2. Систему правовых актов нужно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, совокупность правовых актов органов исполнительной власти выступает как подсистема более высокой по уровню системы (правовых актов управления или системы законодательства). Такой подход позволяет детально рассмотреть ее взаимодействие с внешней средой и выявить связи с другими подсистемами. С другой стороны, правовые акты органов исполнительной власти являются системой, которая включает в себя различные подсистемы, состоящие из групп правовых актов в зависимости от видов органов исполнительной власти их издавших, юридической силы актов, сфер применения и т. д. Это дает возможность сосредоточить внимание на правовых актах как элементах системы, отражает их целостность, характер и принципы внутрисистемного взаимодействия между ними, особенности функционирования и динамику развития всей системы.
3. Предложено определение системы правовых актов органов исполнительной власти. Под ней понимается совокупность множества правовых актов, объединенных между собой связями, в результате чего образуется целостность, направленная на реализацию и обеспечение единой управленческой функции, которая обладает четко выраженной структурой, системными свойствами и закономерностями функционирования. Таким образом, в качестве основных элементов системы выступают правовые акты органов исполнительной власти. Наличие развитых связей между элементами обусловливает формирование определенной структуры, которая оптимальным образом подходит для реализации стоящих перед системой задач. Систему правовых актов органов исполнительной власти следует рассматривать как иерархическое, полиструктурное, многоуровневое образование, характер структуры которой напрямую зависит от связей, существующих между ее элементами.
4. Разработаны классификации видов связей в системе правовых актов органов исполнительной власти. Наиболее распространенными видами связей между правовыми актами органов исполнительной власти в зависимости от пространственной ориентации являются вертикальные («сверху вниз» и «снизу вверх») и горизонтальные. По функциональной принадлежности связи между правовыми актами органов исполнительной власти бывают информационные, связи прогнозирования и моделирования, планирования, организации; руководства и координации; контроля и надзора. По направлению связи подразделяются на прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные). По степени силы между правовыми актами существуют сильные («жесткие») или слабые («мягкие») связи. По характеру связи между правовыми актами можно классифицировать на связи порождения (или генетические), подчинения (субординации), координации, равноправные (безразличные). По роли или значению связи между правовыми актами бывают основными или дополнительными, корректирующими, двойными, параллельными. Соответствующие виды связей подробно рассмотрены в настоящей диссертации.
5. Правовые акты органов исполнительной власти приобретают новые системные свойства в результате объединения их в систему. К этим свойствам относятся: множественность правовых актов; целостность; возможность выделения из внешней среды; взаимодействие с внешней средой; наличие взаимодействия и взаимосвязей между правовыми актами; наличие интегральных свойств.
Отдельные и разрозненные правовые акты органов исполнительной власти не способны достичь комплексных задач управления. Благодаря свойству множественности, правовые акты органов исполнительной власти осуществляют свое воздействие совместно с другими правовыми актами, предопределяя тем самым наличие у них свойства целостности. Целостность правовых актов обусловливает существование у них таких системных свойств, как взаимодействие и возникновение прочных, устойчивых связей. В то же время единство правовых актов органов исполнительной власти позволяет выделить их как систему из внешней среды и указывает на наличие более слабых связей с элементами, не входящими в систему и отражающими системное свойство правовых актов - взаимодействие их с внешней средой. Вместе с тем, действуя в совокупности, правовые акты приобретают системные интегральные свойства и получают возможность проявить свои потенциальные качества, которые не могли быть реализованы ими вне системы. Системные свойства подробно рассмотрены в настоящей работе.
6. При взаимодействии правовых актов органов исполнительной власти в ходе их совместного функционирования в системе возникают особые интегральные свойства. В отличие от других системных свойств интегральные свойства являются комплексными и образуются из-за того, что отдельные правовые акты как элементы системы утрачивают свои прежние индивидуальные качества. В результате объединения они приобретают новые интегральные свойства, не характерные для каждого из них в отдельности. Появление интегральных свойств у правовых актов органов исполнительной власти является закономерностью функционирования системы правовых актов органов исполнительной власти - закономерностью эмерджентности. К интегральным свойствам системы относятся стабильность правовых актов, значительно большая сила и масштаб влияния, экономичность, эффективность. Кроме того, система правовых актов органов исполнительной власти приобретает новые функциональные свойства, такие как формирование правовой культуры правосознания граждан, достижения максимальной законности и т. д.
