Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ АНДРАГОГИЧЕСКОИ СУБЪЕКТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Андрагогическая субъектность учителя в системе постдипломного педагогического образования является свойством личности учителя, которое позволяет ему быть активным в учебной деятельности и включает в себя следующие структурные компоненты: понимание и реализация учителем себя как деятеля (т.е. источником собственной активности); понимание и реализация учителем себя управляющим своей учебной деятельностью; понимание и осуществление учителем себя как реализующим свою жизнь в различных видах деятельности, в том числе и в учебной в системе постдипломного педагогического образования. Основными критериями андрагогической субъектности являются: мотивационный, коммуникативный, деятельностный, управляющий, рефлексивный.

2. Смысловая наполненность понятия «формирование андрагогической субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования» представлена идеями о том, что формирование андрагогической субъектности учителя идентифицируется с процессом дальнейшего становления свойства личности учителя, позволяющего ему осуществлять учебную деятельность в системе постдипломного педагогического образования на основе самостоятельности (самостоятельная постановка целей, задач учебной деятельности без внешнего целеполагания, без пошагового сопровождения андрагогом). Формирование андрагогической субъектности учителя происходит под воздействием внутренних и внешних условий; в процессе формирования андрагогической субъектности учителя происходит переход от одного уровня андрагогической субъектности к другому (качественно новому).

3. Концепция формирования андрагогической субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования включает следующие положения:

  • теоретическим основанием формирования андрагогической субъектности учителя выступает системный подход;
  • андрагогическая субъектность учителя и учебная субъектность студента и школьника различны;
  • процесс формирования андрагогической субъектности учителя - это процесс дальнейшего становления системы свойств учителя: понимание и реализация себя деятелем (источником своей активности), управление своей учебной деятельностью; понимание и осуществление себя реализующим свою жизнь в различных видах деятельности, в том числе и в учебной в системе постдипломного педагогического образования.

Концепция формирования андрагогической субъектности учителя включает в себя:

  • цель (выявление условий эффективного формирования андрагогической субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования);
  • описание конструктов формирования андрагогической субъектности учителя. Конструкты процесса формирования андрагогической субъектности выстроены в следующей логике: причина → следствие, воздействия → эффекты. Таким образом, конструктами процесса формирования андрагогической субъектности учителя становятся: потребность учителя в профессиональном совершенствовании средствами постдипломного педагогического образования, потребность учителя быть субъектом своей учебной деятельности, высокие требования к повышению качества постдипломного педагогического образования учителей (причины) → формирование андрагогической субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования (следствие); технология формирования андрагогической субъектности, учебная деятельность учителя в системе постдипломного педагогического образования (воздействия) → изменения (возрастание) уровней андрагогической субъектности учителя (эффекты).
  • описание функций андрагогической субъектности учителя, состоящих в реализации самостоятельности учителя, в реализации отношения учителя к себе как к деятелю;
  • описание уровней сформированности андрагогической субъектности учителя: первый (репродуктивный) - учитель выступает принимающим цель, план, средства реализации учебной деятельности, предложенные андрагогом; второй (частично-поисковый) - учитель - субъект частичного управления своей учебной деятельностью, третий (продуктивный) - учитель - субъект управления своей учебной деятельностью;
  • описание критериев андрагогической субъектности учителя -мотивационного, управляющего, деятельностного, коммуникативного, рефлексивного - и их показателей.
  • описание внешних и внутренних условий: первая группа (организационно-педагогические) - выявление и учет образовательных потребностей учителя; организация андрагогического процесса; взаимодействие андрагога и учителя; использование различных форм организации самостоятельной учебной деятельности учителей; вторая группа (психологические) - способность учителя к саморазвитию; осуществление им деятельности рефлексивного сознания; понимание андрагогом учителя как взрослого человека; мотивация учителя к учебной деятельности в постдипломном педагогическом образовании.

