- Устное народное творчество и этнография располагают достаточным материалом для изучения фольклорно-обрядовых предпосылок возникновения национального сценического искусства и литературы. В календарной и семейной обрядности и связанных с ней поэтических текстах содержались основные составляющие драмы и театра: диалог, монолог, действующие лица, элементы актерской игры, зритель, реквизит, сценическая площадка, декорация, костюмы, маски. Эффект зрелищности усиливался также наличием в самой структуре обряда элементов искусства чисто светского характера, таких, как круговые песни-пляски, ритуальные танцы, различные игры, которые служили для развлечения, увеселения, забавы.
- В этнической культуре имели место неритуальные народные зрелищные представления, для которых были характерны признаки сценического искусства. Таковыми, в частности, являлись выступления певцов-импровизаторов, сказителей, которые характеризуются как подлинно синкретическое искусство: в нем в одно целое объединялись различные жанры (поэзия, проза, драма, вокальное искусство, инструментальная музыка, танец).
- Зарождение драматургического жанра (1920-1940-е гг.), сложного по своей природе, происходило в условиях революционных преобразований в общественно-политической жизни страны. Этот процесс проходил в поисках художественно-сценических средств, которые позволили бы постичь особенности эпохи, драматизм и широту исторических событий, реалистически полнокровно показать эволюцию сознания героя.
- Позитивное влияние на развитие драматургии и театра на Северном Кавказе в означенный период оказала русская и инонациональная классика. Освоение художественного и идейного богатства мировой культуры посредством перевода способствовало обогащению творческого потенциала и расширению жанровых форм драмы.
- Национальная драматургия постдепортационного периода была представлена в жанровом и идейно-тематическом многообразии: пьесы, отражающие современный быт (комедии «Судьба Солтана» И. Боташева, «После свадьбы» И. Маммеева, «Честь» А. Теппеева, «Тени», «Мнимый авторитет» Ж. Токумаева и др.), и пьесы, посвященные этапам нравственного развития человека в контексте исторических преобразований (историко-документальные и социально-бытовые драмы «На рассвете», «Абрек» И. Боташева, «Раненый тур» И. Маммеева, «Коммунист» А. Теппеева). В 1960-1970-е гг. ощутимы творческие искания авторов, их стремление к преодолению иллюстративности, бесконфликтности, схематизма, лакировки действительности, которые сковывали ее развитие в предыдущие десятилетия.
- Достижения национальной литературы в области крупных эпических жанров и поэзии существенно повлияли на углубление конфликта, системы характеров в драматическом искусстве. Не случайно современная драма обратилась к созданию сложных, многоплановых характеров. В этом смысле достойно внимания творческое мастерство драматургов, главными героями произведений которых являются исторически известные личности: балкарский философ-гуманист, основоположник национальной поэзии Кязим Мечиев («Тяжкий путь» А. Теппеева), князь Артутай Айдаболов («Артутай» А. Теппеева), первый профессиональный балкарский скрипач Султанбек Абаев («Сгоревшая звезда» А. Теппеева), княгиня Гошаях («Княгиня Гошаях» М. Ольмезова). На данном этапе драматурги, обращаясь к судьбам знаковых фигур, освещают сложные периоды народной истории.
- Осмысление депортации как народной трагедии явилось одним из приоритетных проблем в творчестве балкарских драматургов. В освещении указанной темы в драматическом жанре выступили А. Теппеев и И. Маммеев. Сам факт непосредственного участия в историческом процессе выживания народа в столь экстремальных условиях, с одной стороны, с другой - нелегкая стезя художника слова «обязали» национальных авторов обратиться к трагическим страницам истории, что позволило ощутить глубину драматизма и трагизма изображаемой эпохи.
- В современной балкарской комедиографии происходят изменения в конфликте, который основывается не столько на прямом столкновении полярных сторон, сколько на углубленном отражении негативных явлений, что, в свою очередь, сказывается на специфике раскрытия психологии действующих лиц произведения. Мастерство драматурга-комедиографа Ж. Токумаева («Авторитет», «Тени», «Чонай женится») определяется умением пользоваться разнообразными средствами комедийной, сатирической обработки жизненного материала. Основными средствами воссоздания комического являются гиперболизация, гротеск, а также прием разоблачения как способ создания комедийного характера. Немаловажную роль играют языковые средства в передаче этнических особенностей юмора, его национального колорита.
- Трагедия в системе драматургических форм занимает приоритетные позиции. На современном этапе литературной жизни она укрепила свои позиции как «самодостаточный» жанр и определила положительную динамику в развитии балкарской драматургии. Определенную лепту в ее развитие внесли драматурги И. Жантуев («Осуят»), А. Теппеев («Тяжкий путь», «Артутай»), М. Ольмезов («Княгиня Гошаях», «Тахир и Зухра»).