7. На основе системного исследования предложено авторское определение понятия правового акта органа исполнительной власти. Правовой акт органа исполнительной власти представляет собой элемент системы правовых актов органов исполнительной власти, изданный в одностороннем порядке, содержащий управленческое решение, обладающий императивным, подзаконным характером и имеющий тесные внутрисистемные связи с другими правовыми актами системы, которые определяют его место в иерархической структуре и порождают возникновение новых интегральных свойств, не характерных для него вне системы.
8. Система правовых актов органов исполнительной власти функционирует на основе присущих ей специфических закономерностей. В качестве наиболее значимых закономерностей функционирования системы правовых актов выделяются закономерности эмерджент-ности, синергии, аддитивности, «необходимого разнообразия» и самоорганизации.
Закономерность эмерджентности предопределяет возникновение в системе новых, не существовавших ранее свойств (качественное изменение), а закономерность синергии проявляется в усилении или ослаблении имевшихся свойств (количественные изменения). Вместе с тем каждый элемент привносит в систему свои собственные индивидуальные свойства, поэтому при функционировании системы наблюдается закономерность аддитивности. В ходе функционирования система правовых актов органов исполнительной власти стремится достичь такого состояния, которое соответствовало бы стоящим перед ней проблемам. Таким образом, проявляется закон «необходимого разнообразия», который определяет наличие ряда взаимообусловленных закономерностей: закономерности оптимальности, сохранения внутреннего динамического равновесия, закономерности самосохранения. Одной из важнейших закономерностей является самоорганизация системы правовых актов органов исполнительной власти, которая проявляется в способности противостоять разрушению и адаптироваться к изменяющимся условиям, преобразуя при необходимости свою структуру.
Наличие закономерностей функционирования системы правовых актов органов способно существенным образом изменить первоначальные цели, заложенные законодателем в правовых нормах, привести к непредусмотренным последствиям и незапланированным результатам. В связи с этим при формировании нового правового регулирования в правотворческой практике должны учитываться выявленные закономерности функционирования системы, что позволит достичь согласованности и гармоничности правовых актов, а также обеспечит стабильность, оптимальность, эффективность и экономичность системы правовых актов органов исполнительной власти.
9. Система правовых актов органов исполнительной власти является открытой и склонна к самоорганизации - упорядочению эле ментов одного уровня за счет согласованного взаимодействия множества внутренних факторов. Закономерность самоорганизации проявляется в том, что правовые акты органов исполнительной власти, устанавливающие процедурные и процессуальные нормы, способны компенсировать пробелы материальных норм в правовом регулировании. Система правовых актов стремится самостоятельно устранить коллизии и противоречия, возникающие при отмене правового акта, в результате того, что взаимосвязанные с ним правовые акты фактически утрачивают силу, либо перестают применяться. Система правовых актов органов исполнительной власти становится более упорядоченной в результате согласованного взаимодействия охранительных и регулятивных правовых актов, а также применения общих принципов права, использования особых средств юридической техники. В результата система правовых актов автоматически переходит на но вый уровень правового регулирования и способна самостоятельно, без дополнительного воздействия устранять возникающие проблемы и негативные явления.
10. Системе правовых актов органов исполнительной власти свойственна закономерность внутреннего динамического равновесия, под которой понимается способность системы противостоять изменениям и сохранять относительную стабильность ее состава, свойств элементов и структуры. В течение многих лет постановления и распоряжения как виды правовых актов Правительства РФ остаются неизменными и стабильными. Вместе с тем в тенденциях правотворческой практики Правительства РФ на протяжении последних десятилетий наблюдаются различные преобразования, изменяется соотношение разновидностей правовых актов по содержанию. С течением времени некоторые правовые акты Правительства РФ приобретают большую значимость (федеральные целевые программы, государственные программы), а другие, наоборот, утрачивают свое значение (инструкции, правила). Несмотря на то что подсистема правовых актов Правительства РФ изменяется и развивается, она сохраняет стабильность и устойчивость своих основных элементов и их характеристик.
