2. Определено, что АПО ЭБ представляет собой урегулированную нормами административного права повседневную упорядоченную управленческую деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в рамках единой государственной экономической политики с использованием административно-правовых средств, осуществляемую в целях обеспечения эффективного нормативно-организационного воздействия на общественные отношения в интересах создания и поддержания необходимого уровня защищенности участников экономических отношений.
3. Аргументировано, что АПО ЭБ: заключается в урегулированном административно-правовыми нормами исполнении общеобязательных условий и требований безопасности; предполагает использование инструментария административно-процессуального воздействия; имеет самостоятельную субстратную (административно-правовые нормы); организационную (системы государственных органов специальной компетенции); функциональную (реализует регулятивную и контрольную функции) и субстанциальную (совокупность охраняемых экономических интересов государства) составляющие.
4. Аргументировано, что наиболее значимой составляющей механизма АПО ЭБ, в котором проявляется консолидация используемых для обеспечения экономической безопасности правовых средств, форм и методов деятельности субъектов обеспечения ЭБ являются административно-правовые режимы, устанавливаемые в области обеспечения ЭБ.
5. Выявлена специфика социокультурного подхода к АПО ЭБ, заключающаяся в необходимости учета конкретного уровня социально-экономического развития отдельных регионов России, этнического состава населения, различных культурных и религиозных традиций, ментальности конкретных социальных групп, и мотивирующая обращение к оценочным категориям в административном праве, связанным с проблемами согласования ценностных ориентиров в вопросах обеспечения экономической безопасности. Доказано, что социокультурный подход может способствовать формированию определенных констант, обеспечивающих стабильное функционирование механизма АПО ЭБ во взаимосвязи с процессами сохранение целостности российского общества.
6. Методологическая сущность синергетического подхода к исследованию АПО ЭБ как неравновесной системы заключается в том, что:
- во-первых, данная система интегрирована в систему более высокого уровня ─ правового обеспечения экономической безопасности, включающего в себя подсистемы международно-правового, конституционно-правового, финансово-правового, гражданско-правового и иных видов обеспечения ЭБ;
- во-вторых, включает подсистемы административно-правового обеспечения финансовой, промышленной, энергетической и иных составляющих ЭБ;
- в-третьих, характеризуется адаптивностью к модификациям объективной реальности и устойчивостью к детерминирующим воздействиям субъективного характера.
Подтверждено, что синергетический потенциал АПО ЭБ сконцентрирован в государстве как субъекте управления.
7. Сформулирован вывод, согласно которому АПО ЭБ в РФ в контексте глобализационных процессов должно, с одной стороны, отвечать внутренним потребностям обеспечения государственного суверенитета, с другой, ─ коррелировать в необходимой степени с правовыми нормами и концептами зарубежных стран и соответствовать международным стандартам при помощи рецепции, гармонизации и имплементации. Обосновано, что в целях сохранения экономического суверенитета современной России (вопреки негативным компонентам глобализационных процессов) крайне важно не допустить минимизации ресурса государственной управляемости и снижения потенциала государства как в регулировании национальной экономики в целом, так и в обеспечении ЭБ.
8. Аргументирована необходимость легитимизации обязанности институтов государственной власти создавать механизмы обеспечения ЭБ и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию государства.
9. Конкретизировано, что повышению эффективности субъектов обеспечения ЭБ будет способствовать как решение задач общей превенции, так и стимулирование и поддержка субъектов экономической деятельности, формирование правомерного экономического поведения хозяйствующих субъектов (деполяризация населения, то есть выравнивание уровней социально-экономического развития).
10. Уточнено, что система обеспечения ЭБ включает в себя разнопрофильные государственные органы исполнительной власти, обладающие необходимыми полномочиями и средствами обеспечения отдельных направлений экономической безопасности РФ. Структурными элементами названной системы становятся государственные органы, обеспечивающие экономическую безопасность страны на уровне существующей системы мер (защита государственных границ, осуществление таможенного и налогового контроля, сопровождение благоприятного режима миграции населения и др.).
11. Конкретизированы уровни в системе государственных органов и ведомств обеспечения ЭБ: стратегический (Президентом РФ определяются направления проводимой в настоящее время внутренней и внешней политики государства в рамках обеспечения ЭБ); консультационно-координационный, представленный Совбезом РФ, обеспечивающий реализацию функций Президента РФ в области безопасности; законодательный (органами законодательной власти формируется правовая основа национальной и экономической безопасности России, определяется правовой статус участников общественных отношений, развивающихся в рамках обеспечения ЭБ, устанавливается система органов власти и их компетенция в названной сфере деятельности); исполнительный (органами исполнительной власти определяется стратегия и формы обеспечения ЭБ на уровне общегосударственной экономической политики); судебный (судебными органами и органами прокуратуры обеспечивается соблюдение законодательных норм всеми участниками правоотношений, возникающих в сфере ЭБ); институциональный (государственными институтами осуществляется обеспечение ЭБ России на уровне существующей системы мер).