4. В технологии формирования андрагогической субъектности учителя обучение направлено на формирование учителя как субъекта управления собственной учебной деятельностью, самостоятельно разрабатывающего цель учебной деятельности, средства ее реализации, реализующего эти средства, самостоятельно получающего результат учебной деятельности, самостоятельно контролирующего, корректирующего и оценивающего свою учебную деятельность.

5. Основными компонентами андрагогической субъектности учителя являются: понимание и реализация учителем себя как деятеля (т.е. источника своей активности), управление учителем своей учебной деятельностью; понимание и осуществление учителем себя как реализующего свою жизнь в различных видах деятельности, в том числе и в учебной в системе постдипломного педагогического образования; критериями андрагогической субъектности учителя являются: мотивационный, коммуникативный, деятельностный, управляющий, рефлексивный.

Список опубликованных работ
Монографии и главы в коллективных научных монографиях

1. Пилюгина, С.А. Андрагогическая субъектность учителя в системе постдипломного педагогического образования: монография / С.А.Пилюгина; под ред. В.Ф. Шкель. - Саратов: изд-во ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. - 156 с. (9,75 п.л.).

2. Пилюгина, С.А. Формирование андрагогической субъектности учителя: монография / С.А.Пилюгина; под ред. Н.А. Поляковой. - Тольятти: изд-во ТГУ, 2014. - 192 с.(12 п.л.).

Научные статьи в изданиях по перечню ВАК РФ

3. Пилюгина, С.А. Андрагогическое обеспечение постдипломного педагогического образования: стратегии и тенденции развития систем высшего и постдипломного педагогического образования в России / С.А.Пилюгина // Вестник СГТУ. - Саратов, 2007. - № 1 (23) Выпуск 3. - С. 207-215 (0,56 п.л.).

4. Пилюгина, С.А. Методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя / С.А.Пилюгина // Вестник СГТУ. - Саратов, 2007. - № 1 (21) Выпуск 3. - С. 248-258 (0,63 п.л.).

5. Бескова, Т.В., Пилюгина, С.А. Андрагогическое обеспечение постдипломного педагогического образования: методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя / С.А.Пилюгина // Вестник СГАУ. - Саратов, 2007. - № 1. Выпуск 4. - С. 7-10 (0,18 п.л.).

6. Пилюгина, С.А. Андрагогическое обеспечение постдипломного педагогического образования / С.А.Пилюгина // Вестник СГАУ. - Саратов, 2007. - № 1. Выпуск 4. - С. 49-52 (0,25 п.л.).

7. Пилюгина, С.А. Методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя в системе постдипломного педагогического образования / С.А.Пилюгина // Ученые записки РГСУ. - М., 2009. - № 7. - С. 52-57 (0,37 п.л.).

8.Пилюгина, С.А. Структура андрагогической субъектности учителя и механизмы ее развития в системе постдипломного педагогического образования / С.А.Пилюгина // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск, 2010. - № 2. - С. 339-342 (0,25 п.л.).

9.Пилюгина, С.А. Деятельность андрагога в системе постдипломного педагогического образования / С.А.Пилюгина // Казанский педагогический журнал. - Казань, 2010. - № 2. - С. 95-101 (0,44 п.л.).

10. Пилюгина, С.А. Технология развития андрагогической субъектности учителя / С.А.Пилюгина // Казанский педагогический журнал. - Казань, 2010. - № 4. - С. 57-65 (0,56 п.л.).

11.Пилюгина, С.А. Концептуальные идеи развития субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования / С.А.Пилюгина // Социальная политика и социология. - М.,2010. - № 3. - С. 221-233 (0,75 п.л.).

12.Пилюгина, С.А. Методологические основания развития андрагогической субъектности учителя / С.А. Пилюгина // Казанский педагогический журнал. -Казань, 2011. - № 2. - С. 125-135 (0,63 п.л.).

13.Пилюгина, С.А. Исследование андрагогической субъектности взрослого / С.А. Пилюгина // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск, 2011. - № 1. - С. 294-297 (0,25 п.л.).