11. При функционировании системы правовых актов органов исполнительной власти проявляется закономерность оптимальности. Несмотря на многообразие правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на практике используются лишь отдельные их виды, в основном приказ. Намного реже федеральными органами исполнительной власти издаются распоряжения. Такие виды правовых актов, как положения, правила и инструкции самостоятельно в правотворчестве почти не встречаются. Постановления федеральных органов исполнительной власти практически не издаются. Система правовых актов стремится оптимизировать перечень видов правовых актов путем использования таких, которые в действительности наилучшим образом соответствуют целям и задачам, стоящим перед федеральными органами исполнительной власти.
12. В условиях существующего разнообразия правовых актов для обеспечения гармоничного и непротиворечивого функционирования системы необходимо законодательно определить точный исчерпывающий перечень видов правовых актов федеральных органов исполнительной власти и установить четкие различия между ними по содержанию и предметам регулирования. Это позволит преодолеть существующее в правотворческой практике федеральных органов исполнительной власти смешение видов и содержания правовых актов. Одинаковые по содержанию правовые акты федеральных органов исполнительной власти принимаются в различных видах. Схожие правовые акты издаются как самостоятельно, так и утверждаются приказами федеральных органов исполнительной власти. Распространена практика утверждения приказами и распоряжениями федеральных органов исполнительной власти различных видов правовых актов, которые не установлены постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»1.
13. Наличие права издавать правовые акты следует понимать прежде всего как существование у органа исполнительной власти обязанности реализовывать его при соответствующих обстоятельствах. Способами установления обстоятельств, прямо указывающих на необходимость принятия определенных правовых актов органов исполни тельной власти, являются: положения о федеральных органах исполни тельной власти, особенно содержащих конкретные перечни правовых актов; четкие, прямые предписания федеральных законов; поручения вышестоящих органов, таких как Президент РФ или Правительство РФ.
В связи с этим в положениях о федеральных органах исполнительной власти, наделенных нормотворческими полномочиями, следует устанавливать обязанность по проведению в рамках мониторинга правоприменения анализа вышестоящих правовых актов, а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, на предмет выявления в них необходимости издания нормативных правовых актов. Это создаст возможность для своевременного выявления пробелов в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, формирования стратегических планов правотворчества, комплексного и гармонизированного правового регулирования.
14. В результате воздействия различных ситуаций или факторов как внешних, так и внутренних, система правовых актов органов исполнительной власти может развиваться либо хаотично, либо крайне медленными темпами, не соответствующими потребностям общественного развития. В связи с тем что система правовых актов является открытой системой и подверженной влиянию со стороны других систем, она склонна к переходу в неустойчивые состояния, дезорганизации и, как следствие, разрушению частично или полностью. Следовательно, органы исполнительной власти должны осуществлять регулирование развития системы правовых актов, под которым понимается коррекция управляющих параметров по итогам наблюдения за поведением системы актов с целью возвращения ее в нужную траекторию развития.
15. Развитие системы правовых актов органов исполнительной власти возможно на основе планового, ситуационного и системного подходов. На планирование правотворческой деятельности оказывает существенное влияние множество факторов, которые не позволяют развивать систему правовых актов органов исполнительной власти исключительно на основе данного подхода. Применение ситуационного подхода к развитию системы правовых актов возможно только в отдельных конкретных случаях, так как на практике он превращается в инструмент устранения дефектов в системе. Оптимальным вариантом развития системы правовых актов органов исполнительной власти является системный подход. Использование какого-либо одного подхода в его традиционном виде не только не дает существенного эффекта, но и практически невозможно. В связи с этим возникает необходимость комплексного сбалансированного применения различных методологических подходов. Системный подход позволяет обеспечить такое функционирование и развитие системы правовых актов органов исполнительной власти, которое недостижимо ими во внесистемном действии.
