Научная тема: «ОБУЧЕНИЕ НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • Академизация есть объективный процесс эволюции художественного мышления, языка и творчества человечества от синкретичного фольклорного к современному дифференцированному типу, протекающий в русле глобализации культуры. Академизация музыкального искусства оказывает существенное влияние на систему образования, поскольку музыкальная деятельность лежит в основании учебно-воспитательного процесса и пронизывает все формы и содержание обучения.
  • К закономерностям академизации музыкального искусства и образования относятся: десинкретизация и унификация музыкального мышления, языка и творчества. Закономерности академизации создают в системе музыкального образования как позитивные, так и негативные тенденции. К последним относятся: унификация музыкального мышления (тенденция к типизации, стандартизации, мышлению штампами), которая приводит к смещению функций исполнительского искусства от коммуникативной к представительной (возрастает значение «опуса» как самоценного музыкального произведения), формализация, создающая приоритет техничности исполнения над художественностью, дедемократизация (тенденция к элитарности искусства) и нивелирование национальной идентичности, а также другие, более частные тенденции, обусловленные глобализационны-ми процессами.
  • Закономерное сочетание внешних негативных тенденций академизации, обусловленных кризисом процесса, предлагается именовать «постакадемический синдром». Основанием для появления постакадемического синдрома служат внутренние процессы унификации, формализации и дедемократизация музыкального искусства, исходящие из закономерностей академизации, а их внешними проявлениями становятся: смещение парадигмы музыкального искусства и образования от коммуникации к абсолютизации опуса; превалирование формальной стороны исполнительства над содержательной и как следствие - деградация эстетической функции искусства и образования, и отход от народных традиций, что грозит потерей национальной идентичности и вымиранием или перерождением народно-инструментального искусства.
  • Две подсистемы образования - обучение исполнителей на академических инструментах европейского типа и русских народных инструментах - демонстрируют самостоятельные траектории развития, что проявляется в различии целей и задач, форм и методов обучения на разных этапах функционирования. При этом эволюция отечественного музыкального образования в целом отличается единством подсистем, их взаимодействием и взаимообусловленностью.
  • Система академического музыкального обучения, сложившаяся в культуре европейского типа, приняв опус в качестве парадигмы, преимущественно ориентирована на воспитание музыканта-исполнителя не в структуре коммуникации со слушателем, а в традиции подчинения академической парадигме (идеальному опусу). Обучение на русских народных инструментах исторически обладает спецификой, обусловленной особенностью вида, национальными традициями и ментальностью россиян, поэтому отход от народных традиций необходимо рассматривать как негативную тенденцию как в искусстве, так и в образовании.
Список опубликованных работ
Монография

1. Варламов, Д.И. Эволюция системы обучения исполнителей на русских народных ин струментах в условиях академического музыкального образования: монография / Д.И. Варламов. – Саратов: СГК им. Л.В.Собинова, 2014. – 212 с. (12,6 п.л.)

Научные статьи в рецензируемых изданиях

2.Варламов, Д.И. Музыкальное образование в контексте метаморфоз парадигмы исполнительского искусства / Д.И. Варламов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Т. 13. Серия Философия. Психология. Педагогика, выпуск 3. – 2013. – С. 101-104. (0,5 п.л.)

3.Варламов, Д.И. Парадигма музыкального искусства как фактор совершенствования системы специального образования / Д.И. Варламов // Вестник Челябинского государственной академии культуры и искусств. – 2013. – № 4 (36). – С. 102-106. (0,4 п.л.)

4.Варламов, Д.И. Синергетический и компаративистский подходы в исследовании эволюции системы обучения исполнителей на русских народных инструментах в контексте академического образования музыкантов России / Д.И. Варламов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/113-11837 (0,5 п.л.)

5.Варламов, Д.И. Теоретические и методологические основы исследования исполнительской школы в музыкальном искусстве / Д.И. Варламов, Е.С. Виноградова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11, ч. 7. – С. 1407-1411. (0,5 п.л., авторство не разделено)

6.Варламов, Д.И. Музыкальное образование исполнителей на русских народных инструментах как объект компаративистского и синергетического исследования / Д.И. Варламов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 1 (40). – Т. 2. – С. 299-305. (0,5 п.л.)

7.Варламов, Д.И. Академизация музыкального искусства и образования как процесс / Д.И. Варламов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 3 (42). – Т. 2. – С. 57-64. (0,5 п.л.)

8.Варламов, Д.И. Профессиональные качества оркестрового музыканта как объект исследования / Д.И. Варламов, К.И. Лохов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 4 (43). – Т. 2. – С. 304-311. (0,5 п.л., авторство не разделено)

9.Варламов, Д.И. Академизация народного искусства и образования исполнителей на русских народных инструментах / Д.И. Варламов // Вестник Челябинского государственной академии культуры и искусств. – 2014. = № 2 (38). – С. 79-84. (0,4 п.л.)

