Научная тема: «КАТЕГОРИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДОМИНАНТА В АФРО-АМЕРИКАНСКИХ КЛАССИЧЕСКИХ И НОВЫХ ИСТОРИЯХ РАБОВ (XIX – XXI ВВ.)»
Специальность: 10.01.03
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Понятие этнокультурной идентичности возникает как реакция в условиях внешнего давления на социум.
  2. Становление и возрастание значимости этнокультурного фактора в мировом масштабе порождает в литературе проблему взаимосвязи этнокультурной идентичности и жанровой специфики.
  3. В силу определенных исторических условий в США (рабство, а затем сегрегация) в афро-американской художественной прозе выстраивается тройная взаимосвязь: этнокультурный фактор - авторская позиция - обусловленный этнокультурным фактором жанровый нарратив.
  4. Категория идентичности становится художественной доминантой классических и новых историй рабов.
  5. Классические истории рабов являются прецедентными текстами для жанра "новые истории рабов", современные произведения афро-американцев подхватывают и развивают темы, заявленные их предшественниками, и проблематику, связанную с поиском идентичности.
  6. Классические и новые истории рабов являются жанровыми модификациями традиционных литературных форм, то есть они возникли как результат синтеза хорошо известных жанров, уходящих корнями в европейскую литературу (автобиографии, плутовского и сентиментального романов - для текстов первых темнокожих писателей; исторического романа - для произведений современных афро-американских писателей), и элементов традиционной африканской культуры, закрепившихся на американской почве.
  7. Проблематика, связанная с поиском идентичности в классических повествованиях, реализуется в ряде мотивов и тем, которые продолжают сохраняться и в произведениях современных афро-американских авторов: калечащие душу условия существования в рабстве; мотив свободы; значимость имени; трикстеризм.
  8. Ряд мотивов зависит от гендерной принадлежности писателя как в классических, так и в новых историях рабов; кроме того, для афро-американских писательниц-авторов новых повествований рабов характерно сознательное стремление переосмыслить и повторить ранние канонические тексты; авторы-мужчины чаще всего пытаются развенчать теории "черной" жизни, созданные их предшественниками.
  9. Основная трансформация в жанровой эволюции от классических историй рабов к новым касается проблемы идентичности: в классических историях рабов проблема идентичности выстраивается через систему бинарных оппозиций, что приводит к изображению героя как индивида (как части больших групп и систем); в новых историях рабов идет деконструкция стереотипных, а потому разрушительных бинарных оппозиций ("белый - черный", "хозяин - раб" и т.п.), поэтому порабощенные герои в этих современных текстах предстают как личности (в первую очередь, как неповторимые люди со своими интересами, потребностями, способностями и уровнем развития, и только потом как представители определенного народа, класса, этнической группы).
  10. Спектр интерпретаций категории идентичности в современных текстах достаточно широк и зависит от мировоззрения и эстетических взглядов писателей: в разных типах произведений идентичность трактуется как социальная, философская, психологическая категория; это обусловливает выведение разных типов конфликта в качестве центрального в рассматриваемых романах и особый акцент на разных оппозициях, а также разную повествовательную перспективу.
  11. Существенные отличия двух жанров касаются используемой повествовательной формы (повествование от первого лица в историях рабов заменяется повествованием от лица нескольких персонажей, либо от имени всезнающего повествователя, либо соединением этих двух форм в современных произведениях), отношений между читателями и писателем (следование языковым и нравственным нормам белых читателей в произведениях первых темнокожих авторов и вовлечение читателей в равноправный диалог у современных писателей) и хронотопа (отказ от линейного, хронологического порядка ведения рассказа в новых историях рабов).
  12. Различия между классическими и новыми историями рабов обусловлены отходом многих современных авторов от реалистических средств воспроизведения действительности и использованием новых методов изображения мира: постмодернизма и магического реализма; данные произведения направлены на пародирование литературы белого истеблишмента, на пересмотр канонов, на критику традиционной исторической веры в объективность, аутентичность и реализм как средство репрезентации прошлого.
Список опубликованных работ
1. Сапожникова Ю.Л. Новые истории рабов в контексте постмодернизма и магического реализма (на материале произведений И. Рида, Ч. Джонсона, Т. Моррисон, Э. Джоунса). Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2012. 188 с. (11, 75 п.л.)

2.Сапожникова Ю.Л. Классические и новые истории рабов: преемственность жанров в творчестве афро-американских писательниц (Г. Джейкобс, Ш.Э. Уильямс и Л. Кэри). Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. 164 с. (10, 25 п.л.)