12. Выделены основные направления взаимодействия субъектов государственной системы обеспечения ЭБ в РФ: разработка правовых основ совместной деятельности по обеспечению ЭБ; проведение совместных мероприятий, в том числе оперативно-профилактических и иных операций, по раскрытию и расследованию фактов правонарушений в сфере экономической деятельности; предупреждение правонарушений в экономической сфере и экономических преступлений; информационное, аналитическое и научно-методологическое обеспечение совместной деятельности по обеспечению ЭБ; подготовка кадров, в том числе повышение их квалификации.
13. Предложена классификация мер административного принуждения в сфере ЭБ как нейтральные, включающие в себя деятельность органов исполнительной власти по сбору и обработке экономических данных, а также выработке рекомендаций для субъектов экономической деятельности, и меры стимулирующего характера, которые могут быть определены в качестве мер административного принуждения, результатом применения которых является наступление благоприятных последствий для субъектов экономической деятельности, используемые, как в отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере ЭБ, так и в рамках ее устранения.
14. Обосновано, что органами административной юрисдикции в процессе применения мер административного принуждения в сфере обеспечения ЭБ современной России должна в обязательном порядке учитываться специфика фактических и формально-юридических оснований, правила назначения административного наказания, административно-процессуальный порядок применения, а также принципы законности, публичности, индивидуализации, компенсаторности, всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела, презумпции невиновности, гуманности, справедливости, равенства граждан перед законом, уважения достоинства личности.
15. Выявлены правовые пробелы в сфере обеспечения ЭБ, к числу которых, прежде всего, автор относит:
- отсутствие законодательной систематизации административно-принудительных мер в сфере экономической безопасности;
- отсутствие контроля над своевременностью и соразмерностью их применения (выражается также в отсутствии соответствующего уполномоченного контрольно-надзорного органа исполнительной власти, ведущего соответствующую деятельность);
- отсутствие органа исполнительной власти с функциями прогностическо-рекомендательного характера, обобщающего правоприменительную деятельность по всем мерам принуждения в сфере экономической безопасности и предлагающего рекомендации по ее оптимизации и унификации.
16. Классифицированы меры административного принуждения, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах в целях предупреждения внешних угроз ЭБ, характеризуемые отсутствием вины субъектов и состава правонарушения как основания их применения: установление ограничений на свободу реализации товаров и услуг на определенной территории, а также установление временных запретов на осуществление определенных финансовых операции и экономических видов деятельности; введение особого порядка реализации товаров первой необходимости; временный запрет деятельности опасных производств; запрещение приостановления деятельности организаций; принудительное изъятие или арест технических средств: печати, звуковоспроизведения и ретрансляции; запрет на продажу специальных средств: оружия, боеприпасов и т.п.; привлечение частных лиц, в том числе организаций, для выполнения государственных нужд; введение особых режимов функционирования объектов транспортной инфраструктуры.
1.Максимов С.Н. Экономическая безопасность России: системно-правовое исследование. – М.: МПСИ, 2008. – 2,15 п.л.
2.Максимов С.Н. Проблемы развития государственного управления в административном праве. – М.:НОУ ВПО «МПСУ», 2012. – 4,3 п.л.
3.Максимов С.Н. Государственное управление в сфере экономической безопасности России. Монография. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. – 23,75 п.л.
4.Максимов С.Н. Административно-правовое регулирование в сфере экономической безопасности. Монография. В 2 т. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 46,5 п.л.
Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования результатов диссертационных исследований:
5.Максимов С.Н. Правовые источники регулирования государственной монополии в области поставок вооружения и военной техники // Указатель поступлений депонированных рукописей. Серия А. № 1(78). – М: ЦВНИИ МО РФ, 2003. – 0,8 п.л.
6.Максимов С.Н. Система административно-правовых отношений в механизме правового регулирования экономической безопасности // Право и управление ХХI век. – 2011. – № 4. – 0,6 п.л.
7.Максимов С.Н. Стратегии национальной безопасности России и США (сравнительный анализ) // Мир образования – образование в мире. – 2011. – № 4 (44). – 0,7 п.л.
8.Максимов С.Н. Неравномерность регионального развития как угроза экономической безопасности России// Вестник ФГУП «ЦНИИ «Центр». – 2011. – №5. – 0,5 п.л.