10.Варламов, Д.И. Коммуникативные качества оркестрового музыканта в контексте педагогического исследования / Д.И. Варламов, К.И. Лохов // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. – 2014. – № 5. –С. 108-110. (0,3 п.л., авторство не разделено)

11.Варламов, Д.И. Академизация музыкального искусства и образования в контексте глобализации современного общества / Д.И. Варламов // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. – 2014. – № 5. – С. 111-113 (0,3 п.л.)

12.Варламов, Д.И. Динамика парадигм музыкального образования в контексте академизации искусства / Д.И. Варламов // [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – № 2. – 2014. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine.htm (0,9 п.л.)

13.Варламов, Д.И. Изменение мышления учащегося-музыканта в условиях академического образования / Д.И. Варламов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. – 2014. – № 5. – Ч. 2. – С. 15-18. (0,4 п.л.)

14.Варламов, Д.И. Влияние дисциплин дирижерского профиля на формирование профессиональных качеств оркестрового музыканта / Д.И. Варламов, К.И. Лохов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 5. – Ч. 2. – С. 19-22. (0,4 п.л., авторство не разделено)

15.Варламов, Д.И. Концертмейстер в современной музыкально-педагогической практике / О.Я. Коробова, Д.И. Варламов // Искусство и образование. – 2010. – № 3 (65). – С. 111-115. (0,3 п.л., авторство не разделено)

16.Варламов, Д.И. Антиципация в деятельности музыканта-концертмейстера / Д.И. Варламов, О.Я. Коробова // Музыковедение. – 2010. – № 5. - С. 36-40. (0,4 п.л., авторство не разделено)

17.Варламов, Д.И. Исполнительская компетентность музыканта как педагогическая проблема / К.И. Лохов, Д.И. Варламов // Искусство и образование. – 2010. – № 4 (66). – С. 81-87. (0,3 п.л., авторство не разделено)

Учебные пособия

18.Варламов, Д.И. Становление академической традиции в русском народно-инструментальном искусстве XIX столетия: учеб. пособие / Д.И. Варламов. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. - 50 с. (3 п.л.)

19.Варламов, Д.И. Ансамбль саратовских гармоник: школа коллективной игры. Учеб. пособие / Д.И. Варламов, С.А. Самусенко. - Саратов: «Саратовтелефильм» - «Добро-дея», 2010. - 180 с. (24 п.л., авторских 4 п.л. - 17%)

Научные статьи, материалы выступлений и докладов

20. Варламов, Д.И. Искусство как форма воплощения антропосоциальных отношений / ДИ Варламов // Искусство и культура Научно-практический журнал. - 2012. - № 4 (8). - С. 6-11. (0,5 пл)

21.Варламов, Д.И. Актуальные проблемы современного регионального музыкального образования в контексте академизации / Д.И. Варламов // Региональный вуз: проблемы и перспективы в условиях реформирования системы отечественного художественного образования: матер. междунар. науч=-практич. конф. 17-18 ноября 2013 года / сост. Н.И. Лазарева, И.Л. Пивоварова; ред. колл. Е.В. Меледина, И.В. Филиппова. - Магнитогорск: Магнитог. гос. консерватория, 2014. - С. 9-14. (0,3 п.л.)

22.Варламов, Д.И. Периодизация истории отечественного музыкального образования: синергетический подход / Д.И. Варламов // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сб. материалов Междунар. науч. конф. 14-19 апреля 2014 года / Ред.-сост.: Я.И. Сушкова-Ирина, Г.Р. Консон. - М.: Нобель-пресс; Edinbourgh: Lennex Corporation, 2014. - С. 98-105. (0,5 п.л.)

23.Варламов, Д.И. Академизация в музыкальном искусстве и образовании / Д.И. Варламов // Художественное образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Тезисы междунар. науч.-практич. конф. / ред. кол.: Т.А. Буданова, Г.В. Трофимова, Т.М. Усова; ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств». - Чита, 2012. ─ С. 3-7. (0,3 п.л.)

24.Варламов, Д.И. Психология музыкальной письменности в контексте эволюции фольклорной традиции / Д.И. Варламов // История, теория и практика фольклора: сб. науч. ст. по материалам IV Всерос. науч. чтений памяти Л.Л. Христиансена / ред.-сост. А.А. Михайлова. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. - С. 150-154. (0,3 п.л.)

25.Варламов, Д.И. Академизация в контексте музыкального образования: перспективы развития традиций национального исполнительства / Д.И. Варламов // Проблемы художественного творчества: сб. ст. по материалам Всеросс. науч. чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. II ч. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. - С. 161-163. (0,2 п.л.)

