Научная тема: «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2015
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Под административно-правовой защитой конкуренции следует пони мать совокупность правовых и организационных мер, направленных на противодействие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

К указанным мерам относятся: судебное рассмотрение дел об административных правонарушениях в области защиты конкуренции, контрольная деятельность антимонопольных органов, действия хозяйствующих субъектов, направленные на защиту своих прав и интересов в области конкуренции.

2. Угрозой, которая уже в ближайшее время встанет перед Российской Федерацией - это усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

В настоящее время среди стимулирующих, ограничительных и защитных мер преобладают меры административно-правовой защиты конкуренции. Дальнейшее совершенствование конкурентных отношений в России должно быть основано на мерах, стимулирующих развитие конкуренции, а административно-правовая защита конкуренции акцентироваться и развиваться преимущественно на наиболее монополизированных товарных рынках.

3. Структура административно-правового регулирования защиты конкуренции, а также его совершенствование должны основываться на представлении об административно-правовой защите конкуренции как системе административно-правовых средств, которые в зависимости от предмета воздействия делятся на следующие виды: административно-правовые средства противодействия монополистической деятельности, административно-правовые средства защиты от недобросовестной конкуренции, административно-правовые средства предупреждения и пресечения антиконкурентных действий органов государственной власти.

4. Административно-правовые средства противодействия монополистической деятельности являются основой особого правового режима предпринимательской деятельности, для которого характерен приоритет предписаний и запретов. Развитие указанных средств целесообразно осуществлять в следующих направлениях:

  • повышение прозрачности торговых политик субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, в том числе посредством использования правил недискриминационного доступа к производимым ими товарам;
  • закрепление в КоАП РФ санкции за нарушение правил недискриминационного доступа, дальнейшая дифференциация административной ответственности за нарушение данных правил;
  • трансформация антимонопольного регулирования в политику защиты конкуренции, предполагающая переход от защиты интересов одного физического лица к защите интересов неопределенного круга физических лиц в случае нарушения их прав или ущемления их интересов хозяйствующим субъектом, злоупотребляющим своим доминирующим положением;
  • развитие институтов разъяснений и рекомендаций («guidelines») по применению антимонопольного законодательства в целях повышения обоснованности принимаемых решений и обеспечения единообразия в правоприменении; закрепление статуса указанных рекомендаций и порядка их подготовки в постановлении Правительства Российской Федерации;
  • внедрение программ смягчения ответственности для членов картеля, оказывающих содействие расследованию.

5. Для эффективного противодействия недобросовестной конкуренции в России характерно широкое применение административных форм защиты, в отличие от преобладающего судебного порядка в зарубежных странах, что обусловлено, с одной стороны, недостаточно эффективным функционированием судебной власти, а с другой стороны - сложившейся практикой антимонопольных органов, в компетенцию которых входит рассмотрение тесно связанных с недобросовестной конкуренцией дел (например, в области рекламы). В диссертации доказано, что в перспективе необходимо переместить акцент противодействия недобросовестной конкуренции с административных форм защиты в сторону судебной защиты.

6. В качестве важной межотраслевой меры административно-правовой защиты конкуренции следует считать оценку регулирующего воздействия на конкуренцию проектов нормативных правовых актов. В целях совершенствования механизма указанной оценки необходима разработка специальной методики защиты и развития конкуренции, которая должна быть включена в технические регламенты, а также в иные акты, разрабатываемые и утверждаемые при осуществлении технического регулирования.

7. Воздействие на нарушителей антимонопольного законодательства посредством административно-правовых санкций, закрепленных в КоАП РФ, является в настоящее время достаточно широко практикуемой мерой, что обусловлено недостаточным уровнем развития иных правовых средств борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства. Объективным условием, способствующим применению административных мер за нарушения антимонопольного законодательства, следует назвать широкое распространение административной ответственности в области противодействия правонарушениям экономического характера в целом.

8. Дифференциация санкций за нарушения антимонопольных требований не соответствует дифференциации запретов, закрепленных в статьях 15, 16 и 17 Федерального закона «О защите конкуренции». Отчасти это обусловлено относительно непродолжительным периодом применения указанных правовых норм. Запретительный характер антимонопольного законодательства отрицательно влияет на эффективность защиты конкуренции.

9. Устойчивой тенденцией является дифференцированный подход к привлечению к административной ответственности за нарушение антимонопольных правил на различных товарных рынках, что вызвано разницей в оценке их общественной опасности и необходимостью более четкого установления границ административной ответственности. В процессе исследования установлено, что наряду с дифференциацией ответственности за нарушение антимонопольных запретов необходимо развитие составов административных правонарушений, связанных с невыполнением предусмотренных законодательством обязанностей хозяйствующих субъектов в отношении антимонопольных органов, в том числе имеющих обеспечительный характер.