14. Пилюгина, С.А. Моделирование концепции развития андрагогической субъектности учителя в постдипломном педагогическом образовании / С.А. Пилюгина // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск, 2012. - № 2. - С. 275-279 (0,32 п.л.).

15.Пилюгина, С.А. К вопросу об андрагогической субъектности учителя / С.А. Пилюгина // Научное обозрение: гуманитарные исследования - М.,2012. - № 2 - С. 18-29 (0,68 п.л.).

16.Пилюгина, С.А. Особенности андрагогической субъектности учителя: сущность и структура / С.А. Пилюгина // Казанский педагогический журнал. -Казань, 2012. - № 2. - С. 48-57 (0,56 п.л.).

17.Ярыгин, А.Н., Пилюгина, С.А. Функции андрагогической субъектности /А.Н. Ярыгин, С.А. Пилюгина // Вектор науки ТГУ. - Тольятти, 2014. - №1. -С. 274-280 (0,44 п.л.).

18.Ярыгин А.Н., Пилюгина С.А. Основы формирования андрагогической субъектности учителя // Казанский педагогический журнал. - Казань, 2014. -№4. - С.47-56.

Научные статьи в изданиях по перечню ВАК Украины

19. Пилюгина, С.А. Андрагогическая субъектность учителя / С.А. Пилюгина // Вестник Черкасского университета. - Черкассы, 2013. - № 28 (281). - С. 95- 99(0,32 п.л.).

20. Яригін А.М., Пілюгіна С.А. Гуманістичний аспект дослідження андрагогічної суб’єктності дорослого / А. М. Яригін, С. А. Пілюгіна // Вісник Черкаського університету. Серія: Педагогічні науки. – Вип. 306(13). – 2014. – Черкаси: ЧНУ ім. Богдана Хмельницького, 2014. – С. 90-96.

Научные статьи и материалы научных и научно-методических конференций

21. Пилюгина, С.А. Инновации в постдипломном образовании / С.А. Пилюгина // Инновации в образовательном процессе: материалы научно-практической конференции. – Саратов: Научная книга, 2002. – С. 13-17 (0,32 п.л.).

22.Пилюгина, С.А. Образование в системе повышения квалификации как социальное партнерство / С.А. Пилюгина // Государственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании: сборник научных трудов научно-практической конференции. – Саратов: изд-во СГУ, 2002. – С. 104-108 (0,32 п.л.).

23.Пилюгина, С.А. Некоторые аспекты андрагогических исследований // Проблемы формирования андрагогической компетентности специалистов постдипломного образования: материалы второй международной научно-практической конференции. – СПб, СПбГУПМ, 2002. – С. 82-84 (0,2 п.л.).

24.Пилюгина, С.А. Дистанционное обучение в постдипломном образовании / С.А. Пилюгина // Технологии Интернет – на службу обществу: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Саратов: изд-во СГТУ, 2002. – С.143-145(0,2 п.л.).

25.Пилюгина, С.А. Педагогическая деятельность как культурный процесс / С.А. Пилюгина // Новые ценности образования: культуросообразная школа. – М.: Народное образование, 2002. – С.39-49 (0,62 п.л.).

26. Пилюгина, С.А. Современное постдипломное образование / С.А. Пилюгина // Основные тенденции развития современного образования: материалы международной научно-практической конференции. – М.: ИТОП РАО, 2002. – С. 425-429 (0,32 п.л.).

27. Пилюгина С.А. Андрагог в системе повышения квалификации /С.А. Пилюгина // Адаптивная система повышения квалификации руководителей и педагогов, 2003. – С. 80 – 85 (0,32 п.л.).

28. Пилюгина, С.А. Гуманистические аспекты постдипломного образования учителей / С.А. Пилюгина // Гуманистическая парадигма непрерывного образования: межвузовский сборник научных трудов. – Саратов: СГУ, 2004. – С.176-182 (0,45 п.л.).