16. Системный анализ развития правовых актов свидетельствует о наличии высокой степени зависимости между постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Темпы прироста количества постановлений Правительства РФ являются сравнительно низкими (около 2‒3 % ежегодно) по отношению к темпам прироста регистрируемых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (почти 50 % ежегодно). В этой связи особенно важно сохранять тенденцию к низким темпам роста числа постановлений Правительства РФ, в противном случае объемы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти будут увеличиваться столь быстрыми темпами, что практика их применения станет невозможной.
17. Развитие системы правовых актов органов исполнительной власти напрямую связано с развитием экономического благосостояния страны. Как известно, одним из наиболее значимых показателей экономического развития страны является валовой внутренний продукт, отражающий состояние национальных счетов, темпы развития производства и иные характеристики структуры экономики. В результате статистического анализа выявлено наличие сильно выраженной корреляции ежегодных объемов ВВП России и объемов правовых актов органов исполнительной власти. Высокая степень зависимости также наблюдается при анализе объемов валового регионального продукта России и количества включенных в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ, при сопоставлении объемов ВРП отдельных субъектов РФ с объемами правовых актов органов государственной власти соответствующих субъектов РФ. Высокий коэффициент корреляции подтверждает наличие взаимосвязи между изменениями количества правовых актов органов исполнительной власти и объемов сопоставимых показателей ВВП и ВРП России и ВРП субъектов РФ.
1.Правовые акты органов исполнительной власти: системный подход : монография / В. П. Уманская ; под ред. Б. В. Россинского. — М. : Норма, 2014. — 18 п. л.
2.Правовые акты органов исполнительной власти: теория и практика : монография / В. П. Уманская ; под ред. Б. В. Россинского. — М. : Юнити-Дана, 2013. — 21 п. л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК Минобрнауки России
3.Регулирующее воздействие нормативных правовых актов / В. П. Уманская // Закон. — 2010. — № 1. — 0,45 п. л.
4.Антикоррупционная экспертиза правовых актов: проблемы правового регулирования и правоприменительной практики / В. П. Уманская // Закон. — 2010. — № 4. — 0,5 п. л.
5.Тенденции и направления совершенствования правотворческой деятельности Президента РФ / В. П. Уманская // Закон. — 2010. — № 5. — 0,45 п. л.
6.Административная ответственность в сфере государственного управления / В. П. Уманская // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2012. — № 3. — 0,6 п. л.
7.Юридические технологии: понятие и виды / В. П. Уманская // Правовая культура. — 2012. — № 1. — 0,6 п. л.
8.Порядок подготовки правовых актов Правительства России / В. П. Уманская // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2012. — № 8. — 0,7 п. л.
9.Полномочия федеральных органов исполнительной власти по изданию правовых актов / В. П. Уманская // Правовая культура. — 2013. — № 1. — 0,7 п. л.
10.Правовой акт как форма реализации исполнительной власти / В. П. Уманская // Закон и право. — 2013. — № 3. — 0,25 п. л.
11.Технология оценки регулирующего воздействия правовых актов / В. П. Уманская // Административное право и процесс. — 2013. — № 4. — 0,5 п. л.
12.Способы определения юридической силы правовых актов / В. П. Уманская // Административное право и процесс. — 2013. — № 5. — 0,3 п. л.
13.Понятие административно-правового регулирования / В. П. Уманская // Закон и право. — 2013. — № 8. — 0,25 п. л.
14.Правовые основания приятия правовых актов федеральных органов исполнительной власти / В. П. Уманская // Административное право и процесс. — 2013. — № 11. — 0,35 п. л.
15.Юридический эффект правовых актов исполнительной власти / В. П. Уманская // Административное право и процесс. — 2013. — № 12. — 0,45 п. л.
16.Управленческие связи в системе правотворческой деятельности / В. П. Уманская // Административное право и процесс. — 2014. — № 1. — 0,35 п. л.
17.Системные свойства правовых актов органов исполнительной власти / В. П. Уманская // Законы России. — 2014. — № 1. — 0,5 п. л.
18.Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления как часть административного процесса: воздействие идей профессора В. Д. Сорокина / В. П. Уманская // Административное право и процесс. — 2014. — № 3. — 0,5 п. л.