10. Специфика сочетания частных и публичных интересов при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства обуславливает необходимость закрепления на уровне закона отдельных административно-юрисдикционных процедур (антимонопольных процедур), отличающихся от иных административно-юрисдикционных процедур, выделяемых в науке и структурированных в законодательстве (производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам).

11. Реализация принципа состязательности сторон в антимонопольных процедурах ограничена тем, что в специально создаваемые ФАС России комиссии, призванные разрешать дела об административных правонарушениях, включаются исключительно работники антимонопольного органа, что, естественно, не может обеспечить равенство сторон и эффективную состязательность. Антимонопольный орган может оказывать воздействие на процессуальную деятельность комиссии посредством утверждения состава комиссии и ее председателя.

12. В настоящее время отсутствует как общая теоретическая конструкция антимонопольных органов, так и четкое распределение задач в области защиты конкуренции между ними и другими федеральными органами исполнительной власти. Указанная особенность проявляется в следующем:

  • существующая в России система разделения функций в области развития и защиты конкуренции характеризуется ключевой ролью Федеральной антимонопольной службы и недостаточным уровнем организационно-правового обособления указанных функций для иных федеральных органов исполнительной власти. Функции развития и защиты конкуренции являются достаточно масштабными и предполагают включение в процесс их реализации не одного, а нескольких органов исполнительной власти;
  • загромождение функций ФАС России полномочиями, не связанными непосредственно с защитой конкуренции - контролем рекламы, иностранных инвестиций, закупок для государственных нужд - препятствует успешному решению ими своих основных задач по защите конкуренции. В диссертации предложено передать функции по рассмотрению дел, не оказывающих существенного влияния на ограничение конкуренции, от антимонопольных органов другим соответствующим уполномоченным государственным органам;
  • у российских антимонопольных органов отсутствуют полномочия осуществлять оперативно-разыскную деятельность для успешной борьбы с картелями приводит к ситуации, когда они вынуждены решать это ключевую для себя задачу, прибегая к различного рода обходным юридическим конструкциям. Предлагается наделить ФАС России такими функциями.

13. Распределение задач в области административно-правовой защиты конкуренции между федеральными органами исполнительной власти должно осуществляться следующим образом: ведущим федеральным органом исполнительной власти, определяющим государственную конкурентную политику и координирующим деятельность других федеральных органов исполнительной власти по ее реализации, должно быть Министерство экономического развития Российской Федерации. Реализацию государственной конкурентной политики в отдельных отраслях предлагается возложить на отраслевые ведомства, а охранительные меры в области защиты конкуренции должны быть прерогативой антимонопольных органов.

14. Преобладание в российском конкурентном законодательстве оценочных норм обуславливает необходимость углубления специализации судей, рассматривающих антимонопольные дела, а также формализации статуса экспертов и издаваемых ими документов как важной части материалов антимонопольных дел.

15. В целях совершенствования административно-правовой защиты конкуренции необходимо внести следующие изменения в нормативные правовые акты:

1) в Федеральный закон «О защите конкуренции»:

  • в ст. 4 ввести определения понятий «защита конкуренции», «злоупотребление доминирующим положением», «возможность оказывать решающее влияние»;
  • в ст. 23 установить полномочие антимонопольных органов направлять в суд иски в защиту неопределенного круга лиц, пострадавших в результате нарушения антимонопольного законодательства;
  • в главе 3 закрепить запреты в отношении деятельности публичных органов: необоснованный отказ в допуске к участию в торгах; формирование документации, которая приводит к ограничению количества участников торгов;
  • в главе 9 определить порядок оформления протокола заседания комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» включить нормы, предусматривающие возможность для правоохранительных органов проводить оперативно-розыскные мероприятия по обращению антимонопольных органов и передавать им сведения о результатах таких мероприятий для использования при доказывании картелей;

3) УПК РФ дополнить положением о необходимости приобщения к материалам уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 178 УК РФ («Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»), решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства;

4) в КоАП РФ внести изменения, предусматривающие ответственность за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением правил недискриминационного доступа; предусматривающие сроки давности привлечения к административной ответственности за заключение и участие в картельных соглашениях (аналогично срокам, установленным ст. 178 УК РФ);

5) ч. 12 ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании» изложить следующим образом: «Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики и защиты конкуренции, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам»;

6) в Постановлении Правительства Российской Федерации № 331 от 30.06.2004 г. «Об утверждении Положении о Федеральной антимонопольной службе»:

  • закрепить в качестве функции ФАС России разработку и реализацию государственной политики в сфере развития и защиты конкуренции;
  • п. 6.2 изложить в следующей редакции: «заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности»;
  • закрепить полномочия ФАС России по выдаче предупреждений и предостережений по фактам антиконкурентных актов и действий публичных органов, а также по фактам недобросовестной конкуренции;

7) принять Постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее порядок установления доминирования хозяйствующего субъекта на рынке;

8) принять Антимонопольный кодекс ЕАЭС, который бы гармонизировал законодательство входящих в союз стран с целью повышения эффективности защиты и развития конкуренции.

