально-демографического или мотивационно-ценностного плана. В качестве основного источника информации и ресурса аналитических обобщений в качественных исследованиях (авто)биографии позволяют реконструировать типичные индивидуальные и социальные практики.
- Переход на уровень конкретных методических решений в текстовом анализе требует признания того, что, во-первых, социологи никогда не имеют дело с «аутентичными» повествованиями - только с их транскрибированными и отредактированными версиями, в разной степени «очищенными» от присутствия автора; во-вторых, в распоряжении социолога имеется один-единственный методический инструмент - контент-анализ. Все многообразие определений контент-анализа и попыток систематизировать предусматриваемые им методические решения можно свести к двум моделям метода - классической формализованной и расширительной, которые объединяет общий понятийно-категориальный аппарат, возможности и ограничения. Тогда лингвистический анализ в его фрагментированной социологической версии оказывается частной разновидностью традиционно понимаемого контент-анализа, процедуры кодирования «обоснованной теории» - элементом нечастотной модели, а «природа» исследуемого материала имеет принципиальное значение для выбора не методических решений, а аналитического подхода.
1.Троцук И.В. Теория и практика нарративного анализа в социологии. М.: РУДН, 2006 (15,5 п.л.).
2.Троцук И.В. Текстовый анализ в социологии: проблемы и обещания разных типов «чтения» слабоструктурированных данных. М.: РУДН, 2014 (18 п.л.).
В изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:
3. Троцук И.В. Нарративный анализ: понятие или метафора? // Социология: 4М. 2003. №17. С.56-83 (1,25 п.л.) (в соавт.).
4. Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2004. №6-7. С.56-75 (1,4 п.л.).
5.Троцук И.В. Ф. Анкерсмит. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков // Социологический журнал. 2005. №4. С.168-179 (0,7 п.л.).
6.Троцук И.В. Групповая беседа как метод пилотажного исследования (на примере изучения современной молодежи Кавказа) // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2006. №1. С.21-38 (1,6 п.л.).
7.Троцук И.В. Беспредельная социология // Социологический журнал. 2006. №1-2. С.183-193 (0,6 п.л.).
8.Троцук И.В. Нарративы в социологической теории и практике // Обсерватория культуры. 2007. №3. С.16-23 (1 п.л.).
9.Троцук И.В. Легко ли быть молодым на Кавказе? // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2007. №1. С.45-60 (1 п.л.).
10.Троцук И.В. Возможности метода кейс-стади в изучении социальных проблем села // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2007. №4. С.14-22 (0,8 п.л.).
11.Троцук И.В. Поколенческий анализ: теоретические и методические компоненты // Обсерватория культуры. 2008. №6. С.25-32 (1 п.л.).
12.Троцук И.В. Почему смеются люди – вот в чем вопрос… // Социологический журнал. 2008. №3. С.175-184 (0,8 п.л.).
13.Троцук И.В. Отрицание экспертности как методическая проблема // Социология: 4М. 2009. №29. С.155-171 (0,8 п.л.).
14.Троцук И.В. Поп-культура как фактор социализации: возможности эмпирического анализа // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2010. №1. С.96-107 (0,9 п.л.) (в соавт.).
15.Trotsuk I.V. Textual analysis within sociological research: Terminological rather than methodological difficulties? // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2011. №2. С.15-23 (0,9 п.л.).
16.Троцук И.В. Несколько слов о «романтизаторах мира»: типажи и идентификации интеллигенции и интеллектуалов // Социологический журнал. 2011. №1. С.164-178 (0,9 п.л.).
17.Троцук И.В. Социологический анализ сельской повседневности: проблемы методические, гуманистические и поэтические // Социологический журнал. 2011. №2.С.168-180 (0,9 п.л.).
18.Троцук И.В. Бегство от государства: сознательный отказ от «достижений цивилизации» и стратегии поддержания «варварского состояния» // Социология власти. 2012. №4. С.259-270 (0,8 п.л.).
19.Троцук И.В. Все, что вы хотели знать о поле, но боялись спросить // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2012. №1. С.132-137 (0,5 п.л.).