9.Максимов С.Н. Преступность в сфере экономики как угроза экономической безопасности России// Вестник ФГУП «ЦНИИ «Центр». – 2011. – №5. – 0,5 п.л.
10.Максимов С.Н. Национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере на современном этапе// Вестник ФГУП «ЦНИИ «Центр». – 2011. – № 2. – 0,5 п.л.
11.Максимов С.Н. Критерии и параметры экономической безопасности// Вестник ФГУП «ЦНИИ «Центр». – 2011. – № 2. – 0,5 п.л.
12.Максимов С.Н. Генезис понятий и концепций стратегии национальной безопасности // Законодательные, нормативные правовые акты по промышленности. – 2011. – Выпуск № 4. – 0,2 п.л.
13.Максимов С.Н. Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти // Oeconomia, aerarium, jus (Экономика, финансы, право): теоретический и научно-практический журнал. – 2012. - № 1(01). – 0,7 п.л.
14.Максимов С.Н. Бедность населения как угроза экономической безопасности // Публичное и частное право. – 2012. – № III (XV) - 0,6 п.л.
15.Максимов С.Н. Национальные интересы Российской Федерации в экономике и приоритеты ее развития // Oeconomia, aerarium, jus (Экономика, финансы, право): теоретический и научно-практический журнал. – 2012. - № 1(2). – 0,8 п.л.
16.Максимов С.Н. Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти // Право и управление. ХХI век. – 2012 . – № 2. – 0,6 п.л.
17.Максимов С.Н., Федорченко В.Н. Государственные корпорации: административно-правовой статус и роль в экономике России // Вестник Академии военных наук. – 2012. - № 1(38). – 0,9 п.л.
18.Звинчукова О.Н., Максимов С.Н. Актуальные вопросы правового регулирования деятельности государственных корпораций, осуществляющих производство продукции двойного назначения, как фактор обеспечения национальной безопасности // Вестник Екатерининского Института. – 2012. - № 2 (18). – 0,6 п.л.(авторские – 0,3 п.л.).
19.Максимов С.Н. Финансово-экономический кризис и его последствия для безопасности Российской Федерации // Публичное и частное право. – 2012. - № II (XIV). – 0,7 п.л.
20.Максимов С.Н. Национальная безопасность России в условиях финансово-экономического кризиса // Oeconomia, aerarium, jus (Экономика, финансы, право): теоретический и научно-практический журнал. – 2012. - № 2(03). – 0,8 п.л.
21.Максимов С.Н. Анализ положений международных договоров, регулирующих борьбу с преступными доходами // Публичное и частное право. – 2013. – Выпуск № I (XVII). – 1,1 п.л.
22.Максимов С.Н. Структура экономической безопасности Российской Федерации и ее анализ // Публичное и частное право. – 2013. – Выпуск № II (XVIII). – 0,8 п.л.
23.Максимов С.Н. Актуальные вопросы обеспечения законности государственного управления в сфере национальной безопасности России// Вестник Юридического института МИИТ. – 2013. – №4. – 0,5 п.л.
24.Максимов С.Н. Финансово-экономический кризис и его последствия для безопасности страны // Вестник ФГУП «ЦНИИ «Центр». – 2013. – № 1. – 0,6 п.л.
25.Максимов С.Н. Международно-правовые стандарты борьбы с легализацией преступных доходов // Вестник ФГУП «ЦНИИ «Центр». – 2013. – № 1. – 0,5 п.л.
26.Максимов С.Н. Актуальные проблемы государственного управления в сфере национальной безопасности // Вестник ФГУП «ЦНИИ «Центр». – 2013. – № 4. – 0,5 п.л.
27.Максимов С.Н. Анализ проблем государственного управления в административном праве // Вестник ФГУП «ЦНИИ «Центр». – 2013. – № 4. – 0,5 п.л.
28.Максимов С.Н. Критерии и параметры экономической безопасности // Публичное и частное право. – 2013. – Выпуск № IV (XX). – 0,6 п.л.
Публикации в сборниках научных трудов и материалов научно-практических конференций:
29.Максимов С.Н. Анализ основ современной государственной политики России в области поставок вооружения и военной техники // Военный вестник. – 2002. - № 5. – 1,0 п.л.
30.Максимов С.Н. Понятие, правовое регулирование и принципы поставок вооружения и военной техники РФ зарубежным странам // Сборник статей адъюнктов Военного университета. – М: ВУ, 2003. ─ Часть 2. – 1,0 п.л.
