Научная тема: «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЫНКОВ АДДИКТИВНЫХ БЛАГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Специальность: 08.00.01
Год: 2015
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Каждому уровню условной иерархической структуры конструктивных потребностей человека соответствуют деструктивные потребности, в том числе в аддиктивных благах - потребительских товарах и услугах, характеризующихся патологическим привыканием. Аддикция трактуется как ощущаемая человеком навязчивая потребность в определенной деятельности и связанных с нею ресурсах и продуктах. Хабитуализация аддиктивных потребностей сопровождается рутинизацией моделей поведения и действий, связанных с их удовлетворением, полагая институционализацию аддиктивных способов и видов деятельности по созданию, продвижению аддиктивных благ. Поскольку разнообразные потребности являются эндогенной основой индивидуального поведения, в рамках экономической теории необходим перенос акцента на изучение их аддиктивных видов, подлежащих экономической коррекции (сдерживанию, смещению, вытеснению, замещению и др.) со стороны государственных и общественных институтов.
  2. В институциональном аспекте аддиктивное потребление представляет собой приобретение и использование ресурсов (товаров и услуг) для осуществления обусловленных вредными привычками видов деятельности потребителя (аддиктивных институций). Индивидуальная модель потребительского поведения базируется на комплексе социальных и экономических институций, агентом которых является потребитель и которым соответствуют потребности как сигналы о ресурсном дефиците. Интериоризация агентом новой аддиктивной институции предполагает преодоление персонального институционального порога, обусловленного конкуренцией конструктивных и деструктивных видов деятельности в индивидуальной модели поведения в связи с объективной ограниченностью времени и ресурсов. Аддиктивные институции выступают основным объектом регулятивных интервенций в экономической политике государства и реакции общества.
  3. Исходя из критерия аддиктивности, определяемого как способность благ вызывать у потребителя патологическую зависимость, возможно выделение рынков аддиктивных, комплементарных им и индифферентных благ. Индифферентные блага удовлетворяют конструктивные потребности и не вызывают привыкания, в связи с чем могут достаточно долго отсутствовать в выборе потребителя. Объектами трансакций на рынках аддиктивных благ являются товары и услуги, удовлетворяющие естественно не обусловленные, социально порицаемые или табуируемые (вплоть до делегитимизации) потребности и под воздействием содержащихся в них психоактивных веществ и/или поведенческих паттернов становящиеся предметом патологической зависимости потребителя. Комплементарные аддиктивным блага функционально дополняют аддиктивные в процессе их потребления. Отрасли производства и рынки сбыта аддиктивных и комплементарных им благ образуют аддиктивную сферу экономики, включающую значительный теневой сектор. Функционирование рынков товаров и услуг, вызывающих патологическое привыкание, осуществляется с отклонениями от стандартных неоклассических моделей в связи с высоким уровнем риска и теневого предложения, превалированием неравномерного и скрытного потребления, девиантностью и/или нелегитимностью поведения рыночных субъектов, ростом регулирующей роли и расходов государства.
  4. Субъектная структура репрезентативного рынка аддиктивных благ включает непосредственных участников рыночных трансакций, заинтересованных и причастных сторон. Заинтересованные стороны - субъекты, прямо связанные своими экономическими интересами со сценарием институционального развития рынка. Причастная сторона - индивиды и их организации, которые испытывают воздействие экстернальных эффектов функционирования данного рынка, косвенно заинтересованные в определенном векторе его эволюции. Значительную роль на рынках аддиктивной продукции играют теневые субъекты (бутлегеры, наркодилеры, пушеры, коррупционеры, подпольные производители, неформальные ассоциации участников рынка и др.), а также лоббисты в законодательных и исполнительных органах власти.
  5. Институциональная опека отдельных категорий благ представляет собой социально значимую институциональную функцию государства, связанную с повышенным регулирующим воздействием на их производство, обращение и потребление посредством специальных функций санкционирования, нормирования, стандартизации, сертификации, лицензирования, учета, контроля, анализа, оценки, наблюдения, с целью снижения объемов трансакций до нормативных установок общества. Негативные экстерналии и асимметрия информации - основания для нарушения государством суверенитета потребителя в рамках принятия решений относительно аддиктивных благ, спрос на которые со стороны частных лиц опережает желаемый обществом и ограничивается с целью интернализации внешних эффектов. В настоящее время к категории опекаемых аддиктивных благ относятся алкогольная и спиртосодержащая продукция, наркотические и психотропные лекарственные средства, табачные изделия, азартные игры. Специфические проблемы опеки аддиктивных благ: превалирование рестриктивных методов регулирования над мотивационными; создание негативных экстерналий опекающим государством; отставание динамики изменений институциональной базы от темпов создания новых видов аддиктивных товаров и услуг. Необходимость сформировать единую политику регулирования рынков аддиктивных благ предполагает разработку Концепции государственной политики сокращения масштабов потребления аддиктивной продукции и профилактики аддикций среди населения России.
