- Выявлены, раскрыты и уточнены теоретико-методологические основы сетевого подхода к изучению политико-административных процессов в современном государстве, определены причины его интенсивного становления и развития в современной политологической науке. Расширено толкование ринципов функционирования современного государства, инкорпорирующего сетевые конструкции в повседневную управленческую практику, что дало возможность углубить представления о процессах властвования, раскрывающие сложное взаимодействие институционального дизайна и сетевого ландшафта. В данном контексте раскрыто приоритетное значение для эффективного осуществления государственных функций многообразных и разнообразных коммуникативных и ресурсных взаимозависимостей, формирующихся между государственными негосударственными акторами, помимо формальных, иерархических установлений как внутри правящего класса, так и его отношениях с обществом. Показано, то подобный исследовательский ракурс позволяет интерпретировать ключевой для государства процесс принятия и реализации решений ак серию стратегических игр, направляемых интересами и ресурсами участников сетевых альянсов, объяснить причины и механизмы их формирования, реконфигурации и распада. Данные методологические рамки позволили сделать вывод о междисциплинарной природе сетевого подхода, его теоретико-методологической открытости для отражения сложносоставной динамики современного государства.
- Предложена теоретическая трактовка сетевой формы организации государственного управления кк интеграции ресурсного потенциала государственных и негосударственных субъектов на основе горизонтального и вертикального взаимодействия в целях эффективного совместного решения слабоструктурированных проблем, получения дополнительных преимуществ для оперативной адаптации политической системы к быстро изменяющимся условиям внешней среды. Обоснован вывод об усложнении системы государственного управления в силу преобладания комплексных проблем, сохранения высокого уровня политической подотчетности государства на фоне легитимного распространения неформальных практик и непубличных соглашений как на этапе разработки, так и реализации решений.
- Показана специфика, отличительные процессуальные и структурные параметры различных моделей государственного управления, отражена их эволюция в виде движения от иерархической к сетевой организационной архитектуре. В качестве движущей силы изменения методов, инструментов и технологий властвования и управления выявлено стремление современного государства к наращиванию своих адаптивных возможностей в условиях высокой степени неопределенности внешней и внутренней среды. Обосновано, что не каждое государство испытывает потребность или располагает ресурсам для преодоления чрезмерной институциональной жесткости, а соответственно, легитимации сетей как организационной формы современного государственного управления. Выявлено, что ориентация государства на инкорпорирование новых организационных конфигураций в управленческую практику определяется типом политического режима, спецификой правящей элиты, качеством профессиональной подготовки правящего класса, соотношением публичных и латентных практик в деятельности ключевых политических субъектов, а также развитостью коммуникативной инфраструктуры, обеспечивающей их взаимодействие. Сделан вывод о том, что широкое распространение сетей в практике современного государственного управления не знаменует ослабление властных позиций государства как центрального политического института, а является результатом изменения его управленческой стратегии в отношениях с контрагентами и выполнении основных функций.
- Обобщена современная практика идентификации и анализа сетевых альянсов в современном демократическом государстве. Обоснована и раскрыта цель этих процедур, определяемая как необходимость в выявлении многообразия сетевых структур, действующих в различных зонах, так и потребность в поиске инструментария для управленческого воздействия на них.
- Предложен алгоритм проектирования сетевых альянсов государством на этапе реализации решений. Обосновано положение, согласно которому решение не всякой проблемы требует формирования сети, а в отдельных случаях более эффективными могут оказаться иерархическая или рыночная координация. Обоснован тезис о необходимости приобретения современными государственными служащими новых профессиональных компетенций, без которых активация сетевых технологий государственного управления приведет к усугублению проблем, а не их решению.
- Определены как преимущества инкорпорирования сетевых механизмов и технологий в институциональную практику современного государственного управления, так и порождаемые ими угрозы для воспроизводства демократического политического режима. Сделан вывод о необходимости активации демократическим государством форм метауправления, требуемых для осуществления полномочий в децентрализованной среде в условиях рассредоточения власти между участниками сложных сетей.
- Раскрыто содержание деятельности менеджера сети на операционном и институциональном уровнях. Обосновано использование на каждом из них разнообразных методов и инструментов управления. Определены оптимальные для достижения поставленных государством целей комбинации факторов среды и моделей поведения менеджера сети.
1.Михайлова О.В. Сетевой подход в политической науке. М .: Макс Пресс, 2014. (6,0 п.л.).
2.Михайлова О.В. Сети в политике и государственном управлении. М.: Издательство КДУ, 2013. (17,0 п.л.)
3.Михайлова О.В., Лебедева Т.П. Государственное управление в зарубежных странах: опыт административных реформ. М.: Издательство МГУ, 2011. (личный вклад - 7,0 п.л.)
4.Баранов А.Н., Михайлова О.В., Шипова Е .А. Некоторые константы русского политического дискурса сквозь призму политической метафорики (‘взаимоотношения бизнеса и власти’, ‘коррупция’). М.: [Фонд ИНДЕМ], 2006. (личный вклад - 2,0 п.л.)