20.Троцук И.В. От турбулентности к диагностике кризиса: пределы и потенциал социологической критики (новая повестка дня для европейской социологии) // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2013. №4. С.127-141 (1 п.л.) (в со-авт.).
21.Троцук И.В. Сельское развитие Финляндии: взаимодействие государства, фермеров и науки (возможные уроки для России) // Мир России. 2014. №3. С.67-94 (1,9 п.л.) (в соавт.).
22.Троцук И.В. Дарение цветов: социологический анализ ритуализированной практики // Обсерватория культуры. 2014. №3. С.41-47 (0,9 п.л.) (в соавт.).
23.Троцук И.В. О природе фотографического изображения // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2014. №3. С.216-227 (0,9 п.л.).
24.Троцук И. Как стать счастливым: новые смыслы одиночества в современном мире // Социология власти. 2014. №3. С.233-247 (0,9 п.л.).
Другие работы, опубликованные по теме диссертации:
25.Троцук И.В. Стало ли российское общество капиталистическим: варианты оценки постсоветской трансформации // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. №4 (0,7 п.л.).
26.Троцук И.В. Качественные методы в социологии: стратегии и тактики исследования. М.: Уникум-центр, 2005 (2,8 п.л.).
27.Троцук И. Социология военных конфликтов: события 1994-2001 гг. на территории Чечни // Общество и государство. Материалы межд. семинара. М.: МВШСЭН, 2005. С.111-127 (1,2 п.л.).
28.Троцук И.В. Нарративный анализ: методологический или метафорический конструкт? // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16-ти т. М.: Альфа-М, 2006. Т.2. История русской социологии. Методология социологических исследований. С.128-131 (0,2 п.л.).
29.Троцук И.В. Таежная деревня Кобелево: современный вариант «Истории села Горюхина» // Крестьяноведение: Теория. История. Современность. Ученые записки. 2005. Вып.5. М., 2006. С.404-411 (0,4 п.л.).
30.Троцук И.В. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований». М.: Издательский дом «Высшее образование и наука», 2007 (17 п.л.) (в соавт.).
31.Троцук И.В. Идентификационные доминанты молодежного самосознания Кавказа // Молодежь Кавказа: Между прошлым и будущим. Материалы исследовательского проекта / Под ред. И.В. Троцук. М.: Издатель И.В. Балабанов, 2007. С.28-93 (3 п.л.).
32.Троцук И.В. Контент-анализ как инструмент заимствования эффективных механизмов проектного управления // Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований. 2007. №1. С.122-129 (1 п.л.).
33.Троцук И. Метаисторическая матрица державной ренты: политико-экономические особенности академической национальной идеи // Современные интерпретации русского национализма / Под ред. М. Ларюэль // Soviet and Post-Soviet Politics and Society. Stuttgart: Ibidem-Verlag, 2007. С.249-274 (1,2 п.л.) (в соавт.).
34.Троцук И.В. Познавательные возможности теста двадцати «Я» в социологии // Тезисы докладов III Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия». Секция 1. «Методология социологических исследований». М.: ИС РАН, РОС, 2008 [Электронный ресурс] (0,1 п.л.).
35.Троцук И.В. Путеводитель по современному интеллектуальному пространству // Вестник общественного мнения. 2009. №4. С.110-114 (0,7 п.л.).
36.Троцук И.В. Трое в лодке, не считая собаки: справочник – учебник – рассказ и немного библиографии // Пушкин. 2009. №4. С.126-128 (0,3 п.л.).
37.Trotsuk I. Kinship ties and family support in twentieth-century Russia // Family, Kinship and State in Contemporary Europe. Vol.1. The Century of Welfare: Eight Countries / Ed. by H. Grandits. Campus Verlag GmbH, 2010. P.325-362 (2,4 п.л.) (в соавт.).
38.Троцук И.В. Молодежное самосознание Кавказа: особенности идентификации // Материалы Всероссийской конференции социологов «Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы». М.: РОС, ИС РАН, РУДН, 2010 [Электронный ресурс] (0,06 п.л.).