29.Пилюгина, С.А. Инновационная деятельность андрагога / С.А. Пилюгина // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы: материалы IV международной научно-практической конференции. – СПб.: СПбГАППО, 2004. – С. 105-107 (0,23 п.л.).

30.Пилюгина, С.А. Особенности деятельности андрагога / С.А. Пилюгина // Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации: межвузовский сборник научных трудов. – Саратов: ПАГС им. П.А. Столыпина, 2004. – С. 73-76 (0,2 п.л.).

31. Пилюгина, С.А. Андрагогическое сопровождение профессиональной деятельности учителя / С.А. Пилюгина // – М., Новые знания, 2004.– № 2. – С.21-25 (0, 39 п.л.).

32. Пилюгина, С.А. Деятельность андрагога в системе повышения квалификации как средство гуманизации постдипломного образования учителя / С.А. Пилюгина // Идеи гуманной педагогики в современном образовании: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Научная книга, 2004. – С. 3-6 (0,2 п.л.).

33. Пилюгина, С.А. Постдипломное педагогическое образование в системе непрерывного образования / С.А. Пилюгина // Свободная педагогика: традиции и инновации: сборник научных трудов. Саратов, 2005. – С.28-32 (0,3 п.л.).

34. Пилюгина, С.А. Развитие систем высшего и постдипломного педагогического образования в России / С.А. Пилюгина // Инновационные тенденции в системе высшего и среднего образования: материалы II международной научно-методической конференции. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 119 – 125 (0,49 п.л.).

35.Пилюгина, С.А. Инновационная деятельность андрагога в системе повышения квалификации работников образования / С.А. Пилюгина // Проблемы фундаментализации и универсализации образования на основе развития инновационной деятельности: материалы научно-практической конференции. - Вольск, 2004. – Вып. 3. – С.69-77 (0,56 п.л.).

36. Пилюгина, С.А. Обучение в постдипломном педагогическом образовании / С.А. Пилюгина // Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации: межвузовский сборник научных трудов. – Саратов: Научная книга, 2005 – С. 257 – 259 (0,23 п.л.).

37. Пилюгина, С.А. Постдипломное образование в системе непрерывного образования / С.А. Пилюгина // Постдипломное образование в системе непрерывного образования: материалы V международной научно-практической конференции. – СПб.: СПбГАППО, 2005. – С.40-42 (0,37 п.л.).

38. Пилюгина, С.А. Андрагог в системе повышения квалификации работников образования / С.А. Пилюгина // Постдипломное образование: проблемы качества: материалы VI международной научно-практической конференции. – СПб.: СПбГАППО, 2006. – С.274 -276 (0,3 п.л.).

39. Пилюгина, С.А. Повышение квалификации учителя в школе на основе андрагогического сопровождения / С.А. Пилюгина // Постдипломное образование: вызовы времени: материалы VII международной научно- практической конференции. – СПб: СПбГАППО, 2007. – С.107-109 (0,3 п.л.).

40. Пилюгина, С.А. Развитие андрагогической субъектности личности учителя в процессе постдипломного образования / С.А. Пилюгина // Постдипломное образование: проблемы развития личности: материалы VIII международной научно-практической конференции – СПб: СПбГАППО, 2009. – С.89-90 (0,3 п.л.).

41. Пилюгина, С.А. Методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации работников образования / С.А. Пилюгина // Социально-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества: материалы международной научно-практической конференции. – Саратов: Научная книга, 2009. – С. 346-352 (0,49 п.л.).

42. Пилюгина, С.А. Профессионально-личностная позиция учителя как субъекта гуманистически-ориентированной педагогической деятельности / С.А. Пилюгина // Современные проблемы психологии развития и образования человека. Материалы Всероссийской с международным участием конференции. – СПб.: Айсинг, 2009. – С.456-460 (0,42 п.л.).

43. Пилюгина, С.А. Субъектность учителя как феномен / С.А. Пилюгина // Современное образование: от традиций к инновациям: материалы IV всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Научная книга,

2009. – С.40-49 (0,6 п.л.).