5.Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики / Баранов А.Н., Михайлова О.В., Сатаров Г .А., Шипова Е.А. – М.: [Фонд ИНДЕМ], 2004. (личный вклад – 2,0 п.л.)
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации:
1.Михайлова О.В. Современная российская политика: тенденции и проблемы развития // Власть. 2014. №4. (0,4 п.л.)
2.Михайлова О.В. К юбилею университетских политологов // Вестник Томского государственного университета. 2014. №4 (0,4 п.л.)
3.Михайлова О.В. Возможности государства по управлению сетевыми альянсами // Вестник Государственное управление. Электронный Вестник. Выпуск 38. Июнь 2013 г. (0,5 п.л.)
4.Михайлова О.В. Государство в поисках новой модели управления // Вестник МГУ серия 21 «Управление (государство и общество)». 2013. №1. (1,0 п.л.)
5.Михайлова О.В. Проблемы идентификации и оценки политических сетей / Государственное управление. Электронный Вестник. Выпуск 35. Декабрь 2012г. (1,0 п.л.)
6.Михайлова О.В. Проблемы разработки алгоритма формирования политических сетей // Вестник МГУ серия 21 «Управление (государство и общество)». 2012. №1. (1,0 п.л.)
7.Михайлова О.В. Эффективность и демократичность политических сетей // Вестник МГУ Вестник МГУ серия 21 «Управление (государство и общество)». 2011. №3. (1,0 п.л.)
8.Михайлова О.В. Административные реформы в современных государствах: опыт Нидерландов // Вестник МГУ серия 21 «Управление (государство и общество)». 2011. №1. (1,0 п.л.)
9.Михайлова О.В. Административные реформы в современных государствах: опыт Швейцарии / Государственное управление Электронный Вестник. Выпуск 24. Сентябрь 2010г. (1,0 п.л.)
10.Михайлова О.В. Сетевые механизмы формирования государственной политики: проблема соответствия ценностям демократии / Власть. 2010. №12. (0,4 п.л.)
11.Лебедева Т.П., Михайлова О .В. Административные реформы в современных государствах: методологические аспекты / Вестник МГУ серия 21 «Управление (государство и общество)». 2010. №1, (личный вклад – 0,5 п.л.)
12.Михайлова О.В. Концепция «Governance»: политические сети в современном государственном управлении / Вестник МГУ серия 21 «Управление (государство и общество)». 2009. №2. (1,0 п.л.)
13.Тематический мониторинг политического дискурса: корпусно-ориентированный подход / Баранов А.Н., Михайлова О .В., Сатаров Г.А., Шипова Е .А. Баранов И.А. – Научно-техническая информация. Серия 2. Информационные процессы и системы. 2004. №6. (личный вклад – 0,5 п.л.)
14.Благовещенский Н.Ю., Михайлова О.В., Сатаров Г .А. Структура общественного политического сознания / Общественные науки и современность. 2005. №2. – (личный вклад – 0,5 п.л.)
15.Михайлова О.В. Политическое сознание граждан на постсоветском пространстве: опыт социологического исследования / Полития. 2003. №2. (1,0 п.л.)
Публикации в иных изданиях:
1.Михайлова О.В. Сетевые структуры в практике современного государственного управления // Сети в публичной политике. Ежегодник РАПН-2014 М.: РОССПЭН, 2014. (1,0 п.л.)
2.Михайлова О.В. Политические сети в контексте современного понимания демократического правления. Политика. Государство. Управление. Сборник статей / Сост. А .И. Соловьев, Г.В. Пушкарева. М.: КДУ, 2013. (1,0 п.л.).
3.Михайлова О.В. Политико-административные сет и в формировании государственной политики. Государственная политика. Учебное пособие / под ред. А.И. Соловьева. М.: Издательство МГУ, 2012. (1 п.л.)
4.Лебедева Т.П., Михайлова О.В. Модели и сценарии административных реформ: опыт сравнительного анализа / Власть и политика: институциональные вызовы XIX века / под ред. А.И. Соловьева. М.: РОССПЭН, 2012. (личный вклад — 0,5 п.л.)
5.Михайлова О.В. Проблемы обеспечения учебно-методической литературой дисциплин управленческих специальностей / В сборнике Управление: вызовы и стратегии в XXI веке /отв. Ред. Л.Б. Логунова – М.: КДУ, 2007 (Ученые труды факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. Выпуск 6). (1,0 п.л.)
6.Михайлова О.В. Взаимодействие с органами власти: тематическая структура дискурса и метафорика (на материале российских СМИ) / В сборнике «Преодоление бюрократических барьеров в сфере миграции и дорожного движения»: научный доклад по материалам проекта «Преодоление бюрократических барьеров в Федеральной миграционной службе МВД РФ и ГИБДД МВД РФ». М .: Ф онд ИНДЕМ, 2007. (личный вклад — 3,07 п.л.)
7.Михайлова О.В., Сатаров Г.А. Идеология высокого модернизма и ее проявления в современном государственном управлении/ Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации: материалы 5-ой международной конференции факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова (31 мая – 2 июня 2007г.): Ч . 1 – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. (личный вклад 0,6 п.л.)