19.Закономерности системы правовых актов органов исполнительной власти / В. П. Уманская // Административное право и процесс. — 2014. — № 5. — 0,35 п. л.
20.Системообразующие факторы правовых актов органов исполнительной власти / В. П. Уманская // Закон и право. — 2014. — № 6. — 0,25 п. л.
21.Вертикальные и горизонтальные виды связей в системе правовых актов органов исполнительной власти / В. П. Уманская // Законы России. — 2014. — № 8. — 0,4 п. л.
Другие публикации
22.Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / В. П. Уманская [и др.] ; под общ. ред. С. М. Миронова, Г. Э. Бурбулиса. — М. : Совет Федерации, 2009. — 7,2 п. л.
23.Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / В. П. Уманская [и др.] ; под общ. ред. С. М. Миро-нова, Г. Э. Бурбулиса. — М. : Совет Федерации, 2009. — 6,3 п. л.
24.Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц : учеб. пособие / В. П. Уманская. — М. : РПА Минюста России, 2011. — 5,6 п. л.
25.Правовые акты органов исполнительной власти : учеб. пособие / В. П. Уманская. — М. : РПА Минюста России, 2012. — 5,7 п. л.
26.Административно-правовое регулирование: проблемы и новые технологии : учеб. пособие / В. П. Уманская. — М. : РПА Минюста России, 2013. — 7,5 п. л.
27.Нужен закон об административных процедурах / В. П. Уманская [и др.] // Право и экономика. — 2001. — № 6. — 0,5 п. л.
28.Об актах Правительства Российской Федерации в сфере экономики / В. П. Уманская // Законодательство и экономика. — 2001. — № 7. — 0,6 п. л.
29.Проблемы административной юстиции / В. П. Уманская // Судебная защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц : доклады и сообщения Второй Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. — М., 2001. — 0,3 п. л.
30.Проблемы соответствия национального законодательства ВТО / В. П. Уманская // Этапы и технологии вступления России в ВТО: материалы симпозиума. — М., 2001. — Вып. 3. — 0,3 п. л.
31.Предложения к концепции федерального закона «Об административных процедурах» / В. П. Уманская // Модернизация российской экономики / отв. ред. Е. Г. Ясин. — М. : ГУ — ВШЭ, 2002. — Кн. 2. — 0,2 п. л.
32.Проблемы административных процедур / В. П. Уманская // Административное право: теория и практика : материалы науч. конф. — М., 2002. — 0,3 п. л.
33.О соотношении федеральных законов и актов Правительства РФ / В. П. Уманская // Административное право: теория и практика : материалы науч. конф. — М., 2002. — 0,35 п. л.
34.Ведомственный интерес: правовая модель и реальность / В. П. Уманская // Интерес в публичном и частном праве. — М., 2002. — 0,3 п. л.
35.Проблемы взаимоотношений органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов / В. П. Уманская // Модернизация экономики России: итоги и перспективы / отв. ред. Е. Г. Ясин. — М. : ГУ — ВШЭ, 2003. — Кн. 2. — 0,25 п. л.
36.Теоретическое и законодательное соотношение контроля и надзора / В. П. Уманская // Административное право и процесс. — 2005. — № 4. — 0,25 п. л.
37.Полномочия федеральных служб в сфере контроля и надзора / В. П. Уманская // Актуальные вопросы административно-деликтного права : сб. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. — М., 2005. — 0,3 п. л.
38.Правовой статус федеральных служб: проблемы законодательного регулирования / В. П. Уманская // Проблемы административного и административно-процессуального права : сб. науч. тр., посвященных памяти Ю. М. Козлова. — М., 2005. — 0,35 п. л.
39.Проблемы законодательного определения полномочий федеральных служб в сфере контроля и надзора / В. П. Уманская // Административное право: теория и современность : сб. науч. тр., посвященных 100-летию со дня рождения С. С. Студеникина. — М., 2006. — 0,2 п. л.
40. Правоотношения в сфере контроля за соблюдением зако нодательства о государственной службе / В. П. Уманская // Вторые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 9‒10 ноября 2006 года) : сб. ст. : в 8 кн. Кн. 3 : Проблемы административного и финансового права / отв. ред. Б. В. Россинский. — М. : РПА МЮ РФ, 2007. — 0,3 п. л.