44.Пилюгина, С.А. Субъектность учителя и механизмы ее развития в системе постдипломного педагогического образования / С.А. Пилюгина // Проблемы и перспективы социальной психологии образования: материалы международной научной конференции – Саратов: Наука, 2010. – С.127-131 (0,32 п.л.).

45.Пилюгина, С.А. Развитие субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования / С.А. Пилюгина // Психология социального взаимодействия в изменяющемся мире: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Саратов: Наука, 2010. – С.84-93 (0,56 п.л.).

46. Пилюгина, С.А. Методика андрагогического сопровождения / С.А. Пилюгина // Ученые записки ПИ СГУ. – Саратов, 2010. – № 1(9). – С. 99-102 (0,25 п.л.).

47.Пилюгина, С.А. Андрагог в системе постдипломного педагогического образования / С.А. Пилюгина // Постдипломное педагогическое образование: традиции и инновации: материалы IX международной научно-практической конференции. – СПб: СПбГАППО, 2011. – С.210-212 (0,2 п.л.).

48.Пилюгина, С.А., Дворцова Н.Б. Развитие андрагогической субъектности учителя / С.А. Пилюгина // Современное образование: от традиций к инновациям. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. – Саратов: ГАОУ ДПО СарИПКИПРО, 2011. – С.142-148 (0,43 п.л.).

49. Пилюгина, С.А. Андрагогическая функция субъектности / С.А. Пилюгина // XXI век: гуманитарный проект. – 2011. – № 1. – С. 35-44 (0,56 п.л.).

50. Пилюгина, С.А. Структурные особенности субъектности учителя и механизмы ее развития в пространстве постдипломного педагогического образования / С.А. Пилюгина // Формирование личности в социокультурном пространстве современного отечественного образования (региональный аспект): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Тюмень: изд-во «Печатник», 2011. – С.197-201 (0,31 п.л.).

51. Пилюгина, С.А. Характеристики андрагогической функции субъектности / С.А. Пилюгина // Профессиональные ресурсы социальной сферы: состояние, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Саратов: Наука, 2011. – С.81-91 (0,62 п.л.).

52.Пилюгина, С.А. Проблемы развития современного постдипломного педагогического образования / С.А. Пилюгина // Профессиональные ресурсы социальной сферы: состояние, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Наука, 2012. – С.59-66 (0,5 п.л.).

53. Пилюгина, С.А. Технология развития андрагогической субъектности учителя / С.А. Пилюгина // Образование: традиции и инновации. – Башкортостан: ИРО РБ, 2011. – С. 11-18 (0,42 п.л.).

54. Пилюгина, С.А., Колесник, И.В. К вопросу о постдипломном педагогическом образовании / С.А. Пилюгина, И.В. Колесник // Современное образование: от традиций к инновациям: материалы Всероссийской научно- практической конференции. – Саратов: Наука, 2012. – С.163-171 (0,62) п.л.

55. Пилюгина, С.А., Маткова, М.А. Андрагогическая субъектность учителя / С.А. Пилюгина, М.А. Маткова // Современное образование: от традиций к инновациям: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Наука, 2012. – С.179-190 (0,75 п.л.).

56.Пилюгина, С.А. Особенности андрагогической субъектности учителя / С.А. Пилюгина // Постдипломное образование: ресурсы инновационного развития: материалы международной научно-практической конференции – СПб: СПбГАППО, 2013. – С.212-215 (0,25 п.л.).

57.Пилюгина, С.А., Маткова, М.А. Особенности развития субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования / С.А. Пилюгина, М.А. Маткова // Современное образование: от традиций к инновациям. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2013. – С.189-199 (0,62 п.л.)

Учебные пособия

58. Пилюгина, С.А. Некоторые вопросы андрагогики (учебное пособие) / С.А. Пилюгина – Саратов: Научная книга, 2005. – 62 стр. (3,9 п.л.).