- Трагическое в различных модификациях (трагическое как проявление героического, трагическое как противоречивое сознание, трагическая участь) охватывает различные стороны действительности, отличается многогранностью выразительных характеров. Многообразие жанровых компонентов трагедии (трагический рок; трагическая тайна и узнавание; трагическая зловещность символа; трагическое предсказание (предчувствие); вещий сон) как неотъемлемой части ее поэтики свидетельствует о своеобразии эстетического национального мышления.
I.Сарбашева А.М. Балкарская драматургия: этнофольклорная традиция и эволюция жанра. Нальчик: Издательство КБИГИ, 2009. 12,6 п.л.
II.Главы в монографии
1.Сарбашева А.М. Балкарская драматургия (1920–1940) // Очерки истории балкарской литературы. Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.», 2010. С. 156–167.
2.Сарбашева А.М. Балкарская драматургия в период возрождения (1960 – 1970) // Очерки истории балкарской литературы. Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.», 2010. С. 209 – 227.
3.Сарбашева А.М. Современная балкарская драматургия // Очерки истории балкарской литературы. Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.», 2010. С. 446–457.
III. Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ
1. Сарбашева А.М. Жанрово-тематический диапазон современной балкарской драматургии // Вестник ДНЦ РАН. Махачкала, 2006, № 25. С. 132–137.
2. Сарбашева А.М. Эволюция балкарской драматургии в контексте литературного процесса // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Проблемы филологии. Спецвыпуск. Ростов-на-Дону, 2006. С. 61–65.
3.Сарбашева А.М. Импровизация в карачаево-балкарской драматургии и сценическом искусстве // Культурная жизнь юга России. Краснодар, 2007, № 2. С. 8–11.
4.Сарбашева А.М. Новаторские тенденции в осмыслении исторического прошлого в балкарской драматургии 1960–1970-х годов // Культурная жизнь юга России. Краснодар, 2007. № 5. С. 64–67.
5. Сарбашева А.М. Этнофольклорная традиция как фактор эволюции северокавказской драмы // Вестник ПГЛУ. Пятигорск, 2008. № 2. С. 166–169.
6. Узденова Ф.Т., Сарбашева А.М. Современная балкарская литература: основные тенденции развития // Известия ВУЗов. Ростов-на-Дону, 2008. № 26. С. 147–152.
7.Сарбашева А.М. О зарождении балкарской драматургии (историко-культурный контекст) // Известия ВУЗов. Ростов-на-Дону, 2009. № 4. С. 113–116.
8.Сарбашева А.М. Особенности речевой структуры современной балкарской драмы // Известия КБНЦ РАН. Нальчик, 2012. № 2. С. 169–174.
9.Сарбашева А.М. Балкарская драматургия (Основные этапы становления и развития) // Известия КБНЦ РАН. Нальчик, 2012. № 6. С. 167–171.
10. Сарбашева А.М. Художественное своеобразие жанровых компонентов современной балкарской трагедии // Известия КБНЦ РАН. Нальчик, 2013. № 4. С. 203–209.
11.Сарбашева А.М. Трагическое как эстетическая категория в национальной литературе // Известия КБНЦ РАН. Нальчик, 2013. № 6. С. 244–249.
12.Сарбашева А.М., Болатова А.Д. О специфике символических обобщений в национальной балкарской литературе // Вестник КИГИ РАН. Элиста, 2014. № 1. С. 54–58.
13. Сарбашева А.М. Проблематика и поэтика национальной комедии (на материале творчества балкарских драматургов) // Известия КБНЦ РАН. Нальчик, 2014. № 4. С. 208–213.
14. Сарбашева А.М. Художественные средства отображения комического в балкарской драматургии (На примере творчества Жагафара Токумаева) // Вестник КИГИ РАН. Элиста, 2014. № 3. С. 163–168.
15. Сарбашева А.М. Традиционная свадебная обрядность и балкарское драматическое творчество // Вестник ДНЦ РАН. Махачкала, 2014. № 54. С. 118–121.
IV. Статьи, опубликованные в других научных изданиях
16. Сарбашева А.М. Современная балкарская драматургия // Всероссийская научная конференция «Северный Кавказ: геополитика, история и культура». Москва-Ставрополь, 2001. С. 170–171.
17. Сарбашева А.М. Рамазан Геляев – основоположник балкарской профессиональной драматургии и национального сценического искусства // Региональное кавказоведение и тюркология: традиции и современность. Материалы второй межвузовской конференции. Карачаевск, 2001. С. 232–233.
18. Сарбашева А.М. Балкарская драматургия и сценическое искусство в постдепортационный период // Репрессированные народы: История и современность. Материалы республиканской научной конференции. Карачаевск, 2003. С. 89–91.