Список опубликованных работ
I. Научные работы, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации:

1.Кинев А.Ю. Борьба с картелями в России // Современная конкуренция. 2010. № 6(24). – 1,0 п.л.

2.Кинев А.Ю. Антиконкурентные соглашения – помеха честному соревнованию в экономике // Законодательство. 2011. № 2. – 0,3 п.л.

3.Кинев А.Ю. Классификация антиконкурентных соглашений в антимонопольном законодательстве Российской Федерации // Современная конкуренция. 2011. № 1(25). – 1,0 п.л.

4.Кинев А.Ю. Ответственность за антиконкурентные соглашения (картели) // Законодательство. 2011. № 6. – 1,0 п.л.

5.Кинев А.Ю. Проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства как один из основных способов сбора доказательств по делам о картелях // Юрист. 2011. № 12. – 0,3 п.л.

6.Кинев А.Ю. Борьба с картелями и другими антиконкурентными соглашениями (согласованными действиями): итоги 2010 года // Юридический мир. 2011. № 6. – 0,75 п.л.

7.Кинев А.Ю. Антимонопольный «заслон» сговорам на торгах // Юрист. 2011. № 16. – 1,0 п.л.

8.Кинев А.Ю. Опыт ФАС России по организации конкурса «Лучшие дела по антиконкурентным соглашениям» // Закон. 2011. № 12. – 2,0 п.л.

9.Кинев А.Ю. Третий антимонопольный пакет и борьба с картелями // Закон. 2012. № 2. – 0,6 п.л.

10.Кинев, А. Ю. Борьба с картелями: практика 2011 года // Юридический мир . 2012. № 9 (189). – 0,5 п.л.

11.Кинев А.Ю. Взаимодействие антимонопольных органов с органами внутренних дел – важный фактор повышения эффективности борьбы с картелями // Юридический мир. 2012. № 5. – 0,6 п.л.

12.Кинев А.Ю. Система противодействия картелям // Закон. 2012. № 9. – 0,5 п.л.

13.Кинев, А. Ю. Борьба с картелями: основные события 2012 г. // Юридический мир . 2012. № 12 (192). – 0,4 п.л.

14.Кинев А.Ю. Административное законодательство о защите конкуренции: становление и совершенствование // Административное право и процесс. 2013. № 3. – 0,4 п.л.

15.Кинев А.Ю. Картели: система доказывания, судебная практика // Закон. 2013. № 4. (В соавт). – 0,5 п.л.

16.Кинёв А.Ю. Уголовная ответственность за картели: практика применения статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации // Московский юрист. 2013. № 1(8). – 1,0 п.л.

17.Кинев А.Ю. Соотношение доктринальной и легальной дефиниций конкуренции // Вестник института: преступление, наказание, исправление: научно-практический журнал Вологодского ин-та права и экономики ФСИН России. – Вологда, 2013. № 1(21). – 0,4 п.л.

18.Кинев А.Ю. Условия формирования конкуренции в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013. № 4. – 0,3 п.л.

19.Кинев А.Ю. Борьба с картелями: итоги работы ФАС России в 2012 году // Закон. 2013. № 7. – 0,4 п.л.

20.Кинев А.Ю. Особенности антимонопольной политики зарубежных стран // Административное право и процесс. 2013. № 5. – 0,3 п.л.

21.Кинев А.Ю. Современные проблемы административно-правовой защиты конкуренции в Российской Федерации // Российский следователь. 2013. № 1. – 0,5 п.л.

22.Кинев А.Ю. Административные формы противодействия недобросовестной конкуренции // Административное право и процесс. 2013. № 8. – 0,4 п.л.

23.Кинев А.Ю. Административно-процессуальные аспекты противодействия недобросовестной конкуренции // Вестник института: преступление, наказание, исправление: научно-практический журнал Вологодского института права и экономики ФСИН России. – Вологда, 2013. № 2 (22). – 0,7 п.л.

24.Кинев А.Ю. Современные проблемы административно-правовой защиты от недобросовестной конкуренции // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 6. – 0,9 п.л.

II. Монографии, учебники

1.Кинев А.Ю. Государственная гражданская служба Российской Федерации: законодательная база, документы, комментарии: Монография. - М.: Омега-Л, 2007. – 6,5 п.л.

2.Кинев А.Ю. Картели и другие антиконкурентные соглашения: право и практика: Монография. – М: Инфотропик Медиа, 2011. – 16,0 п.л.

3.Кинев А.Ю. Конкурентное право России: Учебник. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. (В соавт.). – 1,1 п.л.