  6. Государственное регулирование рынков аддиктивных благ является сложным эволюционным процессом итерационного поиска компромисса интересов общества и его отдельных групп, государства и политических элит, крупного бизнеса. Эволюция форм государственной политики в отечественной алкогольной промышленности прошла ряд этапов: возникновение исходных компонентов регулирования производства и продажи водки в древней Руси (1174-1473 гг.); введение первой «питейной монополии» и утверждение водки как источника средств казны (1474-1597 гг.); развитие институциональных структур и регулятивных механизмов в формах монополии, «продаж на вере», откупной и акцизной систем (1598-1880 гг.); оценка социального вреда и становление государственной водочной монополии (1881-1913 гг.) с последующим полным запретом на время военных действий (1914-1922 гг.); тотальная национализация производства и сбыта алкогольной продукции (1923-1984 гг.); антиалкогольная кампания в условиях перестройки (1985- 1990 гг.); демонополизация и приватизация (1991-1993 гг.); противоречивое конструирование институтов и механизмов государственного регулирования производства, реализации и потребления алкогольной продукции рыночного типа в современной России (1994 г. - н.в.). Фискальные и политические интересы при этом всегда преобладали над социальными. Единственная реформа, целью которой было укрепление человеческого капитала нации в ущерб интересам бюджета, проводилась в годы перестройки и завершилась неудачей. Усиление государственного влияния часто маскирует передел отрасли и защиту интересов тех или иных групп бизнес-элиты.
  7. Институциональное развитие рынков аддиктивных благ основывается на экспансии вредных привычек и формировании комплементарных институтов. Общая логика аддиктивного институтогенеза имеет следующий вид: неоднократное осуществление аддиктивных действий → закрепление аддиктивной потребности → развитие на ее базе аддиктивных предпочтений → возникновение вредной привычки → рутинизация девиантной модели поведения → локальное или массовое распространение аддиктивных институций (видов аддиктивного потребления) → расширение связанных групп - субъектов рынков аддиктивных благ → развитие аддиктивных институтов (норм, ценностей, убеждений, стереотипов и др.) → формирование и изменения институтов системы государственного регулирования (правил, стандартов, процедур и др.). Взаимосвязь вредных привычек и институтов двойственна: с одной стороны, привычки являются базой возникновения и развития институтов, с другой - сами выступают объектами их воздействия. Институты являются фактором устойчивости как продуктивных форм действий, так и аддикций, поэтому борьба с вредными привычками является неотъемлемой частью системы государственного регулирования рынков аддиктивных благ.
  8. Теорию и практику социально-экономической эффективности рынков аддиктивных благ необходимо рассматривать в триединстве ассоциированных интересов субъектов регулирования (государства и общества), предложения (производителей и продавцов) и потребления (покупателей). Минимизация уровня трансакционных издержек преодоления институциональных противоречий между группами субъектов возможна при поддержании институционального паритета, под которым понимается равенство статусов субъектов экономических отношений на определенном рынке или в рамках конкретного вида трансакций. Институциональный диспаритет определяется как асимметрия прав, возможностей и ресурсов между декларируемо равными по статусу сторонами взаимоотношений; он является фактором скрытой или открытой конфликтности в интересообразной сфере аддиктивных благ. Институциональная норма эффективности функционирования рынков аддиктивных благ - это эволюционно сложившееся, социально признанное, нормативно утвержденное соотношение между результатами и затратами деятельности субъектов в соответствии с их статусами, представляемое в виде референсного диапазона значений показателей. На современном этапе развития рынков аддиктивных благ в России институционализация норм эффективности не завершена, субъекты не стремятся соблюдать действующие нормы, в результате формируются диспаритеты и углубляются противоречия интересов.
  9. Жесткое противопоставление эффективности и этики экономических отношений на рынках аддиктивных благ является институциональным барьером на пути их устойчивого социально-ориентированного развития. Дихотомия этичности и эффективности выражает противоречие между максимизацией выгоды бизнеса и минимизацией ущерба общества. Рынки аддиктивных благ нуждаются не только в опеке со стороны государства, но и в повышении роли этики предпринимательства, установлении специальных ценностных детерминантов, горизонтов и ориентиров обществом. Современная позиция бизнеса характеризуется подменой цели сохранения коллективов и формирования традиций фирм ориентиром бесконечного роста прибыли, пренебрежительным отношением к потребителям, отсутствием ответственности перед партнерами, государственной властью и обществом. Представители индустрии аддиктивных товаров и услуг должны выйти из состава экспертных групп при органах, формирующих государственную политику; депутаты и госслужащие обязаны декларировать отсутствие конфликта интересов; необходима открытость форм проявления лоббизма. Этика эффективности - комбинация морально-нравственных ценностей и убеждений, детерминирующих действия субъектов на рынках аддиктивных благ наряду с рыночными и административными стимулами.
  10. Механизм спроса и предложения на рынках аддиктивной продукции характеризуется следующими чертами:
    • оценка потребителями полезности аддиктивных благ является ошибочной; гипотеза неэластичности спроса применима к абсолютно зависимым потребителям; регулярное потребление любого аддиктивного блага увеличивает вероятность начала потребления других; изменение уровня спроса детерминируется эффектом привыкания; уменьшение дохода аддиктивного потребителя в меньшей степени воздействует на спрос и в большей на время обращения к криминальным источникам; текущее потребление зависит от показателей прошлого и анализа будущего потребления; вход на рынок потребителей искусственно затруднен, а перспективы выбывания по объективным причинам относительно высоки;
    • наиболее значимой детерминантой предложения является государственная политика; цена выступает индикатором экономической заинтересованности государства; воздействие государства увеличивает издержки производства, изменяя конфигурацию рынка в теневом направлении; технологическое развитие позволяет выводить на рынок новые аддиктивные товары, опережая государственное воздействие; акцизное бремя несут потребители; нормативно-правовая нестабильность увеличивает риски ведения хозяйствующей деятельности и мотивацию агрессивной коммерческой политики; вопрос объемов производства должен решаться институционально оформленным «экспертом по этике».
  11. Теневой сектор репрезентативного рынка аддиктивных благ охватывает аномальные и девиантные экономические отношения, ведущиеся с отклонением от социальных и/или законодательных норм вне поля зрения легитимных учетных, регулирующих и контролирующих органов. Структурно теневая аддиктивная экономика включает в себя скрытый и ненаблюдаемый сегменты: первый охватывает операции и отношения субъектов данных рынков, скрываемые от органов мониторинга и контроля или маскируемые под легальные трансакции; второй включает часть рыночного пространства, не охваченную учетом и правовым полем, в связи с чем не являющуюся объектом регулятивных воздействий. Имеют место межсегментные институциональные взаимодействия.
  12. Оценка социально-экономической эффективности деятельности на рынках аддиктивных благ должна быть комплексной и отражать экономические, социальные, экологические, политические и иные параметры, соединенные в интегральном показателе. Выбор показателей определяется возможностью их использования в повседневной практике, наличием периодической статистической информации, учетом специфики отрасли, отражением интересов триумвирата стейкхолдеров. Применительно к алкогольной индустрии государственная эффективность рассматривается как степень достижения социальных и экономических интересов государственного управления в процессе регулируемого развития рынка. Социальная эффективность деятельности государства интерпретируется с позиций оценки ее воздействия на уровень и структуру потребления алкоголя населением, а также с учетом масштаба смертности от отравлений.
  13. Институциональные модели организации рынков аддиктивных благ имеют смешанный характер, сочетая запреты и легализацию, разные степени свободы производства, оборота и потребления, различный уровень конкуренции. Для сокращения предложения и достижения стратегических социальных целей на рынках аддиктивных благ уровень конкуренции целесообразно снижать. Наиболее предпочтительная для общества модель организации данных рынков - монополия, обеспечивающая сокращение объема выпуска до уровня социальной эффективности. На рынках азартных игр и наркотиков целесообразно сохранять сочетание политики прогибиционизма и монопольно-олигополистического предложения, на олигополистических рынках табачных изделий и энергетических напитков - углублять монополию, а на рынке алкогольной и спиртосодержащей продукции рекомендуется дифференцированный подход к его сегментам с учетом их специфичности.
  14. Инерционный сценарий развития рынков аддиктивных благ предполагает сохранение существующей неустойчивой конструкции рынков с принципиальными дисфункциями механизма государственного регулирования. Модификационный сценарий включает создание контрактной системы государственно-частного партнерства, означающей формальную институционализацию сложившейся неформальной коррупционной системы ограничений доступа на рынки и распределения сфер влияния между их участниками. Монопольный сценарий заключается в поэтапной организации государственной сети специализированных розничных магазинов продажи группы аддиктивных товаров. Прогибиционистский сценарий означает полный запрет производства, оборота, торговли и потребления аддиктивных благ. Наибольшая эффективность институциональных изменений в интересах общества достижима при монопольном сценарии.
  15. Нестабильность конвенций и отсутствие компромисса интересов стейкхолдеров рынков аддиктивных благ приводят к тому, что ни одна из потенциально эффективных мер минимизации негативных экстерналий в полной мере не реализована в России. Перспективны следующие инновации институционального проектирования: повышение роли органов государственной власти в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в выработке политики; институционализация лоббирования; развитие государственно-частного партнерства; внедрение новых методов и технических средств оперативного контроля качества продукции, идентификации ее подлинности и свойств; практическое использование частных методик расследования незаконного предпринимательства; законодательное расширение процессуальных действий до возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере экономики; стимулирование рыночного саморегулирования и добровольных институциональных инициатив.
Список опубликованных работ
Публикации в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1.Скоков, Р. Ю. Типология анормальных форм экономической деятельности на рынках аддиктивных благ / Р. Ю. Скоков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2014. – №1 (45). – С. 223–225 (0,1 п.л.).