19.Сарбашева А.М. Особенности развития балкарской драматургии в годы Великой Отечественной войны // Фронт и тыл в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Материалы научной конференции. Карачаевск, 2005. С. 84–89.
20.Сарбашева А.М. Историко-религиозная проблематика в художественной интерпретации балкарских драматургов (на материале трагедии «Артутай» А. Теппеева) // Художественная литература и Кавказ. Материалы Международной научно-практической конференции. Сочи, 2005. С. 151–153.
21. Сарбашева А.М. К вопросу об изучении балкарской драмы в национальном литературоведении // Вестник КБИГИ. Выпуск № 13. Нальчик, 2006. С. 107–118.
22. Сарбашева А.М. Историко-документальная драма в балкарской литературе 1960–70-х гг. // Международная научная конференция «Сравнительное литературоведение». Баку, 2006. С. 103–104.
23.Сарбашева А.М. Игровые формы народного драматического творчества карачаевцев и балкарцев // Литература народов Северного Кавказа в контексте отечественной и мировой культуры. Материалы Всероссийской научной конференции. Майкоп, 2006. С. 197–201.
24.Сарбашева А.М. Модификации этнофольклорного наследия и эволюция сценического искусства народов Северного Кавказа // Материалы первого международного конгресса кавказоведов. Тбилиси, 2007. С. 340–341.
25. Сарбашева А.М. Карачаево-балкарские песни-сказания (айтыши) и их драматургическая природа // Фольклор и музыкальная культура Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 2007. С. 211–216.
26. Сарбашева А.М. Осмысление противоречий исторической эпохи в современной балкарской литературе // Вестник КБИГИ. Выпуск № 14. Нальчик, 2007. С. 175–182.
27. Сарбашева А.М. Жанровая палитра драматургических форм в балкарской литературе // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы адыгской и общей филологии». Майкоп, 2008. С. 264.
28.Сарбашева А.М. Признаки драмы в карачаево-балкарском детском фольклоре // Материалы Международной научно-теоретической конференции «Профессор Н.К. Дмитриев и актуальные проблемы современной тюркологии». Уфа, 2008. С. 364–368.
29.Сарбашева А.М. Импровизированный характер песен-причитаний в карачаево-балкарском фольклоре // Материалы 3 Международной научной конференции «Сравнительное литературоведение: стереотипы в литературах и культурах». Баку, 2008. С. 150–152.
30.Сарбашева А.М. Роль переводной сценической литературы в становлении драматургии и театра народов Северного Кавказа // Теоретические и методические проблемы национально-русского двуязычия. Материалы Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2009. С. 386 –388.
31.Сарбашева А.М. Образ поэта-гуманиста Кязима Мечиева в современной балкарской литературе // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Культурно-историческое наследие», посвященной 150-летию со дня рождения К. Мечиева. Выпуск 2. Нальчик, 2009. С.183–186.
32.Сарбашева А.М. Взаимовлияние культур как один из факторов эволюции литературного процесса (балкарская литература второй половины ХХ века) // Сургучевские чтения. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2009. С. 206.
33.Сарбашева А.М. Депортация как трагическая историческая реальность в творчестве балкарских драматургов // Материалы Международной научной конференции «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее». Часть 2. Элиста, 2009. С. 150–156.
34.Сарбашева А.М. К вопросу о зарождении профессиональной балкарской драматургии и театра // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы комплексного исследования алтаистики и тюркологии». Кокшетау, 2009. С. 106–118.
35.Сарбашева А.М. Образ ряженого в карачаево-балкарском фольклоре (к проблеме сценического перевоплощения) // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной фольклористики». Казань, 2009. С. 246–248.
36. Сарбашева А.М. Жанр трагедии в системе драматургических форм (на материале творчества балкарских драматургов) // Языковая ситуация в многоязычной поликультурной среде и проблемы сохранения и развития языков и литератур народов Северного Кавказа. Материалы всероссийской научной конференции. Часть 2. Карачаевск, 2011. С. 149–155.
37.Сарбашева А.М. Импровизаторское творчество народных певцов-сказителей: к проблеме генезиса карачаевской и балкарской драмы // «Джангар» и эпические традиции народов Евразии: проблемы исследования и сохранения. Материалы Международной научной конференции. Элиста, 2011. С.127–131.
38.Сарбашева А.М. Современная балкарская литература: к проблеме новаторства // Современные проблемы башкирской и тюркской филологии и филологического образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Уфа «Гилем», 2012. С. 37–39.
39. Сарбашева А.М. Творческое наследие А. Джанибекова и формирование профессиональной театральной культуры в Карачае и Балкарии // Материалы Всероссийской научной конференции «Аппа Джанибеков – первый поэт-сатирик Карачая (к 150-летию со дня рождении)». Карачаевск, 2014. С. 124– 131.