4.Кинев А.Ю. Картель – тайная монополия: сборник статей и интервью. – М.: Изд-во МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2012. – 10 п.л..

5.Кинев А.Ю. Административно-правовые основы и организация защиты конкуренции в Российской Федерации: Монография. – М: ООО «Издательство «Элит», 2013. – 8,5 п.л.

III. Научные статьи, тезисы докладов и выступлений на научных конференциях и семинарах:

1.Кинев А.Ю. За нарушение антимонопольного законодательства придется ответить // Конкуренция и рынок. 2010. № 1(45). – 0,2 п.л.

2.Кинев А.Ю. Борьба с картелями: вчера и сегодня // Конкуренция и рынок. 2010. № 2(46). (В соавт.). – 0,15 п.л.

3.Кинев А.Ю. Особый вид картелей – сговоры на торгах / Актуальні проблеми юридичної науки // Збірник тез міжнародної наукової конференції «Дев´яті осінні юридичні читання»: У 4-х частинах. – Частина четверта: «Кри-мінальне право. Кримінологія. Кримінально-виконавче право. Кримінальний процес. Криміналістика. Судова експертиза». – Хмельницький: Видавництво Хмельницького університету управління та права, 2010. – 0,26 п.л.

4.Кинев А.Ю. О применении математических методов при анализе согласованных действий участников рынка // Тетради Международного университета в Москве. Вып. 12. Ч. 2. Россия XXI века: методология и практика междисциплинарного сотрудничества. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2010 (в соавт.). – 1,0 п.л.

5.Кинев А.Ю. Взаимодействие правоохранительных и антимонопольных органов по выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства // Сб. статей участников круглого стола. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере экономики. – М.: ВГНА Минфина России, 2011. – 0,5 п.л.

6.Кинев А.Ю. Борьба с картелями и другими антиконкурентными соглашениями (согласованными действиями): итоги 2010 // Особенности рассмотрения судами дел о нарушении антимонопольного законодательства: российский и зарубежный опыт. Сборник трудов российско-американской конференции. – М., 2011. – 0,5 п.л.

7.Кинев А.Ю. Уголовная и административная ответственность за антиконкурентные соглашения (картели) // Российское конкурентное право и экономика. 2011. № 2. – 1,0 п.л.

8.Кинев А.Ю. Картель на рынке страховых услуг (дело «КРК») / Актуальные вопросы борьбы с преступлениями в сфере финансовой деятельности государства // Сб. научных статей участников Круглого стола 23 декабря 2011. – М.: ВГНА Минфина России, 2011. (В соавт.). – 0,5 п.л.

9.Кинев А.Ю. Операция «Антикартель». Продолжение следует // Конкуренция и право. 2012. № 1. – 1,0 п.л.

10.Кинев А.Ю. Исторические аспекты правового регулирования антиконкурентных соглашений и эволюция норм правоприменения // Российское конкурентное право и экономика. 2012. № 3(6). – 1,0 п.л.

11.Кинев А.Ю. Картельные соглашения в третьем антимонопольном пакете поправок // Корпоративный юрист. 2012. № 1. – 0,2 п.л.

12.Кинев А.Ю. Особенности административно-правовой защиты конкуренции в Российской Федерации // Инновации в науке и практике административного права: сборник научных трудов, посвященный памяти Ю.М. Козлова (VI Козловские чтения) / Отв. сост.: Андрюхина Э.П. (Ред.). - М.: ИЦ Унта им. О.Е. Кутафина, 2013. – 0,2 п.л.

13.Кинев А.Ю. Сговор на торгах как нарушение антимонопольного законодательства / Государственные и муниципальные закупки – 2012 // Сборник докладов всероссийской практической конференции-семинара. – М.: ИД «Юриспруденция. 2013. (В соавт). – 0,5 п.л.

14.Кинев А.Ю. Административно-правовое противодействие недобросовестной конкуренции и недобросовестной рекламы : материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч.: Ч. 1 СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2013. – 0, 8 п.л.

15.Кинев А.Ю. Борьба с картелями – 2013 // Конкуренция и право. 2013. № 3. – 0,1 п.л.

16.Кинев А.Ю. Расследование международных картелей как фактор дальнейшего развития системы антимонопольного регулирования в Российской Федерации // Антимонопольная деятельность единого экономического пространства. 2013. июль-декабрь. (В соавт.) – 0,5 п.л.

17.Кинев А.Ю. Проблемы совершенствования административно-правового статуса антимонопольных органов Российской Федерации / Соблюдение прав человека и гражданина в деятельности сотрудников органов внутренних дел // Сб. материалов Всерос. заоч. конф. с международным участием. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2014. – 0,7 п.л.

18.Кинев А.Ю. Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. / Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). № 2, 2014. – 0,5 п.л.