2.Скоков, Р. Ю. К теории рынков «аддиктивных благ» / Р. Ю. Скоков // Вестник финансового университета. – 2013. – № 5. – С. 115–124 (0,8 п.л.).

3.Скоков, Р. Ю. Институциональная природа анормальной экономической деятельности на рынках аддиктивных товаров / Р. Ю. Скоков // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 27 (330). – С. 23–32 (1,1 п.л.).

4.Скоков, Р. Ю. Введение в теорию рынков «аддиктивных благ» / Р. Ю. Скоков // Современная экономика: проблемы и решения». – 2013. – № 5 (41). – С. 13–20 (0,6 п.л.).

5.Скоков, Р. Ю. Теоретико-множественная интерпретация связи аддиктивных и опекаемых благ / Р. Ю. Скоков // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.3. Экономика. Экология. – 2013. – № 1 (22). – С. 38–45 (0,7 п.л.).

6.Скоков, Р. Ю. Исследования спроса и предложения на рынке крепкой алкогольной продукции / Р. Ю. Скоков // Производство спирта и ликероводочных изделий. – 2012. – № 4. – С. 4–9 (1,2 п.л.).

7.Скоков, Р. Ю. Анализ спроса и предложения на рынках аддиктивных товаров / Р. Ю. Скоков, О. В. Иншаков // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 34 (289). – С. 8–18 (1,2/0,6 п.л.).

8.Скоков, Р. Ю. Товарный знак в системе брендинга алкогольной продукции / Р. Ю. Скоков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2012. – № 7. – С. 65–67 (0,5 п.л.).

9.Скоков, Р. Ю. Этика эффективности на рынках аддиктивных товаров / Р. Ю. Скоков // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.3. Экономика. Экология. – 2012. – №1 (20). – С. 179–186 (0,6 п.л.).

10.Скоков, Р. Ю. История и новая лексика российского водочного брендинга / Р. Ю. Скоков // Производство спирта и ликероводочных изделий. – 2010. – № 4. – С. 7–10 (0,5 п.л.).

11.Скоков, Р. Ю. Система измерения эффективности алкогольной отрасли / Р. Ю. Скоков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2010. – №5. – С. 41–43 (0,6 п.л.).

12.Скоков, Р. Ю. Методика оценки социально-экономической эффективности алкогольной отрасли / Р. Ю. Скоков // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 14 (179). – С. 39–43 (0,7 п.л.).

13.Скоков, Р. Ю. Методика оценки эффективности управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка / Р. Ю. Скоков // Производство спирта и ликероводочных изделий. – 2009. – №2. – С. 4–7 (0,6 п.л.).