31.Максимов С.Н. Механизм правового регулирования в системе национальной безопасности Российской Федерации // Актуальные вопросы совершенствования методики преподавания правовых дисциплин. Материалы научно-практической конференции (22-24 сентября 2010 г.). – М.: Военный университет, 2010. – 0,5 п.л.
32.Максимов С.Н. Бедность населения как угроза экономической безопасности // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2012. – Вып.1(36). – 0,5 п.л.
33.Максимов С.Н. Актуальные проблемы правового регулирования в системе экономической безопасности России // Сборник научных трудов факультета права Государственного университета Министерства финансов РФ. – 2012. – Выпуск 5. – 0,6 п.л.
34.Максимов С.Н. Легализация преступных доходов как одна из форм экстремистской деятельности и угроза национальной безопасности // Проблемы противодействии экстремизму и терроризму в молодежной среде, формирования толерантности в межнациональных отношениях. Материалы научно-практической конференции 15 марта 2012 г. – Брянск, 2012. – 0,5 п.л.
35.Максимов С.Н. Проблемы обеспечения законности государственного управления в сфере национальной безопасности России // Актуальные проблемы государствоведения. Международная научно-практическая конференция 28 ноября. 2012. – М.:МПСУ, 2012. – 0,7 п.л.
36.Максимов С.Н. Принципы государствоведения в области национальной безопасности // Актуальные проблемы обеспечения законности в системе государственного управления. Научно-практическая конференция 18 декабря 2012. – М.:МПСУ, 2012. – 0,5 п.л.
37.Максимов С.Н. Противодействие коррупции как фактор обеспечения национальной безопасности России // Актуальные проблемы правового регулирования деятельности государственных и муниципальных учреждений в новых условиях финансового обеспечения. Материалы научно-практической конференции. – М.: Спутник+, 2012. – 0,6 п.л.
38.Максимов С.Н. Сравнительный анализ подходов к проблемам национальной безопасности в России и США // Материалы X научно-практической межвузовской конференции по итогам научно-исследовательских работ, выполненных студентами, аспирантами, молодыми учеными и преподавателями. – М.: Спутник+, 2012. – 0,6 п.л.
39.Максимов С.Н. Коррупция как угроза экономической безопасности России // Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственного управления. Материалы II международной научно-практической конференции. – М: Спутник+, 2012. – 0,8 п.л.
40.Максимов С.Н. Борьба с легализацией преступных доходов (правовые аспекты) // Правовая работа в вооруженных силах Российской Федерации и методы ее совершенствования. Материалы научно-практической конференции (29 марта 2012 г.). М., 2012. - 0,4 п.л.
41.Максимов С.Н. Анализ системы экономической безопасности и ее структура // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России ФГУП «ЦНИИ «Центр». – 2013. – № 2. – 0,5 п.л.
Учебники и учебно-методические пособия
42.Максимов С.Н. Государственные и муниципальные финансы, их правовое регулирование: программа курса магистерской подготовки / под ред. Е.В.Охотского. – М.:МГИМО, 2009. – 0,8 п.л.
43.Максимов С.Н. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / под общ. ред. д.ю.н., проф. А.Н.Савенкова. – М.: Дашков и К, 2010. – Гл.12. – С. 209-225. ─ 0,9 п.л.
44.Землин А.И., Землина О.М., Козлов В.В., Колесов Р.А., Максимов С.Н. Антикоррупционные ограничения на государственной службе и меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управления: Научно-практическое пособие. – М.: МПСУ, 2012. – 15 п.л. (авторские ─ 3,0 п.л.).
45.Глухов Е.А., Землин А.И., Землина О.М., Корякин В.М., Максимов С.Н. Противодействие коррупции в Российской Федерации: учебник / Е.А. Глухов [и др.]; под ред. А.И. Землина, В.М. Корякина. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 468 с. ─ 29,5 п.л. (авторские – 4,0 п.л.).
46.Сидоренко В.Н., Максимов С.Н., Изотов Д.М. Особенная часть уголовного права России (сборник задач и тестов): Учебное пособие. – М.: НОУ ВПО “МПСУ”, 2013. – 160 с. ─ 10 п.л. (авторские ─ 3,3 п.л.).
Зарубежные публикации
47.Максимов С.Н. Международно-правовые алгоритмы борьбы с легализацией преступных доходов // Известия института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. – 2012. - № 3. – 0,8 п.л.
48.Максимов С.Н. Кризис рубит по экономике // Ветеран Севастополя. – 2012. – № 47 (299). – С. 6 ─ 0,5 п.л.
49.Максимов С.Н. Ключевые вопросы государственного управления в области экономической безопасности // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2012. – Т.12 № 12. – 0,7 п.л.