3.Сапожникова Ю.Л. Особенности историй рабов, написанных авторами-женщинами // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2014. № 1 (57). Т. 2. С. 160 – 163. (0, 18 п.л.)

4.Сапожникова Ю.Л. Жанр автобиографии: понятие и особенности // Ученые записки ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. Сер. Филология, история, востоковедение. Чита, 2012. № 2 (43). С. 54 – 56. (0, 12 п.л.)

5.Сапожникова Ю.Л. Исследование тематики памяти в “Возлюбленной” Т. Моррисон // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч. 2. Тула, 2012. С. 401 – 410. (0, 56 п.л.)

6.Сапожникова Ю.Л. Магический реализм в афроамериканской литературе // Обсерватория культуры. М., 2012. № 2. С. 111 – 114. (0, 18 п.л.)

7.Сапожникова Ю.Л. Новые повествования рабов как жанровая модификация исторического романа // Вестник Военного университета. Москва, 2011. № 2 (26). С. 64 – 67. (0, 18 п.л.)

8.Сапожникова Ю.Л. Религиозно-философские аспекты “Я” в романе Ч. Джонсона “История пастуха” // Известия Смоленского государственного университета. Смоленск, 2011. № 1 (13). С. 110 – 120. (0, 62 п.л.)

9.Сапожникова Ю.Л. Способы достижения и цена свободы для рабов в романе Л. Кэри “Цена ребенка” // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2011. № 3. С. 279 – 289. (0, 62 п.л.)

10.Сапожникова Ю.Л. Интертекстуальность в форме пародии в “Бегстве в Канаду” И. Рида // Известия ВГПУ. Сер. “Филологические науки”. Волгоград, 2011. № 2 (56). С. 137 – 140. (0, 18 п.л.)

11.Сапожникова Ю.Л. История возникновения жанра “новые повествования рабов”. К вопросу о некоторых особенностях жанра // Обсерватория культуры. М., 2010. № 6. С. 108 – 113. (0, 31 п.л.)

12.Сапожникова Ю.Л. Проблема самоидентичности в повествованиях черных рабов: Ф. Дуглас и Г. Джейкобс // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 2010. № 4. С. 89 – 99. (0, 62 п.л.)

13.Сапожникова Ю.Л. Сочетание евро-американской традиции публичной речи и афро-американской традиции означивания в “Нарративе” Фредерика Дугласа // Известия Смоленского государственного университета. Смоленск, 2010. № 3 (11). С. 172 – 180. (0, 5 п.л.)

14.Сапожникова Ю.Л. В поисках идентичности: от рабства к свободе (на материале произведения Фредерика Дугласа “Нарратив жизни Фредерика Дугласа, американского раба”) // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 3 (83). С. 287 – 294. (0, 43 п.л.)

15.Сапожникова Ю.Л. Религия хозяев VS вера рабов в “Случаях из жизни девушки-рабыни…” Гарриет Джейкобс // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. СПб, 2009. № 5. Т. 2. Серия Филология. С. 169 – 184. (0, 93 п.л.)

16.Сапожникова Ю.Л. Женский взгляд на рабство в “Случаях из жизни девушки-рабыни…” Гарриет Джейкобс // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2009. № 12. С. 265 – 279. (0, 87 п.л.)

17.Сапожникова Ю.Л. Африканские традиции и европейское и американское влияние в ранней афро-американской литературе // Известия ВГПУ. Сер. “Филологические науки”. Волгоград, 2009. № 5 (39). С. 186 – 190. (0, 25 п.л.)

18.Сапожникова Ю.Л. Особенности жанра “повествования рабов” // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск, 2009. № 1. С. 249 – 253. (0, 25 п.л.)

19.Сапожникова Ю.Л. Зарождение афро-американской литературы: необходимость возникновения и истоки // Вестник Университета Российской академии образования. М., 2009. № 1 (44). С. 40 – 43. (0, 18 п.л.)

20.Сапожникова Ю.Л. Ироническое обыгрывание и переосмысление традиционных художественных форм в романе Ч. Джонсона “Переход через Атлантику” // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. Вып. 24. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. С. 265 – 271. (0, 37 п.л.)

21.Сапожникова Ю.Л. Троп “говорящая книга” в классических историях рабов и пересмотр темы грамотности в новых историях рабов // Книга в современном мире: материалы международной научной конференции (Воронеж, 26-28 февраля 2013). Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013. С. 228 – 235. (0, 43 п.л.)