39.Троцук И.В. Проект сильной России в элитном образовании путинского периода: взгляд с позиций постструктуралистской теории дискурса // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. Пятый специальный выпуск «Антизападные идеологические течения в постсоветской России и их истоки». 2011. Т.8. №1. С.105-119 (1 п.л.) (в соавт.).
40.Trotsuk I. Twenty statements test: A technique to make the qualitative data more credible // Geneva, 7-10 September 2011. “Social Relations in Turbulent Times”. Abstract Book of the ESA 10th Conference (European Sociological Association, University of Geneva & Swiss Sociological Association) [Электронный ресурс]. P.449-450 (0,06 п.л.).
41.Троцук И.В. «Хотели как лучше – получилось как всегда» и другие особенности российских аграрных реформ // Крестьяноведение: Теория. История. Современность. Ученые записки. 2011. Вып.6 / Под ред. Т. Шанина, А.М. Никулина, И.В. Троцук. М.: Дело, 2011. С.376-386 (0,7 п.л.).
42.Троцук И.В. «…Экономна мудрость бытия: все новое в ней шьется из старья», или Ренессанс потемкинского строительства // Крестьяноведение: Теория. История. Современность. Ученые записки. 2011. Вып.6 / Под ред. Т. Шанина, А.М. Никулина, И.В. Троцук. М.: Дело, 2011. С.387-397 (0,7 п.л.).
43.Троцук И.В. Форматы текстового анализа в социологическом исследовании // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. М.: РОС, 2012. С.7195-7202 (0,5 п.л.).
44.Троцук И. Безгосударственность как нормальный формат социальной жизни: аргументация Дж. Скотта // Социологическое обозрение. 2012. Т.II. №3. С.120-141 (1,5 п.л.).
45.Троцук И.В. Методы работы с текстовыми данными в социологических исследованиях. М.: РУДН, 2012 (4,9 п.л.).
46.Троцук И.В. Северокавказские сельскохозяйственные продукты на рынках Центральной России: объективные и субъективные причины их отсутствия // Вторая Россия: дифференциация и самоорганизация. Сб. науч. ст. / Под общ. ред. А.М. Никулина. М.: Дело, 2012. С.246-267 (1 п.л.).
47.Троцук И.В. Качественное социологическое исследование: предпосылки и логика проведения. М.: Экон-информ, 2013 (8 п.л.).
48.Троцук И.В. «Книга о том, как живут люди в сельской России и почему они так по-разному живут», или Как важно задавать правильные вопросы // Кре-стьяноведение: Теория. История. Современность. Ученые записки. 2013. Вып.8. М.: Дело, 2013. С.455-473 (1,6 п.л.).
49.Trotsuk I.V. Types of textual analyses applied to qualitative data within sociological research // Torino, 28-31 August 2013. “Crisis, Critique and Change”. Abstract Book of the ESA 11th Conference (European Sociological Association and University of Turin) [Электронный ресурс] P.965 (0,05 п.л.).
50.Троцук И.В. «Вторая Россия»: форматы «обнаружения» и дискурсивной презентации // Пути России. Новые языки социального описания. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С.173-191 (1 п.л.).
51.Троцук И. «Маргинальность» текстового анализа, или Проблемы социологического чтения // Социологическое обозрение. 2014. Т.13. №2. С.177-200 (1,6 п.л.).
52.Троцук И. Нарративность визуального, или О пользе несоциологического чтения // Социологическое обозрение. 2014. Т.13. №1. С.242-258 (1,2 п.л.).
53.Троцук И. Дискурсивное конструирование социальной реальности: концептуальные основания и эмпирические приемы разоблачения «скверных» практик // Социологическое обозрение. 2014. Т.13. №2. С.206-224 (1,4 п.л.).
54.Троцук И.В. «Тексты» и «знаки»: критерии выбора аналитического подхода // Зборник радова Филозофского факултета у Приштини. 2014. Т.44. №2. С.3-23 (1,1 п.л.).