14.Скоков, Р. Ю. Эволюция государственной политики в ликероводочной отрасли / Р. Ю. Скоков // Производство спирта и ликероводочных изделий. – 2008. – № 2. – С. 4–6 (0,5 п.л.).

15.Скоков, Р. Ю. Современные ориентиры развития ликероводочной отрасли / Р. Ю. Скоков // Производство спирта и ликероводочных изделий. – 2007. – №4. – С. 4–5 (0,3 п.л.).

16.Скоков, Р. Ю. Причины негативных тенденций на ликероводочном рынке Волгоградской области / Р. Ю. Скоков // Производство спирта и ликероводочных изделий. – 2007. – № 1. – С. 4–5 (0,6 п.л.).

17.Скоков, Р. Ю. Налоговое бремя и социально-экономическая эффективность ликероводочной отрасли / Р. Ю. Скоков // Производство спирта и ликероводочных изделий. – 2006. – № 3. – С. 9–10 (0,3 п.л.).

18.Скоков, Р. Ю. Региональные проблемы инновационно-инвестиционного развития товаропроизводителей / Р. Ю. Скоков, П.П. Башелутсков // Пиво и напитки. – 2005. – № 6. – С. 22–23 (0,3/0,15 п.л.).

19.Скоков, Р. Ю. Синергия планирования и управления как источник повышения эффективности деятельности ликероводочных предприятий / Р. Ю. Скоков // Пищевая промышленность. – 2005. – № 2. – С. 24–25 (0,2 п.л.).

20.Скоков, Р. Ю. Составляющие регулирования рынка водки и ликероводочных изделий / Р. Ю. Скоков // Вестник ВолГУ. Сер. 9. Физико-математические и экономические науки. – 2004. – Вып. 3. – С. 108–110 (0,2 п.л.).

21.Скоков, Р. Ю. Влияние налоговой нагрузки на эффективность ликероводочного производства / Р. Ю. Скоков, Р. Н. Муртазаева // Пищевая промышленность. – 2004. – №7. – С. 34–36 (0,2 /0,1 п.л.).

22.Скоков, Р. Ю. Механизм взимания водочного акциза как инструмент регулирования рынка / Р. Ю. Скоков, Р. Н. Муртазаева // Производство спирта и ликероводочных изделий. – 2004. – № 1. – С. 9–10 (0,2 /0,1 п.л.).

23.Скоков, Р. Ю. К вопросу о государственном регулировании цен в ликероводочной отрасли / Р. Ю. Скоков, Р. Н. Муртазаева // Производство спирта и ликероводочных изделий. – 2003. – № 4. – С. 11–12 (0,3 / 0,15 п.л.).

24.Скоков, Р. Ю. Развитие регионального рынка алкогольной продукции / Р. Ю. Скоков, Р. Н. Муртазаева // Производство спирта и ликероводочных изделий. – 2003. – № 3. – С. 4–5. (0,2/0,1 п.л.).

25.Скоков, Р. Ю. Оценка новой системы взимания акциза с алкогольной продукции / Р. Ю. Скоков, Р. Н. Муртазаева // Производство спирта и ликероводочных изделий. – 2003. – № 2. – С. 10–11 (0,3/0,15 п.л.).

Публикации в электронных изданиях

26. Скоков, Р. Ю. Методика оценки эффективности государственного управления алкогольной отраслью / Р. Ю. Скоков // Инновационные идеи молодежи – агропромышленному комплексу! : материалы регионального конкурса инновационных разработок молодых ученых (17 ноября 2010 г.) / Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия: Зворыкинский проект: Молодежный инновационный клуб «Инновариум». – Волгоград, 2010. – 1 CD (1,0 п.л.).

27. Скоков, Р. Ю. Условия и механизм эффективного функционирования предприятий ликероводочной отрасли / Р. Ю. Скоков; авт. сост. А. Н. Цепляев, А. П. Тибирьков, Н. В. Иванова // Каталог основных завершенных научно-технических разработок (инноваций), предлагаемых к реализации в АПК. – Волгоград: ИПК «Нива», 2009. 1 CD (0,1 п.л.).

Монографии и главы в коллективных монографиях

28.Скоков, Р. Ю. Эволюция государственной опеки аддиктивных товаров: монография / Р.Ю. Скоков. – Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2013. – 160 с. (9,3 п.л.).