26.Варламов, Д.И. Методология исследования искусства в социальном контексте (вместо предисловия) / Д.И. Варламов // Варламов Д.И. Онтология искусства: Избранные статьи 2000-2010 гг. ─ М.: Композитор, 2011. ─ С. 7-19. (0,7 п.л.)

27.Варламов, Д.И. Типология традиций в культуре и искусстве / Д.И. Варламов // Варламов Д.И. Онтология искусства: Избранные статьи 2000-2010 гг. ─ М.: Композитор, 2011. ─ С. 129-144. (0,9 п.л.)

28.Варламов, Д.И. Современные проблемы и перспективы развития музыкальной педагогики / Д.И. Варламов // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире. Сб. по материалам Междун. науч.-практ. конфер. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. -С. 207-210. (0,2 п.л.)

29.Варламов, Д.И. Проблемы исполнительской компетентности педагога-музыканта / К.И. Лохов, Д.И. Варламов // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире. Сб. по материалам Междун. науч.-практ. конфер. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. - С. 201-203. (0,2 п.л., авторство не разделено)

30.Варламов, Д.И. Национальный инструментализм в контексте академизации / Д.И. Варламов // Национальные оркестры и ансамбли Евразии: традиции и современность. Сб. ст. науч. конфер. V Межд. фестиваля традиционной музыки «Звуки Евразии» / Сост. и науч. ред. В.В. Китов. – Улан-Удэ: «НоваПринт», 2010. – С. 47-50. (0,2 п.л.)

31.Варламов, Д.И. Взаимовлияние фольклорного и академического направлений в русском народно-инструментальном искусстве / Д.И. Варламов // Проблемы художественного творчества: сб. ст. по материалам Всерос. науч. чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. - С. 180-192. (0,8 п.л.)

32.Варламов, Д.И. От какого наследства мы отказываемся / Д.И. Варламов // Инф. бюл. «Народник». – 2010. – № 1 (69) - С. 34-37. (0,4 п.л.)

33. Варламов, Д.И. Фольклорное мышление как источник современных проявлений ис кусства / Д.И. Варламов // От конгресса к конгрессу. Материалы Второго Всеросс. кон гресса фольклористов. Сб. докл. - Т. 3. - М.: Гос. республиканский центр рус. фолькло ра, 2011. - С. 27-36. (0,5 п.л.)

34.Варламов, Д.И. Фольклорное сознание как объект исследования / Д.И. Варламов // К 100-летию Л.Л. Христиансена. Сб. науч. ст. по материалам III Всеросс. науч. чтений, посвященных Л.Л. Христиансену. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2011. - С. 88-93. (0,3 п.л.)

35.Варламов, Д.И. Народные инструменты в структуре музыкального образования: Проблемы академизации / Д.И. Варламов // Вопросы инструментоведения. Вып. 9. Сб. ст. и материалов Восьмого междунар. инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения» (С-Петербург; 2-5 декабря 2013 г.) / Российский институт истории искусств; [Ред.-сост. О.В. Колганова и др., отв. ред. И.В. Мациевский]. – СПб, 2014. – С. 246-251. (0,4 п.л.)

36.Варламов, Д.И. Контонационные и интонационные тенденции в «Перепутанице» И. Мациевского / Д.И. Варламов // Контонация: перспективы музыкального искусства и науки о музыке: [материалы Международного инструментоведческого конгресса (Санкт-Петербург, 5-7 декабря 2011 г.) / Российский институт истории искусств; гл. ред. А.А. Тимошенко]. СПб.: Астерион, 2011. - С. 71-77. (0,4 п.л.) (Вопросы инструментоведения; Вып. 8)

37.Варламов, Д.И. Народные традиции и методология их исследования в музыкальном искусстве / Д.И. Варламов // Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: Музыкознание, психология, педагогика, филология, философия, медицина, информатика: Параллели и взаимодействия. ─ М.: Книга по Требованию, 2012. ─ С. 114-118. (0,3 п.л.)

38.Варламов, Д.И. Методология исследования искусства в социуме / Д.И. Варламов // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. по материалам Междун. науч. конф. 9-12 апреля 2012 года. ─ М.: Книга по Требованию, 2012. ─ С. 322-330. (0,6 п.л.)

39. Варламов, Д.И. Академизация в контексте глобализации: теория и практика национального инструментализма России / Д.И. Варламов // V Всемирный конгресс IOV «Му зыкальное творчество как фактор развития межкультурного диалога», 20-23 сент. 2012 г., г. Улан-Удэ: тезисы / Сост., науч. ред. В.В. Китов. ─ Улан-Удэ, 2012. ─ С. 92-93. (0,2 п.л.)

40. Варламов, Д.И. Программная музыка как продукт эволюции художественного созна ния: взаимодействие видов искусств / Д.И. Варламов, Т.В. Грачева // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф. 9-13 апреля 2013 года. – М.: Нобель-пресс, 2013. – С. 111-117. (0,4 п.л., авторство не разделено)