22.Сапожникова Ю.Л. Double Language of Frederick Douglass in his “Narrative”: Public Speaking of an Abolitionist and Signifying of a Slave // Культурно-политологические аспекты американистики: материалы международных конференций / под ред. М.Р. Кауль. M.: РГГУ, 2013. P. 107 – 111. (0, 25 п.л.)

23.Сапожникова Ю.Л. “История пастуха” Ч. Джонсона как попытка пересмотра классических повествований рабов // Россия и Запад: диалог культур: Сборник статей XIV международной конференции (24-26 ноября 2011 г.). Выпуск 16. Часть III. Москва: Центр по изучению взаимодействия культур, 2012. С. 403 – 413. (0, 62 п.л.)

24.Сапожникова Ю.Л. Жанр “новые повествования рабов”: многообразие предлагаемых терминов, классификации, связь с произведениями первых афро-американских писателей // Язык и культура / отв.ред. С.В. Гураль. Томск: Томское университ. изд-во, 2011. Т. 1. С. 336 – 339. (0, 18 п.л.)

25.Сапожникова Ю.Л. Творчество Э.А. По как материал для пародии и предмет восхищения в романе И. Рида “Бегство в Канаду” // Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения. Материалы IV международной конференции. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2011. Т. 2. С. 153 – 159. (0, 37 п.л.)

26.Сапожникова Ю.Л. Мотивы Какуана Шиена и Германа Гессе в романе Чарльза Джонсона “История пастуха” // Американистика: литературные взаимовлияния; междисциплинарные исследования. Выпуск 2. / Отв. ред. Э.Ф. Осипова. – СПб.: Нестор-История, 2011. С. 34 – 37. (0, 18 п.л.)

27.Сапожникова Ю.Л. Возможность диалога между расами в романе Ш.Э. Уильямс “Десса Роуз” // Актуальные проблемы германистики и романистики: Сборник статей по материалам международной научной конференции. Часть II: Язык в тексте / отв. ред. Г.И. Краморенко. Вып. 14. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010. С. 283 – 289. (0, 37 п.л.)

28.Сапожникова Ю.Л. Материнство как важная часть женской идентичности в “Дессе Роуз” Ш.Э. Уильямс, одном из новых повествований рабов // Актуальные проблемы лингвистики и методики: материалы междунар. межвуз. науч.-практ. конференции. Вып. 3. Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2010. С. 163 – 167. (0, 25 п.л.)

29.Сапожникова Ю.Л. Роман Гарриет Джейкобс “Случаи из жизни девушки-рабыни” (Каноны сентиментализма и их пересмотр) // Американистика: литературные взаимовлияния; междисциплинарные исследования. Вып. 1. / Отв.ред. Э.Ф. Осипова. СПб.: Нестор-История, 2010. С. 5 – 8. (0, 18 п.л.)

30.Сапожникова Ю.Л. Жанр “Повествования рабов” как основа афро-американской литературы // Россия и Запад: диалог культур: Сборник статей XIII международной конференции (26-28 ноября 2009 г.). Вып. 15. Часть II. Москва: Центр по изучению взаимодействия культур, 2010. С. 292 – 299. (0, 43 п.л.)

31.Сапожникова Ю.Л. Метафора: многообразие подходов // Культура как текст: Сборник научных статей. Вып. 6. Москва: ИЯ РАН; Смоленск: СГУ, 2006. С. 247 – 255. (0, 5 п.л.)

32.Сапожникова Ю.Л. Различные типологии метафор // Стилистика текста: Межвузовский сборник научных трудов. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005. С. 96 – 101. (0, 31 п.л.)

33.Сапожникова Ю.Л. Понятие “мотив” и его роль в раскрытии художественно-языковой картины мира // Вторые Авраамиевские чтения: Материалы научно-практической конференции. Смоленск: Изд-во “Универсум”, СГУ, 2004. С. 170 – 172. (0, 12 п.л.)

34.Сапожникова Ю.Л. К вопросу о художественной картине мира // Язык. Человек. Культура: Материалы международной научно-практической конференции 22 октября 2002 года, Смоленск. Смоленск: СГПУ, 2002. С. 181 – 186. (0, 31 п.л.)

35.Сапожникова Ю.Л. Роль корневой метафоры в понимании языковой картины мира // Актуальные проблемы германистики и романистики: Сборник статей по материалам межвузовской научной конференции. Вып.5. Смоленск: СГПУ, 2002. С. 39 – 45. (0, 37 п.л.)

36.Сапожникова Ю.Л. Язык и культура: многообразие подходов // Культура как текст: Материалы научной конференции. Смоленск: Изд-во “Универсум”, 2002. С. 39 – 47. (0, 5 п.л.)