41.Законотворчество как государственно-правовая обязанность / В. П. Уманская // Четвертые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 3‒4 декабря 2008 года) : сб. ст. : в 7 кн. Кн. 3 : Проблемы административного, информационного, финансового и налогового права / отв. ред. А. В. Морозов. — М. : РПА Мин-юста России, 2009. — 0,3 п. л.
42.Отдельные аспекты совершенствования антикоррупционного законодательства / В. П. Уманская // Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на предмет коррупциогенности: содержание, значение, методика проведения : сб. ст. / под общ. ред. О. С. Капинус и А. В. Кудашкина : Академия Генеральной прокуратуры РФ. — М., 2010. — 0,45 п. л.
43.Антикоррупционная экспертиза правовых актов: правовое регулирование, проблемы и практика правоприменения / В. П. Уманская // Пятые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 15 декабря 2009 года) : сб. ст. : в 7 кн. Кн. 3. / отв. ред. Б. В. Россинский. — М. : РПА Минюста России, 2010. –– 0,25 п. л.
44.Проблемы и отдельные направления совершенствования правовых актов органов исполнительной власти / В. П. Уманская // Шестые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 10 декабря 2010 года) : сб. ст. : в 7 кн. Кн. 3 / отв. ред. Б. В. Россинский. — М. : РПА Минюста России, 2011. — 0,3 п. л.
45.Правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / В. П. Уманская // Инновационная Россия: проблемы и перспективы формирования правового государства : сб. материалов конф., посвященной 80-летию проф. Д. Н. Бахраха. — Екатеринбург, 2012. — 0,3 п. л.
46.Правотворческие полномочия федеральных органов исполнительной власти / В. П. Уманская // Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. — Одесса, 2013. — 0,25 п. л.
47.О системно-информационной природе правовых актов управления / Б. В. Россинский, В. П. Уманская // Современные проблемы административного и полицейского права : сб. ст. — Омск,
2013. — 0,6 п. л.
48.Административная ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц в сфере правотворчества / В. П. Уманская // Актуальные проблемы административной ответственности : материалы межд. науч.-практ. конф. — Омск, 2013. — 0,5 п. л.
49.Совершенствование правотворческих полномочий органов исполнительной власти в условиях административной реформы / В. П. Уманская // Актуальные вопросы публичного права. — 2013. — № 7. — 0,5 п. л.
50.Система правовых актов органов исполнительной власти / В. П. Уманская // Восьмые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 14 декабря 2012 года) : сб. ст. : в 7 кн. Кн. 3. / отв. ред. Б. В. Россинский. — М. : РПА Минюста России, 2013. –– 0,3 п. л.
51.Понятие юридического эффекта правового акта / В. П. Уман-ская // Административное право: развитие теоретических основ и модернизация законодательства / под ред. Ю. Н. Старилова. — Сер. «Юбилеи, конференции, форумы». — Вып. 8. — Воронеж, 2013.— 0,3 п. л.
52.Принятие нормативных правовых актов государственного управления как часть административного процесса / В. П. Уманская // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы ежегодной Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти В. Д. Сорокина. — СПб., 2014. — Ч. 2. — 0,4 п. л.
53.Административно-правовое регулирование: понятие и современные подходы / В. П. Уманская // Административное право и процесс: история, современность, перспективы развития : Междунар. дистанционная науч.-практ. конф. — М. ; Запорожье, 2014. — 0,2 п. л.
54.Системный подход к развитию правовых актов органов исполнительной власти / В. П. Уманская // Девятые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 13‒14 декабря 2013 года) : сб. ст. : в 7 кн. Кн. 3. / отв. ред. Б. В. Россинский. — М. : РПА Минюста России, 2014. –– 0,3 п. л.
55.Система правовых актов органов исполнительной власти / В. П. Уманская // Теория и практика административного права и процесса : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти В. Д. Сорокина (Небугские чтения). — Краснодар, 2013. — 0,4 п. л.