29.Скоков, Р. Ю. Теория аддиктивного потребительского поведения : монография / Р. Ю. Скоков; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. – 157 с. (9,1 п.л.).

30.Скоков, Р. Ю. Условия и механизм эффективного функционирования предприятий ликероводочной отрасли : монография / Р. Ю. Скоков, Р. Н. Муртазаева. – Волгоград: ИПК «Нива», 2007. – 272 с. (17/8,5 п.л.).

31.Скоков, Р. Ю. Ликероводочная отрасль: состояние и перспективы развития в России : монография / Р. Ю. Скоков, П. П. Башелутсков. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. – 244 с. (14,2/7,1 п.л.).

Статьи в научных изданиях, брошюры, тезисы докладов

32.Скоков, Р. Ю. Теневая и неформальная деятельность на рынках аддиктивных благ / Р. Ю. Скоков // Фундаментальные и прикладные исследования: новое слово в науке : материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 02 сентября 2013 г.) / АНО содействия развитию современной отечественной науки; Издательский дом «Научное обозрение»; ред. кол. М. В. Васильева (гл. ред.) и [и др.]. – М.: Издательство «Планета», 2013. – С. 323–333 (0,4 п.л.).

33.Скоков, Р. Ю. Аддиктивные товары в теории опекаемых благ / Р. Ю. Скоков // Materialy IX Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wschodnie partnerstwo – 2013» Volume 6. Ekonomiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia. – С. 33–40 (0,45 п.л.).

34.Скоков, Р. Ю. Геометрическая интерпретация связи между индивидуальными благами и специфическими рынками товаров и услуг / Р. Ю. Скоков // Оценка и планирование экономической деятельности субъектов рыночных отношений: вызовы и решения: XIV Международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Санкт-Петербург 12.10.2013 г.). – СПб: Центр экономических исследований. – С. 8–10 (0,15 п.л.).

35.Скоков, Р. Ю. Институциональная специализация экономической деятельности на рынках аддиктивных благ = The institutional specialization of economic activity in the markets of addictive goods: препринт / Р. Ю. Скоков; О. В. Иншаков / Волгогр. гос. ун-т. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. – 51 с. – (Сер. препринтов Волгогр. гос. ун-та) (3,0 / 1,5 п.л.).

36.Скоков, Р. Ю. Пирамида иррациональных потребностей / Р. Ю. Скоков // Интеграция науки и производства – стратегия устойчивого развития АПК России в ВТО: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Сталинградской битве (г. Волгоград, 30 января–1 февраля 2013 г.). – Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2013. – Том 4. – С. 248–252 (0,3 п.л.).

37.Скоков, Р. Ю. Аддиктивные товары и их место в экономической теории / Р. Ю. Скоков // Россия в XXI веке: концептуальные и ценностные проблемы: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции (28-30 ноября 2012 г.)/ М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. Гос. ун-т технологий и управления им. К. Г. Разумовского, Фил. в р.п. Светлый Яр Волгогр. области; редкол.: Е. М. Дринова и др. – Светлый Яр, 2012; Волгоград: Тип. «ФЕНИКС». – С. 120–136 (1,0 п.л.).

38.Скоков, Р. Ю. Дихотомия эффективности и этичности на рынках аддиктивных товаров = Dichotomy of the Efficiency and Ethics on the Markets of Addictive Goods: препринт / Р. Ю. Скоков; Волгогр. гос. ун-т. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. – 74 с. – (Сер. препринтов Волгогр. гос. ун-та) (4,3 п.л.).

39.Скоков, Р. Ю. Методические подходы к оценке результативности государственного регулирования алкогольной отрасли = Methodological Approaches to Estimation of Government Regulation Efficiency of Alcohol Industry: препринт /Р. Ю. Скоков; Федер. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. – 24 с. (1,4 п.л.).

40.Скоков, Р.Ю. Диалектика экономической категории «эффективность» / Р. Ю. Скоков // Аграрная наука – основа успешного развития АПК и сохранения экосистем: материалы Международной научно-практической конференции. – Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2012. – Том 4. – С. 162–166 (0,3 п.л.).

41.Скоков, Р. Ю. Эффективность регулирования алкогольного рынка / Р. Ю. Скоков // [PRO] Алкоголь. – 2009. – № 5. – С. 10–12 (0,2 п.л.).

42.Скоков, Р. Ю. Эволюция государственных инструментов в ликероводочной отрасли / Р. Ю. Скоков // Актуальные вопросы аграрной науки и образования: материалы Международной научно-практической конференции. – Ульяновск: ГСХА, 2008. – Т. 7. – Ч. 1–2. – С. 148–152 (0,4 п.л.).

43.Скоков, Р. Ю. Внешние условия и факторы эффективного функционирования ликероводочных предприятий / Р. Ю. Скоков // Научное обеспечение национального проекта «Развитие АПК»: материалы научно-практической конференции. – Волгоград: Волгоградская ГСХА, 2008. – С. 45–49 (0,3 п.л.).

44.Скоков, Р. Ю. Векторы социально-экономического развития ликероводочной отрасли / Р. Ю. Скоков // Взаимодействие НИУ и социума в решении задач АПК. – М.: Изд-во «Современные тетради», 2007. – С. 172–176 (0,4 п.л.).

45.Скоков, Р. Ю. Специфика ликероводочной отрасли и ее социально-экономическая эффективность / Р. Ю. Скоков // Взаимодействие НИУ и социума в решении задач АПК. – М.: Изд-во «Современные тетради», 2007. – С. 168–172 (0,3 п.л.).

46.Скоков, Р. Ю. Предпосылки неформальной деятельности в алкогольной отрасли России / Р. Ю. Скоков // Молодежь и экономика: новые идеи и решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. – С. 177–179 (0,1 п.л.).

47.Скоков, Р. Ю. Меры стабилизации и развития ликероводочной отрасли Волгоградской области на мезоуровне / Р. Ю. Скоков // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития–2006: материалы Международной научно-практической конференции. Экономика. – Одесса: Черноморье, 2006. – Том 1. – С. 23–26 (0,3 п.л.).

48.Скоков, Р. Ю. Экономическое стимулирование легального производства ликероводочной продукции / Р. Ю. Скоков, Р. Н. Муртазаева // Вестник Волгоградского филиала Московского университета потребительской кооперации. – 2005. – Вып. 10. – С. 146–149 (0,2/0,1 п.л.).

49.Скоков, Р.Ю. Планирование как фактор роста эффективности функционирования ликероводочных предприятий / Р. Ю. Скоков // «Наука i освiта 2005»: Матерiали VIII Мiжнародноi науково-практичноi конференцii. – Днiпропетровськ: Наука i освiта, 2005. – Том 85. – С. 60–63 (0,3 п.л.).

50.Скоков, Р. Ю. Повышение эффективности деятельности ликероводочных предприятий в результате построения целостной системы планирования и управления / Р. Ю. Скоков, Р. Н. Муртазаева // Экологические и социально-экономические аспекты устойчивого развития региона Нижней Волги. – М.: Издательство «Современные тетради», 2005. – С. 408–413 (0,5/0,25 п.л.).

51.Скоков, Р. Ю. Разработка механизма планирования и его влияние на эффективность производства / Р. Ю. Скоков // Актуальные проблемы развития АПК: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. – Волгоград: Волгоградская ГСХА, 2005. – С. 43– 50 (0,3 п.л.).

52.Скоков, Р. Ю. Порядок уплаты и отчисления акциза как инструмент регулирования рынка водки и ликероводочных изделий / Р. Ю. Скоков // Материалы VII–VIII региональных конференций молодых исследователей Волгоградской области. – Волгоград: Волгоградская ГСХА, 2004. – С. 164–166 (0,1 п.л.).

53.Скоков, Р. Ю. Роль государственных производителей алкоголя в российской экономике / Р. Ю. Скоков // Основы достижения устойчивого развития сельского хозяйства: материалы Международной научно-практической конференции. – Волгоград: Волгоградская ГСХА, 2004. – С. 107–108 (0,1 п.л.).

54.Скоков, Р. Ю. «Расщепленный» способ уплаты акциза: ожидаемый эффект и складывающиеся реалии / Р. Ю. Скоков, Р. Н. Муртазаева, А. А. Герасимов // Вестник Волгоградского филиала Московского университета потребительской кооперации. – 2003. – Вып. 7. – С. 90–93 (0,3/0,1 п.л.).

55.Скоков, Р. Ю. Состояние рынка алкогольной продукции Волгоградской области / Р. Ю. Скоков, Р. Н. Муртазаева // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: труды 5-й Международной научно-практической конференции. В 3 т. – СПб: Инкор, 2003. – Т. 3. – С. 122–124 (0,2 / 0,1 п.л.).